Доу любовь к труду с использованием фольклора. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения

Карпушина Олеся Александровна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 "Берёзка"
п. Волоколновка

В современной России существенно возросло внимание к национально-культурным традициям, сохранению и развитию народной культуры, как основы духовно-нравственного возрождения общества.

Термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский исследователь Вильям Томс, в переводе с английского «Folk-lore» - это «народная мудрость» или «народное познание».

Основными отличительными особенностями народного творчества являются устный способ передачи информации, вербальность, коллективность, глубокая традиционность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Жиров М.С. выделяет следующие виды фольклора:

1) музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

2) устное поэтическое творчество (сказки, легенды, были, загадки, пословицы, поговорки, драмы, скороговорки, приметы, игры и т.д.).

Произведения фольклора основаны на древнейших представлениях человека об окружающем мире, они отражают в себе опыт тысячелетий, являются одним из самых ценных источников познания его истории.

Фольклор является основой формирования у детей чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Произведения детского русского народного творчества (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные, плясовые, небылицы) выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал, общечеловеческие идеи гуманизма.

Колыбельные песни имеют монотонно-успокаивающий ритм, они успокаивают и воспитывают, убаюкивают и ласкают. Мищенко Е. А. отмечает, что тексты колыбельных песен Белгородского края охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей; общиной; сферой труда и простого быта, дающих маленькому человеку первые знания об окружающем его мире.

Хорошо известную колыбельную «Баюшки, баю, не ложися на краю» на Белгородчине поют по разному и относительно мелодии и относительно текста. Однако основной идей этой колыбельной всегда является своеобразное поучение «о крае», который ощущается малышом как граница, переход которой грозит падением. Также в текстах колыбельных содержится своеобразная информация о существовании теплого дома, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира также разделены границей, которую нельзя переступать ребенку.

У наших далеких предков существовали «пестушки» - способы развития ребенка с помощью своеобразной игры, когда мама выполняла движения «за малыша», играя его ручками, ножками, сопровождая движения незатейливой песенкой. Проснувшегося малыша мама ласкала, поглаживала массажными движениями и нежно напевала: «Тяну холсты, потягиваю, в коробочку складываю». Это вызывало у ребенка положительные эмоции, стремление повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Поэтому с помощью пестушек издавна развивали ребенка в игре, забавляли, успокаивали, отвлекали, используя нежные слова, эпитеты, сравнения.

Когда малыш подрастал, взрослые начинали использовать потешки - песенки-приговоры, сопровождающиеся игрой пальчиками, ручками, головкой, ножками, поэтому предполагающие самостоятельные игровые действия ребенка, соотнесенные с содержанием песенки-потешки. Например, потешка про Сороку-ворону обучала ребенка понятию количества (мало, много), расширяла представления о приготовлении пища, осуждении лени (кто не работал, тот наказан).

У детей среднего дошкольного возраста есть ряд психологических особенностей (особенности общения со сверстниками, взрослыми, особенности эмоциональной и познавательной сферы), делающих этот возраст сензитивным для восприятия фольклора и его использования в деятельности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, фольклорные занятия с дошкольниками должны иметь игровой характер.

На пятом году жизни у детей начинает активно проявляться стремление к общению со сверстниками (поводом для которого чаще всего являются совместные игры и игрушки). Эта особенность позволяет широко использовать коллективные игры и хороводные, и подвижные, и забавы, способствующие развитию социального интеллекта. Поскольку в этом возрасте появляется повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников, начинает возникать конкуренция между детьми, педагог может предложить детям соревновательные игры, основой которых является желание состязательности и соперничества.

В ходе общения со взрослыми дети среднего дошкольного возраста воспринимают взрослых как авторитетный источник информации, проявляют интерес к познавательному общению со взрослыми. Поэтому дети с удовольствием слушают сказки, былины, отгадывают загадки. Нравственные уроки относительно принятых в обществе норм и ценностей, важности уважительного отношения к традициям общества, саморегуляции собственных действий, доброжелательного отношения к окружающим, безопасного поведения в быту, социуме, природе, вынесенные из фольклорных произведений, оставят в душе ребенка след. Поскольку дети среднего дошкольного возраста испытывают большую потребность в поощрении со стороны взрослого, педагог может активно использовать в общении с детьми пословицы, песенки- потешки, когда ребенка надо похвалить, заметить его усердие или просто эмоционально поддержать.

