Общение в семье родителей с детьми - правила. Проблемы и правила семейного общения

Дата обновления: 03.11.2017

Дом - место, где мы расслабляемся. Или по логике, дом должен действовать на нас расслабляюще. Но это зависит от того, насколько выстроены отношения между домочадцами и какой порядок установлен в плане личных границ и взаимодействия. Нормы этикета облегчают жизнь в семье и социуме.

Многие правила поведения в семье базируются на соблюдении уважения, доверия, личных границ и вежливости. Часть из них настолько элементарны, что даже говорить о них даже неудобно. Но опыт подсказывает, что лишний раз вспомнить о них не помешает.


Итак, свод правил семейного этикета:

  1. Чистая опрятная одежда. Не стоит носить дома то, что вышло из моды, затерлось, заносилось, вытянулось и прочее. Это граничит с неуважением к самому себе и к окружающим. К тому же мы подаем пример своим детям, о чем не стоит забывать.
  2. Любые ласковые семейные прозвища уместны только в узком семейном кругу, где нет посторонних.
  3. ни мужа, ни жену не называют «супругом» - это слишком официальное слово, которое уместно на мероприятиях, но не в дружеской обстановке.
  4. Неприемлемо обращаться к свекрови или теще, называя их «бабушкой». Она же не бабушка зятю или невестке! Если в силу сложившихся отношений нет желания обращаться к пожилым родителям «мама» или «папа», то лучше называть по имени-отчеству и на «Вы». Хотя внукам естественно обращаться «бабушка» и «дедушка» и на «ты».

  5. Проявлять внимание к жене, подавать ей пальто, пропускать в дверь не только в общественных местах, но и дома - святая обязанность мужа и отца семейства. На людях быть любезным и предупредительным, а дома нет - такую позицию дети заметят очень быстро и переймут такое же отношение отца к матери, не буду ее уважать и считаться с ее мнением. Имейте это в виду. Но если внешне мужчина вежлив и корректен, а в душе не уважает свою женщину, дети это тоже быстро раскусят и сделают выводы. Но это уже из области психологии, а не этикета.
  6. Поэтому и в общественных местах за женой должно оставаться право первого танца.
  7. Как быть с гостями, если они дружат только с одним из супругов, а другому неприятны? Лучше не принимать их дома в отсутствие своей половины и принимать приглашения. Здесь грань довольно тонкая - если эти люди чем-то неприятны вашему супругу - стоит задуматься, по какой причине. Иначе со временем это может привести к разрыву либо с этими людьми, либо в семье.

  8. В принципе, многие правила этикета в семье не рождаются на пустом месте и проистекают из доверительных отношений в паре. Если вы по настоящему доверяете супругу, то вы не будете проверять сообщения в , бумажник, рыться в личных вещах. И уж тем более, отзываться о нем или ней в негативном ключе при детях или посторонних. Если все действительно так плохо, тогда что вы делаете рядом с этим человеком?
  9. То же самое касается родителей и детей. Проблемы рождаются обычно в семьях, где нарушены личные границы. Под ними подразумеваются личные вещи, время, пространство, деньги (для детей карманные), мнение. Уважение к этому всему проявляется даже в такой мелочи, как постучать в комнату перед тем, как в нее войти.
  10. Никогда не отчитывайте детей и супруга при посторонних. Это самое болезненное для любого самолюбия дело. Любые отношения выясняйте за закрытыми дверями. Нет ничего хуже, чем ссоры и сплетни в присутствии детей.
  11. Не жалуйтесь на жену или мужа посторонним. Вреда от этого больше, чем пользы, даже если вы ищете помощи. Если и советоваться, то с человеком, умудренным опытом и жизнью или психологом . Они по крайней мере, хотя бы не навредят своими рекомендациями.
  12. Если жалуются на семейную жизнь вам, но при этом помощи не просят - не лезьте с рекомендациями. Элементарного сочувствия вполне достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше.
  13. В случае конфликта между супругами старшему члену семьи нельзя принимать ни одну сторону. Не потому что так проще. Мудрее сохранять нейтралитет и не вмешиваться, чтобы не наломать дров.

