Праздник в современной деревне масленица. Что за праздник - Масленица? История, традиции, современная Масленица. Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Организация детских мероприятий задача не из легких. Мы с детских лет знаем о веселом празднике Масленицы, и многие из нас слышали о традициях и поверьях, связанных с этой праздничной неделей. Конечно же, это раньше люди могли позволить себе целую неделю не работать и развлекаться на полную катушку. Давайте вместе разберемся в истории празднования Масленицы и попробуем совместить обычаи с ритмом современной жизни.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников (в 2012 году будет проходить с 20-го по 26-е февраля). Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Начнем с того, что Масленая неделя очень долго по сути своей была встречей нового года, берущего свое начало с марта, а не с января. Ведь не зря же говорят: «Как Новый год встретишь, так и проведешь его», поэтому наши предки и веселились. Эх, деревня Помидоркино – лошади в санях и катания по горкам! Каждый день был расписан своими обрядами.

Мы начнем готовиться накануне. В воскресенье соберите небольшое количество старых и абсолютно ненужных вам вещей, которые не жалко и выбросить. Это могут быть изношенная одежда, остатки пряжи, да все что угодно! Зачем? Мы заранее соорудим чучело Масленицы, и займет это не более 30 минут. Привлеките к этому занятию всех домочадцев, дети будут в восторге!

Отпустите вашу фантазию на волю и смастерите куклу. Разрежьте ткань на полоски шириной 5 см и длиной 30 см. Из пряжи сделайте волосы и заплетите в косы. Соберите ленты в пучок и крепко свяжите верхушку. Выверните сие сооружение, чтобы узел был внутри. Кусок ткани скомкайте в клубок размером с детский кулачок и, заложив его под узлом, расправьте ленты. Перевяжите веревочкой – это будет голова.

Такая же процедура с бюстом чучела, только ткани подложите побольше. Оставшиеся свободными концы лент будут имитировать юбку. Косы на голове закрепите, повязав яркий платочек. Приготовьте «кол», на который, проснувшись в понедельник, мы водрузим нашу Масленицу. Подойдет любая палочка, ну или простой карандаш. Вот мы и совершили первый обряд.

Понедельник

День первый – встреча . В этот день чучело возили по городу на санях. Ну, мы его, конечно же, таскать за собой не будем, а просто поставим на окошко. Город видит чучело, чучело видит город и солнышко – обряд совершен. Сегодня мы должны испечь блины и первым делом одарить малоимущих, колядующих или странствующих.

Даже представить себе такую картину трудно, чтобы бегать с горячим блином по улице в поисках вышеперечисленных. Но ведь обычаи не так узки и наши предки поминали блинами усопших, вот и мы скушаем первый блин, помянув всех. И уходящую зиму мы помянем, поддержав древнюю сущность Масленицы: «Зиму поминаем – весну привечаем». А если есть свободная минутка, прогуляйтесь с детьми во дворе. И пусть они катаются с горки, а на качелях качаются высоко-высоко, пробуждая своим смехом весну от сна.

Вторник

День второй – заигрыш . Смотрины невестушек. Девушки и женщины, мечтающие о замужестве, это ваш день! На работе покажите себя во всеоружии и пусть ваши холостые коллеги-мужчины «падают штабелями» от вашей сногсшибательной неповторимости. Сходите в кино или в театр, да просто в любое развлекательное заведение не только на мир посмотреть, но в первую очередь себя показать. И помните, Масленица покровительствует вам! Ведь недаром все гулянья были направлены на поиск суженых и сватовство.

Среда

День третий – лакомки . Тещи, вы давно не виделись со своими зятьями? Так вот сегодня самый настоящий повод пригласить зятя в гости на блины. По традиции, среди гостей приглашенных обязательно на почетном месте должен сидеть зять и вкушать блины, приготовленные тещей собственноручно.

Четверг

День четвертый – разгул . Этот день начинал празднование широкой Масленицы. Все забавы (кулачные бои, покорение снежных городков, борьба стенка на стенку) были направлены на то, чтобы сбросить с себя отрицательную энергию, накопленную за долгую зиму.

