Основные проблемы в отношениях пожилых родителей и взрослых детей – пути решения. В чем причина неуважительного отношения к родителям. Отягощение их многочисленными просьбами

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ответы на вопросы

Вопрос 1: Отец совершает дела противоречащие Шариату и Исламской культуре поведения, как следует относиться к нему и вести себя с ним?

Ответ: Мы просим Аллаха о верном руководстве для твоего отца, и чтобы привел его Аллах к благу покаяния. И советуем тебе быть мягким к нему, увещевать его добрым образом и не отчаиваться в том, что он исправится, согласно словам Аллаха, пречистого от всякого несовершенства: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» . Сура «Лукман», аяты 14 – 15.

Наставляет Всевышний благодарить родителей и благодарить Его, и приказывает ребенку сопровождать в этой жизни родителей по-доброму даже если они ведут борьбу против него, желая для него неверия. По этому ты знаешь, что установлено Шариатом для тебя сопровождать отца по-доброму и хорошо себя вести с ним, даже если он плохо поступает по отношению к тебе. Так же усердствуй в призыве его к истине, и может быть Аллах наставит его по причине тебя. И не разрешается тебе подчиняться ему в том, что является ослушанием Аллаха. Мы так же советуем тебе в деле наставления его обращаться за помощью к Аллаху Великому и Могучему и затем к обладателям добра из твоих родственников, например к дядям по отцу и иным – к тем, кого уважает и ценит твой отец, чтобы принял он их наставления. Мы просим Аллаха для нас, для тебя и для него о верном руководстве и успеха в искреннем покаянии, поистине Он – Слышащий, Близкий. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

«Маджму’а фатава ва макалят», т. 5, т. 9

Вопрос 2: Выше ли положение матери чем положение отца?

Ответ: Нет сомнений в том что положение матери со многих сторон выше положения отца. Достоверно передано от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что спрашивающий его сказал: Ответил:«Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа». Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил:

«Маджму’а фатава ва макалят», т. 8

Вопрос 3: Человек не был благочестивым по отношению к своей матери, когда же упокоил ее Аллах, он стал чувствовать боль за это, и он надеется, что Аллах снимет с него этот грех. Он спрашивает: какие дела он может совершать, чтобы стать благочестивым по отношению к его умершей маме?

Ответ: Ему следует каяться Всевышнему Аллаху и сожалеть о допущенном пренебрежении. Должно быть покаяние за то, что было допущено ранее. И если будет он правдив в покаянии и сожалении, то примет Аллах его покаяние. Как сказал Всевышний: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». И сказал Он, пречистый от всяких недостатков: « Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем». Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Покаявшийся в грехе – словно тот, на ком нет греха». Так же сказал он, мир ему и благословение Аллаха: «Покаяние стирает то, что было до него». И вместе с этим узаконена для него садака (подаяние) от ее имени, и дуа за нее о прощении и милости, и почтительное отношение к ее подругам и родственницам и совершение для них добра – все это из того, что приносит пользу, стирает тот грех и в чем можно рассчитывать на совершения добра для его матери. Так же хадж и умра от ее имени – во всем этом благо.

Вопрос 4: Каково положение Шариата относительно подчинения родителям в сбривании бороды?

Ответ: Ответ на первый вопрос: не разрешается подчиняться родителям в сбривании бороды, но обязательно отпускать и растить ее в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Укорачивайте усы и отпускайте бороды – отличайтесь от многобожников». И его, мир ему и благословение Аллаха, словами: «Поистине подчинение – в одобряемом».
Отпускание бороды – обязанность (уаджиб) и не является просто желательным действием (сунна), если говорить со стороны правовой терминологии. Потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал это. Основа в приказе – обязанность, и в данном случае нет ничего, что послабляло бы этот приказ.
Да приведет тебя Аллах ко всему в чем есть благо и да поможет тебе в добре.

«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 8

Вопрос 5: Мой отец совершал намаз и держал пост, вся хвала Аллаху, но когда состарился, потерял память, и теперь не знает ни молитвы ни поста. Обязательно ли для меня навещать его?

Ответ: Все время, которое он в этом состоянии – нет на нем (отце) никаких обязанностей. Для того, кто утратил разум, нет на нем никакой обязанности – ни поста, ни молитвы. А что касается проведывания его, то благочестие в том, чтобы ты навещал его, уделял ему внимание, уважительно к нему относился, проявлял усердие в том, что принесет ему пользу и что поможет его выздоровлению. Или чтобы ты нанял того, кто будет ему прислуживать и уделять ему внимание и вместе с тем чтобы ты присматривал за ним сам и навещал его, ведь положение родителей – велико.

Вопрос 6: Каково шариатское положение относительно того, кто подает бедным, или делает пожертвования из имущества своего отца, или из того, что есть в доме, не сообщая отцу или матери, подает тем, кто просит из-за нужды? И при этом он не знает одобрят родители это или нет.

Ответ: Не положено ему расходовать что-либо без разрешения хозяина этого имущества. Если это имущество матери – он спрашивает ее разрешение, и если это имущество отца – он спрашивает его разрешение. Кроме ситуации когда такое расходование без спроса принято у них в семье – тогда в этом нет проблем. Как например излишки еды или подобное этому, в чем есть обычай отдавать это бедным – в этом нет проблем. Если эта вещь, в отношении которой нет обычая в семье расходовать ее без разрешения, то нужно спрашивать разрешение; если эта вещь в отношении которой есть обычай в семье расходовать ее без разрешения, то нет нужды в получении разрешения. Обычаи людей в городах, селениях, степях различаются, и если знает сын, что в обычае отца и матери не запрещать расходование того, что он израсходовал, то нет в этом проблем. А если же он сомневается в этом, то пусть спросит разрешение. Если это относится к имуществу матери, то пусть спросит ее разрешение, если из имущества отца, то пусть спросит его разрешение. И не должен он расходовать кроме того, о чем знает что родители разрешают расходование этого. И Аллаха мы просим о помощи.

Вопрос 7: Я учащийся, желаю получать знания, закончил среднюю школу, и в моем населенном пункте нет отделения университета. Я вынужден уехать в другой город, который удален от нас не менее чем на 600 километров. Мой отец не приемлет такую поездку. Если я уеду чтобы учиться, зная, что мой отец этим не доволен, буду ли я грешен?

Ответ: В этом вопросе есть разъяснение. Если твой отец нуждается в тебе, то обязательным является для тебя быть с ним, исполнять его нужды, быть благочестивым по отношению к нему выполняя свои обязанности, и больше заниматься приобретением желаемых знаний. Пребывая на месте ты можешь получать дополнительные знания слушая передачи «Нурун аля ддарб», уроки, передаваемые радиостанцией «Священный Коран», посещая лекции в вашем городе, посещая пятничные проповеди в твоем городе. А если же у твоего отца есть тот, кто будет смотреть за его нуждами, например кто-то из числа твоих братьев, и, таким образом, он не испытывает нужды в твоем присутствии, то нет затруднений в том, чтобы ты поехал получать знания. И обязательным для твоего отца является помогать тебе в этом и не создавать препятствий. Ведь поиск знаний – из важнейших дел, и это лучшее, чем приближаются к Аллаху. Сказал пророк, мир ему: И не относится к этому то, чтобы без нужды и права запрещали тебе уезжать для учебы. Если же он нуждается в тебе, то благочестие к отцу стоит на первом месте. И мы просим Аллаха об успехе для всех.

