Занятия со школьниками физической культурой смг. Урок физической культуры в специальной медицинской группе

Все учащиеся независимо от типа образовательных учреждений (школа, колледж, училище, вуз и др.), прежде чем приступать к занятиям физической культурой, проходят медицинское освидетельствование и по его результатам распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную.

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по обычной учебной про­грамме, но имеющие противопоказания к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах.

С учетом медицинских показаний, данных о физическом развитии и физической подготовленности в специальном учебном отделении принято комплектовать группы учащихся, численность которых не должна превышать 15-20 чел. на одного преподавателя.

В школе комплектование специальных групп проводится с учетом возраста, характера заболевания, физического развития и функционального состояния учащихся. В зависимости от возраста в одну группу объединяют школьников двух-трех классов: например, с 1-го по 3-й; с 4-го по 6-й класс; 7-го и 8-го; 9, 10 и 11-го классов.

Для большей части школьников – группа «А» – занятия физкультурой должны строиться по специальным программам, с учетом характера и степени отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

Меньшая часть школьников – группа «Б» – не в состоянии справиться с физической нагрузкой для специальных медицинских групп и поэтому направляется на занятия ЛФК в поликлинику либо во врачебно-физкультурный диспансер.

Для проведения занятий в одну группу объединяют учащихся с заболеваниями внутренних органов: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем; в другую – с нарушениями зрения и функциональными расстройствами нервной системы; в третью – с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата (травматология и ортопедия). При малочисленности групп их объединяют.

В высших и средних специальных учебных заведениях (колледжах, училищах) комплектование происходит иначе. Студенты с более тяжелыми заболеваниями выделяются в отдельную, лечебную , группу.

Лечебная группа создается в тех вузах, где на кафедрах физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья.

Группа «А» формируется из студентов с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями.

В группу «Б» зачисляются студенты с заболеваниями других внутренних органов (желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы), нарушениями обменных процессов в организме. В эту же группу можно включить тех, кто имеет нарушения зрения (в основном это миопия, т.е. близорукость, от 5,0 до 7,0 D). Студенты с миопией имеют ограничения в выполнении прыжковых упражнений, упражнений, связанных с сопротивлением и натуживанием.

К группе «В» можно отнести студентов с выраженными нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, с остаточными явлениями после параличей и парезов, после перенесенных травм верхних и нижних конечностей, с остеохондрозом позвоночника, с нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

Укрепление здоровья;

Уменьшение или ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

Устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

Содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

Повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;

Освоение основных двигательных умений и навыков;

Формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекция;

Обучение правильному дыханию.

Занятия со специальными группами в школах проводятся во внеурочное время – 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.

Занятия по физическому воспитанию в вузах осуществляются в следующих формах.

1. Учебные занятия – 2 раза в неделю (в сетке учебного расписания) по 2 ч.

2. Физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы).

3. Массовые и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

4. Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от занятий время: в выходные дни, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики.

При проведении занятий преподаватель должен учитывать следующие особенности организма этого контингента: недостаточную физическую подготовленность, низкий уровень функциональных возможностей и небольшую приспособленность к физическим нагрузкам.

Методика занятий в школе

На занятиях, наряду с обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, учитель должен сообщить учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании; во вводной части урока он должен определить самочувствие занимающихся (проводится контроль за пульсом) либо научить их самоконтролю.

В программе специальной группы широко используется учебный материал основной группы, но в то же время ограничиваются упражнения на скорость, силу и выносливость; заметно снижены дистанции в ходьбе, беге, плавании, ходьбе на лыжах. Дополнительно введен раздел дыхательных упражнений; большое внимание уделено упражнениям для воспитания правильной осанки и укрепления мышц брюшного пресса и спины. Особенно это важно для школьников с нарушениями осанки и сколиозами. После упражнений, вызывающих значительное напряжение организма и сложных по координации, обязательно даются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

В программу занятий 1-3-го классов включают преимущественно общеразвивающие упражнения с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками); упражнения у гимнастической стенки и на ней; перелезание через различные препятствия. Обязательны упражнения на осанку, дыхательные упражнения, ходьба, бег, прыжки, метания мяча, подвижные игры, лыжные прогулки и др.

