Про Внимательное отношение к людям ()

В школе, где я работаю, есть класс, в который учителя идут работать с не очень радостным настроением. В этом классе учится 30 ребят. А мы знаем, что сейчас много детей гиперактивных, очень шустрых, подвижных, а ещё.. не очень воспитанных. И среди этих 30-ти есть шесть-семь именно таких учащихся. И не удивительно, что часто на уроке они являются нарушителями дисциплины. Одни ребята их поддерживают, другие - стараются навести порядок в классе, успокаивая разгулявшихся. В итоге - общий шум, состоящий из тридцати голосов. И нужен большой запас знаний, терпения, понимания, чтобы подобрать ключики к каждому ребёнку. Ведь учителю важно, чтобы все тридцать знали, что такое существительное, как правильно раскрыть скобки или где находится Тихий океан.

Вот тут и помогает внимательное, уважительное отношение к ребёнку. Отношение не как к воспитуемому, а как к личности. К личности, которая в некоторых вопросах может предложить мудрое решение. Например, в школе при организации выборов президента один из кандидатов в президенты предложил выбрать «лидера, а не президента», потому что «всё равно все вместе работать будем, у кого время есть, тот и делает дело, а лидер координирует работу». Ведь верно мыслит человек. В школе основная работа - учеба. А навык общественной деятельности в школьные годы получают те, кто хочет помогать учителям в учебно-воспитательном процессе. И в этом процессе на разных этапах, в разных мероприятиях лидером может стать каждый.
Так и в этом классе: при внимательном знакомстве с ребятами обнаружились их слабые и сильные стороны. Одного нужно поддержать похвалой, другого простить за невыученный урок, третьему рассказать, что замечания делает учитель для его блага, что за замечание нужно говорить «спасибо», третий при работе над стихотворением быстро находил рифму, значит, ему дать задание - написать стихотворение, о маме, например. И тогда каждый ребёнок чувствует себя нужным учителю, он старается быть лучше, ему стыдно не выполнить задание. Одному из ребят (не очень дисциплинированному) было поручено каждый день перед занятиями проверять у группы детей наличие в тетрадях письменных домашних заданий. Однажды учитель выясняет, что проверяющий сам не выполнил дома работу. Учитель простил, с условием, что так больше не повторится. Окрылённый ребёнок снова занялся проверкой тетрадей одноклассников. Такая ситуация повторилась ещё дважды, но учитель терпеливо выслушивал причину, с пониманием разрешал работать дальше. Сейчас парень и сам выполняет все домашние задания и других держит под контролем.
Наши дети - это отражение своих родителей. Важно и родителям помогать наладить контакт со своим ребёнком. Когда пришла мама одной из девочек этого класса и сказала, что она в школе была «двоечницей», поэтому и у ребенка проблемы, учитель был удивлён. У девочки с обучением проблем не было - ребёнок смышленый, проблемы с дисциплиной. И когда мама стала приводить девочку в школу, чтобы не опаздывала, когда мама не стала лениться хотя бы просматривать наличие домашних заданий, девочка стала намного жизнерадостней, у неё стало меньше агрессии, к ней потянулись одноклассники.
Где-то я прочитала, что, если человек за компьютером проводит ежедневно 2.5 часа, то при средней продолжительности жизни в 70 лет, мы потратим на компьютер 6 лет жизни. А при соцопросе родителей на вопрос «Сколько времени вы уделяете общению со своим ребёнком?» был получен ответ: в среднем около 30-40 минут в день. Думаю, комментарии излишни.
Очень важно, чтобы наши дети чувствовали наше внимание, чувствовали заинтересованность взрослого человека в его жизни. Не только в обучении, а в жизни. Чтобы отношение к маленькому человеку было как отношение к личности, имеющей свои интересы, своё понимание текущего момента. Тогда каждая минута общения с ребёнком, и на уроке и вне урока, будет приносить только радость.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

М. Аврелий

К сожалению, стоит признать, что в наши дни очень большое количество людей страдают недостатком такого важного качества как внимательность. Человек может быть наделен в полной мере другими положительными качествами, но, если при этом он не внимателен, это может если не перечеркнуть, то в значительной степени уменьшить возможность человека реализоваться в полной мере. О необходимости развивать внимательность говорят психологи, преподаватели, различные бизнес тренеры. Из этого можно сделать вывод о том, что внимательность как качество необходимо нам практически в любой сфере жизни.

А насколько внимательным являетесь Вы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, какого человека можно назвать внимательным. Внимательность может проявляться на двух уровнях. Первый это непосредственное восприятие получаемой информации и способность не пропускать ни одной детали. Внимательный человек никогда не пройдет мимо так называемых «мелочей», которые все остальные вполне могут посчитать «не существенными». Такая способность позволяет принимать правильные решения, поскольку учитывается максимальное число деталей. И это касается не только работы или учебы, но также вполне относится и к нашему быту. Те, кто внимательно изучают ценники в магазинах, в то время как остальные просто проходят мимо, точно знают, что и где нужно покупать и как при этом сэкономить. Ну, а то, что внимательность необходима для того, чтобы достигнуть значительных успехов в учебе или на работе, даже не стоит говорить.