Вопрос 8: Имею намерение совершить хаддж за одного из родителей, совершить ли мне его за отца, который уже умер, или за маму? Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Если они оба уже умерли и не совершали хаддж, то лучше совершить его за маму. Начинать с нее лучше, потому что права ее больше. Если же она жива, или совершала уже хаддж, то совершай хаддж за своего отца, и это будет проявлением благочестия к нему. Если мама не совершала хаддж, то пусть надеется на Аллаха и если сможет, то ты поможешь ей в совершении хадджа, если будет она в силах для хадджа. Если же она уже ослабла от возраста, то соверши хаддж за нее, и вся хвала Аллаху, ты получишь награду.

И кратко: если положение мамы и папы одинаково, то мама имеет приоритет, и благочестие проявляется к ней в первую очередь. Согласно словам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спрашивающий его сказал: «О посланник Аллаха, кто из людей имеет больше всех прав на мое хорошее к нему отношение?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа». В другой версии спрашивающий сказал: «О посланник Аллаха, кто более достоин благочестия?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама» . Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твоя мама». Спросил: «А кто затем?» Ответил: «Твой папа и затем близкие родственники».

Маме отдается предпочтение в благочестии как живой так и умершей, и если оба родителя умерли и не совершали хаддж, то соверши хаддж сначала за маму, затем за отца – так лучше. Если начнешь с отца, то нет в этом затруднения, но таким образом ты оставляешь то, что лучше, а лучшее – начать с мамы, а потом уже отец.
И если они оба живы и не способны совершить хадж то помоги им обоим в совершении хаджа (помогая совершать, или совершая хадж за них по очереди), а если не сможешь, то начни с мамы, так как ее права больше. Да приведет Аллах всех к успеху.

Вопрос 9: Я совершал хадж, и когда завершил его, разгневался на меня отец, потому что я совершил хадж без его разрешения. Это был мой первый хадж, каково его положение?

Ответ: Обязательный хадж (первый) не нуждается в разрешении. Ты обязан его совершить, даже если твой отец не разрешает это, и даже если недовольны этим твои отец и мать. Сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, подчинение – в одобряемом, общепринятом. Нет подчинения созданному в ослушании Создателя». Но, если бы ты сообщил ему, что желаешь совершить хадж, и преподнес бы это хорошими словами, это соответствовало бы культуре поведения по Шариату. Сказать: «Папа, я совершу обязательный хадж, это необходимо», – подойдя со стороны вынужденности этой мысли, украшения и используя хорошие выражения – вот так будет хорошо. Если после этого он воспротивится, то ты не обязан подчиняться, наоборот – обязан совершить хадж. Но то, чтобы ты поговорил с отцом хорошими словами, попросил разрешение и сообщил ему о предстоящем деле – это прекрасно. В этом добро, и это из числа того, что делает добрыми сердца. И если все же он запретит тебе, то подчиниться ты не обязан, ты обязан совершить хадж, даже если ослушаешься.

Вопрос 10: Я живу в своем доме отдельно от отца. У него есть магазин с некоторыми видами товаров. И мама взяла кое-что из этого магазина без ведома отца и отдала мне. То, что я взял, считается ли разрешеным для меня, или же мне не разрешается брать это?

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто следует его руководству. А затем:
Если ты беден и твои возможности ограничены, и если то, что дала тебе мама из магазина не повредит твоему отцу, то нет в этом проблем. Потому что он обязан в таком случае расходовать на тебя, так же как и жена может брать из имущества мужа, если нуждается – даже если он этим не доволен и если не знает, потому что он обязан расходовать средства на ее содержание. А если же ты живешь в достатке и твои возможности широки, то не следует тебе брать что-либо из имущества отца без его разрешения.

Вопрос 11: Если отец требует от сына дать развод жене, будет ли подчинение ему считаться требуемым в религии благочестием по отношению к родителям?

Ответ: Этот вопрос нуждается в детальном рассмотрении и ответ на него не однозначен. Если требование отца обосновано тем, что у жены плохие нравы, или тем, что она плоха в религии, или другими подобными причинами, которые обязывают его испытывать к ней ненависть и неприязнь… Ее нравы, или серьезные проступки в домашних делах, или другие причины, то сын подчиняется и дает ей развод. А если его отец зол на нее без причины, или за то, что она исполняет приказы Аллаха, хорошо исповедует религию, целомудренна для своего мужа, то он не подчиняется отцу и не дает ей развод. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, подчинение – в одобряемом, общепринятом». И не является одобряемым то, чтобы подчинялся он отцу, давая развод праведной жене. Таким образом ответ зависит от ситуации, гневается ли он на нее из-за вреда приносимого ей…

Вопрос 12: У меня есть родственник, и в то же время он мой большой и близкий друг, которому я желаю добра и опасаюсь зла для него. Этот парень собрал в себе очень хорошие нравы, постоянно совершает обязательные намазы в мечети, часто посещает религиозные лекции. Примерно два года назад его отец дал развод его маме и женился на другой. У его мамы несколько сыновей, но она осталась жить у него, из-за его мягкого и отзывчивого к ней отношения. И однажды его отец, зная, что я его близкий друг, сказал: «Если ты желаешь добра ему, то сделай ему наставление, потому что он нехорошо ведет себя по отношению ко мне». И затем он рассказал о том, как его сын ведет себя с ним, и что он не относится к нему уважительно. Я пообещал сделать доброе дело и пошел к своему другу. Я напомнил ему о важности благочестия по отношению к родителям, и о том, что его благочестие к маме не должно приводить к забытию об обязанности благочестивого отношения к отцу, и что у его отца на него есть права и это важно. У его отца были плохие отношения с его мамой, но я скажу: даже если он был иногда груб с женой, которой дал развод, все же, насколько я знаю – он неуклонно совершал обязательные молитвы, выполнял обязанности в отношении своих детей и поддерживал родственные связи. И меня очень поразило то, что ответил мне мой друг. Он сказал, что относится к своему отцу так, как тот заслуживает. Что отец плохо к нему относится и не уважает его, поэтому он отвечает отцу тем же. Я напомнил ему, что так не должно быть. Что даже если отец ударит сына, и если обращается к нему нехорошими словами без причины, и даже перед людьми – сын должен терпеть. И что из религии, благородства и достоинства – слушаться отца и оставить ослушание его. И что вы думаете о нашем диалоге? Он ответил мне: «Мой отец отлично знает на что он способен. И если он будет говорить со мной или поступит со мной так, как ты сказал, то я ударю его, и пусть это будет уроком для других». Когда я услышал такие слова, я понял, что мое наставление не было им воспринято. И получается, что он или не знает насколько велик грех нанесения обиды родителям, или он ослушивается Аллаха, зная и понимая это. И я прибегаю к Аллаху, затем обращаюсь к вам за помощью. Может быть он послушает вас и вернется к тому, что правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал его руководству. А затем:
Ты сделал наставление этому человеку, и сделал это прекрасно. И ошибся он в том, что сказал тебе. И был он злотворящим по отношению к своему отцу. Обязательно для него быть благочестивым к своему отцу, разговаривать с ним лучшими словами, вспомнить о правах отца на него. Даже если отец дал развод его маме, все равно у него большие права (на него). И у мамы большие права. У обоих на него большие права. Права мамы больше, но это не преграждает путь для того, чтобы отдавать отцу должное. Обязательно для твоего друга поступать по богобоязненности, чувствовать, что Аллах наблюдает за ним, быть благочестивым к своему отцу и хорошо к нему относиться. И если его отец сделает ему зло, то не должен он отвечать злом на зло, но пусть ответит на зло добром, благими словами и хорошим образом. Пусть делает дуа за своего отца, прося для него добра, прямого пути и верного руководства – такова его обязанность. И на это указывает множество текстов из Корана и Сунны. Говорит Величественный и Возвышенный Аллах в Своей великой Книге: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям» . Сура «Пески», аят 15. В другом аяте: «… быть добрым к родителям» . (Сура «Паук», аят 8). Так же говорит Величественный и Возвышенный: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». Сура «Лукман», аят 14. Так же говорит Величественный и Возвышенный: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» Сура «Женщины», аят 36. И аятов с подобным смыслом – множество. Говорит Всевышний: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» . Сура «Перенос ночью», аяты 23-24. И говорит пророк, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном хадисе: «Довольство Аллаха в довольстве родителей, и недовольство Аллаха в недовольстве родителей» . И так же он, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Не сообщить ли мне вам о самых больших грехах?» Мы (сподвижники) сказали: «Конечно же, о посланник Аллаха» . Он сказал: «Придание Аллаху сотоварищей, плохое отношение к родителям и лживое свидетельство». Хадис передан в двух сборниках достоверных хадисов. Нанесение обиды родителям – из числа самых больших грехов, и упомянул его пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе с приданием Аллаху сотоварищей. Обязательно этому человеку и другим быть благочестивыми к своему отцу и бояться Аллаха в этом. И даже если отец нехорошо поступает по отношению к нему, следует ему делать дуа за своего отца, прося для него верного руководства и успеха в правильном. Следует обратиться к братьям отца, которые из числа добрых людей, или к другим, чтобы они сделали наставление его отцу, обращаясь хорошими словами, и перестал бы он быть жестким в отношении к нему и стал бы мягок. А что касается него, то он обязан угождать отцу, и не должно его хорошее поведение перед мамой ввести его в забытие относительно обязанности хорошего поведения перед отцом. Пусть же побоится Аллаха и хорошим образом выстраивает отношения с отцом. Сказал Великий и Величественный Аллах о сыне, оба родителя которого неверные: «…сопровождай их в этом мире по-доброму…» Сура «Лукман», аят 15. По-доброму. И это при том, что родители неверующие. А как же тогда если родители мусульмане? Пусть этот твой друг побоится Аллаха, раскается перед Ним в своих дурных поступках, пусть будет благочестив к своему отцу, хорошо себя ведет с ним, будет с ним мягок. Пусть просит у Аллаха для него успеха и верного руководства, пусть обратится за помощью к своим дядям со стороны отца, или к дядям со стороны мамы, или к друзьям отца, чтобы они сделали ему доброе наставление, чтобы стал он более дружелюбен к нему, и обращался с ним так как следует, по-доброму. Это со стороны помощи в благочестии и богобоязненности. И мы просим Аллаха о верном руководстве для всех.

