Виды швов при вышивании крестом. Мастер-класс по вышивке полукрестом Как вышивать полукрестом большие картины

Техника «полукрест» стремительно набирает популярность. Раньше о ней вспоминали при вышивке мелких элементов картины, чтобы придать полотну дополнительный рельеф и правдоподобность. Сейчас вышивка полукрестом быстро и просто для начинающих необходима, потому что этот способ выбирают для исполнения работы целиком, не задумываясь о комбинированных швах. Техника относится к азам рукоделия, давайте её освоим.

Современные схемы для вышивки стали детализированными и навороченными, позволяющими максимально приблизить результат к исходному изображению. Но процесс работы не изменился: мастерица работает руками с помощью иголки и нитки.

Учимся вышивке полукрестом для начинающих: базовые сведения

Основные техники для реализации сложных схем также остались прежними:

  • Крест;
  • Полукрест;
  • Гобеленовый стежок.

Полукрест – это одна диагональ крестика, половинка стежка «крест».

Направление стежка:

  • Слева направо;
  • Справа налево.

Обычно изготовитель указывает на схеме направление стежков. Это важная рекомендация: от направления зависит логика и смысл вышивки, её очертания и выразительность.

Необходимо освоить технику наложения полукреста в любом направлении. Это позволит не запутаться в выполнении стежков и избежать искажения схемы.

Для оформления фона изделия направление стежков принципиального значения не имеет. Делайте так, как удобно.

При работе на канве плотными нитями, техника «полукрест» очень напоминает гобеленовую вышивку. Гобеленового эффекта и пытаются добиться многие производители готовых наборов, рекомендуя мастерицам для исполнения полукрест. Вышитое полотно выглядит ярко и выразительно, а вышивать полукрестиком проще, чем классическим гобеленовым швом.

Тонкости работы:
  • На «лице» изделия хорошо заметны все изъяны вышивки. Поэтому не стоит обращать внимание на «изнанку» работы. Она может иметь огрехи. Безошибочно оформляйте лицевую сторону, получайте отличные результаты.
  • При работе этой техникой нитка имеет обыкновение перекручиваться. Отпускайте нитку свисать свободно. Под весом иголки она быстро раскрутится.
  • При вышивке полукрестом с «изнанки» формируются одиночные вертикальные столбики, а не двойные, как при технике «крестик». Поэтому количество стежков должно быть больше, а концы нитей, закрепляемых со стороны изнанки, длиннее.
  • При распяливании канва деформируется в местах зажатия. Это может исказить рисунок. Снимайте основу с рамки при каждом перерыве в работе.
  • Если канва не используется, не стягивайте полукрестики слишком сильно. На ткани образуются дырочки, портящие внешний вид изделия.
  • Фон вышивки будет переливаться и заиграет, если подобрать нитки меланжевых оттенков к светлой однотонной канве. Этот интересный эффект оживит самое унылое полотно.
  • Сейчас набирает обороты принцип чередования гобеленовой техники и полукреста. Комбинация смотрится выигрышно при работе с диагональными стежками: вышивка сохраняет форму, стежки ложатся ровно, рабочая нить расходуется экономно. Нужно только следить, чтобы ряды, выполненные разной техникой, периодически чередовались.

Изучаем пшаговое руководство по вышивке в технике «полукрест» с фото

Материалы для работы:

  • Канва;
  • Вышивальная игла;
  • Нить мулине любого цвета для оттачивания техники.

Порядок действий:

Простую схему выбираем по желанию. Нитки протягиваем в ушко иглы, концы соединяем. Первый стежок идёт из нижнего левого угла квадрата, на рисунке он обозначен №1.

Иглу выводим на «изнанку», конец нити свисает свободно.

Далее нить протягиваем в правый верхний угол квадрата, как показано на рисунке №2. Так накладывается первый стежок. Остальное вышивается аналогично, схема указана на фото. Свободный конец нитки прокладывайте по канве по изнаночной стороне работы.

Выполняем определённое количество стежков в первом ряду, затем делаем следующий столбик. Чётные и нечётные ряды чередуются, пока не закончится схема эскиза.

Создаем полукрест и гобеленовый стежок: комбинируем техники

Швы аналогичны по технике исполнения. «Лицо» работы выглядит одинаково. Но на «изнанке» разница хорошо заметна.

Рассмотрим фото:

Двойную технику используют, чтобы уравновесить перекосы вышивки.

