Духовное воспитание современной молодежи. А. полезные знакомства. Б. личные качества

.

Проблемы духовности молодежи
в современном мире

Священник Евгений Яганов,
настоятель Богородице-Рождественского храма
п. Аблакетка


Нас волнуют сейчас два основных вопроса. Первый: духовность молодежи, принявшей православие. И второй: нравственное состояние всей молодежи в целом.
Первый вопрос предполагает раскрытие его в аспектах общем и частном. Т.е. состояние духовности, пути и способы передачи духовности той части молодежи, которая приняла крещение в Православных храмах, которую мы сами крестим (общий аспект). И индивидуальная работа с личностью, в частности молодого человека, которая желает соприкоснуться с понятием православная духовность (частный аспект).
Второй вопрос - методы передачи основ духовности молодежи, не считающей себя православной, не принявшей крещение, возможность воспитания среди нее нравственности. Работа по «осолению» загнивающей безнравственности.
А так же в связи с этим освящение основ духовности и выявление причин безнравственности.
Как частные вопросы: развитие творческих способностей детей, определение понятия здорового образа жизни, привитие навыков здорового образа жизни, общественно-полезного труда. Воспитание патриотизма, гражданственности, миролюбивости, единства.
Чтобы начать говорить о духовности, необходимо определить значение самого слова «духовность».
Духовность - это не религиозность в ее формальном, обрядовом, понимании. Это не ритуальность. Духовность - это неформальное видение. Не в смысле неординарного видения. Это умение видеть содержание за формой.
Духовность - это высшая деятельность души. С точки зрения верующего, это еще устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.
По рассуждению прп. Максима Исповедника, духовное делание блистает способами осуществления добродетелей. Т.е, это мудрость, видение, в чем заключено добро, добродетель. И работа мысли по осуществлению добродетели. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11).
В христианском понимании «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому поиск добра, осуществление добродетелей отождествляется с познанием Бога. В этом смысле открытие основ нравственности людям, в частности молодым людям и детям, для православного человека является миссионерством. Но оно не должно ассоциироваться с формальной стороной дела, и не должно быть понуждаемо к этим формам. Которые лишь помогают опосредованно стяжать различные добродетели. Необходимо помнить слова Господа: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф.12:34,35). От устроения сердца зависит, вынесет ли доброе из доброго сокровища или вынесет злое из злого сокровища человек. Задача православного человека видится в личном преображении, чтобы личным опытом помочь воспринять, где эти сокровища, ценности, а что малоценно. И что можно, а что не полезно «выносить» из них.
В означенном виде, духовность - это деятельность, которая впоследствии может стать свободным, без принуждения - качеством. Поэтому научение основам духовности - нравственности, и больше - высоконравственности, есть совместная деятельность. В нашем случае, по отношению к молодежи, вне зависимости ее национальной или религиозной принадлежности. Это совместное, единое сотрудничество всех заинтересованных в добром воспитании молодежи и детей - Церкви, власти, родителей, субъектов образования по всем уровням, всем нам, ревнующим о духовном здоровье нашего народа, будущего и настоящего нашей страны.
В каком состоянии духовность нашего народа, нашей молодежи? Исходя из изложенной концепции понятия «духовность», к сожалению, это состояние можно охарактеризовать, как бездуховность. Потворство своим страстям, нетерпение лишений, алкоголизм, наркомания, культивируемое насилие, нравственная распущенность, всепоглощающее стремление к роскоши и комфорту - вот характеристика бездуховности современности.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании»
i говорится, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является единство обучения и воспитания.
Воспитание в светском понимании - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой информации, религиозные институты, общественные организации и др.ii
К этому хотелось бы добавить, что слово «воспитание» однокоренное со словом питать, что гораздо правильнее. По мнению великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит, способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной. «Воспитание», «образование», «возделывание», «развитие» - это переводы латинского слова cultura, которое происходит от слова cultus - «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры.iii
«В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом; это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Но так как назначение человека на земле понимается различными людьми не одинаково, то и цель воспитания определяется различным образом. По учению Спасителя, воспитание есть необходимое следствие божественного происхождения души человека: душа должна быть развиваема, потому что она по своему высокому происхождению в высшей степени достойна развития, и оставлять ее в темноте и невежестве есть тяжкий грех. Отсюда проистекает обязательное воспитание детей родителями, духовенством и всеми лицами власть имеющими, а также и полное равенство прав на воспитание всех людей, без различия полов, племен и состояний… Характер воспитания зависит в значительной степени от идеала, который ставит себе воспитатель; но следует иметь в виду, что идеал этот не может быть избран совершенно произвольно, так как на воспитание ребенка имеют влияние многие посторонние факторы. Прежде всего, идеал воспитания ограничивается свойствами человеческого организма, его наследственными задатками и окружающей природой: все это оказывает столь сильное влияние на ребенка, что воспитателю трудно бороться против этих условий, и он должен сообразовать с ними идеал воспитания. Затем церковь или религиозная община, к которой принадлежит семья ребенка, принимает также значительное участие в воспитании, на которое оказывают несомненное влияние и национальность, и социальные условия. Наконец и более тесная среда, сословие, общество, родня и т. д. также многое обуславливают при воспитании ребенка и стесняют произвол воспитателя и школы. Таким образом, воспитание человека оказывается делом очень сложным, зависящим от многих условий... Если принять во внимание все вышеизложенные условия, то окажется, что кратко и в нескольких словах невозможно определить цель воспитания, как это делают многие из писателей-педагогов. Идеал воспитания должен быть точно определен со многих разнообразных сторон. Во-первых, следует отделить физическое воспитание от душевного и составить себе ясное понятие о нормально развитом человеке, которого можно поставить идеалом для физического воспитания ребенка. При этом главными вспомогательными науками для педагога являются физиология и гигиена. Во-вторых, следует определить нравственный идеал, до которого воспитание должно довести ребенка. Наконец, в-третьих, должен быть определен умственный идеал, до которого следует довести ребенка. Это есть наименее определенный идеал, и он больше других зависит от этнографических, социальных и других условий. Интересующиеся этим вопросом могут найти более подробные указания в предисловии к сочинению К.Д. Ушинского: «Человек, как предмет воспитания». В этом предисловии указывается, что вопросы о воспитании не могут быть решаемы, как часто думают, основываясь на житейских соображениях и без предварительной подготовки; для того, чтобы решать их с пользой для молодого поколения, необходимо изучить педагогику и науки, на которых она основывается, т. е. этику, физиологию и психологию. iv
У светской школы и Церкви разграничения по целям на обучение и воспитание. Школа больший приоритет отдает обучению, Церковь - воспитанию. Питание предполагает наличие пищи. Пища духовная - это умозрения и слова. Т.е. очень важно, что рассматривает ум, к чему он тяготеет и тянется, какие образы запечатлевает в себе. И чем он питает себя словесно, чем наполняет себя, чем пользуется при составлении образов, а так же при общении. Вот этим всем и характеризуется духовность или бездуховность.
Говоря о нравственности, мы подразумеваем сложившийся уклад, обычай души отзываться или не отвечать на побуждение к добру.
Исходя из вышеизложенного, наша общая задача по отношению к молодежи видится в ориентировании их душ, прежде всего ума, на такую деятельность, которая бы служила в приобретении тех положительных навыков, которые бы устремляли личность к поиску истинного добра, общего блага. Умение отличить добро от зла и деятельное побуждение к этому добру и будем обозначать добрым нравом. А наивысшее умение в этом - высоконравственностью.
Где же взять эту истинную пищу для души, где этот клад? Церковная духовность выражается в древней духовной традиции Православия и добротолюбия, выражается и содержится в традиции иконописания и церковных песнопений, благочестия, старчества и подвижничества отечественных святых, в творениях Святых Отцов, Учителей Церкви. Сейчас нужна заполняемость Церкви умами, чтобы они могли вскрыть хранящуюся Премудрость в Церкви и передать ее другим. Молодые умы лучше всего могли бы с этой задачей справиться.
К сожалению, в нашей обыденности души, приходящие в храм, более интересуются формальными вопросами «сколько», «куда». А не глубинными «почему» и «как лучше» - и это опять же тема нравственности.
Еще немаловажное для нас осознание и правильное понимание, что же такое Православие? Сейчас нецерковные, да и во многом крещеные, люди понимают это слово формально. Т.е., как некое собрание верующих, которые исполняют какие-то формальные требования своей ортодоксальной догматичности - совершают, регулярные походы в храм, придерживаются определенных диет, исполняют прочие требования своих правил. Если высказываются какие-либо претензии: «Ну, а что же церковь-то, куда смотрит?» Это, как правило, обращаются к священникам. И к бабушкам, которых принимают за служителей церкви. На них весь церковный круг обычно и заканчивается. Кто же пришел в храм покреститься, прикупить свечей и прочее, желают, чтобы вышеозначенная «церковь» их достойно и качественно обслужила. А не то «уйдем в другой храм», пугают. На этом все Православие обычно и заканчивается. Для нас понятия Православие и благочестие должны стать синонимами не по внешности, но по духу. Честь, как понятие «нравственное устроение», должна стать благо-честием. Нечестивых и грешных (1 Тим. 1, 9, 10) - эти понятия можно различить так: первые (нечестивцы) - нарушители заповедей к Богу, которые страха Божия не имеют и ничего священного не чтут; а вторые (грешники) - нарушители всех других заповедей в отношении к себе самим и ближним. (Словарь Дьяченко: еп. Феофан). Т.е., согрешающим против себя и ближних легче исправиться, чем попирающих все святое.
Говоря о проблемах духовности, нужно заметить, что слово «проблема» (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - это вопрос, требующий изучения, разрешения. Какие видятся задачи, сопряженные с духовностью, для их разрешения?
Необходимо совместить понятия современность и духовность, социализация и вера. Надо раскрыть молодежи, что значит быть современным человеком и высоко духовным одновременно. Современным и православным. Необходимо направить душу к обретению истинного смысла жизни и поиска своего места в этом мире. Вместе со светской системой образования возможно полнее определить роль и содействовать Церкви влиять на духовно-нравственное становление молодежи. Одна из основных задач Церкви - осмысление современным мышлением и понимание святоотеческого учения нашей Святой апостольской Церкви. Всемерная помощь в сохранении душевной чистоты и обретении благочестивой веры. Поиск современного пути к вере. Помощь в превозможении и преодолении искушений, которые приходят через вседозволенность печати, телевидения, ориентирующую на нравственную распущенность. Пособление детям на деле применить те уроки нравственности и душевной чистоты, о которых он узнает в храме или воскресной школе, затем на практике дома, в школе, на улице, вообще, там, где нет атмосферы духовности, а наоборот, неблагоприятная среда. Прививание ребенку душевной стойкости против страстей и соблазнов, особенно, если в семье он одинок и не находит духовной поддержки. Помощь душе ребенка и подростка в становлении личности, в укреплении и стойкости в духовном плане. Вовлечение молодых родителей в воспитательный процесс.
Решению этих задач помогут определение правильных духовных ориентиров. Правильная оценка духовных ценностей. Воспитание доверия к святой Церкви и ее учению. Нельзя стремиться к духовности, принимая христианство совершенно внешне и корыстно. Наша духовность погружена в материальный быт. Современное собрание крещеных людей поклоняется обрядоверию. У нас, зачастую, бытовое и внешнеобрядовое понимание христианства. Строим храмы, а быт языческий. Происходит абсолютизация и обожествление телесно-относительного. Крепнет религия плоти, а не духа - религиозный материализм. Но между христианством и материализмом та маленькая разница, что христианство требует отдавать свое, а материализм требует брать чужое.
Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие молодежи выделено в приоритет для гражданского становления и социальной самореализации молодежи в государственной молодежной политике. Духовное и физическое здоровье молодежи названо стратегическим капиталом страны и важным фактором ее современного развития. Формирование нравственных и духовных ценностей подростков и молодежи должно основываться на изучении и пропаганде мировых и национальных культурных ценностей. На формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи существенно влияют средства массовой информации, особенно электронные. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Ограничение пропаганды культа силы, рекламы сигарет и спиртных напитков - одна из первоочередных задач государства в деле духовного и физического оздоровления молодого поколения.
Усилия средств массовой информации, прогрессивной интеллигенции, направленность воспитательного процесса в целом должны способствовать созданию в обществе благоприятной среды, при которой престижными будут такие личностные качества, как порядочность, достоинство, патриотизм, профессионализм, уважение к старшим, осознание ответственности за себя и близких.
Приобщение молодежи к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого нашей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе должны сформировать у молодого поколения чувство гордости за нашу общую Родину - Республику Казахстан.
Усилия государства направлены на разработку государственных и региональных программ по развитию физической культуры и спорта, формированию нравственных и духовных ценностей, здорового образа жизни. Важным направлением в деле духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи является ограждение ее от отрицательного влияния религиозного экстремизма, фанатизма. В этих целях необходимо создание защитных механизмов от проникновения в молодежную среду экстремистско-религиозных взглядов
v. Все эти приоритеты и направления государственной политики не только не противоречат православному мышлению, но им и являются.
А значит, нужно искать пути совместных решений этих задач. Вопрос взаимовыгодного сотрудничества с государственными учреждениями, в том числе учреждениями образования, должен решаться по-деловому посредством заключения договора на основе существующих законов, где определяются рамки компетенций, цели сотрудничества, законность.


