Аппликации из соломки своими руками. Аппликация из соломки

Понятие аппликации

Аппликация (от лат. applicatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Аппликация - это художественная техника выполнения рисунка путем наклеивания на поверхность различных материалов (бумаги, кожи, дерева, ткани, соломки и т.п.).

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемно. Это придает большую выразительность изображению. Вырезать и компоновать элементы лучше свободно, не пользуясь шаблонами. Можно даже иногда отказаться и от использования ножниц. Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезанием и наклеиванием форм.

Как средство художественного оформления аппликации создает своеобразный декоративный эффект.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут, как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т.д.

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм - из отдельных частей и силуэтов) и вырезание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей.

История аппликации из соломки.

Солома, как поделочный материал, давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломкой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами. Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления. Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров. Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов.

Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.

Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси еще в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.

Народные мастера учились и учатся на опыте многих поколений, с детских лет получая в наследство не только сумму технических навыков и приемов, но и эстетические чувства красоты, гармонии окружающего мира. Технические и эстетические навыки, которые вырабатываются не одним поколением мастеров, называют традицией. Следует отметить, что традиция не является неизменно, данной раз и навсегда. Она живет, развивается, совершенствуется в соответствии с потребностями времени, хотя и сохраняет свою неповторимость и особенность.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси насчитывает богатый багаж традиционных ремесел: ткачество, гончарство, вышивка, соломоплетение и многое другое. Характерные особенности произведений народного творчества: декоративность, выразительность цвета и пластики, разнообразие фактур материалов. Встреча со сверкающими переливами соломенной аппликации может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию, воображение, творчество.

Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В.Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли за основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-70-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, Т. Алексеева, В. Котов и многие другие мастера и художники.

Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц. Непревзойденными мастерами на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного искусства Беларуси остаются Л.Валеева, Л.Малахова, Р.Раманеня, В.Павлова.

Современная аппликация соломкой обогащается новыми темпами и техниками. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласуются со взглядами современного человека его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.

Большое внимание в нашей стране уделяется системе национального воспитания и образования. В Законе об образовании Республики Беларусь отмечается: "В белорусской национальной школе надлежащее место обязаны занять национальные традиции, фольклор и др. И в качестве национальных учреждений следует рассматривать, прежде всего, такие, которые содействуют экономически культурному развитию нации, воспитают новое поколение… носителями и творческими продолжателями родных этнокультурных традиций на основании высокого национального самосознания, полноценного овладевания языком и культурой своего народа".

Приобщение к национальным традициям начинается уже в дошкольном возрасте через ознакомление детей с национальным декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами.

Как декор аппликация используется в основном при разработке декоративных панно, крупногабаритных изделий-коробов, ящиков для игрушек - театр «Батлейка», а также на боле мелких предметах сувенирно-подарочного назначения - открытках, закладках, вымпелах.

В разработке композиционных решений мастера использовали и используют цветочно-травяные мотивы, сочетания их с изображением различных зверей, птиц, бабочек и т.д. Ритмический акцент в растительных композициях приходится на большие крупные цветы (георгины, розы, ромашки, васильки, колокольчики, хризантемы), согласованные по масштабу с листьями, травами, бутонами и различными дополнениями. В аппликации широко используются приемы симметричного, центричного, а так же свободного распределения узора по всей плоскости.

При разработке декоративных панно можно использовать принцип коврового заполнения плоскости: широкая орнаментальная полоса ограничивает центральное поле; в центре - букет цветов или изображение птиц, зверей.

Композиционные решения в аппликации отличаются большей динамичностью, выразительнее по пластической передаче движения растительных и изобразительных форм, свободнее по степени обобщения.

В аппликации соломкой необходимо учитывать не только контуры элементов узора, но красоту и соответствие фона.

С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок (кукол, коней и др.) используют солому не только пшеницы, но и оса, риса. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием.

Аппликации из соломы также необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру - блестит как золото. Изящные аппликации делают народные мастера из упругой соломы ржи. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Дети старшего дошкольного возраста довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом - квадрат, крыша - треугольник, елочка также в виде треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (3 - 4 ребенка).

Все разновидности аппликации из соломки делятся на два основных вида: 1 - вид аппликации с геометрических элементов (инкрустация), которой украшают деревянные изделия; 2 - вид аппликации преимущественно растительного характера, для изготовления ковров, панно на ткани или картоне.

