Русское просветительство 18 века и его идеология. Мировая история: формирование индустриальной цивилизации. Миф о существовании независимых от государства ученых

  • На подступах к Просвещению
  • Академия художеств

Сегодня, в День знаний, вспоминаем тех, кто стоял у истоков отечественного образования и науки и преследовал благородную цель - сделать Россию крепкой и просвещенной державой, а также о том, чем славились российские университеты, долгое время находящиеся в тени западных ориентиров и достижений.

Российская наука немыслима без реформ Петра I и Елизаветы, научных открытии Михаила Ломоносова, тяги к искусству и энциклопедических знаний Екатерины Великой, гибкого ума ее интеллектуальной сподвижницы и соперницы Екатерины Романовны Дашковой и, конечно, Шувалова и Ивана Ивановича Бецкого. Все эти незаурядные личности двигали нашу страну вперед, разбивая стереотип об ее косности и дремучей отсталости. Открытие Петербургской академии наук, Смольного института и Московского университета, составление толкового словаря, популяризация русского языка и привлечение лучших иностранных специалистов к преподаванию - таковы их заслуги. С чего начинался этот тернистый путь, история российского образования, и насколько сладкими оказались плоды отечественного Просвещения?

На подступах к Просвещению

«Вечный снег, все ходят в шубах и все военные, но гостеприимство чрезвычайное и все крестьяне очень послушны !» - вот самое распространенное мнение о России, которое транслировала фрау Леноре в тургеневских «Вешних водах» - и это в 1840 году!

В XVIII веке наша страна в глазах иностранцев выглядела неким странным заледеневшим и полудиким государством, которое никак не ассоциировалось с прогрессом и европейской широтой взглядов. Но надо отдать должное: в любые времена находились люди, которые умело опровергали этот стереотип - и не словами, а решительными действиями. Самой знаковой фигурой в процессе масштабных преобразований нашего отечества по праву считается Петр I. «Быв странником, в пыли и в поте, Великий Петр, как некий бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище герой! » - писал о нем Гавриил Романович Державин. Примечательно, что русский царь впервые поехал за границу не в качестве монарха, а старательного ученика, настроенного на изучение европейского уклада жизни. Он работал по 14 часов в сутки и овладел сразу 12 профессиями, среди которых плотник, кораблестроитель, токарь, часовщик, врач, артиллерист, каменщик - неугомонный Петр гордился каждым своим амплуа. Именно этому царю принадлежа идея открытия светских учебных заведений в России, ведь до его реформ образование было религиозным, да и острой потребности в ученых мужах в те времена не было, поэтому неудивительно, что даже дворяне не могли похвастаться безупречной грамотностью.

Амбициозный Петр всячески пытался вывести страну из культурной изоляции, чем снискал себе как преданных сторонников, так и непримиримых врагов, называвших его не иначе как Антихристом. (Впрочем, любое нововведение всегда вызывает всплеск разноречивых эмоций, а вот его подлинное значение здраво осознается гораздо позднее.) Царским указом от 14 января 1701 года быта открыта «Школа математических и навигацких наук» в Москве - и именно она стала первым светским заведением в России, где к тому же могли получать образование не только дворянские дети, но и отпрыски приказных и других неродовитых служилых людей. Надо сказать, неслыханное по тем временам преобразование. Но разумеется, Петр делал упор не на все существовавшие науки, а в первую очередь на военно-морское и врачебное дело. Уже в 1707 году им были открыты Медицинская школа при военном госпитале в Москве и Хирургическая в Петербурге (обе стали впоследствии академиями). Прибавьте к этому так называемые цифирные и солдатские школы, которые были призваны готовить грамотных людей для будущей государственной службы.

А за год до своей смерти, в 1724-м, Петр I открыл Петербургскую академию наук, ставшую средоточием лучших умов Европы. Немецкий математик Гольдбах, французский астроном Делиль, химик Бюргер, профессор правоведения Бекенштейн и многие другие читали тогда лекции для российских студентов. К сожалению, со смертью Петра Великого деятельность академии оказалась в подвешенном состоянии: слишком неопределенным был статус науки в нашем отечестве. Новую жизнь в нее вдохнула только дочь царя-реформатора Елизавета Петровна, утвердившая регламент и штат этого заведения (случилось это уже в конце 1740-х годов).

«Веселая царица» и русская наука

«С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко », - писал Ключевский об эпохе Елизаветы, достойной дочери своего отца, всячески продолжавшей его дело, но лишь с одним принципиальным отличием - бескровно. Несмотря на то что императрица была любительницей балов и заправской модницей (по слухам, в ее гардеробах хранилось 15 тысяч платьев, и ни одно она не надевала дважды), она не только веселилась и щеголяла, но и укрепляла отношения с Англией и Голландией и добилась того, что важный имперский статус России признали ведущие европейские державы. Немало было сделано и для науки.

Славное имя Елизаветы неустанно воспевал Ломоносов в своих одах, ведь именно при ней были учреждены Московский университет и Академия художеств (ее открытие было мечтой Петра, которую он не успел воплотить в жизнь), а также Драматический театр и первые гимназии.

Во времена правления «веселой царицы» и сам Петербург приобрел нарядный вид «гармонический почерк Растрелли - оратория кружев лепных », как выразился современный поэт Алексей Пурин, украсил главные архитектурные ансамбли города. Большой дворец в Петергофе, Смольный монастырь и Зимний дворец - все это создал итальянский зодчий, благодаря которому мрачная столица, традиционно окрашенная в свинцовые тона, засверкала позолотой, теплой охрой, сливочной белизной и нежно-голубой лазурью.

Московский университет и заслуги Ломоносова

Учреждение Московского университета состоялось 25 января 1755 года. «Любезнейшая Елизавета после своего восшествия на трон всея Руси представила право всем желающим изучать бесплатно любые науки как в Московском университете, основанном ею в 1755 году, так и в морском кадетском корпусе, открытом тогда же, где науки преподают бедным дворянам, из которых и составлен этот корпус », - докладывал посланник Людовика XV Дуглас своему королю. Этот шаг имел колоссальное значение для страны: теперь образование мог получать представитель любого сословия (кроме крепостных крестьян) - главным были талант и тяга к знаниям. И как тут не вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова, который хоть и не преподавал в университете, но способствовал его открытию и хлопотал о том, чтобы лекции в нем читались по-русски. Характерная особенность: среди приглашенных академиков всего лишь двое были российскими подданными (Н.Н. Поповский, профессор красноречия и магистр философии, и А.А. Барсов, математик и знаток словесности). Правда, стремление Ломоносова сделать лекции русскоязычными воплотилось в жизнь только после его смерти: такой указ издала уже Екатерина II.