Примечания:
i От 27.07.2007 N 319-3.
ii Большая Советская Энциклопедия.
iii Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
iv Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. К. Сент-Илер.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24291/Воспитание
v О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 августа 1999 года № 73. ("Казахстанская правда" от 28.09.99 г. № 231)

  • Вперёд >

Клишина М.В. к.ф.н., профессор кафедры СР и СПД, Оспан А.К, Ю-32

КЭУК (Караганда, Казахстан)

На сегодняшний день остро стоит вопрос о проблеме формирования мировоззрения молодежи. Ценности нынешней молодёжи могут ускорить развитие общества, или наоборот, могут затормозить его. Поэтому необходимо изучить ценностные представления молодёжи.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день есть много проблем, связанных с моральными установками молодёжи, проблемы с формированием ценностей. Остро стоят вопросы о духовности молодёжи.

Что же такое ценности? Для одних людей ценности – это результаты материальной или духовной деятельности, для других – это какие-либо идеалы, цели и представления. Можно сказать, что ценности – это какие-либо значимые установки в жизни человека. К ценностям в жизни человека можно отнести: материальные блага, справедливость, жизнь, здоровье, семья, общение, красота, знания и т.д

Ценностные предпочтения формируют взгляды людей, их отношение к окружающей действительности. На них могут влиять самые различные факторы: семья, друзья, какие либо предметы, необходимые для удовлетворения духовных потребностей (например газеты, книги и т.д) .

Ценностные предпочтения формируются с процессом осмысления человеком окружающей обстановки. Он решает для себя, что является правильным и неправильным, справедливым и несправедливым, переживает различные явления, происходящие в его жизни, задумывается о смысле жизни .

