Как древний человек приручил собаку. История одомашнивания собаки

В истории одомашнивания собак нет буквально ни одного пункта, не вызывающего среди ученых ожесточенную дискуссию. Недавнее исследование о том, как собаки буквально взглядом регулируют уровень «гормона любви» в организме, а с ним - и поведение человека, заставляют вспомнить теорию, согласно которой еще неизвестно кто кого одомашнил - мы псов или они нас.

Одни исследователи относят доместикацию животных к палеолиту (древнекаменному веку), другие - к более позднему неолиту, когда люди уже вели оседлый образ жизни и занялись сельским хозяйством. Иными словами, земледельцы могли завести собак, чтобы их есть, а охотники - чтобы те помогали преследовать добычу.

На первый взгляд, в проблеме одомашнивания собаки мы видим классический случай удовлетворения учеными собственного любопытства за государственный счет. Не все ли равно, как именно серый волк стал домашним животным? Увы, все не так просто. Собака - первое одомашненное животное, и многие специалисты считают, что без нее вся прочая домашняя живность (коровы, лошади, куры) могла бы вообще не появиться. Поэтому понять, как и когда произошла первая доместикация, значит понять, как сформировались основы современного образа жизни - питаемого теми самыми одомашниваниями, что начались с собак.

Почему нельзя одомашнить волка

С 1907 года ведущей теорией доместикации была самая простая: некогда человек взял осиротевших волчат, выходил, и они стали ему верными друзьями. При всей романтичности этой истории поверить в нее очень непросто.

Начнем с основ: да, генетики уверенно выводят собаку от серого волка (Canis lupus). Более того, она признана его подвидом (Canis lupus familiaris). Однако представители вида Canis lupus - невероятно осторожные и чуткие звери, в буквальном смысле слышащие, как падают листья в осеннем воздухе. Увидеть того же волка против воли очень непросто: современные охотники, чтобы просто выйти на него, используют собак или охотничьих птиц. Само собой, до первого одомашнивания таких помощников у наших предков не было. Найти даже взрослого волка без них - весьма сомнительная идея. Чтобы понять, насколько именно, достаточно вспомнить, что вплоть до XXI века человек не знал о присутствии серого волка в Африке, и даже известные его представители, ошибочно классифицировавшиеся как «египетские шакалы», оценивались как вымирающий вид численностью в десятки особей. Только генетический анализ их экскрементов к 2011 году установил, что эти «шакалы» - такой же подвид серого, как и домашние собаки, а численность их на сегодня превышает сотню тысяч особей. Недостающие орды этих животных стали искать - и буквально в последние годы обнаружили их не только в Египте, но и на огромном пространстве от Сенегала и Мали до Эфиопии. Сомнительно, что немногочисленные первобытные охотники были много успешнее современных ученых в обнаружении волков и тем более волчат.

Оставим вопрос о том, как были найдены волчата. Есть еще более сложный вопрос - как древнему человеку вообще удалось их вырастить? Многие из нас видели современных волков, которых с щенячества воспитывали люди. Широко известно, что их надо приучать к человеку с двух недель и ни в коем случае не позже трех, и лишь при изоляции от взрослых сородичей. После этого практически нет надежды, что волчонок воспримет людей как своих. Однако до трех недель волчата вообще не едят твердого, требуя молока. Где брали молоко первые кинологи, не имевшие молочного животноводства, - неизвестно.

И даже если бы оно у них было, вопрос выращивания детенышей им не закрыть. В волчьем молоке в сравнении с другими млекопитающими очень много аргинина , без которого вырасти здоровым Canis lupus не может. В современных заменителях волчьего молока аргинина крайне мало, что компенсируют его искусственными добавками, но где такие добавки можно было купить много тысяч лет назад - вопрос, мягко говоря, открытый.

И последний повод усомниться: выросший волчонок сохранит лояльность только членам той человеческой семьи, где он рос. Остальных представителей нашего вида выращенный среди людей (и потому не боящийся их) волк рассматривает как законную добычу, особенно если речь идет о детях и больных. Именно так неудачно одомашненный волчонок из Гисинджа в XIX веке убил дюжину детей за три месяца, и именно поэтому на дверях ряда современных центров одомашнивания волков висит табличка «с простудой не входить». Волк может атаковать даже человека, уверенного в своем здоровье - ведь многие псовые имеют столь хорошее чутье, что
по запаху мочи рак, о котором и сам человек может быть еще не в курсе.