В 4-м классе в занятия дополнительно включаются упражнения на гимнастических снарядах (смешанные висы на низкой перекладине, кольцах).

С 5-го класса вводятся простые висы и упоры, танцевальные упражнения, прыжки в длину и в высоту с короткого разбега, ходьба на лыжах по слабопересеченной местности (до 1,5 км для мальчиков и до 1 км для девочек), элементы спортивных игр.

В 7-8-х классах гимнастические упражнения более сложные и разнообразные. Шире используются элементы спортивных игр, передвижение на лыжах по среднепересеченной местности (до 3 км для мальчиков и до 2 км для девочек); включаются метания мячей, а затем гранаты (весом 250-500 г), толкание набивного мяча (весом 3 кг для мальчиков и 2 кг для девочек).

Для учащихся специальной группы рекомендуется проводить уроки смешанного типа: разнообразие используемых средств и своевременное их чередование повышают интерес учащихся к занятиям, придают им эмоциональную окраску, предупреждают появление утомления в процессе занятий. Используя различные методы выполнения упражнений (групповой, поточный, круговой), постепенно увеличивают плотность занятий до 50-70%.

Схема урока в группе «Б» (более слабой по состоянию здоровья) состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, ос­новной и заключительной. Содержание и продолжительность частей урока имеют некоторые особенности по сравнению с обычным. Так, подготовительная часть длится до 20 мин и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений, выполняемых в среднем и медленном темпе. В основной части урока проводится обучение лишь одному из основных видов движения; широко используются подвижные игры либо элементы спортивных игр. Заключительная часть длится около 5-7 мин: выполняются медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения для воспитания правильной осанки, на расслабление мышц и на концентрацию внимания.

Занятия учащихся специальных медицинских групп рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, что способствует их закаливанию и оздоровлению.

Для школьников с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы для активизации функции аппарата кровообращения и улучшения адаптации ССС широко используются наряду с гимнастическими упражнениями эффективные для данного контингента упражнения на выносливость (ходьба, бег, плавание, лыжи и т.п.), без чрезмерного напряжения и со строгой дозировкой. Обязательны дыхательные упражнения.

Показатели ЧСС у школьников этих групп в процессе занятий могут быть следующими: в начальный период занятий учащение пульса может доходить до 100-110 уд/мин; впоследствии, по мере улучшения адаптации аппарата кровообращения к нагрузкам, ЧСС может возрасти – до 130-140 уд/мин для учащихся средних классов и до 140-150 уд/мин для учащихся старших классов.

Школьникам с юношеской гипертонией противопоказаны резкие наклоны головы, резкие изменения положения тела, упражнения с натуживанием, задержкой дыхания, висы вниз головой, кувырки. Им необходима постепенная тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в занятия включаются упражнения на равновесие, координацию движений. Для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

При заболеваниях органов дыхания также предпочтительнее упражнения на выносливость. Учащихся необходимо обучать управлению дыханием, удлиненному выдоху. Из средств физического воспитания применяются ходьба, спокойный бег, элементы спортивных игр. Учащиеся должны научиться по своей воле изменять ритм, глубину и частоту дыхательных движений.

При заболеваниях суставов и периферической нервной системы используются преимущественно упражнения для увеличения подвижности в суставах и укрепления нервно-мышечного аппарата.

Учащимся с функциональными заболеваниями нервной системы рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры, которые необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, и дыхательные упражнения.

Для школьников, имеющих нарушения осанки и сколиозы , следует применять упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и туловища (спины, груди и брюшного пресса), а также для воспитания правильной осанки. Следует широко использовать упражнения в исходных положениях, разгружающих позвоночник, а также висы на гимнастической стенке.

Для повышения эффективности физического воспитания детей специальной медицинской группы необходимо использовать помимо уроков физкультуры дополнительные формы и средства физического воспитания: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры на переменах; крайне полезны прогулки на свежем воздухе, ближний туризм, элементы различных видов спорта (катание на лыжах, плавание и т.п.).