  14. Самый трудный пункт. Правила воспитания детей должны быть одинаковыми для всех. Это касается требований, наказания и поощрения. Иначе порядка не будет. Если жена или старшие члены семьи не согласны с методами воспитания детей или внуков, лучше не спорить в присутствии малышей и подростков. Семейную иерархию никто не отменял - мы живем в социуме, где правила подчинения идентичны в разных структурах.

Дело даже не просто в умении быть тактичными и взаимно вежливыми. Семья - это оплот стабильности в нашем слишком динамичном мире. Если на протяжении лет люди не учатся эффективному взаимодействию в таком маленьком коллективе, как семья, то о какой вообще можно мечтать? Ведь в любых сообществах ценится умение ладить с людьми и достигать результатов с помощью коллективной работы.

Где же этому учиться, как не в семье?

Существует несколько правил, которых следует придерживаться в отношениях. Одно из главных можно сформулировать как «Правило цели». Для того чтобы понять его суть, следует ответить себе на несколько вопросов.

● Какой цели вы хотели добиться?

● Почему достижение этой цели выгодно партнеру?

● Что нужно сделать, сказать, чтобы добиться цели?

Общение в семье подходит под определение «переговоры». Здесь так же как и в деловой сфере есть общая цель, интересы, каждая из сторон хочет получить свою выгоду. Именно поэтому требуется придерживаться правила цели, понимая, для чего делается тот или иной поступок.

К примеру, жена хочет, чтобы муж повесил на стену картину. Она начинает его этим донимать, постоянно напоминать, чтобы он это сделал. Однако, ее цель может быть гораздо глобальнее, чем кажется. Вполне возможно, что она добивается не просто того, чтобы он повесил картину, а того, чтобы он вообще начал помогать ей по хозяйству.

Когда между супругами появляется напряжение, то им необходимо поговорить. Например, собака, которая вышла из воды или просто намочилась, всегда отряхивается. Зачем она это делает? В первую очередь, чтобы удалить избыточную влагу с шерсти. Разговоры между супругами выполняют примерно такую же цель. Они необходимы для профилактики назревающего конфликта. Часто предварительная беседа помогает избегать взаимных упреков и обвинений, нарастающих с каждым днем как снежный ком.

Не менее важно для нормальных отношений между партнерами соблюдение правила «причины». Его суть заключается в следующем.

● Поймите истинную причину конфликта.

● Обсуждайте настоящую причину.

● Не концентрируйтесь на мелочах.

Понимание причины очень важно. От этого во многом зависит то, как разрешится конфликт, останутся ли недопонимания между партнерами.

Например, две подруги снимают одно жилье на двоих. Одна из них постоянно бросает грязную посуду, а другую это раздражает. И вместо того, чтобы попытаться договориться, они постоянно ругаются по этому поводу. Что им следует сделать? Конечно же, прийти к компромиссу. Но часто они не хотят или не могут этого сделать.

То же самое относится к отношениям между мужчиной и женщиной. В подавляющем большинстве случаев человек стремится высказать другому свое «фу», пусть это и относится к мелочам. Но причина конфликта практически всегда гораздо глубже, чем мы думаем. И ее обязательно требуется понять, так как в противном случае постоянные ссоры и претензии друг к другу со стороны партнеров неизбежны.

Всего можно выделить шесть правил общения в семье: правило момента, правило контакта, правило позиции, правило двух партнеров, правило времени и правило различий.

🔻 Правило момента

Это правило заключается в следующем:

● Ищите подходящий момент для разговора.

● Не стоит начинать разговор, если вы или партнер испытывают негативные эмоции.

Особенно важно соблюдать это тем, кто не сдержан. Если сразу после конфликта начать разговор, то можно наговорить много лишнего, что потом трудно исправить. Когда оба партнера на эмоциях и раздражены, они не готовы договариваться. Они могут лишь обвинять и упрекать друг друга. Большинство подобных разборок перетекают в следующий конфликт, который может стать затяжным.