Первоначально Московский университет готовил только медиков, юристов и философов, а сам процесс проходил крайне медленно. Так, в 1758 году студентов было всего 100 человек и только 30 из них получали стипендию (40 рублей в год), иные же учились на собственные деньги.

Говоря о Московском университете, важно упомянуть его куратора Ивана Ивановича Шувалова и первого директора Алексея Михайловича Аргамакова, который хоть и пробыл на своем посту всего лишь два года, но успел обогатить его широтой своих взглядов. Он был слушателем Женевской академии, посещал лекции по юриспруденции, анатомии и математике, хорошо владел французским языком и активно путешествовал по Европе (этакая классическая модель настоящего просвещенного человека). Но, к сожалению, в 1757 году, во время одной из своих рабочих поездок в Петербург, Аргамаков скоропостижно скончался, не успев воплотить в жизнь все идеи.

А вот Шувалов преуспел не только в руководстве Московским университетом, но и стал первым директором Академии художеств - еще одного петровско-елизаветинского детища, о котором стоит рассказать подробнее.

Академия художеств

Академия художеств, расположенная на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, выпустила целую плеяду блистательных художников, принадлежащих к разным поколениям. Федор Рокотов, Карл Брюллов, Михаил Врубель, Иван Айвазовский, Александр Бенуа, портретисты эпохи Просвещения, маринисты, баталисты, символисты - все они воспитывались в стенах этого учебного заведения, открытого в 1757 году по инициативе Ломоносова и Шувалова.

Именно Иван Иванович стал первым президентом и, пожалуй, одним из главных вдохновителей и меценатов наряду с архитектором Кокориновым. Шувалов пригласил педагогов из-за границы (из Франции, Италии и Германии) и в 1758 году набрал дебютный курс будущих художников из 38 учеников - 11 дворян и 27 разночинцев. Он же временно предоставил для проведения занятий свой особняк на Садовой, а затем и несколько жилых домов между 3-й и 4-й линией Васильевского острова. Кроме того, Иван Иванович подарил Академии 101 произведение искусства, несколько десятков гравюр и рисунков европейских художников, а также дорогие книги, среди которых были, например, труд по анатомии бельгийского хирурга Адриана Спигелия и альбом «Дворцы Генуи» Рубенса. Несмотря на мощную подпитку, как и в случае с Московским университетом, учебный процесс поначалу развивался медленно - многие дворяне скептически относились к самому занятию изобразительным искусством, считая его простым ремеслом, недостойным их внимания. Но со временем это мнение потерпело фиаско, ведь некоторые воспитанники Академии имели возможность стажироваться за границей, - например, Федор Рокотов, который, вернувшись из Парижа, написал портрет Екатерины II. Требовательная императрица осталась довольна этим «почти геральдическим по своей отточенности профилем» и впредь поручила изображать ее лицо по оригиналам молодого художника.

Собственно говоря, и сам процесс обучения на четырех отделениях (живопись, скульптура, гравюра, архитектура) нельзя было назвать простым. Ученики вставали в 5 утра, а заканчивали занятия только в 10 вечера. На каждого воспитанника ежегодно выделялись десятки кистей, фунт сажи, флорентийский лак, грунтовальные краски, льняное масло, киноварь, вохра и умбра… Студенты трудились, начиная с копировальной работы и совершенствуясь в выбранных техниках.

И вот любопытный факт: по одной из версий, Екатерина II специально приказала сделать внутри Академии круглый двор, площадь которого равна куполу собора Святого Петра в Риме, чтобы воспитанники вдохновлялись и «соотносились с ним» в своей работе. Идея совершенства и изящная эстетика пронизывали буквально все сферы той эпохи.

Просвещенный друг Екатерины Великой

Еще одной фигурой, связанной как с Академией художеств, так и с другими учебными заведениями, стал соратник Екатерины Великой Иван Иванович Бецкой, сменивший на посту директора Шувалова.

Бецкой родился в Стокгольме и большую часть своей жизни провел за границей, вдали от своей родины. Он был блестяще образован, в совершенстве владел французским и немецким, увлекался идеями Руссо, Вольтера и Дидро, обладал внушительным состоянием и имел возможность общаться с самыми просвещенными людьми Европы и августейшими особами. Но все же, несмотря на европейскую широту взглядов и долгую жизнь вне России. Иван Иванович был настоящим патриотом своей страны. В 1762 году он вернулся на родину и вскоре стал личным секретарем Екатерины II. Она меняла фрейлин, отталкивала фаворитов, но к Бецкому неизменно прислушивалась.

У них было много общего: образование, тонкий вкус, интерес к идее рационализма, увлечение энциклопедистами… Оба хотели создать, подобно Пигмалиону, своих просвещенных Галатей, людей новой эпохи, навсегда порвавших с безграмотностью и имеющих возможность свободно получать качественные знания. Отдадим должное: в этом они весьма преуспели. Благодаря Бецкому были открыты воспитательный дом для незаконнорожденных детей, коммерческое училище для купеческих отпрысков, училище при Академии наук и Императорское воспитательное общество благородных девиц (будущий Смольный институт), а также преобразован сухопутный шляхетский корпус. Иван Иванович искренне считал, что воспитание лучших качеств возможно только без принуждения и физических наказаний, а преподаватель должен быть образцом для своих подопечных.

Смолянки и женское образование

Императорское воспитательное общество благородных девиц, учрежденное в 1764 году, было призвано «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества ». Такая красноречивая пафосная формулировка, естественно, вызывала скепсис: только ленивый не шутил про барышень из Смольного, владевших иностранными языками, умевших рисовать и рассуждать о трагедиях Корнеля и Расина, но напрочь оторванных от реальной жизни. Шутить шутили, а между тем многие прославленные личности выбирали себе смолянок в спутницы жизни. Так, писатель Радищев, поэт Капнист и князь Иван Михайлович Долгоруков были женаты именно на выпускницах Института благородных девиц. А сколько незаурядных воспитанниц проявило себя в мятежном XX веке!

Но вернемся в XVIII век, когда смолянки только начинают свое образование. Так как же происходил сам процесс обучения? Он длился целых 12 лет (при том, что «отзывать» свое чадо назад родители не имели права) и делился на четыре этапа. Самые младшие воспитанницы, или «кофейницы», как их называли по цвету платья, штудировали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, рукоделие, танцы и музыку. С 9 до 12 лет барышень учили истории и географии, а также знакомили с азами ведения домашнего хозяйства. На следующем этапе девушек учили прежним дисциплинам, добавив физику, словесность, основы геральдики, архитектуры и стихотворства. А на заключительном курсе (с 15 до 18 лет) ученицы, которых называли «белыми» - опять же по цвету платья, углубляли все полученные ими знания, перед тем как выпорхнуть из alma mater.