Подробности двойной техники:

Первый ряд вышиваем полукрестом. Второй ряд – гобеленовый шов. Нить протягиваем с нижнего левого угла до правого верхнего. Продолжаем по описанной схеме.

Техника «роспись».

В основе техники «роспись» лежит полукрест. Роспись уникальна тем, что позволяет «вылепить» из стежков контурный эскиз. Стежки идут непрерывной цепочкой, складываясь в картинку.

Вышивка исполняется в два приёма. Прокладочные стежки обозначают примерную основу эскиза. Выполняются посредством чередования лицевых и изнаночных стежков.

Затем заполняем пустые места прокладочных стежков, собирая «пазлы» рисунка воедино.

Техника росписи напоминает шов «бэкстич» или стежки «назад иголкой».

С такого базового шва начинают обучение мастерству многие рукодельницы. Стежки прокладываются поочерёдно и без пропусков. Применяется шов для выполнения контуров и мелких частей эскиза.

Мастерим с вышивкой бисером и техникой «полукрест»

Для вышивки картин бисером традиционно применяют «монастырский» шов. Такая техника практически повторяет вышивку полукрест.

Лицевые стежки исполняем по диагонали, не забывая нанизывать бисеринки. На «изнанке» получаются вертикальные стежки.

Такая техника вполне подойдёт для начинающих мастериц.

Таким образом, техника «полукрест» - основа успешного рукоделия. Овладеть ею необходимо.

Видео-уроки, помогающие освоить технику «полукрест»

Кажется, как не хитро звучит — «вышивка крестом». Значит, и вышивать нужно просто крестом — одна диагональ, вторая диагональ, и готово! Однако во многих картинах встречаются и другие виды швов, которые придают картине большую реалистичность и красоту.

Виды швов можно разделить на две группы:

  • Счетные — виды швов, которые выполняются по счету нитей ткани. Отсюда и название.
  • Свободные — виды швов, которые выполняются по заранее нарисованному контуру.

К счетным швам относятся: крест, полукрест, 1/4 креста, неполный крест, болгарский крест, счетная гладь, козлик, роспись и др.

Традиционный крестик

Чаще всего используется традиционный «крестик». Выполняется он двумя стежками, расположенными крест накрест по диагонали, заполняя одну клетку канвы. Для вышивания горизонтального ряда крестиков применяется «Датский метод»: все стежки сначала выполняются в одну сторону, затем в обратную, перекрывая уже сделанные стежки (полукресты), не забывая про то, верхние стежки крестика всегда должны лежать в одном направлении. Датским методом у Вас получится и красивая изнанка: в виде двойных вертикальных стежков.

Если нужно вышить вертикальный ряд крестиков, то все нижние полукрестики выполняются сначала в одну сторону, например, вверх, а затем в обратную (вниз), перекрывая уже сделанные стежки. С изнанки также образуется ряд из вертикальных стежков.

Полукрестик

Наиболее простой вид шва — полукрест, или 1/2 креста. Если не оговорено отдельно, то направление полукрестов идентично направлению верхних стежков традиционных крестиков. Вышиваются полукресты по такому же принципу, как крестики, но в одном направлении. Обычно полукрестами вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.).

1/4 креста

Для создания эффекта плавного перехода цветов и большей реалистичности контуров используются дробные кресты, например 1/4 креста. Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). Название происходит от французского «petite» — «маленький». Petite-point — это маленький полукрестик. Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких. В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в определенном уголке.

Неполный крестик, или 3/4 креста

Чтобы выполнить неполный крестик, нужно сначала выплонить полный диагональный стежок (полукрест), затем полукрест в другую сторону, но до середины будущего неполного креста. При вышивке 3/4 креста соблюдается основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

На схемах вышивки крестом неполный крестик обозначается таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

Удлиненный крестик

Выполняется такой крестик для обогащения вышивки фактурой, также он помогает быстрее заполнять большие площади вышивки. Техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.

Рисовый шов

Шов предназначен для фонового покрытия, так как довольно быстро заполняет площадь ткани. Сначала вышивается простой большой крест на 3 или 5 клеток канвы. Затем швом полукрест покрываются концы больших крестиков сначала по нижнему краю, а затем по верхнему. Можно использовать два оттенка цвета, что значительно обогатит вышивку.

