Масличное Воспитание: как вырастить детей с сильным характером. Как развивать в ребенке определенные качества? Как воспитывались царские дочери В семье

Главная черта любого характера – это умение или неумение человека соотносить понятие «я должен» с понятием «я хочу».

Мы называем людей безвольными, когда они не могут доводить до конца свои планы, когда они действуют по чужой указке, когда они не имеют собственного мнения по важным жизненным вопросам. Или же они имеют это мнение, но не могут отстоять его перед коллегами или близкими людьми. Из таких людей и вырастают «неудачники», которые становятся обузой для семьи и предметом постоянных насмешек среди коллег. Учёные-психологи доказали, что основы поведения, успеха, умения достигать поставленной цели и, в связи с этим, построения удачной карьеры закладываются в раннем детстве. Как же скорректировать характер ребенка? Что необходимо делать для этого нам, родителям?

Во-первых, чтобы научить ребёнка добиваться достигнутой цели, необходимо всегда целенаправленно приучать его доводить любое дело до конца. Если малыш начал игру с конструктором или пазлами, поинтересуйтесь, что он хочет построить, сконструировать или сложить. Если он собирает, например, магниты на холодильник, спросите у него, что он намеревается дальше делать со своей коллекцией. Это дает малышу возможность фантазировать и строить свои первые планы на будущее. Дайте ему время самому играть и выполнять задуманное, а в конце посмотрите, достиг ли он результата.

Если ребёнок, не закончив предыдущую игру, принимается за новую, то вы должны ему объяснить, что так делать нельзя. И вернуть его к прежней игре. Возможно, ваша помощь в этом ему понадобится, потому что иногда дети бросают игру, когда что-то не получается. И тогда внимательный родитель посоветует, что и как нужно сделать, чтобы добиться окончательного результата. Но возможно, и нет. Некоторые дети очень неусидчивы и часто меняют род занятий. Это не самая лучшая черта в характере ребенка для успешного продвижения по жизни, и поэтому вы должны если не исправить темперамент вашего малыша (это практически нереально), то научить его выбирать занятие, не требующее длительного выполнения и доводить дело до конца.

Например, выбирая пазлы для спокойного и усидчивого ребёнка, смело покупайте большие по объёму и довольно сложные картины. У него хватит терпения выполнять такое задание, размышлять над правильностью решения и любоваться своим результатом. А если малыш очень подвижен, не может усидеть на месте более 15-20 минут, приобретите ему небольшие картинки с сюжетами разной сложности, чтобы за небольшой промежуток времени он смог увидеть конечный результат своей работы. Такой же совет можно дать и с выбором кубиков конструктора «Лего». Но конечно, не только в игре необходимо вырабатывать характер ребёнка. Если ребёнок провинился, и вы его заслуженно наказали (лишили какого-то удовольствия, просмотра любимого сериала или фильма, отлучили на время от компьютера), то нужно научить его выдерживать наказание, а не ходить за вами по пятам и просить, чтобы вы его отменили. Но и вы должны в это время быть стойкими и не поддаваться на его провокации в виде капризов или истерик. Это тоже неотъемлемая часть воспитания волевого характера, как у мальчиков, так и у девочек.

Особое место в таком воспитании отводится трудовым поручениям. Они не должны быть всегда лёгкими и приятными для ребёнка. Чтобы ваш малыш научился понимать слово «нужно», давайте ему выполнять разную работу: поливать растения в комнате или на огороде, собрать ягоды или овощи к обеду, собирать грибы в лесу, прополоть цветник или небольшую грядку. Иногда стоит давать ребенку сложные задания, для решения которых ему придется немного поразмышлять, например, расставить книги на полках в соответствии с их жанром или помочь папе что-нибудь починить. Такие задания нацелены на развитие интеллекта ребенка.

Не все эти работы придутся ребёнку по душе, но выполнение их всегда должно быть аккуратным и полноценным. Если ребёнок не закончил работу и вернулся к игре, если недобросовестно выполнил поручение, вы должны спокойно, но настойчиво вернуть его к работе. Главное, следите, чтобы объём работы не превышал его физических возможностей. Но если вы видите, что ребёнок физически устал от проделанной работы, а она ещё не завершена, то договоритесь, что завтра, в первую очередь он доделает её, а только потом будет снова играть. И придерживайтесь данного уговора неукоснительно.