И вот что важно: Бецкой не только поименно знал всех смолянок, но и относился к ним с отеческим участием, устраивал для них специальные вечера и «курировал» барышень и по окончании института. В это трудно поверить, но вальяжный старик в седом парике, влиятельный и образованный муж, робел в их присутствии! Особенно в общении с Глафирой Алымовой - своей главной симпатией. Девушка, кстати, сделала хорошую придворную карьеру, став фрейлиной Екатерины II, женой тайного советника Алексея Ржевского и одной из первых арфисток в нашем отечестве.

А вот Иван Иванович, увы, так и не создал собственной семьи, а к концу жизни был даже отдален императрицей от образовательных дел. Не любила Екатерина II, когда кто-нибудь «присвояет себя к славе государской».

Екатерина Малая и ее образовательные заслуги

Еще одной важной персоной в отечественном образовании была Екатерина Романовна Дашкова, амбициозная сподвижница императрицы и одна из самых просвещенных женщин своей эпохи (недаром ее называли Екатериной Малой по аналогии с Великой). Кстати, за пресловутое «присвоение государской славы» и ей доставалось от царицы, которая так характеризовала свою подругу: «Она очень умна, но с большим тщеславием соединяет взбалмошный характер ». Екатерина Романовна и правда была дамой энциклопедических знаний, и местами ее интеллектуальное превосходство доходило до комизма: она могла прервать спектакль, для того чтобы поправить речевые ошибки актеров, а то и церковную службу, если вдруг священник оказывался недостаточно грамотным. Свой крутой нрав и безапелляционность суждений Дашкова сохранила до самых седин. Например, издателю «Русского вестника» она однажды заявила следующее: «Я вызываюсь к вам в сотрудницы, только с уговором: я настойчива и даже своенравна в мнении и в слоге моем, прошу не переменять у меня ни буквы, ни запятой, ни точки ».

Что сделала эта женщина для российского образования? Во-первых, в 1783 году Екатерина Дашкова стала директором Петербургской академии наук. Кроме того, деятельная княгиня являлась инициатором создания Российской академии, основной целью которой было изучение русского языка. Она привлекала специалистов, хлопотала об открытии общедоступных курсов, активно стремилась наладить работу типографий и издательств… Именно Дашкова пригласила ученых для создания первого русского толкового словаря и собственноручно написала для него ряд определений, тщательно отобрав аж 700 слов на буквы «ц», «ч» и «ш». И вот парадокс: долгое время эта женщина не владела русским языком, а в итоге стала самым активным его поборником! Как знать, насколько далеко продвинулась бы Дашкова в своих образовательных экспериментах, если бы не ее опрометчивый шаг: в 1795-м в «Российском театре», издававшемся при Академии наук, была опубликована опальная пьеса Якова Княжнина «Вадим Новгородский». Екатерина II таких вольностей не прощала. Дашкова была отлучена от всех должностей.

Значение российского Просвещения 18 века

Эпоха Просвещения подарила отечественному обществу массу возможностей: женщины наконец-то смогли получать образование, русский язык стал доступнее, а сословные преграды постепенно минимизировались. Конечно, этот процесс был долгим и встречал немало усмешек, но в итоге разумное начато победило, а значит, все старания лучших умов нашего отечества были не напрасны. Иначе вы бы не читали сейчас эти строки…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

***
Одним из первых российских мыслителей, кто уже в первой половине XVIII века увидел новые явления в жизни России и попытался осмыслить их с просветительских позиций, стал Василий Никитич Татищев (1686-1750). Понимая, что России необходимо самой найти свою историческую дорогу, ведущую в будущее, Татищев попытался использовать самые современные тогда достижения западноевропейской науки, преломив их в соответствии с отечественным историческим опытом. Именно потому он и оказался человеком, стоявшим у истоков зарождения многих тенденций в русской философской и общественно-политической жизни.

Так, впервые в истории российской общественной мысли Татищев рассматривал все проблемы с позиций философского деизма, основы всего просветительского мировоззрения. Деисты в своих учениях соединяли материалистические и идеалистические воззрения. Соединение это было чаще всего механическим, потому-то деизм и был всегда внутренне противоречивым. Но сам факт уравнения деистами Божественного Промысла (то есть идеального) и "естественного бытия" (то есть, материального) сыграл значительную роль в истории.

В своем труде "Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской" Татищев дает именно деистическое определение понятия "естество" ("натура"). Это определение противоречиво. С одной стороны, Бог есть "начало всех вещей в мире", а с другой - Бог тоже входит в понятие "естество", наряду с "тварью" (животными). С одной стороны, природа определена Божией Премудростью, а с другой вещи, тела и даже "духи" находятся в неком всем им общем природном состоянии.

В этой-то противоречивости понимания существа взаимоотношений Бога с миром и заключается нечто новое в российской общественной мысли. Бог Татищева растворяется в природе, соединяется с "естеством". Поэтому татищевское определение "естества" - это деистическая попытка найти определение некой субстанции, даже "материи", как некого единого состояния всего живого, всех вещей и даже душ человеческих. Иначе говоря, Татищев стремится подняться до взгляда на природу, на окружающий мир, как на "единое целое".

И если Татищев раздумывал над проблемами соотношения материального и идеального с деистических позиций чисто теоретически, то впоследствии М.В. Ломоносов, стремясь связать философию с выводами естествознания, стал искать естественнонаучные доказательства материальности мира.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), вслед за Татищевым, но независимо от него, пришел к признанию единства природы. "Я натуру нахожу везде себе подобную, - писал он. - Я вижу, что лучи, от самых отдаленных звезд к нам приходящие, с тем же законом в отвращении и преломлении, которым и солнечное и земного огня лучи последуют и для того то же средство и свойство имеют. Подобным образом уверясь, что и в кометах воздух и пары те же, как здешние, имеют свойства".

Много размышлял Ломоносов и над понятием "материя". В его работах можно встретить несколько уточняющих друг друга определений. "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность", - писал он в "Опыте теории о нечувствительных частицах". В другом месте встречается и такое определение: "...Материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части (сперва, однако, надо сказать, что тела состоят из материи и формы, и показать, что последняя зависит от первой)".