Вопрос 13: Я девушка, у меня пятеро братьев, двое из них женаты. Я работаю учительницей. Из моих братьев некоторые работают, а некоторые учатся. Мой отец забирает всю мою зарплату и отдает братьям, которые тратят ее различным образом. Некоторые из них покупают книги, некоторые покупают личные вещи, кто-то из них женится за эти деньги, кто-то из них купил за эти деньги машину, а кто-то потратил деньги для того, чтобы достроить свой дом. Я работаю долгие годы, и я, из уважения к своему отцу и хорошего к нему отношения, не возражаю против того, что они потратили мои деньги. Я желаю только довольства родителей. Мой вопрос: можно ли отцу забирать все эти деньги, учитывая то, что я сильно устаю зарабатывая их. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем кто последовал его руководству. А затем:
Сказал благородный пророк в достоверном хадисе: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливыми между вашими детьми» . У твоего отца есть право брать что-то из твоей зарплаты, если он нуждается в этом для расходования на дом и неимущих детей. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине лучшее из того что вы едите то, что вы сами заработали, и так же ваши дети – то что вы сами заработали». Так же на слова мужчины: «О посланник Аллаха, мой отец растратил то, что принадлежит мне» , – ответил он, мир ему и благословение Аллаха: «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу» . Нет ничего плохого в том, что он возьмет из твоего имущества или имущества других своих детей то, в чем он нуждается. Это при условии, что при этом не будет вреда тебе или другим детям, у кого он возьмет что-либо из имущества. Пусть берет из твоего имущества столько, сколько не навредит тебе, и пусть берет из имущества других детей столько, сколько не навредит им, если у него нужда в расходах на себя, жену и малых неимущих детей. А что касается того, чтобы он брал твои деньги для растраты на других (не неимущих) детей, то это не разрешено, кроме как с твоего довольства, и кроме как если ты позволишь это по доброте душевной, разрешишь ему тратить на это – в таком случае нет в этом ничего плохого. Если же нет, то не разрешено для него это. И если он берет твои деньги для трат на себя и неимущих детей, на которых он обязан тратить, то нет в этом проблемы, и это не является несправедливостью. И если ты нуждаешься в чем-то, то твоя нужда на первом месте. Как например твоя нужда в покупке одежды, книг для учебы, или другие нужды. А то, что превышает твои нужды, то можно тратить твоему отцу на что ему нужно. Но не относится к этому то, чтобы он отдавал эти деньги другим детям на строительство дома и тому подобные цели, а относится к этому трата на то, на что вменено в обязанность тратить – на неимущих детей, нуждающихся в помощи от отца – в этом нет ничего плохого. И если ты ему разрешишь тратить всю свою зарплату так, как он пожелает, то нет в этом проблемы, вся хвала Аллаху.

Вопрос: Некоторые отцы убеждены, что хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу», – имеет абсолютное значение, и нет для него никаких ограничений. Что бы вы сказали им по этому поводу?

Ответ: В данном случае у ученых на первое место ставится ограничение, заключающееся в оставлении причинения вреда, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет причинения вреда и нет причинения вреда в ответ» . То есть шариатское правило в том, что не должен наносить вред один другому. Не должен вредить этот сын другому сыну и эта дочь другой дочери, но берут из их имущества исходя из того в чем нуждаются и при этом не наносят вреда. И если, допустим, у дочки есть свои маленькие дети, о которых некому заботиться, то не положено отцу брать что-то из ее имущества, что нанесет вред ей и ее детям, потребности ее и ее детей ставятся на первый план. И если она, например, нуждается в одежде, в книгах для занятий по ним и тому подобных вещах, то необходимо, чтобы оставлял он ей то, что даст ей покрыть свои нужды. Не должен забирать у нее все. Правило здесь: «Нет вреда и нет вреда в ответ». И необходимо, чтобы он оставлял ей столько, сколько ей достаточно для удоблетворения своих нужд. Забирать разрешается из того, что превышает сумму необходимую для покрытия ее нужд. И так же если это сын – оставляется ему, его жене и детям столько, сколько им будет достаточно. Необходимо избегать нанесения вреда.

Вопрос: Да воздаст вам Аллах добром, а как насчет того, если задающая вопрос пожелает потратить деньги на свою свадьбу, или на постройку мечети, или помочь кому-либо из нуждающихся – как в таком случае согласовывать эти затраты с затратами на отца?

Ответ: Права ее отца важнее мечети. И остальных подобных этому расходов.

Вопрос: А если, например, ее отец живет в достатке?

Ответ: Он берет у нее то, что выше ее нужд. И благочестие к родителям важнее строительства мечети. И так же ее потребности в одежде, еде, содержании детей – важнее затрат на отца. Но то, что у нее есть из того, что превышает ее нужды – ее отец может это брать и тратить на нужды свое. Таким образом мы объединяем вышеупомянутые хадисы.