Как «приручить» человека

Весь комплекс проблем «первого шага» в одомашнивании привел большинство исследователей к мысли, что совершил его не человек. Сами волки, жившие близко к палеолитическим охотникам, постепенно привыкали не атаковать куриц, несущих золотые яйца. Следуя за кочующими людскими группами и подъедая остатки убитых ими животных, они могли стать специализированными спутниками первобытных людей. Такая схема удачно решает вопрос со вскармливанием волчат и агрессией волков к слабым: ориентируясь на старших сородичей, волчата избегали атак на детенышей приматов, воспринимая их как своеобразную часть стаи.

Не так давно прояснились и конкретные механизмы, которыми псовые «приручали» людей. Японские исследователи во главе с Михо Нагасава (Miho Nagasawa) , что собаки, заглядывая в глаза к людям и проводя с ними больше времени, существенно повышают уровень окситоцина в крови человека, попутно наращивая его уровень и у самих себя. Окситоцин, иногда упрощенно именуемый «гормоном любви», обычно используется представителями одного вида для углубления связей между особями. В случае человека мать и дитя, глядя друг на друга, также синхронно повышают уровень этого гормона, и чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее их связь. Однако до этой работы было неизвестно, что представители каких-то иных видов умеют вызывать у человека окситоциновый отклик.

Очевидно, именно это умение собак облегчает им интеграцию в общество человека. Такое поведение собак, заглядывающих в глаза хозяину по собственной инициативе, до некоторой степени является манипуляцией человеком, и, по данным группы Нагасавы, не присуще волчатам, выращенным среди людей. Кстати, последние и сами не испытывают повышения окситоцина, когда на них смотрит человек. Часто они трактуют взгляд «глаза в глаза» как дикие волки, для которых это признак агрессии, в ответ на который животное, как правило, отводит взгляд.

Когда человек завел первых друзей?

Допустим, волки одомашнились сами, но когда именно они на это решились? Группа генетиков во главе с Петером Саволайненом (Peter Savolainen), рассмотрев ДНК современных собак, уверенно выводит их от южнокитайских волков, живших не позднее чем 16 400 лет назад. В этом регионе генетическое разнообразие собак до сих пор самое широкое. По этой схеме древнейшими домашними псами считаются динго, затем идут африканские басенджи и арктические лайкообразные собаки.

Сторонники этой версии, ссылаясь на датировку, видят в одомашнивании один из этапов перехода от охоты к сельскому хозяйству и считают первых домашних псов мясной породой скота. Правда, кормление одомашненного волка, в отличие от собаки, требует 1-2,5 килограмма свежего мяса в день - то есть даже годовалый волк дает меньше мяса, чем уходит на его прокорм.

В то же время группа археологов и генетиков во главе с Робертом Уэйном (Robert Wayne) считают волка «европейцем». Черепа животных из Разбойничьей пещеры на Алтае уверенно датируются 31-м тысячелетием до нашей эры, а находки в Гойе (Бельгия) - 34-м. Поиск родства не по ядерной, а по митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии, привели группу Уэйна к выводу о том, что в генах современных собак есть следы аналогичных им существ, живших более 30 тысяч лет назад, ближайшими дикими родственниками которых являются европейские волки.

Credit: Image courtesy of Royal Belgian Institute of Natural Sciences

Из более ранней датировки естественно вытекает и другое назначение собаки - прирученная палеолитическими охотниками, она вряд ли рассматривалась ими как запас мяса. Скорее, древние люди были заинтересованы в экстраординарном обонянии бывших волков или охране и перевозке на собаках многих тонн добытого мяса мамонта, без тягловых животных непосильной для небольших человеческих коллективов.

Само собой, сторонники точки зрения позднего (неолитического) одомашнивании собаки ищут в выводах идейных противников недостатки. И находят - февральская публикация группы Эбби Дрэйк (Abby Drake) , что находка из бельгийской пещеры Гойе по строению черепа ближе к волку, чем к собаке. На основании чего утверждается, что доместикация произошла лишь в неолите - тогда же, когда и приручение остальных домашних животных.

К сожалению, работа Дрэйк обходит молчанием исследование российских ученых, опубликованное в 2011 году и четко указывающее на существование собачьего черепа возрастом в 33-34 тысячи лет. Причем, как отметил ведущий автор той работы Ярослав Кузьмин, череп из алтайской Разбойничьей пещеры чрезвычайно похож на останки собаки из Гренландии, жившей всего тысячу лет назад. Значит, уже 33 тысячи лет назад одомашнивание псовых продвинулось чрезвычайно далеко - почти до современного уровня!