Можно заметить, что татищевское понимание сущности "естества" было более диалектическим. Иначе говоря, Татищев теоретически осознавал сложное диалектическое взаимопроникновение идеального и материального. Ломоносов пошел дальше, доказывая независимость второго от первого, подчеркивая именно материальность окружающего мира. Исторически это было, видимо, неизбежно, но взгляды М.В. Ломоносова более механистичны по сравнению с философскими воззрениями В.Н. Татищева.

Деистической картины мира придерживались и другие российские просветители, продолжая большей частью ломоносовскую линию. Интересны в этом отношении суждения Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733-1788) о соотношении души и тела, то есть идеального и материального в его "Слове о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих". Другой мыслитель второй половины XVIII века Яков Павлович Козельский (1728-1794) в своем труде "Философические предложения", говоря о натуре (т.е., природе), строго разграничивает "натуральное" или естественное от "вышенатурального", "вышеестественного" или сверхъестественного. "Натурою, - пишет он, - называется действующая сила всякой вещи, и потому натуральное называется то, что из силы и существа какой вещи разуметь и истолковать можно; например, натуральное дело огня жечь; а чего из силы и существа вещи разуметь и изъяснить не можно, то называется вышенатуральное, вышеестественное, или чудо; например, вышеестественное дело, или чудо, было то, что пророк Моисей ударом жезла истощил воду из камня".

Пафнутий Сергеевич Батурин (1740/1741 - 1803) привлекал материалистические идеи для доказательства вредности масонства в своем трактате "Исследовании книги о заблуждениях и истине", в котором он критиковал учение крупного западноевропейского масона-мистика Л. Сен-Мартена, изложенное в книге "О заблуждениях и истине" (она была переведена на русский язык русскими масонами и издана в Москве).

Пытались российские просветители изложить свои философские воззрения и в литературной, даже стихотворной форме. Петр Андреевич Словцов (1767-1843) в своем литературно-философском трактате "Материя" (1796 г.) писал:

Хотя непостижимым сим резоном
Колеблюсь я принять идеализм,
Однак дерзаю защищать с Стратоном
Систему вещества против софизм.
Материя, все массы образуя
И бесконечну цепь существ связуя,
Объемлет все до заднего кольца:
От грубой глыбы даже до Творца.
Она, в различны виды наряжаясь,
Живет и в насекомых, и в слоне;
И в разноцветны краски изменяясь,
Сияет в ясной льдине и в огне,
В дожде играет алыми дугами,
А в норде огненными облаками.

История показывает, что увлечение просветителей деизмом стало одним из этапов в рождении и распространении материалистических учений. Впрочем, свои крайние формы выражения - вплоть до атеизма - материализм XVIII века нашел, как уже говорилось, только во французском просветительстве.

И, тем не менее, проблема остается. Противоречивое восприятие просветителями идеи Бога, их стремление все и вся объяснить естественными причинами сыграло двоякую роль в истории. С одной стороны, их пропаганда научного знания, открытое воспевание человеческой свободы как бы двинули вперед всю европейскую цивилизацию, раскрепостив человеческую личность. Но, с другой стороны, результатом такового мировосприятия стало все более ширящееся убеждение людей в их способности жить без Бога, более того, устраивать жизнь лучше Бога. Отказ от понимания мира как Божественного Творения означал и отказ от вечных и Высших истин. Получалось, что человек сам, без Божией помощи может построить справедливый и счастливый мир. Если нет Бога с его законами, то человек должен сам устанавливать свои законы, сам решать, как ему жить.

Исторический же опыт свидетельствует, что отказ от Высших, Божественных истин всегда приводит человека не к счастью, но к торжеству самопроизвола, к довольно быстрой замене Бога Небесного, на бога земного, к возникновению религиозности в иных, более низких, более искаженных, "идолопоклонских" формах. Кстати, это случилось уже в конце XVIII века, когда якобинцы попытались установить во Франции новый религиозный культ Разума.

И в этом смысле XVIII век стал временем, когда европейский человек впервые за последние столетия задумался - а на что способен он сам, без Бога? Естественно, подобный вопрос встал и перед русским человеком.

Впрочем, русские просветители XVIII столетия никогда не отрицали саму идею Бога. И это не случайно, ведь для русского сознания вообще, и русского философствования, в частности, наиболее органичным всегда было и остается религиозно-мифологическое мировосприятие. Так и мыслители XVIII века были критически настроены по отношению к церкви, а не к религии как таковой. Более того, главной целью русского просветительства было все то же, присущее всему отечественному любомудрию, стремление понять итоговый замысел Божий, но только не с помощью теологии, а посредством человеческого разума, с помощью науки. (Кстати, собственно атеизм и материализм на русской почве появились достаточно поздно - во второй половине XIX века.). А ведь в XVIII веке наука достигла поразительных успехов, открывая все новые и новые "тайны естества". Ну, как тут было не увлечься изучением "естественных" законов!

Вот и просветители облекали свое деистическое мировоззрение в форму "естественного закона" или, иначе, в форму теории "естественного права". Истоки теории "естественного права" восходят еще к Аристотелю. Однако полностью оформилась она на протяжении XVII-XVIII веков в русле учений Нового времени.

Что же это за "естественный закон"? Уже В.Н. Татищев понимал, что мир развивается по определенным законам - по Божественному, который изначально заложен Господом, и по "естественному", который вырабатывается в мире (природе и обществе) сам по себе. При этом Татищев не отрицал Божественный закон в пользу "естественного", но пытался, опять же деистически, совместить эти два закона.

Самым важным в рассуждениях Татищева о "естественном законе" является то, что на первое место выходит разумная любовь к себе или, иначе, принцип "разумного эгоизма", в этом и заключается суть "естественного закона". В этом случае целью существования человека становится достижение "истинного благополучия, то есть спокойствия души и совести". Любовь к ближнему, даже любовь к Богу - только для собственного благополучия. Вот и получается, что впервые в истории российской общественной мысли В.Н. Татищев поставил в центр своей концепции человека. Человек - вот точка отсчета всего миропонимания Василия Никитича.

Подобная антропоцентрическая направленность была продолжена и развита другими мыслителями во второй половине XVIII века. Николай Никитич Поповский (1726-1760) включил в свое определение предмета философии учение о человеке и его благе. Он считал, что "благополучие, то есть всех наших действий внешних и внутренних естественная причина, в самом подлинном виде лице свое показывает". Примерно о том же говорил в своих "Речах" и "Словах" профессор Московского университета Антон Алексеевич Барсов (1730-1791), когда утверждал, что философия "приобучает разум к твердому познанию истины, чтобы оный напоследок знать мог, в чем наше истинное благополучие заключается". В этом же духе высказывался и Я.П. Козельский: "Кажется мне, лучше определить философию наукою благополучия", ибо философия "подает человеку всевозможные средства добрые к приобретению благополучия".