Где в современном городе можно выплеснуть свою энергию? Танцы или стадион! Проходит матч по футболу? Сходите на него, даже если абсолютно ничегошеньки не смыслите во всех этих пенальти, дриблингах и прочих тонкостях. Поверьте, вас заразит всеобщий азарт трибун, вот уж где можно покричать и посвистеть, а соответственно, избавиться от негативной энергии.

Пятница

День пятый – тещины вечерки . В этот день теща наносила ответный визит зятю. Прекрасный повод, чтобы «умаслить» строгую тещу! Окружите мягким облаком заботы и внимания самую «дорогую» гостью. Да если еще и угостите ее блинами собственного производства… вы будете самым любимым зятем.

Суббота

День шестой – золовкины посиделки . В такой день невестка приглашала в гости родственников мужа. В основном приглашались золовки (сестры мужа) и одаривались какими-нибудь подарками. Если золовка была не замужем, то на вечер звали незамужних подружек и наоборот. Хорошо если у вас золовкой сложились дружеские отношения, в обратном случае вам предоставляется шанс с благовидным предлогом для того, чтобы попробовать найти общий язык.

Воскресенье

День седьмой – прощеный день, проводы . Кланяясь в пояс, человек от чистого сердца просит прощения у других за случайно или намеренно причиненную обиду, на что должен получить ответ: «Бог да простит тебя, и я прощаю». Разве это не актуально в наши дни? Сколько обид мы причиняем родным и посторонним людям? Ведь в этом ритуале заложен глубокий смысл. Прощать и просить прощения нужно от всей души и с добрыми помыслами.

А что же наша Масленица на окошке? Пришла пора прощаться с ней, а заодно и с зимой, призывая весну вступить в свои права. К сожалению, устроить великое огнище для сожжения Масленицы нам вряд ли позволят, но можно скромно предать ее огню во дворе.

Вот такое вот празднование Масленицы можно организовать, вплетая народные обычаи в тугой узел современной жизни.

Ма́сленица (русск. Масленица, Масляница , украинск. Масниця , белорусск. Масленіца, Масленка , польск.

Zapusty , словацк. Fašiangy , чешск. Masopust , сил. Kozelek , моравск. Voračky, Voráčí, Končiny , словен. Pustni teden , сербск. Покладе , болгарск. Сирна седмица/Сирни заговезни , македонск. Проштена недеља ) -славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого Поста . Масленица является аналогом Карнавала в европейских странах и сходных с ним праздников карнавального типа (Ноуруз / Навруз, Пурим и др.).

Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в Святцах как «церковное» название .

Масленица сродни «жирному вторнику» (марди гра) и Мясопусту. В календаре Русской православной Ценкви этот период называется Сырной неделей.

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы - чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских - обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов - вареники, сырники и колодка.

Другие названия праздника: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя и др.

К. Маковский. Народное гулянье на Масленицу на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1868.

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени - началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ .

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающейго и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям .

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы - уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «цеповник», смотры молодожёнов («столбы») , их гостевания , катания с гор и на упряжках , шуточные преследования холостых, - связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста . Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота .

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминаьная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда - посещение кладбищ, всегда - обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины , ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славан . Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы .

Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Морозова, нет оснований утверждать, что Масленица - это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы - это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни .

В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы, предшествующей Пестнйо неделе. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочере по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону - И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» - то били лаптями .

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечалидень, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины - и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района) .

И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят .

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» . В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят» . В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», - говорили в вечер перед масляной .

П. Грузинский. Масленица. 1889.

В. Суриков. Взятие снежного городка. 1891.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои , различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка . Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми .

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится - сукин сын» .

В селе Ураково Красненского района Белгородской области с четверга возили по деревне соломенного коня. «Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками - это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом». В селе Камызино того же района по селу на санях возили живую козу, наряженную в платок. Рядом с ней ставили стол с выпивкой. И так ездили по селу .

В сёлах Солданское и Роговатое Старооскольского района с этого дня парни устраивали масленичные проказы: подпирали двери бревном, засыпали снегом ворота и окна, затаскивали на крышу сарая телегу, рядились в вывернутые шубы, пачкали себе лицо сажей и пугали прохожих .

