Как научить ребенка уважительно относится ко взрослым. Дошкольники: как научить самых маленьких слушаться родителей. Суть самоуважения и как научиться себя уважать при низкой самооценке

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

1. Уважайте своего ребенка

Никаких фраз типа «Ты такой-сякой!», «Только такие, как ты!», «Как ты можешь?!», «Посмотри на других!» и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

3. Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.


Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

4. Не задавайте риторических вопросов

Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

И родитель в такой ситуации начинает говорить: «Сколько можно раз тебе повторять!», «Когда это наконец-то закончится?», «Я тебе уже 180 раз говорила!», «Все дети, как дети, а ты!», «Почему ты себя так ведешь?», «Это когда-нибудь закончится или не закончится?!».

Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? «Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!»

Но ведь это не реально, правда?

Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.


Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: «Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!»

Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? — они точно так же, как и дети, нас не слышат.

5. Не ожидайте невозможного

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – «На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!»

Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» — реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

6. Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что «…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что «…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!»

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» — «Нормально!»


Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь.» «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.» «Я без тебя сейчас не справлюсь!» «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

7. Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: «Если ты сейчас это не сделаешь!» или «Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!» «Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!»

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, «Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!» или «Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!»

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

Он совершил какое-то действие, скажите ему: «Мне так приятно!» «Так было здорово!» «Ты все-таки это сделал.» «У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!»

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

8. Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!» И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

9. Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.


Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои : 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Инструкция

Позволяйте включиться в любую интересную ему деятельность. Именно через практику проб и ошибок он сможет найти что-то близкое для себя, реализоваться в общении с другими людьми (как взрослыми, так и ). Самоуважение складывается из удачных попыток проявить свои способности в чем-либо. Предоставляйте ребенку возможность действовать.

Понаблюдайте за малышом, что получается у него лучше всего? Обычно он сам стремиться это постоянно. Возможно, ему нравится читать. Покупайте ему интересные, оформленные книги. Пусть ваш малыш станет самым эрудированным ребенком в школе. Если он стремиться к спорту - любит бегать, играть в мяч, постоянно с кем-то соревнуется и любит выигрывать - отдайте его в спортивную секцию. Пусть там его способности раскроются на 100%. Только в занятиях любимым делом, постоянно прикладывая усилия, можно добиться успеха. А успех рождает самоуважение.

Поддерживайте энтузиазм . Если у получилось что-то один раз, напоминайте ему об этом. Предлагайте повторить результат, тем самым, развивая его способности. Ребенок должен верить в свои силы, а родители могут помочь ему в этом, поддерживая его желание развиваться.

Давайте ребенку какие-нибудь небольшие поручения. Нажать кнопку на стиральной , расставить тарелки на столе, налить кошке, помочь ухаживать за младшим братиком или сестренкой. Чувство доверенной ответственности поможет укрепить самоуважение ребенка.

Рассказывайте о достижениях своего знакомым, близким и родным. Если ваш малыш сделал красивую поделку - поставьте ее большой комнате на самое видное место. Пусть все приходящие видят ее и отмечают ее достоинства. Малыш должен понимать, что родители гордятся его достижениями, это становится дополнительным стимулом для дальнейших действий и самосовершенствования.

Придумайте вместе с ребенком какое-нибудь большое дело. Например, игру в индейцев. Обсудите с малышом, что для того, чтобы игра состоялась. Разделите весь план работ на этапы: создание костюмов, декораций, придумывание самого сюжета игры... После успешного выполнения ребенком каждого этапа хвалите его. Не торопитесь помочь ребенку во всем и сделать все за него. Не давайте ему почувствовать себя некомпетентным в чем-то. Будьте терпеливы, ведь ваша задача, чтобы ребенок зауважал себя, а для этого он должен добиться успеха самостоятельно.

Обратите внимание

Хвалите за конкретные дела. Фразы «Ты такая умница, ты построила башенку из песка!» отличается от простого - «Ты умница!». Ребенок обязательно должен понимать, за что конкретно его похвалили. Иначе вы рискуете развить в ребенке ни на чем не основанное самомнение.

Полезный совет

Окружите ребенка вниманием. Откладывайте ради общения с ним свои дела. Если он будет видеть, что значим для вас, что вы советуетесь с ним, прежде, чем принять какое-либо решение, он поймет, что вы уважаете его мнение. Таким образом, его самооценка тоже окрепнет.