Некоторым в данной ситуации помогает чувство юмора. Вспомните момент, когда в фильмах показывают приемную, в которую заглядывает работник. Первым делом он интересуется у секретарши «Как шеф?» Она отвечает, что начальник не в духе, и сегодня к нему лучше не заходить. Почему же мы игнорируем подобное в личном общении? Если человек не настроен на общение, то не стоит и настаивать, так как ни к чему хорошему это не приведет.

🔻 Правило контакта

● Сначала установите контакт, потом приступайте к сути разговора.

● Начните с безопасной темы.

● Настройте партнера на разговор.

● Когда нет контакта, нет смысла что-то говорить.

🔻 Правило позиции

Очень важно вести разговор с позиции Взрослого. Это значит, что не надо оправдываться. Когда человек начинает оправдываться, то он в глазах собеседника становится слабее. Со слабым не разговаривают, ему диктуют условия.

Кроме того, ни в коем случае не стоит упрекать или оскорблять партнера. Это включает механизмы защиты у собеседника. Необходимо помнить о цели и причине разговора. И еще одно важное правило - нельзя выходить из контакта.

🔻 Правило двух партнеров

Проблемы между партнерами касаются только их. Ни в коем случае нельзя втягивать сюда других людей. Не нужно касаться родственников и других членов семьи, что часто проскальзывает в семьях. Такие фразы, как «Ты такая же, как мать», «Я ничего другого не ожидал от дочери таких родителей», только усугубят конфликт и поспособствуют возникновению более сильной обиды.

🔻 Правило времени

В этом правиле можно выделить несколько моментов:

● Не надо терпеть.

● Не затягивайте обсуждение ситуации, которая вам не нравится.

● Говорите о настоящем и будущем, не стоит «вязнуть» в прошлом.

Существует медицинское правило «Лучше профилактировать, чем лечить». Оно очень действенно и в отношениях между партнерами. Не стоит длительное время терпеть, накапливая обиды. Это не говорит, что нужно обсуждать каждую мелочь. Но периодически недовольство ситуацией следует высказывать.

При обсуждении вопроса необходимо использовать «Я-высказывания». Не нужно упрекать собеседника. Как только начинаются упреки, возникает сопротивление. Человек начинает защищаться, что только усугубляет конфликт.

Многие пары при обсуждении ситуации начинают «вязнуть» в прошлом. Об этом говорят, к примеру, такие фразы как «Ты мне никогда не помогаешь», «Ты не сделал то-то…». Не нужно упрекать в том, что было раньше. Следует говорить о настоящей ситуации или о будущем.

🔻 Правило различий

Между мужчиной и женщиной существует большое количество различий. Они прослеживаются в мышлении, поведении и других моментах. При общении с партнером противоположного пола следует учитывать отличия в восприятии ситуации. Очень важно обращать внимание на следующие моменты:

● Учитывайте разницу в психологии мужчины и женщины.

● Старайтесь понять восприятие партнером ситуации.

● Сначала уточните, как собеседник видит ситуацию.

● Старайтесь доносить свою позицию до партнера.

📎 Особенности мужчины

Для начала вспомним особенности мужской психологии:

● Соревновательность.

● Достижение цели.

● Власть и ее атрибуты.

● Ориентированы на результат, который должен достигнуть сам.

Дать мужчине непрошенный совет - все равно, что поставить под сомнение его способность справиться с задачей самостоятельно.

Мужчина предпочитает решать свои проблемы сам, поэтому говорит о них лишь в редких случаях. Просьба о помощи для него равносильна признанию в несостоятельности.

Когда мужчина говорит о своей проблеме, то хочет получить совет. Поэтому когда женщина начинает делать то же самое, то он тут же предлагает решение. Это и есть признание его любви и заботы. Если женщина не пользуется его советами, то он чувствует себя бесполезным.