Болгарский, или двойной крестик

Крестик состоит из двух крестиков, нижний шов - это простой крестик, а верхний шов - вертикальный крестик. В целом шов имеет форму квадрата и может занимать четыре клетки канвы и более.

«Козлик»

Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне. При этом на изнаночной стороне должны получиться два параллельных ряда стежков. При выполнении шва «козлик» направление вышивки должно идти снизу вверх, т.е. стежки делаются от себя. А вот игла при выполнении этих стежков должна смотреть на вышивальщицу, т.е. кончик иглы направляют всё время на себя.

«Вперед иголку»

Самый простой из всех видов швов. Самое главное при его выполнении – стежки шва всегда должны быть одинаковой длины. Иголку с ниткой нужно пропускать в ткань через строго определённое количество нитей (например, 2 или 4 нити) справа налево, всё время вперёд от последнего стежка.

Роспись

Шов «роспись» также называют Ассизским, или строчка. Это двусторонний шов, который вышивается на основе шва «вперед иголку».

Выполняется шов «роспись» в два хода:

Первый ход:
выполняем стежки по принципу шва «вперёд иголку», двигаясь слева направо.

Второй ход: переворачиваем вышивку и идём в обратном направления, заполняя промежутками между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов стежков первого ряда. Узор в данном случае получается одинаковым и с лица и с изнанки.

Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т.е. захватывать одинаковое число нитей. Как правило, этот шов используется для создания контура вокруг вышивки крестом или другими видами швов.

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).Источник: http://nacrestike.ru/publ/vidy_shvov_v_vishivke_krestom/5-1-0-2#a5
© nacrestike.ru

Гобеленовый шов

С лицевой стороны гобеленовый шов похож на полукрест. Различие скрывается на изнаночной стороне: переходный стежок на изнаночной стороне гобеленового шва косой, а не вертикальный, как у полукрестика. Изнаночная сторона такой вышивки выглядит плотнее, чем лицевая. Гобеленовое шитье не допускает перекосов полотна при вышивании изделий большой площади. При вышивании гобеленовым швом ниток уходит в 1,5-2 раза больше, чем при вышивке полукрестом.

К свободным видам швов относят: стебельчатый, тамбурный, петельный, бэкстич, французский узелок и др.

Бэкстич (назад иголку)

«Backstitch» переводится с английского как «стежок назад». Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а именно швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете сразу исправить ошибку.

Французский узелок

Появился «французский узелок» совсем не во Франции, а в Китае. Свое название техника вышивки получила из-за популярности у рукодельниц во Франции, которые с удовольствием использовали её для украшения одежды. Французские мастерицы заимствовали эту технику у китайцев после того, как увидели ее на товарах, ввозимых купцами из Китая.

В зависимости от количества нитей, ширины ленты, натяжения нити, числа оборотов вокруг иглы, французские узелки получаются разных размеров. Чем больше обвитий, тем крупнее получится узелок. В вышивке чаще всего французский узелок используют для придания объема цветам. В зависимости от размера узелка цветочки также получаются разного размера.

Как выполнить французский узелок?

Закрепите нить с изнаночной стороны ткани и выведите на лицевую сторону. Как можно ближе к ткани намотайте нить вокруг иголки дважды (в направлении от себя), туго натягивая при этом саму нить. Опустите иголку рядом с тем местом, где нитка вышла на поверхность. Протяните нить на изнаночную сторону, осторожно подтягивая ее, чтобы узелок не рассыпался.

Стебельчатый шов

Стежки нужно выполнять слева направо. При выполнении каждого нового стежка иголку с ниткой выводить на лицевую сторону, отступив примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получиться шов, напоминающий «строчку».

Стебельчатым швом обычно вышиваются стебельки и жилки листьев, цветов, также обшивается контур узора. Им можно вышиваются детские узоры — фигурки зверюшек, цветы и т. п. Стебельчатым швом можно заполнять всю поверхность узора (если это предусмотрено схемой вышивки), меняя угол наклона стежков.

Тамбурный шов (шов цепочкой)

Рукодельницы используют два вида тамбурного шва . При выполнении шва первым способом , предварительно закрепив рабочую нить с изнанки, иглу следует вывести на лицевую сторону ткани-основы точно в месте начала первого ряда вышивки, после чего нужно свободно пустить нить справа налево от иглы, придерживая большим пальцем образовавшуюся петлю.