В подростковом возрасте возможно распределение большого объёма работы на несколько дней, с заранее оговоренным результатом. И если ребёнок нашёл хороший и рациональный способ выполнить её досрочно, или просто решил это сделать за счёт увеличения ежедневного рабочего времени, обязательно поощряйте его, хвалите за новшества. Это придаст ему уверенность в себе, сформирует положительные черты характера ребенка и поможет понять пользу рационального подхода к работе.

Помогают в закаливании и воспитании волевого характера ребенка занятия спортом и танцами. Но одно не должно заменять другое. То есть увлечения не должны заменять обычную работу по дому или на приусадебном участке, помощь папе в гараже с ремонтом машины или участие в придворовым субботнике. Только общий комплекс всех воспитательных мероприятий поможет вырастить из вашего ребёнка по-настоящему волевого и целенаправленного человека, умеющего поставить личные интересы на службу общим целям. А главное, достигать своих жизненных целей!

При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.

2. Следите за образом жизни

Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.

3. Тщательно выбирайте клуб и тренера

Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.

4. Помните о радости

Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.

5. Ставьте реалистичные цели

Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.


Как вырастить чемпиона? Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:

CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»


Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью.


Еще 5 важных советов

6. Создайте «зону развития»

Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.

7. Поддерживайте решения ребенка

Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.

8. Не зацикливайтесь на победе

Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.

9. Научите переживать волнение и страх

Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».

10. Помогайте справляться с неудачами

Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.

Мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это не одна черта. Это целый «букет» свойств, которые зависят от природных особенностей организма. Каждое свойство, в зависимости от воспитания и жизненных примеров, может стать как плюсом характера, так и минусом.

Чтобы выстроить воспитание правильно, родителям важно понимать особенности и склонности ребенка. Но как узнать, какой именно характер ему достался?

Основательный, плотный, настойчивый человек. Он делает и чувствует все усиленно, как бы с добавкой. Не просто хочет чего-то, а упрямо добивается, «застревает» на переживаниях. Может долго терпеть и накапливать негативные эмоции, а потом разом выплеснуть их. Основательность делает его внимательным и дотошным, он дисциплинирован, напорист и добивается в жизни многого. Вместе с этим он авторитарен и заботится, прежде всего, о собственных интересах. Это создает благодатную почву для конфликтов, но и помогает пробиться в карьере и бизнесе.

Слабое место напряженного характера проявляется, когда кто-то пытается ущемить интересы такого человека. Или ему просто покажется, что его интересы под угрозой. У ребенка с напряженным характером никто не сможет отобрать конфету, взрослого не заставят отработать лишний час. Он будет бороться за свое, прибегая даже к самым некрасивым способам.

Как воспитывать напряженного ребенка

Такой ребенок склонен к перепадам настроения, бывает плаксивым, агрессивным, упрямым. Маленькие мучители животных и тираны из песочницы, школьные агрессоры, устраивающие травлю однокласснику — это все дети с напряженно-взрывчатым характером. Часто они окружают себя младшими и более слабыми ребятами, которыми безжалостно помыкают.

Важно вовремя смягчить и выровнять проявления характера, иначе они выльются в сложные качества: упрямство, агрессивность, эгоцентризм, игнорирование других. И родители пострадают от этого в первую очередь.

Поощряйте трудолюбие и упорство такого ребенка, выбирайте дело, которое его увлечет, и таким образом направляйте его неистощимую энергию и изобретательность в положительное русло. Помогите ему достичь успех и почувствовать значимость в спорте, в заботе о ком-то. Тогда у него не возникнет потребности самоутверждаться за счет окружающих.

Прививайте такому ребенку сочувствие к другим, учите его быть внимательным, помогать. Это сбалансирует его природную концентрацию на собственной выгоде.


Человек тревожного склада тонко реагируют на людей и события, плохо переносит стрессы и мучаются каждый раз, когда нужно сделать выбор. Он переживает даже по незначительной причине, предъявляет себе завышенные требования, и постоянно боится их не оправдать. Общаться ему трудно, но, в отличие от замкнутых людей, он делится своими переживаниями с близкими, и вообще, наделен эмоциональной теплотой. Тревожные люди быстро устают, поэтому не слишком эффективны в работе. Вместе с этим они интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении и ответственны.

