Монахиня нина крыгина читать лекции о детях. Проблемы взаимоотношений в молодой семье

Сегодня нередко в различных источниках можно наткнуться на лекции и беседы Нины Крыгиной — монахини и кандидата психологических наук. Главная ее тема — русская православная психология. С любыми вопросами этого плана она справляется легко и мудро, исследуя все собственной технологией глубокого психологического анализа. Нина Крыгина дает правильные советы и многих наставляет на путь истинный. Эта монахиня — человек, который для наших современников открывает основы семьи, любви и человеческих отношений и предоставляет даже профессиональные рекомендации. Итак, кто же она такая? Постараемся разобраться.

Нина Крыгина: биография

О биографии Нины Крыгиной очень мало информации, иногда только из лекций просачиваются некоторые подробности ее жизни. Ориентировочно известно, что она родилась в 1969 году.

Высшее образование она получила в Москве, затем преподавала в Магнитогорском университете. Через время стала профессором и защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Общаясь со своими студентами, Нина Крыгина копила жизненный материал для своих лекций, который дал ей широкую известность и популярность. А потом она стала послушницей

личная жизнь

Сама монахиня рассказывала, что она была замужем, правда, ее родители сразу не одобрили ее выбор. Ее очень тянуло к православной жизни по Божьим заповедям, однако муж не разделял с ней эти ее стремления.

В браке у них родился сын, который по ее же словам тоже ушел в монастырь, и это был его самостоятельный и взвешенный выбор.

В одной из своих бесед она вскользь рассказывает о своей сестре-близнеце, которая тоже была пострижена в монашки и сейчас живет в том же монастыре, что и Нина. Когда-то ее сестра очень сильно заболела, и только искренние молитвы верующей матери помогли ей одолеть коварную болезнь.

Жизнь в монастыре

Сегодня Нина Крыгина — насельница Среднеуральскогого построенного в честь иконы Божией матери «Спорительница хлебов».

Эта монастырская обитель занимается разного рода социальной деятельностью, помогает престарелым людям, сиротам, обездоленным и нищим, матерям-одиночкам, беженцам, инвалидам и оказывает им всяческую помощь, духовную и материальную.

Сестры-монахини занимаются и просветительской деятельностью, при этом они посещают детские сады и школы города Среднеуральска и всей Свердловской области.

Труды

Уже давно монахиня Нина начала читать лекции по психологии, и, благодаря циклу лекций «Тепло домашнего очага», она получила известность. Затем появились ее статьи «О женской эмансипации», «О роли СМИ в разрушении традиционных полоролевых моделей» и т.д. Следом было ее выступление на тему «Царская семья — идеал христианской семьи» и другие, не менее интересные и полезные, темы.

В своих выступлениях Нина Крыгина главным образом несет веру в Бога, которая гармонично синтезировалась с ее профессиональной деятельностью и жизненным опытом. На многочисленную аудиторию слушателей она производит глубокое впечатление, потому что приносит огромную спасительную пользу.

Однако есть и критически настроенные люди, которые не воспринимают ее лекции, так как ей приходится задевать вопросы сексуальных отношений между супругами. Однако это ее не смущает, так как она уже имела опыт семейной жизни.

Но тут же надо отметить и ее обаяние, притягательность, харизматичность и внутреннюю красоту, которая исходит от нее. На ее выступлениях создается такое ощущение, что она постоянно прислушивается к себе и только потом дает информацию, исходящую изнутри.

Записи ее бесед распространяются Центром защиты материнства «Колыбель» Екатеринбургской епархии, Отелом социального служения. По ее методике также был организован «Родительский всеобуч».

Задача воспитания подрастающего поколения в духе заповедей Божиих всегда находилась в центре внимания и попечения Русской Православной Церкви. В последние годы наметились определенные сдвиги и в церковно-государственных отношениях в области образования - тем более востребованы сегодня труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров: «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 80). Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, православном просвещении детей в государственных учреждениях образования. И один из шагов - издание учебника «Нравственные основы семейной жизни. Культура семьи» для 10 класса общеобразовательной школы. Презентацию пособия провела на секции Учебного отдела Екатеринбургской епархии «Основы православной культуры» в свете государственных стандартов образования нового поколения» кандидат психологических наук насельница Среднеуральского женского монастыря в честь Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» монахиня Нина (Крыгина).