Вопрос 14: Мой вопрос о событии, которое произошло со мной примерно полтора года назад. Я чуть не умираю от страха перед наказанием Аллаха. Надеюсь вы вынесете для меня решение, на самом ли деле я так грешна. Помогите мне и да поможет вам Аллах, и да блогословит то что вы делаете. Событие заключается в следующем: я любила свого отца, но между мной и ним стали возникать недопонимания в семейных делах. Несмотря на них я его любила и он меня. Но эти недопонимания привели к постоянным ежедневным разногласиям с отцом. И однажды отец заболел и попал в больницу. Когда он вышел оттуда, врач сказал маме, что отец не избавился от проблемы со здоровьем, потому что проблема в его волнении и нервах, и он может умереть, потому что не вынесет больше никакого нервного потрясения. Мама не рассказала нам об этом, и так прошло три месяца после его возвращения из больницы. Затем случилась проблема между нами, и это отвернуло его от меня. Так же в тот день у него были другие неприятности и от них у него случилось нервное потрясение. Он попал в больницу и умер. Скажите, виновата ли я, и что мне нужно сделать по Шариату?

Ответ: Ты ничем не обязана, потому что ты не желала причинить ему зло, и ты не знала о проблемах, о которых предупреждал врач. Если будет угодно Аллаху, нет на тебе ничего плохого. А проблемы случаются между людьми постоянно, невозможно избавиться от этого. И ты подобна в этом остальным людям, нет на тебе ничего, если будет угодно Аллаху. Нет никакого возмещения, потому что это обычные ситуации, случающиеся между людьми. Случаются между сыном и отцом, между братьями, между мужем и женой. Нет в этом ничего особого, если будет угодно Аллаху.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Хотелось бы сделать напоминание об очень важной теме, т.к. многие из мусульман до сих пор страдают таким недугом, как плохое отношение к родителям. Пусть нижеприведенные контексты станут причиной исправления и воспитания желающих стать лучше перед Всевышним Аллахом.

Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господь мой! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»» (аль-Исра 17: 23-24).

Имам ас-Судди в отношении слов: «не говори им: «уф!»», сказал: «И если Аллах запретил говорить родителям (даже) уф, то что можно сказать о чем-либо ином?!» См. «Тафсир ад-Дурруль-мансур» 9/289.

Имам Са’ид ибн Джубайр в отношении слов: «Преклоняй пред ними крыло смирения», сказал: «Будь покорным к своим родителям также, как раб покорен своему хозяину!» См. «Тафсир ад-Дурруль-мансур» 9/291.

От Абу Хурайры, Анаса, Джабира и других сподвижников сообщается: «Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимался на минбар, он сказал: «Амин! Амин! Амин!» Его спросили: «О посланник Аллаха! Почему ты сказал Амин?!» Он ответил: « Пришел ко мне ангел Джибриль и сказал: «О Мухаммад! Да будет унижен тот, при ком упомянуто имя твое, а он не попросил для тебя благословения. Скажи: «Амин!» И я сказал: «Амин!» Затем он сказал: «Да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц Рамадан. Скажи: «Амин!» И я сказал: «Амин!» Потом он сказал: «Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в Рай. Скажи: «Амин!» И я сказал: «Амин!» » ат-Тирмизи, аль-Хаким, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Сахих ат-таргъиб» 3/216, «Тахкыкъ Фатхуль-Маджид» 26.

Т.е. горе такому человеку, который по причине своей непочтительности к состарившимся родителям не заслужил Рая! См. «Файдуль-Къадир» 2/374.

Абдулла ибн Амр рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Довольство Аллаха при довольстве родителей, а гнев Его при гневе родителей» ат-Тирмизи 1899, Ибн Хиббан 2026. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 515.

От Абу Хурайры сообщается, что один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» «Твоя мать». Тот спросил: «А кто потом?» «Твоя мать». Тот спросил: «А кто потом?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». А когда тот человек снова спросил: «А кто потом?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твой отец». аль-Бухари 5971, Муслим 2548.

Также от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сын может отблагодарить отца (должным образом) лишь в том случае, если узнает, что тот попал в рабство, купит его и отпустит на свободу». Муслим 1510.

Экология сознания. Прежде чем упрекать кого либо в неуважительном отношении к родителям, узнай причину этого. Мысль возникла во время одного из занятий групповой психотерапии.

Прежде чем упрекать кого либо в неуважительном отношении к родителям, узнай причину этого.

Мысль возникла во время одного из занятий групповой психотерапии. Девушка 20 лет со слезами рассказала о тех издевательствах, которые обрушились на нее со стороны матери. Не буду описывать детали. Сбежала она в Ростов и стала жить у старшей сестры.

Мать потребовала, чтобы сестра выгнала ее из своего дома, в надежде, что она, оставшись без крова, вернется. Сестра не смогла ослушаться матери (а может быть, не хотела). Моя подопечная, тем не менее, домой не вернулась, сняла угол, что при ее заработках очень сильно ухудшило ее материальное положение.

Мать не успокоилась, продала дом, купила квартиру в Ростове и через общественные организации на работе моей подопечной добивалась того, чтобы дочь вернулась к ней. У моей подопечной развилась депрессия, она пыталась покончить с собой.

По совету друзей обратилась за помощью к нам. В конце рассказа он сказала, что ненавидит свою мать. Среди участников группы нашлась одна, которая стала ее стыдить.

Хочу заметить, что признаков психического заболевания у моей подопечной не было. Старшая сестра подтвердила ее рассказ. Я нашел, что у нее были все основания ненавидеть свою мать, ибо ее мать была женщиной, которая ее родила, но матерью в психологическом и социальном плане не стала.

Еще один пример.

Выпускница медицинского института собирается выйти замуж по любви, за военного, у которого есть перспективы быть отправленным служить на Дальний Восток. Мать препятствует этому браку. «Я жила для тебя, а ты меня бросаешь, Я этого не переживу». Как можно любить такую мать? Таких примеров можно привести огромное множество.

Женщины! Не обижайтесь, что я привел два примера не очень хороших матерей. Это литературный прием. По статистике не очень хороших отцов гораздо больше, чем не очень хороших матерей.

Итак: прежде чем упрекать кого либо в неуважительном отношении к родителям, узнай, что хорошего сделали родители данному человеку. Может быть, его ненависть к родителям имеет достаточное основание. опубликовано

Неуважение к родителям – это отвратительное, злополучное деяние. Оно недопустимо для сознательных, богобоязненных, благочестивых людей, следующих путём истины.

Никто так не отдалён от блага, как тот, кто проявляет непочтительность к родителям. Он ближе всех к наказанию. Зло постигает его раньше, чем кого бы то ни было.

Неуважение к родителям может выражаться в различных формах и поступках. Ниже описаны самые частые и распространённые деяния, каждое из которых является преступлением по отношению к родителям.

1. Доведение родителей до слез и печали своими словами, поступками, либо иным способом

2. Прикрикивание на них

3. Выражение своей раздраженности и отвращения из-за них

Аллах (всемогущ Он и велик!) приказал нам сторониться этого деяния. Многие люди, получив от родителей поручение, прежде чем выполнить его, произносят выражающие досаду возгласы, наподобие “эх” и “ох”.
Всевышний сказал: «и не говори им: “Уф!”» (Коран, 17: 23).

4. Нахмуренность и угрюмость в их присутствии

Некоторых людей можно увидеть радостными и улыбающимися, когда они присутствуют в общественной месте. Там они демонстрируют хороший нрав, употребляют самые приятные слова и рассказывают самые красивые истории. Однако, приходя домой и садясь рядом с родителями, они превращаются в сердитых львов, ни на что не обращают внимания. Их состояние меняется: пропадает их мягкость и снисходительность, а на смену приходят суровость, черствость и грубость.

Следующий стих хорошо подходит для описания такого человека:

Из людей тот, кто связан с дальним
Но несчастен от него самый близкий.

5. Недоброжелательный взгляд в их сторону

Посмотрев на родителей с пренебрежением либо задрав голову, человек совершает грех. Му’авия ибн Исхак сказал: «Не проявил уважение к родителю тот, кто посмотрел на него искоса».