Таким образом, ознакомление дошкольников с такими традиционными видами белорусского творчества, как ткачество, вышивка, керамика, изделия из дерева, лозы, соломки, является непременным условием дальнейшего сохранения творческой преемственности поколений.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с народным творчеством, его традициями, является интересной, занимательной, хотя она кропотлива и трудоемка. Процесс изготовления соломы для аппликации несложен.

Подготовка соломы

Аппликации можно составлять из любой соломы: из ржи, проса, риса, ячменя, пшеницы, овса.

Некоторые дикорастущие растения - тимофеевка, куриная слепота, пырей, мятлик луговой, овсяница луговая, имеющие в строении сходство с соломой, также могут служить материалом для аппликаций. В качестве материала для аппликации может быть использована и стерня (небольшая часть соломы, оставшаяся в земле после уборки урожая).

Заготовку соломы лучше начинать в конце лета, до и после обмолота зерна, когда она становится золотистой. Средняя часть соломины -наилучший материал для аппликации. Стебель соломины круглый, внутри полый, разделен прочными перегородками (узлами) на междоузлия. При заготовке соломы узлы срезают, а междоузлия складывают в специальную для них коробку. Около узлов располагаются листья. Их тоже следуют сохранять, так как впоследствии они могут быть использованы в аппликации для придания ей различных оттенков или в качестве фона. Цветовая гамма соломы довольно разнообразна, хотя на первый взгляд можно сказать, что она вся золотистая или желтая. При внимательном рассматривании выделяют до 100 оттенков. Так, например, ржаная солома незрелая - с зеленоватым оттенком, ближе к покосу - серебристым, перезрелая - с красноватым оттенком. Если она росла в затемненном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу - коричневый. Различна и плотность соломы. Ржаная солома плотная, прочная, пшеничная менее прочная, мягкая. Еще мягче солома у овса.

Для аппликации употребляют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ: Приготовить стопку газет, на неё положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломиной получаются плоские узкие соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80° и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ: Этот способ несложен: разрезать соломины вдоль ствола с одной стороны, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Тонировка соломы: Естественный цвет соломы имеет различные оттенки: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневатый, розоватый и др. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию или окрашиванию соломенных лент.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.

Темно-коричневые оттенки соломы можно получить и другим способом: заранее подготовленные соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.

Желто-золотистый оттенок получается в процессе кипячения соломы в растворе питьевой соды, а в маргонцевокислом калии - розоватый оттенок. Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани (способ окраски указан на пакетике с красителем). Для окраски соломы можно применять цветные лаки, морилка.

Фон и клеи для аппликации из соломы

Фон, на котором располагается аппликация из соломы, должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, материал, который предназначается для фона, должен быть плотным: доски, срезы дерева, фанеры, оргалит, картон, бархатная бумага. Лицевую сторону деревянного планшета можно не красить или покрыть масляной краской, мебельным лаком. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишнёвым, темно-зелёным, коричневым.

Для аппликации из соломы пригодны различные клеи: казеиновый, «Марс», БФ-2, «Уникум». Сейчас чаще используют клей ПВА.

Технология выполнения аппликации из соломы. Последовательность выполнения аппликации

Аппликации из соломы могут быть нескольких видов:

Предметная,

Сюжетная,

Декоративная.

В работе с соломкой придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги. Но при разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Выполняют аппликацию в определённой последовательности, начиная с выбора сюжета. В аппликации из соломы особенно видна красота природного материала в современных архитектурных сооружениях, памятниках старины. Великолепен хохломской орнамент на круге, овале, полосе, бытовых предметах - ковшах, солонках, вазах. Большое впечатление производят декоративные птицы, бабочки, рыбки, цветы.

Составление эскиза - следующий, очень ответственный этап работы над аппликацией из соломы. Здесь есть свои тонкости. Успех работы зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая соломина. Поэтому на эскизе следует простым карандашом нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

Переведение эскиза на фон не менее ответственный момент в работе над аппликацией, чем составление эскиза. На обратную сторону эскиза надо нанести сплошной штрих белым карандашом или сухим кусочком мыла. Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут белыми. Они хорошо видны на черном фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию. Если фон для аппликации светлый, штриховку обратной стороны эскиза надо делать черным или другим темным цветным карандашом.

