Идеальный распорядок дня для подростка. Готовимся к лету: Идеальный распорядок дня

Подростковый возраст очень важен в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит завершение становления практически всех основных систем человеческого организма и очень важно именно в этот период создать все условия для его полноценного развития.

Довольно сложно в рамках одной статьи рассказать о всех особенностях формирования правильного режима дня ребёнка подросткового возраста. Здесь огромную роль играет индивидуальный фактор. Ведь не секрет, несмотря на то, что все люди, в принципе, устроены одинаково, каждый человек индивидуален в своём роде.

Факторы, влияющие на индивидуальные качества подростка

  • Наследственность.
  • Темперамент.
  • Особенности физического и умственного развития.
  • Семья.
  • Воспитание.
  • Круг общения.
  • Разнообразие интересов.
  • Условия проживания.

Несомненно, каждый из этих факторов оказывает своё влияние на развитие подростка , как в физическом плане, так и в моральном и, поэтому, невозможно организовать день подростка не опираясь на них. И очень важно, чтобы ребёнок учился соблюдать основные правила режима дня. Но это не говорит, что с той самой минуты, как вы составите график дня, то ребёнок должен будет как курьерский поезд строго следовать всем его пунктам.

Итак, вы для себя чётко решили, что именно вашему ребёнку для его же блага следует жить и придерживаться определённого режима дня, тогда необходимо понимать, что:

  1. Желательно это расписание составлять вместе с подростком.
  2. Необходимо учитывать все выше перечисленные факторы, которые несомненно оказывают своё влияние на вашего ребёнка.
  3. Стараться приучать своих детей к дисциплине и порядку.
  4. Помнить, что соблюдение режима дня в подростковом возрасте даёт возможность предупредить начало и развитие ряда хронических заболеваний.

Наличие обязательных пунктов в расписании режима дня:

  • Часы, отведённые для сна.
  • Постоянное время для приёма пищи.
  • Часы, отведённые для занятий утренней гимнастикой.
  • Гигиенические процедуры.
  • Занятия в школе.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Время для посещения кружков и дополнительных занятий.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Обязанности по дому.
  • Личное время.

Многие родители, желая, как они считают, блага для своих детей, порой очень сильно загружают их дополнительными занятиями и всевозможными кружками. Да, очень хорошо если ребёнок вырастет всесторонне развитым и высоко образованным человеком. Но, как было уже сказано, подростковый возраст очень важен для становления будущей человеческой личности , поэтому, ни в коем случае нельзя нагружать ребёнка занятиями за счёт его свободного времени. Во-первых потому, что физическое переутомление в этом возрасте может очень пагубно сказаться на общем самочувствии ребёнка и даже привести к заболеванию. А во-вторых, у каждого человека должно быть своё личное пространство и время, которое он сможет проводить так, как сам захочет, естественно при условии, если это не будет вредить подростку.

В этот период очень важно внимание взрослых к желаниям и запросам ребёнка (если, конечно, они в рамках дозволенного) и налаживание добрых дружественных отношений между родителями и детьми. В этот период очень легко потерять влияние на своего собственного ребёнка, а это может привести просто к необратимым последствиям.

Утренний подъём

Необходимо приучать своего ребёнка к тому, что утренний подъём должен быть каждый день в строго определённое время (можно иногда сделать исключение в выходные дни и по праздникам) и с положительными эмоциями. Ведь каждый день – это общение с друзьями, возможность познавать новое, заниматься спортом. Каким будет утренний подъём человека, так скорей всего пройдёт и весь день. Поэтому, подъём в одно и тоже время будет вырабатывать у подростка чувство дисциплины и порядка, воспитывать чувство ответственности и настраивать на положительные эмоции на весь рабочий день.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, но для того, чтобы она могла принести пользу, необходимо регулярно её выполнять. Если ребёнок будет делать её от случая к случая, то толку от этого особого не будет. Также необходимо помочь дочери или сыну сформировать последовательность физических упражнений. Очень хорошо выполнять зарядку под приятную весёлую музыку, что добавит чёткости в их выполнении и заряда положительных эмоций.

Школьное время

Время, отведённое на посещение уроков в школе тоже возможно строго контролировать, потому что расписание даётся на целый семестр и особо не меняется.

Выполнение домашнего задания

Необходимо с первого класса воспитывать в своём ребёнке чувство ответственности и долга. Для школьника это постоянное и добросовестное выполнение домашнего задания. Желательно, чтобы оно выполнялось постоянно в определённое время.