Правильно проводимые занятия заметно улучшают физическую подготовленность, повышают уровень функциональных возможностей организма школьников специальной медицинской группы, что позволяет преподавателю направлять наиболее подготовленных детей к врачу для решения вопроса о переводе в подготовительную группу.

Важным условием грамотного проведения занятий по физкультуре с учащимися специальных групп является обязательный врачебный контроль. Он позволяет следить за состоянием занимающихся школьников и реакцией их организма на физические нагрузки. Преподавателю же необходимо очень внимательно наблюдать за объективными внешними признаками утомления и в зависимости от степени утомления изменять по ходу занятия параметры физической нагрузки – для всей группы либо для отдельных учащихся.

Методика проведения занятий в вузе

Занятия физическим воспитанием в вузе предусматривают не только укрепление здоровья студентов, совершенствование их двигательной координации и повышение уровня физических качеств, но и освоение техники большинства видов физических упражнений, входящих в программу.

Занятие по физическому воспитанию строится в соответствии с типовым планом и состоит из четырех частей.

Во вводной части занятия необходимо мобилизовать внимание занимающихся. Для этого используются элементы построения и перестроения, ходьба в различных направлениях, пробежки.

Основной задачей подготовительной части является физиологическая подготовка организма, создание оптимальных условий для проведения основной части занятий.

В подготовительной части занятия нежелательно давать слишком много новых упражнений: это может вызвать нервное утомление, которое впоследствии будет сказываться на освоении двигательных навыков основной части занятий. Рекомендуется включать в разминку не более 8-10 упражнений, между которыми выполнять дыхательные (особенно после упражнений с напряжением и после прыжков).

Основная часть занятия направлена на формирование и совершенствование двигательных навыков. Студенты приобретают и совершенствуют специальные знания и двигательные умения; именно в этой части занятия достигается развитие физических и волевых качеств.

Средства, используемые в основной части, весьма разнообразны, так как они направлены на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости). В занятия включаются упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата: бег, прыжки, упражнения со скакалкой. Также широко используются подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, метания предметов.

Для регулирования и снижения физической нагрузки применяются медленная ходьба и дыхательные упражнения – в перерывах между различными видами нагрузок.

По мере роста физической подготовленности и улучшения функционального состояния студентов по согласованию с врачом можно перейти к специализированным занятиям одним из видов спорта: гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием, спортивными играми (волейбол, теннис, бадминтон, баскетбол по облегченным правилам, футбол на уменьшенной площадке по упрощенным правилам).

В заключительной части занятия необходимо использовать простейшие гимнастические упражнения в сочетании с дыхательными, медленную ходьбу, упражнения в расслаблении мышц.

На занятиях со специальными медицинскими группами весьма важен индивидуальный подход к занимающимся и в зависимости от их состояния – дифференцирование нагрузки.

В случае необходимости отдельным студентам уменьшают нагрузки. Например, студенты с нарушениями зрения отстраняются от выполнения прыжковых упражнений, упражнений с натуживанием, наклонов и вращательных движений туловища.

Интенсивность и объем нагрузки изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так для 1-го семестра характерна сравнительно невысокая плотность занятий (55%). Та же картина наблюдается и во 2-м семестре. Это связано с тем, что, во-первых, в начальный период занятий нагрузка должна быть малой, а затем постепенно нарастать; во-вторых, в 1-м и во 2-м семестрах освоение нового учебного материала требует много времени. Плотность занятий заметно возрастает на II курсе, поскольку студенты уже освоили необходимые двигательные действия, приобрели некоторые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Плотность занятий к 4-му семестру повышается до 65-75%.

Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа занятий. Так, на занятиях с преобладанием обучения двигательным действиям ЧСС составляет 96-138 уд/мин. На последующих этапах, где объем работы (количество упражнений, длина отрезков, количество повторений и т.д.) и скорость их выполнения возрастают, ЧСС увеличивается до 132-175 уд/мин.