Самое сложное в аппликации из соломы - это наклеивание соломенных лент. До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые - в одно место, светло-коричневые - в другое, темно-коричневые - в третье и т.д. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например лист, разрезают его по прожилке пополам, одну половинку промазывают клеем и переносят её на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов. Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Есть и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, чтобы не было просветов. Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.

Аппликации из соломы, помещенные под стекло и окантованные, лучше сохраняются, чем без стекла.

В работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Предметная аппликация

Предметной называется аппликация, в которой изображается какой-либо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.

Аппликация из плоской соломки

Плоская – это обработанная и проглаженная соломка.

Начинать работу с соломкой лучше с наиболее простых аппликаций.

«Яблоко»

Возьмите «золотую пластинку», нарисуйте на изнанке эскиз яблока, хвостика и листочка, выберите нужный размер. Вырежьте все детали и наклейте их на подходящий фон (лучше всего на бархатную бумагу зеленого цвета).

«Ваза с ландышами»

Возьмите лист бумаги и нарисуйте вазу с цветами. Затем ножницами вырежьте каждую деталь рисунка – получатся шаблоны для работы с пластинками. Каждую деталь уложите на заготовленную ранее пластинку. Для различных деталей пластинок можно использовать различные цвета пластинок: для вазы – золотистую, лепестков – зеленую, цветков – белую и т. д., но сначала лучше попробовать с одним цветом. На пластинке карандашом обведите детали. Необходимо следить за тем, чтобы направление соломки при выкройке лепестков было продольным. Лучше выкроить листья из двух частей: листок по прожилке разрежьте на две части, а на соломке их выкраивайте так, чтобы направление соломинок было под углом 45°. Вырезанные пластинки листа сложите, чтобы получилась «елочка».

С помощью электровыжигалки сделайте прожилки на листьях и украсьте вазу. Утюгом можно подтонировать части листьев, сделать их темнее (например, в центральной части лист темнее). Проутюжка также придает рисункам зрительную объемность, важно лишь не пережечь поделку.

Приклейте вырезанные части пластинок на плотную бумагу, следя за тем, чтобы части поделки плотно совпадали без щелей и пропусков. Ваза готова.

«Белочка»

Вырежьте из «золотой пластинки» делали для изготовления белочки: круг для головы, треугольник побольше для туловища, большой овал для хвоста и два маленьких одинаковых треугольника для ушей. Приклейте все детали, как показано на рисунке. Сделайте белочке глаза и рот. Для этого возьмите соломку потемнее или покрасьте ее в черный цвет. Для глаз следует взять кружочки побольше, а для рта – поменьше. Для туловища, головы и ушей расположите соломку горизонтально, а для хвоста – вертикально. Вырезать детали следует расположив их прямо, а при наклеивании их можно поворачивать под нужным углом.

«Цветы»

Подготовьте шаблон деталей цветов (это можно сделать с помощью копировальной бумаги или же перерисовать от руки). По шаблону вырежьте детали из пластинки и изготовьте из них цветы. Помните, что сначала следует приклеивать лепестки цветков, и лишь затем сердцевину. Не забывайте и о направлении соломки. Все детали следует вырезать, расположив их вертикально, а затем, при наклеивании, повернуть под нужным углом. Направление станет разным, но оно будет симметричным.

«Бабочка»

Вырежьте из пластинки туловище и крылья бабочки, а также детали рисунка на крыльях. Бабочка имеет симметричное строение, поэтому следите за тем, чтобы каждая пара крыльев была одинакова по размеру. Особенно важно обратить внимание на то, что направление соломки также должно быть симметрично. Голову и усики (по одному) можно вырезать из одной широкой соломки.

Выполняйте аппликацию в следующей последовательности: сначала приклейте вплотную друг к другу крылья, разместите на них узор (детали узора можно вырезать из крашеной соломки или из соломки другого оттенка, достигнутого путем проглаживания утюгом). Затем сверху наклейте туловище и усики. И, наконец, на стык усиков и туловища наклейте голову.

«Медвежонок»

Выполнить медвежонка сложнее, поэтому лучше перенести с помощью кальки или копировальной бумаги изображение на отдельный лист, затем разрезать рисунок на детали и вырезать по полученным шаблонам детали из соломки. При этом, вырезая, например, лепестки цветка из соломки, дорисуйте их, а затем при наклеивании наложите друг на друга (можно вырезать и по контуру, но тогда детали следует вырезать и приклеивать очень точно и аккуратно, чтобы не было просветов между ними). Мордочка выполняется тоже путем наклеивания одной части на другую: сначала большой овал – сама мордочка, затем сверху помещается нижняя ее часть, затем рот, нос и глаза.

