Детский психолог – кто он и когда к нему обращаться? Когда нужен детский психолог

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Воспитание ребенка – это не просто тяжелый труд, но и талант. Очень важно почувствовать, что происходит с малышом, и принять своевременные меры. Но не каждой маме под силу справиться с чадом, когда его поведение выходит из-под родительского контроля. Да и посмотреть со стороны, ежедневно находясь рядом с ребенком, довольно сложно.

Как же определить, когда ребенку требуется психолог, в чем состоит его работа, и в каких ситуациях без него категорически не обойтись?

Кто такой детский психолог?

Детский психолог не является врачом, и не стоит его путать и с психиатром . У данного специалиста нет права ни на постановку диагнозов, ни на выдачу рецептов. Работа внутренних систем детского организма, а также внешний вид малыша – тоже не его профиль.

Главная задача детского психолога – помощь психологического характера через игровые методы . Именно в игре раскрываются подавляемые ребенком чувства и наиболее эффективны поиски решения детской проблемы.


Когда нужен детский психолог?

  • Нет важнее людей для малыша, чем его родители. Но глубокое взаимодействие детей и родителей внутри семьи не позволяет маме и папе быть объективными – в силу привычки к исполняемым ролям, в силу определенной реакции на поведение ребенка. То есть, посмотреть на ситуацию «со стороны» родители не могут . Возможен и другой вариант: родители четко осознают проблему, но ребенок не решается на откровение из-за страха, боязни огорчить и пр. В ситуации, которая не способна разрешиться внутри семьи, единственным помощником остается детский психолог.
  • Каждый маленький человек проходит период становления личности. И даже если отношения в семье идеальные и гармоничные, ребенок вдруг перестает слушаться , а родители хватаются за голову – «что с нашим дитем?». Чувствуете, что у вас нет сил и умения повлиять на ситуацию? Ребенок абсолютно вышел из-под вашего контроля? Обращайтесь к специалисту – он сможет оценить ситуацию объективно и подобрать ключик к решению проблемы.
  • Малыш боится ночевать в комнате один? Требует оставлять на ночь свет во всей квартире? Пугается раскатов грома и незнакомых гостей? Если чувство страха не дает ребенку спокойной жизни, подавляет и угнетает, ставит в позицию беспомощности перед той или иной ситуацией – воспользуйтесь советом психолога. Конечно, детские страхи – это естественный период жизни каждого человека, но многие из страхов остаются с нами навсегда, перерастая в фобии и прочие неприятности. Психолог же поможет максимально безболезненно пережить эти моменты и подскажет – как научить малыша справляться со своими страхами.
  • Чрезмерная стыдливость, стеснительность, застенчивость. Именно в детстве формируются те черты характера, которые в будущем поспособствуют умению защитить себя, адекватно относиться к критике, ладить с любыми людьми, проявлять инициативу и пр. Психолог поможет ребенку преодолеть свою стеснительность, раскрыться, стать более свободным. Читайте также:
  • Агрессия. С такой проблемой приходится сталкиваться многим папам и мамам. Немотивированная агрессия ребенка ставит родителей в тупик. Что случилось с малышом? Откуда вспышка злобы? Почему он ударил котенка (толкнул сверстника на прогулке, швырнул в папу игрушкой, сломал любимую машинку, за которую мама выложила свои премиальные, и пр.)? Агрессия не бывает беспричинной! Это важно понимать. И чтобы такое поведение не стало плохой привычкой ребенка и не переросло в нечто более серьезное, важно вовремя разобраться в причинах, помочь ребенку не «уйти в себя» и научить выражать свои чувства.
  • Гиперактивность. Данное явление весьма серьезно отражается на самом ребенке и становится причиной усталости, злости и неприятностей для родителей. Задача психолога – определить основные устремления малыша и направить их в нужное русло.
  • Форс-мажоры. В нашей жизни хватает ситуаций, с которыми даже взрослые иногда не способны справиться без помощи. , смерть члена семьи или любимого питомца, новый коллектив, тяжелый недуг, насилие – все не перечислить. Маленькому ребенку осознать случившееся, переварить и сделать правильные выводы неимоверно сложно. И даже если внешне ребенок остается спокойным, внутри него может бушевать настоящая буря, которая рано или поздно прорвется наружу. Психолог поможет понять, насколько глубоко травмирован ребенок психологически, и пережить произошедшее с минимальными потерями.
  • Успеваемость в школе. Резкое снижение успеваемости, выдумывание причин, чтобы не ходить в школу, необычное поведение – причины для более внимательного отношения к чаду. А учитывая, что этот возраст не предполагает особой откровенности с родителями, психолог может стать единственной надеждой – не «упустить» своего ребенка.