📎 Особенности женщин

● Женщины реализуют себя в жизни через чувства и взаимоотношения с другими людьми.

● Для женщин очень важно общение. Важно делиться чувствами и переживаниями.

● Готовность предложить помощь раньше, чем о ней попросят, является самым ярким проявлением любви.

● Для женщины предложение помощи - проявление любви и заботы.

● У женщин есть тенденция к совершенству. Мужчины стремятся ничего не менять, если это и так работает.

Бывает, что женщина пытается усовершенствовать мужчину. Но партнер воспринимает подобное как попытку «исправить» его, как будто с ним что-то не в порядке. Это ведет к конфликтам и недопониманию. Попытки усовершенствовать мужчину женщина считает проявлением любви и заботы, но для мужчины это выглядит как попытка унизить его.

Женщинам следует обратить внимание на несколько моментов при общении с мужчинами:

● Воздержитесь от советов.

● Дайте мужчине разобраться с проблемой
самостоятельно, если он не просит о помощи.

● Научитесь слушать.

● Не предлагайте решений, если женщина об этом не просит.

● Выбирайте правильно момент и тактику.

Технологии общения

При обсуждении любой проблемы нужно обратить внимание на следующие рекомендации:

Используйте Я-высказывания

Избегать Ты-высказываний

Вербализуйте собственные эмоции

Помогите партнеру вербализацию его эмоций.

Правила общения детей с родителями в семье будут следующими. Важно совместно видеть любую ситуацию и решать проблему сообща. Необходимо разделять все семейные планы с ребенком в диалоге. Взрослым желательно научиться видеть мир глазами своего малыша, так будет проще наладить с ним контакт.

Следует дать понять ребенку, что его принимают именно таким, как он есть. Нужно стараться почаще употреблять следующие выражения: «Какое счастье, что ты наш ребенок», «Мы тебя очень любим, надеемся на тебя». Важно помнить, что интонация, мимика, жесты, каждое слово, а также громкость голоса очень важны для ребенка.

Родители должны стремиться создать высокую самооценку у ребенка, подкрепляя это такими словами: «Я очень рад твоим успехам», «Ты много можешь». Если так поступать, то ребенок начнет уважать родителей. Прежде чем начать с ним общаться, займите такое положение, чтобы видеть его глаза, такой контакт считается доверительным.

Нужно больше внимания уделять невербальному общению. Например, вместо того, чтобы сказать категорично «нельзя», можно попробовать применить мимику или же едва заметный жест. Это считается таким воспитанием, которое свидетельствует действительно о глубоком контакте между ребенком и родителями.

Родителям следует высказывать свое отношение к ребенку без нравоучений и каких-либо лишних объяснений. Проявляйте полную заинтересованность к нему во время общения. Не отвлекайтесь, когда слушаете его, важно сконцентрировать внимание во время диалога.

В общении нужно помнить, что в решении какой-то проблемы ребенок тоже имеет право голоса. Старайтесь с ним советоваться и не говорите ему фразы на подобие «Не твоего ума дело», лучше спросить его «Какое твое мнение, оно всем интересно». В семье нужно соблюдать принцип равенства с детьми.

Не стоит допускать, чтобы ребенок был наедине со своими переживаниями. Скажите, что вы чувствуете, что его что-то беспокоит и хотите ему помочь. Утром не забывайте приветствовать его улыбкой, обязательно скажите что-то хорошее доброжелательным тоном, при этом важно и тактильная составляющая, то есть прикосновение и объятие.

За любую услугу обязательно благодарите его. Оценивайте действие, которое ребенок совершил. К примеру, если он разбил чашку, не стоит ему говорить «Ах ты, негодяй…», лучший вариант сказать: «Сынок, ты не порезался, когда разбил чашку? Принеси пожалуйста веник и мы вместе соберем с пола осколки». А потом можно добавить в качестве обучения, что чашка была разбита, потому что ты ее неправильно держал.