Предмет «Нравственные основы семейной жизни» имеет свою специфику преподавания в школе: он предполагает особую доверительность. Я вспоминаю фразу одного ученого, который сказал: проблема нашей школы в том, что мы мудрость заменили знаниями, а знания - информацией. Вместо мудрости той культуры, в которой мы живем, очень часто школьникам просто транслируют информацию, а сердце на это не отзывается.

Так вот, в отношении этого предмета мы поставили задачу, чтобы это не была трансляция информации, а сформировать у детей традиционные для нашей культуры семейные ценности. А если мы работаем с ценностями, это означает: мы должны сработать так, чтобы у наших учеников отозвалось сердце - ценности это то, что человеку ценно, на что он ориентируется.

Чтобы понять, что ценно для ребенка, с которым мы начинаем работать, мы должны узнать его истинную точку зрения по всем вопросам, о которых мы будем говорить. Я 18 лет читала курс «Психология семейной жизни» и в школе, и в вузе, и сталкивалась с такой проблемой: когда начинаешь работать, нельзя говорить с молодыми людьми с позиции своего жизненного опыта, возраста и профессиональной подготовки. Если говорить именно с этих позиций: «как я понимаю, как правильно, как я считаю» - разговор пойдет «поверх голов» детей. Они будут сидеть в классе и думать о своем, а учитель будет говорить о своем.

Чтобы исправить ошибку очень многих учителей, которые начинают вести этот предмет, нужно выделить важный аспект. Человек - это не одна психика, у человека есть душа. И если ее не брать во внимание, результата мы не достигнем.

Чтобы выяснить жизненные приоритеты современной молодежи, мы разработали анкету. Предполагается, что в конце первого урока ребятам предлагается дома ответить на ее вопросы. Самое главное, чтобы ребята ответили искренне, и эта искренность - тоже особенность преподавания предмета.

Молодым людям нужно ответить на вопросы: что такое счастье, для чего человек живет, какая она - настоящая любовь, что ее разрушает и что помогает сохранить, что важнее - быть любимым или любить самому? Какими они представляют свою будущую жену или мужа, какие качества характера чаще встречаются у современных женщин и мужчин, кто из женщин и мужчин современности или истории для них идеал и пример подражания….

Ответы ребят учителю надо обрабатывать не одновременно, а по определенным темам программы. Анкетирование учащихся дает учителю реальную картину класса, с которым он работает, и в этой ситуации бывает очень много неожиданностей.

Расскажу, с какими неожиданностями столкнулась лично я. Например, тема «Ошибки добрачных отношений». Вопрос анкеты звучит так: «Считаете ли вы для себя допустимым пробный брак?» Когда дети отвечают на этот вопрос, обнаруживается интересная закономерность: 93% детей хотели бы иметь многодетную семью, а когда спрашиваешь: «Хотел бы ты вступить в пробный брак?», большинство отвечают: нет. Но 47% отвечают: да, это возможно. Это те ребята, с которыми в дальнейшем педагогу надо долго и серьезно работать.

Когда мы стали смотреть на эту проблему по признаку пола, оказалось, что на такой брак больше готовы идти девушки, а не юноши. Это означает, что девочки будут провоцировать парней на начало пробного брака, и потом эти же девочки будут плакать и обращаться к священникам и психологам за советом, как им выбраться из этой ситуации.

Эту анкету мы даем в самом начале, чтобы выяснить отношение детей к миру, к семье, а в конце года, когда мы пройдем весь курс, анкета запускается снова: посмотреть, изменились ли их взгляды на проблемы, по которым мы работали, или не изменились. И это становится своеобразным «мостиком» для преподавания курса на следующий год, в 11 классе.

Я использовала в работе и такой прием: перед уроком можно написать и передать мне записку с вопросом, о котором ребятам неудобно говорить перед всеми, на который я бы ответила или на уроке, или после него ученику лично. Был случай с девочкой-восьмиклассницей, которая задала мне такой вопрос: «Я живу с мужчиной и не испытываю оргазма. Что мне делать?» Вначале у меня был шок, но школьница задала учителю этот вопрос, поскольку мы договорились, что будем откровенны друг с другом.

