Исследование влияния состава семьи на личность ребенка. Семья как социальный институт. Характерные черты семейного воспитания

Современная семья: специфика, тенденции

Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения. Какого рода изменения произошли в семье на протяжении последних десятилетий? Очевидно, что перемены столь масштабны и многочисленны, что мы в силу ограниченности своих возможностей не можем дать им соответствующую оценку. Ограничимся характеристикой основных тенденций в данной сфере, которые позволят понять специфику и причины происходящих перемен.

В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.

1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества. Произошел переход от родственно-семейного принципа организации жизни, в том числе и экономической, и ценности родства и родственного коллектива к экономическим интересам, которые реализуются индивидами за пределами семьи и не в кругу родственников. В связи с урбанизацией и миграцией населения происходит процесс «сжатия семьи», так называемый закон «контракции» (сжатия), т. е. уменьшается количество ее членов. Этот процесс назван нуклеаризацией, переходом от расширенной, большой семьи к простой, малой, нуклеарной.

2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу. Позднейшее вовлечение женщин во внесемейную производственную деятельность не сказалось на их семейной занятости, которая не уменьшилась. Этот феномен именуется «двойной занятостью» женщин: одна за деньги, другая неоплачиваемая на себя и семью.

3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Потребность в ограничении рождаемости в развитых странах объясняется комплексом факторов, как объективных, так и субъективных (экономических, экологических, медицинских проблем, а также изменением структуры жизненных ценностей у женщин и мужчин). Большая независимость и автономизация личности явились логическим и неизбежным следствием соревновательности в системе рыночных отношений; ребенок (дети) как смысл жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями социального статуса, свободного выбора образа жизни, профессиональной и личной самоидентификации. Появляется термин «планирование семьи», т. е. супруги решают, когда и сколько иметь детей .

Функция деторождения обособляется от сексуальной функции. Последняя имеет сегодня самостоятельное значение, и ее осуществление не связано с осуществлением репродукции.

4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.

5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм. Возросшая экономическая независимость женщин и повышение их образовательного уровня делает более высокими и их требования к брачно-семейным отношениям. Поэтому, когда брачные отношения перестают их удовлетворять, они инициируют развод. Сегодня работающие женщины делают это чаще, чем мужчины, несмотря на то, что многие последствия развода, как свидетельствуют эмпирические исследования, для женщины более неблагоприятны, чем для мужчины. Самая низкая готовность к разводу отмечается у жителей аграрных районов; у женщин, которые находятся на иждивении мужа или имеют низкие заработки.

6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны. Среди них повторные браки, которые становятся уже обычным явлением; фактичес-кие сожительства (браки без юридической регистрации); пробные браки (сожительства до официальной регистрации); открытые браки (с взаимного согласия партнеров допускающие супружескую измену); свингерство (обмен супружеских пар своими партнерами, способ проведения совместного сексуального досуга двумя или несколькими сложившимися парами); синергамный брак (sinergamous marriage – близкий к двоеженству и двоемужеству); браки-посещения (visiting marriage, или гостевые браки); гомосексуальные браки и т. д.

Традиционные и новые формы брака и семьи существуют не изолированно, а находятся во взаимосвязи. Например, родители живут в «обычной» семье, а взрослые дети «опробывают» что-то новое. Р. Зидер оценивает эту ситуацию как исторически новую конкуренцию жизненных моделей.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Становится больше приемных семей, а также неполных (в которых есть только один из родителей) и др. Распространение неполных семей связано с большим количеством разводов, увеличением овдовевших и деторождений вне зарегистрированного брака.



8. Процессы демократизации жизни в обществе, ориентация на необходимость защиты прав каждого человека обусловливают и изменение брачно-семейных отношений, которые все чаще становятся равноправными, учитывают интересы женщин и мужчин, взрослых и детей. Семья в индустриальном обществе рассматривается не как организация для воспроизводства рабочей силы, а как общность, в которой люди могут самореализоваться, раскрыться как личности.

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.

По своей сущности процесс изменения семьи двояк: с одной стороны, он адаптивен для индивида, создающего неформальную семью, а с другой стороны, неадаптивен для самой семьи и общества, в котором она функционирует. В современном обществе каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя нормы, границы прав и обязанностей.