После этого ткань вновь прокалывают в точке выхода нити предыдущей петли, направляют ее по изнаночной стороне, проводя через четыре-пять нитей полотна-основы, и выводят на лицевую сторону ткани. Ранее сформированную петлю необходимо оставить под иглой. Выпущенную из-под пальца нить следует натянуть, затягивая таким образом петлю. Правильно выполненный стежок тамбурного шва имеет каплевидную форму.

После этого нужно вновь захватить нить большим пальцем, ввести иглу в точке прокола ткани и выхода рабочей нити, провести по изнанке в направлении сверху вниз и затем вывести нить на лицевую сторону. Нить необходимо слегка натягивать, завершая выполнение очередного стежка. Причем на всем протяжении ряда натяжение нити должно быть одинаковым.

Второй способ выполнения шва . Сперва нужно провести два стежка «вперед иголку». Делают это, захватывая на лицевой стороне ткани-основы две-три нити и четыре-пять - на изнанке. Длина стежка «вперед иголку» определяется величиной петель, которые нужно будет выполнить. После этого вводят в полотно иглу и на лицевой стороне оставляют.

Затем нужно иглой подцепить первый стежок «вперед иголку», не вводя при этом ее в ткань. Далее проводят рабочую нить под ним и делают в точке начала петли прокол. Нить натягивают, формируя петельку, после чего второй стежок прокладывают «вперед иголку» с изнаночной стороны ткани. Все вспомогательные стежки цепочки должны быть равными по длине первому и одинаковыми.

Под первую петлю вводят иглу и продолжают цепочку, состоящую из стежков «вперед иголку» на изнанке полотна-основы и петелек - с лицевой стороны.

В статье приведены только основные виды швов, но далеко не все!


Современные символьные счётные схемы для вышивания

Усложнились, стали подробными, детализированными, максимально приближая вышивку к исходному изображению, с которого делается схема. Новые , рациональные системы организации процесса позволяют нам вышивать быстрее, эффективнее, с большим удовольствием более сложные и красивые вышивки.

Но сам принцип ручной вышивки не изменился. По-прежнему две руки у вышивальщицы, а иголка с ниткой – это главный рабочий инструмент.

И основные техники , используемые при вышивании сложных современных счетных схем, это:

1. Крестик

2. Полукрестик

3. Гобеленовый стежок

Также широко применяются всяческие вспомогательные фигурные стежки для украшения вышивок и прорисовки мелких деталей.

Самая же популярная и используемая техника – это простой крестик.

1. Вышивка крестом

Сложные крестики чаще всего используются для вышивания простых отделочных узоров или небольших вышивок в народном стиле.

Потому как сложные кресты хотя и красивы сами по себе, но для современной схемы подходят плохо. Мало кому придет в голову вышивать, к примеру, схему или болгарским крестиком . Это нелогично, нерационально, да и слишком уж долго и утомительно. Проще, быстрее удобнее вышивать обыкновенными крестиками в одну, в две, иногда в три ниточки.

Техника вышивки крестиком проста понятна с первого взгляда даже школьнику:

два стежочка, укладываемые поочередно крест-накрест в виде буквы Х .

Крестики вышиваются вплотную один к одному и при сплошной зашивке из одной дырочки ткани выходят в разные стороны четыре нитки четырех стежков.

(на фото) Вышивка крестиком

1. На блочной ткани-канве Аида

2. На ткани равномерного плетения через две нити основы

3. На ткани равномерного плетения через одну нить основы

Верхние стежки крестика должны располагаться в одном направлении, одинаковом на всей поверхности вышивки.

Порядок вышивания произвольный, зависит от расположения одинаковых символов на схеме и от фантазии и логики вышивальщицы: каким образом она распланирует свой алгоритм вышивания.

Обычно сперва вышиваются нижние половинки группы крестиков один стежок за другим, затем, как бы возвращаясь, вышиваются верхние стежки этих крестиков.

достаточно просто "включать" логику и думать в процессе вышивания.

Всем любителям старинных книг -

ссылочки на учебники по вышивке прошлого века

Из них возможно почерпнуть много интересного

Техника вышивания крестиком широко используется при самых различных стилях и сюжетах изображений. Особенно хороши вышитые тонкими легкими крестиками в одну ниточку на тканях равномерного плетения изящные, акварельные, реалистичные изображения.

С приходом в арсенал вышивальщицы специальных «блочных» тканей типа АИДА, очень популярной и удобной стала техника полукрестика.