Она откровенна, она задает вопрос, который ее интересует, но на каком языке с ней разговаривать - непонятно. Сказать, что неприлично такие вопросы задавать учителю? Но ведь сама просила, чтобы дети были искренни. Разговаривать с ней как с женщиной, которая уже имеет сексуальные отношения? Но она - ребенок. И какой выход?

Попросила ее рассказать немножко о своей семье. И выяснилось, что девочка живет в семье, где родители постоянно ссорятся; когда она хочет поговорить с мамой, та отправляет ее к отцу, а отец в свою очередь отправляет к матери. И она остается наедине со всеми своими проблемами. А потом приехал сосед, который пришел из армии и который стал ее выслушивать, а она стала ему выплакиваться. И когда этот зрелый мужчина стал ее провоцировать на близкие отношения, она, в благодарность ему, согласилась на это.

Анализируешь ситуацию и приходишь к выводу, что здесь виноваты и родители, которые спровоцировали ее на такой шаг; когда выясняешь причины раннего сексуального сожительства, в большинстве случаев это неблагоприятная обстановка в семье.

Формирование православного мировоззрения - нелегкая задача. Как складываются православные приоритеты в нашей культурной православной традиции? Нужно уметь ответить на вопрос, что можно, а что нет, что допустимо, а что - нет. Поэтому на уроках нужно говорить с детьми честно, но с позиций духовно здоровой матери и православных традиций. Это требование к преподаванию курса «Нравственные основы семейной жизни».

Основой нравственности межличностных отношений юношей и девушек должны стать христианские заповеди. Разговор с ребятами можно начать с обсуждения проблемы так называемого «пробного» брака, задав им такой вопрос: ты хочешь быть «пробной» женой или мужем для человека, которого любишь? Этот вопрос приводит их в какое-то замешательство и смущение. А дальше следующий вопрос: от этого пробного брака с любимым человеком могут родиться «пробные» дети или они рождаются настоящими?

По поводу пробного брака у молодежи имеется собственное объяснение: это нужно, чтобы лучше узнать человека, с которым они собираются создать семью. Если он «подходит», то можно и в брак вступать, а если нет - то люди просто «по-честному» расходятся.

Здесь мне хотелось бы обратиться к некоторым социологическим данным. Как известно, американцы - народ прагматичный: они всегда рассчитывают, насколько им выгодно то или иное дело, каков будет результат… Еще 15 лет назад американские социологи провели исследование, которое показало, что пробные браки не способствуют созданию надежной и прочной семьи. Сожительство в пробном браке приводит к возникновению конфликтов в семье и резко повышает риск разводов. Особый акцент мы делаем на то, что молодые люди должны пройти так называемую романтическую стадию развития любви. Она предполагает, что когда человек влюбляется в другого человека, его душа учится любить. А если человек эту стадию опускает и сразу переходит к сексуальным отношениям, не научившись душой любить и ценить другого человека, у него утрачивается способность любить - в дальнейшей жизни у него работают уже не сердце, не душа, а только физиология. И плата за такую жизнь - одиночество.

Эта стадия еще очень красива тем, что люди учатся дарить другому человеку счастье, радость. Важно, чтобы на этой стадии молодые люди научились взаимоотношению между собой. Мужчина - главный в семье, женщина - помощница ему. Мужчина должен научиться ухаживать и оберегать женщину, как немощный сосуд.
Как только начинаются сексуальные отношения, женщина чувствует более сильную зависимость от мужчины, а мужчина, если он не взял на себя семейные обязательства и ответственность за женщину, нередко теряет к ней интерес. Потому что ее тайна уже раскрыта - что здесь завоевывать, когда все уже доступно.

При ответе на вопрос анкеты: «Допускаешь ли ты пробный брак?» - одна девочка написала: «Нет, потому что использованная женщина никому не нужна».

Тревожит еще одна тенденция: когда брак заключается почти принудительно из-за беременности женщины. Это ненормально, это дико… Статистика доказывает, что более 50 % таких браков заканчивается разводом.