Чувства детей среднего дошкольного возраста становятся более глубокими, а значит можно предлагать детям деятельность, направленную на развитие эмоционального интеллекта (фольклорные праздники, игры- забавы, фольклорные песни). У детей начинают формироваться такие нравственные чувства как чуткость, доброта, чувство дружбы, сопереживания, именно эти чувства позволяют детям эмоционально включаться в игры с пением и танцами (хороводные), проникнуться содержанием календарного фольклора, понять важность и значение деятельности, о которой в нем говорится.

Важной особенностью познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста является развитие способности высказывать свое мнение, делать умозаключения. На эту особенность следует опираться при анализе содержания фольклорных произведений с точки зрения нравственности, социальной приемлемости событий. Дети этого возраста с легкостью запоминают стихи, сказки. Поэтому педагог может предлагать детям разучивать считалки, песни, пословицы, правила фольклорных игр, активно использовать интеллектуальные фольклорные игры.

Таким образом, фольклор знакомят нас с высочайшими нравственными ориентирами в жизни, заложенными в колыбельных, потешках, пестушках, прибаутках, сказках, закличках, считалках, дразнилках, играх и т. д. Фольклор имеет воспитательное значение, предоставляя простейшую схему картины мира, обучая правилам поведения в обществе на примере образов людей, животных. Особенности общения, эмоциональной и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста позволяют использовать для этого фольклор.

Татьяна Полищук
Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста

Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша.

Малый фольклорный жанр – миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей , оживляют обычные повседневные дела. Песенки-потешки привносят радость, вызывают желания малыша повторить слова за взрослым, выполнить задание, поучаствовать в игре. Под текст потешек дети с удовольствием засыпают, умываются, обедают, занимаются обычными делами. Жизнь малыша становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию, ловкостью мелкую моторику.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности :

В обогащении словаря, обучении связной речи и правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в наблюдениях за явлениями природы, животными; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Фольклор имеет несколько видов, у каждого из вас имеется памятка (приложение 1, поподробнее поговорим о нескольких из них.

Обыгрывание пестушек с куклой «малыш» :

Вот представьте себе : ребёнок спокойно просыпается, подходит мама, обнимает, целует, поглаживает, приговаривает :

Потягушечки, позевунешки,

Вдоль да поперёк толстушечки!

Ручки – хватушечки, (погладить ручки ребёнка)

Ножки – ходушечки, (погладить ножки)

В роток – говорок, (прикоснуться к щекам и уголкам рта)

А в голову – разумок! (провести рукой по голове) .

И настроение подняли, и лёгкий массаж сделали. А потом гимнастику.

Ножки – ходушки, (взрослый приговаривает,

Ручки – работушки, сгибая, разгибая,

Роток говорок, скрещивая поочерёдно

Зубок – топорок ручки и ножки ребёнка)

А потом малыш с вами идёт умываться. И снова сюрприз :

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расскажите ребёнку пестушку. Проговорите ещё раз, показывая на себе умывание. Покажите, где у вас глазки, ротик, щёчки, Спросите у малыша, где у него личико, глазки, ротик, щёчки, зубки. Можно поиграть с ребёнком, умывая куклу. Стимулируйте малыша говорить слова вместе с вами. Эти нехитрые игры помогут в приобретении гигиенических навыков, знакомстве с частями тела.

Эти маленькие произведения пришли к нам от далёких предков. Ведь, казалось, и дел у них было не меньше, и читать – писать не умели, а про то, как воспитывать детей , всё знали. Название пестушки происходит от древнерусского глагола – пестовать, т. е. заботиться. Первоначально они имели значение формул – оберегов. Так, купая ребёнка, мать приговаривала :

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода-

С тебя худоба.

Вода книзу.

А дитя кверху.