Окончательно вопрос о времени приручения прояснился после выхода в 2013 году работы , первым автором которой указана генетик Анна Дружкова из Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН. Анализ 413 нуклеотидов палеолитического алтайского пса показал, что он значительно ближе к собакам и доисторическим псовым Нового Света, чем к современным волкам. Соответственно, животное из Разбойничьей пещеры возрастом 33 тысяч лет - древнейшее из известных на сегодня собак, а значит, одомашнивание братьев наших меньших произошло задолго до возникновения сельского хозяйства. Тот же Ярослав Кузьмин считает , что пока даже непонятно, кто были хозяева первой алтайской собаки: «по возрасту подходят и кроманьонцы, и неандертальцы». Иными словами, первая доместикация в принципе может оказаться еще дочеловеческой.

Фото: The Upper Galilee Museum of Prehistory

Здесь собаколюбы могут вздохнуть с облегчением: практически все исследователи считают, что приручение собак в палеолите не могло иметь целью их забой на мясо. Человек в то время был настолько обеспечен мясом крупной дичи, что брезговал ныне деликатесной олениной, ее своим питомцам.

Псы: орудие геноцида или тягловая сила?

Предположения российских ученых о прирученных собаках у неандертальцев серьезно расходятся с популярной книги «Захватчики» американского антрополога Пэт Шипмен (Pat Shipman), изданной в 2015 году. По Шипмен именно одомашнивание собаки, гнавшей мамонтов на людей-охотников, а затем охранявшей добытое мясо, позволило человеку вытеснить неандертальцев, заняв вершину пищевой пирамиды. По ее мнению, ключевым фактором, сделавшим возможным взаимодействие человека с собакой, могли стать белки наших глаз. Напомним: у человека основная часть поверхности глаза белая, что для млекопитающих нетипично. Как считает исследовательница, мутация эта появилась 40 тысяч лет назад. Благодаря чему, полагает Шипмен, собаки могут понять, куда направлены глаза людей во время охоты, что с неандертальцами, предположительно не имевшими светлых белков глаз, было затруднительно. Правда, сама исследовательница замечает, что ее гипотеза все еще ждет генетических доказательств.

Иллюстрация: Walter Myers / Stocktrek Images / Corbis / East News

Концепция Шипмен вызывает серьезные вопросы не только потому, что по возрасту алтайские собаки вполне могли принадлежать неандертальцам. Австралийцы, бушмены и ряд других человеческих групп никогда не имели домашних собак. Даже когда в Австралию несколько тысяч лет назад морем завезли динго, аборигены вовсе не кинулись использовать уже готовое домашнее животное - напротив, как и папуасы с поющей новогвинейской собакой, они относились к динго как к диким и постепенно оттеснили в малообжитые местности. В то же время австралийцы заселили свой континент не позднее 40 тысяч лет назад и с тех пор практически не скрещивались с остальной частью рода людского. И все равно попавшие в Австралию европейцы изображали туземцев с нормальными белками глаз - ровно такими же, как и сегодня. Все это делает предположение о связи мутаций белков глаз с одомашниванием псовых несколько неоднозначным.

Как это часто бывает со статьями, основанными на российских находках и исследованиях, сами по себе работы Оводова, Кузьмина и Дружковой, доказывающие древнее одомашнивание собак, не смогли решающим образом повлиять на дискуссии по данной теме на Западе. Дело здесь в традиционном слабом знакомстве западных специалистов с достижениями российской науки. Часто формируется что-то вроде замкнутого круга - в ведущих западных журналах нечасто публикуют наши статьи, потому что считают, что та или иная отрасль науки у нас слабо развита, а считают так потому, что публикаций по соответствующей теме в ведущих западных журналах нет. И даже если пара публикаций такого рода все же появляется, на них мало кто ссылается, отчего они нечасто оказываются в центре внимания ученой общественности. Так что за пределами России спор о времени приручения собаки все еще в самом разгаре, и продолжаться он может долго.

Фото: Александр Пирагис / РИА Новости

Тем временем совместная группа сторонников Саволайнена и Уэйна работает в рамках одной исследовательской программы, где надеются урегулировать возникшие между ними противоречия. Чтобы точно выяснить, в палеолите или в неолите состоялась первая доместикация, ученые сравнивают кости находок ископаемых собак по всему миру. Объединенная группа еще не пришла к окончательному заключению о дате одомашнивания, но в целом склоняется к донеолитическому сценарию. Однако их работа уже принесла и первый неожиданный результат: в задней части челюстей некоторых древних находок налицо нехватка пары моляров, места под которые есть. Это может означать, что применялось что-то типа уздечки для ездовых собак. Если это так , то первобытные одомашниватели были необычайно продвинутыми - первые примитивные уздечки у тягловых животных обычно относят к неолиту, то есть на 15-20 тысяч лет позже появления первых собак.