Не следует сравнивать ребенка с иными детьми, особенно не нужно произносить фразы: «Дочь, посмотри, какая Маша молодец, она всегда...». Это может плохо подействовать на сознание ребенка и сильно ущемит его самооценку. Чтобы правильно организовать свои взаимоотношения, нужно в процессе общения стремится преодолевать барьер занятости, диктата и взрослости.

Совершенствуйте коммуникативные навыки своих детей. Учите внимательно слушать собеседника, не перебивайте его. Важно научить его произносить этикетные формулы в виде приветствия, благодарности, научите его говорить комплименты людям.

Если вы чем-то недовольны, не следует напрямую осуждать ребенка и говорить, что вы недовольны им в целом, стоит сказать, что вам не понравились какие-то его определенные действия, и вы ожидаете, что он их исправит.

Позволяйте ребенку постепенно встречаться с негативными последствиями своих действий, тогда он начнет учиться и будет взрослеть. Когда ребенок начинает скучать, он на бессознательном уровне отвергает других. Такое состояние может быть результатом неудовлетворенной потребности во внимании, в любви и ласке.

Взрослые должны взять за правило, что к делам ребенка следует выражать свое положительное отношение. Чем больше заботы он станет ощущать, тем легче ему будет найти взаимопонимание со своими родителями.

В семье этика общения должна быть такой: не высмеивайте ребенка, не подозревайте чего-то дурного, не выслеживайте, ничего не выспрашивайте, не стоит над ним подшучивать, не следует его принуждать к откровенности, старайтесь создавать спокойную атмосферу, будьте открыты в общении.

Истинная любовь родителей выражается в умении выслушать ребенка. Мудрые взрослые проявляют интерес к разговорам своего чада. Научитесь общаться с любовью, старайтесь не кричать. Помните, что родители должны быть во всем примером для своего ребенка, поэтому не стоит позволять себе впадать в крайности. Чаще говорите ему фразу, что я рядом с тобой, это даст ему уверенность и смелость.

Старайтесь налаживать эмоциональный контакт, поддерживайте его за успехи, занимайтесь вместе, делитесь с ним своими чувствами, тогда он начнет ощущать доверие к родителям. Не будьте к нему безразличным и равнодушным, иначе и он так станет к вам относиться.

Всегда старайтесь общаться с любовью и уважением, если ребенок будет так воспитан, то он непременно будет с уважением и трепетом относиться к своей семье. В любом возрасте не переставайте его целовать и обнимать. Очень важно с ранних лет заложить правила общения и поддерживать их на протяжении всей долгой жизни.

Заключение

Важно заложить фундамент правильного общения родителей с детьми еще на раннем этапе формирования ребенка. Это залог хорошего и доброжелательного общения в последующие годы жизни.

Построить семейные отношения – дело нелегкое. Но еще сложнее эти самые отношения сохранить.

Статистика неумолима: большинство семейных пар распадаются по одной простой причине: «не нашли общего языка». А между тем, качество и уровень общения пары и является показателем того, насколько отношения в семье благополучны. И, как оказывается, все не так уж сложно. Главное, научиться не только слушать друг друга, но и слышать. А вместе с тем и понимать. И тогда самый ужасный, казалось бы, тупик превращается в светлую дорогу в счастливое будущее.

Итак, к чему же сводятся правила общения в семье?

Не стоит пытаться «перелепить» друг друга. Принимать друг друга такими, какие есть – великое искусство. И главный секрет.

В основе всего – дружба и взаимное уважение. Практика показывает, что большинство измен происходит из-за вечного недовольства супругов половинкой. Ворчание, склоки, ссоры из-за каждой мелочи вместо того, чтобы внимательно выслушать, все обсудить и решить проблему – такое, увы, встречается повсеместно. И почему бы иногда не уступить ему (ей)? Ответная реакция не заставит себя ждать – проверено. Супруг вынес мусор? Если искренне поблагодарить его, то и в следующий раз сделать это для него не составит труда.