Пристального контроля со стороны преподавателя требует проведение игр (особенно баскетбола и футбола) вследствие их большой эмоциональной насыщенности и постоянного контакта играющих. Для рациональной дозировки нагрузок можно рекомендовать следующее:

Нагрузку давать дробно, т.е. через определенные промежутки времени делать перерывы для разбора технических и тактических ошибок;

Несколько упрощать правила игры;

Ограничивать размеры площадки;

Внимательно следить за игрой и действиями игроков, за проявлениями внешних признаков утомления (цветом лица, потливостью, одышкой, нарушением координации, снижением игровой активности).

Преподаватель на основе учебных планов и программ по физическому воспитанию разрабатывает рабочие планы каждого учебного занятия, составляет план-конспект, подробно освещающий задачи урока (занятия), его содержание (средства, методика проведения, дозировка упражнений и т.п.), а также ведет учет сдвигов в физическом развитии и в функциональном состоянии студентов специальной медицинской группы.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие учащиеся могут быть отнесены к специальной медицинской группе?

2. Как организуются занятия в специальных группах в школе и в вузе?

3. Как осуществляется комплектование групп для проведения занятий?

4. Какие формы занятий физическими упражнениями используются в школе и в вузе?

5. Основные задачи физического воспитания в специальных медицинских группах.

6. Какие принципы методики занятий должны использоваться в этих группах?

7. Методика занятий в школе.

8. Какой учебный материал используется на занятиях в разных классах?

9. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.

10. Особенности методики занятий со школьниками, имеющими отклонения в функциональном состоянии.

11. Какие особенности занимающихся должен учитывать преподаватель вуза?

12. Методика занятий в вузе. Характеристика основной части занятия.

13. Изменение плотности занятий со студентами.

14. Пульсовые режимы, характерные для занятий со студентами.

15. Методы рациональной дозировки нагрузки на занятиях.

16. Значение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений при проведении занятий в специальных медицинских группах.

В вузах внедряется система менеджмента качества. Анализ состояния высшего образования приводит к выводу, что существует рассогласование процессов, связанных с реформированием и модернизацией системы высшего образования. Педагогический менеджмент активно развивается, но вопросы управления высшим учебным заведением в современный период мало затронуты учеными-исследователями в области педагогики и педагогического менеджмента.

Данное направление в настоящее время становится объектом пристального внимания российских ученых. Несмотря на огромный интерес исследователей, проблема повышения качества образования по-прежнему остается нерешенной. Это обусловлено следующим :

Отсутствие общей теоретико-методологической платформы построения теории образования, нечеткая постановка цели образовательного процесса в целом и в высшей школе в частности;

Преобладание упрощенного подхода к управлению качеством образования, основанного на представлении результата, как предсказуемого следствия приложенных усилий;

Фактическое преобладание экстенсивных путей совершенствования подготовки будущих специалистов, несмотря на необходимость ее интенсификации;

Несоответствие современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса его фактическому уровню;

Отсутствие точной и единой системы мониторинга и оценивания образовательного процесса, соответствующей современным требованиям к оценке качества образования;

Отсутствие в педагогике четко разработанной методологии измерения, недостаточное развитие и распространение идей педагогической квалиметрии. Не разработаны эффективные варианты управленческих технологий с позиций современных идей синергетики и квалиметрии;

Не сформировалась целостная концепция внутри вузовского управления качеством образования с позиций современных достижений различных наук, в частности, философии, педагогики, специальных предметов и методики их преподавания.

Практический опыт многих учебных заведений показывает, что обеспечение эффективно действующей системы менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения, составляет определенную сложность, поскольку любая организация образования является, прежде всего, педагогической системой, в которой установление процессов и документирование процедур не могут в полной мере обеспечить качества ее жизнедеятельности. Эффективность работы высшего учебного заведения зависит от решения многих задач, значимость и уровень сложности которых разные. Совокупность таких задач и их решение составляют систему, обеспечивающую развитие и динамику вуза. Все элементы системы функционирования вуза составляют комплексность методов управления, которые обеспечивают охват всех сторон его деятельности по достижению эффективности.