Детский психолог – что нужно знать о его работе?



Если у вас возникла мысль о визите к психологу – значит, откладывать визит к нему не следует. Помните – ваш ребенок постоянно развивается. И чтобы потом все проблемы не покатились на вас снежным комом, решайте все кризисные ситуации по мере их поступления – своевременно и грамотно.

Легче сразу решить проблему вместе с детским психологом, чем потом «ломать» ребенка .

Иногда случается так, что в жизни детей возникают разные трудности. Дети делают все возможное, чтобы их преодолеть. У кого-то это получается хорошо, а кому-то трудно справиться. Если близкие люди замечают такое, они могут обратиться к психологу. Впрочем, они могут продолжать не замечать и делать вид, что все нормально и само собой образуется. Однако по опыту, любые нарушения в поведении детей без посторонней помощи взрослого человека сами проходят редко, чаще они просто накапливаются как снежный ком или перерастают в другие формы неадекватного поведения.

Причина проблем - нарушение баланса и равновесия

Моя работа с детьми позволила мне накопить опыт и научиться более внимательно относиться к тому, как устроен мир ребенка.

Когда я встречаю ребенка, обнаруживающего те или иные расстройства, я знаю, что имею дело с нарушением естественного равновесия, функционирования всего организма и личности. Моя задача помочь возвратить сбалансированность и восстановить нарушенные функции, содействовать нормальному развитию и личностному росту ребенка.

На что я опираюсь в своей работе с детьми? Я рассматриваю психическое здоровье ребенка в контексте процесса его взаимодействия с окружающей средой. Большинство детей, нуждающихся в помощи, имеют одну общую особенность: в силу тех или иных причин у них нарушена способность творчески приспосабливаться и контактировать с окружающей действительностью.

Как возникают нарушения и проблемы?

Когда маленький ребенок приходит в этот мир, он живет своими ощущениями и чувствами. Он такой, какой он есть, ему нравится чувствовать свое тело, двигать ногами, руками, прикасаться к предметам. Каждый родившийся ребенок нуждается в безопасности, принятии и любви, в движении и новых впечатлениях. Это заложено в детях природой и принято называть потребностями. Всем своим существом ребенок ищет их удовлетворения. Однако со временем дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мир порой бывает двойственный и противоречивый и не всегда то, что хочется самому ребенку, нравится другим людям. Взрослые, зачастую под масками накопившихся проблем, словно заколдованные, видят в ребенке несбывшиеся мечты, тревоги или разочарования и начинают что-то делать в нем для себя, не замечая его настоящие потребности. А они так порой просты: ребенку важно чувствовать, что его любят и принимают, что ему безопасно и уютно в этом мире.

Как дети "защищаются"?

Когда настоящие чувства и потребности игнорируются взрослыми, ребенок научается защищаться от боли, одиночества, страха всеми возможными способами. Некоторые нападают первыми прежде, чем это сделают с ними - тогда родители часто обращаются с проблемой агрессивного поведения ребенка. Другие дети создают фантастические образы и миры и остаются там, где им безопаснее и уютнее - тогда родители обращаются с проблемой того, что их дети не разговаривают или говорят очень мало. Третьи часто болеют - и тогда родители включаются в бесконечную гонку по врачам, не понимая, что ребенку только этого и надо, ведь тем самым он получает то внимание, которого ему очень не хватает в семье. Кто-то становится необычно «вежливым» и хорошим, а кто-то агрессивным и раздражительным. Способы, которыми дети научаются защищаться от непереносимых чувств, многообразны до бесконечности.