КАК И ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ СОБАКУ

Ай, Моська! Знать, она сильна...

И. А. Крылов

А посему -

ДА ЗДРАВСТВУЮТ ДВОРНЯЖКИ!!!

Вторая - показать, что война - новая вещь для человека, вызвавшая неестественное состояние человека. Что война изменила очень многое в жизни человека, если не все. Показать, что современный человек, буквально, болен войной, и его надо лечить! Лечить все человечество в целом и каждого человека по отдельности! Для всего человечества в целом есть только одно лекарство - МИР И ПОЛНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ . А как лечить каждого отдельного человека от этой болезни, от войны автор надеется показать в одной из следующих работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопрос о "плановых" встречах соседних родов, то есть, фактически, о преднамеренном и взаимном хождении в гости (а зачем?) будучи не раскрытым, хотя бы частично, может подорвать доверие ко всей статье. Поэтому, вкратце, приходится его объяснить в данном приложении. Род у человека численно всегда был невелик. Человек 40-60, не более. Такая численность рода происходит от двух основных причин. Первая причина - происхождение от стадных человекообразных обезьян, у которых стадо насчитывало примерно такое количество особей. Вторая причина - совмещение возможностей прокормиться и оборониться от хищников. Большему количеству людей на определенной территории не прокормиться, а меньшему не отбиться от хищников. Так и жили наши предки родами по 40-60 человек в течение всего времени своего развития до освоения земледелия. Значит, каждый год рождалось новых людей 4-5, ну 6 человек всего. В каждом роду, статистически, в среднем за несколько лет, рождалось поровну мальчиков и девочек. Но в данный конкретный год либо девочек, либо мальчиков рождалось больше. Количественное неравенство полов налицо, к тому же детская смертность от болезней была колоссальной, ведь лекарств современной мощности в древности не было. О степени детской смертности может дать представление статистика 19 века, когда медицина была уже достаточно хорошо развита. Так вот, по этой медицинской статистике половина новорожденных умирала, не дожив и до года, а из оставшейся половины до 5 лет умирала ещё половина. Вот такая печальная статистика. В древние времена, о которых идёт речь, дела с детской смертностью от болезней вряд ли были лучше, чем в 19 веке. Статистически, за несколько лет от болезней умирало поровну девочек и мальчиков, но сколько конкретно детей и какого пола в данном текущем году умрет от болезней зависело от великого множества добавочных, конкретных обстоятельств в данном году и в данном роду. Поскольку неравномерность рождений и смертность от болезней накладывались друг на друга, то очень часто они друг друга взаимно усиливали (хотя иногда, довольно редко, они могли и взаимно компенсироваться). В результате этого, каждый год в роду был дефицит либо юношей, либо девушек, вступающих во взрослую жизнь. Мог быть и несколько лет подряд дефицит молодых людей, какого либо одного пола. А, поскольку человек жил семьями, то и размножение и удовлетворение половых потребностей происходило в семье и только в семье. И раз каждый год есть недостаток женихов или невест (он же - избыток невест или женихов, соответственно), то всё время в каждом роду были две проблемы: первая - не образуется нужное для воспроизводства рода количество семей; вторая - всегда есть избыток не пристроенных женихов или невест, которые не могут создать своей семьи т.к. их сверстники умерли ещё в детстве от болезней. Первая для рода весьма опасна и нужно где-то раздобыть нужное количество людей нужного пола и нужного возраста, чтобы снова стало необходимое для воспроизводства рода количество семей. Подчеркнем, что в роду этих людей нет. Ждать, когда кто-то из малышей подрастёт и выровняет дисбаланс полов нельзя - можно и не дождаться (не забывайте о болезнях). Вторая проблема - это проблема взаимоотношений между людьми уже имеющими семью и людьми, которым семью создать не удалось (не из кого). Излишние холостяки завидуют своим семейным сверстникам, завидуют рождению у них детей; к тому же, холостяки лишены возможности удовлетворять свои половые потребности. Всё это приводит холостых членов рода в состояние неудовлетворённости жизнью, вообще, и жизнью в собственном роду в частности. В свою очередь, женатые и замужние сверстники холостяков, которые одновременно являются родственниками и друзьями, братьями и сёстрами холостых молодых людей сочувствуют им, беспокоятся о них. Им хочется как-то устроить судьбу своих родных и друзей и помочь им создать свою семью. (Это желание у наших предков было столь сильным, что въелось прямо в организм человека и сейчас женатые или замужние люди всегда стараются переженить своих знакомых холостяков и частенько им это удаётся сделать). Такое положение было всегда и в каждом отдельном роду и во всех родах вместе. Каждому роду был необходим баланс семей, и в каждом роду были люди, которым хотелось, чтобы их друзья обзавелись семьями, т.е. каждому роду, в целом, хотелось пристроить своих холостяков. Поэтому, когда при постоянных кочёвках происходила встреча с соседями, то это был настоящий праздник для обеих родов. Для каждого рода, в целом, появлялась возможность выровнять баланс семей; для холостяков появлялась возможность подобрать себе подходящую по возрасту пару; для их друзей и родственников появлялась возможность переженить холостяков. Все были рады этому. Женихи или невесты переходили из рода в род, кому, где больше понравилось. Дисбаланс семей и избыток холостяков в каждом роду сокращался, но полностью не исчезал, так как совсем не обязательно дисбаланс холостяков одного пола в одном роду совпадал с аналогичным дисбалансом холостяков противоположного пола в другом роду. Требовалась ещё встреча с другим родом, где были бы подходящие для этого рода холостяки. И может быть не одна такая встреча. Только тогда в первом роду и во всех родах, вообще, устранялся избыток холостых молодых людей, и образовывалось нужное в каждом роду число семей. Естественно, что в самом начале развития человека, встречи соседних родов для обмена холостяками нельзя назвать плановыми. Они имели более-менее случайный по времени и месту характер. Но так как встречи родов для обмена холостяками были нужны всем, то с течением времени и довольно быстро, по историческим меркам, определились наиболее удобные места и времена для таких встреч. Хождение в гости к соседям для обмена холостяками стало преднамеренным и плановым и по месту, и по времени. Кстати, заодно, во время таких встреч можно было пообщаться с родными или друзьями, ранее перешедшими в другой род. Во время встреч можно было посмотреть, что нового освоили соседи и перенять полезное для себя. Обменяться с приятелем или родственником чем-либо заинтересовавшим тебя. Подарить кому-нибудь что-нибудь. Присмотреться подросткам друг к другу, чтобы, когда вырастешь не искать себе пару, как говорят "наобум, святых", а уже знать в каком роду живёт понравившийся тебе человек и т.д. и т.п. Таким образом, происходил не только обмен женихами и невестами, но и укрепление дружеских связей между родами, а также взаимный обмен опытом, что, вдобавок, ускоряло развитие тогдашней "науки и техники". То есть со всех сторон жизни человека, встречи родов были и плановыми, и мирными, и дружескими, и всем доставляли радость и удовольствие. А вот, когда люди начали воевать между собой, то встречи родов стали доставлять всем крупные неприятности, выливавшиеся в военные стычки с убитыми, ранеными и всеми прочими "прелестями" войны.

