Доклад на родительское собрание "профилактика детского травматизма в летний период". Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма в летний период

Лето - долгожданное время для отдыха и для взрослых, и для детей. Но при всех своих плюсах: солнце, теплые дни, плавание - летняя пора таит в себе и много опасностей.
Прежде всего, это травмы, количество которых за летний период возрастает.

Что грозит детям в летнее время

Характер травм, получаемых детьми, разнится в зависимости от их возраста. Дети дошкольного возраста больше подвержены так называемым бытовым травмам - то есть тем, которые были получены дома, на прогулке, на даче, в путешествии. И, поскольку в летние месяцы дети большую часть своего времени проводят на свежем воздухе, то опасность травм возрастает.
Даже легкие травмы могут быть опасными.
Дети дошкольного возраста целиком зависят от того, как взрослые способны помочь им в случае беды. И не стоит думать, что ушиб, порез или укус мошки - это пустяк, который "сам пройдет". В случае обширной гематомы боль может беспокоить ребенка очень долгий период, порез, ссадина могут инфицироваться, а укус обычного комара - вызвать аллергическую реакцию. Именно поэтому, первая помощь должна оказываться немедленно.
Как оказать первую помощь , если ребенок порезался или получил ссадину ? Про сильные порезы и рассечения речь даже не идет, тут выход только один - срочно к врачу.
Если повреждение поверхностное нужно, прежде всего, аккуратно промыть ранку от попавшей туда грязи прохладной кипяченой водой.
Дезинфицировать порез или ссадину можно перекисью водорода, раствором мирамистина или хлоргексидина.
Что делать, если ребенок обжегся?
Если это ожог 1 степени, т. е кожа немного покраснела, его следует охладить при помощи воды, затем дать высохнуть. При ожогах 2 и 3 степеней - срочно к врачу!
Что делать если ребенок был укушен насекомым? Если вы знаете, что у ребенка нет аллергии на укусы, то нужно удалить жало (если это была пчела) и приложить что-то холодное на 3-5 минут.
После обработки поврежденного участка кожи, лучше на ожог наложить мягкую повязку, которая предохранит ранку от инфицирования.
А если это ушиб или растяжение?
Следует дать пострадавшей части тела (чаще всего, это конечность) покой. Приложить к больному месту холод (можно даже лед из холодильника) примерно на 5-10 минут.
Не теряя времени, обработать место ушиба обезболивающим средством.
Выезжая с ребенком за город или в отпуск обязательно нужно брать с собой аптечку со всеми необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи. В аптечку обязательно должны входить медицинские препараты для заживления ран с противомикробным и антисептическим действием. Но если произошли серьезные травмы (переломы, ушибы, сотрясения мозга, следует оказать первую медицинскую помощь и немедленно обратиться к врачу.

По данным ВОЗ, ежедневно во всем мире жизнь более 2 тысяч семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или несчастных случаев, которые можно было бы предотвратить. Ежегодно по этой причине погибает более 1 млн детей и молодых людей моложе 18 лет. Более 3 млн детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.
Ожоги.
К сожалению, это очень распространенная травма у детей. - держите детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга; - устанавливайте на плиты кастрюли и сковородки ручками внутрь плиты так, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пишу.
По возможности блокируйте регуляторы газовых горелок;
- держите детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
- убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;
- причиной ожога ребенка может быть горячая жидкость (в том числе еда), которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол;
лучше со стола, на котором стоит горячая пища, убрать длинные скатерти – ребенок может дернуть за их край и опрокинуть пищу на себя;
- возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды;
- маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60 °C;
- оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «удара».

Кататравма (падение с высоты).
В 20% случаев страдают дети до 5 лет. Нередкая причина тяжелейших травм, приводящих к инвалидизации или смерти.
- не разрешаете детям «лазить» в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки и др.);
- устанавливаете надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах;
- помните: противомоскитная сетка не спасет в этой ситуации и может только создавать ложное чувство безопасности;
- открывающиеся окна и балконы должны быть абсолютно недоступны детям;
- не ставьте около открытого окна стульев и табуреток – с них ребенок может забраться на подоконник.

Утопление.
В 50% случаев страдают дети 10-13 лет из-за неумения плавать.
- взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов,
- дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды – обязательно и надежно закрывайте колодцы, ванны, бочки, ведра с водой и т.д;
- учите детей плавать, начиная с раннего возраста;
- дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых;
- обязательно используйте детские спасательные жилеты соответствующего размера при всех вариантах отдыха на открытой воде (лодки, плоты, водные велосипеды, «бананы», катера, яхты и др.).