Для большинства людей (в частности, для молодёжи) основными ценностями всегда являлись: семья, счастье, здоровье, мир и процветание, равноправие во всех сферах. К сожалению, сейчас ценностные установки начинают меняться и на первое место все более выдвигаются материальные блага (например, деньги), а все остальное, включая семью и здоровье отходит на второй план. Для молодых людей важное место сейчас занимают материальные ценности, а не духовные. Если раньше молодёжь помимо семьи выдвигала на первый план такие ценности как здоровье, дружба, развитие, то сейчас это – успех, стремление к материальному благополучию.

Бывает и так, что молодых людей не интересует ничего из вышеперечисленного. Им все равно, что сейчас происходит в мире, их ничего не волнует и не беспокоит. Это куда серьезнее. Можно сказать, происходит духовная деградация. Есть и другая проблема. В условиях духовного кризиса молодые люди испытывают некую дизориентацию. Они неспособны четко осознавать действительность, и при таком состоянии молодёжь подвержена воздействию множества негативных факторов.

Рост негативной тенденции в духовной сфере молодёжи (в большей части среди подростков) может также объясняться воспитанием в семье, а точнее недостатком такового. Не каждая семья может достойно воспитать своих детей и все это сказывается позднее. Также на формирование взглядов и предпочтений очень сильно влияет СМИ, в частности телевидение. Молодежь зачастую принимает за истину все то, что демонстрирует телевидение. Все перечисленные факторы дурно влияют на молодёжь и их ценностные установки. Все это способствует росту преступности, шовинизма, формированию каких-либо радикальных взглядов .

Один из факторов, влияющих на ценностные установки молодёжи - религиозный фактор. К сожалению, в силу неокрепшего сознания и сильной восприимчивости молодёжи, они очень часто подпадают под влияние религиозной пропаганды. Молодёжь в процессе своего умственного и морального развития, проходят социальный и гражданский этапы взросления. Именно на этих этапах, когда у молодого человека происходит формирование жизненных принципов и ориентиров, когда происходит социализация в обществе, молодые люди особенно сильно подвергаются влиянию радикальных идей со стороны идеологов экстремизма и терроризма.

Эти субъекты, пользуясь психической неустойчивостью, несформировавшимся сознанием молодёжи, можно сказать “промывают мозги” молодым людям. В итоге молодёжь вливается в ряды террористических и экстремистских группировок. Для людей, подвергшихся такому влиянию наиболее сильно, нет таких установок и ценностей как у подавляющей части населения. У них другие приоритеты и взгляды. Они считают своим приоритетом – свое понимание религии, а главной задачей – распространение и продвижение своих идей любыми способами.

Духовный кризис в нынешней обстановке в целом проявляется в том, что происходит разложение моральных и нравственных установок, молодёжь становится либо полностью безразличной к окружающей действительности, либо придерживаются тех взглядов, которые полностью противоположны нравственности (т.е. придерживаются каких-либо установок, которые противоречат понятию гуманности).

К сожалению, примером может послужить факт, что многие молодые люди подвергаясь влиянию со стороны экстремистских группировок, бросая все, включая свою семью и друзей, вступают в эти самые группировки, а многие из них становятся террористами.

Чтобы избежать таких последствий необходимо вовлекать молодёжь в общественную жизнь страны, проводить какую-либо просветительскую работу с ними, оказывать моральную поддержку. Семье и близким друзьям молодых людей стоит проявлять больше внимания, ведь зачастую бывает и так, что недостаток внимания оказывается одним из тех факторов, которые дурно влияют на ценностные установки молодежи. Особенности экономики в рыночных условиях такие, что коренным образом необходимо пересматривать:

Систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

Культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;

Интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать главной задачей любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни .Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности.

Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании цивилизованного осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть существующие условия жизнедеятельности. .

Подводя итоги, можно выделить следующие проблемы, влияющие на молодёжь:

Приоритет (т.е. первостепенное значение) материальных ценностей перед духовными;

Безразличие молодёжи к окружающей действительности, к различным общественным проблемам. Их апатия (т.е. нежелание принимать какие-либо решения или совершать действия для развития общества, или для их собственного развития);

Дезориентация молодёжи;

Подверженность чужому влиянию по причине несформировавшейся и неокрепшей психики;

Недостаток внимания.

Всё это сказывается на психо-эмоциальном состоянии молодых людей, оказывает влияние на их дальнейшие поступки и действия. В зависимости от всех этих факторов, молодые люди принимают определённые решения, которые могут определить их дальнейшую жизнь. Поэтому следует обратить внимание на то, как происходит формирование тех или иных взглядов и убеждений молодёжи.

Изучение проблем ценностных предпочтений молодежи, их нравственных и моральных установок необходимо в связи с нарастающей девиантностью молодёжи в последнее время. Подобное исследование поможет выяснить причины морального разложения молодёжи, и возможно предотвратить нежелательные последствия, связанные с этим разложением.

Библиографический указатель:

1.А.В Петров Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. 28 . 09. 2008

2.Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. СОЦИС 4 . 04. 2007 №4

3. Канагатова А.М. О современной молодежи Казахстана. 25. 08. 2010

4.Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 2011. 5 СОЦИС: 24 . 12. 2010 год

5.Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, №2 2001, с. 87-92, 22 . 04. 2013

6.Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

УДК 316.7 (574)

РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Клишина М.В., к.ф.н., профессор, Кинсфатер А.С., гр. Ю-22

КЭУК, Караганда, Казахстан

В качестве структурообразующей основы культуры, религии, искусства выступают различные «ментальные» элементы: ценности (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П.А. Сорокин), символы (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский), мифы (А.Ф. Лосев), картины мира (В.С. Степин),скрипты (Р. Харре, К. Герген), идеалы (В.Е. Давидович, В.П. Бранский). Однако, для постижения сути любой культуры недостаточно знать, из каких частей она состоит, важно понять, каковы принципы их взаимодействия и, соответственно, результаты системного взаимодействия – т.е. какова та или иная культура как целостность.

Понимание исторического взаимодействия религии и искусства во многом зависит от интерпретации их генезиса. Вопрос о соотношении религии и искусства и мере как их взаимодействия так и воздействия на людей в условиях современной десекуляризации приобретает все большую актульность. Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для теории, так и для практики формирования культуры межконфессионального общения.

Чтобы понять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение. Вот почему проблема соотношения искусства и религии необходимо включает в себя и вопрос об их истоках, их происхождении, их соотношении на самых ранних этапах развития человечества.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Религия выполняет множество ролей в обществе и воздействует на умы всех слоев населения. Искусство тесно связано с религией, и также оказывает огромное воздействие на умы и души. Однако его вектор воздействия может быть неоднозначным. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства идеи могут проникнуть в самые различные слои населения.

Взаимодействие различных форм общественного сознания на протяжении истории было обусловлено многими объективными обстоятельствами. Оно определялось, в частности, тем, насколько вычленилась, специализировалась та человеческая деятельность, которая специфична для каждой из исследуемых форм сознания, насколько она получила свое институциональное закрепление в определенных социальных учреждениях и организациях.

Поскольку в первобытном обществе такой специализации еще не произошло (или она была в зародыше), исследователи сомневаются, можно ли говорить о взаимодействии в ту эпоху искусства и религии как сформировавшихся форм сознания, существующих отдельно одна от другой. Скорее здесь речь может идти лишь о взаимодействии отдельных элементов или сторон единого, целостного (и в этом смысле - синкретического) образования, именуемого духовной жизнью первобытного общества. Практически это означало, что эстетическая и религиозная деятельность людей еще не «разошлись», не обособились и реализовались в системе целостного мифологически-обрядового комплекса.