Слабое место тревожного — все, что заставляет его напрячься и создает стрессовые ситуации, требует чрезмерной ответственности и бьет по самооценке.

Как воспитывать тревожного ребенка

О тревожных детях говорят «домашние». Они тихие, застенчивые и послушные, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Очень привязываются к близким, беспокоятся об их здоровье и жизни, иногда доводя себя до паники. Школа для них - постоянный источник стресса. Тут и гиперответственность, и постоянные контакты с массой детей и взрослых.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, тревожному ребенку нужны правила и четкие ориентиры. Не предъявляйте завышенных ожиданий. Он не справится с ними в силу недостатка энергии, но изгрызет себя, мучаясь мыслью, что разочаровал вас.

Наказания и упреки только ранят самооценку такого ребенка. Он послушен и без дополнительных методов воздействия. Если возникают капризы, то только потому, что ребенок перегружен, и взрослые не учитывают особенностей его психотипа.

Тревожному ребенку важно создать щадящий режим. Но не перегибайте палку, чтобы, вместо заботы не взлелеять детские тревоги до максимума. Обеспечьте ему тепло и поддержку: выслушивайте жалобы, спокойно относитесь к промахам. Давайте понять, что он дорог вам вне всяких условий и достижений. И хвалите. Тревожного ребенка перехвалить невозможно.

Все, что нужно людям с демонстративным характером — это постоянно быть в центре внимания, получать похвалу и восхищение. Центральное качество демонстративной личности — эгоцентризм. Они артистичны, привлекательны, умеют влюбить себя всех, от нянечек в детском саду, до коллег и поклонников. У них превосходно развита фантазия и воображение, но часто — в ущерб логике. Они — душа любой компании, всюду вносят оживление и юмор. Общаются много и охотно, но, в основном, на тему своих достоинств.

Слабое место демонстративного — критика, утрата авторитета или высоких позиций в коллективе. Они с трудом переносят отказы, отсутствие внимания к себе, и не выносят одиночества. Чтобы этого избежать, умело манипулируют мнением окружающих. Если же такое случается — реагируют бурно и истерично.

Как воспитывать демонстративного ребенка

Демонстративному ребенку нужны зрители. И он их найдет. Если не на детсадовском утреннике, так во время истерики в магазине. Все, что он делает, должно быть замечено, оценено, похвалено. Учебой часто пренебрегает, не из-за низкого интеллекта, а потому что это работа, и она не приносит почестей. Часто жалуется на несправедливые оценки, непонимающих учителей и одноклассников.

Главное — не сделать из яркого одаренного ребенка кумира семьи. Исключите чрезмерные похвалы. Давайте одобрение, только когда оно залужено трудом и упорством, а не просто за природные данные. Похвала — отличный инструмент для демонстративного ребенка. Зарабатывая ее, он будет развивать именно те качества, которые вы хотите в него вложить. Хвалите его альтруистические порывы, заботу о других, работу над собой, и оставляйте без внимания все нежелательные выходки.

Не поддавайтесь на попытки торговаться, игнорируйте демонстративные истерики и угрозы. Границы устанавливайте твердо и настойчиво.

Вопрос от нашего читателя Бориса: Уже не один раз слышал о себе мнение других людей, которые говорили, что я слабохарактерный. Скажите, как воспитать в себе сильный характер? Сейчас я понимаю, что когда я рос, рядом со мной не было примера человека с сильным характером, у которого можно было бы учиться. Можно ли воспитать сильный характер уже взрослым?

Сразу отвечу на ваш вопрос, Борис. Да, сильный характер можно сформировать в любом возрасте , было бы желание и понимание, как это делать. А теперь обо всём по-порядку.

Действительно, именно характер человека во многом определяет, какой будет его судьба. По сути характер – это проявление внутренней человека, отпечаток на дороге жизни всех его убеждений, принципов, личных качеств, привычек и внешних проявлений, всего, что ему удалось познать и сформировать за свою жизнь.

Что такое Сильный Характер?