Дополнительные занятия

В случае необходимости или желания, необходимо обязательно выделить время на посещение дополнительных занятий. Это могут быть занятия иностранными языками или по предметам, которые вызывают какие-то трудности при их изучении.

Кружки и занятия спортом

В распорядке дня каждого подростка обязательно должно быть выделено время на занятия спортом и посещение различных кружков. Эти занятия способствуют физическому развитию и расширению кругозора подростка.

Личное время

Личное время также должно присутствовать в распорядке дня подростков. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, посещение кафе, кинотеатра, чтение книги или прослушивание любимой музыки.

Создать режим дня для подростка – это дело далеко не лёгкое. Необходимо учитывать, как было уже подчёркнуто выше, ряд обязательных факторов. Все дети разные и, поэтому, кто, как не родители, знают лучше всех своего ребёнка. Именно поэтому и распорядок дня должен создаваться, исходя из опыта и знаний взрослых и пожеланий ребёнка. Главное, что родители при любых обстоятельствах должны оставаться для своих детей самым близким и самым верным другом.

Взрослые должны помнить, что подростковый возраст – это ещё может быть и первая сигарета, первая рюмка алкоголя или первый сексуальный опыт ваших детей. Необходимо, чтобы подросток знал, что придя к своим родителям, он всегда может рассчитывать на любовь и понимание взрослых. Только если в семье отношения построены на такой основе, родные люди смогут благополучно обойти все подводные камни и рифы, которые начинают встречаться в жизни ваших детей.

Невозможно найти человека, который бы усомнился в том, что упорядоченный образ жизни с самого юного возраста способствует нормальному развитию ребенка и поддержанию психофизического здоровья, воспитывает дисциплинированность и организованность. Распорядок дня подростка составляется с учетом школьного расписания и занятий по дополнительному образованию или времени посещения спортивных секций. Не менее важно учитывать состояние здоровья растущего человека и определенный природой тип активности («сова», «жаворонок», «голубь»).

Особенности режима дня подростка

Ночной сон

В режиме дня должно быть сбалансировано время труда и отдыха подростка. Для восстановления работоспособности организма необходим нормальный сон. Норма ночного отдыха у подростка – 8 – 9 часов. Если ребенок не высыпается, его работоспособность снижается на 30%, у него изменяется способность воспринимать информацию, наблюдаются рассеянность и раздражительность. Учитывая, что занятия в общеобразовательных и специальных учебных заведениях начинаются в 8 – 9 часов, учащемуся необходимо встать до 7 часов утра, чтобы выполнить все гигиенические процедуры и позавтракать. Замечательно, если ребенок делает комплекс утренних физупражнений. Исходя из этого, легко подсчитать, что укладываться спать подросток должен не позднее, чем в 22:30.

Учебное время

Время, проводимое ребенком в школе, систематизировано: строго по учебному расписанию проходят уроки и перемены, организовано время принятия пищи. Если ребенок занимается в учреждениях дополнительного образования, то следует предусмотреть время на то, чтобы он зашел домой, пообедал и переоделся. Выполнение домашней работы тогда надо запланировать не сразу после возвращения с дополнительных занятий, а предусмотреть непродолжительный отдых. В случае, когда занятия в секции или студии проходят в вечернее время, часть домашнего задания подросток должен привыкать выполнять непосредственно после обеда. Остальные уроки ребенок сможет выполнить в вечернее время.

Прогулка, личное время

Периоды учебы и отдыха подростка в режиме должны разумно сочетаться. Для растущего организма необходимо пребывание на свежем воздухе, да и без общения со сверстниками подростку не обойтись, тем более что коммуникативная деятельность в пубертатном возрасте приобретает особую значимость, а группа ровесников важна для социального становления личности. Необходимо чтобы ребята не проводили время бесцельно, а занимались спортивными играми, катанием на роликах, коньках и т.д. В вечернее время возможно заняться посильной домашней работой, поиграть или пообщаться в интернете, почитать художественную литературу, послушать любимую музыку или посмотреть телевизионные передачи. До сна следует предусмотреть время на проведение гигиенических процедур.

Организация питания

Правильно организованное и полноценное питание во многом является залогом хорошего самочувствия ребенка, своевременного развития всех систем организма. Хорошо, если подросток ест 4 – 5 раз в день небольшими порциями, тогда у него нет проблем с комплекцией, состоянием кожи и волос.

