Игры для девочек с днем рождения. Кто у нас тут лучшие сказочники? «Воробей- ворона» — это игра на внимания и быстроту реакции

Ведущий подготавливает описание для мультфильмов, которые должны отгадать ребята. Дети делятся на пары или команды, ведущий читает описание, кто первый поднимает руку, тот и получает право ответа. Примеры: в этом мультике симка, но не телефонная, нолик, но не математический, их родители и даже дедушка - «Фиксики»; этот мультик про диких зверей и одного человеческого дитёныша - «Маугли»; сказка про девушку, чьё имя связано с белым цветом и про 7 небольших ростом пареньков - «Белоснежка и 7 гномов»; мультик про сиреневую пчелу не с нашей планеты - «Лунтик»; в этом мультфильме один герой зубастый и зелёного цвета, а второй - вымышленный и с большими ушами - «Гена Крокодил и Чебурашка» и так далее. У кого больше баллов, тот и победил.

Я знаю всех своих гостей

Юбиляру завязывают глаза, крутят вокруг себя и отправляют в толпу гостей. По очереди именинник ловит гостей и с помощью нескольких прикосновений отгадывает, кто это. Если правильно угадал, он снимает свою повязку и надевает на этого гостя, и тот занимает его место и теперь сам должен узнать попавшегося ему в руки гостя. Так все повеселятся и познакомятся.

10 слов

Каждому участнику вручают карточку с десятью редкими словами. Например, «амплуа», «апогей», «априори», «зодчий», «инвестиция» и так далее. Затем участников просят объяснить, как они понимают то или иное слово. Побеждает самый эрудированный участник, давший большее количество правильных ответов.

Десятый

В праздник 10-летия и посчитаем до десяти. Ребята начинают считаться по кругу, на кого попадает число 10, тот выбывает из игры и выполняет желание по фанту, например, 10 раз присесть, составить 10 пожеланий для именинника, 10 раз прорычать, как тигр, вспомнить 10 мультяшных героев - животных и так далее. После этого счёт снова начинается с единицы и игра повторяется, то есть участник, до которого опять дойдёт число 10 - выбывает и выполняет желание по фанту. А последний участник, который останется в игре, получает приз. Так ребята повеселятся и проверят свою удачу.

Мяч пожеланий

Все гости становятся в круг. Первому участнику вручают мяч. Каждый участник должен в течение пяти секунд сделать комплимент юбиляру и оставить краткое пожелание, затем дальше передать мяч, например, Максим, ты крутой, желаю тебе удачи, или Маша, ты красивая, желаю тебе радости. Поначалу будет легко, а вот потом будет становиться всё сложнее и сложнее, тем более времени на раздумья не так уж много. Кто из ребят не успеет оставить пожелание, тот выбывает, а игра продолжается до последнего победителя или трёх победителей, которые в конце игры получат свои призы.

Коты, кошки и котята

Ребята делятся на 2 команды и соревнуются за звание лучших знатоков мультфильмов, в которых есть персонажи - коты, кошки или котята. Команды по очереди называют по одному мультфильму до тех пор, пока одна из команд не застопорится. Эта команда потерпит поражение, а победителям - приз. Названий мультфильмов очень много, к примеру, «Гарфилд», «Кот в сапогах», «Том и Джерри», «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав», «Простоквашино» и так далее, поэтому игра будет интересной.

Фрукты, овощи, ягоды, цветы

Участники делятся на команды примерно по 5 человек. Каждой команде вручается листик и ручка. На листике написано 4 слова в 4 колонки: фрукты, овощи, ягоды, цветы. По команде «старт» команды начинают писать в колонки по 10 фруктов, по 10 овощей, по 10 ягод и 10 цветов. Ребята, которые быстрее остальных справятся с заданием, победят и получат приз.