А когда все же ребенку не удается получить то, что ему не хватает, он начинает жертвовать самым главным - самим собой, чувствами, готов отказываться от желаний ради маминой улыбки, ради спокойствия в доме, ради того, чтобы не слышать крик или вернуть папу. Так, он встает на путь потери себя, утрачивая внутреннюю силу Я. Ведь здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.

Как работает детский психолог?

Поэтому, когда я работаю с ребенком, я пробую «раскопать» под слоями симптомов и нарушенного поведения - что же на самом деле хочет этот человек, в чем его истинная уникальность и сущность. А для этого мы вместе исследуем его желания и потребности, восстанавливаем и усиливаем то, что когда-то было дано ему и со временем начало утрачиваться. Когда ребенок узнает свои ощущения, чувства и потребности, он научается их принимать, выражать и делать самостоятельный выбор в сторону их удовлетворения, у него появляется чувство внутренней силы и здоровое отношение к жизни. Так, постепенно мы вместе создаем и развиваем у ребенка внутреннюю целостность, улучшаем контакт с его телом, чувствами, интеллектом. И когда это получается, начинают исчезать симптомы и поведение, в которых проявлялось неадекватное самовыражение.

Психолог - проводник от мира ребенка к миру взрослых

Многие родители могут проникнуться недоверием и сомнением к таким несколько абстрактным словам. Как же это поможет, могут спросить они, моей дочери или сыну лучше учиться, не воровать, спокойней спать по ночам и ездить одному в лифте, не падать при каждом посещении магазина на пол, демонстрируя силу и громкость своего голоса, да и просто хоть немного меньше болеть. Для этого детский психолог и является проводником от мира ребенка к миру взрослых, он пробует перевести неясные послания ребенка его родителям. Ребенок ничего не хочет делать, постоянно замкнут и подавлен? Что может скрываться за таким способом жить? Возможно боль от недостатка любви, буря самых разных невыраженных эмоций, огромное количество творческого потенциала, которому не нашлось применения… Используя разнообразные техники и средства я вместе с ребенком пробую узнавать и искать разные способы быть собой и получать то, что насущно важно.

Это важно знать родителям

Порой бывает, что не каждый родитель готов услышать то, о чем говорит ребенок. Не каждый, например, готов встретиться с правдой, которая может быть очень болезненной. Иногда хочется, чтобы ребенок изменился без изменения самих себя, чтобы психолог «пошурудил в коробочке», сказал волшебные слова и ребенок стал как прежде - перестал писаться в постель, начал хорошо учиться, не закатывал истерики и не воровал вещи. Но за правдой такого разного поведения может выясниться, что писается ребенок в постель, потому что днем мама или папа все время на него кричат, плохо учится, потому что это единственный способ подольше вечером за уроками посидеть рядом с мамой, а ворует, потому что… попробуйте пофантазировать сами.

Ребенок отражает, как в зеркале, то, что не всегда готовы признать взрослые в себе. Раз ребенок так научился жить, значит, так было кому-то удобно. И если родители действительно хотят, чтобы ребенок изменился, нужно самим быть готовым к изменениям.

И еще немного об основаниях в работе...

В начале своей практики я стремительно старалась накапливать теоретические основания по возрастной психологии, взятые из разных концепций и школ (психоанализ, гуманистическая, отечественная психология), основы семейного консультирования, практическая диагностика, и т.д. Это придавало уверенности, но зачастую мешало просто быть рядом с ребенком, видеть его, а не его диагнозы, описанные в учебниках по детской психиатрии. Теоретическая база очень важна, но со временем я все больше убеждаюсь, что основным инструментом в работе психолога с детьми - является он сам, со своим искренним интересом к тому, что происходит с ребенком, способностью принимать его субъективный мир, не оценивать, слушать, наблюдать, быть честным и творческим в контакте.