Сильный характер – это способность неуклонно следовать выбранными убеждениям, жизненным принципам и целям, в идеале, законам чести. Тупое бездумное упрямство – не имеет ничего общего с силой характера, а является всего лишь проявлением человека, его раздутого эго и отсутствия осознанности.

Сила Характера – определяется силой убеждений и принципов человека, силой духа и силой воли.

  • Сила убеждений и принципов – это определённое выстроенное отношение к себе, своей судьбе и к окружающему миру. Для Самурая, например, – это кодекс Бусидо. Для русского офицера – кодекс русского офицера.
  • Сила Духа – это , Доблесть и другие сильные качества, определяющие торжество духа (духовного) над телом (над материальным).
  • – способность терпеливо преодолевать внутреннее сопротивление (лень, слабости, желания или нежелания) и внешние преграды в достижении поставленной цели.

Более развёрнуто о том, кто такой Сильный Человек – .

Соответственно, Слабохарактерность – это отсутствие чётких жизненных принципов, сильных убеждений и безволие. Что часто предполагает малодушие, трусость, зависимость, наличие других пороков и слабостей. У каждого слабохарактерного человека свой набор таких слабых мест.

Слабохарактерность часто является следствие бесхребетности. О том, что такое бесхребетность – .

Как воспитать сильный характер?

Сильный характер воспитывается либо с детства, как например воспитывали рыцарей, с семи лет. Либо сама жизнь закаляет характер человека, проводя его через череду трудностей, преград и испытаний. Либо сильный характер формирует в себе сам человек, ежедневно работая над собой, целенаправленно создавая для этого необходимые условия.

Но для начала ответим на вопрос – как не возможно развить в себе сильный характер? Не возможно воспитать сильный характер:

  • не выходя из привычной зоны комфорта
  • без преодоления своих собственных внутренних слабостей (лени, страхов, др.), а потакая всем своим прихотям, желаниям и порокам
  • лишь в мыслях и мечтах также силу характера не воспитать, не проходя реальных испытаний в реальной жизни
  • без ритмичных тренировок, без формирования своей воли и дисциплины. Характер тренируется только регулярностью усилий
  • без самоуважения и внутреннего достоинства. На гордыне и высокомерии или в роли ничтожества, истинный характер не вырастет
  • без борьбы в жизни и преодоления каких-то внешних преград. Когда всё гладко и всё само в руки идёт – сильный характер особо не нужен
  • без значимой мотивации. По-настоящему сильный характер развивается толь тогда, когда есть достойная значимая цель
  • на насилии над собой. Нужно различать насилие и дисциплину

Итак, что нужно делать, чтобы развить в себе сильный характер:

1. Сильный Характер формируется работой над своими убеждениями, воспитанием силы Духа и силы воли. Подробнее и с инструкциями к действию об этом читайте в соответствующих статьях:

2. Характер воспитывается не на бумаге и не в уме, а в реальной жизни. Поэтому в первую очередь определитесь со своими жизненными целями, достижение которых потребует от вас сильного характера и мощных личных качеств.

3. Обязательно определите для себя такое занятие, которое будет требовать от вас постоянного преодоления своих слабостей. Например, займитесь воинскими искусствами или каким-то другим спортом.

4. Одна из основ сильного характера – это мощная неуязвимая : уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Инструкции здесь:

5. Всегда помогают живые примеры и образы. Найдите себе такой пример – историческую личность или киногероя, на которого вы хотели бы быть похожи характером. Визуализируйте свою цель. Чтобы максимально прочувствовать необходимый образ – напитывайтесь впечатлениями – смотрите соответствующие фильмы про сильных и достойных людей (про рыцарей и воинов), читайте книги с подходящими героями.

6. Сильный характер – это в том числе умение владеть собой, укрощать свои страсти, управлять своими желаниям и эмоциями. Подробнее читайте:

Для каждого родителя их ребенок является самым лучшим, добрым, умным, красивым и талантливым, от рождения и на протяжении всей жизни. Но это субъективное мнение любящих людей. А вот чтобы о нем были такого же хорошего мнения и другие, причем не только в детстве и отрочестве, но и во взрослые, социально активные годы, родителям приходится прилагать немало усилий на поприще воспитания и становления характера своего ребенка.