Аппликация из круглой соломки

Круглая соломка – это необработанная соломка. Перед работой ее только немного вымачивают в воде, чтобы она стала более податливой.

При выполнении аппликации на соломинку следует быстро нанести точками клей и по одной прикладывать на фон или промазать участки фона и, плотно прижимая, выложить сухие соломинки.

Из круглых соломинок можно легко выложить любой рисунок или аппликацию. Важно только выбрать нужную величину каждой соломинки и аккуратно ее приклеить.

Как и при работе с плоской соломкой, начинать работу с круглыми соломинками лучше с выполнения самых простых аппликаций, постепенно оттачивая свое мастерство.

«Ель»

Ель выкладывается очень просто. Для этого надо взять длинную соломину и по бокам симметрично приклеить к ней короткие соломинки – ветки. Располагать ветки надо по косой. Для верхних веток возьмите соломинки покороче, а для нижних – подлиннее. Расстояние между ветками должно быть одинаковым, не располагайте ветки слишком близко друг к другу.

«Лестница»

Лестница делается совсем просто. Для этого надо приклеить длинные соломины одинаковой длины параллельно друг другу. Между ними под прямым углом на одинаковом расстоянии друг от друга расположите короткие соломинки. Короткие соломинки должны быть одной величины и должны располагаться параллельно друг другу.

«Домик»

Выложите из круглой соломки чудный домик, приклейте его на черную бумагу – и получится очень красивая аппликация. Соломку выкладывать следует очень аккуратно, плотно прижимая друг к другу. Заранее подготовьте соломинки нужной величины. Сначала попробуйте выложить домик и если все получится, только тогда его можно приклеивать. Рядом с домиком приклейте колоски, сверху сделайте из соломинок облака.


Сюжетная аппликация

Сюжетная аппликация состоит из нескольких разных фигур, которые часто находятся в движении.

«Сова»

Перенесите с рисунка при помощи копировальной бумаги или кальки изображение совы, разделите его на 3 детали: туловище, единое с головой и хвостом, и два симметричных крыла. Вырежьте данные детали из «золотой пластинки». Фон сделайте черным, лучше всего из черной бархатной бумаги. Можно сделать фон и другим способом: наклейте на картон черный бархат, велюр или любую синтетическую ткань черного цвета с ворсом. Приклейте на фон сову. При этом сначала следует приклеивать туловище, а затем крылья, немного накладывая их на туловище. Приклейте сове глаза: сначала сделайте два больших овала из соломки, а сверху наклейте на них два овала поменьше, вырезанные из белой бумаги. В свою очередь в эти овалы поместите черные кружочки. Далее приклейте нос – ромб, вырезанный из соломки.

Сделайте из круглой соломки ветку и приклейте к ней вырезанные из соломки листья или же обычные засушенные листья. Поместите на фон несколько звездочек и луну из соломки.

«Подводное царство»

Для композиции возьмите голубой фон.

Предварительно обработайте соломинки: разрежьте вдоль пополам, проутюжьте полученные половинки и заострите их концы. Теперь можно выкладывать композицию. Сначала выложите водоросли, а затем выкладывайте рыбок. Начинайте работу с хвоста и двигайтесь к голове, накладывая соломинки друг на друга. В конце сделайте плавники и глаза. Между рыбками приклейте соломенные кружочки – пузырьки воздуха.

«Весна»

Чтобы сделать данную полуобъемную картину, возьмите светло-зеленый фон, приклейте снизу травку в виде капелек. Затем приклейте стебель и листья цветка. Следите при этом за направлением соломки. Поместите наклоненный от цветка в сторону колосок любой злаковой культуры. А теперь сделайте цветок. Для этого вырежьте из одной пластинки нарисованные в один ряд лепестки, расположите их по кругу вокруг сердцевины цветка. Наклейте весь цветок на бумагу, а затем вырежьте. Сердцевину слепите из пластилина или приклейте небольшую пуговицу. Чтобы цветок выглядел объемным, приклейте к нему с изнанки на сердцевину кусочек толстого картона. Потом этот кусочек смажьте клеем и наклейте на фон.

Теперь сделайте птичку. Туловище для нее вырежьте из пластинки, крылья и хвост сделайте из круглой соломки.