Существует также еще один уровень взаимодействия с миром, где наличие внимательности с Вашей стороны, способно сослужить хорошую службу. Речь идет о взаимоотношении с окружающими. В этом смысле внимательным можно назвать человека, проявляющего внимание к окружающим, чуткого и отзывчивого. Внимательный мужчина всегда откроет дверь подъезда перед дамой, или поможет старушке перейти дорогу, заметив, что он не решается это сделать самостоятельно. Конечно, люди особенно ценят подобное к себе отношение, поэтому внимательный человек пользуется особенным признанием окружающих. Как видно, внимательность весьма полезное качество и его нужно развивать в себе. Мы можем дать несколько советов о том, как следует это делать.

Прежде всего, взявшись за какое-нибудь дело, старайтесь не отвлекаться . Сосредоточьтесь на том, чем Вы заняты. В этом случае Вы сможете заметить гораздо больше полезных деталей.

Не торопитесь. Как известно спешка нужна только при ловле блох. Любое дело нужно выполнять спокойно и не спеша. В этом состоянии Вы совершенно точно не пропустите какого-нибудь важного момента, а значит, учтете все детали.

Тренируйте наблюдательность . Старайтесь, например, по пути на работу, запоминать как можно больше разных мелочей вокруг. Как был одет прохожий, с каким номером проехала машина и т.п. Понятно, что Вам эти знания , возможно, совсем не нужны, но зато Вы научитесь обращать внимание на мелочи, которые в дальнейшем могут оказаться существенными.

Развивайте память . Для того, чтобы запомнить те самые «мелкие детали», нужно обладать хорошей памятью. Поэтому учите больше стихов наизусть, или выучите еще один иностранный язык. Это поможет развитию памяти.

Старайтесь давать своему мыслительному аппарату достаточный отдых. Отмечено, что если человек, например, недостаточно высыпается, это может привести к существенной потере внимательности из-за того, что пропадает способность концентрироваться . Поэтому, спите и отдыхайте столько, сколько того требует Ваш организм.

Что же касается развития внимательности к окружающим людям, то здесь нужно научиться в первую очередь проявлять к ним живой интерес. Если Вы видите, что можете помочь – сделайте это. Ваша способность самостоятельно замечать то, что человеку нужна помощь и будет расценена окружающими как внимательность. Кроме того, всегда можно поинтересоваться у человека, нужна ли ему Ваша помощь, это тоже проявление внимательности.

Насколько внимательным в быту и к окружающим являетесь Вы? Всегда ли Вы замечаете, что кому-то нужна помощь? Внимательны ли Вы к мелочам? Поделитесь с нами своим мнением, мы разместим его на нашем сайте.


Это означает переход на определённый уровень развития, когда внимания уже хватает не только на себя любимого, и нельзя уже просто забить на какие-то вещи на которые раньше было плевать. Также, это означает развитие мозгов, так как уже можно представить себе, как действия и поступки отразятся в будущем, способность идти путём наименьшего вреда, наибольшей пользы и моральной истины.

23/08/03, talebetka
Карнеги и Веллера следует сжечь в первом попавшемся мусорном контейнере, они тут не причем. Все написанное ими на эту тему очевидно, и было известно людям со времен царя гороха. Если уж внимательность – то она должна быть искренняя, своя, без книжных подсказок. Даже и не знаю, что способствует такой. Видимо, какое то внутреннее желание, уважение, может хорошее воспитание. Кстати бескорыстное внимание – большая редкость. Тот же Карнеги учит быть внимательным лишь с той целью, чтобы получить внимание в ответ.

23/08/03, talebetka
И почему я должна согласиться, с тем, что внимание к людям завсегда обусловлено корыстными побуждениями? 0 – отсюда вытекает утверждение, что все люди эгоисты. Может и так, в каждом человеческом поступке при желании и сноровке видится эгоизм. Некоторые настолько в этом видении натренировались, что разубедить их невозможно. (пагубное влияние книжек. Хе-хе.) 1 - Да, прописные истины, которые знакомы всем, только далеко не все им - истинам, следуют. Потому что не всегда это удобно, нужно, выгодно, просто, и прочее. Где эти люди, где эти люди.. Там же, где люди, которые прочли Карнеги. Есть ли у тебя гарантии того, что хотя бы 30% людей, которые показались тебе внимательными штудировали Карнеги? 2 – ой, тут сказывается пагубное влияние литературы. «Ах, я сделал доброе дело. Какой я молодец, какой я значительный» мозг подает сигнал, организм радуется полчаса, или час, или 2.. так ли? Хе-хе. 3 – не буду больше потреблять пафосных фраз, пункт 3 повторяет пункт 0.