Социум в этом процессе как посредник не участвует. Это обстоятельство и эти условия обеспечивают возрастание престижа семьи как малой социальной группы, которая сохраняется в качестве важнейшей жизненной ценности человека.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье. Разрушение традиционных форм семейных отношений повлекло за собой трансформацию семейных ролей, однако эти новые позиции пока не нашли социальной легитимизации и культурного символического закрепления.

Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

  • 1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли. Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
  • 2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.
  • 3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.
  • 4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. «Отец 21 века» чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

  • 1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.
  • 2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.
  • 3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.
  • 4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.
  • 5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.
  • 6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.
  • 7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.
  • 8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.Статья Филатовой А.Ф., доцента ОмГПУ, члена правления Омского отделения ППЛ: Особенности современной семьи. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.omsk-ppl.narod.ru/Stat/SovrSem.htm . - Дата доступа: 18.09.13.
  • 9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.
  • 10. Увеличение числа бездетных семей. «Отсрочки» часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.
  • 11. «Заграничные» браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета «заграницы». К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.
  • 12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.
  • 13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. «Мать и дитя» - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.

Если обобщить самых мелких ячеек общества - семей - можно выделить наиболее характерные черты и проблемы современных родственных отношений. Российский социолог А. Антонов, в частности, выделяет 10 особенностей нынешней семьи.

1. Превосходство личных амбиций над общими

Если в традиционном обществе ценности рода, общины стояли превыше всего, в современном мире нужды индивида и его ближайшего окружения превалируют над всем остальным. В России эта тенденция не столь заметна, как на Западе. Скорее можно говорить о смешении родственных, общегосударственных и индивидуальных потребностей.

2. Четкое разделение заработка и домашнего хозяйства

Своим хозяйством живут очень немногие. Более того, общий уровень потребительства дошел до той степени, что большой разницы между корзиной сельского и городского жителя, семейного и одинокого человека нет. При этом роли мужчины и женщины тоже продолжают меняться. Однако наблюдается некий перекос в сторону двойной нагрузки женщины - она зарабатывает наравне с партнером, но при этом подразумевается, что за домашним хозяйством должна следить она одна.

Участие некоторых мужчин в семейном быте ограничивается своевременным приходом домой и регулярным выносом мусора. Вследствие этого нет ничего удивительного в желании женщин быть самостоятельными. И именно поэтому одинокие женщины с ребенком уже не являются чем-то исключительным - такое положение ее вполне удовлетворяет.

3. Четкое разделение семейных отношений и дружественных

Коллеги, друзья, приятели и родственники все меньше участвуют в жизни отдельно взятой семьи. Современные муж и жена вполне могут существовать без вовлечения социума во внутренние дела.

4. Большая горизонтальная и вертикальная мобильность

Сами понятия династии и предопределенности будущего с самого рождения сейчас практически перестали существовать. Ребенок полностью самостоятелен в выборе своего пути и не нуждается в наследовании соцстатуса. Это порождает легкость перехода из одной страты в другую и большую географическую мобильность - современные люди не привязаны к дому и родовому гнезду.

5. Личные достижения и собственное «я»

Значат гораздо больше семейной ответственности, воспитания детей, заботы о старших, некритичного восприятия родителей. В нынешней семье отношения зависят от индивидуумов, а не наоборот. Современные мужчина и женщина понимают, что могут выжить без родственных связей. Хорошо это или плохо - покажет время.

1. Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов.

2. Рассмотреть особенности брачно-семейных представлений старшеклассников.

В эксперименте мы использовали опросник Д.Х. Олсона (см. приложение 1). Так же, школьникам было предложено написать сочинение на тему «Моя будущая семья».

3.2 Результаты исследования

Результаты диагностики см. приложение 2.

Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты.

В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «родные и близкие», «здоровье», «друзья.

Школьникам было предложено дополнить фразу: «Любовь - это:…». Было замечено, что наиболее часто встречающиеся ответы были следующие: «Любовь - это сложное чувство, не поддающееся описанию», «Радость для двоих и необходимость быть вместе». Причем, интересным оказался тот факт, что 40% девушек ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».

Девочки четко представляют цепочку: любовь - родители и дети – родители - совместная жизнь – доверие – поддержка - уверенность. Мальчики меньше пишут о доверии и взаимопонимании. Причем если у девочек с возрастом число позитивных оценок семьи растет, то у мальчиков снижается. Вероятно, это объясняется тем, что девочки, взрослея, все более идентифицируют себя с образом семьи, мальчики же, оставив позади идеальный образ семьи, ищут внесемейной социализации.

