Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, хотя бы раз сталкивался с проблемой — наказывать или нет сына или дочь за плохие оценки? Прежде чем хвататься за ремень, что в принципе недопустимо в воспитании, или лишать ребенка компьютера за принесенную из школы двойку, попробуйте разобраться в себе. Почему этот факт вас так задевает? Также не будет лишним прояснить причины плохой успеваемости чада.

Важность отметок в школе

Учеба в жизни ребенка школьного возраста играет важную роль, но далеко не главную. Чаще всего плохие оценки расстраивают больше родителей. Психологи советуют не акцентировать излишнее внимание на двойках, если ребенок лишь изредка получает плохие отметки. Но если низкая успеваемость в школе приобрела систематический характер, стоит принять меры. Прежде всего нужно выяснить причину такого поведения и объективность отметок. Нередки случаи, когда плохие оценки ставятся ученикам несправедливо. Но если двойки вполне заслуженные, стоит подумать, почему вас так ранит этот факт?

Практически все родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на «хорошо» и «отлично». Они переживают за будущее и карьеру своего чада, и это нормально. Но стоит ли придавать цифрам в дневнике такое большое значение? Не будем вспоминать великих гениев-двоечников, но факт остается фактом — успеваемость в школе не является 100% счастливым билетом в безбедное и успешное будущее. Гораздо важнее развивать способности и таланты ребенка.

Некоторые психологи советуют нанимать репетиторов или самостоятельно уделять внимание изучению именно тех предметов, к которым у ребенка есть склонности. Развивая свои таланты, сын или дочь смогут глубже познать предметы, которые в будущем помогут им в карьере. Успевать по всем предметам на «5» чаще всего не имеет смысла. Это лишь ввергает ребенка в дополнительный стресс и мотивирует не на получение качественных знаний, а на механическую охоту за красивыми отметками в дневнике.

Причины плохой успеваемости в школе

Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:

  • Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
  • Плохие отметки могут стать следствием демонстративного поведения ребенка.
  • Учитель преподносит материал недостаточно компетентно.
  • Ребенок находится в хроническом стрессе.

  • Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
  • Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
  • Родители придают завышенное значение отметкам.

Устранив причины плохой успеваемости в школе, вы сможете значительно улучшить ситуацию с отметками.

Наказывать ли за плохие оценки?

Мы подошли к самому главному — наказывать ли ребенка за плохие оценки? И вообще, как реагировать на успеваемость в школе? Психологи советуют не наказывать ребенка за двойки, а реагировать на лень и расхлябанность. Если вы видите, что ребенок раньше учился на «хорошо» и «отлично», а теперь стал скатываться вниз, стоит срочно найти причину такого поведения, пока ситуация не усугубилась.

Если главные причины плохих отметок — излишняя увлеченность компьютерными играми, продолжительные прогулки с друзьями на улице, то стоит ограничить именно это, а не ругать за двойки. Выясните причину потери мотивации к учебе и только после этого принимайте превентивные меры.

Стоит помнить, что все дети разные. Для кого красная отметка в дневнике — большой стресс, для кого-то — незначительное событие, которому не стоит придавать значение. Особенно остро на отрицательные оценки реагируют младшие школьники. Постоянное наказывая ребенка за двойки без выяснения причин, и не поддерживая его морально, вы вгоняете его в еще большее напряжение.

Закончил четверть на «5»? Держи планшет!

Не стоит также заниматься профилактикой двоек, поощряя хорошую успеваемость материальными благами и другими бонусами. Такое поведение родителей вынуждает ребенка механически получать отметки в школе, не углубляясь в предметы. Все мы помним свое детство и товарищей, которые выпрашивали у учителей хорошие оценки слезами, манипуляциями и другими нездоровыми способами.

Хвалите ребенка за успехи, сравнивая его «сегодняшнего» со «вчерашним». Не ставьте в пример более успешных сверстников, это ранит детскую психику и душевно отдаляет вас от ребенка. Чаще употребляйте в речи слово «зато». «Да, ты плохо рисуешь, зато по математике одни пятерки», «Да, ты получил тройку, зато в этот раз сделал уже меньше ошибок» и т. д.

Помните, что мотивация к учебе зависит от отношения учителя к своему предмету, отношения родителей к учебе и личностного стимула школьника. Альянс этих факторов дает отличные результаты. Не контролируйте излишне школьника, особенно в младших классах. Не стоит делать за него уроки, только проверяйте выполнение заданий.

Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

Вы только что прочитали статью на нашем сайте. Оцените ее пожалуйста по шкале от 1 до 5 в комментариях. И, если не сложно, напишите пару слов о том, что Вы думаете о современном образовании.