Однако из факта древнейшей нерасчлененности эстетической и религиозной (культовой) деятельности не следует вывод, что один из этих видов деятельности возник из другого, один породил другой, что социальные потребности, породившие зачатки искусства и религии, были не только отличны, но в определенном смысле даже противоположны.

В последующие исторические эпохи в классовом обществе взаимодействие форм общественного сознания в значительной мере определялось их внутренним содержанием, т. е. содержанием той деятельности, которая была специфична для определенного вида духовного производства. В этой связи тесное взаимопроникновение, подчас даже слияние искусства и религии на протяжении длительного исторического периода, особенно в эпоху средневековья, объясняется в значительной мере некоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности, искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя при этом принципиальных, коренных различий между ними. Образный, чувственно-наглядный характер религиозных мифов важен для понимания специфики религии и выявляет некоторые важные особенности происхождения и эволюции веры в сверхъестественное.

Для того чтобы сверхъестественная сущность стала предметом поклонения масс, ее необходимо представить в чувственно-конкретной, образной форме, которая чаще всего объективирована в определенных культовых объектах (фетиш, скульптурное изображение бога, икона и т. п.). Эта форма может быть зооморфной, или терраморфной (на ранних этапах развития религии), или позднее - антропоморфной, но во всех случаях люди поклоняются лишь богу или духу, который предстает перед ними в наглядном облике. Лишь богословы, на определенном этапе развития той или иной религии, создают абстрактные определения и формулы для обозначения божества.

«Практически-духовное» освоение мира в искусстве и религии отличается от теоретического, научного его освоения и в том плане, что первое всегда включает в себя субъективное отношение человека к миру, в то время как в структуру самого научного знания субъективный элемент не входит .

И в сфере искусства, и в религии чрезвычайно важную роль играет человеческая фантазия. Художественное творчество невозможно без фантазии, без воображения.

Возникновение и развитие религиозных представлений и верований также невозможно без деятельности человеческой фантазии. Уже в простейших (и наиболее древних) формах религиозных верований, например в магии, отчетливо заметна роль фантазии. Совершая магическое действие, первобытный человек связывает в своем сознании это действие с определенным, желательным для него результатом. В его сознании устанавливается вымышленная, фантастическая связь между двумя явлениями.

В последующем, в ходе дальнейшего исторического развития религии, люди начинают создавать фантастические образы сверхъестественных существ, наделенных сознанием и волей, духов, богов.

Главным признаком всякой религии является вера в сверхъестественное, т. е. вера в реальное существование созданных человеческой фантазией существ, свойств и отношений. Итак, фантазия - необходимый элемент как искусства, так и религии. Д.И. Писарев писал, что существует мечта, которая возбуждает в человеке его активность, ведет его вперед, к достижению реальных целей, мобилизует его чувства и волю. И есть мечта иного рода, расслабляющая человека, уводящая его в сторону от реальной действительности, отупляющая его сознание .

Художественная фантазия по своей природе принадлежит к фантазии первого вида. Она способствует более глубокому и полному постижению действительности, реальных человеческих характеров и социальных отношений. Даже тогда, когда образы искусства сугубо фантастичны, т. е. изображают такие существа и события, которых не было и быть не могло (например, фантастические образы народных сказок, былин и т. п.), эти образы не рассматриваются в рамках искусства как нечто реально существующее, а выступают лишь как особый художественный способ отображения реальных людей, их отношений, характеров, поведения. Известный немецкий философ материалист Людвиг Фейербах по этому поводу писал: ,...искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные" .

Религиозная фантазия не просто создает вымышленные, иллюзорные образы и представления, она обязательно включает в себя веру в реальность этих фантастических образов. Вне веры в реальность сверхъестественных образов религия невозможна. При этом следует учитывать, что религиозный человек верит не только в реальность бога (или иных сверхъестественных существ), он верит в то, что бог якобы может повлиять на его жизнь, на его судьбу в реальном или в иллюзорном,потустороннем" мире. Поэтому он в свою очередь пытается воздействовать на сверхъестественное с помощью особых действий, которые первоначально носили магический характер, а впоследствии оказались направлены на то, чтобы „умилостивить" божество, вымолить у него избавление от страданий и лишений. На этой основе возникает религиозный культ как система особых действий, которые, по убеждению верующих, могут и должны повлиять на сверхъестественное. Следовательно, религиозная фантазия не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям. Ничего подобного нет в сфере искусства.

В процессе исторического развития происходит нередко перемещение одних и тех же образов и мифов из сферы религии в сферу искусства. Так, например, древнегреческие мифы были в свое время важным элементом религии древних эллинов, впоследствии же превратились в художественные произведения, популярность которых сохранилась до наших дней.

Общие моменты, свойственные искусству и религии, не исчерпываются чувственно-наглядным, образным отображением действительности и особой ролью в них фантазии, воображения. И художественное освоение действительности в искусстве, и религиозное отношение к миру невозможны без человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Таким образом, как эстетическое отношение к миру, так и религиозное необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. В этом проявляется нечто общее, сближающее данные формы сознания, содействующее их связи и взаимопроникновению в определенные эпохи.

Сказанное не означает, что между эстетическими и религиозными чувствами нет принципиальных различий.

Эстетические чувства направлены всегда на реальный объект. Таким объектом может быть природа, предмет труда или бытового обихода, наконец, произведение искусства - картина, статуя, драма, роман, поэма, кинофильм и т. д. .

Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимовлияния. Причем взаимодействие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания, т.е. в аспекте философско-эстетического, теоретического анализа.

В процессе длительного исторического развития и взаимодействия искусства и религии возникала определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Причем каждая из мировых религий ввела в свою структуру ту или иную систему искусств и на уровне представлений, и на уровне настроений, и на уровне действий.

Однако в каждой религии, как правило, доминирует один из этих уровней, что создает совершенно неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия. Когда искусство начинает пронизывать все уровни религиозного сознания, это способствует процессу деформации структуры целостного религиозного организма.

Вместе с тем в процессе этого взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви.

Так, в XIII в. н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав систему осьмогласия, что в какой-то степени способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения .

Таким искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Слово в так называемых священных книгах мировых религий обладает образной, эмоциональной убедительностью. Определяющее значение слова во всех элементах христианского культа подчеркивают и сами богословы, в частности богословы Русской Православной Церкви. Д.Алеманов пишет: «…Богослужение… надеется через употребление пения в числе других средств лучше выполнить свою задачу, состоящую в питании верующих «глаголами жизни».

Таким образом, четко определяется задача богослужения, состоящая в организации верующих вокруг священного слова, т.к. вознесение молитв в форме хорового пения делало прихожан не только присутствующими при обряде, не только созерцателями и слушателями, но и активными соучастниками религиозного культа.

Так, Филон Александрийский видел троякость смысла слова Священного Писания:

1) чувственное (буквальное);

2) отвлеченно-нравоучительное;

3) идеально-мистическое, или таинственное.

Все эти три уровня воздействовали, соответственно на тело, душу и дух .

В этом воздействии Филон Александрийский отдавал предпочтение последнему – идеально-мистическому смыслу слова.

Религия немыслима без определенной системы обрядов, праздников, строго разработанных принципов церковной литургии в стенах храма, торжественных служб и шествий. И все это должно обладать определенной эстетической привлекательностью, эмоционально волновать верующего, возбуждать в нем религиозные настроения и чувства. Именно поэтому церковь должна была обращаться к формам драматического действия, к созданию религиозных драматических представлений. Такое религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде, в соответствующем интерьере и экстерьере.

Такая эстетическая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.

Казалось бы, эта сложная система взаимодействия искусства и религии должна была создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно-эстетической жизни. Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.

Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существовало не только синтезирующее, но и ведущее искусство – такое искусство, которое определяло принцип функционирования данной художественной системы, ее реальную жизнь.

Вся жизнь человечества неразрывно связана с религией и искусством, причем эти две категории развивались в течение веков взаимно переплетаясь, обладая общим свойством громадного воздействия на умы и души.

Искусство черпало образы и сюжеты из религиозных источников, религия использовала методы искусства и его произведения для выполнения своей миссии, в целом же они выполняли зачастую одну задачу – задачу пробуждения и воспитания гуманистических идеалов.

Конечно же воздействие искусства не тождественно влиянию религии, у них различные задачи, но общее - это то, что они оказывают огромное влияние на развитие общества.

Искусство довольно сходно с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Таким образом, философия, религия, искусство являются составными частями одного целого, формирующего и воздействующего на нашу жизнь.

Но при этом надо понимать, что если не принимать во внимание общее благо, идеалы добра и любви, искусство и религия выполнят деструктивную роль: принесут в мир оскудение, уничтожение, гибель сделанного до него, саморазрушение. Эта лжетворческая деятельность дает ответ не на «призывы Бога, а на призыв Сатаны». Последствия его могут быть крупными и яркими, но всегда ужасными. Она заряжена энергией отрицания, ведет к распаду, откату назад и противостоит предназначению эстетического творчества и культурообразующей функции религии.

Библиографический указатель:

1.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. – 816с.

2.Писарев Д.И. Соч. В 4-х т. М., 1956, т. 3.

3.Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т. 2.

4.Толстой Л.Н. Собр. соч. В 20-ти т. М., 1964, т. 15.

5.Яковлев Е.Г. Эстетика М: Гардарики,2004 - 464с.

6.Бычков В.В. Проблема образа в византийской эстетике//Вестник моск. Ун-та. Серия Философия, 1972 №1

УРОВЕНЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В массовом сознании активно формируется идея о том, что мы находимся на переломном, научно-техническом этапе развития человека и открываем все больше знаний о нас и нашей Вселенной, что заставляет личность верить в «информационное общество», что она не нуждается в духовности и вере.

Но если посмотреть подробнее на причины «мировоззренческой катастрофы» современности, то можно увидеть, что сама рыночная модель постиндустриального, технократического общества трансформируется в направлении духовных поисков выхода из глобального нравственного и культурного кризиса человечества.

Свойства человеческой Души, в частности самобытность, уникальность, способность к самовыражению, – основа духовной эволюции. Они определяют смысл человеческой жизни и развития общества. Современный социум обязан начать духовно-нравственное возрождение. Образование должно поставить цель развивать не только умственные способности и интеллект человека, но и научить человека найти путь к самому себе, что позволит ему различать добро и зло. Через образование и духовное воспитание молодёжь становится действительным субъектом цивилизационных преобразований нового времени. На педагогов и родителей возлагается главная функция привлечения новых поколений к социальному опыту, получения знаний и ценностей, накопленных столетиями.

Система духовного воспитания сопровождается психолого-педагогический мониторингом, принципами которого являются системность, комплексность, научность и преемственность их проведения.

Психологическая служба колледжа постоянно диагностирует проблемы адаптации новых студентов к современной специфики вузовского обучения, проживания в общежитии, самореализации в новом студенческом мини-социуме. Психологические исследования проводятся в сфере формирования социального партнёрства “студенты-родители-кураторы-преподаватели”, которое является важным условием духовного развития современного молодого человека в учебно-воспитательном процессе. Итоги этих исследований активно используются в повседневной воспитательной работе со студентами.

Важная составляющая психологического обеспечения процесса духовного становления - современное занятие и воспитательное мероприятие, которые невозможны без должного психологизма, совместной рефлексии, которые стали обязательным элементом их проведения.

Проведение социологических исследований состояния духовности наших студентов подчинено комплексной педагогической целью:

Развитие навыков самодиагностики и самовоспитания у студентов, критического восприятия себя и мира;

Проблемный характер и интерактивность опросов;

Духовное образование молодёжи, которая способствует глубокому усвоению нравственных норм и трансформации их в личные жизненные принципы.

Проблематика социологических исследований уровня духовного развития студентов и эффективности воспитательной работы охватывает различные аспекты диагностики состояния сознания молодежи, компонентов их мировоззрения, уровня представлений о сущности духовности, ее динамики в современном мире, о духовном кризисе и глобальные пути ее преодоления в обществе.

Таким образом, мотивационно-целевым этапом реализации долгосрочной программы психолого-педагогического мониторинга являются:

аналитика реального состояния духовного компонента личности современного студента;

определение возможностей интенсификации воспитательного процесса на основе общения и сотрудничества преподавателя и студентов;

реализация интеграционных возможностей социальных дисциплин в системе учебных занятий и воспитательных мероприятий.

Второй этап реализации воспитания - содержательно-экспертный:

апробация современных различных методик социологических исследований;

интеграция классических исследований с организацией самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении социальных дисциплин, проведении традиционных ежегодных конкурсов творческих работ студентов, деятельности кружка «Мыслитель», где коллективом преподавателей проводится совместная аналитика, оценка и коррекция уровня сознания и общения.

совместная педагогическая экспертиза, обмен опытом – основа формирования коллективной информационной, методической базы современных технологий духовного воспитания.

Например, в цикле опросов по проблеме диалектики материального и духовного развития, большинство студентов колледжа (68 %) понимают подчиненность экономической истории цивилизации формированию личности в обществе и его духовной эволюции. Они аргументируют свои ответы убеждением в том, что экономическая система, построенная на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к духовности, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, уничтожая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и более того – нежизнеспособна и опасна.

Нужно и в дальнейшем корректировать уже сложившееся у молодёжи убеждение, что главное в прогрессе - это новейшие теории и технологии, и воспитывать в молодёжи убеждение, что главное - человек. От ее ума и души зависит настоящее и будущее мира.

У молодёжи, которой свойственны максимализм чувств и бескомпромиссность взглядов, о чем свидетельствуют и социологические опросы, необходимо терпеливо воспитывать психологию гуманности. Например, в тематических блоках относительно национального менталитета студенчества в трети респондентов диагностируется сочетание ощущения собственной личной и национального достоинства с отсутствием надлежащей этнической толерантности и политкорректности до некоторых народов.

Базовой темой в социологических диагностиках есть само понятие “духовность”. Оно имеет огромный воспитательный потенциал. Целью интерактивного изучения этой темы являются три основные мировоззренческие проблемы:

что такое феномен личности и человеческой индивидуальности?

что есть Душа человека и что такое экология Души?

что есть духовность? Гарантирует ли общество преемственность духовного развития и социальный иммунитет против духовной деградации, которая и является апокалипсисом современной цивилизации?

Совместно решая эти проблемы, мы убеждаем студентов, что эти истины вечны и мы постигаем их всю жизнь.

Как поиск аргументов того, что обязательным сутью человека является Душа, предлагаем студентам дискуссионный формат социологических опросов. Мотивацией полемики могут стать такие вопросы: “ Большим достижением прогресса является создание искусственного интеллекта. Уже сегодня искусственному интеллекту по силам решать задачи, которые не способен преодолеть человек.

Является ли современный человек биологической “приставкой” к мобильному телефону

Выводами интерактивного участия студентов стали суждение большинства (67 %) о том, что духовность - есть то, что отличает человека от животного, у которого “нет ни аскетизма, ни творчества, ни религиозности, ни альтруизма, ни бескорыстия”, “духовность - такой же древний феномен, как и сам человек”, духовность - это уникальность харизматической личности, которая реализована в творчестве, стремлении к истине, чистоты и веры, в жизненном успехе, социальном престиже и самодостаточности.