Супергерои из домашних животных

Каждый из гостей придумывает своего супергероя из домашних животных, например, супер-корова, чьё молоко делает тебя невидимым, супер-кролик, который может прогрызть любую материю, супер-петух, который поёт и гипнотизирует, супер-курица, которая несёт золотые яйца и так далее. У кого из ребят получится самый интересный супергерой, тот получит приз. Ребятам будет весело и проявить свою фантазию, и посоревноваться в изобретательности и знаниях домашних животных.

10 весёлых пальчиков

Этот конкурс желательно проводить ближе к вечеру, так как понадобится темнота. Также нужен фонарик. Ребята-гости делятся на команды примерно по 5-7 человек. По очереди каждая команда выходит «на сцену» и показывает своё выступление. Ведущий держит фонарик, а ребята с помощью только рук, 10-ти своих весёлых пальчиков показывают своё представление, а какое именно - определит фант, который команда вытащит перед выходом на «сцену». В фантах могут быть написаны любые истории или сюжеты из жизни именинника, например, «Не выучил стихотворение и пытается сам придумать, во время этого в класс заходит директор с мамой» или «Именинник попал в страну драконов и встретил там одного из них» и так далее. Десять лет - отличный возраст помечтать и пофантазировать, а заодно и продемонстрировать всякие истории-небылицы.

Дети младшего подросткового возраста любят соревноваться в ловкости, быстроте, силе. По душе им и ролевые игры, позволяющие перевоплощаться в другого человека. Предлагаем 13 различных веселых конкурсов, которые можно использовать на любом празднике.

1. «Поварята»

Реквизит: конверты, в которых лежат буквы, составляющие какое-либо «съедобное» слово (например, «морковь»); лист бумаги и ручка.

Дети делятся на команды, каждая из которых получает конверт. Задача участников – как можно быстрее собрать из букв слово. После этого на листочке нужно написать как можно больше блюд, в которых присутствует этот ингредиент. Задачу можно усложнить: командам выдать не один конверт, а несколько. Из составленных слов ребята должны составить рецепт какого-либо блюда.

2. «Художники»

Реквизит: плотный лист белой бумаги, фломастер, карточки со словами.

Дети делятся по парам. Каждая пара вытягивает карточку со словом, которое они должны будут нарисовать. Один участник держит в руках открытый фломастер, другой двигает бумажным листом так, чтобы на нем появилось изображение. Победит та команда, рисунок которой будет соответствовать заданию.

3. «Пластилиновая дуэль»

Реквизит: разноцветный пластилин, карточки с названиями животных по числу участников, листы бумаги, ручки.

Участие в конкурсе индивидуальное. Каждый желающий вытягивает карточку с названием животного так, чтобы остальные не увидели, что на ней написано. Выбирает пластилин нужного цвета. Когда все определят, что должны слепить, ведущий ставит секундомер на 2 минуты. За это время участники должны успеть слепить то животное, которое было указано в их карточке.

По истечении времени все работы собирают, нумеруют. Организуется выставка, во время которой участники пытаются определить, кого слепили соперники. Свои предположения они записывают на листочке (например, 1 – лиса). Здесь выбирается 2 победителя: тот, который справился с заданием лучше всех, и тот, который угадал больше животных.

4. «СтрелкИ»

Реквизит: скрепки, банка.

Каждый желающий получает несколько скрепок (10-15). Задача – закинуть их в банку с определенного расстояния. Победит тот, кто закинет больше. Скрепки можно кидать по отдельности каждую, можно – сразу все, в зависимости от установленных правил.

5. «Между двух огней»

Реквизит: воздушные шары.

Дети делятся на 2 команды, каждая из которых получает определенное количество шаров. Задача участников – пока звучит музыка, перекинуть их на сторону противников. Проблема в том, что соперники возвращают их обратно! Как только закончится мелодия, подсчитывают количество шаров у каждой команды. Победит та, у которой их будет меньше.

6. «Следопыты»

Реквизит: вырезанные из бумаги следы различных животных – кошки, собаки, курицы, утки.

Следы прячутся в разных местах комнаты. Задача участников – команд – найти как можно больше следов. По истечении определенного времени команды выстраиваются друг напротив друга и по очереди издают звуки тех животных, чьи отпечатки они нашли. Сколько следов они нашли, столько раз должны произнести нужный звук. Например, нашли 5 утиных следов – должны 5 раз крякнуть.