9.4 (93.87%) 75 голос[ов]

Всему человечеству известен неоспоримый факт о том, что собака является самым лучшим, единственно верным другом человека издавна. Собаки верно и ревностно служат человеку до конца жизни и всегда рядышком, охраняя его.

Когда людям трудно и в жизни тяжелая пора, верный друг – собака даст поддержку и будет рядом, когда же наступают веселые события, пес будет радоваться наравне с человеком. Он не оставит никогда ни в беде, ни в радости. В наше время круг использования собак весьма велик, существует несколько способов служения собак – это и собаки-полицейские, и собаки-охотники, и сторожевые собаки, и полицейские собаки, и прочие.

А ведь собаки не всегда были такими милыми и преданными человеку животными. Собаки в древнем мире – это опасные для человека хищники, способные своими клыками калечить и даже убивать людей. Это были не те собаки, которых мы привыкли видеть ежедневно, это были их предки, которые в современной истории называются « » и являются хищниками.

Хищные предки собак обитали в лесах и вели охоту на различных животных, но со временем, переловив всю добычу, собаки начинали испытывать голод продолжительное время, и это грозило по-настоящему ужасными последствиями для людей и их детей. Довольно-таки скоро волки начали посещать покинутые людьми стоянки и получили возможность иной раз поживиться чем-либо съестным и даже вкусным.