25/08/03, Brom
Человек, по природе своей, требует внимания к своей персоне. Поэтому и относиться к людям надо соответствующе, с вниманием (и пониманием, конечно): каждый час справляйтесь о здоровье близких (они проникнутся вашей заботой), ночью (как можно чаще) звоните друзьям и ненавязчиво интересуйтесь, все ли спокойно и крепок ли сон (после получения утвердительного ответа облегченно вздыхайте и желайте спокойной ночи), созывайте коллективные(!) собрания для решения проблем в личной жизни одного из товарищей, помогайте другим абсолютно ВО ВСЕМ, особенно(!)тогда, когда этого никто не просит (это только из вежливости, не сомневайтесь), настоятельно давайте другим советы и смело требуйте следовать им, и, наконец запомните: КАЖДЫЙ оценит ваше внимание, когда вы устроите приятелю сюрприз в виде непредвиденного визита в гости (яркий пример для подражания - Винни Пух) - уж поверьте мне!

25/08/03, Nафаня
Не знаю.. Наверное, здорово,когда сквозь бешеные ритмы жизни кто-то помнит о тебе,о твоих проблемах. Внимательное-значит чуткое, то есть, скажем, когда тебе хреново, внимательный чел не будет сидеть и зудеть:"Бедный ты,бедный!Как я тебя понимаю!Вот у меня на прошлой неделе..",он поймёт,что такой базар тебе сейчас не нужен,и просто посидит рядом и подержит за руку. И-хорошо.

06/05/04, Обиженная Sporty
Люблю, когда ко мне, в частности, внимательно относятся, особенно в гостях, когда я стесняюсь:)

11/12/08, идиосинкразия
Наблюдение, изучение, подмечание огрехов, обнаружение слабых мест и всего могущего быть использованным против них в дальнейшем - тоже внимание. Внимательность необходима для максимально адекватного их свойствам взаимодействия, обороны себя и непричинения лишнего вреда другим. По крайней мере, для стремления ко всему этому, коль скоро в абсолюте оно невозможно.

16/12/09, Нобунага
Всем нужно внимание, забота... Только не все обращают на это внимание))

Внимательность как качество личности – способность избирательно направленно и сосредоточенно фокусировать сознание на своём внутреннем мире, на каком-нибудь человеке, внешнем объекте, явлении или деятельности; умение внимательно слушать другого человека, резонируя с его сознанием.

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: - Пожалуйста, внимательно осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказал: - Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов!!! Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер… Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы! Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты проявляешь невнимательность — ищешь и находишь только плохое и не обращаешь внимания на все хорошее! - Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеяться на лучшее, то подвергну себя риску разочарования! - Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь внимательным ко всему положительному!

Когда у человека вырабатывается привычка внимательно прислушиваться к голосу собственного разума, души и совести, когда его поведение находится под внимательным надзором разума, когда он внимателен к желаниям и намерениям окружающих, когда он замечает мельчайшие перемены во внешней обстановке, можно смело диагностировать внимательность как его проявленное качество личности. Счастливый обладатель этого качества чётче и осознаннее видит мир, предвосхищает проблемные ситуации и поэтому более адекватно на них реагирует. Внимательность в паре с наблюдательностью делает человека способным к обучению. Внимательность — замечательный ученик, готовый слушать и слышать учителя. Круг ее интересов, как правило, на порядок выше, чем у невнимательности.

У обладателя внимательности хорошо развито непроизвольное внимание и способность к концентрации и сосредоточенности. Даже занимаясь нелюбимым делом, внимательный человек мгновенно мобилизует произвольное внимание, сосредоточивается и основательно и усердно выполняет свои обязанности. Есть такая притча. Почувствовал лев, что сильно постарел и не может больше добывать себе пищу охотой. Стал он голодать. И тогда решился на хитрость. Он забрался в пещеру и притворился больным. Услышали животные про болезнь льва и стали приходить к нему. А лев, как только они заходили в пещеру, хватал их и съедал. Решила прийти проведать льва и лиса. Но она не вошла к нему в пещеру, а остановилась у входа. - Как здоровье, царь зверей? - спросила она. - Добро пожаловать, лиса, добро пожаловать, сестрёнка-лисичка! Хорошо, что ты пришла. Я так соскучился по тебе. Но почему же ты не входишь? - сказал лев. И ответила лиса: - Я не вхожу потому, что в пещеру идёт много следов, а чтобы обратно они выходили, не вижу.

Внимательность – качество личности, как правило, характерное для выдающихся ученых, писателей, художников, изобретателей. Знаменитый естествоиспытатель Чарлз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». То же самое мог сказать о себе и И.П. Павлов, внимательно следивший за всеми опытами в своих лабораториях. Поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили. Большой внимательностью к окружающему обладали писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, К. Г. Паустовский и другие. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.