Когда мы выясняли, что побудило молодых людей вступить в добрачные отношения, на первом месте оказалось сильное влечение, на втором - желание почувствовать себя взрослым человеком, и только на третьем месте - любовь.

Конечно, мы не ставили целью как-то сильно воздействовать на психику подростков; вся информация дается им на уровне информации для размышления: «Я тебе скажу, а ты подумай, выбор ты сделаешь сам, выбор - за тобой, но тебе полезно об этом узнать». Вот когда с молодыми людьми и девушками разговариваешь так, они тебя слушают, понимают и принимают.

Очень сложная тема - иерархичность семьи. Когда мальчишки спокойно воспринимают главенство мужчины в семье, а современные эмансипированные девочки не могут смириться с отведенной им ролью помощницы мужа. Здесь мне хотелось бы обратиться к примеру американского ученого, который предложил сравнить семью с замком и ключом. У мужчины и женщины в семье разные по функции, но равные по значимости задачи. Что могут сделать два замка без ключей и два ключа без замков? Ничего. Только когда есть и замок, и ключ, тогда может получиться дело. Так вот, это касается и семьи. У мужчины и женщины разные задачи в семье, и только когда они будут вместе, может получиться дело.

Мужчина должен быть главой семьи, защитником, кормильцем, а женщина - хранительницей семейного очага, матерью, хозяйкой. Мужчина, который тратит немало усилий на содержание и пропитание семьи, вправе ожидать от женщины уважения и помощи. А если со стороны жены он этого не видит, если мать не обучает детей элементарной благодарности по отношению к отцу, мужчина чувствует свою ненужность в семье. Тогда он действительно ложится на диван и начинает смотреть телевизор. Это приводит к тому, что мужчина чувствует свою ущербность, женщина страдает от тяжести быта, а дети чувствуют себя заложниками, отверженными. Потому что когда семья строится на неправильных отношениях, когда в ней нарушена духовная иерархия, дети чувствуют себя привязанными к родительским проблемам.

А затем атмосферу семьи, где они выросли, они переносят в собственные семьи, повторяя ошибки своих родителей…

Материалы подготовила Лидия Ежкова

По материалам лекций: «Тепло домашнего очага»

«Критерием настоящей любви является жертвенность. То есть то, насколько мы можем жертвовать собой, своим комфортом, самолюбием, здоровьем ради другого человека…

Когда усиливаются скорби, происходят несчастные случаи, болезни, нам нужно пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти в ней свои ошибки и покаяться в них. На исповеди происходит примирение с Богом, душа очищается от сделанных ею прежних грехов, и если раскаяние было искренним, и человек решается на изменение своей прежней жизни, то Благодать опять щедро осеняет такого человека»

Монахиня Нина Крыгина

Брак, семья. Как быть счастливыми в браке? – Венчание — Воспитание девочек и мальчиков на Руси — Воспитание детей. Почему в одной семье бывают разные дети? — Женщинам, мужья которых страдают от алкоголизма — Клиническая смерть – Мода — Подростковый алкоголизм – Покаяние — Предбрачные отношения — Пробный брак — Скорби, болезни — Ссоры

Брак, семья. Как быть счастливыми в браке?

«Любовь бывает разная, и очень много зависит от самого человека. Насколько человек готов отдавать, насколько его любовь жертвенна. Признаком настоящей любви является умение человека жертвовать своим комфортом, временем ради любимого человека. Если ваша любовь потребительская, эгоистичная, на уровне «будет так, как я хочу», если у вас сильна любовь к себе (тем более, если такая любовь присутствует у обоих молодоженов), то брак заканчивается трагедией. Для того чтобы брак был счастливым, необходимо чтобы человек переходил от направленности на себя к направленности на другого человека . Тогда в семью приходит солнце. И от «вы все такие неблагодарные!», «я все для вас делаю!» человек приходит к осознанию того, как замечательно, что он встретился со своим супругом, как он счастлив, живя с ним рядом.

«Венчание покрывает благодатью всю семью: и вас, и вашу семью, и ваших детей. Брак должен быть венчанным . Это долг родителей перед детьми. Зачастую родители жалуются на детей, но даже не задумываются над тем, что их вина в проблемном поведении их детей тоже есть.