Однако столь большое внимание, уделяемое просветителями теме "свободного", "эгоистического" человека, имело в России свое нравственное обоснование и весьма жесткие рамки.

Пристальное внимание к индивидуальности, выделение сознания отдельного индивида, как основы сознания вообще началось в Европе еще в эпоху Возрождения, вылившись в философию гуманизма. Для Нового времени характерен рационализм, как идейное выражение новых отношений, который по сравнению с гуманизмом более "эгоистичен".

Но в середине XVIII столетия теория "естественного права" с ее проповедью "разумного эгоизма" носила совершенно иной характер, чем в позднейшие времена, когда буржуазный "эгоистический человек" стал и в теории, и в реальной жизни отрицать христианские нормы морали и нравственности, а свои собственные желания и устремления стал объявлять общественными потребностями.

По мнению просветителей, чувства и воля человека должны сдерживаться разумом, иначе существование человеческого общества просто невозможно. Да, человек обязан во всем исходить из "пользы для себя", но делать он это должен разумно, соотнося свои желания с желаниями других людей и общества в целом.

Еще Татищев писал: "Тако, зане человек по естеству желает быть благополучен, но оное никако без помощи других приобрести и сохранить не можем, убо должны мы оных, от кого какую любовь или милость получили, возмездно любить, или от кого паче надеемся милость, помощь или добродеяние получить, должны ему заимственно от нас самих равное изъявить". Татищеву вторил Н.Н. Поповский, утверждавший, что главная цель науки - искать "пути и средства всему человеческому благополучию". Кроме того, он говорил, что "мы в своем счастии не должны рассуждать только по одному своему состоянию, но по общему концу и пользе всех тварей".

Рационалистическое мышление заставляло в XVIII веке искать в любом деле, прежде всего "пользу". Идея "общей пользы" главенствовала и в теоретических трактатах западноевропейских ученых, и в практических деяниях правителей европейских государств. И вполне понятно, что конкретное содержание этой "общей пользы" значительно разнилось в понимании тех или иных исторических деятелей. Для российских просветителей идея "общей пользы" довольно рано и прочно трансформировалась в идею "пользы Отечества".

Поэтому важнейшей обязанностью человека русские просветители считали служение своему Отечеству, ради блага которого нельзя, по их мнению, щадить ни сил, ни здоровья, ни "живота своего". Как писал Александр Николаевич Радищев (1749-1802), "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же". "Истинный человек" "пламенеет нежнейшею любовию к целости и спокойствию своих соотчичей; ...преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления, помогает несчастным, избавляет от опасностей, заблуждений и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнию..."

Но служить следует с умом, чтобы приносить Отечеству пользу, а не вред. А.Н. Радищев, вслед за приведенными выше словами, отмечал, что, если Отечеству нужна жизнь человека, "то сохраняет ее для всемерного соблюдения законов естественных и отечественных; по возможности своей отвращает все, могущее запятнать чистоту и ослабить благонамеренность оных (то есть, - законов. - С.П.), яко пагубу блаженство и совершенствования соотечественников своих".

Подобный подход был свойственен русской философии вообще. Российские мыслители всегда на первый план ставили все же интересы общества и России в целом. Такова уж особенность нашей истории, таков наш жизненный и исторический опыт, который диктовал главное условие самостоятельного, независимого существования Российского государства - "стояти заодно". Вот и просветители даже вроде бы сугубо "эгоистическую" теорию рационализма подчиняли общественным, общенациональным интересам.

Осознание глубокой взаимосвязи судьбы отдельной личности с судьбой всей России на долгие времена определило и то, что, начиная с XVIII века, важнейшим предметом размышлений, порой мучительных раздумий отечественных мыслителей стало положение русского народа. Именно просветители впервые критически взглянули на основу основ - крепостное право, ибо именно крепостная зависимость крестьян вступала в противоречие с идеей "пользы Отечества".

Уже в 30-е годы XVIII столетия В.Н. Татищев пришел к выводу: "Воля по естеству человеку толико нуждна и полезна, что ни едино благополучие ей сравняться не может и ничто ея достоино, ибо кто воли лишаем, тот купно всех благополучий лишается или приобрести и сохранить не благонадежен". После этой мысли Татищев делает отступление, рассуждая о том, что для обеспечения нормального общежития необходимо заключение "общественного договора" между разными категориями населения. Иначе говоря, "воле человека положена узда неволи для его же пользы".

Приводя разные примеры "узды неволи", Татищев называет и крепостное право, как договор между холопом и господином. Однако уже в конце жизни он выражал серьезные сомнения в экономической эффективности и целесообразности крепостничества. Более того, он считал, что введение крепостного права в начале XVII века принесло большой вред России (вызвало Смуту) и призывал серьезно продумать вопрос о "восстановлении" бывшей когда-то на Руси вольности крестьян. И недаром именно ему принадлежат слова: "...Рабство и неволя противу закона христианского".

Просветители второй половины XVIII столетия также большое значение придавали правовому положению крестьянства в Российском государстве. Некоторые из них приняли активное участие в работе Уложенной комиссии, представительского органа по выработке нового свода законов - Уложения. Работа этой комиссии не дала никаких практических результатов, ибо наиболее радикально настроенные депутаты, по мнению правительства, зашли в своих предложениях слишком далеко.

Характерна в этом отношении записка профессора юриспруденции Московского университета Семена Ефимовича Десницкого (ок. 1740–1789) "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи". С.Е. Десницкий довольно резко выступал за обеспечение прав крестьянства, как он говорил, "нижнего рода": "Оное состоит в утверждении навсегда свободы человеку, единожды оную от господина своего получившему, равномерно и его потомству с запрещением вступить снова в крепость". Также резко требовал он прекратить продажи крестьян, ибо они "противны человеколюбию, пагубны для государства, вредны самим помещикам".

В защиту крестьян выступал коллега Десницкого, профессор Иван Андреевич Третьяков (1735-1776), который доказывал полную экономическую несостоятельность крепостного труда. Осуждал произвол и беззаконие помещиков и Алексей Яковлевич Поленов (1738-1816), написавший целое сочинение под названием "О крепостном состоянии крестьян в России". В этом сочинении он утверждал, что рабство - это следствие насилия в войнах, т.е. рабы - это захваченные в войнах пленные. Что касается современного ему положения дел, то Поленов считал необходимыми ряд мер для улучшения положения крестьян, ибо крестьяне унижены и угнетены: 1) уничтожение торговли людьми, 2) усиление воспитания крестьян, 3) разрешение собственности крестьян на движимое имущество, 4) введение крестьянских судов (своих крестьян в то время помещики судили по собственному произволу)

Теоретически обосновывал необходимость равенства всех людей Н.Н. Поповский: "Мы по естеству все равны, и нет достойнейшего, ибо Бог никого не любит больше прочих, следовательно, и счастие должно быть всем одно и общее. Потому здравие, красота, благородство, богатство и прочие не могут быть первым и общим блаженством; понеже не всем они достаются, и притом пременяются, а счастие должно быть у всех и непрерывно".