Проблема совершенствования управления качеством образования актуализируется для вузов сегодня по нескольким причинам. С одной стороны, на качество образования в вузе все больше обращают внимание будущие абитуриенты, возможности которых выбрать тот или иной вуз, с учетом получения высшего образования на платной основе, значительно выросли. С другой стороны, возрастают требования рынка труда к квалификации выпускника, а, следовательно - к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого предъявляется выпускником потенциальному работодателю. Таким образом, для современных абитуриентов актуальным стал вопрос качества потенциального полученного образования. И в свою очередь, перед руководителями вузов и их структурных подразделений встает проблема создания таких условий его функционирования и управления, которые гарантировали бы высокое качество образования своих выпускников.

Проблемы управления высшим учебным заведением предполагают наличие в нем менеджмента на всех уровнях. Характеризуя подход к решению проблем качества высшего образования, следует отметить, что стратегия развития образования строится с учетом концепций устойчивого развития, непрерывного образования, глобализации знаний, непрерывности процесса реформирования и усовершенствования. В этом контексте рассмотрим более детально подход к качеству, основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000; концепцию Всеобщего менеджмента качеством (TQM); вопросы мониторинга качества высшего образования.

Использование системы управления качеством высшего образования в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000:2000.

В настоящее время в вузах могут быть использованы следующие три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на таких методах и подходах :

1. оценочный подход управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

2. концепция, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качеством (TQM);

3. подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Модель управления, основанная на оценочном подходе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения выявленных проблемных ситуаций и улучшения деятельности.

Модель менеджмента, основанная на принципах TQM (всеобщего управления качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности учреждения, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах его деятельности. Всеобщий менеджмент качества предполагает процессный подход к деятельности, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.

Модель менеджмента, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента является документированная система менеджмента, ориентированная на качество (в виде соответствующих стандартов, инструкций и т.д.).

Наиболее важным моментом создания и функционирования системы менеджмента качества в любой организации, в том числе вузе, является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия установленным требованиям. Актуальность исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг заключается в том, что полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им, что очень важно на первоначальном этапе формирования СМК.

Для внедрения системы менеджмента качества необходимо:

1. оптимизировать организационную и штатную структуру вуза (назначение руководителей процессов; разработка и актуализация процессной модели);

2. разработать документацию СМК (руководство по качеству; стандарты на обязательные процедуры; документация структурных подразделений);

3. управлять внедрением СМК (ответственность руководства; принятие СМК персоналом и его участие во внедрении; мониторинг, измерение, анализ, улучшение);

4. провести анализ СМК (оценка СМК; оценка документирования СМК; нацеленность на постоянное развитие и улучшение; внутренние аудиты);

5. получить подтверждение - сертификат.

Проблема создания и освоения системы объективной проверки знаний студентов в образовании сегодня особенно актуальна. В связи с этим в настоящее время придается большое значение ее решению, так как активное использование таких систем помогает поддерживать нужный образовательный уровень студентов, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с обучаемыми . Так, среди функций педагогического контроля выделяют: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую. В частности, в качестве целей диагностической функции выделим: получение информации о степени подготовки студента, выявление уровня знаний, умений и навыков.

Процесс обучения немыслим без постоянно действующей обратной связи, информирующей преподавателя о состоянии знаний каждого студента, о трудностях, возникающих у обучаемого в процессе учения, об уровне усвоения им знаний. Такая обратная связь устанавливается различными способами контроля (устный опрос, проверка индивидуальных домашних заданий, контрольные работы и пр.). В помощь преподавателю внедрились и укрепились технические средства контроля, ускоряющие этот аспект его деятельности.

Результаты внедрения и функционирования СМК в масштабах вуза и в отдельных структурных подразделениях (факультетах) могут быть проанализированы исходя из основных принципов менеджмента качества :

Применение принципа ориентации на потребителя измеряется путем анализа отзывов, поступивших на выпускников; характеристик студентов-практикантов; документов, подтверждающих проведение социологических опросов обучающихся; типовых учебных программ; планов корректирующих действий на основе анализа документов;

Принцип лидерства руководства анализируется с точки зрения учета личного участия руководителей структурных подразделений в СМК; умения планировать развитие структурного подразделения; качества управления ресурсами (человеческими, материальными, интеллектуальными, информационными); способности к руководству и анализу с учетом всех видов деятельности, ориентированных на улучшение;

Принцип вовлечения сотрудников выявлялся через наличие сертификатов по СМК, на основе фактов принятия инициативы в решении проблем и ответственности за выполнение должностных инструкций СМК;

Применение процессно-системного подхода выражается через понимание требований и соответствия им;

Принцип постоянного улучшения направлен на непрерывный рост результативности работы кафедр и деканатов в достижении поставленных целей и задач. Он ориентирован в первую очередь на постоянное улучшение качества образования;

Принцип принятия решений, основанных на фактах, реализуется в выводах и предложениях проверочной комиссии.