«Нет» спекуляции отношениями. Шантаж (пусть и невинный) типа «пока не пропылесосишь, секса не будет» недопустим. Духовное есть духовное, с материальным смешивать его не стоит.

Никаких скрытых обид и недомолвок. Женщины часто грешат тем, что думают, что и так все ясно. Мужчины, между тем, пока не научились читать чужие мысли. Поэтому если что-то не устраивает, нужно говорить об этом прямо.

Любите? Не забывайте говорить об этом. Выражение любви и привязанности – вовсе не сентиментальный бред, как склонны думать многие мужчины. Кричать об этом на каждом углу вовсе не обязательно, главное не дать забыть об этом друг другу.

Такие, кажется, простые вещи знают все. Но почему бы не попытаться применить их на практике и не насладиться результатом?

Психологам приходится довольно часто выслушивать от мам и пап жалобы про «непослушность», «проблемность», «закрытость», «закомплексованность» детей. Вместе с тем, важно не забывать, что именно семья является для ребенка средой, в которой он может стать проблемным и закомплексованным или же, напротив, счастливым, открытым в общении с другими. Часто именно неправильный стиль общения родителей с детьми становиться причиной отсутствия гармонии и доверительных отношений в семье. Давайте рассмотрим некоторые правила общения с детьми, которые поспособствуют налаживанию семейной атмосферы.

Безусловная любовь и принятие ребенка

Довольно часто в обращениях родителей к детям могут звучать такие фразы: «Ты должен хорошо себя вести, тогда мы с папой/мамой будем тебя любить», «Мы будем к тебе хорошо относиться, когда ты наконец начнешь убираться в комнате/делать уроки/ хорошо учиться…», «Вот если бы ты…, то тогда…» и т.д. В подобных фразах всегда звучит условность любви и принятия, они как бы сигнализируют ребенку, что любовь можно получить лишь взамен желанного поведения, что его не любят таким, какой он есть, ведь сам по себе он любви не заслуживает.

Дети отчаянно нуждаются в безусловном принятии . Нет, это вовсе не значит, что стоит потакать всем прихотям ребенка и никогда не выражать недовольства его поведением. Просто стоит показывать ребенку, что он нужен родителям и любим в семье (например, простыми фразами «люблю тебя», «мы рады тебя видеть»). Родитель может выражать недовольство только отдельными действиями ребенка, а не ребенком «полностью». И такое недовольство не должно быть постоянным, систематическим, иначе оно будет восприниматься ребенком как непринятие.

К тому же, стоит обращать внимание на то, как именно выражается родительская критика. Во-первых, если мать и отец не довольны действиями ребенка, то следует говорить об их раздражении и негативных чувствах. Именно поэтому, когда родители говорят ребенку о своем недовольстве его поведением, это стоит делать в форме «я – высказываний». Например, в ситуации, когда сын или дочь ходит по дому в помятой футболке с пятном неизвестного происхождения, предпочтительнее сказать не «ну что ты у меня за неряха!», а «меня расстраивает, когда ты ходишь в помятой и грязной одежде».

Развитие самостоятельности – помогаем ребенку, только когда он этого просит

Стремление защитить и всему научить своего ребенка – весьма естественно и оправдано, но где же проходит грань между родительской помощью и назойливым вмешательством? А грань эта проводится благодаря слову «помоги» из уст сына или дочери. Поэтому, если дети увлеченно возятся над творением картины из манки, мешать им не стоит, даже если вы видите, что они что-то делают неправильно или неуклюже. Дети – вовсе не маленькие взрослые, много они еще не умеют и никогда этому не научатся, если не будут пробовать новое, пусть даже набивая при этом шишки, делая вначале все неправильно и вызывая у родителей настойчивое стремление сделать это за ребенка «правильно».

А вот если ребенок сам просит помощи – значит, ему стоит помочь (но выполнить при этом ту часть задания, которую ребенок вообще не может выполнить сам, а не переделать за него все «по-своему»). К тому же, по мере освоения ребенком новых знаний, умений и действий, он будет нуждаться в родительской помощи все меньше, становиться все более самостоятельным.