Российские просветители XVIII века многое сделали для пропаганды идей равенства. Однако не стоит из этого делать вывод о "революционности" их мировоззрения. Большинство из них не могли быть революционерами по самой логике исторического развития, да и не должны были ими быть. Ведь, стоит повториться, просветители выступали как выразители интересов всей нации, всего Отечества, стремились учесть в своих "Словах", "Речах", "Рассуждениях" и "Разговорах" требования различных социальных сил, привести их к некому единому знаменателю. Они искали пути и средства для достижения процветания собственного Отечества.

Именно поэтому все они прекрасно понимали и активно поддерживали идею единого национального государства, идею России, как великой державы.

Какова могла быть форма этого государства? Большинство просветителей видели Российское государство самодержавным, во главе с "хорошим царем" - "философом на троне", "просвещенным монархом". По их мнению, народ заключает с монархом "общественный договор" для того, чтобы последний обеспечивал достойное существование государства, соблюдал законы, заботился о своем народе. "Премудрый и истинный тот государь, - говорил, например, Н.Н. Поповский, - который о средствах исправления нравов, то есть о просвещении учением подданных своих печется. Судии помощию здравой философии толкуя законы не по словам и внешнему знаменованию, но по самым обстоятельствам и правосудию, пресекают дорогу бесстыдным клеветникам употреблять на зло монаршеские учреждения, и под видом закона беззаконно утеснять неповинное гражданство".

"Подданные" же, доказывал Николай Никитич, "чрез доброе и честное воспитание снискивают благородные мысли, правые рассуждения, неповрежденные о всякой вещи мнения... Просвещенный ум подает им подробное понятие истинного зла и добра; научает дружелюбию, беспритворной откровенности и неповинному обхождению".

Но вот, что интересно. Именно размышления о благе Отечества, о величии русского народа, приводили просветителей к достаточно вольнодумным выводам. Уже говорилось о позиции просветителей по крестьянскому вопросу. Но заслуга мыслителей XVIII века не только в том, что они подняли крестьянскую проблему, но и в том, что увидели непосредственную ее связь с политическим строем. Еще В.Н. Татищев осторожно заметил по этому поводу: вольность крестьян "с нашею формою правления монаршеского не согласует, и вкоренившийся обычай неволи переменить небезопасно".

Однако, размышляя о сущности российской государственности, Татищев пришел к выводу о том, что в России наиболее целесообразной формой государства может быть только монархия. Географические условия, размер территории, уровень просвещения народа - вот главные факторы, определяющие форму государства в той или иной стране. Россия - это великое государство и географически, и политически. В подобных великих государствах, по убеждению Татищева, не может быть ни демократии, ни аристократии, в доказательство чего он приводит многочисленные примеры вреда того и другого для России - Смуту, "семибоярщину" и др. Поэтому "всяк благоразсудный видеть может, колико самовластное правительство у нас всех полезнее, а протчие опасны". Из-за обширности территорий, сложности географии и, главное, непросвещенности народа, В.Н. Татищев и считал, что для России наиболее приемлемым государственным строем является монархия.

Но дело в том, что Василий Никитич мыслил монархию в России не абсолютной и бесконтрольно самовластной, а, во-первых, просвещенной, и, во-вторых, ограниченной законом. Об этом ярко свидетельствует его проект ограниченной (конституционной) монархии, который был написан им в 1730 году. Конечно, проект не мог быть воплощен в жизнь, но он точно показывает, в каком направлении развивалась просветительская мысль в России.

Впрочем, далеко не все отечественные просветители пошли по стопам Татищева в решении политических вопросов, однако идеи ограничения самовластия монарха некоторыми из них использовались.

Так, С.Е. Десницкий своей записке о новом политическом устройстве Российской империи, представленной в Уложеннную Комиссию ("Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи"), предлагал ввести обязательное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, а также учредить выборный "правительствующий сенат" с достаточно широкими полномочиями, т.е. учредить своего рода конституционную монархию.

Политическое устройство, предлагаемое Десницким, было таково. Во главе государства, естественно, монарх. Законодательную власть представляет выборный от всех сословий (за исключением крепостных крестьян) "правительствующий сенат" в количестве 600–800 человек. Судебная власть - это губернские постоянно присутственные коллегии из 12 человек. Исполнительная власть (в терминологии Десницкого, "наказательная власть"): воевода, назначаемый в губернию монархом, но находящийся под контролем судов. Наконец, гражданская власть - это своеобразное городское самоуправление (выборные от дворян и купцов).

При этом Десницкий выступал за то, чтобы закон достаточно строго определял прерогативы монарха, государственных учреждений, определял бы отношения между помещиками и крепостными, родителями и детьми, всякого рода имущественные и личные отношения.

Впрочем, записка Десницкого не нашла поддержки у власть имущих, хотя некоторые юридические положения С.Е. Десницкого нашли отражение в "Наказе" Екатерины II.

Самому же резкому в XVIII столетии осуждению подверг самодержавную форму правления А.Н. Радищев. "Самодержавство, - писал он, - есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние... Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно; но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу; о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает право народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества".

А.Н. Радищев был единственным из российских просветителей, кто мыслил столь радикально и резко. Впрочем, именно с Радищева принято отсчитывать начало революционного общественного движения в России.

***
Российское просветительство XVIII века - явление сложное и неоднозначное. Наверное, духовные поиски просветителей, их осторожные попытки заменить традиционную веру упованиями на силу человеческого разума не могут и не должны служить ныне примером для подражания. Уж больно дискредитировал себя "свободный человеческий разум" за последние два века. И в то же время, столь страстное желание просветителей объединить усилия всех жителей Российского государства, найти нечто общее для всех, помочь России стать истинной великой державой заслуживают искреннего внимания. Ибо они старались для "пользы Отечества".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Просвещение в России естественноисторическим образом подготавливалось уже с XVII века, а когда оно назрело, то нашлись и организаторы, и идеологи, и проводники этих идей. Самые различные люди, даже с различными целями, способствовали Российскому Просвещению.