6. Командование родителями

Пример тому: когда некто велит своей матери подмести дом, либо постирать одежду, либо приготовить еду. Особенно неприемлемо допускать подобное в отношении старой, либо слабой, либо больной матери.

Если же мать выполняет все эти дела добровольно, если ей самой нравится этим заниматься и при этом она обладает энергичностью и не подвержена слабости, то тогда в этом не будет ничего плохого. Однако обязательно нужно благодарить её и молиться за неё.

7. Неудовлетворённость едой, которую приготовила мать

Допуская подобное, человек совершает два греха. Первый грех – это порицание пищи, что не дозволено. Посланник (мир ему и благословение Аллаха!) никогда не критиковал еду. Если еда ему нравилась, он ел, не нравилась – не ел. Второй грех – это неприличие к матери и огорчение её.

8. Неоказание помощи матери в домашней работе: в уборке дома, приготовлении еды и т.п.

Некоторым сыновьям – да наставит их Аллах! – кажется, что помогая своей матери по дому, они причиняют ущерб своему мужскому достоинству.

Более того, есть и такие дочери, – да исправит их Аллах! – которые могут смотреть, как их мать трудится по дому, и при этом не оказывают ей никакой помощи. Они могут долго разговаривать по телефону со своими подругами, оставив без помощи свою мать, причиняя тем самым ей двойную обиду.

9. Отведение взора от них, когда они говорят

Сюда же относится: невнимание к родителям, перебивание их, отрицание правдивости их слов, оспаривание их слов, грубое возражение им и пререкание.

Такие поступки сильно принижают статус родителей и создают у них впечатление низости их положения.

10. Неприятие их мнения

Некоторые люди не советуются со своими родителями, не спрашивают у них разрешения ни в каких делах, даже когда решают жениться, либо развестись, либо поменять место жительства, либо когда хотят уйти с друзьями в какое-то место и т.п.

11. Вхождение к ним, не спрашивая разрешения

Чрезвычайно неприличный поступок. Может быть, родитель находится в таком состоянии, в каком он не рад, чтобы его кто-то увидел.

12. Создание проблем в их присутствии

Это могут быть скандалы и ссоры с братьями, либо с супругой, либо с детьми, либо с кем-то другим.
Существует категория людей, которым нравится ругать свою семью исключительно в присутствии своих родителей. Такое поведение, вне сомнения, причиняет досаду родителям и разрушает домашний уют.

13. Прилюдное порицание родителей и упоминание их недостатков

Есть люди, которые во всех своих жизненных неудачах видят вину только своих родителей. Они оправдывают самих себя тем, что родители ненадлежащим образом растили их, испортили им жизнь и разрушили их будущее. Эти жалобы они сопровождают всевозможными порицаниями и оскорблениями в адрес своих отцов и матерей.

14. Ругань и проклятия в адрес родителей

Даже если человек не оскорбит своих родителей прямо, но совершит нечто такое, из-за чего его родители будут подвергнуты проклятиям и оскорблениям со стороны других людей, то на него всё равно ляжет бремя этого греха. Например: если он оскорбит чьих-то родителей, а их дети в отместку станут поносить его родителей.

Передают со слов ‘Абудуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Один из тяжких грехов – это поношение своих родителей». Ему сказали: «А разве [возможно такое, чтобы] человек оскорбил своих родителей?». Он ответил: «Да. Когда он ругает отца другого человека, а тот [в ответ] ругает его отца. Либо когда он ругает мать другого, а тот [в ответ] ругает его мать» (аль-Бухари и Муслим ).


15. Хранение в доме дурных и пагубных вещей

Пример тому – те случаи, когда человек приносит в дом такие предметы, которые предназначены для развлечения и порока, что приводит к деградации его личности, а возможно даже и к деградации личностей его братьев и остальных домочадцев.

Нравственное разложение детей и семьи, несомненно, является горем и несчастьем для родителей.

16. Совершение дурных поступков на глазах у родителей

Например: курение в присутствие родителей; слушание музыки; пропуск обязательной молитвы по причине сна; отказ просыпаться, когда они будят; приглашение к себе домой плохих друзей. Всё это – свидетельство упрямого неуважения к родителям.

17. Порочение репутации родителей

Совершая дурные и низкие поступки, которыми человек пачкает свою честь, лишает себя порядочности, навлекает на себя позор, а возможно и приводит себя в тюрьму, он в то же время допускает непочтительность к родителям, ибо его преступные деяния, вне сомнения, причиняют им горе, печаль, унижение и позор.

18. Обременение родителей

Как в случае с тем, кто не погашает свои долги, либо грубо управляет автомашиной, либо плохо ведёт себя в школе, из-за чего беспокоят его родителей.

19. Длительное отсутствие дома

Этот поступок заставляет родителей тревожиться и бояться за своего ребёнка. К тому же им может понадобиться помощь и во время его отсутствия они не найдут того, кто бы им помог.

20. Отягощение их многочисленными просьбами

Есть люди, которые нагружают своих родителей множеством требований, даже если их родители ограничены в средствах. Можно увидеть, как сын надоедает своим родителям, требуя купить ему машину, либо женить его, либо дать новое жильё, либо выпрашивает у них много денег, чтобы проводить время со своими друзьями и сверстниками.

21. Предпочтение жены перед родителями

Некоторые люди в первую очередь слушаются своих жен, нежели родителей. Если жена потребует от такого мужа, чтобы он выгнал своих родителей, то он выгонит их, даже если его родителям негде жить.

Можно заметить, как некоторые сыновья чрезмерно демонстрируют перед родителями свою любовь к жене, и в то же время проявляют грубость к родителям и не соблюдают их права.

22. Отдалённость от них, когда они достигли старости или испытывают нужду

Некоторые дети, став взрослыми и получив профессию, обеспечивающую их достаточным заработком, отчуждаются от своих родителей и занимаются только собой.

23. Отрешение от них, нежелание упоминать их и причислять себя к ним

Это – одна из самых отвратительных форм неуважения к родителям. Некоторые дети, достигнув определённого социального статуса или заняв высокую должность, отрекаются от своих родителей и даже стыдятся того, что их родители, имеющие неприглядный вид, проживают в одном доме с ними. А если такого и спросят о них, то он может даже ответить, что это его прислуги.

Некоторые, стыдясь своих родителей, не допускают, чтобы их имена упоминали на свадьбах и мероприятиях. Поступая так, человек, несомненно, доказывает свою низость, глупость, ничтожность и бессердечие.
Великодушная и уважающая себя личность гордится своими корнями и происхождением. Благородный человек никогда не забывает оказанного ему добра.

Великодушные, обретя достаток, помнят
Тех, кто вырастил их в суровом жилище.

24. Битьё родителей

Такое деяние может совершить только скверный и бессердечный человек, лишенный чувства милости и стыда. Нет в нём ни приличия, не собственного достоинства, ни доблести.

25. Помещение родителей в приюты для престарелых

Данный поступок – это предел отвратительности и подлости. Он настолько ужасен, что тело покрывается мурашками и встают дыбом волосы. Кто совершил это преступление, в том нет вообще никакого блага.

26. Прекращение отношений с родителями, по причине того, что они совершают грехи, а также не проявление добра к ним из-за этого и не увещевание их

Это – ошибка и абсурд. Уважение к родителям обязательно, даже если они являются неверующими, не говоря уже о том, если они мусульмане и просто допускают некоторые грехи.

27. Жадность и чрезмерная экономия по отношению к ним

Есть люди, которые скупятся на нужды своих родителей и всячески избегают расходов на них. Случается даже, что родителей постигает нужда, а дети не придают этому значения и ничего не предпринимают.