7. «Испытатели»

Реквизит: таз с водой, пластиковые стаканчики.

Когда создают новый корабль, проводят испытания, чтобы проверит, выдержит ли он допустимую нагрузку. Ребятам также предлагается побыть в роли испытателей: на воду опускают стаканчик, наполовину заполненный водой – «корабль». Желающие получают по стаканчику с водой. Они по очереди доливают немного воды в корабль. Тот, у которого судно тонет, выбывает из игры. Игра начинается заново и проводится до тех пор, пока не будет выявлен победитель.

8. «Бег под радугой»

Реквизит: яркая подкладочная ткань – радуга.

Два взрослых берут ткань за углы и резкими движениями поднимают ее. Участники должны успеть пробежать под ней. Кто заденет ткань – выбывает.

9. «Конструкторы»

Реквизит: воздушный шар, заполненный гелием, пластиковый стаканчик, скотч, нитки.

Задача участников – сконструировать воздушный шар. К нему нужно подвязать длинную нить, чтобы легче было управлять им. Затем с помощью созданного летательного аппарата нужно перенести с одного конца комнаты в другой различные легкие предметы. Например, небольшие детали конструктора, из которых нужно построить дом.

10. «Самый внимательный»

Реквизит: прищепки (около 30).

Прищепки закрепляются на любых предметах в комнате. Задача участников – собрать их как можно быстрее. Тот, кто найдет больше прищепок, побеждает.

11. «Кладоискатели»

Реквизит: миска, в которой смешаны разные крупы и несколько более крупных предметов (бусин, пуговиц или ракушек).

Участникам завязывают платком глаза. Их задача – на ощупь отыскать сокровища. Кто быстрее?

12. «Клип»

Реквизит: все, что понадобится для постановки клипа.

Командам нужно за определенное время поставить клип на любую песню. По истечении времени команды показывают то, что у них получилось.

13. «Модный приговор»

Реквизит: все, что может пригодиться для создания одежды – старые футболки, шорты, ленты, скотч, нитки, иголки, бумага.

Участники разбиваются по парам: дизайнер и модель. Дизайнер из подручного материала создает костюм, который должна будет представить модель. Победителями в этом конкурсе будут все, но в разных номинациях (например, «самый ужасный костюм» – о костюме мумии).

Любая игра будет интересной и веселой, если взрослые будут не только организовывать, но также активно участвовать в проводимых мероприятиях, показывая хороший пример. Ведь смех заразителен, а хорошее настроение передается воздушно-капельным путем. Значит, нужно чаще смеяться и веселиться, чтобы детям было хорошо!

Если посмотреть на игры ребят, то можно увидеть, что большая часть детей не умеет организовать свой досуг. Их уличная прогулка превращается в бессмысленное шатание или разрушительное поведение (садистские эксперименты над животными, драки). Это происходит из-за того, что дети не знают уличных игр, они чаще общаются в социальных сетях, но при встрече не могут организовать свой досуг. Предлагаем разнообразные игры и конкурсы для детей 10 лет.

Игры в школе

Даже в холле на школьной перемене можно поиграть в следующие игры.

