Осенние праздники. Календарь Праздников Осени: Торжественные И Значимые Даты Сезона

Многие творческие люди воспевали эту чудесную пору. Ведь где можно ещё увидеть такое разнообразие красок, как не осенью? Первый месяц сентябрь называют ласковым, потому, что погода почти не изменилась, напоминает лето. Октябрь всегда огорчает нас дождями, многих окутывает печаль и тоска. Не нужно расстраиваться, ведь погода готовится к продолжительному отдыху. Ноябрь окончательно обнажает последние деревья. В это время погода становится холодной и сырой, вместе с дождём может лететь первый снег. Но в эту нерадостную погоду мы хотим подбодрить вас календарём всевозможных осенних праздников.

Осень открывается таким светлым праздником, как день знаний - 1 сентября , День г. Москвы и День работников нефтяной и газовой промышленности.

9 сентября - Международный день красоты. Начиная с 1995 года, во всех странах и городах, люди любуются всем красивым и прекрасным. Именно в этот день организуются конкурсы красоты.

13 сентября - День программиста. Этот праздник отмечают в 256 день года. Это число было выбрано не случайно. Ведь с помощью восьмиразрядного байта можно выразить 256 разных значений.

16 сентября - Всемирный день защиты озонового слоя. Озоновый шар защищает нашу землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения. Многие учёные работают в этом направлении.

Октябрь открывает перед нами свои ворота праздниками: Международным днём музыки, Всемирным вегетарианским днём, Днём сухопутных войск Российской Федерации и Днём пожилых людей.

7 октября - Международный день врача. Не смотря на то, что врач - одна из самых древних профессий. Больше 500 работников медицинской сферы работают в разных горячих точках мира. Впервые все тяготы этого призвания почувствовал на себе сам Гиппократ. Это очень ответственная и важная профессия.

13 октября - День работника сельского хозяйства. С 1999 года по указу Президента РФ в этот день поздравляют не только работников сельского хозяйства и перерабатывающей продукции, но и тех, кто трудится и благодаря им на наших столах есть все продукты питания.

Хэллоуин празднуют 31 октября . Это самый «молодой» праздник, возник недавно. Отмечают его 31 октября, на кануне Дня Всех Святых. До недавних пор этот праздник отмечали только в англоязычных странах. Но теперь хэллоуинская атрибутика стремительным темпом ворвалась и в другие страны.

Ноябрьские праздники начинаются с 1 ноября - Дня Всех Святых. Этот день всегда считали мистическим. Думали, что в этот день волшебные сущности приходят в человеческий мир, а люди могут побывать в другом мире. Считается, что в этот день души усопших возвращаются в свои дома и требуют угощения.

2 октября - Международный день мужчин. В этот день организаторы торжеств пытаются привлечь внимание общественности к гендерной дискриминации и неравенству мужчин и женщин, а также рассказывают о позитивном влиянии мужчин на воспитание детей.

7 ноября - День согласия и примирения. После того, как распался СССР, общественность разделилась на противников и адептов этого события. Во избежание всяческих неурядиц и конфликтов между людьми в 1996 году Президент России решил переименовать годовщину Великой Октябрьской революции на День согласия и примирения. До 2005 года этот день был выходным, но позже выходным сделали 4 ноября - День народного единства.

С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным - вместо него выходным «назначили» 4 ноября, День народного единства.

В этот день впервые на прилавках наших магазинов появился компьютер.

17 ноября - Международный день студента. 28 октября 1939 года в оккупированной немцами Чехословакии студенты пражских университетов вышли на празднование рождения Чехословацкого государства. Их демонстрация была разогнана, но при этом был убит студент Ян Оплетал. На его похоронах студенты опять пытались устроить протест, но много было арестовано и заключено в лагерях, некоторых казнили. Через два года в Лондоне прошла встреча всех студентов, которые боролись с нацизмом. Было решено отмечать эту болезненную дату, как День студента, в честь всех погибших студентов.

20 ноября - Всемирный день ребёнка. История утверждения этого праздника начинается с 1954 года. Посвящен он мировому братству и взаимопониманию детей.

Надеемся, что наш маленький календарь пригодится вам и, открыв его когда-нибудь, вы узнаете для себя что-то новое. Пускай в эту не очень приятную и вдохновляющую пору этот календарь станет для вас лучиком света в ненастный день. Посмотрите, возможно, завтра вас ждёт профессиональный праздник.

Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября. К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы. Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Кузьминки (Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Корейские осенние традиции

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей.

Православный мир празднует Святки - две недели зимних каникул

Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Рождество Богородицы (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб.

Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.

Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Коляда имеет исконно языческое происхождение и связана с зимним солнцестоянием. С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели.

При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели.

21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу. Название праздника «Просинец» происходит от «про-сиять», что означает возрождение солнца. 16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. 22 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиным плешами». Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. 16 — 22 апреля Русалии — с наступление тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня. 26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц. 1 ноября. День Сварога. 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты). 23 декабря — Святой Вечер. Сочельник. Праздники лета — это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание. Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

1. Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа. Вечером на Рождество все отправлялись в церковь, народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был рождественский фонарь. Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье. На Руси их всегда любили, они способствовали сближению людей, укреплению родственных связей.

Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом. По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек. На Руси в Семенов день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.

Сбор винного урожая

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. Дзяды означает «деды», «предки».

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая.

Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег. В этот день проводили магические обряды для хорошего приплода и от падежа скота. Лошадей купали, расчесывали им гриву, угощали отборным сеном и овсом, освобождали от любой работы.

Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот - это должно было привлечь в дом материальный достаток. На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока.

Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана». Успенский пост, он же — споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками — осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы). 21 сентября — осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь — грязник. В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя».

Велесень — седьмой месяц ведославного года, первый месяц осени, посвящённый богу Велесу. Девять домов Майи. Прежде чем родить Коляду, Майя прошла девять знаков Зодиака, побывала в девяти небесных домах: дом Майи (Девы), дом Велеса (Весы), в день Велеса — рябинкина собирали рябину. Память о Златогоре и Бусе. В этот же день поминают бога ветров Стрибога и его птицу Стратим (страуса). Старинный рецепт был такой: «Для излечения порчи у детей надо сходить на заре на три озера или на три ключа, молча, не оглядываясь. Праздник подведения итогов сельскохозяйственного года. С Покрова начинают играть свадьбы.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним – пора змеиных свадеб. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай.

Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя. 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный. Вот тебе, бабушка и Юрьев день!» — стали говорить в народе после его отмены царём Борисом Годуновым.

Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным.

Дмитровскую субботу всегда проводили торже­ственно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения. На 27 ноября — день Николая Угодника, Николы зимнего, холодного. Раньше во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину.

Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее

Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России.

Сегодня народные праздники России в их естественном виде — экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу.

Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. В третий день ноября праздновали «Казанскую».

Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Еще Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды?» И сегодня в гулянья очень популярна разудалая езда на санях, запряженных русской тройкой!

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее… Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос.

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.

Традиционные осенние праздники русского народа

24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна».

Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица».

В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.

Николай Дик

Осенние православные праздники,

народные приметы и обычаи на Руси

Сергей Панасенко. "Пруд. Золотая осень", 1996 г.

Проходит жаркое лето и незаметно подбирается осень...

Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. Совсем скоро бабье лето. В древности люди примечали: «Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме», «Паутина стелется по растениям - к теплу», «Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро».

В народном представлении осень о своем нраве дает знать многими признаками. Надо лишь замечать их. Так, в старину молва уверяла: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разгова-ривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

Сельские жители считают начало осени с равноденствия, падающего на 22- 23 сентября. После этой даты ночи становятся длиннее, а дни заметно пойдут на убыль. По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

Август, уходя, словно оборвал лето. Наступил сентябрь - хмурень. Древнерусское название сентября - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.

О сентябре пахари любили повторять: «Сентябрь - зоревник, хмурень: холодно и сиверко... В сентябре и лист на дереве не держится». Сентябрь открывается днем Стратилата - тепляка. Об этом дне бытовала молва: «Батюшка-юг пустил ветер на овес». 5 сентября - первые заморозки — «лупповские»: «На Луппа - овсы морозом лунит». 8 сентября - Наталья - овсяница, косят овес. «Не вырастет овес - наглотаешься слез», - приговаривал сельский мужик. Тогда же отмечали осеннего Петра - Павла-рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу.

11 сентября - Иван-полетний, полетовщик. Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный - осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Через день после Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. 13 сентября - журавлиный отлет: «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь». 14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, на Семен-день. Оттого-то крестьянский календарь - численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ: «На Семен-день до обеда сей - паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К середине сентября разбежались тучи - установились погожие деньки, наступило бабье лето. По давним приметам, оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Как великолепны эти дни! Бабье лето - лучшая пора осени. Кому ж не любо людям тепло, хоть и прощальное! «Семен - летопроводец молодое бабье лето проножит, и старое наводит», «На Семен-день ясно - бабье лето теплое», «Бабье лето ненастно - осень сухая», «Сухая осень, коли на Семен-день сухо» - поговаривали об этих денёчках.