28. Попрекание родителей своими благодеяниями

Существуют и те, кто хорошо ведёт себя со своими родителями. Однако впоследствии они сами же уничтожают свою добродетель тем, что позволяют себе попрекать своих родителей, напоминая им о своих благодеяниях по отношению к ним.

29. Воровство у родителей

В этом деянии есть два преступления: воровство и неуважение к родителям.

Один из способов воровства – это вероломство по отношению к родителям. Как, например, когда кто-то берёт взаймы у своих родителей и при этом заранее не собирается возвращать долг.

30. Стенание и выражение своих страданий в их присутствии

Это одна из самых скрытых форм неуважения к родителям. Родители, особенно мать, испытывают тревогу из-за неприятностей своего ребёнка, ощущают боль по причине его боли, а возможно даже ощущают на себе его боль сильнее, чем он сам.

31. Эмиграция вдаль от родителей без их разрешения и без крайней необходимости

Некоторые сыновья не осознают последствия проживания вдали от родителей. Они стремятся покинуть страну и отдалиться от родителей без их разрешения и без надобности. Могут, например, уехать в другой город, чтобы получить образование, тогда как такое же образование можно получить в том городе, где живут его родители. Кто-то вообще уезжает без причины.

Они не понимают, что из-за их отдалённости сердца родителей наполняются скорбью и тоской. А ведь может случиться, что кто-то из его родителей умрёт в то время, когда он самовольно находится вдали от них. В этом случае ему не удастся исполнить свой долг по отношению к родителям.

Вместе с тем, нет ничего дурного в том, чтобы отправиться в далёкую поездку, если на то имеется необходимость и разрешение родителей.

32. Желание их скорейшей смерти

Некоторые дети мечтают, чтобы их родители поскорее умерли, дабы получить их наследство, если родители богаты, или для того, чтобы избавиться от них, если они бедны и больны, либо же чтобы спастись от их контроля и надзора и иметь возможность продолжать жить в грехе и невежестве.

Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамад

«Почитать отца и мать» - всем известная заповедь. И как нелегко ее исполнить в повседневной жизни!… Когда мама настойчиво опекает уже взрослого сына; папа «пилит» дочь за то, что не там работает и не с теми дружит; дети не дают себе труд выслушать родителей или лишний раз помочь им по хозяйству - некогда…

О том, как сделать шаги в сторону улучшения отношений с родителями и почему это очень важно - «Фома» беседует с психологом-консультантом, заместителем генерального директора психологической службы «Семейное благо» Глебом Слобиным.

Почему «Отцы и дети»?

- Глеб Валерьевич, говорят, что взаимоотношения с родителями влияют на всю жизнь человека - на его собственную семью, взаимоотношения на работе
и т. д. Почему эти отношения так значимы?

Понимаете, мы рождаемся не «чистым листом». Родители дают нам жизнь и вместе с ней конкретные индивидуально-психологические особенности, передают накопленное ими культурное и духовное наследство. Господь Бог установил определенный порядок: муж с женой рождают детей и воспитывают их. И то, что у нас именно эти родители, а не другие - факт, который нужно принять как часть своей жизни.

И поэтому почитание родителей - вытекающая из этого факта обязанность и одновременно нравственно-психологическая задача. Необходимо учиться почитать их не за прекрасные качества, а просто по факту своего рождения от них. Зачастую люди исходят из того, легко ли им общаться с родителями или нет: если легко - можно их почитать, если тяжело - то можно не общаться или обижаться на них, ссориться, упрекать. Нет! Мать и отец - те люди, с которыми нам принципиально важно выстроить гармоничные отношения, важно и для соблюдения Заповеди Божией, и для родителей, и для себя самих.

- Иначе - что?..

Иначе, я думаю, человек не сможет быть полностью счастливым.

Родители являются звеном, соединяющим нас с предыдущими поколениями. И конфликты с ними, осуждение их, неприятие мешает нам прочувствовать эту принадлежность к роду, а значит - осмыслить жизнь как целое; лишает переживания сопричастности, может вызвать переживание своего одиночества, ненужности, оставленности.

Старые обиды

Частая почва для отчуждения - обиды из детства: «Со мной были слишком строги, меня не любили»; «Меня слишком опекали»; «Папа был деспотичным»; «Мама не разрешила мне заниматься тем, к чему я тянулся». Как преодолеть такие вещи?

Давайте для начала осознаем, что с духовной точки зрения такие слова- это ропот. Ропот на Бога. Иными словами, человек говорит: «Господи, Ты плохо промыслил обо мне. Дал мне не таких родителей, вот поэтому я сейчас хуже, чем мог бы быть. Но в этом нет никакой моей ответственности!» И к ропоту присоединяются саможаление и самооправдание. Это вредит человеку, лишая его возможности что-либо изменить в своей жизни. И создает почву для отчуждения от родителей.

- А просто время такие обиды не лечит?

Нет. Обида затягивает человека, как омут, она может, наоборот, набрать силу, превратиться в греховный навык: ты привыкаешь обвинять окружающих и в этом получать удовлетворение и выгоду - зачем, мол, что-то исправлять, раз дело не во мне, а в родителях?

Состояние обиды - довольно опасное и непродуктивное: человек внутренне пассивен, он находится в плену у переживаний мнимой несправедливости, жалости к себе, злости по отношению к другим. И на самом деле пытается уйти от ответственности за свою жизнь, за самого себя.

- Каков выход?

Здесь единственный выход - разбираться с самим собой, принять обстоятельства своей жизни как свершившийся факт, смириться с ним и тем самым перейти в активную внутреннюю позицию творца своей жизни.

Может быть, действительно тебе что-то недодали в детстве. Но у тебя есть жизнь, есть руки, ноги, голова: как ты их используешь? На что направляешь? Какие цели перед собой ставишь? Это уже не родительские руки-ноги-голова, они твои, принадлежат тебе. Значит, ответственность лежит на тебе.

Поэтому человек может посмотреть на себя и сказать: «На сегодняшний день я именно такой. Что я могу сейчас сделать с этим? Хочу ли я что-то делать?» Я бы советовал строже к себе отнестись, задать себе эти вопросы, найти ответы, но не сидеть сиднем, не отпускать ситуацию на самотек. Время-то не стоит на месте, как бы не опоздать…

Есть популярный сегодня способ: мысленно заново проживать неприятную, обидную ситуацию… На Ваш взгляд, это допустимый прием?

Мне вспомнился один случай, который описывал митрополит Сурожский Антоний (Блум): к нему пришла пожилая дама, страдавшая бессонницей. Когда она ложилась спать, в ее памяти всплывали разные неприятные ситуации из прошлого. И Владыка дал такой совет: «Когда в Вашей памяти всплывает та или иная ситуация, задайте себе вопрос: если бы это сейчас повторилось, как бы я поступила?» И она стала так делать. Это был момент внутреннего покаяния, переоценки прошлого, насколько я понимаю. Она говорила: «Да, здесь я повела бы себя не так; я бы таких слов не произнесла». И постепенно эти воспоминания перестали ее мучить.

Так что - да, такой прием возможен. Но! Принципиальный момент здесь - это собственное покаяние, поиск своей ответственности в той ситуации в прошлом! Не просто пассивно вспоминать ее, а сменить критерии ее оценки, поменять отношение к участвующим в ней людям.

Иначе получится маниловщина: «Ах, вот если бы они тогда мне…, тогда бы я сейчас…». Очень важен трезвый, самокритический настрой. Задача человека - не изменить прошлое, не забыть его, а увидеть, отыскать смысл в тех ситуациях многолетней давности, на которые он жалуется; примириться с прошлым, принять его как часть своей жизни и двигаться по ней дальше. Это помогает обрести внутреннюю целостность и гармонию.