  • «Зайчик, зайчик, сколько время». Ведущий (заяц) стоит спиною к игрокам. Каждый по очереди спрашивает время и добавляет: «Я спешу на день рожденья!» Заяц называет любое время. Игрок отмеряет шаги (час - это большой шаг, минута - простой, секунда - длина стопы). Например, три часа пять минут три секунды означает три больших и пять обычных шагов, три длины стопы (полтора шага). Кто первым дойдет до зайца, дотронется до него, тот занимает его место. Все начинается сначала. Это мероприятие разнообразит детские конкурсы по изучению времени и закрепит термины.
  • «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игроки стоят или сидят в ряд, вытянув руки вперед (ладони плотно сомкнуты в лодочку). Ведущий берет «колечко» (любая мелкая деталь), которое должен незаметно выложить его из своей «лодочки» в ладонь игрока. Он может сделать вид, что вложил кольцо игроку, замешкавшись. Затем ведущий становится посередине и просит выйти участника с колечком. Задача игроков поймать того, у кого кольцо. Держать за руки нельзя. Если участнику с кольцом удастся выскочить из ряда непойманным, то он становится ведущим. Если его поймали, то игра продолжается со старым ведущим.
  • Морской бой. Участники чертят поле (10х10 клеток, обозначенных слева цифрами, сверху буквами) с одним-, двух-, трех-, четырехпалубными кораблями. Игрок называет цифру и букву клетки. Попадая в корабль, продолжает игру; промазав, передает ход сопернику. При этом уточняет, "убил" или "ранил".

Дорожные игры

Такие подвижные тематические игры позволят быстрее закрепить полученные знания и разнообразят любые школьные сценарии детских конкурсов. Особенно они актуальны на внеклассных мероприятиях, посвященных правилам дорожного движения.

Популярные игры

Классика жанра

На улице во время школьных перемен дети предпочитают самые разные классики.

  • Обычные цифровые. Чертите классики до десяти. Задача игрока кинуть камешек в ячейку с цифрой, «проскакать» классики и на обратном пути забрать фишку. Заступать за линии запрещено. Как только пройден первый уровень (от одного до десяти), игра начинается со следующей цифры (с двух, трех, четырех и т. д.). Игрок, зашедший на линию или не попавший камешком в нужную ячейку, передает очередь другому. Побеждает участник, прошедший больше всего уровней. Чтобы попасть камешком в ячейки с цифрой "девять" и "десять", позволяется заступить на первый квадрат. А прыгнуть на них можно с разбега, также заскочив на первое число. Спортивные конкурсы для детей начальной школы не обходятся без классиков, которые шьют из целлофана или ткани.
  • Круглые цифровые. Чертите большой круг, в нем отмечаете маленькую окружность, от которой проводите радиусы. Пишете цифры. Суть игры схожа с предыдущей. Прыгать от одной цифры к другой, пока не встанешь в центр. Разница в прыжках. В первом варианте прыгаешь попеременно то на одной, то на другой ноге. В этой же игре запрыгиваешь на две соседние цифры. Потом, при переходе на другое число, левая нога должна находиться в воздухе. То есть правая с первой цифры переходит на двойку, левая находится в воздухе, а потом опускается на тройку. Суть игры в том, что прыгать нужно быстро и не заступать за линии. Такие игры-разминки добавят смеха и веселья в интеллектуальные конкурсы для детей 10 лет. Цифры можно заменить на тематические образы.
  • Словесные. Чертится любой вариант классиков с «крышей». В каждой графе пишут желания (дом, дача, машина, ребенок, муж, путевка и т. д.), на крыше пишут «огонь». Игрок становится спиною к черте и кидает камешек, смотрит, какое богатство выпало, прыгает и на обратном пути забирает фишку. Нельзя заходить за линии классиков. Если попадаете в «огонь», то все богатства сгорают. Побеждает самый «богатый». Правила дети после первой игры могут сами корректировать, модифицируя их под свои возможности.

Игры со скакалкой

Популярны игры в резиночки, скакалки. Резинку надевают оба участника на ноги. Третий игрок прыгает через нее. Пройдя все действия, переходит на новый уровень. Для этого резинку с щиколотки подымают на десять сантиметров выше. Так происходит до тех пор, пока игрок не запутается в резинке, не ошибется или не запнется. Тогда очередь переходит другому участнику.