Позднее эти формулы потеряли свой серьёзный смысл и превратились в простое пожелание. Пестушки помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит :

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для тебя потешке.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервни-чают. Такие шутливые пестушки помогут им успокоиться и спокойно покушать :

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.

Лечь спать :

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

Знали наши предки и про тесную связь мелкой моторики и развития речи малыша. Чем лучше развиты пальчики, тем раньше ребёнок начнёт говорить, тем лучше будет развита его речь. Вот тут в жизни ребёнка пестушки сменяются потешками – песенками, сопровождающими игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. В таких играх выполняем различные движения :

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики» .

Вместе с движениями произносим слова :

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этой же цели служит известная потешка про сороку. Простая потешка, да не совсем. Во-первых, массаж пальчиков сделали; во-вторых, последовательность приготовления пищи объяснили (каша не просто в тарелку попадает, её ещё сварить надо) ; в-третьих, донесли до ребёнка правило : кто не работает, тот не ест.

В первые годы жизни детям поют и песенки более сложного содержания. Эти песенки не связаны с какой-либо игрой , но прекрасно развивают у ребёнка чувство ритма. Эти песенки называются прибаутками. В названии скрывается древнерусский глагол «баять» -говорить, рассказывать. Прибаутки напоминают маленькие сказки в стихах. При этом в них необязательно должна быть рифма, достаточно ритмической организации.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Эта прибаутка может быть рассказана по любому поводу : видит ли ребёнок кота, важно шагающего по улице, или рассматриваете игрушку или рисунок, или раскрашиваете с малышом кота. В любом случае ваш ребёнок будет относиться к коту совсем по другому. Если малыш уже разговаривает, спросите, о ком говорится в прибаутке, попросите описать котика, используя слова. Спросите, как кошка мурлычет, а как мяукает. Обращайте интонационную выразительность «мур-мур-мур» - тон пониже, «мяу-мяу-мяу» - тон повыше. Поиграйте с малышом в котика. Пусть он походит как кот, покажет, какая у него шубка, усы, глаза, зубки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику руку детей , нужно учить малышей на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса , и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании обыгрывается потешка :

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Ребёнок бежит, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживается.

А эта потешка поможет приучить ребёнка убирать игрушки на место :

Это Оленьке известно :

Что взяла – клади на место,

Что – в коробку, что – на полку,

Убираем очень ловко.

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь пойдём гулять.

Приучать малыша убирать игрушки можно с года. Но нужно знать, что следует это делать постепенно и в игре. Первое время вы делаете это вместе и приговариваете : «Бедная кукла. Она лежит на полу. Кукле холодно. Давай уложим её в кроватку. Вот какая Катя хорошая мама!» Расскажите потешку, когда нужно собрать игрушки и идти на прогулку. Покажите, как можно быстро всё убрать, досчитав до пяти. Вы сохраните хорошее настроение себе и малышу. Не забудьте похвалить его.

Заклички и приговорки.

Во время прогулки наблюдайте всё, что видите вокруг, и обращайте на это внимание малыша; рассказывайте, задавайте вопросы, беседуйте. Вы приучите ребёнка быть внимательным, наблюдательным, пытливым, любознательным, воспитаете гуманное отношение ко всему живому.

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни на брёвнышко :

Дам тебе мёду

Целую колоду.

Дождик, дождик, пуще.

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Дома можно вместе нарисовать солнышко или дождик, приговаривая знакомую потешку.

Народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора , с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства . Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

А какие потешки, прибаутки больше любят ваши дети?

Родители делятся семейным опытом.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Я считаю, что народное поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Для вас подготовлены памятки «Значение фольклора » (приложение 2)

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, речевое, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Приложение 1

Виды фольклора :

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей .

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Колыбельные- песенки, которыми сопровождается укладывание ребёнка.

Приложение 2.

Значение фольклора

Развивает мелкую моторику;

Развивает у детей чувство ритма , выразительность движений, творческие способности;

Обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру;

Взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, благоприятно влияет на общение с ребенком в разные режимные моменты;

Развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, обогащаются знания о природе;

Воспитывает художественный вкус;

Формирует нравственные привычки;

Помогает увеличить запас слов ребенка, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи;

Формирует навыки самообслуживания и гигиены.

Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Фольклор необходим в жизни ребёнка. Он помогает в общении родителей с детьми, с раннего возроста до школы. В этом материале рассказывается как применять фольклор в разном дошкольном возрасте, для развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Фольклор в жизни ребёнка».

«Детский фольклор вызван к жизни едва ли исключительно непедагогическими надобностями народа». – писал крупнейший исследователь и фольклорист Г. С. Виноградов.

« Известно, что народ- педагог проявил удивительно понимание психического развития ребёнка. Проявляющиеся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активном усвоении речи (гуление, лепет), тяге к движениям».

Дети очень рано начинают реагировать на песенки. Они вызывают у них эмоциональный отклик в виде улыбки, сосредоточения взгляда, прислушивания, « комплекс оживления.»

Детский фольклор – это сложная, многоликая система произведений вкючающая в себя:

-« поэзию пествования детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);

Детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки,

обрядовые произведения, страшилки)

Потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, небывальщины, загадки);

Игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без него, считалки, игры импровизации, и прочее); В зависимости от возраста ребёнка можно использовать весь фольклорный набор.

Начинать надо с младенчества, используя « поэзию пествования ».Совсем маленький ребёнок (до одного года) уже способен услышать ласковый напевный голос мамы, когда она поёт ему колыбельную песенку. Если он при этом лепетал, он может замолчать, всматриваться в лицо мамы перестать двигаться, как бы « замереть» на мгновение, может улыбаться, услышав родной голос. Пусть он ещё не понимает слов, но музыкальность, образность и ритм песен уже его завораживает. Человеческая речь вызывает слуховое сосредоточение у совсем маленьких детей, если она эмоционально окрашена. Это вызывает у ребёнка потребность общения и даже воспроизводить отдельные звуки. Учёные выдвинули песне « психологического благополучия», как результата рациональной организации жизни и воспитания ребёнка 2года жизни в семье. Если взрослый владеет методиками подхода к малышу, позволяющими установить с ним двухсторонний контакт, тогда эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его радости, огорчения, его психофизическое благополучие будет удовлетворено. Все мы хорошо знаем, как тяжело проходит адаптация малыша впервые поступившего в детский сад. Одной из задач адаптационного периода – помочь ребёнку,как можно быстрее и безболезненно освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней.

Для формирования чувства уверенности необходимо;

  1. Знакомство и сближение детей между собой;
  2. Знакомство с педагогом и установка тёплых доверительных отношений;
  3. Знакомство с группой, с окружающим организуется с помощью игр и потешек, но важно, чтобы ребёнок добровольно принимал участие в игре, чтобы участвовал взрослый, чтобы игры многократно повторялись, чтобы был наглядный материал.

Игры, которые направлены на сближение детей друг с другом: «Раздувайся пузырь», «Лови, лови» (дети ловят конец ленточки, которую педагог то поднимает, то опускает),»Кто позвал».

Для хорошей адаптации важно первое знакомство с педагогом и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада.

Желательно устроить « праздник знакомств», пригласить в группу родителей с детьми, рассмотреть все уголки и игрушки, показать «Петрушку» или другого персонажа, который»поговорил» бы с каждым из детей Здесь можно применять рифмованные слова, например: «Это кукольный уголок, он Танечку в гости зовёт».

Чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, очень хорошо использовать потешки:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий,

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий.

Пойди по дорожке,

Топни Саша ножкой».

«Наша Оля маленькая

На ней шубка аленькая.

Шапочка пуховая,

Оля чернобровая».

«Во саду,садочке

Выросла малинка.

А в светлом теремочке

Выросла Маринка.

Мы её любили,

Все её голубили,

Вот какая девочка,

Девочка припевочка».

При этом надо гладить ребёнка по головке, смотреть ему в глазки, обнять его, показать его другим детям и т. д.