Например, Чехов «предсказал», что из Рахманинова выйдет «большой человек». С Рахманиновым Чехов познакомился в Ялте. Рахманинов был аккомпаниатором на концертах Шаляпина. Позже Рахманинов с гордостью вспоминал, как на одном из первых концертов к нему подошел Чехов сказал: «Из Вас, молодой человек, выйдет большой человек». В ответ Рахманинов удивился такому предположению, Чехов же объяснил свое «предсказание» просто – «это написано на вашем лице». Необыкновенная внимательность и наблюдательность Чехова, его внимание к деталям, без которых не могло бы быть его литературы, находили отражение и в повседневной жизни. Например, К.С. Станиславский вспоминал такой случай: «Однажды ко мне в уборную зашёл один близкий мне человек, очень жизнерадостный, весёлый, считавшийся в обществе немножко беспутным. Антон Павлович всё время очень пристально смотрел на него и сидел с серьёзным лицом молча, не вмешиваясь в нашу беседу. Когда господин ушёл, Антон Павлович в течение вечера неоднократно подходил ко мне и задавал всевозможные вопросы по поводу этого господина. Когда я стал спрашивать о причине такого внимания к нему, Антон Павлович мне сказал: – Послушайте, он же самоубийца. Такое соединение мне показалось очень смешным. Я с изумлением вспомнил об этом через несколько лет, когда узнал, что человек этот действительно отравился».

Внимательность напрямую причастна к «круговороту счастья в природе». Внимательность в отношениях принимает формы осторожности и сосредоточенности. Мужчина знакомится с женщиной. В конфетно-цветочный период отношений он сама внимательность и предупредительность. На внимательность его побуждает ожидание наслаждений. Воодушевленный будущим счастьем, он очень осторожно и внимательно ведет себя с женщиной. После близких отношений, внимательность как-то чахнет, наступает расслабленность, мужчина становится невнимательным и неосторожным. Счастье разворачивается и уходит из отношений. Тут он хватается за голову, сокрушаясь и виня себя в невнимательности. Счастью хочется верить в эти слова раскаяния, и оно, будучи великодушным, возвращается. Проходит время, мужчина опять расслабляется, и счастье покидает его дом. Так, происходит круговорот счастья в природе. Поэтому сохранение отношений – это сохранение внимательности. В этом секрет прочной и дружной семьи. В.О. Рузов говорит: «Нужно вешать на квартире молодожёнов плакат: «Будь внимателен и осторожен в ближайшие 30 лет!» А дальше ещё внимательнее и осторожнее. А улучшение отношений – это более внимательное отношение к человеку, и более осторожное. Вот формула отношений. Очень простая. Не сложная. Не нужно институты психологии заканчивать. Вот вся формула отношений в двух словах. Не нужно знать ничего другого: ни бихевиоризм, ничего остального. Ни Фрейда изучать не надо с его психическими отклонениями. Не надо. Вот достаточно эти два слова знать. Всё. Все психологические проблемы решены в этом случае. Человек понимает, в чём проблема и он понимает метод решения. В этом принцип».

Или другой пример. Человек покупает машину. Сначала он внимателен и осторожен, буквально пылинки сдувает со своего приобретения. Проходит неделя, и внимательность сменяется расслабленностью, которую изгоняет дэпээсник или поцелуй со столбом. После штрафов или больницы он опять сама внимательность.

Внимательность не распространяется на всё вокруг. У нее тоннельное, направленное видение мира. В межличностных отношениях внимательность может остановить свой зоркий взгляд на желаниях и намерениях другого человека, сопоставить их со своими нравственными устоями, а затем проявить внимательность к человеку в форме чуткости, сострадания, заботливости и отзывчивости. Невнимательный человек получает ярлыки «черствость», «эгоистичность», «невоспитанность», «холодность» и «безучастность», а всё потому, что мимо его сознания проходят состояния, нужды и потребности окружающих.

Внимательность – очень практичное качество личности, помогающее человеку в самых сложных и небезопасных ситуациях. В связке с разумностью она проходит с первого раза преподнесенные жизнью уроки, не наступая в сотый раз на «грабли» жизни. Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались. Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра. - Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт? - Как не знать! - Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые… - Это ещё зачем? - Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил! - Куда ж ты смотрел? - «Куда, куда»… Зазевался - и всё тут… Свали деревцо! - Жалко валить. Оно полянку украшает. - А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо! - Не хочу. - Что тебе, трудно, что ли? - Не трудно, но не стану. - Почему? - А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь! - А ты пенёк выкорчуй! - Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь! - Почему? - Потому, что ты Осёл! - сказал Бобр.

Петр Ковалев