Удушье (асфиксия).
В 25% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года из-за беспечности взрослых: аспирация пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками и т.д. - маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками;
- нужно следить за ребенком во время еды. Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти.

Отравления.
Чаще всего дети отравляются лекарствами из домашней аптечки – 60% всех случаев отравлений. - лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах совершенно недоступных для детей; - отбеливатели, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яды бывают опасны не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду;
- ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте;
- следите за ребенком при прогулках в лесу – ядовитые грибы и ягоды – возможная причина тяжелых отравлений;
- отравление угарным газом крайне опасно для детей и сопровождается смертельным исходом в 80-85% случаев – неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.).

Поражения электрическим током.
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки.
- электрические розетки необходимо закрывать специальными защитными накладками;
- электрические провода (особенно обнаженные) должны быть недоступны детям.

Дорожно-транспортный травматизм.

В результате ДТП регистрируется около 25% всех смертельных случаев.
- как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечивать безопасность ребенка во всех ситуациях;
- детям дошкольного возраста особенно опасно находиться на дороге – с ними всегда должны быть взрослые;
- детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
- детей нельзя сажать на переднее сидение машины;
- при перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальные кресла и ремни безопасности;
- на одежде ребенка желательно иметь специальные светоотражающие нашивки.

Несчастные случаи при езде на велосипеде.

Одна из распространенных причин смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста.
учите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде;
- дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления.

Травмы на железнодорожном транспорте

Нахождение детей в зоне железной дороги может быть смертельно опасно.
- строжайшим образом запрещайте подросткам кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов. Так называемый «зацепинг» в конечном счете – практически гарантированное самоубийство.
Помните сами и постоянно напоминайте вашим детям, что строго запрещается:
- посадка и высадка на ходу поезда;
- высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда;
- оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;
- выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда;
- прыгать с платформы на железнодорожные пути;
- устраивать на платформе различные подвижные игры;
- бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
- подходить к вагону до полной остановки поезда;
- на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
- проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, неспециализированным для перехода пешеходов;
- переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом;
- запрещается переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления;
- игры детей на железнодорожных путях запрещаются;
- запрещается подниматься на электроопоры;
- запрещается приближаться к лежащему на земле электропроводу ближе 8 метров;
- проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса;
- ходить в районе стрелочных переводов, так как это может привести к тяжелой травме.

Профилактика детского травматизма

Учитель Копеева А.И.

Во время каникул (особенно летних), по статистике количество травм, получаемых детьми, резко увеличивается. Не последнее место в классификации детского травматизма занимает так называемый школьный травматизм. Давайте поговорим о самых распространенных причинах школьного травматизма, первой помощи и о том, что можно предпринять, чтобы уберечь ребенка от травмы.

Причины школьного травматизма

Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой - еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.

Во-вторых, современные дети 8 большинстве своем физически недостаточно развиты: страдаю! координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм - невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе

Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают - травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

Какие бывают травмы у детей

Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.

Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают?

Безусловно, определенная зависимость существует: чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы - школьники младших классов - отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д.
Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Профилактика школьного травматизма

Нелишним будет напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка - это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям.

При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты.

Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка - давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой - на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).

Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве - привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.

Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

О ПРЕДУПРИЖДЕНИИ ТРАВМАТИЗМА ДИТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Введение

В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

1. Наиболее распространенные несчастные случаи

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети больше страдают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

Падения с высоты;

Утопления;

Отравления;

Поражения электрическим током;

Дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:

Отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;

Неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;

В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;

Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

Создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

Организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

Ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

Запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

Обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

Информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избежания несчастных случаев;

Регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

Обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

Обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической

работы с детьми.

1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.

2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

3.1. Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

Ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

Запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

Защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

Защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;

Избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);

Нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

Находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

Принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

Избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

Не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 - 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

Загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние и вечерние часы;

Приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;

Протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;

Научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

3.2. Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

Не оставлять детей без присмотра на высоте;

Объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

Обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

3.3. Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

Хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

Давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

Не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

3.4. Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

Запретить детям играть в опасных местах;

Объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

3.5. Утопление

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

Соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

Научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;

Использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

Научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

Не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

Запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

Учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

Соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!