…Необходимо прийти через покаяние и осознать, что до официального брака был блуд, и семья была создана вопреки законам, она началась с греха. Через покаяние, через молитву, через причащение необходимо очиститься от этого греха…

Критерием настоящей любви является жертвенность. То есть то, насколько мы можем жертвовать собой, своим комфортом, самолюбием, здоровьем ради другого человека …

Любовь предполагает очень бережное отношение друг к другу. Не когда ты рассматриваешь людей по очереди через увеличительное стекло на уровне «этот подходит, а тот не подходит»… Любовь предполагает уверенность, а желание присмотреться является унизительным! Предложение о пробном браке не является свидетельством настоящей любви …»

Монахиня Нина Крыгина

Материал подготовлен на основе звуковой записи бесед «О предбрачных отношениях» и «Мама, он самый лучший!»

Православный психолог, к.п.н., монахиня Нина Крыгина: Предбрачные отношения – это период, когда вторая половина уже встретилась, когда пара решила, что они будут вместе, когда они сказали своим родителям «Мама (папа), он самый лучший (она самая лучшая). Другого (другой) не надо».
Для чего же нужны предбрачные отношения? Они необходимы для накопления совместных переживаний и информации, для уточнения правильности решения о заключении брака с этим человеком.

Изменяется вектор направленности в духовном становлении женщины. Современной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему – горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле – нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания детей, ибо сказано, что “женщина спасается чадородием”…

.

“Ева” – в переводе значит “жизнь”. Такое имя, раскрывающее сущность её обладательницы, было дано первой женщине. Оно запечатлело в себе замысел Творца о предназначении всех женщин, имеющих общую прародительницу, независимо от того, помнят они об этом или нет. Это предназначение касается не только и не столько физического продолжения рода, деторождения, сколько участи в вечности самой женщины и тех, кто должен от неё родиться, кого она совместно с мужем должна воспитать для жизни в Царствии Небесном.

Столь высокое предназначение можно выполнить только тогда, когда сами потенциальные носители жизни живут в соответствии с заповедями Божьими, а не противоборствуют им. “На кого воззрю, – говорит Господь, – только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих” (Исх.66:2 ). Всегда ли современные Евы соответствуют этим характеристикам?

К сожалению, нет. Более того, в настоящее время существуют разнообразные общественные движения, деятельность которых направлена на “разрушение до основания” в сознании людей представлений о Богоустановленном миропорядке. К их числу относится и феминистское движение, призывающее женщин к эмансипации, под которой понимается раскрепощение от традиционной системы ценностей.

Семья – это малая Церковь. Смысловой удар разработчиков идей феминизма направлен на ценностный, духовный выбор тех, кто находится в самом центре “домашней Церкви” (Рим. 16:4 ), кто является связующим звеном между мужем (главой семьи) и детьми (будущими создателями “малых Церквей”).

В Православии предусматривается четкая семейная иерархия: мужчина является главой, кормильцем и защитником семьи. Он, находясь в послушании Богу, обладает безусловным духовным, нравственным авторитетом. Женщина должна находиться в подчинении мужу, ибо сказано: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви” (Еф. 5:22-23 ). Ожидается, что женщина будет заботливой супругой (“помощницей ему” (Быт. 2:18 )), нежной матерью, воспитывающей совместно с супругом своих детей в соответствии с заповедями Божьими, и добросовестной хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как дар Божий и растут в послушании и уважении к старшим. Так должно быть по замыслу Творца.

Но что предлагают современные поборники эмансипации? Они призывают сделать всё наоборот. Приведем несколько выдержек из публикаций убеждённых сторонниц эмансипации. Философ и культуролог из Чехии Иржина Смейкалова-Стрикланд считает, что за словом “”феминизм” кроются заявления о женской угнетенности в патриархальной культуре”, с которой и предлагается бороться всеми доступными способами. Её американская единомышленница Барбара Берг в своей работе “Врата памяти: истоки амери канского феминизма” главное внимание уделяет достижению женщинами большей индивидуальной свободы.