Рождество Пресвятой Богородицы - (21/8 сентября) - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

Согласно православным канонам «…для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, свя-тая Дева Мария.

Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения)».

Праздник этот был установлен церковью в IV в., но про-шло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богороди-цы заняло свое место среди главных праздников Православ-ной Церкви.

В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников.

День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день рус-ское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка -28/15 августа). Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин-ками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родите-лям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника. К новобрачным же сходилась вся родня «навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму».

По русскому народному календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку - Осенину. Осенина в Древ-ней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Хо-дили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встре-чать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а моло-дые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день об-новлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентяб-ря). В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармо-никой и угощением, исполнялись игровые песни и шуточные розыгрыши.

21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. За ним немного спустя перевалила рубежная дата - осеннее равноденствие. Солнечного тепла стано-вится все меньше и меньше. Начинают поливать ещё тёплые дождички: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Сентябрьские осадки благотвор-ны для садов и озимых.

За ранние сумерки и повышенную облачность сен-тябрь иногда называют «вечером года».

24 сентября - Федора - обдирала : «Не каждое лето до Федоры дотянет». Обивается оставшийся на корню хлеб: «Федоры - замочи хвосты». Две Федоры в гору - осенняя и зимняя, одна с грязью, другая —- со стужей: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зим-ние Федоры платком рыло закрывают».

С 26 сентября, с Корнилья, «корень в земле не растет, а зябнет». Через день - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые заморозки: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». Осень к зиме быстрее движется. Срубают капусту: «На Воздвиженье первая барыня - капуста». Молодежь по такому случаю затевала вечеринки - капустники.

Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября). Это один из двунадесятых праздников, который Православ-ной церковью отмечается в честь воспоминания Креста Хри-стова. Первоначально этот праздник был установлен в воспоми-нание обретения Креста Господня благочестивой Еленой, мате-рью императора Константина Великого (который разрешил сво-бодное исповедание христианства) в Иерусалиме. По преданию, в 326 г. она приказала разрушить языческий храм, который стоял на Голгофе, и обнаружила в развалинах три креста. Один, на котором был распят Иисус, воздвигли для поклонения ему хрис-тиан. По велению царицы, на Голго-фе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

В VIII веке с этим событием соединилось другое - воспоми-нание о возвращении Креста Господня из персидского плена. Тогда греческий император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме и внес его в храм, из которого он был похищен.

Для верующего, следующего Заветам Христа, «нести крест свой» означает жертвенную самоотдачу для выполнения воли Христа. Это значит «отвергнуть себя», побе-дить себялюбие, исполнять богослужения и жить для других.

В канун праздника Воздвижения Животворяще-го Креста Господня в храмах выносят ук-рашенный цветами Крест, где он лежит до конца празднования Воздвижения, т.е. до 4 октября.

В этот день по традиции воздвигают кресты на строящихся храмах, совершают крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Молодежь за-тевала вечеринки, пекли пироги с капустой; поэтому эти вечера и получили название «капустников».

Все народные приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» - на Воздвиженье осень зиме навстречу над-вигается. Считается, что именно в этот день птица в полет трону-лась, а медведь залег в берлогу. В прежние времена мужики в деревнях крепко запирали подворье, заделывали все щели и проемы. В лес в Воздвиже-нье не ходят, чтобы ненароком не встретиться с нечистой силой

28 сентября - «гусепролет, гусарь». На «гусаря» стригли овец. В старом русском календаре этим днем сентябрь-хмурень переламывался пополам, а по новому счислению до завершения первого осеннего месяца осталось всего ничего.

Наступает октябрь - грязник. В начале месяца дни стоят еще погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко. Но уже через несколько дней народные приметы указывают: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Эти дни называли рас-путица, кисельница, октябрь - грязник.

1 октября - журавлиный лет. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Октябрь средь осенних братьев-месяцев самый нарядный, самый живописный.

2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят улья в омшаник. Кто поюжнее живет - откладывают это де-ло до Савватия (10 октября).

За Зосимой - астафьевы ветры. На Астафья, конечно же, свои примеры: «Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа недалече, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру», «Если на Астафья туманно и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина - к благоприятной осени и нескорому снегу».

7 октября - Фекла - заревница. День убывает уже быстрее, чаще осенние заморозки. На Сергия (8 октября) рубят капусту. В этот день замечали: «Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день» (21 ноября). А вот и знаменитый Покров, 14 сентября - первый вестник настоящих осенних холодов. «На Покров натопи хату без дров», «Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься», «Каков Покров - такова и зима», «Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной. При переменном ветре и зиме быть непо-стоянной».