Восприятие ревности как одного из проявлений любви наблюдается у значительного числа респондентов. По-видимому, в данном возрасте проявление ревности имеет приблизительно ту же ценность, что и любовь, в то время как с возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви.

При изучении такого аспекта как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие в любви интимной близости считают обязательным 48 % респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 % соответственно); 35 % опрошенных указали, что наличие интимной близости зависит от силы чувств (девушки давали такой ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что «интимная близость определяется силой чувств», а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают наличие половой близости необязательным. У большинства опрошенных первый половой контакт был в возрасте 14-15 лет, причем юноши начинают жить половой жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Так, 71 % респондентов считают возможным вступать в половые отношения до брака, причем данный показатель не зависит от пола. Данный вывод иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 % допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения.

Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение.

При ответе на вопрос: «Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?» 62 % опрошенных выбрали вариант ответа «не играет никакой роли» и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16 % респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей.

Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. Любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.

2. Изменения взглядов молодежи на любовь и брак, внесенные трансформацией социокультурных норм и традиций, существенно снизили степень влияния родителей на формирование их представлений о любви и браке.

3. Наибольшие различия в представлениях о любви и браке зависят от пола респондентов.

4. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.


Заключение

Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:

1. этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;

2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;

3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;

4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;

5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.

Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.

У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены.

С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.

Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.


Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.

2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 24 с.

3. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3 – 4. С. 24 – 33.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999. – 224 с.

5. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. С. 10 – 20.

6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. С. 83 – 89.

7. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.

8. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: СФЕРА, 1998. – 256 с.

9. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. – 2000.

10. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. С. 52.

11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. – 143 с.

12. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.

13. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm

14. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.

15. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск, 2004. – 413 с.

16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 384 с.

17. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

18. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.


Приложение 1

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста

Ф.И.О._____________________________________________

Возраст____________________________________________

Дата исследования__________________________________

Инструкция:

Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители).

Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с помощью представленных вариантов ответов.

Утверждение

Почти никогда

Время от времени

Почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитываются предложения ребенка
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка
5. Нам нравится делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) может меняться
7. Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могут меняться
9. Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствуют, что мы очень близкие друг другу люди
12. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает
14. Правила в нашей семье могут меняться
15. Нам легко представить себе, что можно сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
18. Трудно сказать, кто у нас в семье самый главный
19. Единство очень важно для нашей семьи
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Вариант Б. А теперь, пожалуйста, опиши самую хорошую семью, о которой ты мечтаешь.

Утверждение

Почти никогда

Время от времени

Почти всегда

1. Члены нашей семьи обращались бы друг к другу за помощью
2. При решении проблем учитывались бы предложения ребенка
3. Мы с одобрением относились к друзьям других членов семьи
4. При установлении правил поведения учитывалось мнение ребенка
5. Нам бы нравилось делать что-то всей семьей
6. В нашей семье лидер (т.е. главный человек) мог бы меняться
7. Члены нашей семьи были бы более близки друг с другом, чем с посторонними
8. Способы выполнения различных дел в нашей семье могли бы меняться
9. Члены нашей семьи любили бы проводить свободное время вместе
10. Наказания обсуждались бы родителями вместе с детьми
11. Члены нашей семьи чувствовали бы, что мы очень близкие друг другу люди
12. В нашей семье дети могли бы принимать самостоятельные решения
13. Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускал бы
14. Правила в нашей семье могли бы меняться
15. Нам легко было бы представить себе, что можно сделать всей семьей
16. Домашние обязанности могли бы переходить от одного члена семьи к другому
17. Мы советовались бы друг с другом при принятии решений
18. Мы бы точно знали, кто у нас в семье самый главный
19. Единство было бы очень важно для нашей семьи
20.Мы бы всегда знали, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи

Приложение 2

Результаты диагностики

№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант А

1 1 2 1 2 3 2 4 3 2 2 1 3 4 3 2 1 1 2 3 2
2 2 3 2 3 3 4 3 2 3 3 2 4 3 2 3 3 2 2 3 2
3 2 1 1 2 2 2 3 2 2 1 1 2 1 2 1 2 3 2 3 3
4 2 2 2 3 2 3 3 3 2 4 2 3 3 4 3 4 3 2 3 3
5 1 1 2 3 2 2 2 2 3 3 1 2 1 3 3 2 1 2 3 2
6 2 2 2 3 4 3 3 3 3 2 3 2 3 2 2 3 4 3 3 2
7 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 3 2 2 2 1 2 1 3 2 2
8 2 2 1 1 2 3 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 2 3 2 2
9 3 4 2 2 3 2 3 3 3 4 3 2 3 2 4 3 2 4 4 3
10 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 1 2 3 2 3 2 2 1 1
11 2 2 2 3 3 2 3 2 2 2 3 2 1 2 2 3 2 1 2 2
12 2 3 3 3 4 3 3 2 3 3 4 2 3 3 2 3 4 2 3 2
13 1 2 1 1 1 2 2 3 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 1
14 1 2 2 1 3 2 3 2 2 2 3 2 2 3 2 2 3 1 1 2
15 2 2 1 3 3 2 2 2 2 2 3 1 3 3 2 1 2 3 3 2
16 2 1 3 2 3 2 3 3 3 4 3 3 4 3 2 4 4 3 2 3
17 2 2 2 2 2 3 2 2 3 3 2 3 3 3 4 3 3 3 2 3
18 3 3 4 4 3 4 3 4 4 4 4 3 2 3 2 3 4 4 3 3
19 1 2 2 2 1 2 3 2 3 1 1 1 3 2 2 2 2 2 2 3
20 1 2 1 1 2 2 2 2 1 2 3 2 2 3 2 1 2 3 2 2
21 1 1 2 1 2 2 3 2 2 3 2 3 2 3 3 3 3 2 2 3
22 2 2 3 4 3 2 4 4 3 4 3 2 4 3 2 4 3 3 2 2
23 2 3 2 4 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 2 2 1 2 2
24 2 2 3 2 4 2 2 3 2 3 2 1 2 3 2 2 1 2 3 2
25 2 3 2 2 3 3 3 3 2 3 2 2 2 3 3 2 2 1 2 2
26 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 3 2 2 2 1 2 2 2 2
27 2 3 3 3 4 3 2 4 3 2 3 3 4 3 3 3 2 3 2 2
28 2 2 2 2 2 3 3 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 3 3 2
29 2 3 3 3 4 3 3 4 4 2 3 3 4 3 3 3 4 4 3 3
30 2 2 3 3 3 2 2 3 4 3 4 3 2 2 2 3 3 2 3 2
31 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 1 2 2 2 3 2
32 2 2 2 2 3 2 3 3 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 4 3
33 2 3 2 3 3 3 4 4 3 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4 5
34 2 3 3 3 4 4 3 3 3 4 4 5 4 4 3 3 5 4 4 3
35 2 3 3 4 5 4 5 4 4 3 3 4 3 4 2 3 2 2 2 3
№ испыт.

Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста. Вариант Б

1 3 3 3 4 3 3 4 3 2 3 4 2 3 4 3 4 4 5 4 4
2 2 2 3 3 4 3 3 4 4 3 2 2 2 3 3 4 4 3 4 4
3 3 3 3 4 4 3 3 4 4 5 5 4 5 4 5 3 5 5 3 3
4 3 3 4 3 3 4 3 2 3 2 2 3 4 4 3 4 3 4 3 3
5 3 3 4 3 4 4 4 5 4 5 4 5 4 5 4 3 3 5 4 4
6 3 3 3 3 3 4 4 3 4 3 2 3 4 4 4 3 4 4 3 3
7 3 3 4 4 3 3 4 5 5 5 4 5 4 5 3 3 4 3 3 3
8 4 4 4 3 3 4 3 4 3 5 5 4 3 3 5 3 3 2 3 3
9 3 4 3 4 5 4 4 5 4 3 3 4 5 4 3 3 4 3 4 5
10 3 3 4 5 4 4 4 5 4 4 3 4 5 4 4 5 4 4 3 3
11 4 4 4 5 5 4 3 3 4 3 4 3 3 3 4 5 3 3 4 3
12 4 4 3 3 4 3 4 3 3 3 3 4 3 4 4 4 3 3 4 4
13 4 4 4 3 4 4 4 5 5 4 5 4 4 5 3 4 4 5 5 4
14 4 4 5 4 5 4 5 5 4 4 4 4 3 5 3 3 5 5 4 4
15 4 5 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 3 3 4 3 4 4 4
16 4 4 4 5 4 5 4 4 3 4 4 5 4 4 5 4 3 4 3 4
17 4 4 5 4 4 5 4 3 3 4 3 5 4 3 5 4 4 3 4 3
18 3 3 3 4 3 4 3 5 5 4 4 4 5 4 5 4 4 4 4 4
19 3 3 4 4 4 4 3 3 3 3 5 4 4 5 4 4 5 3 3 5
20 3 3 3 3 4 4 3 4 4 3 3 3 4 4 5 4 3 3 4 5
21 4 3 3 4 3 4 4 4 4 3 4 4 5 4 4 5 3 3 5 4
22 4 4 4 4 4 4 5 4 4 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4
23 4 4 3 3 4 4 4 3 3 4 4 4 3 3 3 3 4 5 4 4
24 3 3 3 3 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4 4 3 4 3 4 4
25 4 4 4 3 4 4 4 4 5 4 4 4 5 5 4 4 5 5 4 4
26 4 4 4 4 4 3 4 3 4 5 4 4 5 5 4 4 4 5 4 5
27 3 4 4 5 4 4 5 3 3 5 4 4 5 4 4 5 4 4 5 4
28 4 4 3 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4
29 4 4 4 4 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 3 4 4 3 5
30 4 4 3 3 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3
31 4 5 5 5 4 4 5 4 4 3 4 4 4 4 5 4 4 5 4 4
32 5 5 4 5 4 5 5 5 4 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4 4
33 3 5 5 4 3 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 4 5 5 4 4
34 5 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 5 4 5 4 5 5 4 4
35 5 5 5 5 4 4 5 4 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 5

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы. 2.2 Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника В период преддипломной практики мною было проведено исследование

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четвrрьмя"ос6бенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. И.С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза. С точки зрения автора “психогенной теории истории" можно выделить шесть стадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, “бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, "навязчивый" стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида как массового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах - избиение младенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось "отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В средние века детей воспитывали вне семьи - отсюда само название родительского стиля воспитания - "бросающий стиль". Низшие социальные слои отдавали детей в люди - на обучение ремеслам в мастерских, добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рождений передавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считалась добродетелью или ценностью. "Домострой”, как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети обязаны были проявлять беспрекословное послушание; уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка - хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорически рассматривался "чистой доской", а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась "лепка" души ребенка по образцу, принимаемому родителями. "Навязчивый" стиль воспитания, присущий 18 веку, характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где уже не только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становился предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию - позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь, становится приоритетной ценностью семейной жизни.

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса общества - до окончания школы, а в определенных аспектах и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу "стерпится - слюбится", соглашаясь с тем, что "браки заключаются на небесах". Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы - еще одна крайность современной семьи - разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

З. Семейная система является достаточно открытой, в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу - произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья - родители и дети - становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья -многопоколенная - включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются “территориально расширенные“ семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилищной площади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Можно обозначить также ряд тенденций развития семьи, отчетливо выступивших за последние десятилетия в европейском и североамериканском обществах:

Возрастание продолжительности жизни, увеличение числа пожилых людей (к нашей стране, к сожалению, указанная тенденция не относится) на фоне снижения рождаемости, весьма характерно для современного российского общества. Таким образом, в семье на одного ребенка приходится четверо прародителей - бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает “центр тяжести” забот семьи - родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.

Диспропорция продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов. Возникает особая психологическая проблема -разрешение задачи переживания утраты супруга и самоопределения женщины в условиях вдовства. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли - “незаменимого члена семьи” своих детей - неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта и “домоправительницы" и хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи.

Увеличение числа разводов - примерно 1/З всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе место (!) после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 - 3 года после развода;

Возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с водителями и близкими взрослыми: сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д. Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем; переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции.

Возрастание числа несовершеннолетних родителей - подростковое родительство. В ряде стран, например в США государством и общественными организациями несовершеннолетним беременным школьницам и матерям-подросткам оказывается значительная социальная и психологическая поддержка. В России еще только осуществляются первые шаги в направлении развития специальной социальной и психологической службы поддержки несовершеннолетних родителей. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах.

Рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, а часто превращаются в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Супруги отвергают принцип «Лучше по-человечески расстаться, чем не по-человечески быть вместе», и, перейдя Рубикон от любви к ненависти, переходят к открытым проявлениям агрессивности и насилия. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка привела к появлению в англоязычной литературе термина "chl1d abused" - ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия "жестокое обращение", остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отношения родителя к ребенку, недостатка эмоциональной близости и привязанности к ребенку. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий чувства любви к ребенку зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей “ущербности и неполноценности” и сам нуждается в психологической помощи и поддержке, в полной мере являясь жертвой своей “нелюбви” к ребенку.

Увеличение числа бездетных семей, в которых статус “семья без детей” является сознательным выбором супругов. Нередко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудными финансово-экономическими условиями существования семьи или жилищными проблемами перерастает в окончательно решение жить без детей, “ради себя", в конечном счете, приводит к сознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей - проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению указанных выше проблем.

Последняя тенденция, не столь явно выраженная пока еще в российском обществе, но все более и более набирающая силу, - это явление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, наличии ресурсов поддержки семьи в решении ряда вопросов - воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и пр.

Наряду с объективно существующими тенденциями развития семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития. «Мифы о семье” содержащиеся в общественном сознании, искажают и нeaдeкватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социо-культурном институте, приводят к обесцениванию семьи и, в силу этого, представляют известную помеху сознания и функционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными мифами: обусловленными временной дестабилизацией семьи являются миф "крушения семьи как социального института", миф "вырождения настоящих мужчин" (Обозова А.Н., 1984) и миф "маскулинизации женщин".

1. ”Семья изжила себя как социальный институт» - миф о крушении семьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации функций семьи каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная функция реализуется матерями (или реже отцами) с помощью системы общественного воспитания, а, если повезет, то и с реальным участием прародителей, исчезло табу на свободные сексуальные отношения и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга, общение реализуется, в кругу коллег по профессии и единомышленников и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована и в отсутствии супруга путем искусственного зачатия или привлечения “матери”-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы быть реализована, в отсутствие супружеского союза с другими партнерами. Возрастание числа разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, дает основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы. отношений между партнерами - так называемый «свободный союз» - гражданский брак, или вариант “воскресного папы". Однако, за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает, рейтинг семьи растет.

Два последующих мифа питаются из одного источника, тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», - утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Женщины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках - ни нежности, ни терпимости, ни заботы", - вторят им представители сильного пола. Подтверждением этому расхожему мнению становится и создание нового образа моды в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях: образа unisех, принципиально не делающего различии между мужчинами и женщинами, юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней между представителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и феминности вплоть до их прямой противоположности. В действительности же "чисто феминных" или чисто маскулинных" типов личности не существует. Личность андрогинна - сочетая в различных пропорциях феминные и маскулинные качества. Современная женщина, раздвигая границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю систему представлений о "предназначении и уделе" женщин.

Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативными внешними симптомами изменения жизни семьи сущность происходящих изменений - формирования качественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи, отличительными особенностями которой станут новая функционально-иерархическая структура и новый тип отношений между супругами.

Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основанием для создания мифа о "крахе" семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящими, тем не менее, за пределы социальной "нормы" существования" семьи как семейною института, являются следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев семейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют свои расходы врозь, соответственно доходам каждого члена семьи. Общего “семейного кошелька " нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного супруга менее обеспеченному практикуется точно также, как практикуется целевое выделение денег на воспитание ребенка. Еще один пример - "отложенное"" на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая функция семьи оказывается невостребованной супругами. Наконец, примером "нестандартного” поведения семьи, отвергающего важнейшую семейную функцию - сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья. "Открытая"" семья, т.е. семья с неопределенными размытыми границами семейной системы, это семья, в которой отсутствуют ограничения на внебрачные сексуальные связи, где есть признанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные связи как таковые супругами изменой не считаются и не являются в такой семье ни причиной развода, ни поводом для семейных конфликтов Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи - функцию продолжения рода. Все эти факты приводят к выводу о том. Что, если из функций семьи ”вычесть” все перечисленные функции, то основу жизнедеятельности семьи составят функция эмоциональной поддержки и принятия, а также функция воспитания детей, конечно, при условии наличия их в семье, Именно эти две функции определят, по всей вероятности специфику семьи ближайшегоo будущего.