По своей натуре предки собак были похожи на людей. Они всегда старались собираться в стаи, помогали друг другу, приносили добычу на всех и очень интересовались происходящим вокруг. Поедание остатков пищи на бывших стоянках людей было более доступным способом пропитания волков, чем охота на мало-мальски появлявшуюся дичь в лесах, и поэтому к такому способу кормления звери очень быстро привыкли.

Но ведь люди не жили долго на одном месте, они перемещались с одной стоянки на другую в поисках пропитания и лучшей жизни для себя. Волки не придумали ничего иного, как следовать за людьми по всем их стоянкам. Теперь они оказались не привязанными к одному месту, а вели кочевнический образ жизни. Теперь это были уже не дикие волки, а наполовину домашние – еще не собаки, но уже и не волки.

Человек же, в силу некоей доброжелательности и любопытства, не стал прогонять или убивать животных, позволяя им жить рядом, присматриваясь к ним. Волки не подходили близко к людям, и те не чувствовали себя в какой-либо опасности в обществе зверей. В это же самое время люди начали обращать внимание на животных, приглядываться к ним, к их повадкам и поведению на охоте.

Приходило понимание того, что в тандеме сила и ловкость волка прекрасно сочетается с умом и хитростью человека, остается лишь каким-то образом добиться взаимопонимания и ходить вместе на охоту. Но до объединения собак и людей прошло еще немало времени. Не хватало смелости ни той, ни другой стороне подойти ближе. В итоге такое соседство стало уже привычным и для волков, и для людей.

Ни те, ни другие не боялись друг друга и жили мирно, как добрые соседи. Но все случается, и однажды один самый любопытный волк и не менее любопытный человек все же пообщались. Этот первый их контакт был неумелый, робкий, но все же положил начало совсем другому общению между животным и человеком. Постепенно началось одомашнивание волка, все происходило медленно и размерено. Прошло время, и волки уже грелись возле костра рядом с человеком, ели из рук человека, позволяли себя трогать.

Животные становились все смелее и незаменимее. Примерно в этот период люди дают новому одомашненному виду волка новое имя – собака. Конечно, после присвоения нового имени собаки не стали полностью ручными. На это понадобилось немало времени. В наше время приручение дикой собаки совершенно невозможно. Даже если уже есть уверенность, что собака полностью одомашнена и подчиняется человеку, все равно рано или поздно ее звериная сущность даст о себе знать, и это влечет за собой иной раз тяжелые последствия.

Для полного подчинения в диком животном приходится менять все повадки и характер, а всего лишь несколько лет, потраченные на это, не дадут результата. Изменения должны происходить в течение веков, причем в этом должно участвовать немалое количество людей, способное преобразовать один вид животных в другой, новый, совершенный и домашний.

Ведь в случае одомашнивания собаки было потрачено не менее 10 веков для завоевания взаимного доверия и полного подчинения животного человеку. Скорее всего, волки – это именно те животные, которые должны были подружиться с каким-либо другим видом животных, в данном случае это был человек, что еще лучше. Одомашнивание волка – это невероятная удача, выпавшая единственный раз человеку в истории, ведь больше ни с одним видом хищников подружиться не удалось. Можно с уверенностью сказать, что дружба человека и собаки – это на века.

Собака была первым животным, которое приручил человек. Что заставило древних людей обратить внимание на волка, и как он сделал из опасного хищника кроткое послушное животное.

Собаки каменного века

Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые ученые, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

Древние центры одомашнивания

Вопрос о том, где произошло первое одомашнивание, тоже остается открытым. Ранее считалось, что древнейшие центры – Восточная Азия и Средний Восток. Но в связи с новыми, более ранними находками, связанными с доместикацией, ученые из университета Турку под руководством Олафа Талманна, решили пересмотреть общепринятую точку зрения. За основу были взяты митохондриальные гены из останков представителей древних волков, 18 древних собак, которые сравнили с генами 148 современных животных, среди которых 49 волков, 77 собак и 4 койота.
Генетический анализ показал – вероятной родиной собаки была Европа, а не Индия. По словам ученых, ближайших родственников современной собаки находят среди некоторых групп европейских волков.

Приручение

Доподлинно неизвестно, как именно произошло одомашнивание – письменных источников не осталось, а археология бедна на подобные детали. Очевидно одомашниванию предшествовал период приручения. Это была еще не собака, а волк (шакал, лиса, гиена, в зависимости от области обитания), который пришел к жилищу человека, прельщенный запахом еды. Прикормленные особи могли постоянно наведываться к человеку, который вскоре нашел пользу в опасном соседстве. Человек начал отлавливать волков, забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, отлавливал новых. В какой-то момент такой метод стал неудобным. Во-первых, неизвестно, когда «собака» умрет, во-вторых, новых волчат нужно сначала найти, а потом вырастить и научить не бросаться на своих. Но любое промедление чревато – «человек человеку волк». Тут, очевидно и пришла идея заняться разведением. Стали в роду содержать несколько "собак", что обеспечивало смену поколений без перерыва.