Пусть ребенок научится не бояться плохих оценок. © Shutterstock

Твой ребенок - не самый плохой ученик в классе, но плохие оценки часто портят ему и тебе настроение. Очень важно научить школьника не бояться плохих оценок.

В будущем это поможет ребенку проще относиться к своим неудачам и не считать их вселенской катастрофой.

Учеба в школе - это познание жизни

Для начала объясни ребенку, что смысл учебы не заключается в удачах и неудачах. Важно в школьные годы научиться приобретать полезные жизненные навыки. Расскажи, что в школе важно научиться понимать окружающих, налаживать отношения. Но, конечно, знания тоже очень важны.

Чтоб научить ребенка не бояться плохих оценок и ошибок, расскажи ему, что обучение - длительный, медленный процесс, продолжающийся всю жизнь.

И если все время думать об оценках, то времени на учебу не хватит. Да и многие великие открытия не обошлись без длительных испытаний, многочисленных ошибок и неудач.

Не запугивай школьника плохими оценками

Понятно, что если мама постоянно приговаривает: "Учи, а то получишь двойку!", ребенок просто патологически будет бояться получить плохую оценку. Как следствие, боязнь отвечать на уроке.

© Shutterstock А когда ребенок робеет и переживает, он однозначно не способен адекватно воспринимать информацию.

И показать знания тоже толком не может, даже если они и есть.

Хорошо, если учитель чуткий и понимает, что школьник скромный и робкий.

А если нет? Тогда - сплошные двойки. Получается замкнутый круг.

Так что не ругай школьника за плохие оценки, лучше расспроси, что нового ребенок узнал в школе. В процессе беседы обязательно выяснится, почему он получил плохую оценку.

Многие родители искренне считают, что помогать ребенку хорошо учиться, это значит учить вместе с ним уроки и ругать за плохие оценки.

Между тем, психологи устали повторять, что оба способа неэффективны в плане развития ребенка. С одной стороны, тотальный контроль учебной жизни ученика младших классов и наказания за плохие оценки в школе дают свои результаты: оценки становятся лучше. Но какой ценой… Ребенок теряет мотивацию и интерес к учебе, самостоятельность и инициативность, школа начинает восприниматься как тяжкая повинность. Ребенок привыкает учить уроки не ради получения новых знаний, не ради того, чтобы научиться, а чтобы получить хорошую оценку, чтобы не ругали… Отсюда бездумная зубрежка, шпаргалки, списывание, ложь учителю и родителям. Безрадостно, не правда ли?.. Чтобы не допустить такого развития событий, нужно, прежде всего, изменить свое отношение к плохим оценкам.

Начнем с того, что ругать ребенка 7-12 лет за плохие оценки бессмысленно, потому что в этом возрасте дети еще не умеют делать позитивные выводы из критики. Ваш ребенок способен сделать только один вывод: «Я – плохой». А если ситуация будет повторяться изо дня в день, то очень скоро ребенок убедится в своей бестолковости и окончательно опустит руки. Особенно, если еще в пример регулярно приводить отличницу Машу. Обязательно научитесь сами и научите ребенка, сравнивать себя с «собой вчерашним», а не с другими детьми. В младшем школьном возрасте это особенно важно.

Хвалите ребенка за успехи, даже если они не были оценены в школе. Например, ученику первого класса и за 3 ошибки в диктанте, и за 5 поставят одинаковую оценку - «3». А Вы можете похвалить своего ребенка за то, что хотя он и получил тройку, но диктант написал намного лучше, сделал на 2 ошибки меньше. А если еще немного постарается, то ошибок станет еще меньше, и оценка тоже станет лучше. То есть, мы хвалим ученика за старание, волю к победе, за любой прогресс, а ругаем за лень и безответственность, но не за плохие оценки. И говорим не просто: «Ты сегодня молодец (умница)», а объясняем, за что конкретно хвалим.

И еще. Научитесь почаще говорить своему маленькому ученику волшебное слово «зато», это вдохновляет. Пусть ребенок плохо успевает по математике (в конце концов, способности еще никто не отменял), но зато хорошо по русскому языку. И не так важно, в чем Ваш ребенок будет лучшим, главное, чтобы он не считал себя «пропащим» и «ни на что не годным».

P.S.
Конечно, мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас: счастливее, здоровее, умнее, успешнее... И ругая детей, мы, прежде всего, хотим им добра. Но, когда Вы соберетесь анализировать школьные оценки своего ребенка, почаще вспоминайте, как учились сами… Это поможет быть объективнее.