  • Роза, береза. Ведущий стоит в центре круга, держит один край скакалки, начинает ее крутить и говорить: «Роза, береза, лилия, мак, кашка, ромашка, алый цветок» до тех пор, пока какой-нибудь игрок не споткнется. Выходит из игры тот, на котором слове остановились. Названия изначально распределяются между участниками. Побеждает тот, кто остался. Он и становится ведущим. Этими играми полезно «разбавлять» спокойные, интеллектуальные или «сидячие» конкурсы на дне рождения ребенка 10 лет.
  • Салочки. Двое игроков крутят скакалку, третий участник должен запрыгнуть и не задеть ее. Педагоги используют ее в конкурсах, усложняя задание. К примеру, прыгая, читать стихотворение, петь или рассказывать таблицу умножения.
  • Черта. Двое держат скакалку на уровне груди участника. Игрок должен пройти, ничем не коснувшись. Каждый раз скакалку опускают ниже и ниже. Игрок, дотронувшийся до черты, выбывает.

Эти детские конкурсы и игры подходят для дома и школы. Их можно видоизменять, добавлять, переделывать под свой предмет или мероприятие.

Игры в мяч


Коллективные игры


Конкурсы для детей 10 лет с воздушными шарами

  • Тир. Игроков делят на две команды. Шары вывешивают на разной высоте. Кто больше повредит шариков дротиками, тот выигрывает.
  • Желание. В шары засовывают записку с пожеланием, надувают. Участники по очереди выбирают шар, лопают и выполняют задание.
  • Конкурс детских рисунков. Нужно за определенное время нарисовать бабочку, стрекозу, комара на шарике. Лучший образ выбирают зрители.
  • Сороконожка. Игроки делятся на команды, становятся друг за другом, зажимая между собой шарики. Задача сороконожек - дойти до финиша, взять землянику и вернуться обратно. Победителем является «не распавшаяся» команда.
  • Аленушка. На время игроки из разных команд должны повязать косынку на шарик и нарисовать лицо. Можно нарисовать части лица на бумаге, вырезать, подготовить волосы и другие атрибуты, которые наклеиваете на шар скотчем.
  • Жадина. Это смешные конкурсы для детей 10 лет. Суть игроков собрать больше воздушных шаров за определенное время. Чтобы усложнить задачу, у шариков обрезаются нитки, или на участника приклеиваете двусторонний скотч, и он без рук должен прилепить шары.
  • Бег с препятствиями. Шар зажимают коленями или щиколотками и идут к финишу, выполняя по пути еще задания.
  • Прокол. К ногам игроков привязывают шарик. Нужно прыгать на шар соперника и лопнуть его. Победителем становится тот, у кого целый шарик.

Необычные конкурсы

Детских игр существует огромное множество. Для этого не нужно дорогих атрибутов. Например, твистор можно нарисовать на траве, боулинг сделать из пластиковых бутылок и мяча, карточки нарисовать на картоне. Главное продумать тематику мероприятия, а также чередовать интеллектуальные, спокойные и подвижные игры. Тогда участие детей в конкурсах будет более активным.

Также подростки любят участвовать в играх, которые показывают по телевизору («Поле чудес», «Угадай мелодию», «Звездный час», «Сто к одному»). Вопросы подготавливаются по учебному курсу с дополнительной информацией по предмету. При подборе игр нужно учитывать интересы подростков. Можно попросить помочь в организации мероприятия лидеров.

Интересные конкурсы на День рождения помогут развлечь гостей и весело провести время. Подвижные и застольные игры для детей и взрослых станут изюминкой торжества. Чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, имениннику лучше заранее подготовить развлекательную программу.

    В конкурсе участвуют все гости праздника. Ведущий выдает каждому участнику по листу бумаги и ручке. Задача конкурсантов - написать как можно больше знаменитых тезок именинника (актеров, певцов, спортсменов, политических деятелей, телеведущих и т.п). На выполнение задания отводится 5 минут. Побеждает в конкурсе участник, который составляет самый большой список знаменитых тезок виновника торжества.

    Игра «Угадай маску»

    В игре участвуют все гости праздника. Для ее проведения нужно заранее подготовить маски с вырезанным отверстием для лица. На каждой маске надо написать название какого-то животного. Например, корова, бегемот, тигр, муха, лиса, крокодил, пингвин.