Она заявляет: “Это свобода решать свою собственную судьбу; свобода от детерминированной полом роли; свобода от подавляющих ограничений со стороны общества; свобода полного выражения своих мыслей и превращение их в действие. Феминизм требует признания права женщин на индивидуальную совесть и суждение”. И всё вышесказанное понимается “как борьба за прекращение угнетения по половому признаку” .

Богоборческая суть женской эмансипации заключается, на наш взгляд, в том, что грех как преступление заповедей Божиих возводится в ранг добродетели. Прежде всего, это касается греха гордости. Современные Евы снова стремятся стать “как боги, знающие добро и зло” (Быт. 3:5 ).

Изменяется вектор направленности в духовном становлении женщины. Современной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему – горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле – нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания детей, ибо сказано, что “женщина спасается чадородием” (1Тим. 2:15 ), – безудержное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя. А ведь “деторождение есть не только исполнение Божия Завета “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”(Быт. 1:28 ), но и вид служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни” . А как же заповедь Христа: “Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной” (Мф. 16:24 )?!

Призыв “пожить для себя”, “думать, прежде всего, о себе”, так широко растиражированный сторонниками эмансипации, на самом деле является ловушкой, приводящей к “публичному одиночеству”, когда наличие других людей вокруг субъективно воспринимается как пустыня. Когда никто, кроме себя, по большому счёту и не интересен. Когда главной целью жизни становится достижение иллюзорного равенства с представителями другого пола. Когда на всё вокруг предлагается смотреть через амбразуру собственного больного самолюбия.

Тем не менее, воинственные представительницы “прекрасной половины человечества”, увлеченные идеей эмансипации, тоже хотят быть счастливыми в своей жизни. Они искренне верят, что, действуя в жизни как мужчины, будут иметь от неё всё то, что имеют “представители сильного пола” и, добавочно к этому, то, что полагается им как женщинам. Они ожидают, а порой буквально требуют к себе уважительного и бережного отношения со стороны окружающих.

Демонстрируя на работе и дома мужской стиль поведения, включающий в себя такие характеристики как “властность”, “решительность”, “жёсткость” и др., они буквально требуют к себе отношения как к представительнице “слабого пола”. “Раскрепощенные” женщины так же настроены на проявление любви и внимания со стороны мужа, заботы и послушания – со стороны детей в собственной семье.

Когда убежденные современные “эмансипэ”, внешне состоявшиеся в жизни, рассказывают о себе, то обычно приходится слышать одно и тот же: “У меня всё есть”. А потом выясняется, что есть всё, кроме счастья.

И такой итог неизбежен. Счастье человека зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души. “Страсти” и “страдания” – это однокоренные слова. Вскармливая и взращивая собственные страсти, человек любого пола тем самым увеличивает и меру собственных страданий; обезличивается, обезображивается в той мере, в какой отходит от того, что задумано Творцом.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге “В поисках истины” описывает свои диалоги со старой дворянкой. В одной из приведённых бесед есть, на наш взгляд, очень точный образ феминисток, который возник у собеседницы архимандрита ещё тогда, когда эмансипация в России и в мире только начинала набирать свои обороты. Умудренная жизненным опытом женщина, в частности, сказала: “Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины из моего круга.

Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния – высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать, мужчина это или женщина; их называли “каменные бабы”. Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, безформенные существа.

Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки, которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами” . Это довольно жёсткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц, и, тем ни менее, такой узнаваемый в наши дни.

Но почему эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной первопричиной столь широкого распространения изуродованного, карикатурного женского образа?

С точки зрения русского философа А.И. Ильина, “жизнь без святыни есть первое большое бедствие нашего времени. … Ведь наша земная жизнь имеет свой сокровенный, высший смысл. Он – не на поверхности повседневности мелочной суеты. … Он требует от нас непринужденного признания и решительного предпочтения… Если же мы не удовлетворим этому требованию…, тогда ускользнёт от нас высший смысл жизни и наступит незаметно осквернение её. И не потому, что она станет бессмысленной сама по себе, а потому, что мы начнём жить так, как если бы она была бессмысленной”. “Эта лишенная святого пошлость может ко всему примазываться, во всем укореняться; а там, где она проникает и ширится, вырождается всё – как в отдельном человеке, так и в жизни целых поколений” [там же, стр.11]. На наш взгляд, всё вышесказанное напрямую относиться и к эмансипации женщин.