Механизм позитивных изменений

В своей работе я опираюсь на принципы, сформулированные в рамках гештальт-подхода. Одним из базовых фундаментов этого подхода является взгляд на природу изменений человека, изложенный А. Бейссером. Его теория парадоксальных изменений заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле - быть полностью вовлеченным в настоящее.

Все, что я делаю, это только помогаю ребенку узнать, какой он есть на самом деле. Для этого я присутствую рядом с ним, показывая, что я открыта для всего, что будет происходить, принимать его чувства и готова быть собой в этих отношениях. При безопасном присутствии у ребенка появляется возможность экспериментировать со своими чувствами, ощущениями, телом, приобретать новый опыт и заново открывать себя, взращивать свою внутреннюю идентичность и целостность. Когда ребенок достигает полноты самоощущения, он научается видеть мир таким, какой он есть, пробует новые способы получать то, что ему необходимо, чтобы почувствовать себя достаточно уверенно и уютно в этом мире. Думаю, что любой любящий родитель хотел бы пожелать своему ребенку такого маленького опыта, способного изменить всю жизнь.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Детский психолог-консультант — специалист, помогающий родителям и детям разрешить проблемы, возникающие на пути взросления и развития. Иногда родители не понимают причины не укладывающегося в общепринятые рамки или просто резко изменившегося поведения ребенка, иногда причины понятны, но как быть, если проблемы кажутся неразрешимыми, не исчезают со временем? В этом случае требуется квалифицированная помощь. Детский психолог поможет, если возникли сложности с эмоциональной сферой ребенка, его поведением, учебой, отношениями со сверстниками или родителями.

Детские психологи на этом сайте:

Причинами обращения к детскому психологу чаще всего являются

Кроме того, следует обратиться к психологу, если ребенок оказался в сложной для него жизненной ситуации:

  • смерть близких,
  • острые или постоянные конфликты в семье,
  • развод родителей,
  • переезд, смена школы или детского сада.

Детский психолог может помочь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. А иногда нужно просто оценить уровень и особенности развития ребенка. В первую очередь такая необходимость возникает перед школой, когда нужно понять, готов ли ребенок к школе или стоит ещё год подождать? Отдать его в обычную школу или, например, в физ-мат лицей? Тогда детский психолог проведет диагностику психологической готовности к школе.

Чем детский психолог может быть полезен родителям?

Именно родители обычно являются инициаторами обращения к психологу, и во многих ситуациях его работа ориентирована на изменение поведения родителей. Ведь в большинстве случаев в поведении ребенка, как в зеркале, отражаются отношения и проблемы, существующие в его семье. И, сколько бы ни работал психолог с ребенком, его работа даст временный результат, ненадолго снимет напряжение, если от психолога ребенок каждый раз возвращается в семью, которая не меняется. Ведь семья — самое важное, что есть в жизни этого ребенка. Детский психолог может помочь заинтересованному родителю

  • наладить отношения с ребенком,
  • лучше разобраться в его проблемах,
  • выработать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с ним,
  • повысить свою родительскую компетентность и самооценку,
  • сделать отношения в семье более доверительными и теплыми,
  • научиться управлять своими чувствами,
  • найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется особенностями ребенка и родителя.


Как работает детский психолог?

Чтобы помочь ребенку и родителям, психолог должен найти причины возникших трудностей. Он беседует с родителями, задает различные вопросы, которые могут быть связаны как с особенностями развития и воспитания ребенка, так и с его семейной ситуацией. И, конечно, детский психолог общается с ребенком. Чем младше ребенок, тем меньше шансов, что он сумеет описать словами свое состояние и возникшие сложности. Тогда его языком может стать, например, игра, рисунок, лепка или сочиненная сказка. И психолог предложит поиграть, порисовать и так далее. Может быть, чтобы получить более полную информацию, потребуются специальные тесты.Но вот проблема и её причины определены. Детский психолог предложит соответствующие ситуации варианты работы. Например, индивидуальная работа с ребенком

Или с родителем — консультации, направленные на разработку стратегии общения с ребенком и т. п. В некоторых случаях детский психолог может направить родителя к специалисту, работающему со взрослыми. Бывают ситуации, когда психолог работает со всей семьей или с парой ребенок-родитель. В ряде случаев родители направляются на супружескую терапию, а детский психолог работает только с ребенком.