- Но ведь тут речь идет не о твоих ошибках…

Допустим, но спросим самих себя: разве я сейчас в своей жизни не совершаю ошибок, разве я всегда поступаю справедливо и по совести? Раз я обижаюсь, может быть, и моим родителям тоже можно «свалить» ответственность за их ошибки в моем воспитании на своих маму и папу, а тем на своих, и так до Адама включительно? Разве это перекладывание ответственности что-то меняет в моей жизни?

Раз уж я прощаю себе свое несовершенство, свои промахи, то, по совести, надо бы примириться и с несовершенством родителей.

Немало конфликтов связано с тем, что уже взрослые дети и их родители не сходятся во мнениях на то, как им, детям, следует жить. Насколько значимым для взрослых детей должно быть мнение родителей?

Заповедь нам говорит о почитании, а не о беспрекословном подчинении. Но в ситуации, когда ваши мнения расходятся, мне кажется, на первый план выходит вопрос уважения к родителям. Если они настаивают на своем: «Я же тебе дурного не посоветую!», лучше сказать вежливо, спокойно, но твердо: «Спасибо вам большое, я понял вашу точку зрения. Но вы же воспитали меня самостоятельным человеком, дайте мне подумать и принять свое решение». Главное - не нужно отмахиваться от мнения родителей, резко их обрывать, выказывать пренебрежение к их жизненному опыту и желанию помочь. И если мы все же поступили по-своему, лучше поставить их об этом в известность. Даже если они расстроятся, это будет меньшим злом, чем обида за то, что ими пренебрегают.

Бывает обратная ситуация: человек вырос, но по-прежнему излишне зависит от мнения родителей, в итоге постоянно старается заслужить их одобрение…

Это говорит о том, что человек в бо льшей степени, чем необходимо для взрослого, ощущает себя ребенком, которому требуется одобрение родителя. Нужно разобраться с причинами такой зависимости и повзрослеть. Причиной могут быть переживания собственного бессилия, незащищенности, отвержения, убеждения «я нехороший» или «родителей нельзя огорчать», которые тянутся из детства. И тут человеку желательно с кем-то, может быть, с психологом, со священником, поразмышлять: почему мне трудно настоять на своем при общении с родителями? Что происходит во мне, когда мы спорим? Что я могу потерять, если все-таки сделаю по-своему? На какие качества внутри себя я могу опереться, принимая сложное решение?

А как такому человеку реагировать, когда родители постоянно сравнивают его с теми, кто достиг большего в жизни?

Это очень болезненная ситуация. Такие сравнения подрывают у ребенка чувство своей уникальности и уверенности в родительской любви. Получается, что в глазах самых близких людей ты сам по себе не очень важен, важны твои достижения.

Я думаю, в такой ситуации нужно внутренне поставить «стеночку», отгородиться от таких сравнений и оценок. Перевести фокус внимания на самого себя, задать себе вопросы: «Что я хочу сделать в своей жизни? Какие цели я перед собой ставлю? Какие вещи имеют для меня значение, а какие не имеют?». Взрослый человек руководствуется здесь уже не чьим-то мнением, а своей совестью. А совесть может сказать: «Ты - не он (она). Ты не должен своей жизнью оправдывать ожидания родителей. Если ты сделал все, что мог в той или иной ситуации, то к оценкам других людей можешь прислушиваться вполуха».

- Известная формула «все познается в сравнении» - здесь не работает?

Если уж сравнивать - то сравнивать себя с самим собой вчерашним.

Кроме того, у верующего человека есть своя система сравнений: он сравнивает себя со Спасителем, в первую очередь, с тем Человеком, Которым явил себя Спаситель, - идеальным Человеком. Так что когда появляется внутренняя духовная система координат, человек становится свободнее от оценок социального окружения, социальных стандартов и стереотипов. Он не отрывается совсем от них, не старается нарочито пренебрегать ими, а становится именно свободнее, «хвалу и клевету приемля равнодушно…»

Эта «стеночка», о которой Вы говорите, означает, что в родительско-детских отношениях полной открытости не будет? Это нормально?

Думаю, да, нормально. Абсолютной открытости, такой, как в супружестве или дружбе, как мне кажется, в отношениях с родителями быть не может, потому что в них есть определенное неравенство, иерархичность. Родители - это те, кто дал нам жизнь, они всегда идут по жизненному пути впереди нас. Будь мы хоть семи пядей во лбу и с тремя дипломами о высшем образовании, мы для них все равно дети. С другой стороны, есть аспекты родительских отношений, которые даже взрослым детям знать не полезно. Поэтому здесь другая форма открытости.

Недолюбленный

Бывает, родители безответственно относятся к своим детям, мало занимаются ими. Как преодолевать эту пропасть в отношениях, когда человек уже взрослый?

Это зависит скорее от того, как себя ощущает этот уже выросший ребенок. С одной стороны, у него может быть обида и желание все-таки почувствовать доброе отношение со стороны родителей к себе, и он будет пытаться «заслужить» ее, а с другой - он может привыкнуть к тому, что от них нет внимания и поддержки, и начать искать этой поддержки от других людей.

- И это нормально?

Эту ситуацию трудно считать нормальной. Но и «заслуживать» внимание и любовь не стоит - навязываться не нужно. Скорее всего, это ни к чему хорошему не приведет. А вот делать какие-то шаги навстречу родителям - стоит попробовать. Хотя наверняка это будет достаточно болезненно: у человека есть неизжитое переживание разрыва отношений, потери любви, пренебрежения собой, и когда во взрослой жизни он делает шаги навстречу родителям, то психологически снова погружается в эту болезненную ситуацию. Ведь если родители в детстве не уделяли достаточного внимания ребенку, не факт, что они осознали это. Вполне возможно, они считают, что раз сын или дочь выросли «не хуже других», то значит, они не самые плохие родители и делали все правильно. А это именно та позиция, которая больше всего ранит «недолюбленного» ребенка, ведь он на себе чувствует ее неправоту.

И чтобы попытаться что-то изменить, нужно заручиться духовной или психологической поддержкой, поскольку выстраивание отношений - дело не быстрое. И, главное, четко ответить себе на вопросы: «Для чего мне это надо? Чего я жду?», чтобы не обманываться нереальными ожиданиями и не сталкиваться с повторными разочарованиями.

- Если он решает, что ему это нужно - что дальше?..

Следующий шаг - подробно нарисовать себе разные варианты ожидаемого результата. «Чего я жду - что мама попросит у меня прощения, раскается в своем невнимании, и у нас будет все прекрасно? Или будут вполне приятельские отношения и не более того?» Нужно испытать свое сердце, и своим уже взрослым разумом отнестись к своим ожиданиям достаточно критически. Ведь, повторюсь, родители вполне могут не чувствовать «недолюбленности» своего ребенка.

Далее - сказать себе следующее: «Несмотря ни на что, я сделаю все, что возможно, ради того, чтобы какие-то отношения у нас состоялись». Надо быть готовым к тому, что твои усилия - разговоры, может быть, откровения, попытки сделать отношения с родителями более сердечными - не будут встречать понимания. Может быть даже реакция обиды, дескать, ты не ценишь то, что мы для тебя сделали. И нужно быть готовым это принять, не разочароваться, не впасть в уныние.

Опять же, тут нужна поддержка. Ведь это тяжело. Но такими усилиями человек, во-первых, может изжить свою травму, а во-вторых, может стать мудрее и сильнее. В любом случае, внакладе он не останется.

Самостоятельность и гиперопека

Распространенная ситуация - чрезмерная опека или вообще любое положение, при котором взрослый человек не может до конца повзрослеть. Многие психологи настаивают на том, что взрослые дети должны жить отдельно от родителей. Насколько это верно?