Мнение русского философа И.А. Ильина во многом согласуется с исследованиями психологов. Анализируя образ женщины в истории, американский исследователь Дж. Хантер, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности прямо связывался с распадом морали, с деструктивными социальными последствиями, разрушением семьи .

Будучи психологом, мне неоднократно приходилось консультировать “раскрепощенных” женщин, обращавшихся с просьбой помочь разрешить серьёзные семейные проблемы. Некоторые из них, привыкшие всю жизнь “пробиваться” и “рассчитывать только на себя”, в личной беседе с болью признавались: “Ну, что я могу сделать. Я не умею любить. Я не испытываю чувство благодарности. Я не знала, что такое материнская любовь. Я ничего не могу дать своим детям и мужу. Мне просто плохо”. Страшно и больно! В доме без любви и благодарности всегда ощущается могильный холод. А выход только один – впустить в сердце и в свой дом Бога, начать жить по Его заповедям, а не вопреки им.

Проф., к.п.н., насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» монахиня Нина (Крыгина)

Беседа 1. Счастливая семья. Утопия или реальность

Как найти свою «половинку», подготовиться к браку, сохранить и умножить любовь между мужем и женой, как научиться мудрому вождению семейного корабля через все опасности внешнего мира и собственные страсти, как превратить свой дом из поля битвы в место Спасения - рассказывает монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук, в прошлом - профессор Магнитогорского Государственного Университета.

Темы, затронутые в беседе: Духовные законы жизни, которые действуют независимо от того, знаем мы их или нет. Что делать женщине, если мужчина не берет на себя ответственность? Сила женской чувствительности (эмпатии). Есть ли у брутальных мужчин способность к эмпатии? Как быть? Кода начала разрушаться семья. Аборты и их влияние. Что показывают исследования психологии смерти. Фильм "Безмолвный крик". Что такое "чистая" и "грязная" психология? Мужской гендерно-ролевой стресс. Жестокость мужчин в семье или поведение на грани риска. Инфантильность и алкоголизм мужчин в семье. Женщина с претензиями. Чем отличается кричащая женщина от пьяного мужчины? Психологические пощечины. Женский гендерно-ролевой стресс. Психо-эмоциональное утомление женщин. Семейные скандалы и рост разводов - дома как на войне. Разрушение ценности материнства. Потребительская инфантильная и эгоистическая установка при создании семьи. Усталость родителей от своих проблем и "заброшенные" дети. "Значит мама с папой меня не любят". Малодетные и однодетные семьи. Как оживить и оздоровить семью. С какого возраста отдавать ребенка в садик? Почему ребенок долго не начинает говорить? Кто виноват в разводе? Уходят обычно не к человеку, а от человека. Что происходит с ребенком, который вырос в разведенной семье? Мальчик, который растет без отца. Что теперь делать? Для чего нужны кризисы в семье и как их проходить?

Беседа 2. Мама, он самый лучший!

О мотивах вступления в брак, «пробных» семьях и других современных моделях взаимоотношений мужчины и женщины - рассказывает монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук, в прошлом - профессор Магнитогорского Государственного Университета.

Знал бы где упасть... или медовый месяц на всю жизнь.

Разговор пойдет об особенностях супружеской любви, о путях преодоления семейных кризисов, о супружеских изменах, их причинах и о многих других тонкостях, которые могут гасить или разогревать тепло домашнего очага - рассказывает монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.

Беседа 4. Семейные вопросы в вопросах и ответах.

На многочисленные вопросы, которые возникают у супругов в общении друг с другом и при воспитании собственных детей - рассказывает монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.

Беседа 5. Ошибки родительского воспитания.

Разговор пойдет о радостях и горестях воспитания современных детей, об основных проблемах, с которыми сталкиваются родители, о том, какие ошибки при этом нередко допускаются и как их можно исправить - рассказывает монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.