Каникулярное время

Физиологи определенно заявляют: режим дня детей и подростков в каникулы не должен сильно отличаться от привычного. Безусловно, ребенок может поспать немного подольше или лечь попозже, но при этом нежелательно смещение времени более часа. В каникулярное время следует направить ребенка на полезное времяпровождение: больше заниматься спортом и физическим трудом, посвятить время посещению театра, музеев и пр.

Родителям необходимо поучаствовать в выработке правильного режима дня подростка. Ребенок, который умеет ценить и контролировать время, в дальнейшем безболезненно адаптируется к условиям взрослой жизни.

Особенности режима дня подростка

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.

В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.

Уроки

Вы, родители, лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.

Свободное время

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол , волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.

Питание

Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.

Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать.

9-10 часов утра,

16-17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером.

11-12 часов утра,

18-20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно.

10-12 часов утра,

15-18 часов вечера

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Как только прозвенел последний звонок, мой десятилетний сын ударился в «анархию»: ложится спать чуть ли не в полночь, спит до часу дня, а остальное время гоняет как угорелый по улице. Даже не представляю, как его угомонить. Стоит ли на каникулах подчинять день какому-то распорядку или все-таки дать максимум свободы?
Кристина

Главный признак здоровья - гармония с природой

- Этих дней дети ждут с нетерпением: уроков нет, полная свобода, - говорит заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. - Каникулы действительно должны быть праздничными и радостными, но это не значит, что нужно и можно перегружать их развлечениями и полностью забыть о режиме дня. Дело в том, что режим дня - это отражение необходимых организму правильных физиологических процессов. Человек - часть природы, и все органы и системы организма работают согласованно, последовательно и в соответствии с природными ритмами. Режим обеспечивает единство организма с окружающей средой, их гармонию, которая и считается главным признаком здоровья. Не случайно ученые, говоря о цели режима, определяют его как выработку определенной последовательности и ритма физиологических реакций (динамического стереотипа) для экономного расхода нервной энергии и сохранения высокой работоспособности.

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе

Специалист уверен, что нарушение привычного распорядка может сломать динамический стереотип, а восстановить его будет довольно трудно.

Поэтому режим в каникулы не должен значительно отличаться от рабочих дней, - считает Леонид Подригало. - Некоторые компоненты режима даже на каникулах не должны меняться. В частности, независимо от дня недели детям школьного возраста желательно вставать не позже 7.30, необходима и утренняя гимнастика. Режим питания и продолжительность сна должны быть те же, что и во время учебы: есть и ложиться спать нужно в привычное время.

Лучше всего, если дни отдыха максимально проводятся на открытом воздухе. Экскурсии, прогулки, походы, поездки за город дадут ребенку необходимый заряд бодрости. Тем не менее, заполняя каникулы играми и физическими упражнениями, нельзя допускать физического переутомления, поэтому и летом родителям нелишне следить за состоянием детей. Такие признаки, как бледность, вялость, головная боль, свидетельствуют о том, что нагрузка слишком высока для ребенка, предупреждает Леонид Подригало.

Из каких «кирпичиков» выстроить каникулы

Чтобы хорошо отдохнуть в каникулы и набраться сил для дальнейшего обучения, школьнику необходим правильно построенный режим, причем он не должен резко отличаться от распорядка дня в учебные дни. Специалист приводит вариант режима дня для каникулярного периода для детей 7-10 лет:

Подъем: 7.00-7.30;
- утренняя гимнастика, туалет, закаливающие мероприятия: 7.00-8.30;
- завтрак: 8.30-9.00;
- пребывание на открытом воздухе: 9.00-13.00;
- обед: 13.00-13.30;
- послеобеденный дневной отдых или сон: 13.30-15.30;
- прогулки (игры, активный отдых), экскурсии, просмотры кинофильмов и т.д.: 15.30-17.30;
- полдник: 17.30;
- свободное время: 17.30-19.00;
- прогулка: 19.00-19.30;
- ужин: 19.30-20.00;
- свободное время: 20.00-21.00;
- подготовка ко сну: 21.00-21.30;
- отход ко сну: 21.30-22.00.

Схема приведена в качестве образца, от которого, безусловно, могут быть незначительные отклонения. Главное, чтобы своевременно выполнялись основные элементы режима. Врач советует родителям хорошо продумать, чем занять детей на каникулах. В последнее время структура свободного времени школьников изменилась: происходит замена активных форм отдыха пассивными. На практике это проявляется сокращением занятий физкультурой и спортом, пребывания на свежем воздухе, а это приводит к гиподинамии и становится дополнительным фактором риска развития хронических заболеваний.