И наконец, сделайте солнышко, лучи которого также сделайте из круглой соломки. Возьмите при этом соломины разной длины, срежьте их концы по косой и приклейте срезом вверх. Композиция готова.

«Деревня»

Данная аппликация делается из отдельных соломин. Сначала сделайте солнышко в углу, затем цветы. После этого выложите все заборы, изготовьте деревья и приступайте к выкладыванию домиков. Обратите внимание на то, как располагается направление соломки. Перед началом работы обязательно нарисуйте простым карандашом на фоне эскиз, тогда будет значительно легче располагать детали. Эскиз следует рисовать легким нажатием карандаша, чтобы потом его легко стереть.

«Осень»

Эта композиция делается из круглой соломки и рваных кусочков бумаги. Возьмите бумагу светло-серого цвета для фона. Из кусочков темно-серого цвета сделайте облака. Затем наклейте внизу два кусочка рваной бумаги: один коричневого цвета (под дерево), а другой – светло-желтого (для куста). Далее оформите дерево. Для этого возьмите рваные кусочки желтого, оранжевого и красного цвета и сделайте из них овал – осеннюю крону. А теперь приклейте соломку, но предварительно нарежьте ее. При этом сделайте один срез прямым, а другой – косым, причем косые срезы должны располагаться сверху. Выложите из соломки дерево, куст, травку возле дерева и капли дождя.

Декоративная аппликация

Декоративной называется аппликация, которая не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.

«Натюрморт»

Вырежьте из пластинки все детали, ягоды винограда; хвостики груши и яблока можно вырезать из отдельных соломин. Наклеивайте детали на фон в следующей последовательности: (работу выполняйте слева направо) сначала поместите на фон яблоко, затем, немного накладывая на него, сливу, потом грушу. Теперь наклейте тарелку и, наконец, разместите гроздь винограда. После этого приклейте к фруктам хвостики. Рядом с тарелкой наклейте два овала – грецкие орехи. Не забывайте о направлении соломки!

«Сирень»

Вырежьте из соломин очень тонкие веточки, присоедините к ним листья, вырезанные из «золотой пластинки», причем вырезайте листья по половинкам, чтобы одна часть листа имела одно направление, а другая часть – другое. Листья должны быть не очень большого размера, но их должно быть много.

Теперь сделайте цветки. Эта работа сложнее, поэтому будьте аккуратны. Вырежьте из соломин маленькие овалы, точки и короткие кисточки. Один цветок состоит из четырех лепестков – овалов и сердцевины – точки. Наклейте цветки в виде грозди, расположите их очень часто, можно накладывать друг на друга. По краю грозди поместите кисточки.

Для того, чтобы сирень выглядела более естественной, перед работой соломку, из которой делаются листья, покрасьте в зеленый цвет, а соломку для изготовления цветов – в светло-сиреневый.

«Облепиха»

Из соломин сделайте стебли, листья вырежьте или из широкой соломки, или из пластинки. Листья и стебли лучше покрасить в зеленый цвет.

Разместите стебли с листьями на светлом фоне. Сделайте ягоды. Для этого вам потребуется апельсиновая кожура. Из свежей кожуры вырежьте кружки, высушите их и наклейте на стебель между листьями.

Немного истории:

Что же такое соломка?

Соломка - это трубчатая часть стебля злакового растения.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. С культивированием злаков (пшеницы, ячменя, ржи) образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Кроме того, солома широко применялась и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.

В декоративно – прикладном творчестве соломка является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.

В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Народные умельцы Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода- сундуки, дорожные сумки; предметы одежды - шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.

Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII- XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Уникальный иконостас, украшенный соломкой:

Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает в центре внешкольной работы и занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик. Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.

Мне очень нравятся аппликации из соломки: они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого) достигла в эпоху Возрождения в Италии.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.

В Латвии есть Музей Соломы. Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.

Использованы источники:

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8

В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё...




Задачи проекта Образовательная – дать необходимые понятия об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении. Воспитательная – сформировать и развить у сверстников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание. Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, научиться подбору материала для её выполнения; развить трудолюбие, мыслительную деятельность, а также украсить домашний быт.






Историческая справка Предмет быта, одежда должны быть не только удобными, и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса. Декоративно- прикладное искусство в полной мере способствует этому. Вопрос: с помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Ответ: макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация.


Понятие об аппликации Аппликация - распространённый вид декоративно- прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, для украшения изделий и предметов быта. Аппликация (от лат. «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основание) кусочков какого- либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом. Пользуясь приёмами аппликации, пользуясь приёмами аппликации можно создать тематические композиции на различные сюжеты.