Таким образом, качество высшего образования определяется через :

Качество подготовки выпускников вузов, которое относится к категории «качества результата высшего образования»;

Качество кадрового потенциала;

Качество воспитания;

Качество государственных образовательных стандартов, качество применяемой нормативной базы (нормативов и норм), качество образовательных программ, определяющих качество целеполагание в системе государственной политики в области качества высшего образования России;

Качество учебно-методической и качество лабораторной, материально-технической базы высшего образования;

Качество образовательных технологий (учебных технологий);

Качество содержания образования (качество цикла естественнонаучных дисциплин, качество цикла гуманитарно-социально-экономических дисциплин, качество цикла обще профессиональных дисциплин и качество цикла специальных дисциплин);

Качество управления (руководства).

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в высшей школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки студентов; мониторинг национальный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования .

Под системой постоянного мониторинга (ПМ) понимают постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений. При этом понятие мониторинга рассматривается как более широкая категория, чем контроль, поскольку мониторинг включает в себя и аналитику, и диагноз, и прогноз тенденций, и корректировку развития образовательных программ.

Система ПМ включает следующие компоненты: идеология (цели, задачи и функции системы, требования к ней); организационная структура; методы и процедуры исследования. Мониторинг - не просто инструмент оценки, а средство, делающее управление образовательным процессом эффективным. Система ПМ максимально ориентирована на решение основной задачи университета - обеспечение и повышение качества образовательной услуги.

Объекты ПМ - внутренние потребители (абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники университета), внешние потребители (работодатели).

Субъекты ПМ - группа оценки качества образования, подчиняется проректору по учебной работе. Опросы потребителей проводят специалисты группы оценки качества образования, методисты деканатов, кураторы академических групп, уполномоченные по качеству структурных подразделений университета, студенты и аспиранты. Методы сбора первичных данных - анализ документов, интервью с деканами, работниками ректората, заведующими кафедрами, выступающими в качестве экспертов, анкетный опрос. Методика проведения последнего предусматривает проведение анкетирования каждой группы потребителей по разработанным анкетам или опросным листам.

Процедура ПМ включает следующие этапы :

Определение потребностей и ожиданий потребителей;

Сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей. Результаты исследования доводятся до руководства университета;

Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, оказываемых университетом. Для каждого исследования вырабатываются критерии оценки, составляются анкета и программа ее обработки;

Формирование планов корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.

По результатам потребительского мониторинга составляются планы корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за качеством образовательного процесса и его результатами становится особенно актуальным в условиях реформы высшего образования, однако в своих традиционных формах он стал неэффективным. Среди выявленных недостатков и просчетов в мониторинге можно выделить нерегулярный контроль состояния обучения, который не вскрывает динамики изменений. Другой недостаток - это направленность на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний умений и навыков, который и определяет итоги, остается вне поля зрения. Недостаточная информативность не позволяет выяснить, какие конкретно (и в какой мере) элементы содержания программ усвоили или не усвоили субъекты процесса.

Значительная часть традиционных методик во многом пренебрегает статистическими закономерностями выборочного обследования, используют нерепрезентативные выборки обучающихся или оперируют статистическими данными без учета доверительных интервалов, что существенно снижает достоверность выводов.

Вышеизложенные недостатки определяют главный (для управления качеством) недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителей, выявить факторы, влияющие на их успеваемость. Поэтому сегодня идет работа по налаживанию функционирования системы непрерывного изучения состояния знаний, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов .

Тема: Разучивание комплекса упражнений на коррекцию осанки. Закрепление специальных развивающих упражнений.