    В начале игры ведущий вызывает в центр зала первого добровольца и надевает на него маску так, чтобы он не видел, что на ней написано. После этого игрок начинает задавать гостям наводящие вопросы, стараясь угадать написанное на своей маске слово. Гости могут отвечать на них только словами «Да» или «Нет». Подсказывать нельзя. После того, как он угадывает слово, ведущий приглашает в центр зала следующего желающего и так далее. Игра продолжается, пока не закончатся все маски.

    Примеры вопросов

    • У меня есть хвост?
    • Я с крыльями?
    • Я могу летать?
    • Я издаю звуки?
    • Я зеленого цвета?
  • В конкурсе участвуют все приглашенные на праздник дети. Они делятся на 2 команды. Ведущий протягивает в центре зала небольшую волейбольную сетку. Команды становятся по разные стороны от нее. Ведущий выдает каждому участнику по небольшому воздушному шару.

    Задача детей - перебрасывать шарики через сетку. Конкурс продолжается 5 минут. Побеждает команда, на чьей стороне оказывается меньше шариков по истечении времени.

    Игра «Поздравь именинника»

    В игру играют все приглашенные на праздник дети. Ее суть - весело поздравить именинника с Днем рождения.

    Ведущий приглашает виновника торжества в центр зала. Он надевает на него специально сшитую юбку с ручками на концах. Малыши становятся вокруг именинника, берут юбку руками за ручки и натягивают ее. Юбка открывается, как парашют. После этого ведущий высыпает на нее сшитые заранее из любой легкой ткани мешочки.

    На счет «три» ребята начинают делать юбкой волны и проговаривать «С Днем рождения!». Мешочки при этом взлетают вверх, доставляя удовольствие имениннику.

    Игра «Муха»

    В игру играют все приглашенные на День рождения дети. Ведущий расставляет малышей в круг, а сам становится в центре. В руках он держит палочку с веревкой, на конце которой прикреплена игрушка в виде мухи. Дети должны ловить ее руками. Задача ведущего - раскручивать муху над головами ребят, не позволяя им схватить ее. Как только ведущий говорит детям, что муха разозлилась, они должны быстро присесть, чтобы она не укусила их. После этого они снова начинают ловить ее. Игра продолжается, пока не пропадет интерес.

    В конце ведущий может предложить ребятам спеть всем вместе песню «Муха-Цокотуха», показывая при этом разные движения.

    В конкурсе участвуют все желающие дети. На полу обозначается небольшой круг с точкой в центре. Участники становятся вокруг него на расстоянии нескольких метров. Им раздается одинаковое количество плоских камешков.

    Их задача - попасть камешком в точку в центре круга. Сначала они просто бросают их с того места, где стоят. С первого раза попасть в цель очень тяжело. После первого броска они подходят к месту приземления своего камушка и стараются попасть в центр круга, ударяя его щелчком щелбана. Можно сбивать камешек соперника своим, мешая ему попасть в цель. Побеждает участник, камешек которого первым оказывается на точке в центре круга.

    В конкурсе участвуют все дети, которые присутствуют на празднике. Для его проведения необходимо приготовить импровизированную ширму, сделав прорез в ткани чуть больше 10 сантиметров. Эту ткань нужно прикрепить на коробку с открывающимся дном (чтобы можно было менять в ней предметы).

    Задача детей - опустить руку в коробку через прорез и угадать на ощупь, какой фрукт в ней находится. Прятать можно апельсин, банан, клубнику, яблоко, персик и т.п. После того как участник определил плод, он может вытащить руку вместе с содержимым.

    После конкурса можно вынести детям нарезку из фруктов.

    Игра «Тайные очки»

    В конкурсе участвуют все дети, которые присутствуют на празднике. Они делятся поровну на 2 команды. Перед каждой группой участников вешается ватман, чистой стороной к игрокам. На обратной стороне нарисованы клеточки, на которых написаны цифры - от 0 до 9.

    Каждый участник должен подойти к ватману и в любом месте проколоть его зубочисткой. После того как все дети справляются с заданием, ватман переворачивают и подсчитывают сумму очков, которые прокололи игроки.