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,
Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
Виноград, красно зелёная моя!
Накормил, напоил, со двора пустил,
Виноград, красно зелёная моя!

Четверг украинцы и белорусы посвящали «Волосию» и праздновали во имя благополучия скота .

Пятница - тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким .

Суббота - золовкины посиделки[. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок .

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов .

Воскресенье - проводы. Прощёный день в крестьянской семье. XIX в.Также называется: Целовальник , Прощёный день , Заговенье, Прощеное воскресенье ; Сыропустие , полес, Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка , Чорна недиля (полтав.) .

Ф. Сфчков. Пляска. 1911.

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших , ходили на кладбище прощаться с своими родственниками . В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы , полученный пепел рассыпали по полям .

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки - «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают - «сжигают соломенного мужика» .

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице» .

Проводы Масленицы

А Третьяков. Смотрины.

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (зимы - Морены ), так и в его символических похоронах . Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Повольжье, в частности в Татарстане , также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды .

Ф. Сычков. Праздничные забавы.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался .

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На р. Тавде распорядители проводов - Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела .

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай .

А. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы в начале ХХ в.

Тужилки по Масленице. ца . Первый день великого поста. В некоторых местах в этот день, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой . Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста . Кое-где устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепешки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.) . Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды.

Адоньева С. Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик http://folk.ru/Research/adonyeva_obriad_chuchelo.php?rubr=Research-articles

Примечания

  • Дубровский, 1870 , с. 13
  • Рыбаков, 1981
  • Дубровский, 1870
  • Васілевіч, 1992
  • 2 3 4 Толстая, 2005 , с. 298
  • Пропп, 1995
  • Пропп, 1995 , с. 81-85
  • Смотры молодоженов
  • Гостевание молодоженов
  • Катальные горы // Российский Этнографический Музей
  • Съездки // Российский Этнографический Музей
  • Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ - начала ХХ в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.
  • Артеменко и др., 1985 , с. 262
  • Подобный научный миф возник в серединеXIX века благодаря деятельности «мифологической школы », и главным образомА. Н. Афанасьева . Он же приводил метафору, сравнивающую месяц с круглым блином: «Свети, месячку, свети ясно, як млынске коло»; «зойди, месячку, так, як млынске коло». См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1995.
  • Пропп, 1995 , с. 28-29
  • Соколова, 1979 , с. 46-48
  • Дубровский, 1870 , с. 23
  • 2 3 Белкин, 1975 , с. 5
  • Андрей Мороз: народное православие
  • Калинский, 1877 , с. 347
  • Соснина
  • 2 Советская этнография № 2, 1936, С. 102.
  • Гальковский, 2000
  • Котович, 2010 , с. 332
  • Юдина, 2000 , с. 406
  • Масленица: обряды на каждый день
  • Как провести традиционную русскую Масленицу, часть 1
  • 2 Солодовникова, 2008 , с. 19
  • Сахаров, 1885 , с. 167–168
  • Толстая, 2005 , с. 297
  • Сахаров, 1885 , с. 168
  • Проводы русской зимы (масленица) / Масленичная неделя / Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
  • АИФ-Весна: Где и как встретить масленицу
  • 2 Агапкина, 2002 , с. 41
  • Кулачный бой // Российский Этнографический музей
  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей

Введение

Актуальность - в данной работе я рассматриваю тему «Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции». Блюда рассматриваемые мной можно включить в ассортимент блюд для новых предприятий.

Проблема - создаются новые предприятия, соответственно нужно расширять ассортимент продукции.

Цель - изучить ассортимент блюд на масленицу, разработать технико-технологическую карту на блюдо, произвести расчет рационализации

Задачи исследования:

Должна узнать классификацию, ассортимент блюд, рецептуры и технологические процессы приготовления блюд, кулинарной и кондитерской продукции;

Правила оформления, отпуска готовой продукции

Методы исследования - теоретический, эмпирический, математический

Структура:

В данной курсовой работе содержится:

· введение

· основная часть

· технологические карты

· технико-технологическая карта

· расчет рационализации рецептуры блюда

Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции

Характеристика обрядов масленичной недели

Масленица - языческий праздник, но получил он свое название от церковного календаря. В этот период времени, последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается есть продукты животного происхождения (сливочное масло, молочные продукты, рыбу). Еще эта неделя в Православной Церкви именуется Сырной седмицей.

Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Чучело масленицы сжигают и символически его хоронят. В разных уголках России ритуалы в этот день немного отличались друг от друга. Например, в северных, центральных и поволжских районах организовывался масленичный поезд, который везли несколько сот лошадей. Чучело поджигали, и пока оно горело, в костер кидали традиционную поминальную пищу (блины, яйца). На юге и западе страны было принято после сожжения хоронить Масленицу. Популярна была и пародия на похороны. Выбирали «попа», «дьякона» с «дьячком» и группу плакальщиц, замыкающую похоронную процессию.

Как известно, церковный календарь заимствовал многие языческие праздники. Масленица - не исключение. Праздник радости и удальства, с пиром горой и кулачными побоищами, Масленица широкая, пьяная, разорительная -- аналог латиноамериканского «карнавала» с танцами на площадях и демонстрациями откровенных нарядов. И Масленица, и карнавалы вот уже более тысячи лет подвергаются гонениям со стороны церкви, которая надеется обуздать их дикий нрав. Но только всё без толку…

Наши предки почитали солнышко, как Бога, и в благодарность за то, что оно начинало пригревать всё сильнее и сильнее, пекли сначала пресные лепёшки (круглые, как солнце), а когда узнали заквасное тесто, то в традицию вошло печь блины. Съедая блин, наши прапрапра… дедушки и бабушки верили, что с ним они получают частичку солнечного тепла и света.

После того, как Православная Церковь придала новый статус проводам зимы, Масленица стала неделей, предваряющей пост. По задумке церкви, в эти дни люди должны были заниматься примирением с ближними, прощением обид, подготовкой к «покаянному пути к Богу» -- ведь до Великого Поста оставалось всё меньше дней.

Сегодня на масленичную неделю в ресторанах на воскресном бранче организуют шведский стол и две специальные линии где повара пекут блины, дополняя их рыбой, икрой, сметаной, декорируют “русской печью” из сахара и шоколада, украшенной печеньем, блинами, бочонками с медом и другими сладостями. Официанты одетые в национальные костюмы, предлагают гостям традиционный русский напиток - медовуху.

Если на Руси можно было устраивать шумные гулянья на протяжении всей недели, то в современном мире это проблематично. Из-за того, что подавляющее большинство из нас работает, ритуалы каждого дня недели практически не соблюдаются.

Единственное, что делают практически все, так это пекут блины и приглашают к себе гостей на угощения. В некоторых семьях сохраняется традиция среды и пятницы (лакомки и тещины вечерки).

Обязательно просят друг у друга прощение. Обзванивают всех своих родственников, друзей, знакомых. Молодежь любит рассылать sms-сообщения в стихах, в которых заложена просьба забыть обиды и грехи. В социальных сетях знакомые также отправляют друг другу подобные послания.

Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное - она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.

В понедельник, который назывался «Чистая Масленица - широкая боярыня», катали на санях Масленика и Масленицу, а после торжественно усаживали их на самом видном и высоком месте, как жениха и невесту. Прообразом Масленика был бог-громовик из языческих мифов. А «прототипом» Масленицы была Снегурочка - божество, дающее и забирающее жизнь.

Свёкор и свекровь с утра отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Тут, за чаркой и договаривались, каким образом проводить время масленичной недели, когда кататься по улицам, и кого звать в гости.

Во вторник, на «Заигрыш», на рассвете, Масленица вывозилась на центральную площадь, вокруг водились хороводы, молодёжь каталась на качелях и с гор, почтенные семейные пары ходили друг к другу в гости. По улицам гуляли группы одетых в маски ряженых, которые устраивали импровизированные концерты везде, где заблагорассудится. Отдельно стоит сказать о «позыватках» -- людях, через которых одни семьи приглашали к себе в гости других. «Позываток» при встрече угощали вином и блинами, оказывая почёт и уважение, прося поклониться хозяевам с детками и всем домочадцам. Отказ от посещения звучал в виде выражения: « У нас у самих состроены горы и гости прошены». Такой отказ был, обычно истолкован тем, «дочку хотят выдать за другого». Здесь, как и во многих русских забавах и потехах заметны мотивы сватовства, ведь, при положительном развитии событий, по окончании Великого поста можно было сыграть на Красную горку свадьбу.