Цели:

  • укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, развитие различных физических качеств;
  • формирование правильной осанки и рационального дыхания;
  • формирование умения организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
  • воспитание волевых, нравственных и эстетических качеств личности.

Задачи:

  • закреплять навыки правильной осанки;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.

Оборудование: скакалки на каждого, волейбольный мяч на пару, карточки с комплексами упражнений для глаз, на профилактику плоскостопия, теннисные мячи, палочки

Примечание: на протяжении всего урока учитель следит за: дозировкой упражнений, правильной осанкой, правильным дыханием, правильностью выполнения упражнений и их элементов, соблюдением техники безопасности.

Ход урока

I. Организационный момент. (Дети занимаются босиком.)

Построение. Сообщение задач урока.

II. Вводная часть.

Комплекс специальных развивающих упражнений.

Упражнения выполняются в чередовании: в движении, на месте (у детей ограниченная двигательная активность).

№ п/п

Упражнения

Воздействие на организм

Ходьба спортивная (с пятки на носок)

Развитие статической выносливости мышц

Захват большого пальца.

И.п. – о.с.

1 - Левая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись).

2 - И.п. (голову вниз).

3 - Правая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись).

4 - И.п. (голову вниз).

Замерить ЧСС .

Ходьба спортивная со сменой направления движения (в другую сторону).

Улучшение кровообращения

Наклоны вперёд.

И.п. – стойка ноги врозь.

1 – 4 - Руки дугами через стороны вверх.

5 – 8 - Наклон вперёд.

1 – 4 - Встали, руки вверх.

5 – 8 - И.п., голову опустили

Восстановление дыхания.

Развитие гибкости

Ходьба в полуприседе на полупальцах с изменением положения рук (в стороны, вверх, вперёд), пальцы – фонарики (сжать-разжать)

Профилактика плоскостопия.

Развитие мелкой моторики

Выпады вперёд (со сменой положения ног), руки в замок сзади (одна сверху, другая снизу)

Развитие гибкости

Скрестный шаг, руки в стороны

Координация движений

Упражнение на восстановление дыхания.

И.п. стойка ноги врозь, руки в замок перед грудью (выдох).

1 - Руки вперёд (вдох).

2 - Руки к груди (выдох)

3 - Руки вверх (вдох).

4 - Руки к груди (выдох)

Выработка правильного дыхания

III. Основная часть.

Ходьба в движени: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

Перестроение в колонну по 3 (по ходу перестроения дети разбирают скакалки).

1. Упражнения на коррекцию осанки .

№ п/п

Упражнения

Воздействие на организм

Упражнения со скакалкой .

Выкруты в плечевом поясе.

И.п. стойка ноги врозь, скакалка в опущенных руках перед собой.

Руки вперёд, вверх, назад, опустили и обратно

Развитие подвижности плечевого пояса

Приседания.

И.п. – о.с., скакалка сложена в 4 у ног.

1 - Присели, взяли скакалку.

2 - Выпрямили ноги.

3 - Присели, положили скакалку.

Укрепление мышц

И.п. – о.с., положили скакалку на правую ногу (скакалка сложена в 4), руки на пояс.

Поднимаем прямую ногу вперёд на 45° – 90°, подержали, опустили. Тоже с левой ногой

Укрепление мышц.

Координация движений

Упражнения на профилактику плоскостопия

А

И.п. – сидя. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок от себя, носок на себя)

Укрепление мышц свода стопы

Б

И.п. – сидя. Выполнять круговые движения стопой (влево, вправо)

В

Массаж стопы - от пальцев к пяточной области костяшками пальцев (движения по кругу)

Наклоны вперёд.

И.п. – сидя, ноги прямые, носки на себя, скакалка опущена в руках перед собой.

1 - Наклон вперёд, скакалку за ноги.

Развитие гибкости

И.п. – сидя, ноги прямые, скакалка в руках перед собой.

1 - Легли на спину.

2 - Руки положили вверх.

4 - Руки вверх.

Отдохнуть: потрясти ногами и руками

Укрепление мышц брюшного пресса

На полу сделать круг из скакалки.