Одомашнивание

Как известно, животное, родившееся в природных условиях, не может до конца избавится от природных инстинктов. Его ближайшие потомки тоже. Неизвестно, сколько поколений понадобилось волку, чтобы превратиться в собаку. Очевидно на это ушла не одна сотня лет. Правда, сегодня процесс доместикации происходит намного быстрее, поскольку накопленные знания и современные технологии упрощают селекцию. Как показал опыт по одомашниванию лисы академика Д. К. Беляева, достаточно одного отбора в течение 25 лет, чтобы лисы стали дружелюбными по отношению к человеку.

Кстати, далеко не все прирученные животные становятся домашними. История знает много примеров приручения самых экзотических животных: от больших хищных кошек до крокодилов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. Но все они по разным причинам так и не стали постоянными спутниками человека.

Почему собаки лают

Далеко не все животные, ставшие предками собак, лают. Волки, как известно, предпочитают выть. По мнению некоторых кинологов, на первых порах одомашнивания человек рассматривал собаку как "живую сигнализацию", поэтому в процессе селекции оставлял рядом с собой самых громких особей, способных именно лаять, а не выть.

Спутник на охоте

Итак, собака стала постоянным спутником человека. Это уже был не волк, а домашнее животное, которое лаяло и тем самым защищало человека. Одна беда – охотиться оно разучилось. По крайней мере, так гласит одна из версий, согласно которой собаку на первых порах держали на короткой привязи, не давая самой добывать пропитание. Правда, у собаки осталась одно из главных способностей – острое обоняние. Она могла выслеживать животных, но лаяла при их приближении. Так родилась потребность в охотничьей собаке, которая, в отличие от сторожевой, умеет соблюдать тишину. Как ни странно, тот факт, что собака разучилась добывать себе пропитание самостоятельно, получая его из рук человека, оказался весьма полезным. Поймав добычу, она не знала, что с ней делать и приносила хозяину.

Но охотничьи породы, по некоторым версиям, появились далеко не сразу, а спустя тысячи лет, после «неолитической революции, когда человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Появилось дополнительное пропитание и человек смог позволить себе содержать дополнительных собак. Вслед за охотой, их стали применять в самых разных сферах жизни. Новые породы для новых задач выводят и по сей день.

Ученые утверждают, что самое первое животное, прирученное древним человеком, была собака.

Как первобытным людям пришло в голову, что можно использовать диких зверей для своих целей? Почему выбор пал на опасного хищника, древнего предка беспощадных волков? И как получилось превратить кровавого противника и врага в послушное домашнее животное?

Собаки каменного века

Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые антропологи, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

В 2008 году был проведен радиоуглеродный анализ черепа собаки, найденного на Алтае (пещера Разбойничья) Николаем Оводовым, палеонтологом и сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН. Результат показал – возраст древней собаки составляет около 32 тыс. лет. Примерно этим же временем датируют останки собаки из пещеры Гойе в Бельгии (36,5 тыс. лет).

Древние центры одомашнивания

Вопрос о том, где произошло первое одомашнивание, тоже остается открытым. Ранее считалось, что древнейшие центры – Восточная Азия и Средний Восток. Но в связи с новыми, более ранними находками, связанными с доместикацией, ученые из университета Турку под руководством Олафа Талманна, решили пересмотреть общепринятую точку зрения. За основу были взяты митохондриальные гены из останков представителей древних волков, 18 древних собак, которые сравнили с генами 148 современных животных, среди которых 49 волков, 77 собак и 4 койота.
Генетический анализ показал – вероятной родиной собаки была Европа, а не Индия. По словам ученых, ближайших родственников современной собаки находят среди некоторых групп европейских волков.

Волчьи способности

Вид Homo Sapiens появился как минимум за несколько тысяч лет до приручения и долгое время не обращал внимания на волков, подошедших близко к стоянкам. Точнее обращал, но только с целью прогнать подальше, а не прикормить. Что же заставило его по-новому взглянуть на опасного соседа? Почему в какой-то момент эти животные так заинтересовали человека, что он стал их намеренно приручать и делить с ними пропитание.