В системе социологических исследований появляются темы, интегральные с религиоведением. Здесь мы мотивируем обсуждение исторической интриги противостояния религии и науки, фактора веры в судьбах человека, общества, цивилизации в целом. Поэтому актуальными считаем следующие вопросы для диагностики взглядов студентов:

Понятие «духовности» тождественно «вере в Бога»? (“ да ” – считают 89 % респондентов).

Процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание современного человека, подменяя духовное состояние веры примитивной, бездумной психологией потребителя? (согласны с этим суждением 68 % студентов).

Современные западные цивилизационные модели имеют устойчивые религиозные традиции: сегодня в США – 91% верующих (из них более 85% христиан), в Западной Европе более 75% верующих. Нам же, по сути, навязывается очередной “модельный” вариант бездуховной цивилизации? (понимают наличие такой негативной тенденции 57 % опрашиваемых).

В начале ХХІ века ученые приходят к выводу о существовании Творца, о том, что наука должна управляться нравственными законами (“за” эту истину 54 % студентов).

Главные духовные постулаты, предлагаемые нам великими мировыми религиями, является Космическим законом, который так же, как научные открытия, мотивирует цивилизационное развитие (сознательно поддерживают, убеждены в этой духовной реалии 72 % участников опроса).

Таким образом, системным элементом духовного становления молодёжи является проведение психолого-педагогических исследований. Этот педагогический формат- «ювелирный» инструмент, который позволяет реализовать принцип мониторинга эффективности воспитательной работы, постоянного контроля и соответствующей коррекции уровня духовности молодёжи.

Приоритетом современных диагностик есть, кроме информативного, психологическая «провокация» сознания и чувств студентов, совместная рефлексия по поводу проблемы духовной деградации и возрождения. Сфера мониторинга также требует инновационной деятельности педагогического коллектива в процессе духовного воспитания, презентации реальных педагогических достижений и моделировании перспектив духовного воспитания.

Главным условием жизнеспособности цивилизации является духовное воспроизводство социума на основе генофонда культуры, религии, морали.

У каждого молодого поколения есть свой духовный потенциал соответствия глобальным вызовам своего времени. Профессиональная миссия педагогов - корректировка первостепенной причины кризиса украинского общества – «коррозии» человеческой Души. Только совместное с молодёжью понимание того, что, не исцелив Душу, нельзя спасти цивилизацию, - является гарантией духовного прогресса.

Таким образом, перед современным молодым человеком встаёт сложный выбор: как в динамичном и жестоком мире сохранить личный «заповедник» духовности как свою главную человеческую сущность? Этому должна соответствовать система воспитания. Жизненно необходимо продолжить профессиональный творческий поиск по реализации духовного воспитания, накопления совместного опыта преподавателей, кураторов, психологов.

Сегодня становится очевидным, что будущее России, успех проводимых реформ будут зависеть не только от ответственности и принципиальности политических и государственных деятелей и идеологов, конкретных исполнителей на местах, но и от уровня развития системы образования, которая во все времена играла значимую роль в жизни общества, особенно в переломные, революционно-переходные этапы его развития. Именно от молодежи, которая всегда находится в эпицентре всех социальных перемен и является главным мобилизационным ресурсом общества, зависят судьба и полноценное, полнокровное общественно-национальное бытие России и сохранение ее субъективности как исторического государства в мировом сообществе.

Какой же должна быть молодежь и почему с ее позицией, стремлениями, человеческими качествами приходится связывать исторические судьбы и будущее нашего общества? Что же представляет из себя духовный человек как "конечный продукт", и почему именно сегодня особенно актуальны слова великого ученого-соотечественника Д. Менделеева о том, что "знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего?"

Изменения, перевернувшие основы прежней жизни и кардинально сместившие ценностные координаты, глубоко затронули "святая святых" – сферу духа и национальной духовности. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образов жизни и ценностных ориентаций, работает, прежде всего, на повышение интереса современной молодежи к зарубежной поп-культуре и создание новых дешевых рынков сбыта для ее духовной продукции. Идет тотальное наступление "тектуры" – технического эволюционизма, Современная социокультурная ситуация говорит о не очень радужных реалиях и о серьезных духовных недугах (имеющих далеко идущие негативные последствия для национальной безопасности и для национального генофонда), которые постепенно поражают наше молодое поколение, оказавшееся узником "ложных идолов", активно насаждаемых в отечественное общественное сознание духом западной ("фаустовской") традиции и культуры и "доморощенной" низкопробной поп-культурой и искусством с их "гиперреализмом", откровенным и избыточным натурализмом.

Сегодня идет стремительный рост поколения "одномерных" людей, пораженных вирусом духовно-нравственного и национально-культурного иммунодефицита. Эти модные маргиналы ориентируются на космополитизм, не на "быть" (быть порядочным, воспитанным, ответственным, знающим свой родной язык и уважающим свою культуру, трепетно относящимся к детству, старости, к женскому началу как прекрасной половине человечества и др.), а на "иметь" (легкие победы, продажную и доступную любовь "на час", материальные блага, развлечения, модную одежду, именитых друзей и т.д.). В молодежной среде постепенно складывается образ особого социального типа законченного индивидуалиста: это "знакомый незнакомец", вскормленный модными процессами, универсиализации традиционной отечественной культуры и нравственности. Он воспринимает окружающую среду, людей, друзей, девушек только как субстанцию, существующую исключительно для удовлетворения его растущих, преимущественно гедонистических (от греч. "наслаждение") запросов. Отношение таких людей к внешнему миру, к другим носит сугубо потребительский характер, им чужды интерес ко всему, что не касается их непосредственно, высокие идеалы, романтические и возвышенные чувства, забота о будущем (они живут принципами: только мне, только много, только "здесь и теперь").

Не лучший "мобилизационный ресурс" для находящегося в эпицентре социальных преобразований российского общества представляют и представители "потерянного поколения" современной молодежи с растерянным взором без оптимизма, смыслов и веры – в будущее, добро, в чистую и настоящую любовь, подлинную, достойную жизнь без алкогольных иллюзий, без обмана, которые не нашли себя в противоречивой современной действительности. А ведь именно за молодым поколением – судьба целого Отечества, его отношение к прошлому, своей истории, культуре, языку, его настоящее и будущее. Сегодня российское общество пытается навести порядок во всех сферах жизни, и успех проводимых реформ, возрождение былого геополитического авторитета нашего государства, обеспечение его национальной безопасности и духовного здоровья будут зависеть не только от прозорливости политических и государственных деятелей, идеологов и ученых, но и от современных молодых людей (главного мобилизационного ресурса общества), их жизненной позиции, интеллектуального, культурного, духовного потенциала, физического состояния как основы здорового генофонда нации, от порядочности, активности, ответственности как за свою жизнь, так и за судьбы своего народа, языка, культуры.

Задача общества сегодня – формирование национальной духовности и духовной личности, с интеллектуальным, политическим, культурным уровнем которой во многом связаны перспективы строительства гуманного, социально ориентированного и правового государства, в котором каждый гражданин, независимо от его общественного положения будет целью, а не средством, по словам И. Канта, где будет главенствовать авторитет беспристрастной Фемиды.

Духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения, итог усилий родителей и учителей, собственных усилий по самосовершенствованию и влияния ближайшего окружения, своих кумиров и идеалов. Духовный человек – это, прежде всего, гражданин и патриот. Стратегическую идею формирования современной молодежи как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: приверженность духу своего народа, без которой можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа Родины и личного обогащения, а не для ее развития и блага своего народа.