Ребёнок растёт и поэзия фольклора продолжает его радовать. Здесь надо шире использовать песенки, потешки. Часто дети при умывании боятся воды, плачут, поэтому хорошо прочитать слова потешки « Водичка, водичка,умой моё личико,» « Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке». Потешки при кормлении, потешки на сон, потешки после сна, игровые потешки, потешки на экологическую тему, о любви к Родине – весь этот материал можно посмотреть в журнале «Дошкольное воспитание» №12 за 1998 год стр. 19.

У ребёнка с проблемами в развитии тем более адаптация к детскому саду протекает часто трудно. Новое большое помещение, незнакомые люди, дети, отрыв от мамы могут создать стрессовую ситуацию, которая без социальной организации может привести к невротическим реакциям, к частым болезням, и даже к психическим агрессиям. В этот момент важно взять игрушку, например, би- ба- бо, вместе с ней подойти к ребёнку и прочитать потешку для сложившегося момента, расположить с помощью игрушки к себе. По мнению многих специалистов, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии, является игровая терапия. Это обыгрывание потешек, песенок, игровых ситуаций. Эти занятия могут проводиться в групповой форме и индивидуально, используя игровые приёмы: обыгрывание разных игрушек, предметов, рисунков, предметов лепки, аппликации, конструкции. Для малышей обыгрывание каждой игрушки обязательно. Через фольклор малышу понятен образ петушка, его внешний вид, действия(гуляет, ищет зёрнышки, разгребает землю).При этом дети по слову педагога или по подражанию в мл. группе делают за педагогом определённые действия с игрушкой. Содержание игровых действий педагог придумывает сам. Некоторые дети в младшей группе способны выполнять движения с воображаемыми предметами. (подставляют ладошку под дождик, прячутся в домик сделанный из ладошек, открывают зонтик раздвигая ладошки).Педагог во время обыгрывания побуждает детей играть, воображать, фантазировать.»Посмотрите, какая замечательная дорожка получилась,(из кирпичиков на занятии по конструированию) сейчас по ней поскачет зайка и проговаривает потешку: «Зайка скачет по дорожке прыг- прыг; скок- скок. У него устали ножки прыг –скок. Вот какая длинная дорожка, даже зайка устал бежать».

При обыгрывании потешки «Ваня, Ванечка»….на фланелеграф прикрепляется деревня, лес, пенёк, Ванечка- кукла с корзинкой и грибочки. Читается потешка и показываются действия, «Ваня,Ванечка!

Куда ходил?

В лесочек!

Что видал?

Пенёчек

Под пенёчком, что?

Грибок!

Хвать и в кузовок!»

Эту потешку потом можно проиграть по ролям:(за автора педагог, за Ванечку дети). Также на фланелеграфе обыгрывается потешка « Огуречик, огуречик», «Курочка- Рябушка»У детей с проблемами в развитии снижен уровень речевого общения, даже если они и умеют говорить, то часто играют молча. Важно, чтобы все занятия по развитию речи строились по принципу речевого общения детей между собой и со взрослым, а также с персонажами, которые используются на занятиях, будь то описание картины, игрушки или обыгрывании песенок и потешек. Дети с помощью педагога должны вести небольшой диалог с персонажами. Например:педагог косвенным вопросом может побудить ребёнка спросить что-то у персонажа потешки, побудить его сделать вывод(спроси у петушка, зачем он спрятался от лисы?»,» спроси, почему сорока – белобока этому птенчику каши не дала?» «Спроси, что, делает Ваня, что делает Дуня?- из поешки « чики – чики- чикалочки».

Тем самым у ребёнка развивается речевая активность, улучшается понимание обращённой речи.Если дети на занятии стали несколько расторможенными, устали, можно в качестве расслабляющего момента просто спеть им спокойную песенку, например: «Серенькая кошечка», при этом подозвать их к себе, погладить по головке, по спинке, как бы от лица кошечки.про которую они только что слушали песенку. С маленькими детьми необходимо имитировать разные движения « сыпать крошки», стучать пальчиками одной руки по ладошке другой «клю- клюю», манить к себе рукой («к нам идите, к нам»)

Потешки являются предпосылкой к пониманию простых сказок, народного быта, формируют доброе отношение к окружающему миру. Чтобы лучше развивался словарь ребёнка, надо повторять часто встречающиеся эпитеты из сказок и потешек, например:»Петя- петушок», « Волк- зубами щёлк», « Лисонька – лиса» и так далее. Если правильно обыграть потешку» Ладушки – ладушки, испекла оладушки» с переодеванием, с атрибутами, с активным участием детей, то они получат массу эмоционального удовольствия, активизируются их движения.