2.Вышивка полукрестом

Полукресты активно используются разработчиками схем для вышивания фонов вышивки, а часто и сам основной узор также вышивается полукрестиками в различное количество ниточек.

На твердой Аиде полукрестики ложатся ровно, красиво, вышиваются быстро, и с минимальным расходом ниток.

Часто полукресты используются в сочетании с крестиками для придания вышивке объема и выразительности.

Вышивать полукрестом технически очень просто. Название стежка говорит само за себя. Это половина (одна диагональка) крестика.

Направление полукреста может быть как справа-налево, так и слева-направо. Обыкновенно производитель схемы указывает в инструкции или дает обозначение (рисунок) в ключе схемы, по которому понятно, в каком направлении укладываются полукрестики при вышивании.

Например, у схемы разрабатываются таким образом, что направление полукреста идет в противоположном направлении по отношению к верхнему стежку крестика. А при вышивании схем Анкор и мне встречались рекомендации делать направление полукреста таким же, как и направление верхнего стежка крестика.

Полезно научиться вышивать полукрестики в обоих направлениях, чтобы не сбиваться при вышивании.

Если же полукрест не несет особой дизайнерской нагрузки и просто используется для зашивки фона, тогда направление значения не имеет, и можно вышивать так, как удобнее самой вышивальщице.

При вышивании на Аиде в три, четыре, пять и шесть ниток, вышивка полукрестом по своей фактуре и плотности смотрится практически как гобелен.

Этим и пользуются производителя схем, чтобы добиться гобеленового эффекта у вышивки, и вместе с тем упростить процесс вышивания и сэкономить нитки.

На вышивание полукреста уходит на треть меньше ниток за счет длины изнаночной части стежка.

Гобеленовый эффект при вышивании воды плотными полукрестиками на 18 аиде в дизайне Дименшнс

Поэтому в современной вышивке техника полукреста широко используется для вышивания дизайнов на Аиде со сплошной зашивкой, когда рисунок вышивки выполнен в плотном, «ковёрном» стиле.

Вышивки полукрестом в 4, 5, 6 ниток на Аиде смотрятся красиво, ярко, тепло, выразительно и по своему виду схожи с гобеленами. А вышивать полукрестом - проще, чем классическим гобеленовым стежком.

3. Вышивка гобеленовым стежком (Petit-point)

История популярности гобеленового стежка берёт начало из тех времен, когда не существовало разнообразных специальных тканей для вышивания. Гобеленовым стежком вышивали или на простых натуральных самотканых тканях, или на специально обработанных сетках. И чтобы придать будущей вышивке ощутимый объём, вес и плотность, широко использовался гобеленовый стежок. Вышиваемые рисунки предусматривали полную зашивку всей поверхности основы.

Вышивки-гобелены (а еще ранее - тканые гобелены ) часто исполняли функции ковров и одеял.

Но вернемся к нашим временам и к современным схемам. Сейчас в технике гобеленового стежка разрабатывают свои схемы традиционные производители дизайнов гобеленовых вышивок.

Выпускаются наборы, которые комплектуются специальными тканями для вышивания гобеленов. Популярна румынская мелкая гобеленовая сетка (10 кл в 1 см). Вышивают на такой ткани петит-поинтом (простым гобеленовым стежком) в две ниточки мулине.

Также для вышивания гобеленовым стежком используют специальным образом обработанный Лён или специальную ткань Страмин, по которым вышивают шерстью, нитками Ирис или мулине в 6 сложений.

Внешне своим лицевым стежком гобеленовый шов очень похож на полукрест .

Основное видимое существенное отличие – это изнаночная часть стежка.

Если при вышивании полукреста стежок по изнанке проходит по кратчайшему расстоянию между двумя точками выхода нитки на лицо (прямой короткий стежок), то при вышивании петитом (гобеленовым стежком) изнаночная часть стежка идет по самому длинному расстоянию между точками выхода (длинный диагональный стежок).

При вышивании гобеленовым стежком наша ниточка как бы обвивает, обнимает нить плетения ткани, и за счет этого лицевой стежок ложится более компактно, аккуратно, ровнее и красивее, чем полукрестик.

При мелких стежках на равномерке, если вышивальщица не обладает умением мастерски укладывать стежки, контролируя натяжение нити в игле, то полукрестики будут смотреться не аккуратно и некрасиво в отличие от стежков петита, которые за счет более длинного стежка по изнанке и другого расположения нити получаются лучше, даже если вышивальщица не очень опытная и профессиональная.