1.Сбор материала в природе. 2.Подготовка соломки к работе очистка, сортировка обрезка соломки от коленца до коленца. разглаживание соломки. 3.Выбор орнамента. 4.Разбивка рисунка на фрагменты и детали. 5.Наклеивание соломенных полосок на обрисованные детали. 6.Вырезка деталей. 7.Сборка аппликации на основу. Сбор материала осуществляется осенью в период уборки зерновых культур. Необходимо собирать такую солому. Которая пролежала на солнце несколько часов или даже дней: она приобретет равномерный светло- золотистый тон. Далее обработка соломы заключается в следующем: ножницами удаляют узлы на стеблях, отрезают от коленца до коленца, очищают покровный лист, вследствие чего и получаются небольшие трубочки. Перед разглаживанием полученные трубочки заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на минут, для того чтобы солома размягчилась. По истечению времени стебли разрезают ножом-резаком: острие вводят, внутрь стебля, держат нож- резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль соломки до конца. Разворачиваем получившуюся полоску. Далее полоску разглаживаем утюгом. При этом утюг держать перпендикулярно длине соломке. Разглаживающие движения производим от себя, в результате получаются ровные полоски. Хранить полученную таким образом соломку можно в коробочках, пеналах, разложив по тональности. Если необходима соломка оттенков черного и коричневого,ее получают в результате длительного выдерживания под горячим утюгом. Технология выполнения работы

Поделки из природного материала ласкают глаз естественной красотой и простой формой. Всякий сучок, камень или нарост на дереве может превратиться в колоритный сувенир. Надо всего лишь внимательно присмотреться к окружающему миру и попытаться подать потаённый образ, заключённый в заурядном предмете. Умелый мастер может вдохнуть жизнь даже в самую заскорузлую корягу, лишь только проявить чуть-чуть выдумки и смекалки. Умение наблюдать, слушать природу, изведать радость творчества – вот бесценные качества, что приносят занятия с природным материалом.

У опытного мастера всё пойдёт в дело, будь то листик с дерева, сухая трава или солома! Вещи из плетёной соломки очень воздушны, прочны и приятны на ощупь. С давних времён её применяли для изготовления мебели, шляп, бытовой утвари, забавных безделушек и украшений. Превосходно смотрится соломка в виде композиций на коробках, ларцах и панно, выполненными своими руками.

Солома – пластичный материал , мастерить из него одно наслаждение.

Создание панно своими руками из соломки преследует несколько целей:

  • Использование соломенных изделий в эстетическом воспитания детей.
  • Изучить возможности соломенных стеблей и применить плетение из соломы в изготовлении сувениров.
  • Ознакомиться с приёмами создания панно из соломки.
  • Вырабатывать детские творческие способности через выполнение изделий из соломы.
  • Привить добросовестность, внимательное и рачительное отношение к окружающей среде, прилежание при плетении из соломки начинающим художникам.

Галерея: поделки из соломы (25 фото)














Инструменты и материалы

  • Режущий инструмент (ножницы).
  • Кисти.
  • Водорастворимая краска (гуашь).
  • Канцелярский клей.
  • Мебельный лак (ПФ – 283).
  • Ватные тампоны или диски.
  • Самоклеющаяся плёнка.
  • Плотная бумага или картон.
  • Бумажные листы в клеточку.
  • Пшеничная солома.

Охрана труда .

Обратить внимание детей на осторожное обращение с острыми предметами, на пользование горячим утюгом и на покрытие изделий мебельным лаком.

Заготовка соломы

Соломой называются сухие побеги хлебных злаковых культур (к ним относятся: рожь, пшеница, овёс, ячмень), оставшиеся после обмолота. Соломенные стебли наиболее распространённый и известный природный материал для аппликационных работ.

Из пересохшей соломы изготовить поделку очень сложно. Соломенные стебельки быстро ломаются от небольшого усилия. Но если их распарить, тогда травинки становятся эластичными и податливыми для глубокой переработки. Теперь можно начинать плетение, изгибать и формировать побеги в будущее изделие. После сушки великолепно сохраняет заданную фигуру . Блестящая поверхность, мягкий приятный цвет и лёгкость обработки делают солому ценным природным материалом для создания изящных вещичек.