Если ребенок долгожданный с первых дней его появления на свет невозможно сдерживать положительные эмоции и старания во всем угодить малышу. Как же не разбаловать ребенка с первых минут его еще бессознательной жизни, чтобы стал он гордостью родителей и достойным членом общества?

Для начала следует установить в семье единодушие в вопросе воспитания, когда во время выговора ребенку за плохой поступок от одного родителя, другой не будет тут же защищать малыша. Для этого все домочадцы должны с первых месяцев жизни ребенка совместно принять единую линию его воспитания, определить круг запретных действий для малыша и обсудить адекватные меры наказания за те или иные проступки. Этой модели следует придерживаться всегда, слегка корректируя ее по мере подрастания ребенка, но существенно не меняя.

Не нужно пугать маленького нарушителя, кричать и сердиться, вполне достаточно спокойно и корректно показать, что родители недовольны и как он может исправить положение. Но никогда дети не должны усомниться в том, что родители их любят, что у них есть уютный дом, любящая семья и крепкий тыл. Все свои детские беды и проблемы ребенок должен нести в дом, обсуждать с членами семьи и выбирать правильное решение совместно с ними, не боясь, что его не поймут или не выслушают.

Наказание за непослушание и нарушение установленных правил поведения должно быть соответственным тяжести проступка. В этом случае в ребенке формируется приоритетность ценностей, при котором обидеть человека или животное - более тяжкое преступление, чем разбитая чашка или неубранные игрушки.

Отношение ребенка к хамству или лжи формируется только личным примером его семьи. Если врать или ругаться - плохо, то все члены семьи должны вести себя соответственно, а не наказывать ребенка за сквернословие, употребляя при этом ненормативную или полунормативную лексику.

Чтобы у детей выработалось уважение к себе и уверенность в правильности поведения, не следует оскорблять и унижать его, кричать или бить. Необходимо всячески демонстрировать уважительное отношение и к нему, и к его взглядам и убеждениям, если они, конечно, не вредят окружающим.

Терпимое отношение к другим людям, их деяниям и поступкам прививается тоже в детстве. Маленький человек должен знать, что не он центр Вселенной, что другие - дети или взрослые тоже имеют свои желания и права. Научить его быть внимательным, удовлетворять свои желания, не нарушая при этом ничьих прав - первейшая задача родителей.

Каждый ребенок от рождения наделен определенными способностями, которые любящие родители должны постараться в нем разглядеть, всячески помогая им развиваться, поощряя и увлекая будущего биолога или компьютерного гения, футболиста или певца, столяра или пекаря теми занятиями, к которым у него есть тяга, и которые, став впоследствии его профессией, будут приносить немало радости в жизни от занятия любимым делом.

Воспитывая коммуникабельность, с детьми необходимо играть в интересные для них игры, даже если у родителей мало времени, надо хоть немного выделить его для своей крошечки. Ведь детям так нравится быть в центре внимания, хочется поиграть именно с родителями, а время, когда дитя еще не отдалилось от них, проходит очень быстро, можно не успеть испытать этот шквал позитивных эмоций от счастливого и радостного смеха ребенка.

Играя с малышами или уже более взрослыми детьми, нужно выбирать игры, развивающие их память и любознательность, в игровой форме: учиться писать и считать, заучивать стихи и прозу, играя в школу; научить, как вести себя в социуме - играя в дочки-матери; не бояться докторов и уколов - играя в больницу, привить любовь к пению и развить музыкальный слух - играя в концерты и так далее. Это и безумно увлекательно и очень полезно для формирования личности. Когда человек не стесняется петь и танцевать, имеет хорошую память, светские манеры, высокие достижения в профессиональной сфере, то он спокоен и уверен, что у него все получается, психика у него в норме, а сам он всегда в хорошем расположении духа.

И обязательно нужно воспитать в будущем члене общества ответственность за свои решения и поступки, демонстрируя это своим личным примером и купив ему домашнего питомца, ухаживание за которым будет его сферой ответственности. Следует объяснить ребенку, что будет, если его не покормить или не вывести на прогулку, и ни в коем случае не делать это за него.

Приложив такие титанические усилия, в результате родители получат почтительных и внимательных детей, а общество - ответственных и серьезных граждан, без психологических отклонений и всякого рода комплексов.