Летом дети больше играют на свежем воздухе, больше двигаются, а значит, именно в летний период повышается детский травматизм. Запретить ребёнку познавать мир невозможно. Дело родителей – подстраховать его, уберечь от возможной трагедии.

В дошкольном возрасте любознательность детей, недостаточность координации движений, отсутствие жизненного опыта, может привести:

1. ОЖОГИ от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня.

Чтобы избежать ожогов, необходимо строго следить за тем, чтобы во время приёма горячей пищи дети не опрокидывали на себя чашки, тарелки.

Со стола, на котором стоит горячая пища, убрать длинные скатерти - ребенок может дернуть за их край и опрокинуть горячую пищу на себя.

Устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать.

Прятать в недоступных местах спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся жидкости, свечи, бенгальские огни, петарды.

Случаются также исолнечные ожоги или даже тепловые удары (перегрев), если дети на солнце находятся

2. ПАДЕНИЕ С ВЫСОТЫ (окна, балкон, кровать, стол, ступеньки) Установите надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.

Помните! – противомаскитная сетка не спасет в этой ситуации и может только создавать ложное чувство безопасности. Не оставляйте около открытого окна стулья – с них ребенок может забраться на подоконник.

Падение – распространённая причина ушибов, переломов костей, серьёзных травм головы. Чаще всего это падение с высоты: гаражей, заборов, с деревьев. Может быть падение в открытые люки.

Самые печальные случаи - это падение из окон. Причём из окон выпадают не только малыши, но и ребята постарше. Такие травмы можно предотвратить, если: не разрешать детям лазить в опасных местах. По возможности устанавить ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Необходимо объяснить ребёнку, почему опасны игры, на строительных площадках, участках, где проводят ремонтные работы , в заброшенных зданиях и т. д.

3. УДУШЬЕ ИЛИ АСФИКСИЯ (от мелких предметов, монет, пуговиц, гаек и др.). Маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками, нужно следить за ребенком во время еды.

25% ВСЕХ СЛУЧАЕВ АСФИКСИЙ БЫВАЕТ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА ИЗ-ЗА БЕСПЕЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ: АСПИРАЦИЯ ПИЩЕЙ, ПРИЖАТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА К ТЕЛУ ВЗРОСЛОГО ВО ВРЕМЯ СНА В ОДНОЙ ПОСТЕЛИ, ЗАКРЫТИЕ НОСА МАЛЫША МЯГКИМИ ИГРУШКАМИ И. Т. Д.

4. ОТРАВЛЕНИЕ (лекарственными средствами, моющими жидкостями, отбеливателями, инсектицидами и др..

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например, керосин, яды для крыс и насекомых, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Следите за ребенком при прогулках в лесу – ядовитые грибы

и ягоды - возможная причина тяжелых отравлений.

5. ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ от неисправных электроприборов, обнажённых проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки. Родители обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Электрические розетки нужно закрывать, чтобы предотвратить электротравму у ребёнка. Электрические провода должны быть не доступны детям – обнажённые провода предоставляют для них особую опасность.

6. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛИСИПЕДЕ являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста.

Очень важно научить ребёнка безопасному поведению при езде на велосипеде (шлем, наколенники и т. п.).

7. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ В ТРАНСПОРТЕ.

Родители обязаны обеспечить безопасность ребёнка в транспорте – дети должны всегда пристёгиваться ремнём безопасности, находиться на специальном сиденье. Это предохранит ребёнка от серьёзных травм, а также во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному транспорту.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

Остановиться на обочине, посмотреть в обе стороны;

Перед тем, как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

Переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;

Идти, но, ни в коем случае не бежать;

Переходить дорогу только в установленных местах или на зелёный сигнал светофора.

7. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ВОДОЕМАХ.

Родители должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребёнка без присмотра вблизи водоёмов .

Нарушение правил поведения на воде при купании и нырянии часто приводит к получению различных травм и даже утоплению.

Дети могут утонуть менее чем за две минуты, поэтому, чтобы предотвратить неприятности, детей, никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Не разрешать нырять в малознакомых водоёмах.

Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой.

Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

помните – дети чаще всего получают травму

(иногда смертельную) по вине взрослых!