Для занятий годится только крепкий и ровный стебель. Заготовку сырья предлагается вести вручную по окраинам полей. Сухой соломенный росток полностью очищается от листьев и корней . В работу пойдёт середина и низ растения. Собранный материал следует разрезать на несколько кусков в узловой части соломины. В таком виде очень удобно складировать и хранить соломенный материал для плетения.

Подготовка к плетению из соломки своими руками

  1. Чтобы избежать поломки стеблей, необходимо их распарить. Подобрать крепкие без изъянов побеги и положить в посуду с большим дном. Соломины должны лечь целиком. Залить горячей водой . Прикрыть таз и оставить размокать на 2-3 часа. Теперь мягкую соломку можно легко сплетать и сгибать в произвольном направлении.
  2. Не нужно готовить больше материала, чем требуется для плетения . Если всё-таки остался излишек сырья, его лучше высушить, завернув в полиэтиленовую плёнку или плотную материю.
  3. Для создания аппликации необходимо стебли соломы пустить на полоски. Соломина бережно рассекается вдоль стебля остриём ножа или ножницами.
  4. загладить каждую заготовку и положить в коробку.

Наклейка соломенных полос .

Далее следует важный этап предварительной работы - наклейка полосок из соломы. Отутюженные ленточки приклеить на листы бумаги вплотную друг к другу без зазоров, раскладывая их по цвету. Бумагу с соломкой отгладить нагретым утюгом и уложить под гнёт или под стопку книг.

Техника аппликации из соломки

Вся операция аппликации цветов из соломки выполняется в несколько этапов:

1. Подбор эскизных рисунков.

2. Изготовить по наброску трафареты из плотной бумаги или картона. Шаблоны для цветов из соломы пронумеровать цифрами, чтобы упорядочить ход работ.

3. Подготовить листы с наклеенной соломкой, положить изнанкой вверх. Установить пронумерованный трафарет на листок с соломой и описать его по контуру, учитывая направление полосок. Шаг за шагом исполнить обрисовку всех трафаретов, постоянно сверяясь с образцом.

4. Осуществить вырезку заготовок. Операция выполняется с изнанки по контурной линии . Стричь бумагу и солому следует сразу вместе, края у заготовок получатся красивыми и ровными.

5. Наклеить все детали рисунка на фоновую заставку, учитывая его композицию.

6. Раскрасить цветы и листья панно пёстрой гуашью .

7. Готовое произведение обработать мебельным лаком. Поставить на просушку.

Подготовка основания для картины

Важным этапом работ по изготовлению настенного панно из соломки является сборка основания для картины. Лучше всего подойдёт фоновая заставка тёмного цвета из самоклеющейся плёнки.

1. Картонку, вырезанную по размерам эскиза, обернуть самоклеющейся плёнкой .

2. С изнанки по контуру картины наклеить небольшую окантовочную полоску.

3. С тыльной стороны вверху панно приклеить маленькую верёвочную петельку, чтобы повесить узор на стену.

Составление композиции «Нарциссы», мастер-класс

1. На задний план наклеить цветок и стебелёк , постоянно сверяясь с эскизным рисунком. Следует оставить между детальками маленькие щели в 1-2 мм.

2. Постепенно шаг за шагом приклеить оставшиеся цветы, стебли и листья.

3. Собрать всю верхнюю часть композиции (три цветка).

4. Покрасить стебельки и листочки гуашью зелёного цвета. Операция окраски выглядит следующим образом:

  • ватный диск или тампон чуть-чуть смочить водой и опустить в гуашь. На отдельном листе бумаги выполнить пробную покраску. Следить за тем, чтобы след был ярким, насыщенным, без полос, затем раскрасить стебельки цветов и листья.
  • чистым тампоном, смоченным в воде, немного подправить тон деталей картины.

5. Приклеить оставшиеся цветы со стебельками и листьями (нижняя часть панно из двух цветочков).

6. Покрасить стебельки и листочки нижних цветков в зелёный цвет.

7. Раскрасить коронки цветков красной гуашью. Процедура покраски аналогична той, что выполнялась при окрашивании стеблей и листьев.

8. Вклеить на вершину коронки каждого цветка детальки пестика.

9. Когда клей просохнет, всё изделие покрыть слоем мебельного лака .

Нарядный гостинец готов. Один из лучших подарков тот, что изготовлен своими руками. Изделия из соломы длительное время держатся, прекрасно смотрятся и приносят свой неповторимый уют в жилище.