У всех волчьих есть два общих для признака – нюх и звуковой сигнал, которым они предупреждают сородичей об опасности. Но о какой опасности идет речь? То ли период вымирания гнал хищников к жилищу человека, то ли угрозой был сам человек – сосед из ближайшей пещеры. Последний мог напасть ночью, когда все спят, костер ему тоже не помеха. Часовые не всегда успевают поднять тревогу. Но волк – другой случай. Он почует чужака издалека. И не замедлит об этом заявить.

Приручение

Доподлинно неизвестно, как именно произошло одомашнивание – письменных источников не осталось, а археология бедна на подобные детали. Очевидно, ему предшествовал период приручения. Это была еще не собака, а волк (шакал, лиса, гиена, в зависимости от области обитания), который пришел к жилищу человека, прельщенный запахом еды. Прикормленные особи могли постоянно наведываться к человеку, который вскоре нашел пользу в опасном соседстве. Человек начал отлавливать волков, забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, отлавливал новых. В какой-то момент такой метод стал неудобным. Во-первых, неизвестно, когда «собака» умрет, во-вторых, новых волчат нужно сначала найти, а потом вырастить и научить не бросаться на своих. Но любое промедление чревато – «человек человеку волк». Тут, очевидно и пришла идея заняться разведением. Стали в роду содержать несколько «собак», что обеспечивало смену поколений без перерыва.

Одомашнивание

Как известно, животное, родившееся в природных условиях, не может до конца избавится от природных инстинктов. Его ближайшие потомки тоже. Неизвестно, сколько поколений понадобилось волку, чтобы превратиться в собаку. Очевидно, на это ушла не одна сотня лет. Правда, сегодня, процесс доместикации происходит намного быстрее, поскольку накопленные знания и современные технологии упрощают селекцию. Как показал опыт по одомашниванию лисы академика Д. К. Беляева, достаточно одного отбора в течение 25 лет, чтобы лисы стали дружелюбными по отношению к человеку.

Кстати, далеко не все прирученные животные становятся домашними. История знает много примеров приручения самых экзотических животных: от больших хищных кошек до крокодилов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. Но все они по разным причинам так и не стали постоянными спутниками человека.

Первый лай

Далеко не все животные, ставшие предками собак, лают. Волки, как известно, предпочитают выть. Что же такое произошло, от чего и ему рядом с человеком пришлось сменить глубокий вой на звонкий лай? И почему нынешние собаки лают только на то, что может представлять опасность для хозяина?

Как мы уже выяснили, главной обязанностью собаки было оповещение человека об угрозе. По мнению некоторых кинологов, на первых порах одомашнивания, если собака не издавала звуки при опасности, то все остальные ее свойства человека не интересовали. А значит, ее либо били, либо лишали кормежки, либо просто убивали, а вместо нее выращивали новую. Так что при каждом новом запахе, собака была обязана лаять. А человек то поощрял ее, то наказывал за ложную тревогу. Возможно, именно так, опытным путем собака научилась реагировать на определенные запахи, другие же оставлять без внимания.

Почему именно лай? По некоторым версиям, человек поощрял лай, как самое звонкое проявление собачьего голоса. Точнее, оставлял рядом с собой самых громких особей, чей «говор» был скорее приближен к нынешнему собачьему лаю, чем к волчьему вою.

Спутник на охоте

Итак, собака стала постоянным спутником человека. Это уже был не волк, а домашнее животное, которое лаяло и тем самым защищало человека. Одна беда – охотиться оно разучилось. По крайней мере, так гласит одна из версий антропологии, согласно которой собаку на первых порах держали на короткой привязи, не давая самой добывать пропитание. Во-первых, она могла убежать, во-вторых, в ней мог пробудиться хищник, который другой раз не отличит хозяина от обеда.

Но у собаки осталось одно чрезвычайно полезное свойство – нюх. Она могла выслеживать животных, но лаяла при их приближении. Так родилась потребность в охотничьей собаке, которая, в отличие от сторожевой, умеет соблюдать тишину. Как ни странно, тот факт, что собака разучилась добывать себе пропитание самостоятельно, получая его из рук человека, оказался весьма полезным. Поймав добычу, она не знала, что с ней делать и приносила хозяину.

Но охотничьи породы, по некоторым версиям, появились далеко не сразу, а спустя тысячи лет, после «неолитической революции, когда человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Появилось дополнительное пропитание и человек смог позволить себе содержать дополнительных собак. Вслед за охотой, их стали применять в самых разных сферах жизни. Новые породы для новых задач выводят и по сей день.