Какими методами работает детский психолог?

Если речь идет обэмоциональных проблемах или нарушениях поведения, психолог может использовать, например, следующие методы работы.
Игровая терапия помогает ребенку выразить свои чувства и мысли, рассказать о них в безопасной, принимающей обстановке. Здесь ребенок сможет свободно выразить чувства, поднять важные для него темы, укрепить веру в себя, стать более самостоятельным и ответственным, научиться преодолевать трудности, опираясь на собственные силы, научиться принимать самостоятельные решения.

Песочная терапия помогает найти гармонию в отношениях с собой и миром, лучше понять себя, посмотреть на происходящее с разных сторон. Работа с песком может быть частью игровой терапии, и тогда песочница превращается в мир, подвластный ребенку, коллекция игрушек помогает отобразить в этом мире внутренний мир ребенка, семьи или детской группы.

Арт-терапия использует творческие возможности ребенка, это и рисование, и лепка, и танец, и маленькие спектакли или сочинение историй. В широком смысле слова игровая и песочная терапия являются разновидностями арт-терапии.

Если же речь идет о развитии познавательной сферы, то здесь психолог может использовать разнообразные дидактические игры и развивающие упражнения , которые подбираются в зависимости от потребностей и особенностей ребенка.

Детский психолог помогает Вашему ребенку преодолеть трудности в процессе развития. Обычно к детскому психологу обращаются:

  • если есть детская агрессия: ребенок дерется или кусается. Или есть аутоагрессия (ребенок бьется головой, бьет себя);
  • если у Вашего ребенка случаются истерики;
  • если есть детские страхи, например, страх темноты, находится одному и пр.;
  • если у Вашего малыша есть тревога. Или если у него есть навязчивые действия (сосание пальца, кручение волос, одежды и пр.);
  • если есть детская мастурбация;
  • если у вас в семье есть детская ревность;
  • если у ребенка есть психосоматические заболевания: тики, энурез, заикание и пр.;

Детский психолог работает только с детьми?

Нет, детский психолог обычно работает не только с самим ребенком, но и с его родителями. Без помощи родителей, без изменения в привычном стиле воспитания, без их поддержки разрешить детскую проблему намного сложнее.

Как работает детский психолог?

Обычно первым шагом является беседа с родителями о проблемах, которые привели их на консультацию. Малыш в это время находиться в соседней комнате и играет или рисует. Затем проводиться диагностика малыша, психологическая беседа с ним для того, чтобы оценить имеющиеся проблемы и подобрать адекватные методики коррекции. Затем проводиться коррекционная работа. Обычно она проводиться у психолога в кабинете, а также родители получают рекомендации о том, как им продолжать работать с малышом дома.

Какие методики использует детский психолог?

  • сказкотерапия;
  • арт-терапия (рисование, музыка, лепка);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • игровая терапия;

Если мой ребенок здоров, нужен ли нам детский психолог?

Детский психолог занимается именно здоровыми детками. Больных деток лечат детские психиатры, неврологи, дефектологи и пр. А детский психолог помогает здоровым деткам преодолевать возникшие трудности. В том случае, если ребенок все же болен, также возможно психологическое сопровождение. Однако в таком случае психолог должен работать в связке с психиатром или неврологом.

Как подготовиться к посещению детского психолога?

Для ребенка: нет смысла скрывать, что Вы идете к психологу. Скажите, что он будет там играть, рисовать и беседовать с тетей.

Для взрослых: было бы замечательно, если на консультацию смоги прийти мама и папа. Но это не является обязательным условием. Еще было бы хорошо, чтобы Вы смогли ответить для себя на следующие вопросы: какая есть проблема? Как давно? Мое предположение о том, что стало ее причиной? Что мы пробовали предпринять? Ответы на эти вопросы сделают психологическую консультацию более плодотворной.