Среда - «Лакомка» -- дала «путёвку в жизнь» поговорке «Не житьё, а масленица». В этот день ели столько, сколько приемлет душа, повсюду устанавливались палатки с горячим сбитнем, калёными орехами и медовыми пряниками. Начинали работу передвижные театры, проводились народные гуляния и ярмарки. В семьях накрывали столы с угощениями, среди которых на первом месте были блины.

«Разгульный четверток» имел ещё одно название «Четверг-перелом», которое напоминает о последствиях кулачных боёв, залихватских катаний с горок и провозов по улицам и спускам подожженных телег. Часто на улицах можно было видеть, как везли мужика-балагура, сидящего на специальных санях. У мужика было горящее колесо - один из символов праздника, а за санями шёл народ с прибаутками и песнями. Другим символом Масленицы был медведь - или настоящий, закованный в цепи, или переодетый медведем человек. Одной из забав русских мужиков была борьба с этим медведем, разумеется, с настоящим.

Пятница, «Тёщины вечерки» - день, в который наиболее ярко проявлялась особенность многих русских обрядов: содействовать знакомствам и свадьбам молодёжи. Молодожёны в этот день были в почёте: выезжали в нарядных и расписных санях, приходили в гости ко всем, кто был у них на свадьбе. Но главным событием являлись визиты зятей к тёщам, которые пекли блины специально для этого случая. Не придти к тёще считалось равносильным оскорблению, и такая обида могла быть источником вечной вражды между тёщей и зятем.

Суббота - «Золовкины посиделки», считалась семейным днём. В субботу невестки принимали у себя гостей, родных мужа. А если сёстры мужа - золовки - были ещё не замужем, то, в таком случае, невестка приглашала и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка одаривала подарками своих золовок.

Воскресенье, «Прощённое воскресенье», называли ещё «Целовальник». Люди ходили по дворам, целовали встречных и просили прощения друг у друга. Завидев знакомого, обычно говорили: «Прости меня, пожалуй», а другой отвечал: «Бог тебя простит». Смысл прощения - в очищении от грехов перед Великим постом. Также в прощеное воскресенье принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины.

Новобрачные проезжали на санях по своим родным, одаривая тестя и тёщу, дружек и сватов в ответ за свадебные подарки. В этот, кульминационный день празднества, многие рядились в шкуры животных, изображая злых духов. Жители деревни палками выгоняли их за околицу вместе с чучелом соломенной Масленицы, где инсценировалось избиение нечисти. В костёр бросали всё, что не пригодится в новом году, освобождаясь, таким образом, от хлама. Оставшийся от «хозяйки зимы» пепел развеивали по полям в честь будущего урожая. Детям выпекали «куликов» и «жаворонков» из теста. Ребятишки, с печёными «птицами» в руках забирались на крыши сараев и домов, зазывая раннюю и тёплую весну.

Широкая Масленица, Кривошейка, Блинница, Объедуха, Масленая неделя - это один и тот же праздник, который отмечают почти во всем мире. Смысл этого праздника состоит в разграничении зимнего и весеннего периода для простого народа и определении Великого поста для христиан. Целую неделю люди гуляют, поют песни, катаются на санях, пекут блины, ходят друг к другу в гости и в конце празднества сжигают чучело.

Что это за праздник - Широкая Масленица?

Масленица - это традиционный семидневный праздник, отмечаемый славянами перед Великим постом. Название он получил такое из-за того, что в этот период можно в пищу употреблять сливочное масло, молочные продукты, рыбу. Этот период в православной церкви называют еще

Дата праздника постоянно варьируется, но она всегда идет перед постом, в конце зимы. Потому в народе этот праздник (Широкая Масленица) знаменует собой проводы зимы и встречу весны. Люди делают чучело, готовят конкурсы, пекут блины. На площадях устраивают целое представление с песнями и хороводами, где каждый желающий может поучаствовать в любом мероприятии.