Это во многом зависит от того, насколько дети готовы к взрослой жизни и насколько родители здраво мыслят и согласны с тем, что их ребенок вырос. Вопрос ведь не в том, где и с кем живет человек. Вопрос в том, могут ли родители и уже выросший ребенок построить отношения на более высоком уровне независимости, самостоятельности и ответственности. Это не так просто.

- Почему? Разве это не естественно?

Наши родители достаточно часто - сколько бы нам ни было лет - воспринимают нас как детей. И, в общем, это полбеды. Но у выросших детей ведь тоже есть такой соблазн: в каких-то сложных жизненных ситуациях (или не очень сложных) становиться в позицию ребенка. Получается, как развлекаться, куда-то ехать - так мы взрослые, а как гладить рубашки, стирать вещи, убирать за собой, отдавать часть денег на ведение домашнего хозяйства - так мы дети! Этого соблазна трудно избежать, когда ты живешь вместе с родителями. Особенно когда заботливая мама предлагает: «Да ладно, доченька (или сынок), давай-ка я приготовлю (куплю, поглажу, уберу) - мне не сложно!».

И получается, что такая самостоятельность весьма однобока.

Поэтому, может быть, в некоторых случаях на время можно съехать, пожить одному, попробовать, что это такое - это будет полезно и родителям, и самому взрослому молодому человеку.

- А если нет такой возможности, как делать шаги в сторону самостоятельности?

Нужно чаще брать на себя ответственность: проявлять заботу, звонить, узнавать, что нужно купить, делать что-то по дому и так далее. В общем, проявлять активность и инициативу. Это, мне кажется, принципиально важный момент.

Синдром опустевшего гнезда

- Ребенку легче приспособиться к самостоятельной жизни, чем родителям - к тому, что он вырос?

Да, думаю, что для родителей сильнее соблазн оставить все «как прежде». Во-первых, все-таки во многом современные родители часто забывают, что цель воспитания парадоксальна - сделать так, чтобы ребенок перестал в нас нуждаться, стал зрелым, способным создать свою собственную семью; чтобы мы, родители, как некие подпорки, перестали ему быть нужны; чтобы наши отношения перешли на более высокий уровень - дружеский; чтобы в конце концов уже взрослые дети проявляли заботу о своих постаревших родителях.

Во-вторых, родителям очень непросто отвыкнуть от своей опекающей роли, которую они исполняли 20 с лишним лет. Зачастую получается, что единственное чадо, в кого вложены огромные силы, время, сердце - уходит, отрывается, начинает жить своей жизнью, и у родителей возникает вопрос: «А кто я теперь? Чем заполнить свою жизнь?» Этот отрыв выросшего ребенка может стать очень болезненным для них. Поэтому им зачастую хочется быть подпоркой, задержать человека в его детскости. А это никому не идет на пользу.

- Можно ли в этой ситуации просто честно, открыто поговорить?

Можно. И даже нужно. Но не нужно ожидать, что от разговора что-то принципиально изменится. Дело в том, что родители ведут себя тем или иным образом не потому, что они не понимают чего-то. Вопрос в их способности управлять собой, своей жизнью и своим внутренним состоянием. Ведь нужно перестроить свою жизнь, найти новые цели. Вот это сложно.

- А как помочь родителям в этом?

Как и в любой другой ситуации, начинать нужно с себя.

Во-первых, здесь важно, чтобы наше поведение в глазах наших родителей было серьезным, ответственным. Чтобы они видели, что мы ставим определенные цели, учимся или работаем, преодолеваем трудности и пр. Тем самым мы помогаем им снизить тревогу за нас. Во-вторых, уже выросшие дети могут помочь родителям осуществить желания, интересы, мечты, которые у тех есть, помочь им найти какие-то занятия по душе.

Есть в психологии понятие «синдром опустевшего гнезда»: когда дети становятся взрослыми, родители имеют возможность по-новому - не через ребенка - посмотреть друг на друга и заново выстроить свои отношения. «Кто мы сейчас друг для друга? Были мама и папа. А теперь?» На этот период приходится немало разводов, потому что люди отвыкли общаться как друзья, как любящие люди.

И наша «взрослость» может проявляться здесь как раз в том, чтоб помочь родителям по-новому себя увидеть, увидеть возможности жизни, а не только быт, суету. Общих рекомендаций нет. Но мало сказать: «У тебя куча времени, иди куда хочешь» или «Есть социальный центр, иди туда!» Проблема, может быть, в том, что родитель и не хочет никуда идти, он так привык жить по схеме «дом, работа, дом», что жизненный горизонт сузился до маленького коридора. Важно, чтобы у нас нашлось и терпение, и милосердие к нашим родителям, важно понудить себя приложить усилия, чтобы эти рамки раздвинуть: искать, узнавать, идти куда-то вместе.

Потому что мы, взрослея, входим в силу, наши родители умаляются во всех смыслах. И наша задача - подставить им плечо, чтобы они не чувствовали свою беспомощность и бессилие.

Выход на пенсию

- Похожий вызов - выход родителей на пенсию. Как этот переход смягчить?

Это совершенно новый жизненный этап. Меняется все! И часто наши родители не справляются в первую очередь с чувством собственной ненужности. В советском прошлом господствовала идея полезности человека: если ты полезен для общества, твоя жизнь имеет смысл, если нет, ты не нужен. В своей работе я часто сталкиваюсь с таким отношением к себе у людей старшего возраста.

И не надо отмахиваться от этих переживаний! «Да прекрати, не выдумывай, ты не бесполезен!» или: «Представь себе, я давно мечтаю выспаться, а ты вот теперь можешь спать сколько угодно!» Даже если нам кажется, что проблемы надуманные, надо снизойти к этой субъективной правде наших родителей, которые выпали из привычного им ритма жизни и страдают от этого.

- Что делать, как себя вести?

Во-первых, очень важно проявить внимание и терпение, и показать: вы - дорогие мои мама и папа, вы нужны, просто потому, что вы есть.

- А как это показать?

Вниманием! Просто почаще звонить, рассказывать о своих делах, расспросить, как у них дела, что-нибудь подарить, просто так, без повода. Зрелому человеку, как правило, есть что рассказать - если у нас есть желание послушать. Ведь это тоже история нашей семьи, история нашего рода, и интерес к этому как раз показывает, что твои родные тебе нужны. Важно вырваться один-два раза в неделю из нашей повседневной суеты, побыть с нашими близкими, заехать, позвонить.

И, во-вторых, опять же нужно постараться вместе с родителями найти для них новое поле занятости. Самое главное, чтобы новоиспеченный пенсионер не чувствовал себя одиноким перед этими жизненными трудностями.

Молодые люди, как правило, очень заняты своей собственной жизнью. Кроме заповеди, где бы Вы посоветовали искать мотивацию, чтобы уделять больше времени родителям?

Если вам не хватает мотивации, осознайте, что проявляя внимание, ухаживая за родителем, вы возвращаете долг: мама и папа когда-то меняли ваши пеленки, ночами не спали, растили вас, терпели и болезни, и выходки. Теперь вы просто поменялись ролями. И чем старше мама и папа, чем больше у них немощей - тем это очевидней.

Хотите, чтобы в своей старости вы не остались одинокими? Ухаживайте за своими родителями! А для верующего человека, мне кажется, это должно быть радостью - возможность послужить, помочь, поддержать. И об этом можно говорить вслух: «Мамочка-папочка, вы не обуза, вы мне нужны! Мне радостно, что я могу вам помочь, поухаживать, рассказать вам что-то, куда-то с вами съездить». И это будет очень приятно для наших родителей, порой остро ощущающих себя немощными или неинтересными для своих выросших детей.