Один из первых в этом ряду, Феофан Прокопович , видел целью Просвещения воспитание слуг государства, считая таковым и себя. Реализуя устремления Петра, он позаботился и о том, чтобы они получили юридическую поддержку. В любом случае, его «Духовный регламент» был расценен как гимн просвещению.

Иным типом просветителей были ученые-энциклопедисты уже второй половины XVIII века, такие, как М. В. Ломоносов и Е. Дашкова . Стремление к образованию было у них буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью они были полезны отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он. Именно это придавало ему уверенность, что

«Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Ломоносов известен не только как ученый, но и как поэт. Он стал трактовать литературу уже не как развлечение, а как общественно полезную деятельность, средоточение мысли и разума.

В Дашковой же, как замечал А. Герцен, соединились «сильное, многостороннее,… петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием». Немало послужив отчизне деятельностью в области науки и ее организации, она служила еще и примером для других дворянок. Интересы Дашковой распространялись далеко за пределы России и собственно научной деятельности. Поддерживая борьбу американских штатов за независимость, она предложила избрать почетным членом Петербургской академии Бенджамина Франклина, сама была членом Академии наук в Филадельфии. Как и Екатерина, состояла в переписке с выдающимися мыслителями - Д. Дидро, Д’Аламбером, Адамом Смитом.

Еще один тип российских просветителей соединял организаторскую деятельность в области просвещения с разработкой новых педагогических идей, развивающих те, что пришли из Европы. В 1763 г. Екатерина назначила главным советником по вопросам образования И. И. Бецкого (1704-1791). Развивая проекты воспитания «идеальных дворян» и используя французский опыт, он открыл воспитательные училища при Академии наук и Академии художеств, Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный). Доказывая в своих трудах, что «корень всему злу и добру - воспитание», Бецкий ставил задачу «выведения новой породы людей». Для этого он предлагал, вслед за Руссо, изолировать детей с 5-6 лет до 18 от вредного влияния общества.

Выходец из Сербии, Ф. Янкович де Мариево (1741-1814), был рекомендован Екатерине австрийским императором. Как член екатерининской Комиссии по учреждению народных училищ, он принимал участие в разработке их «Устава» (1786). В нем воспитание провозглашалось «единым средством общественного блага». Особо выделялось значение преподавания на родном языке. «Уставом» открывались малые и главные народные училища. Из них были устранены представители церкви, а преподавание, в том числе религиозное, поручалось гражданским лицам. Утверждалась классно-урочная система. Благодаря проведенной им реформе к концу XVIII века в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек.

Еще один крупный деятель Российского Просвещения, И. И. Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки за рубеж с целью получения образования. Большую роль он сыграл в деятельности «Типографского общества» при Московском университете, которое не только издавало учебную литературу, но и собирало пожертвования на ее выпуск в провинции. Сам Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и ума», а также наиболее значительные сатирические журналы XVIII в. («Трутень», «Живописец», «Кошелек»). Он же - автор трактата «О воспитании и наставлении детей». В полемике с Екатериной, заявившей о поощрении сатиры, осмелился обвинить ее в лицемерии, крепостничестве и даже потворстве чиновникам-взяточникам. Екатерина, гневно заметившая, что ей «легче было сладить с турками, шведами и поляками», в 1792 г. отправила «армейского поручика» в Шлиссельбургскую крепость.

В Сибирь был сослан другой смелый обличитель, - «бунтовщик хуже Пугачева», по словам Екатерины», А. Н. Радищев (1749-1802). Уверенный, что «русский народ рожден к величию и славе», он требовал покончить с сословностью в образовании, воспитывать не слуг, а граждан отечества. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев, называя самодержавие «стозевным чудищем», предрекал «смерть и пожигание наградой за суровость и бесчеловечие», убеждал, что «из мучительности рождается вольность, из вольности - рабство».

В XVIII веке вся русская литература становится мощным средством просвещения.

В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. (см. )

Петр I. Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром I и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева. (см. , )

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. Он предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. -- инженерная школа и в том же году в Петербурге -- артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки».

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся. Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и солдат), заинтересованным в получении образования и технической специальности.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге - Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению , переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания.

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский университет, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. -- Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

М.В. Ломоносов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков. (см. )

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносова вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещенной.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году - профессором химии, а в дальнейшем - академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал А. С. Пушкин.

Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы. В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики. Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета.

Екатерина II. Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира -- Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России. (см. , )

Страна нуждалась в грамотных, образованных кадрах. Поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехлетние народные училища, в уездных городах - малые народные училища, работавшие по единым государственным программам.

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

В мае 1764 г. было основано первое в России учебное заведение для девочек -- Смольный институт благородных девиц. Следом открылся Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц. Вскоре Екатерина II обратила внимание на Сухопутный шляхетский корпус, и в 1766 г. был принят его новый устав. Разрабатывая Указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» в 1775 г., Екатерина II активно приступила к разрешению проблем в образовании. Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня ею была возложена на приказы общественного призрения.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц суфражизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев -- сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Н.И. Новиков. Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков (1744-1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г. Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. (см. )

В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами. В то время как в дворянской России подрастающему поколению внушали презрение к простым людям, занятым физическим трудом, он открыто призывал воспитателей прививать детям уважение к труженикам.

В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков напечатал замечательную статью «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это важнейший педагогический труд своего времени, в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Автор призывал в нем к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей его изданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогике сведениями о том, как следует воспитывать детей. Деятельность и взгляды Новикова оказали большое влияние на формирование мировоззрения передовых людей России, в частности А. Н. Радищева.

А.Н. Радищев. Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики. (см. )

Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное. Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.

Радищев высоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подверг обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми.

Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам, возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей.

Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.

Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.

Д.И. Фонвизин. Денис Иванович Фонвизин (3(13).04.1745 - 1(11).11.1792гг.) - писатель, драматург. Родился и вырос в Москве в богатой дворянской семье. Фонвизин - крупнейший русский драматург XVIII в., создатель русской социальной комедии. Он способствовал также формированию русской художественной прозы. Первые десять лет Фонвизин провел в семье. Здесь он научился грамоте. Открытие первого русского университета в 1755 году изменило судьбу Фонвизина. Фонвизин был зачислен в латинскую школу дворянской гимназии, которая готовила для поступления в университет. Окончив гимназию весной 1762 года, он был переведен в студенты. (см. )

В гимназические годы начал Фонвизин заниматься и литературными переводами. «Склонность моя к писанию являлась ещё в младенчестве, -- вспоминал писатель, -- и я, упражняясь в переводах на российский язык, достиг до юношеского возраста». «Упражнения в переводах» проходили под руководством профессора Рейхеля (он преподавал всеобщую историю и немецкий язык), В 1762 году в университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» были напечатаны некоторые переводы: «Господина Менандра изыскание о зеркалах древних», «Торг семи муз». К тому же времени относится и начало работы над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

Подготовленный Фонвизиным перевод басен Гольберга -- это книга маленьких нравоучительных и сатирических рассказов, проникнутых гуманной идеей глубокого уважения к человеку, исполненных просветительского презрения к сословной спеси. Уже здесь проявилась особенность стилистической манеры будущего сатирика -- лаконизм повествования, любовь к афористически четким фразам-формулам.

Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Но творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он -- один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с самодержавием Екатерины II. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Тем самым не выяснен до конца воинствующе-просветительский характер его художественных произведений, их место в общественной жизни России в канун появления радищевской революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

7 марта 1782 года Фонвизин подал на имя Екатерины прошение «уволить со службы». Через три дня императрица подписала указ об отставке. Фонвизин демонстративно отказывался служить Екатерине, решив все силы посвятить литературной деятельности. После написания «Недоросля» его внимание все больше привлекает проза. Ему хочется писать небольшие по размеру сатирические прозаические произведения. Печатать их лучше всего было бы в периодическом издании. Так возникает мысль о собственном сатирическом журнале. Неожиданные обстоятельства, предоставившие возможность принимать участие во вновь открытом в столице журнале заставили на время отложить план организации собственного журнала.

С мая 1783 года начал выходить журнал «Собеседник любителей российского слова». Официальным редактором его была княгиня Е. Р. Дашкова. Негласно журналом занималась сама Екатерина, печатая в нем свои пространные исторические и сатирические сочинения. Фонвизин решил принять участие в журнале и напечатать в нем анонимно несколько сатирических произведений. Писатель давал бой императрице на ее же плацдарме.

Фонвизин стоит в начале того периода русской литературы, когда она оказалась способной увидеть и открыть поэзию действительности. Классицизм, сыграв свою историческую роль, уже исчерпал себя. Он утверждал, что «искусство есть подражание природе, но что природа должна являться в искусстве украшенною и облагороженною. Вследствие такого взгляда из искусства были изгнаны естественность и свобода, а следовательно, истина и жизнь, которые уступили место чудовищной искусственности, принужденности, лжи и мертвенности».

В произведениях Фонвизина, драматических и прозаических, жизнь начала являться «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии и во всей ее торжествующей красоте».

Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.

Следующий император Александр I, вновь пришедший к власти в результате государственного переворота, осознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801--1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, вновь присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское. В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Просвещение в России естественноисторическим образом подготавливалось уже с XVII века, а когда оно назрело, то нашлись и организаторы, и идеологи, и проводники этих идей. Самые различные люди, даже с различными целями, способствовали Российскому Просвещению.

Один из первых в этом ряду, Феофан Прокопович , видел целью Просвещения воспитание слуг государства, считая таковым и себя. Реализуя устремления Петра, он позаботился и о том, чтобы они получили юридическую поддержку. В любом случае, его «Духовный регламент» был расценен как гимн просвещению.

Иным типом просветителей были ученые-энциклопедисты уже второй половины XVIII века, такие, как М. В. Ломоносов и Е. Дашкова . Стремление к образованию было у них буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью они были полезны отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он. Именно это придавало ему уверенность, что

«Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Ломоносов известен не только как ученый, но и как поэт. Он стал трактовать литературу уже не как развлечение, а как общественно полезную деятельность, средоточение мысли и разума.

В Дашковой же, как замечал А. Герцен, соединились «сильное, многостороннее,… петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием». Немало послужив отчизне деятельностью в области науки и ее организации, она служила еще и примером для других дворянок. Интересы Дашковой распространялись далеко за пределы России и собственно научной деятельности. Поддерживая борьбу американских штатов за независимость, она предложила избрать почетным членом Петербургской академии Бенджамина Франклина, сама была членом Академии наук в Филадельфии. Как и Екатерина, состояла в переписке с выдающимися мыслителями - Д. Дидро, Д’Аламбером, Адамом Смитом.

Еще один тип российских просветителей соединял организаторскую деятельность в области просвещения с разработкой новых педагогических идей, развивающих те, что пришли из Европы. В 1763 г. Екатерина назначила главным советником по вопросам образования И. И. Бецкого (1704-1791). Развивая проекты воспитания «идеальных дворян» и используя французский опыт, он открыл воспитательные училища при Академии наук и Академии художеств, Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный). Доказывая в своих трудах, что «корень всему злу и добру - воспитание», Бецкий ставил задачу «выведения новой породы людей». Для этого он предлагал, вслед за Руссо, изолировать детей с 5-6 лет до 18 от вредного влияния общества.



Выходец из Сербии, Ф. Янкович де Мариево (1741-1814), был рекомендован Екатерине австрийским императором. Как член екатерининской Комиссии по учреждению народных училищ, он принимал участие в разработке их «Устава» (1786). В нем воспитание провозглашалось «единым средством общественного блага». Особо выделялось значение преподавания на родном языке. «Уставом» открывались малые и главные народные училища. Из них были устранены представители церкви, а преподавание, в том числе религиозное, поручалось гражданским лицам. Утверждалась классно-урочная система. Благодаря проведенной им реформе к концу XVIII века в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек.

Еще один крупный деятель Российского Просвещения, И. И. Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки за рубеж с целью получения образования. Большую роль он сыграл в деятельности «Типографского общества» при Московском университете, которое не только издавало учебную литературу, но и собирало пожертвования на ее выпуск в провинции. Сам Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и ума», а также наиболее значительные сатирические журналы XVIII в. («Трутень», «Живописец», «Кошелек»). Он же - автор трактата «О воспитании и наставлении детей». В полемике с Екатериной, заявившей о поощрении сатиры, осмелился обвинить ее в лицемерии, крепостничестве и даже потворстве чиновникам-взяточникам. Екатерина, гневно заметившая, что ей «легче было сладить с турками, шведами и поляками», в 1792 г. отправила «армейского поручика» в Шлиссельбургскую крепость.

В Сибирь был сослан другой смелый обличитель, - «бунтовщик хуже Пугачева», по словам Екатерины», А. Н. Радищев (1749-1802). Уверенный, что «русский народ рожден к величию и славе», он требовал покончить с сословностью в образовании, воспитывать не слуг, а граждан отечества. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев, называя самодержавие «стозевным чудищем», предрекал «смерть и пожигание наградой за суровость и бесчеловечие», убеждал, что «из мучительности рождается вольность, из вольности - рабство».

В XVIII веке вся русская литература становится мощным средством просвещения.