Масленица празднуется 7 дней. Это Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгул, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Проводы. Конец Масленицы всегда выпадает на Потому смысл праздника заключается не в простых массовых хождениях по гостям, а очищении души от обид искренним прощением.

Узкая и Широкая Масленица

Масленица делится на два периода:

  • с понедельника по среду - это Узкая Масленица;
  • с четверга по воскресенье - это Широкая Масленица.

В первый период разрешалось работать, а во втором люди отдавались празднику. Начиналась Широкая Масленица с обрядов.

  • В понедельник рано поутру невестку отправляли к своим родителям. Вечером свекровь со свекром приходили на блины к сватьям и обсуждали, каким составом и где будут отмечать масленицу.
  • Во вторник устраивались смотрины невест. Люди ходили по домам, кушали блины, катались на санях.
  • В среду теща приглашала на блины зятя и других гостей.
  • С четверга начинались массовые празднества. В эти дни люди участвуют в кулачных боях, катаются на лошадях, поют песни, колядуют, прыгают через костер, штурмуют снежные городки, пугают прохожих, разыгрывают друг друга (подпирают дверь бревном, затаскивают телегу на крышу и т. д.).
  • В пятницу зять должен был приветить тещу и ее родственников.
  • В субботу невестка приглашала к себе золовку и других родственников мужа.
  • В воскресенье просили у всех прощения, мылись в бане, сжигали чучело, прощались с умершими на кладбище.

В каких странах отмечают этот праздник?

Поздравления с Широкой Масленицей актуальны не только для русского народа. Этот праздник отмечается и в других странах, только имеет другое название.


Смысл праздника у всех народов одинаков, независимо от различий в еде и конкурсах. Например, на русском и белорусском столе обязательным блюдом является лепешка или блин, а украинцы готовят сырники и вареники.

Связь Масленицы с плодородием, деторождением и усопшими

Изначально Масленица была языческим праздником, суть которого заключалась в стимуляции начала плодородного цикла. Именно поэтому крестьяне пепел чучела разбрасывали на своих полях.

Чучело делали из березового кола и соломы, которые символизировали начало жизни. С плодородием связывалось и рождение детей. Именно поэтому бездетным парам дарились домашние куклы-масленицы, на гуляниях чествовали семейных и осуждали холостых. На Украине и в Белоруссии таким холостякам привязывали к ноге палки и заставляли волочить эту колоду. Смысл этого обряда заключался в том, чтобы девушки и парни подумали о законном браке.

И третий смысл праздника связывали с поминовением умерших. Именно поэтому первый блин отдавался усопшим, а в последний день со стола не убирались даже крошки, так как считалось, что ночью приходили умершие родственники и кушали.

Урожай, плодовитость скота, рождение детей и связывались с плодородностью земли. Однако многие обряды в наше время носят чисто символический характер и входят как историческая справка в сценарий. Широкая Масленица при этом не потеряла своего размаха и разгула.

Несохранившиеся или редко встречающиеся обряды


Традиционные игры Масленицы

Широкая Масленица в былые времена имела ряд обычаев, которые из года в год повторялись. Сжигание чучела и приготовление блинов - это основные элементы праздника. Но совершали и следующие ритуалы:

Празднование Широкой Масленицы в современной России

В настоящее время администрация города или деревни организует народное празднование в последний день Масленицы. В этот день строят огромные помосты, на которых работают профессиональные артисты. Они не только поют песни, частушки, но и обыгрывают все дни Масленицы со всеми хождениями и историческими обрядами.

Народ активно может участвовать в разных розыгрышах и представлении. Чтобы снять зажатость и взбодрить людей, постоянно шныряют скоморохи, которые выискивают задорных и смелых для участия в разных конкурсах. В былые времена широкая с ряженными актерами) всегда сопровождалась балаганами и петрушечными комедиями.

Кроме конкурсных мест, также стоят несколько лотков с горячим чаем и блинами. От администрации города угощение обычно бесплатное, у частников блюда разнообразные, но платные. Вдали от представления или устанавливают ледяные горки, или предоставляют лошадей с санями для катаний. За порядком и дисциплиной обязательно наблюдают представители полиции.