Октябрь - свадебник , на селе играются свадьбы: «Придет Покров - девке голову покроет».

На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Незаметно подошли Харитины (18 октября ) - первые холстины. За Харитинами - Денисы -позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака. На Сергий, 20 октября , своя примета: «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги».

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Этот православный праздник был установлен Андреем Боголюбским (X в.) в память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе во время всенощного бдения. Празд-ник, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почи-таемых. Это праздник великой радости. На Руси верили, что Пресвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, поэтому имеют надежду на Её постоянное заступниче-ство и милосердие. Особо почитаются иконы Владимирской, Боголюбской, Казанской и Смоленской Божией Матери.

В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Обычно утром, после похода в баню, в доме невесты собирались девушки-подружки, сватьи, свахи и под причитания, песни, плачи начинали расплетать косу невесты и переплетать ее в новую прическу замужней женщины. Отныне краса - девичья коса навсегда упрятывалась от посторонних глаз, т.к. замужние женщины должны были прятать волосы под головной убор. Снимать платок, кокошник (его носили молодые женщи-ны) или чепец - повойник они могли только перед мужем.

21 октября: «С Трифона-Палагеи все холоднее». Го-товь теплую одежду — зима забредает. Догадливые на шутливое слово русские люди и святым работу нашли. У них: «Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые». А через день - Лампеи (Евлампий). «Если на Евлампия рога месяца на полночь(на север) - быть скорой зиме, снег ляжет нормально, а ели на полдень (на юг) — скорой зимы на жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».

Пришло время ноябрю - листогною. Об этом месяце народная молва гласит: «В ноябре зима с осенью борются», «Ноябрь - полузимник: и колесо, и полоз любит», «Ноябрь -полузимник: мужик с телегой прощается и в сани забирается».

Неказист ноябрьский день. Проглянет солнышко и скроется, всё чаще на небе свинцовые тучи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют: «Ноябрьские ночи до снега темны».

На третий день ноября народный календарь указывал на почитаемый на Руси праздник - Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Воз-вращались с промыслов деревенские мужики. На Казанскую - первый зимний заморозок. Снежно и морозно. Про этот день крестьяне поговаривали: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит».

8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». В народном календаре замечалось, что до Дмитровой субботы зима не становится. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя».

Через день - Ненилы-льняницы. За Ненилами - Настасьи-овчарницы. 12 ноября , на Зиновея, - синичкин праздник: «Не вели-ки птичка-синичка, и та свой праздник помнит». 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать». Реки начинают замерзать: «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна». Отходят в прошлое предзимние деньки. «Демьянов путь — не путь, а только перепутье». К тому же в ближайшие дни боль-ших морозов не предвидится и даже отпустить может: «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября ) раскует» или: «Кузьма-Демьян с мостом - Михаиле с полумостом».

Кузьминки на Руси славились петушиными именинами: отмечались Кочеты. Девицы - посиделочницы устраивали пир - беседу. Для этого каждая приносила кочета - петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу.

Но вот праздник прошел, пора за дело принимать-ся: «Акундин (15 ноября ) разжигает овин. В некоторых деревнях в старину слышались перестуки мялиц и цепов. На мялицах хрястали, обминали коноплю и лен - из тресты волокно получали. Цепы же на гумнах стучали - обмолот хлебов еще продолжался. Так за работами и проходило студеное время.

19 ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот - лед на лед ведет». За ним «Михаиле (21 ноября ) мосты мостит». Но Михайлов день известен больше оттепелями. Михайловские оттепели, Михайловские грязи: «Если Михаиле Демьянов путь порушит - не жди его до зимнего Николы (19 декабря )».

С зимних Матрен зима встает на ноги, налетают морозцы. «С Ераста (23 ноября ) жди ледяного наста». «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу» А еще через два дня - Студит. «Со Студита станет холодно и сердито», «Федор Студит - землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

По народному календарю если 25 ноября дождь или снег - быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Через трое суток: «Гурьян на пегой кобыле» (грязь, снег). И уж коли лежит на Гурьяна снег, так лежать ему до половодья.

Вот вроде и установилась зима, но возьмет злодейка и запотеет, нет-нет да отдаст теплом с мокротой: «На Матвея (29 ноября ) зима потеет». Но в каком бы разладе с календарем она ни была, а ноябрю-груденю замыкать позимскую осень. За ним вплотную подступили метели, стужи, лютые денечки. Наступает настоящая зима.

Так образно раскрывает народный календарь приметы и обычаи православной Руси, связанные с временами года и сезонными изменениями погоды.