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Вот и наступила теплая пора. В этотпериод у детей много свободного времени, большую часть которого они проводят на улице со своими друзьями. С приходомлета у детей появляются новые игры и развлечения, которые связаны с дорогой. Практически у каждого ребенка имеется велосипед, а у некоторых ребят постарше в личном распоряжении есть мопед или даже мотоцикл. Детиесть дети. Всю свою неуемную энергию они пытаются использовать на все 100%. Все чаще можно видеть, как подростки лихо раскатывают на своих двухколесных транспортных средствах во дворах и даже по дорогам, совсемне заботясь о том, соблюдают они правила дорожного движения или нет. Однако дорожное движение - это не детские шалости, а суровая действительность. И ошибки на дорогах, часто приводят к трагедиям. В основном в таких ситуациях виноваты, прежде всего, родители, которые по каким-либо причинам не уделяли внимания своим детям.

Наибольшее количество пострадавших в ДТП детей составляют пешеходы. Чаще всего в ДТП попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет.

Травмы, полученные детьми в ДТП относятся к наиболее тяжелым. Это: черепно-мозговые травмы, сотрясение головного мозга, разрывы и повреждения внутренних органов, переломы костей. Дети становятся инвалидами.

Что же способствует возникновению ДТП с участием детей?

Вот основные причины:

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения;

Отсутствие навыков и привычки соблюдения правил для пешеходов, велосипедистов, пассажиров;

Недисциплинированность или невнимательность детей на улице;

Негативный пример со стороны взрослых при нарушении ими ПДД;

Недостаточный надзор за поведением детей на улице.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало наулице, увидел знакомого, окликнул друг - и сразу забыл, где находится, не замечает сигналов светофора, мчащихся на большой скорости автомобилей.

Провожая детей на улицу, мы, как правило, ограничиваемся напутствиями: «Смотри, на дорогу не выбегай!», «На красный сигнал светофора не ходи!», «Будь осторожен на дороге!» и т.д. Но почему так, а не иначе он должен поступать, как ему быть осторожным, не объясняем. Дать ребенку основы дорожной безопасности- задача не простая. Но еще сложнее научить его использовать полученные знания в повседневной жизни. И здесь главным методом воспитания может и должен стать личный пример. Если родители считают возможным переходить дорогу на красный сигнал светофора, в неустановленном для перехода месте, то бесполезно ждать правильного, безопасного поведения на дороге от детей.

Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние доприближающегося транспорта, его скорость, свои возможности. Они могут внезапно начать переходить или перебегать дорогу, буквально бросаясь под колеса автотранспорта.

В таких случаях водитель оказывается в чрезвычайно трудном положении и чаще всего не имеет возможности для предотвращения наезда. Очень часто дети переоценивают свои возможности: себя они считают более быстрыми, ловкими и более сильными, чем есть на самом деле.

Переход дороги перед приближающимся транспортом - одна из распространенных ошибок на дороге. И очень важно своевременно объяснить ребенку, в чем опасность такого шага.

Учить ребенка смотреть: у него должен быть выработан твердый навык- прежде чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

Неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, различных сооружений, других препятствий, также распространенное нарушение, ошибка детей, что часто становится причиной наезда на них.

Важно, чтобы каждый ребенок знал, что стоящий автобус, троллейбус, автомобиль представляют собой опасность. Они закрывают собой обзор проезжей части какпешеходам, так и водителям движущегося транспорта. Следует переходить дорогу по пешеходному переходу или в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Дети должны знать, что водитель не всегда может предотвратить аварию-это, во-первых, а во-вторых, среди водителей встречаются и нарушители, которые меньше всего думают о безопасности пешеходов. Поэтому необходимо быть внимательным на дороге, не рисковать собой. Детям нужно объяснить, где и как безопасно ожидать общественный транспорт (не выходить на проезжую часть дороги, стоять дальше от края дороги, дожидаться полной остановки автобуса, троллейбуса).

Детям также необходимо знать сигналы поворотов, которые подают водители, ибо, хотя водители и должны пропускать пешеходов при поворотах, они не всегда это делают, и прежде чем начать переход дороги, нужно обязательно убедиться в намереньях водителя.

Очень важно уже в раннем возрасте заложить основы сознательного отношения к соблюдению безопасности движения на улицах и дорогах, важно от детей не формального, а сознательного выполнения ПДД. Самое действенное средство воспитания - пример взрослых и прежде всего родителей.

Не лишним будет и еще один совет родителям -не концентрируйте внимание детей на ужасах и несчастных случаях на дорогах. Они должны понимать опасность, но не бояться проезжей части, т.к. чувство страха парализует ребенка, что увеличивает вероятность ошибки на дороге во много раз.

Не запугайте ребенка улицей -панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность.

ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас - родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобыоградить детей от несчастных случаев на дорогах!