Какие конкурсы бывают на празднике

Несмотря на то что многие обряды и игры устарели, современные проводы зимы также притягивают толпы людей. Сценарий праздника "Широкая Масленица" рассчитан на разные возраста и потребности. Одни смотрят представление и ходят с артистами от одного помоста к другому, проходя все масленичные этапы.

Вторые сразу участвуют в конкурсах. Чаще организуются следующие мероприятия:

  • Ледяной столб с подарками. Люди должны раздеться по пояс и по ледяному скользкому столбу залезть на самый верх до подарков. Конкурс считается выполненным, если пакет с подарком не сорвали, а сняли с крючка. Вешают на столб совершенно разные вещи, бывали случаи, что с высоты доносилось хрюканье поросенка.
  • Перетягивания каната. Люди делятся на две команды и должны перетянуть всех противников на свою сторону.
  • Обливания водой. Мужчины показывают свою удаль: несколько смельчаков раздеваются и обливаются водой.
  • Уличные бои. Это конкурсы для мужчин. Ранее целые толпы сражались друг с другом. В настоящий момент организуют цивилизованные рукопашные бои.

Какие чучела Масленицы бывают?

Ни одна Широкая Масленица (фото представлены в статье) не обходится без куклы. Их есть несколько разновидностей:


Какой смысл несет чучело?

Чучело старой Зимы изображалось в виде старухи. Ее сжигание означало конец всего старого и встречу нового. Особенно важно было делать чучела из березы и соломы с блином в руке, так как это означало плодородие. Ранее люди со этим чучелом кидали в костер свои старые вещи, одежду и прощались со своими обидами. Огонь помогает очистить души людей перед Великим постом.

Большая кукла юной Масленицы участвует в массовых представлениях. Ее делают легкой, чтобы можно было носить на палке. Это веселая кукла переходит из праздника в праздник (Широкая Масленица). Песни тогда звучат веселее и задорнее.

Домашние Масленицы помогают наладить родственные отношения. Когда зятю или невестке сложно попросить прощения у родителей в Прощенное воскресенье, то подарки в виде Масленицы помогают растопить холод в сердце. Женщина может в случае ссор и обид рассказывать их кукле и завязывать узелком.

Такие куклы сжигались вместе с чучелом, чтобы распроститься с негативом. Были и такие, к которым привязывались красные ленты с загаданными желаниями. Их также сжигали в костре, чтобы исполнились загаданные мечты.

Краткие выводы

Широкая Масленица (картинки с блинами и чучелом приведены выше) включает в себя поминальные, земледельческие и брачно-семейные ритуалы. В первом случае сжигание чучела Марены, круглые блины, рыба на столе, запрет на работу, костры свидетельствовали о благоговении людей перед умершими. Во втором случае катания с гор, сжигание чучела, сделанного из березы, и соломы с блином, разбрасывание пепла на полях свидетельствовало о будущем урожае.

В третьем варианте чествовали семейных, устраивали смотрины и наказывали холостяков. Так, молодая жена, состоящая в браке год, должна была вместо лошадей катать своих подруг в санях с песнями и прибаутками. Засватанные обязаны были прилюдно целоваться у «целовального» столба. А холостяки по парам (девушка и парень) вынуждены были ходить с подвешенной колодой весь день, терпя насмешки. В Масленицу вся родня должна ходить по гостям: сначала теща «маслит» зятя, а потом и он должен приветить мать в своем доме.

Получается, что самым семейным и веселым праздником является Широкая Масленица! Песни на каждый день праздника были разные, но все - задорные и радостные. Да и блинов с разными начинками было множество. Девушки по ним даже выбирали себе суженого.

Так уж сложилось, что все значимые события в жизни люди привыкли отмечать особым образом. В древности человек был ближе к природе, верил и почитал ее могучую силу. Поэтому все языческие праздники были с ней неразрывно связаны.

Большинство из них уже давно кануло в лету. Но есть один, который не потерялся, сохранился в смене веков. Это Масленица - наследие языческих времен, любимый праздник русского народа .