Одни родители недовольны тем, что их ребенок слишком агрессивен, другие - излишней миролюбивостью и добротой. Особенно часто от пап можно услышать и такие жалобы: растет кисейная барышня какая–то, не умеет дать сдачи, забрать отобранную игрушку, а жизнь – такая жестокая, выживает сильный, в ней слабый обречен. Но это мнение родителей. Как научить ребенка вести себя в критической ситуации и постоять за себя? Учтите, что для начала не менее важно заставить родителей адекватно оценивать конкретную обстановку и реакцию своего чада.

Инструкция

Уверены ли вы в том, что не преувеличиваете проблему? Важно разделять два момента: как сам ребенок относится к этой ситуации, и как реагируете на нее вы, родители. Спросите себя: состояние дел в реальности столь же драматично с точки зрения вашего сына или дочки? Правда ли, что его унижают, оскорбляют, притесняют? Или эта ситуация напомнила вам что–то из вашего собственного детства, то, что когда-то пережили вы, какие–то ваши давние обиды, и вы невольно перенесли свои представления о жизни на своего ребенка?

Не прививайте ребенку ваши комплексы. Это прямое следствие из того, о чём говорилось выше. Считая, что он испытывает унижение, родители часто программируют в комплексы неполноценности. Не акцентируй взрослый внимание на какой-то несправедливости, малыш не стал бы так реагировать. Подразнили, оттолкнули, не приняли в игру… Все бывает во время детского общения. Сейчас не позволили играть, а через минут тридцать позовут сами. Тебя оттолкнули, а через несколько минут ты оттолкнёшь кого–нибудь… В обиды легко переживаются и быстро забываются.

Вслушайтесь в то, что вы говорите ребенку, какие слова–образы вы используете. Мы часто сами, словами «программируем» жизнь чада. Мы говорим: «жизнь жестока, и в ней необходимо жестко пробивать себе дорогу». И ребенок начинает ощущать себя в окружении врагов. Мир огромен, а ребенок в нем мал, поэтому он не в силах бороться с миром, а, следовательно не чувствует себя способным победить, не чувствует себя защищенным. Отсюда у одних страхи, у других – агрессивное поведение, истоком которого служит все тот же страх перед миром. Помните, что для полноценного гармоничного развития ребенку важно верить в то, что мир к нему доброжелателен. Конечно, может встречаться зло, но добро должно побеждать.

Не называйте ребенка «слабым» (даже в мыслях). Это свойственно некоторым родителям, в основном папам. Ребятишки замыкаются, уходят в себя, так как не могут справиться с неуверенностью в собственных силах, да еще боятся навлечь на себя недовольство папы или мамы. И перестают рассказывать родителям о своих переживаниях, чувствах. А проблемы начинают разрастаться как снежный ком, который все дальше будет отдалять ребенка от мира.

Малыш пока не в силах защитить себя сам, поэтому защищайте его, но не до фанатизма. Не превращайтесь в тех, кто по

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. Но не все делают своих детей таковыми. Конечно, на свете не существует одного единственно правильного метода воспитания. Дети еще до своего появления уже имеют определенные черты характера, свой темперамент. Каждый малыш, будучи еще в утробе матери, чувствует, насколько он желанен, насколько мама ждет его появления и любит его еще до рождения. Стиль воспитания и стиль отношения к ребенку у каждого родителя тоже свой, соответствующий уже его взрослому, сформировавшемуся характеру и возможностям.

И, все же, как случается, что долгожданного и любимого ребенка родители сами делают несчастным? Ответ на этот вопрос имеет детский психолог Джером Каган: несчастным ребенка делают взрослые, которые ожидают от него больше, чем он может; которые устанавливают цели, которых ребенок не в состоянии достичь; которые не уважают его мнение и не учитывают его интересов; которые навязывают ему стандарты, не подходящие ему. Таким образом, умение уважать собственного ребенка может добавить в ваши взаимоотношения счастливых и радостных минут. А неуважение - лишит его ощущения счастья.

«Уважение - почтительное отношение к кому-либо, основанное на признании его достоинств». Как часто дети жалуются на то, что родители видят и отслеживают все промахи, недостатки и ошибки, но очень редко умеют оценить достоинства ребенка. Негативное обнаруживает себя раньше, чем положительное. Может быть поэтому, многие родители, заостряя внимание на неудачах малыша, уже не в состоянии заметить его хорошие качества и умения. Если мамы и папы сначала будут признавать достижения и успехи ребенка, а потом говорить о том, что не получилось, самоуважение ребенка будет иметь гораздо более крепкую основу.

«Уважать кого-то - считаться с чьими-то интересами, принимать их во внимание и соблюдать их». Фразы типа: «Маленький еще, пусть подрастет сначала!», «Как я сказала, так и будет!», «С чего это ты взял, что мне интересно твое мнение?» лишают ребенка иллюзии, что он в этом мире тоже имеет свое место, что он - его частичка, не оставляют ему ощущения собственной значимости. Не считаясь с интересами ребенка, решая за него абсолютно все вопросы, не оставляя ни в чем выбора, родители не смогут привить малышу умение уважать себя самого, собственные интересы. Подрастая, он будет со всех сторон ощущать свою «неважность», «ненужность», будет говорить, что он «неинтересен другим». Самооценка при этом будет очень низкой. Так как здоровая адекватная самооценка ребенка складывается не только из результатов умений и реальных способностей. В адекватную самооценку обязательно включается как самоуважение, так и уважение и восхищение ребенком значимых взрослых и сверстников. Чувствуя уважение окружающих, а особенно родителей, малыш ощущает себя более компетентным и уверенным. У него, как будто, появляется крепкая опора, которая всегда поможет даже в сложных ситуациях.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Уважение даст ребенку возможность проявлять инициативу, быть творчески свободным, иметь свое видение на многие вопросы. Ребенок любого возраста, будь то малыш или уже подросток, остро нуждается в положительной родительской оценке, в родительской поддержке. Замечательно, если ребенок всегда уверен в том, что его любят и уважают в семье, что бы ни произошло, какой бы поступок он не совершил. Чаще всего в семьях, где царит уважение друг к другу, если взаимоотношения родителей между собой и родителями и детьми строятся на принципах уважения, не бывает особенно острых конфликтных ситуаций. В таких семьях, общающихся на основе уважения, родители и дети умеют договариваться, не доводя дело до выяснения отношений. Если ребенок получает в своей семье уважение, если ему никогда не говорят: «Да кто ты такой, чтобы тебя слушали?», если перед ним образцом выступают уважительные отношения его родителей друг к другу, он сможет справиться с любыми сложными ситуациями в социуме (в классе или в компании сверстников). Он будет вести себя таким образом, что и ребята обязательно найдут, за что его уважать. Если ребенок интересен как личность своим родителям, он будет интересен и окружающим людям. Если ребенок с самого детства привык к тому, что его мнение выслушивают, а не оставляют без внимания, он будет уметь отстаивать собственное мнение и в других отношениях. Только нужно научить его достойно и адекватно отстаивать свое мнение, но это уже тема для отдельного разговора. Самое важное, чтобы родители научились принимать в ребенке личность, слышать его и слушать. Бывает так, что, идя из школы или садика и без умолку, рассказывая какие-то истории сегодняшнего дня, ребенок с удивлением обнаруживает, что папа или мама уже говорят по телефону, либо с досадой произносят: «Ну, помолчи уже! Совсем рот не закрывается у тебя!». Для родителя, возможно, это просто привычные фразы, которые уже даже не наполнены эмоциональным смыслом. Ребенок же чувствует себя в данный момент ненужным, неинтересным, обиженным. Он замолкает, либо с удвоенной силой начинает тараторить, привлекая к своим таким детским, но таким серьезным проблемам, еще больше родительского внимания, получая еще большую дозу раздражения. Возможно, потом он скопирует подобную манеру поведения и стиль отношений, и будет обращаться таким же образом не только с родителями, но и со своими детьми.

Учитесь уважать своего ребенка! Учите его уважать Вас! Не говорите при ребенке таких вещей, за которые потом будет стыдно. В ситуациях, когда молодая мама истошно кричит на спутницу в автобусе, которая случайно ее задела, на продавца в магазине, который дал не удовлетворивший ее товар и тому подобных, ребенок будет испытывать много негативных чувств от обиды и злости до стыда. Старайтесь, прежде всего, к самим себе относиться с уважением и достоинством, тогда и малыш будет учиться тому же. Собственным примером показывайте ребенку и обсуждайте варианты его возможного поведения в той или иной ситуации. Начните уважать своего ребенка, интересуйтесь его мыслями и чувствами, цените его открытость и желание делиться своими переживаниями и впечатлениями.

«Таланты маленького человечка - это зерно, из которого может вырасти диковинное растение. Поддержка, уважение и вера - это удобрения для него, критика и безразличие - это ненастье, ветер, дождь, снег. И если ветер дует слишком сильно и слишком часто, то зерно может так никогда и не взойти...»