Бег – прыжки по кругу: левая нога внутри, правая снаружи (или наоборот), руки произвольно

Улучшение кровообращения

В круге сели на пятки, наклонились вперёд, руки вперёд ладонями вниз, глаза закрыли, расслабились.

Замерить ЧСС

Упражнения с мячом .

Разделить детей по парам, раздать мячи (мяч на пару)

Броски мяча.

1 - Бросить мяч, присесть, встать.

2 - Поймать мяч, бросить, присесть, встать.

Развитие внимания.

Координация движений

Ловля катящегося мяча.

Повернуться спинами друг к другу.

1 - Руки с мячом вверх.

2 - Наклон вперёд.

3 - Толкнуть мяч партнёру (поймать мяч).

4 - Выпрямились (через левое плечо смотрим за партнёром)

Развитие внимания.

Координация движений

Ребёнок лежит на животе, голова повёрнута вправо, руки лежат вдоль тела ладонями вниз. Второй прокатывает мяч по всему телу от левой ноги к правой. Поменялись. Убрать мячи.

Восстановление систем организма

Потягивание. Легли на спину. Руки через стороны вверх и обратно.

Предупреждение нарушений осанки

2. Выполнение упражнений по группам . Дети делятся на 2 группы. В каждой группе назначается ответственный, который проводит зарядку. Ему даётся карточка с комплексом упражнений. Учитель следит за правильностью проведения и выполнения упражнений.

Первая группа выполняет упражнения для глаз.

  1. Поморгайте 15-20 раз.
  2. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. 3-5 раз.
  3. Повращайте глазами сначала влево, затем вправо. 3-5 раз.
  4. Поморгайте 10 раз.
  5. Крепко закройте глаза, надавливая веками на глазные яблоки.
  6. Поднимите палочку на уровень глаз. Закрыв один глаз, другим смотрите на палочку, затем вдаль. 6-8 раз каждым глазом.
  7. Вытяните вперёд руку с палочкой. Глядя на палочку, приближайте её к лицу (на 10 см), отодвигайте от лица. 3-5 раз.
  8. Поморгайте 20 раз.

Вторая группа выполняет упражнения на профилактику плоскостопия.

  1. И.п. – сидя, ноги согнуты. Приподнимай пятки одновременно и поочерёдно. 4-6 раз.
  2. И.п. – сидя, ноги согнуты. Прокатывай ступни ног с пятки на носок и наоборот. 6-8 раз.
  3. И.п. – сидя. Катай палочку серединой стопы вперёд, назад. 4-8 раз.
  4. И.п. – сидя. Катай мяч серединой стопы: вперёд, назад, по кругу, по и против часовой стрелки. 4-6 раз.
  5. И.п. – сидя. Захватив сводами ступней мяч, перенести его влево, опустить, вправо, опустить. 4-6 раз.
  6. И.п. – сидя. Перенеси предмет с одного места на другое, захватив пальцами ноги.
  7. И.п. – сидя. Поджимая пальцы ног, двигайся вперёд («Гусеница»). 4-6 раз.
  8. И.п. – сидя. Растопырь пальцы ног как можно шире. Попробуй сыграть ими гамму.

3. Эстафеты с мячом на развитие физических качеств.

Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу колонны.

1. Передача мяча над головой.

Мяч надо передавать над головой, руками назад. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.

2. Передача мяча под ногами.

Мяч надо передавать или прокатывать под широко расставленными ногами. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч под ногами. Примечание: игрок, стоящий сзади в колонне, держит ноги вместе.

3-4. Передача мяча справа (слева).

Мяч надо передавать справа (слева), ноги стоят на одном месте. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.

5. Передача – броски мяча.

Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 3-4 шага от них. У них в руках по мячу. По сигналу учителя капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и бежит в конец колонны. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку и т.д. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх. Примечание: игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на своё место, а затем бросить мяч капитану.

Замерить ЧСС .

IV. Заключительная часть.

1. Упражнение на восстановление дыхания. Восстановление систем организма.

И.п.- лежа на спине, ноги полусогнуты в коленях, одна рука на грудь, другая на живот. Дыхание животом: вдох – живот надули, выдох – живот втянули.

2. Подведение итогов урока. Задание на дом (должно быть индивидуальным).