  • В 2016 году Масленица наступит 7 марта и будет праздноваться до 13 марта.

Истоки праздника

Масленица - праздник уникальный, многосмысловой. Его первоначальное языческое происхождение, традиции со временем наполнились новым содержанием. Православная Церковь приняла его, переосмыслила, сделала частью христианской культуры.

Языческие славяне провожали надоевшую зиму и встречали долгожданную весну. Люди, работавшие на земле, знали, что если из-за затянувшейся зимы вовремя не посеять, не собрать урожая, то голода и беды не миновать. Поэтому это было время праздника жизни и плодородия, которое ожидалось от следующего аграрного года.

В христианском значении праздник связывался с годичным циклом богослужения и отмечался как подготовка к Великому Посту, точнее как подготовка к Пасхе. От времени начала поста зависело и время проведения Масленицы.

Каждый год праздник приходился на новую дату.

Нынешнему его названию пять веков. Ранее он звался мясопуста . Еще люди ласково, как девушку, величали его «касаточка », «веселая перепелочка », «боярыня масленица » или еще вот так — «сырная неделя », «блинница », «объедуха ».

Масленицу празднуют не только славяне. В странах Европы также было принято провожать зиму. Ближе всего к Масленице — итальянский карнавал, что в переводе буквально — «прощай мясо». Наш праздник похож на него, прежде всего по христианскому смыслу вхождения в Великий Пост.

В западной культуре карнавал смог выжить, превратившись в определенную отрасль развлечений, наполнившись смыслом раскрепощения, снятия всех возможных социальных различий, и что характерно для карнавала-изменения социальных ролей. В дни проведения карнавала любой, по велению толпы, мог стать хозяином города, его королем хоть на день, хоть на час. Но наши обычаи празднования все-таки сильно отличаются от Европы.

Масленичная неделя

Если говорить о русских традициях, то нужно рассказывать о семи масленичных днях.

В понедельник - встреча Масленицы . Из соломы изготавливали чучело-символ праздника. С ним, на санях, молодые парни и девушки проезжали вокруг села и мимо каждого двора. То есть, по смыслу Масленица приходила в каждый дом. Люди так и говорили «Масленица приезжает». Больше всего ждали праздник дети, для них это было время больших зимних игр. В масленичную неделю не работали, семь дней нужно было отдыхать, гулять, ходить в гости.

Второй день назывался заигрыши . Те молодые люди, которые еще не женились, в эту неделю присматривались к невестам, чтобы после поста можно было сыграть свадьбу.

В среду-лакомку наступал самый большой пир . За столом собиралась вся семья, ели блины и вспоминали всех родных. Так как блины — это не только горячий символ солнца, но еще и блюдо, которым традиционно все славяне вспоминали ушедших, считалось, что весь род собирается за столом, празднует. Нужно было есть не просто много, а очень много, сколько влезет. В Масленицу объедаться не считалось грехом.

С четверга начинались самые широкие гуляния . Четверг носил название: разгул. Работали ярмарки, в торговых рядах прилавки ломились от всевозможных лакомств, продавались медовые пряники с узорами, баранки, соленья, икра, рыба. Из пузатых самоваров наливали бархатный чай. И, конечно же, не обходились без главного угощения — горячих блинов. Молодежь каталась с горок, разъезжали на санях и тройках. Шумела, смеялась в танцах и хороводах широкая Масленица. В уличных театрах представления шли без конца, для желающих померяться силой-кулачные игры, перетягивание каната.

В пятницу, по традиции, зять ходил к теще на блины . Основная идея этого дня - объединение семьи, рода. Старшая женщина должна была передать опыт, жизненную мудрость младшему поколению.

На золовкины посиделки, в субботу , молодые невестки принимали дома родных мужа.

Ну, а воскресенье - завершение праздника . Прощались с зимой, со всем старым, ненужным, ушедшим. Чучело вывозили на околицу, из старых вещей сооружали будущий костер, сверху устанавливали Масленицу. Затем ее сжигали, а пепел развеивали по ветру. По православной традиции в этот день все мирились, прощали друг другу, как явные обиды, так и нанесенные ненароком. Примирялись все, от простого человека до царя.