    Побеждает команда с большим количеством очков.

    Игра «Набор букв»

    В игре участвуют все желающие дети. Они делятся поровну на 2-3 команды. Ведущий выдает каждой группе участников по одному одинаковому набору карточек с буквами. Задача игроков - сложить из этих букв слово. Слова относятся к теме «День рождения». Команда, которая первой поднимает над головой и показывает ведущему и зрителям заданное слово, получает 1 очко. Выкрикивать слова запрещается. Сложившее слово надо представить ведущему и показать зрителям. После того как команды отгадали первое слово, ведущий выдает им следующий набор карточек и так далее. Побеждает группа участников с наибольшим количеством очков.

Доводилось ли вам бывать на праздниках, которые организованы не лучшим образом? Когда максимум, чего можно ожидать, это вкусной еды и хорошего алкоголя. Нет, конечно, меню – это очень важная составляющая любого праздника, но помимо застолья здесь должна присутствовать и хорошая развлекательная программа. Особенно, если говорить о детском торжестве.

Успех детского праздника во многом зависит от конкурсов, от их увлекательности и манеры проведения. Но если о втором моменте вы позаботитесь сами, то веселые конкурсы на день рождения девочке дома мы вам предоставим. В данном разделе вы сможете найти конкурсы, способные превратить самое обычное празднование в грандиозное торжество, увлекающее своей атмосферой не только детей, но и взрослых.

Поверьте, от конкурсов зависит если не все, то очень многое. Не пренебрегайте выпавшей возможностью и запишите , которые вы найдете здесь. Мы вручную отобрали для вас лучшие конкурсы, чтобы выбор для вас был наиболее приятным. Подарите себе, имениннице и всем ее гостям безудержное веселье на детском празднике!

Котята и поросята

Детей делят на две команды. Первая команда - поросята, вторая - котята. Всем игрокам завязывают глаза, а затем их перемешивают между собой. Таким образом, с помощью хрюканья и мяукания дети снова должны разобраться по командам.

От улыбки станет всем светлей

Разложите на столе карточки, на обратной стороне которых будут написаны самые разнообразные варианты улыбок: улыбка Мона Лизы, Крокодила Гены, улыбка влюблённой девушки, только что поевшего младенца, двоечника, получившего пятёрку, и тому подобное. Девочки должны по очереди подходить к столу, вытягивать карточку и без подготовки демонстрировать нужную улыбку. Победительнице конкурса вручается приз и титул "Мисс Улыбка".

Отгадай часть тела

Дети становятся по кругу. Ведущий раздает им карточки, на каждой из которых написана та или иная буква. Каждый ребенок должен посмотреть, какая буква написана у него на карточке, а затем приложить карточку к той части тела, название которой начинается на букву, написанную на карточке.

Угадай, что в руке

Завяжите девочкам глаза и предложите на ощупь отгадать, какую мягкую игрушку вы вложили им в руки. Игрушки можно чередовать с предметами быта, чтобы было веселее. Несмотря на кажущуюся простоту конкурса, не все дети способны дать правильные ответы.

Полоса противника

Все участники делятся на две команды. Обе команды становятся на разные стороны комнаты, которая разделена полосой. Игроки первой команды перетягивают на свою сторону игроков второй команды. У второй команды та же задача. Если же все-таки один из игроков оказывается перетянутым на другую сторону, то теперь он должен сражаться за ту команду, на чьей территории оказался. В конце образуется одна команда.

Поварята

Заранее подготовьте колбасу, сыр, консервированный горошек, кукурузу, зелень, варёные яйца, фрукты, овощи и тому подобное. Предложите девочкам совместно создать из этих продуктов картину, используя свою безграничную фантазию.

Разноцветные платочки

На доске подвешиваются платочки разных цветов. На каждом платочке написано имя девочки. Задача мальчиков по сигналу ведущего подбежать к доске и сорвать платочек с именем той девочки, которая нравится. После этого платочек необходимо подарить этой девочке.