Судьба любого народа, как и отдельного человека, – это сочетание добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и исторических ошибок. К великому сожалению, "ложные идолы" односторонне проинтерпретированной демократизации, тотальной гласности, рожденные перестроечными процессами в начале 90-х годов, сделали свое разрушительное дело: "духовный стриптиз" перед мировым сообществом и собственным народом, публичные покаяния о всех возможных и невозможных исторических грехах не прибавили уважения к нашей великой нации, которая дала миру А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, ценою миллионов жертв победила фашизм, первой "открыла окно" в космос. Исторические заблуждения не должны стать основанием для покаяния перед мировым сообществом и национального самобичевания перед собственным народом – это аксиома, которую демонстрируют многие государства, в частности Германия, в чью биографию кровавыми буквами вписаны черные страницы фашизма: из прошлого нужно извлекать уроки для настоящего и делать конструктивные выводы, чтобы не повторять их в будущем. "Несчастна та страна, которая нуждается в героях", – писал в свое время Б. Брехт, но сегодня нашему обществу как никогда нужны настоящие герои-патриоты и граждане своего Отечества, подвижники родной национальной идеи, а не слепые поклонники безликой универсальной культуры.

Анализируя сложившуюся сегодня в обществе социокультурную ситуацию, складывается смутное ощущение, что против россиян навязана некая изощренная психологическая и духовная война, главный и меткий удар которой направлен, прежде всего, против нашей молодежи. Тотальная экспансия стандартов западного (американского) образа жизни как идеальных моделей для организации жизнедеятельности разрушает традиционные ценностные основания и духовность нашего общества. И никто, наверное, всерьез не задумывался о том, почему Запад, щедро сливая в души российской молодежи "особо опасную" для собственного самочувствия духовную и иную продукцию, не экспортирует чтимые у них в личном и общественном сознании и активно культивируемые на общегосударственном уровне идеи патриотизма и гражданственности, бережного и объективного отношения к своей национальной истории, культуре, родному языку? Современные западные философы и идеологи отлично перефразировали аксиому своего учителя Герберта Спенсера (1820-1903) цель воспитания – это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы быть управляемо другими и спроецировали на наше общество. Образ глухой и разваливающейся российской деревеньки из далекой глубинки, запечатленный на фотоснимке страдающим от душевной боли патриотом и опубликованный в одной из отечественных газет, стал символическим: на скособочившейся старой вывеске небольшого сельского магазинчика, возле которого собрались пенсионеры с пустыми авоськами и полупьяные сельские ребята с бутылками в руках, огромными корявыми буквами на английском языке выведено "супермаркет"…

Еще древние восточные мудрецы говорили, что для порабощения и уничтожения нации достаточно завладеть ее духом. Кто завоевывает душу народа, тот превращается в ее властелина, кто духовно порабощает народ, тому нет необходимости брать в руки оружие: он сам, по своей воле, встанет на колени. реформа идеолог общество духовность

Патриотизм воспитывается, формируется целенаправленно – и не только моральными проповедями, а прежде всего государственной и социальной политикой, направленной на возвышение каждого человека, на защиту его прав, на обеспечение таких условий существования, которые возвышают человека и направляют его жизнедеятельность таким образом, чтобы он не занимал конформистскую, равнодушно-созерцательную позицию, а был активен, деятелен и все свои силы, энергию, знания направлял на то, чтобы его народ стал сильным, могущественным и авторитетным. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от современной молодежи зависит, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, знающий свою собственную культуру, истоки, родной язык. Без этого судьбу нации будет решать поколение безликих "манкуртов" и "иванов, не помнящих родства" – маргиналов без собственного национального "Я", без памяти прошлого, без подлинного настоящего и надежного будущего. Духовная личность – это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства. Современные либерально-демократические преобразования, западная духовная агрессия принесли в духовное пространство нашей страны и особенно в подростковую аудиторию откровенную порнографию, культ голого тела без души и возвышенных чувств.

Идеализация силы и жестокости, восхваление образа преуспевающего счастливчика, которому всегда и везде везет, красотки, легко добивающейся жизненных успехов и благополучия, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, направляют его духовно-душевные ориентации по заведомо ложному пути. Самое страшное то, что российская молодежь, которая, как губка, впитывает из второсортных западных фильмов образцы чувствования, мышления и поведения, думает, что весь современный мир (западная, американская молодежь) живет именно так, и не подозревая о том, что она глубоко заблуждается или ее целенаправленно пытаются ввести в заблуждение какие-то неведомые силы. Идет фактическая девальвация и опошление таких традиционных смысложизненных ценностей, как любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются на корню самые дорогие, возвышенные чувства, романтика и чистота отношений между полами. Кстати, во многих развитых странах проповедь свободной любви – это анахронизм, переводится с греч. – "против времени"- ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии. В переносном смысле - что-либо несовременное, пережиток старины.

Культ здоровой и крепкой семьи, основанной на нравственных добродетелях, супружеской верности, порядочности, уважении, терпимости, – это одна из главных современных жизненных ценностей в том же западном или американском обществе. В частности, многие молодые люди, считающие, что они "живут в ногу со временем", с модой на свободную любовь, и не подозревают, что в той же Америке, куда так часто обращают они свои взоры, многие мужчины в брачных объявлениях оговаривают целомудрие и чистоту претендентки как обязательное условие для создания семьи. Здоровая физически и не растратившая на многочисленные сиюминутные увлечения свою нежность будущая жена, видимо, – надежная гарантия того, что она подарит своему мужу здоровых и физически, и духовно детей. Более того, те же молодые люди на Западе (в Америке), у которых серьезные жизненные намерения (достижение общественного признания, карьерный рост и т.д.), очень избирательны в выборе спутников жизни, они негативно относятся к изменам и считают, что крепкая семья – это надежный тыл на пути к успеху. Во многих странах сегодня выдвинуты жесткие требования к СМИ, ограничивающие трансляцию на подростковую и молодежную аудиторию насилия и секса. Ограничение рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, активная пропаганда здорового образа жизни и другое – это реалии уважающего себя общества, претендующего на статус цивилизованного. Озабоченные физическим и духовным здоровьем своего подрастающего поколения правительства, в частности западных государств, наоборот, берегут психику, глаза и воображение, физическое здоровье своего мобилизационного ресурса от подобных авторитетов, ежегодно выделяют огромные средства для пропаганды в школах здорового образа жизни без табака, наркотиков, алкоголя, пива, гиподинамии, для культивирования целомудрия и воздержания от раннего и беспорядочного (незащищенного) секса как опасного для молодого организма.