Приобретение опыта – позволяем ребенку совершать ошибки

Иногда стоит вспоминать о том, что «на ошибках учатся». Конечно, здесь не идет речь о каких-либо действиях, способных причинить ребенку реальный вред или представляющий угрозу его безопасности. Имеются ввиду «малые» ошибки, которые позволят ребенку приобретать собственный опыт. Например, ребенок не готовится к контрольной работе по математике. Что делать? Заставить сесть за подготовку? Заняться подготовкой вместе с ним? Или заняться морализаторством – сказать, что «вот мы с папой всегда были отличниками в школе»? В некоторых случаях хватит лишь напоминания о контрольной и мягкого предположения, что стоит подготовиться. Если ребенок все же не сядет за уроки и получит плохую отметку – это будет его решением, и, возможно, в дальнейшем он будет усерднее заниматься, не желая больше переживать неприятный опыт «академического поражения». Если же подобное повторяется не единожды, и ребенок становится «двоечником», стоит внимательно присмотреться к ребенку и применить принципы активного слушания в общении с ним, чтобы выяснить истинные причины такого поведения и помочь ребенку разобраться в ситуации.

Семейные правила – не требуем невыполнимого

Не стоит требовать от ребенка трудновыполнимого или невыполнимого (ввиду его возраста, физической, физиологической незрелости или возрастных особенностей его психики) . Намного легче родителю изменить нечто в окружающей среде, что облегчит ребенку выполнение определенного задания, действия или требования. Например, если ребенок двух лет внезапно начал проявлять настойчивый интерес к папиному набору отверток и других инструментов (часто небезопасных), намного легче просто переложить их в ящик повыше, вне досягаемости ребенка, чем многократно отбирать у ребенка дрель, повторяя, что так делать нельзя. Если родители будут соизмерять свои ожидания с возможностями и особенностями ребенка, это поможет избежать возникновения множества семейных конфликтов.

Активное слушание

Некоторые проблемы детей сокрыты в сфере их эмоций и чувств. В таких случаях практичные действия – помочь что-то сделать, пояснить, дать напутствие – оказываются не особо действенными. Лучшее, что в подобных ситуациях может сделать родитель – это выслушать ребенка.

Приемы активного слушания тем хороши, что, благодаря им в диалоге говорящему «возвращают» то, что он рассказал, помогают обозначить чувства, которые им владеют. Представим ситуацию, когда пятилетний сын приходит из детского садика домой расстроенный и говорит маме, что Ваня из садика отнял у него игрушечного мишку. Скорей всего, мама ответит что-то вроде «ничего, поиграет – и отдаст…» и на этом разговор будет закончен, а ребенок так и останется один на один со своим переживанием. Конечно, ребенок получит назад свою игрушку, но тот момент, когда он пытался открыть маме свои переживания, но так и не высказался, уже не вернуть. Согласно же принципам активного слушания, родитель будет в своем ответе ребенку отображать его чувства в утвердительной форме. Так, в ситуации с отнятым плюшевым мишкой, мама могла бы дать примерно такой ответ: «Ты обижен и рассержен на Ваню». Почему такая фраза лучше? Дело в том, что она помогает родителю и ребенку будто «настроиться» на одну эмоциональную волну: ребенок начинает чувствовать, что его переживания понимают, его слушают (и полноценно, а не «в пол-уха») и все это способствует продолжению разговора и раскрытию в нем переживаний ребенка.

При этом следует учесть, что: выслушивать ребенка необходимо повернувшись к нему лицом (а не глядя при этом на экран телевизора); в разговоре стоит уметь держать небольшие паузы (что бы ребенок имел возможность подумать над репликами родителя, разобраться в своих переживаниях).

Таким образом, соблюдение родителями этих несложных правил помогает: ребенку – «раскрыться», родителям – стать более чувствительными к переживаниям и потребностям детей, а семье – более гармоничной.