На фото видно, как отличается рядок, выполненный полукрестиками, когда все остальное пространство зашито гобеленовыми стежками.

Поэтому гобеленовый стежок (петит-поинт) широко используют при вышивании дизайнов подробной тонкой проработки на тканях равномерного плетения, когда все пространство изображения зашивается полностью, и желательна гладкая, плотная, насыщенная, равномерная поверхность всей вышивки.

Технически вышивать петитом не сложно. По картинке вполне возможно понять логику стежка. Первое время, вышивая гобелен, я при каждом стежке мысленно представляла, как ложится нитка на изнанке, и даже часто переворачивала вышивку, и смотрела - правильно ли получается изнаночный стежок. Да и когда нечаянно сбиваешься с петита на полукрест, это сразу чувствуется, стежки получаются не такими красивыми, и за счет "корзинного" плетения ткани основы, стежки полукреста постоянно норовят провалиться под нить ткани.

Первый свой гобелен я начала вышивать с ровных рядков одного цвета. Вышив несколько вертикальных и горизонтальных полос одной ниткой, я "почувствовала" стежок и поняла логику петита на практике, постепенно приучилась "думать петитом".

Далее - разбросанные символы вышивала по цветам, старалась предварительно продумывать путь каждой нитки так, чтобы вышивать как бы зигзагами, горизонтальными рядками туда-сюда. Но если символы расположены по схеме вертикально, вышивала вертикальным петитом.

Переходы между рядками делала как получалось, но старалась, по-возможности, чтобы, переходя с рядка на рядок, стежок по изнанке шел так же диагонально, но сильно не переживала, если не получалась сделать

Конечно, большая часть пространства вышивки заполняется простым счетным крестом. Однако иногда встречаются случаи, когда необходимо делать не полный крест, а например ½ крестика, ¾ и так далее. Определить, где необходимо сделать ½, а где ¼ крестика просто. В этом случае на схеме в одной клеточке будет расположено сразу два символа.

Их изображают друг напротив друга. Цвета стежков зависят от цвета заполнения фона вокруг этой клетки. Если слева цвет фона желтый, а справа синий, то и неполный крестик слева будет желтым. Количество стежков будет зависеть от контура рисунка.

По технике исполнения все неполные крестики – это простые крестики с отсутствием какой-либо части. Чаще всего их применяют для придания рисунку легкости и более сглаженных контуров изображения.


Хоть канва и считается наиболее удобной тканью для вышивки крестом, но для вышивки, в которой необходимо использование неполных крестиков лучше использовать счетные ткани. Сложность исполнения на канве заключается в том, что иглу необходимо ввести ровно в середину клетки. Для этого подойдут тоненькие иглы номера, которых 26 или 28. При выполнении вышивки на льняной ткани, можно обойтись и простой иглой. Она легко будет входить в ткань между волокнами, раздвигая их в разные стороны.

При выполнении стежка в одну четверть, иглу выводят из угла и направляют в центр.

Крестик в три четверти выполняют немного иначе. Его начинают со стежка в одну четверть, а затем сверху дополняют половиной крестика из угла в угол. Правда, иногда, что бы достичь нужного эффекта от смены цветов, его выполняют наоборот: сначала прошивают половину крестика, а затем стежок в одну четверть. В этом случае направление верхнего стежка может не совпадать с направлением всей работы.

Несмотря на то что в большинстве ситуаций с определением цвета все более или менее понятно, бывает случаи, когда решение о вышивке того или иного стежка определенным цветом, остается за мастерицей. В этом случае следует обратить внимание на несколько моментов.


Первым из них может стать наличие обратного шва, проходящего ровно посередине клетки. В этом случае выполняются только стежки в одну четвертую клетки, а стежок из угла в угол выполняется обратным швом.

Чаще всего стежки в три четверти выполняются тем цветом, который расположен на первом плане и является частью основного рисунка. Здесь вышивать рисунок лучше сразу двумя нитями и двумя иглами. Вначале выполняем одну четвертую стежка, его цвет не имеет значения. Далее приступаем к выполнению трех четвертей. В нашем случае мы делаем два раза по три четверти и этот крестик как бы возвышается над всей работой.