Одна из задач духовного воспитания – формирование будущего семьянина. Распадающиеся семьи, неустроенная личная жизнь молодых людей, разрушение традиционных и рождение самых немыслимых форм организации современного семейного союза – это не только дань уважения модным веяниям глобализации или симптомы социального неблагополучия, но и серьезные пробелы в этой сфере. Сегодня мудрость старших поколений является одной из реальных возможностей сохранения в чистоте хрупкого духовного мира подрастающего поколения. Именно родители целенаправленно должны готовить детей к будущей ответственной жизни в браке, приобщать их к этике и этикету будущей супружеской жизни. Если учесть, что идеология сексуальной вседозволенности и свободы отношений, умноженная на низкий уровень нравственной и сексуальной культуры и полового просвещения подрастающего поколения, разрушила сегодня многие нравственные запреты и моральные нормы, то эта проблема приобретает сегодня судьбоносную значимость для родителей, озабоченных обустройством будущего своих детей. Не от "просвещенных" сверстников, не от героев порнографических фильмов должны узнавать подростки сокровенные тайны метафизики пола и любви, а умное, взвешенное и возвышенное слово бабушки (дедушки), матери (отца) должно стать авторитетом в вопросах нравственного воспитания и этического просвещения в сфере взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры общения. Французский философ Ж. П. Сартр говорил, что ад – это другие. Действительно, общение с другими может быть и адом, и раем, и от самого человека зависит, какой будет его диалогическая жизнь, жизнь в обществе, среди людей. Российское общество привыкло к отсутствию культуры поведения, красивых манер, элементарной вежливости в общении. Долгое невнимание к этикету сказалось на нашей личной и общественной культуре отсутствием вежливости, внимания друг к другу, из повседневного обихода ушли самые простые, но "волшебные" слова, взаимная предупредительность и терпимость. "Золотое правило" нравственности: не делай другому того, чего не хочешь самому – исчезло из нашей жизни. Мало кто знаком с культурой поведения за столом, этикетными правилами пользования телефоном, поведения в общественных местах и на улице, а ведь уровень культуры общения – это не только "визитная карточка" конкретного человека, но и "лицо" всей нации. В какие только нелепые, комические, а порой и трагические ситуации за рубежом не попадают наши соотечественники, не знающие элементарных правил общечеловеческого этикета. Проявить несдержанность, нагрубить, нецензурно выразиться стало обычными явлениями. Ненормативная лексика сегодня – естественный фон общения не только взрослых, молодых людей и детей, но и представительниц прекрасной половины человечества.

Ненормативная лексика – это неуважение к языку и страшное моральное зло по отношению к тем, к кому она направлена. Ведь не зря употребление оскорбительных и непристойных выражений в присутствии стариков, женщин и детей, злословие на природе, при обращении с домашними животными во многих культурах считалось и считается тяжким грехом, во многих языках отсутствует развитая и "изысканная система" ненормативной лексики, и существуют строжайшие запреты на сквернословие. Отсутствие взаимной вежливости, предупредительности, внимания друг к другу, проявление несдержанности, грубости, равнодушие превращаются в традицию. А ведь именно равнодушие, которое становится, действительно, нормой нашей жизни, питает бурный рост сегодняшнего зла: и социального, и морального. Бруно Ясенскому принадлежат слова: "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство". Дефицит участия, внимания, добра, элементарной вежливости в общении – реальность наших дней, восходящая во многом к упущениям родителей – самых первых в биографии человека просветителей и воспитателей. Именно в этом, возможно, кроется одна из причин того, что современная молодежь самореализуется в различных диковинных, а порой и социально опасных формах многочисленных субкультур (эмо, готы, скинхеды и др.), попадает в руки "охотников за детскими душами" – сектантов и авторитетов преступного мира, с легкостью расстается с бесценнейшим природным даром, которому нет цены, – жизнью.

Духовный человек – человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном, и он по-настоящему проживает, а не прожигает единожды данную жизнь, чтобы не терзать себя угрызениями совести на жизненном финише за бесцельно и бездумно растраченную жизнь. Жизненные смыслы не формируются хаотично, просто так. В становлении смысложизненных ориентиров человека огромную роль играет семейное окружение, и, прежде всего, родителям принадлежит ключевая роль в воспитании в ребенке разумной, твердой воли как способности человека управлять своей судьбой, способствующей преодолению неблагоприятных для реализации поставленных целей условий и факторов. Семейные беседы о смысле жизни, о достойных примерах, о предстоящих жизненных трудностях и соблазнах, о путях их преодоления и правильном жизненном выборе смогут направить жизнь подростка в правильное русло, а порой и спасти отчаявшегося человека от необдуманных и скоропалительных поступков. Именно родители и, прежде всего, мать смогут довести до сознания ребенка, что жизнь, которая принадлежит только ему, – бесценна, что его бесцельно и бессмысленно растраченная жизнь – это всегда трагедия для других и, в первую очередь, для самых близких.

На долю современной молодежи выпало серьезное испытание: жить в эпоху перемен, тем не менее, среди жаждущих власти и сытого, благополучного бытия "здесь и теперь", среди расчетливых и бездушных, среди отчаявшихся и запутавшихся, среди аполитичных и безразличных к судьбам родного языка и культуры есть настоящие носители национальной духовности. Сегодняшняя вера в будущее, в успех преобразований, в свою надежду и опору – молодые силы – вырастает не на пустом месте, потому что чистые духом и телом, добрые и сильные, романтичные и целеустремленные молодые люди – они всегда были и будут в нашем обществе. Они "не плывут по течению", как все, не пытаются раствориться в безликой толпе, теряя свое "Я", свою индивидуальность, не изменяют своим духовным принципам, податливо прогибаясь под чужими авторитетами и приспосабливаясь к моде – к моде на чужое (западное, американское и т.д.), на чрезмерную свободу, граничащую с безответственностью, на естественность, больше напоминающую беспринципность и аморализм. Эти молодые люди живут, учатся, работают, воспитывают детей. Это одухотворенные натуры, устремленные к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, использующие свой душевный заряд, мировоззренческий потенциал и знания не только для обеспечения собственной достойной и обеспеченной жизни, но и для блага других, своего народа. Они активны, деятельны, умеют трудиться, нравственно здоровы и эстетически просвещены, способны ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро от безобразного, подлинно художественное от фальши и подделок, вечное от преходящего и временного. Их мироотношение и поведение направляет духовность – одна из самых загадочных и трудно определяемых составляющих человеческой природы: эмоционально-рационально-психологическое начало в человеке, утверждающее в его жизни, во взаимоотношениях с другими ценности Добра, Истины и Красоты. Именно эти молодые люди – те путеводные звезды, "островки надежды", на которые нужно и должно ориентироваться обществу, задумывающемуся о своем сегодняшнем и завтрашнем дне.

Как говорил отечественный философ М. К. Мамардашвили, человек – это всегда "возможный человек", это всегда возможность быть, стать настоящим человеком. Преодоление социального и духовного кризиса, в котором оказалось современное общество, формирование из "возможного" человека духовной личности – это многогранный и сложный процесс, включающий в себя целый комплекс организационных, социальных, экономических, просветительских, педагогических и других мер на общегосударственном уровне, объединяющий деятельность всех организаций и институтов (семьи, системы образования, молодежных движений и др.), заинтересованных в позитивных переменах в личной и общественно-национальной жизни. Слова известного современного чилийского философа Дарио Саласа Соммэра звучат как никогда актуально как стратегическая программа организации жизни современного индивида и общества: "Мы избежали бы многих проблем, если бы поняли, что наши человеческие качества даются нам при рождении, но в латентном состоянии и высшую человечность мы должны завоевать самостоятельно, путем усилий и самопожертвования". Этим и объясняются различия в духовном развитии людей. Мы рождаемся равными, но постепенно приобретаем различия, обусловленные личным совершенствованием, если оно вообще имело место. Мы рождаемся незавершенными, и если мы остаемся такими, то это … должно побуждать к самореализации. Обществу следует поддерживать нас в этом, поскольку именно оно пожинает лучшие плоды, обретая людей, достигших совершенства".

Духовное формирование, профессиональный рост, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа – итог не только собственных усилий и целенаправленной работы с молодежью, опирающейся на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, но и образования. Главная задача сегодня – создание эффективной и гибко реагирующей на запросы современного общества системы отечественного образования – обучения и воспитания, ориентирующейся на ключевую образовательную парадигму "от образования качественного – к образованию конкурентоспособному", формирующая не только профессионалов, но и духовную личность. Современная жизнь демонстрирует судьбоносную аксиому: интеллект без опоры на нравственность – это ум без духа и души, знания, не одухотворенные высшими моральными добродетелями - ответственностью и терпимостью.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.