В более старшем возрасте надо учить детей видеть небылицы, чувствовать юмор: «Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста»…..Для развития мелкой моторики руки, к беседе о временах года можно привлечь заклички, приговорки (« солнышко – донышко» ; «Весна- красна». Детские годы очень значимы в жизни ребёнка и пролетают очень быстро. По этому очень важно наполнить мир ребёнка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. Работая с детьми, особенно с маленькими нельзя забывать про фольклор.


Виды и жанры фольклора для дошкольников

Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух.

Есть одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Раннее и дошкольное детство-это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Взрослые - родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатель, должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»-народ, «лор»- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Задачи детского фольклора:

Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

Развитие творческих способностей дошкольников;

Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

Знакомство детей с традициями и образами русского народа.

Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.

Воспитание эстетических чувств.

Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся основой всех обрядовых праздников.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции - к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Музыка - важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека и это не только язык, на котором разговаривает душа человеческая, это источник духовного развития ребёнка.

Музыка в дошкольном возрасте должна стать средством общения взрослого с ребёнком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, отделённой от жизни ситуации музыкальной деятельности.

Виды детского музыкального фольклора для дошкольника:

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка: потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Главное, что дает пестушка - это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов.

Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко,

Там твои детки кушают конфетки!

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

дам тебе к чаю кусок пирога.

Считалки также помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.

Ну-ка, Миша, выйди вон!

Особенная роль в развитии ребенка принадлежит играм. Они не только развивают физически, но учат детей общению друг с другом.

Народные песни

Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с русскими народными песнями.

Песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.

Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.

Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся.

Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции. Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости.

Народные игры

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

Самые любимые игры для детей - те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.).Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.

Календарные праздники

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники - праздник урожая, праздник хлеба, овощей, фруктов, орехов. Хорошо, когда эти вкусные вещи принесет сама Осень (может кукла) и даст попробовать детям. А все ей песни споют и спляшут.

Зимние праздники. Святки. Колядки. Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда - блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» - свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта - коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна, т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору через продуктивную деятельность

Приобщая ребёнка с раннего детства к истокам народной культуры, общественным ценностям мы помогаем заложить через народный фольклор в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. А если добавить и продуктивную деятельность, то результат будет намного выше. Правильно гласит старая поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое»

Актуальность:

Запоминание потешек, закличек, песен, стихотворений, что является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях, я использую в практике и продуктивную деятельность (рисунок, аппликация, лепка, постройка и т. д.). Развитие продуктивной деятельности в заучивание потешек связано с лучшим развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е., со всеми психическими способностями ребёнка.

Основная цель

в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, положительного отношения и интерес к окружающему миру через ознакомление с художественным словом посредством продуктивного труда.
Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла при этом запоминая слова потешек, закличек, стихотворений!
Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.
Для того чтобы маленьким детям было легко запомнить какую-нибудь потешку, закличку, песенку или стихотворение я решила сделать коллажи. Их можно использовать как в индивидуальной, также подгрупповой и группповой работе.
Для этого нам понадобятся:

Любые картинки по тематике данного фольклора и оформляется это на картон...
Построить мостик через речку из пластилина


Доделать солнышку лучики


На блюдечко "положить малинку"


Также можно использовать при разучивание стихотворных форм и тактильные ощущения:
Приклееть для клоуна разноцветные "тарелочки" разные по структуре


Для кота мячики из разного материала


Можно использовать готовые картинки или скаченные с интернета:
Приклееть разноцветные капельки дождя


Или нарисовать и раскрасить разноцветную радугу


"Покормить" птичек кусочками пластилина или нарисовать зёрнышки.


Может кому пригодиться в работе с младшими дошкольниками!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!