Помимо выполнения крестиков в одну четвертую или три четверти встречается ситуация, когда требуется выполнить и ¼ крестика. С определением их цвета все намного проще. Их цвет соответствует цвету указанному в схеме. Направление стежка зависит от вашего вкуса. Если сомневаетесь в правильности выбора, просто присмотритесь к направлению наклона основного рисунка.

Полукрест, или неполный крест, используется в вышивке сам по себе или в вышивке крестом при вышивании отдельных элементов и заполнения фона. Также шов широко применяется в бисерной вышивке. Прекрасно подойдет бисерная вышивка полукрестом для начинающих, так как схемы таких вышивок просты и понятны даже для детей. Вышивку бисером можно выполнять нитью одного цвета, не меняя ее, как при вышивке картин обычным крестом.

Если же вы приверженец классической вышивки нитью, тогда вышивка полукрестом не будет представлять для вас особой сложности. Чтобы выполнит шов полукрест, достаточно просто заменить крестообразный шов на один стежок, проще говоря, вышить половину креста, отсюда и название этого стежка. Технику полукрест применяют с целью придать работе больше легкости, нежности, прозрачности, картины, вышитые этим способом, чем-то напоминают акварельный рисунок.

Важным моментом при работе в технике полукрест является способ прокладывания рядов. Если в первом ряду стежки будут идти сверху вниз, то следующий ряд необходимо вышивать наоборот, снизу-вверх. Это делается для того, чтобы в готовой работе нити изнаночной стороны не провисли. Также техника полукрест обязывает мастера к тому, чтобы направление стежков всегда было одинаковым, так как стежки, вышитые «в разброс», будут непременно заметны в готовой работе, а сама работа будет выглядеть не аккуратно.

Полукрест очень простой в выполнении и не требует особых навыков, однако, если при работе в этой технике у вас возникают трудности, вы легко можете найти подробные видео подходящей тематики, где пошагово описывается процесс вышивки в этой техники и методы решения возникающих по ходу вышивки проблем.

Плюсы и минусы

Рассмотрим основные плюсы вышивки полукрестом:

  1. Техника полукрест очень простая и доступная для понимания даже новичкам;
  2. Это очень экономичный вид вышивки, так как по сравнению с вышивкой обычным крестом тратится примерно в два раза меньше нитей;
  3. Готовая работа имеет вид акварельного рисунка из-за своей легкости;
  4. Работа техникой полукрест вышивается гораздо быстрее;
  5. Практически все схемы для вышивки, доступные в Интернете, создаются в технике полукрест. Не нужно искать специальные схемы исключительно для этой техники.

Основным минусом вышивки полукрестом является то, что неаккуратные стежки будут сразу заметны, поэтому старайтесь не допускать их во время процесса вышивки.

Несколько советов по работе в технике полукрест:

  1. Следите, чтобы мулине не скручивалось во время вышивки, если такое произошло, дайте игле свободно повисеть на нитках, чтобы они раскрутились обратно.
  2. Концы нитей придется крепить более тщательно и следить за тем, чтобы они не проглядывались с лицевой стороны, так как вышивка не такая плотная, как при вышивке обычным крестом.
  3. Откажитесь от использования пялец в такой работе, так как излишнее воздействие на уже готовые стежки растянет или деформирует их, тем самым испортит работу и ваше настроение. Если же вы не привыкли работать на свободной ткани, лучше воспользоваться большой рамой.
  4. Не стоит слишком затягивать стежки, это может сделать ряды не равномерными и в местах проколов образуются некрасивые растянутые отверстия.
  5. Если в вышивке применяется комбинация стежков крест и полукрест, следите за тем, чтобы направление стежка полукрест соответствовало направлению верхнего стежка полного крестика.
  6. В бисерной вышивке полукрест — основной вид стежка, объясняется это тем, что бисер не требует дополнительной плотности цвета или заполнения основы для вышивки. Он сразу ложится на схему ровно и плотно, бисеринка к бисеринке.

Основные правила при вышивке в технике полукрест бисером остаются такими же:

  1. Следите за направлением стежка, если работу начинали вышивать справа налево, то обратный порядок будет выглядеть неаккуратно.
  2. Не затягивайте стежки, это деформирует материал, на котором вы вышиваете, исправить это будет очень сложно даже при натягивании готовой картины на холст.

Для лучшего понимания того, как выглядит готовая работа в технике полукрест, советуем ознакомиться с примерами таких работ на следующих фото.


Варианты вышивки полукрестом: