Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира. Выпускники, которые добились успеха. Помощь в подготовке дипломных проектов для

В данном разделе можно оформить заказ на выполнение диплома по дисциплине ювелирное дело ("Художественное проектирование ювелирных изделий", КОД ОКСО 71504), заказать разработку чертежа изделия, выполнение художественного эскиза, а также проектирование 2D и 3D модели в специализированной компьютерной программе. Доступны примеры, которые можно скачать бесплатно и использовать в качестве образца для самостоятельного написания дипломной работы.

Среди выполненных дипломных проектов по данной дисциплине в основном разработка технологического процесса изготовления ювелирного изделия - кольца, серег, колье, цепочки, подвести, ожерелья, браслета, перстня, заколки или броши. Применяемые в проектах металлы - золото, серебро, платина, а также самые разнообразные вставки из драгоценных камней.

Примерное по направлению проектирование ювелирного изделия можно скачать бесплатно в конце текста. Оно включает порядка 8 пунктов, каждый из которых должен отражать один из аспектов разработки изделия. Среди основных глав выделяют:

  • История ювелирного дела (искусствоведческий раздел)
  • Художественный раздел
  • Выбор материалов и вставок для проекта
  • Технология изготовление (производство единичного экземпляра)
  • Конструкторские разработки (анализ аналогов и прототипов)
  • Компьютерный раздел (чертеж, эскиз, 2D или 3D модель)
  • Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
  • Расчет экономической эффективности
  • Приложения (графический материал)

Вы можете заказать работу по проектированию ювелирных изделий в полном объеме, или любой из описанных разделов (например, экономическую часть). Ниже представлены цены на полный перечень услуг:

Пожалуйста, проверьте все поля формы!

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕРВИС ДИПЛОМНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ

ПРЕДОПЛАТА НЕ ТРЕБУЕТСЯ!

Принимаем к оплате:

средняя оценка: 4,8 балла

СДЕЛАТЬ РАСЧЕТ

Пожалуйста, заполните ваше имя!

Пожалуйста, ввеите Email

Опишите пожалуйста, какую работу вам необходимо выполнить

Поставте согласие.

Неверный ввод

ОТПРАВИТЬ

А так же выполняем: эссе, практикумы, задачи и тесты, сдаем экзамены по скайпу, докторские и кандидатские диссертации, переводы на английский и китайский языи

Работаем с 2006 года

Проектирование чертежа, эскиза, 3D модели

В работе ювелира-дипломника именно эти этапы считаются основными и на них будет сделан основной акцент при презентации проекта перед комиссией.

Прорисовка элементов в виде эскиза является начальным этапом воплощения идеи дизайнера-ювелира. Обычно набросок делается карандашом на листе формата А4, набрасываются основные элементы и идеи ювелирного изделия. Здесь не требуется четкая прорисовка каждой из деталей, но должен быть понятен замысел автора и дальнейшее направление проектирования.

Примерный чертежный набросок может выглядеть вот так:

Чертеж или технический рисунок ювелирного изделия изготавливается с использованием специализированных компьютерных программ. Наиболее известные это AutoCAD (автокад), КОМПАС-3D, TurboCAD (турбокад), среди непопулярных - DraftSman, NanoCAD (нанокад), SweetHome 3D. Чертеж должен включать размеры модели, радиусы отверстий, параметры вставок. Особенно важно правильно оформить чертеж, в противном случае его просто не примут. Среди основных требований - рамка, шрифт, обозначения.

Примеры оформления по ГОСТУ чертежей ювелирки:

3D проектирование ювелирных изделий предполагает отрисовку объемной модели в одной из специальных компьютерных программ на выбор: Rhinoceros, Grasshopper, Flamingo, Rhino, Matrix, T-Splines, Solid works, Blender, 3dstudio max, CAD/CAM. Каждый из этих компьютерных модулей различается собственными возможностями. Примеры трехмерных моделей:

Объемная модель проектируемого ювелирного изделия может быть получена с помощью рендеринга или визуализации. Эти процессы также часто применяются при проектировании ювелирных изделий на заказ. Скачать бесплатно примеры чертежей ювелирного изделия, образец эскиза и посмотреть как должна выглядеть 3D модель можно на нашем сайте. Все ссылки на скачивание размещены в конце текстовой информации.

Дополнительная информация для студентов-ювелирщиков

Специальность художественное проектирование ювелирных изделий можно получить в ряде ВУЗов:

  1. КГТУ в Костроме (технологический)
  2. УГГУ в Екатеринбурге (горный)
  3. БИПК в Белгороде (предпринимательства и культуры)
  4. МГТУ в Москве (текстильный)
  5. ОГУ в Орле
  6. РГАИ в Ростове-на-Дону (архитектуры и искусства)
  7. СТИС в Ставрополи

Публикации наших авторов в специализированных журналах и изданиях

Искусство проектирования ювелирных изделий вдохновляется многими эмоциями: стремлением к красоте, потребностью в признании, стремлением произвести впечатление или продемонстрировать приверженность. О необходимости выразить почтение, лояльность или память создатели ювелирных изделий мечтали с давних времени.

Ремесленники-ювелиры создавали духовные и религиозные символы для отражения веры. Они разрабатывали украшения как символы супружества и верности на всю жизнь, а также как украшения-символы, олицетворяющие преданность семье или организации. создавали с целью увековечить память о потере близких и, конечно же, как символ чистой красоты ювелирного изделия.

Поэтому разумно предположить, что любая дискуссия о разработке ювелирных изделий должна начинаться с источников вдохновения. Существует несколько мотивов, которые могут вдохновить создателя ювелирных украшений. Первичные стимулы для него включают концентрацию на желаниях и потребностях предполагаемых пользователей. Затем исходят из тенденций рынка и моды, учитывают современные популярные темы. А еще – свободный порыв вдохновения, собственные мечты ювелира, возможности материала и драгоценных камней, диктующие направление дизайна.

Короче говоря, ювелир либо должен думать о человеке, который будет наслаждаться ювелирным изделием, о его образе жизни и потребностях либо исходить из особенностей имеющихся драгоценного камня или материала, из возможностей максимально выявить их красоту. В конце концов, мы либо создаем ювелирные изделия в расчете на конкретные слои населения с определенным чувством стиля, либо проектируем украшения, чтобы подчеркнуть особенности конкретных материалов.

Проектирование в ювелирном деле

С точки зрения пуриста, в проектировании ювелирных изделий было бы прекрасно, если бы была возможность сконцентрировать свое воображение в любом желательном направлении и беспрепятственно воплотить всё, что придет в голову.

В действительности драгоценные камни и металлы требуют несколько большего. При проектировании ювелирных украшений нужно выполнить пожелания заказчика. Должен быть учтен широкий спектр аспектов, начиная от цвета и стиля и до стоимости материалов. Именно ювелир знает ограничения ювелирного производства, возможности тех, кто в нем задействован.

После определения темы, ценности и целевого пользователя художник может работать в разумных границах и раскрыть талант и чувства, которыми он обладает. При заданной теме и рациональных параметрах материалов можно уверенно запроектировать ювелирное изделие и отразить конкретные настроение или эмоции.

Одни дизайнеры делают это с подробной цветовой проработкой, в то время как другие создают упрощенный, первичный эскиз для демонстрации заказчику. Многие современные ювелиры выполняют полную компьютерную визуализацию с помощью автоматизированного ювелирного дизайна, а некоторые просто работают, держа зрительный образ в голове. Независимо от метода, первичный образ непрерывно развивается на протяжении всего процесса создания изделия. Кажется, что тонкие нюансы неизбежны, как только начинается изготовление украшения. Представляется почти невозможным для ювелиров при создании ювелирного изделия учесть все технические вопросы, которые могут возникнуть при изготовлении ювелирного изделия и установке драгоценного камня. В зависимости от целесообразности или эстетических потребностей изменения продолжаются в течение всего процесса создания шедевра мастером.

Работа с ювелирными камнями

При создании украшений с ювелирными камнями определяющим является сам камень. В большинстве случаев процесс концентрируется вокруг драгоценного камня в силу его исключительной редкости, уникального характера или нестандартных формы либо размера.

В случае редких драгоценных камней ювелиры делают упор на особенности камня. Обычно целью является простота, чтобы привлечь внимание к самому камню. Возможно использование элементов стиля и симметричных решений, однако главное, чтобы редкий драгоценный камень был самым важным элементом изделия.

Когда используются необычные камни или асимметричной формы, процесс проектирования становится несколько менее ограниченным. Свободная, живая форма камня нередко диктует стиль. Часто форма или размер камня предопределяют, станут ли его носить в кольце, на шее, запястье либо как брошь. Большинство ювелиров считают, что драгоценные камни произвольной формы диктуют форму украшения, а художник придает ему настроение. В вы можете воплотить в жизнь любое ювелирное украшение.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ

ПРЕДПОСЫЛОК ВВЕДЕНИЯ БИОНИКИ В ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ

1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий.

1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий

1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания.

1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

2.1. Выбор и обоснование методов исследования.

2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века.

2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915).

2.2.2. Стиль Art Deco (1915-1940).

2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гг.

2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гг.

2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА П1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

3.1. Построение структуры бионических исследований.

3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий.

3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе.

3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

3.4.1. Определение эргономических и технологических параметров формы кольца.

3.4.2. Определение эргономических и технологических параметров формы кулона.

3.4.3. Определение эргономических и технологических параметров формы серьги.

3.5. Применение компьютерных технологий при проектировании и изготовлении ювелирных украшений.

3.5.1. Растровая графика.

3.5.2. Векторная графика.

3.5.3. Фрактальная графика.

3.5.4. Трехмерная графика.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

4.1. Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий.

4.2. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata.

4.3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Basic0405 Hans Jensen.

4.4. Проектирование коллекции ювелирных украшений Trilliant.

4.3. Проектирование индивидуальных проектов ювелирных изделий.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования"

В настоящее время в России в области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ; неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гт. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.

Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.

Современная индустрия. моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей.

Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ, которое достаточно сложно или невозможно изготовить вручную, позволяет сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Актуальность темы.

Существующие труды по созданию ювелирных украшений (Э. Бреполь, В.И. Марченков) главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов.

Другая группа работ (М.М. Постникова-Лосева, P.A. Ванюшова, Е. Ананьева, П. Бирбаум) носит исследовательский, энциклопедический характер, демонстрирует предметы ювелирного искусства и рассказывает об истории развития стилевых направлений.

Таким образом, выявлено, что трудов, направленных на комплексное решение проектных задач ювелирного дизайна нет.

В результате литературно-исторического анализа мы установили, что создание ювелирного дизайна, прежде всего, основано на аналогиях с образами и конструкциями живой и неживой бионической материи. Это способствует решению задач образно-идейного содержания и вариантов технических решений формы ювелирного изделия. Осмысленно или интуитивно художник-ювелир применял, как в прошлом, так и в настоящем, бионические аналогии формообразования.

Формирование первой теории системного проектирования ювелирных украшений должно происходить по пути междисциплинарного синтеза научных дисциплин, таких как: теория художественного проектирования, теория бионического моделирования объектов дизайна и архитектуры, теория компьютерной 3D и 2D графики и технологий быстрого трехмерного прототипирования.

Цель исследования

Целью работы является разработка метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования, с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования, для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, сокращения времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

Изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;

Построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;

Изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;

Определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);

Адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;

Анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;

Определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;

Апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий;

Объектом исследования является - процесс формообразования в ювелирном искусстве XX века.

Предметом исследования является: бионическое формообразование предметов ювелирного искусства XX века.

Методологическую основу исследования составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач так же использовались методы эмпирического и теоретического познания. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, компьютерного моделирования.

Теоретические основу исследования составляют труды Леонардо да Винчи , И.Ф. Гете , Г. Земпера , как основоположников бионического подхода в искусстве, отразившегося в стремлении к изучению природы и постижению божественной красоты - совершенства, творений природы для решения прикладных задач декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

На формирование идей диссертации оказали влияние работы Гармаша И.И. и Сергеевой H.A. , посвященные организации и проведению бионических исследований, С.П. Капицы - ученого, пропагандирующего развитие междисциплинарных связей в науке; И.Ш. Шевелева, изучавшего законы формообразования природных объектов с позиций математики, Ю.С. Лебедева - основоположника развития архитектурной бионики в нашей стране, В Н. Козлова и Т.В. Козловой , работы которых оказали большое влияние на формирование теории дизайна и становление художественного проектирования, как области научного знания. Э. Бриполя - крупного специалиста по технологии изготовления ювелирных украшений, М.М. Постниковой-Лосевой - историка-искусствоведа, занимающейся изучением истории развития ювелирного искусства в России. М. Марова - специалиста в области инженерной и компьютерной графики, автора трудов, посвященных трехмерному моделированию всевозможных объектов нашего мира.

На защиту выносятся:

Структурная схема процесса бионического проектирования ювелирных изделий.

Метод определения эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

Научная новизна:

Разработан алгоритм определения функциональных критериев ювелирного изделия, заключающийся в анализе стилистических, эргономических и технологических аспектов формообразования;

Определена структура бионического исследования и моделирования природных форм;

Разработана структура применения технологий компьютерной графики и трехмерного быстрого прототипирования для проектирования ювелирных изделий.

Практическая значимость:

Научно-практическая значимость работы заключается в создании первого метода проектирования ювелирных изделий, разработке информационной базы по бионическому исследованию и моделированию ювелирных изделий, а так же метода применения технологий компьютерной графики в процессе создания ювелирных изделий.

Разработанный метод проектирования, возможно, применять в производстве ювелирных изделий на предприятиях, а так же использовать в процессе обучения дизайнеров-ювелиров в высших учебных заведениях.

Апробация работы:

На основе разработанного в диссертации метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе бионического формообразования с применением технологий компьютерной графики осуществлено:

1. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений BASIC 0405 для ювелирного дома Hans Jensen.

2. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений Trilliant для фирмы «Е. Закс. Художники-ювелиры».

3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata для дизайн-студии Lanata.

4. Проектирование и промышленный запуск 50 единичных изделий по индивидуальным проектам для фирмы Hans Jensen.

5. Некоторые положения метода использовались в процессе обучения студентов на факультете прикладных искусств (отделение ювелирного дизайна) в МГТУ им. А.Н. Косыгина с 2001 по 2004 тт.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Корытов A.B. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. // Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности»/ (ТЕКСТШ1Б-2003) //ML: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. С. 334.

2. Корытов A.B., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений. Информационно-методический журнал для профессионалов «FASION, MARKETING, DESIGN», № 5 - 6, М., 2003. С. 72 - 75.

3. Корытов A.B. Бриллианты: мода и вечность. Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, М., 2003. С.114 - 115.

4. Корытов A.B. Вечное произведение искусства. Журнал «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы», № 5, М., 2003. С.68 - 69.

5. Корытов A.B., Кузин A.A., Рудытс А. На маленькие ателье возлагаются большие надежды. Журнал для профессионалов моды «Модный magazin». № 9, М., 2003. С. 40.

6. Корытов А.В., Шаталова И., Кузин А.А. Ювелирные стили. Публикация эскизов аксессуаров и ювелирных изделий, разработанных по теме диссертационного исследования. М., 2004. С. 164.

Объем диссертационной работы составляет 250 страниц. Диссертационная работа содержит 117 рисунков, 4 таблицы и 6 приложений. Библиография состоит из 139 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, заключение, терминологический словарь, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I осуществлен анализ уровня и составляющих процесса художественного проектирования ювелирных изделий в России, на протяжении XX века. Исследуются предпосылки к применению бионики в процессе проектирования ювелирных изделий.

Вторая глава содержит исторический анализ бионических принципов формообразования ювелирных изделий ведущих мировых производителей XX века.

В главе 3 проведена разработка теоретических основ по использованию законов бионического формообразования в ювелирных изделиях. Также здесь приводится анализ существующих технологий компьютерной графики и определяются возможности их применения в проектировании ювелирных изделий.

Заключение диссертации по теме "Техническая эстетика и дизайн", Корытов, Александр Владимирович

Выводы по главе

1. Разработана теоретическая модель метода бионического проектирования ювелирных изделий, основанная на трехуровневых матрицах.

2. Экспериментально апробированы алгоритмы компьютерного моделирования и обработки проектной информации с помощью программ 2D и 3D графики.

3. Подтверждена целесообразность применения метода бионического проектирования с применением компьютерных технологий на примере проектирования трех коллекций ювелирных изделий и 50 единичных ювелирных изделий на базе ювелирных предприятий «Е. Закс. Художники-ювелиры» и Hans Jensen.

4. Установлена целесообразность применения трехмерного моделирования конструкций ювелирных изделий и последующего трехмерного прототипирования для создания восковых моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе «Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования» был разработан метод сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий, базирующийся на бионическом моделировании архитектуры и объектов дизайна с применением метода трехмерного моделирования конструкций изделий для создания эскизов, материальных моделей, технической и презентационной документации.

Основная цель работы заключалась в построении алгоритма проектирования ювелирных изделий с использованием закономерностей формообразования природных форм, направленном на создание принципиально новых форм и кон

На основе проведенных исследований установлено:

1. Формы ювелирных изделий, созданных в XX веке, непосредственно связаны с формами природных объектов -инспирирующих бионических прототипов. Этот факт подтвердил правомерность применения методов бионического исследования и моделирования в процессе создания ювелирных украшений.

2. Разработанный метод проектирования является автоматизированным, что подразумевает применение компьютера от стадии создания эскиза до изготовления изделия в материале.

3. Разработан метод сквозного автоматизированного бионического проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций с применением трехмерного компьютерного редактора 3D Мах 5 и двумерного графического редактора Adobe Photoshop 7, а также технологий быстрого прототипирования фирм 3D Systems и Solidscape, на стереолитографическом и точечно-капельном оборудовании.

4. Впервые сформирована классификация видов бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ювелирных изделий XX века. Классификация позволяет определять природные, конструктивные аналоги ювелирных изделий в процессе проектирования.

5. Проведена работа по составлению ассортиментной карты всех существующих на конец XX века видов ювелирных изделий, на основе, которой стало возможным создание ассортиментных рядов проектируемых коллекций.

6. Разработана методология определения функциональных критериев ювелирных изделий: стилистических, эргономических и технологических. Стилистические аспекты описывают взаимодействие ювелирного дизайна с другими областями искусства и видами человеческой деятельности. Эргономические аспекты показывают параметры создания удобной в ношении конструкции ювелирного украшения. Технологические аспекты составляют описание элементов конструкции ювелирного изделия, которые обладают прямой функциональной нагрузкой - закрепка декоративных элементов, фиксация изделия на теле, кинетические узлы конструкций.

7. Составлена классификация природных структур для эффективного определения бионических прототипов проектируемых ювелирных изделий.

8. Установлены существующие закономерности формообразования бионических форм, что является необходимым для познания художником-ювелиром законов развития природных форм.

9. Разработан метод применения технологий ЗБ и Ю компьютерной графики в процессе проектирования ювелирных изделий, основанный на построении трехмерной модели изделия, создании эскизов, технической документации и презентационных материалов - электронных и полиграфических.

10. Установлен механизм создания трехмерного прототипа ювелирного изделия, на основе технологий быстрого трехмерного прототипирования с целью получения восковой модели разработанного изделия на машинах-прототайперах.

11. Практически подтверждена эффективность разработанного метода проектирования ювелирных изделий на примере проектирования и изготовления трех коллекций ювелирных изделий (одна эксклюзивная и две промышленных) и 100 единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика.

Терминологический словарь

Бионика (от греч. bion - элемент жизни, букв.- живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локаций, используемые животными, биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.

Векторная графика - способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами.

Визуализация (rendering) - процесс получения растрового изображения с трехмерной сцены. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности.

Двумерная графика (2D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается двумя координатами.

Интерфейс - способ организации, структура элементов управления и представления документа в окне программы, обеспечивающий средства, необходимые для работы с ним.

Каст - оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий. Существуют два вида:

Глухие - камни удерживаются стенками каста;

Крапановые - камни удерживаются отдельными стойками.

Компьютерная графика - специальная область информатики, занимающаяся методами и средствами создания и обработки изображений помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Находит прикладное применение в научных исследованиях, медицине.

Кривая Безье - полиноминальная кривая, задаваемая набором управляющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну степень меньше количества управляющих точек. Кривые Безье записываются в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с их помощью, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Принцип рисования кривых Безье состоит в указании мышью опорных точек и в перемещении прилегающей к этим точкам сегментов кривой.

Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.

Пиксел (Pixel, Picture cell) - элемент экрана, представляющий собой минимальный отображаемый элемент (принимаемый за точку) на экране монитора.

Проектирование - процесс, включающий анализ проектного задания, обобщения материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Растровая графика - способ представления графической информации с помощью совокупности пикселов различных тональностей и оттенков, из которых формируется изображение.

Сплайн - гладкая кривая, которая проходит через две или более опорных точек, а также имеет расположенные вне ее управляющие точки, влияющие на форму сплайна. Наиболее общие типы сплайнов: кривые Безье и В-сплайны.

Сцена - совокупность всех типов объектов и системы координат-составляющая отдельную композицию (отдельный документ) в трехмерной графике.

Трехмерная графика (30) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается тремя координатами.

Украшения - (от слова краса - родственное Ьгоэа - хвала, слава) -общее название декоративных, орнаментальных форм в различных видах искусства и художественной обработки материала (архитектуре, мебели, тканях, керамике и пр.); также предметы ювелирного искусства.

Шинка - элемент кольца, который служит основой кольца и надевается на палец.

Ювелирная швенза - деталь серьги, которая является элементом механизма крепления серьги на мочке уха.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Постепенно уходят в прошлое годы, когда пределом мечтаний было обучиться на безликих «менеджера» или «экономиста». Возвращается ценность профессионального обучения, в результате которого выпускник может создавать что-то новое своими руками. Профессия ювелира - как раз одна из таких специальностей, переживающих сегодня второе рождение.

«Ювелир сегодня - это ремесленник, который обладает художественными навыками и следует вкусу заказчиков, умеет выполнять операции по монтировке ювелирных изделий и закрепке вставок, а также сможет организовать собственную предпринимательскую деятельность» (цитата с сайта колледжа имени Фаберже).

Несомненным плюсом ювелирного образования являются широкие возможности развития в зависимости от личных способностей и склонностей. Те, кто любит возиться с металлами и камнями, могут получить среднее профессиональное образование и работать на одном из ювелирных предприятий. Если есть склонность к дизайну и образы новых украшений возникают в голове один за другим, можно выбрать обучение в ВУЗе на художника или дизайнера с ювелирным уклоном. Те, кто просто искренне любит все связанное с украшениями, но не готов лично придумывать модели или работать за станком, могут получить образование эксперта, оценщика украшений и просто работать в этой сфере. Например, стать руководителем, консультантом или товароведом в ювелирном салоне или ломбарде.

Отдельное «направление развития» предлагают геологические вузы - вы будете знать все о камнях и сможете работать геммологом. Ну а если вы уже выбрали себе профессию, и вовсе не ювелирную, то можно отвести душу, посещая ювелирные курсы или мастер-классы. Семья и близкие будут рады время от времени получать в подарок сделанную вашими руками подвеску или колечко.

Пройдемся по основным вариантам получения ювелирной специальности - от самых основательных (ВУЗы) до средних профессиональных (колледжи) и узкоспециализированных (курсы, мастер-классы).

В этой статье мы разместили основные, самые известные ювелирные школы, и привели примеры московских обучающих центров. Ситуация в сфере обучения сегодня меняется очень быстро, происходит слияние разных школ, изменяются привычные названия. Пишите нам, если мы что-то упустили или информация изменилась с момента нашей публикации - мы оперативно внесем изменения!

Профессия ювелир - где учиться? Профильные ВУЗы

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - сокращенно Московский филиал ВШНИ (бывший ИТПИ)
Дата основания - 1938 год, это одно из старейших учебных заведений подобного профиля. Считается, что большинство ювелиров, работающих на Московских художественных предприятиях, оканчивали именно эту школу.
Московский филиал Высшей школы (сама школа расположена в Санкт-Петербурге) предлагает обучение по специальности «Ювелирное искусство» . ВУЗ готовит художников-ювелиров, владеющих всеми этапами выполнения ювелирного изделия от замысла до воплощения в материале. «Учебные задания включают натуральные и декоративные изображения природных мотивов, натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека».
Срок обучения:
колледж (2г 10м) или институт (4г)
Адрес:
Москва, ул.Мусы Джалиля д. 14, корп. 2

Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова (МГХПА)
Ювелиров в «Строгановке» готовят на кафедре художественной обработки металла , которая функционирует с 1945 года. За время учебы студенты знакомятся со огромным спектром применения худо­же­ствен­ного металла: юве­лир­ные изде­лия, меда­ли, куб­ки, мел­кая пла­стика, посуда и так далее. Студенты копируют музей­ные экс­по­наты, обу­ча­ются гра­фике, ком­по­зи­ции и тех­но­ло­гии. Практикуются в собственных мастер­ских ВУЗа: куз­неч­ной, литей­ной, гип­со­мо­дель­ной, галь­ва­ни­че­ской, юве­лир­ной, чекан­ной, эма­льер­ной, сле­сарно-инстру­мен­таль­ной.
Срок обучения: 6 лет
Адрес:

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ «МИСиС»)
Кафедра литейных технологий и художественной обработки материалов (ЭкоТех) готовит специалистов в области художественной обработки металлов (в том числе - литье ювелирных изделий). По итогам обучения на кафедре можно получить звание бакалавра по направлению «29.03.04 – «Технология художественной обработки материалов»

Московский государственный университет дизайна и технологий (МГТУДТ) (куда вошел текстильный институт им.Косыгина)
Институт искусств, кафедра «Искусство костюма и моды»: самое молодое направление в подготовке – «Художественное проектирование ювелирных изделий». По окончании университета выпускник получает диплом художника-стилиста по соответствующей специальности.

ТОЛЬЯТТИ: Школа Ювелирного Дизайна, Тольяттинский государственный университет
(«Школа Шароновых»)
UPD: по нашей информации (июнь 2016 г.), школа, возможно, приостановила свою работу.
Школа основана семейной парой ювелиров - Николаем и Галиной Шароновыми - 13 лет назад, и знаменита работами как основателей, так и выпускников. Школа Шароновых – это высшая школа на базе Тольяттинского госуниверситета, выпускающая ювелирных дизайнеров. На курсе учатся от 7 до 10 человек. Николай и Галина Шароновы, художники-ювелиры, члены международного союза дизайнеров и творческого союза художников России, доценты ТГУ в 1990 году Шароновы создали художественно-производственную фирму «Скань», занятой разработкой и изготовлением произведений декоративно – прикладного искусства.
Сайт: ссылка на специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Институте изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского гос.университета

ВУЗы со «смежными» ювелирными специальностями

Учебных заведений, которые дают высшее образование по именно ювелирной специализации, не так много. Однако сегодня имеется достаточно много ВУЗов, где можно обучиться на дизайнера (пусть не ювелирного), и затем продолжить обучение по ювелирному профилю (либо наоборот, обучившись на ювелира в колледже или на курсах, продолжить обучение на дизайнерском поприще). Можно также получить высшее образование в другой области, связанной с ювелирным бизнесом:

МГУ, Геологический факультет, специализация по геммологии
Получить квалификацию геммолога (специалиста по драгоценным камням) на Геологическом факультете Московского Университета можно на разных уровнях высшего образования: бакалавриат, пятилетнее высшее образование, магистратура, аспирантура, докторантура.
Студенты-геммологи изучают все что связано с драгоценными камнями: общую геммологию, диагностику драгоценных камней, месторождения, оценку, поделочные камни, а также рынок драгоценных камней и ювелирных изделий.
Адрес: Москва, ГСП-1, Ленинские Горы, Главное Здание МГУ, или ул. Ялтинская, д. 11

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, Москва
В РГГУ на геологоразведочном факультете ведется обучение по специальности «Прикладная геология» (квалификация – горный инженер). Выпускники работают научными сотрудниками в научно-исследовательских лабораториях, экспертами в государственных минералогических музеях и Пробирной палате.
Срок обучения: 5 лет
Адрес: Москва ул. Миклухо-Маклая д.23

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Факультет экономики торговли и товароведения (ФЭТТ), кафедра товароведения и товарной экспертизы. Подготовка по специальности «Товароведение и экспертиза товаров », одна из специализаций – товаровед-эксперт непродовольственных товаров. В числе изучаемых дисциплин – «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров», «Товароведение и экспертиза металлотоваров».
Срок обучения: 4 года
Адрес: г.Москва, Стремянный пер., 36

РОСТОВ-НА-ДОНУ: ДГТУ (Донской государственный технический университет)
В университете обучают по специальности «Технологии художественной обработки металлов»
Адрес: Ростов-на-Дону, Гагарина, 1

КРАСНОДАР: КГИК (Краснодарский государственный институт культуры)
- «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественный металл»

Школы ювелиров: колледжи и среднее профессиональное образование

В первую очередь представляют интерес профильные колледжи и училища - художественные и декоративно-прикладные. Большинство из них - это подразделения ВУЗов из первой группы:

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - колледж (среднее проф.образование) - см. выше в разделе ВУЗов.

Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) - филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Осуществляет подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования на очной форме обучения. В КУХОМ обучают на:
- дизайнера для ювелирной отрасли (срок обучения 3г 10м)
- художника народных художественных промыслов (срок обучения 2г 10м)
Адрес: Костромская обл.; пгт. Красное-на-Волге

Художественно-промышленный колледж им.Васнецова, Абрамцевский филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Готовит художников декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, камню, металлу, кости, дизайн и так далее)
Срок обучения: 3г 10м
Адрес:

Колледж декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже, Москва
Колледж создан в 2005 году, и предлагает обучение по специальности «Ювелир» , а также «Инкрустатор » и «Дизайн в ювелирной промышленности» . Выпускники колледжа-профессиональные ювелиры становятся начальниками производственных участков, ведущими дизайнерами, художниками и технологами, владельцами собственного бизнеса. Выпускники колледжа по профессии «Ювелир» могут продолжить обучение в колледже по специальности «Дизайн в ювелирной промышленности», а так же в высших учебных заведениях.
Срок обучения: 3г 5м - на базе 9 классов, или 1г 10м на базе 11 классов
Адрес:

Первый московский образовательный комплекс, Москва
- создан в 2014 году на базе четырех московских колледжей: Технологического колледжа №14, Техникума художественных ремесел №59, Колледжа предпринимательства №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна. Комплекс предлагает специальность «Ювелир » (а также, например, «Художник миниатюрной живописи» ). Правда, на сайте организации пока что невозможно прочитать подробнее о том, что входит в план обучения.
Адрес: Москва, ул.Тихомирова 10 к.1

Кроме профильных, ювелирному делу можно обучиться и в колледжах более универсальной направленности. Профессия ювелира в таких училищах представлена наряду с другими многочисленными полезными для «народного хозяйства» специальностями. Подобные средние профессиональные образовательные учреждения есть во многих городах. Приведем в пример несколько московских школ:

Колледж предпринимательства №11, Москва
В числе прочих специальностей, там обучают на «Огранщика алмазов в бриллианты» . Выпускники могут выполнять всю работу по огранке алмазов с применением современного оборудования и средств технологического оснащения. Имеются бюджетный и коммерческий варианты.
Адрес: Москва, ул.Смольная, д. 10а

Политехнический техникум №13 имени П.А.Овчинникова, Москва
В техникуме среди прочих специальностей заявлена «Ювелир – базовая подготовка» . По информации на сайте, обучение бесплатное, зачисление на обучение без экзаменов. Выпускники получают диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования.
Срок обучения: 3г 5м (на базе 9 классов) или 1г 10м на базе 11 классов.
Адрес: Москва город,улица Бибиревская, д. 6, корп. 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: CГБПОУ «Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»
- где обучат специальности «ювелир» на базе 9 или 11 классов.
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д.4, к.2 (метро «Ладожская»)

ЕКАТЕРИНБУРГ: Уральский техникум «Рифей»
- поможет освоить ремесло ювелира. Обучение на базе 9 или 11 классов, квалификация - ювелир, огранщик.

Где еще учатся на ювелира? Курсы и мастер-классы

Если вам не нужен диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, а нужны именно знания и навыки, наилучшим вариантом будет найти подходящие курсы или пройти мастер-класс. Услуги дополнительного обучения на ювелира предлагают как «титаны отрасли», о которых мы уже писали выше, так и разнообразные частные студии и ювелирные предприятия. Искать подходящие ювелирные курсы имеет смысл, размещая конкретные запросы в поисковой системе. Ну а мы просто даем примеры разных вариантов подобного обучения.

Британская высшая школа дизайна, Москва
- в 2015 году заявила новую программу, рассчитанную на 1 год - «Ювелирный дизайн. Базовый курс» . Курс рассчитан на формирование принципиально новой прослойки дизайнеров современных ювелирных изделий, которые понимают, что произведение ювелирного искусства далеко не всегда подразумевает использование драгоценных камней и металлов, но обязательно имеет уникальные идею и воплощение. Студентам надо заранее настроиться на довольно высокую стоимость обучения - 250тыс.рублей.
Британская школа недавно ввела также краткосрочный дизайнерский курс для ювелиров..
Адрес: Москва, Н. Сыромятническая ул., 10, стр. 3. Центр дизайна Artplay

Краткосрочные курсы при Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова (МГХПА)
Академия в числе прочих анонсирует 6-ти недельный курс «Ювелирное и эмальерное дело » для всех желающих. Его проводят при кафедре художественного металла, с выдачей сертификата МГХПА им.С.Г.Строганова или доку­мента о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции. Правда, стоит недешево - 45 тыс. рублей.
Адрес: Москва, Воло­ко­лам­ское шоссе, дом 9

Дополнительные курсы и мастер-классы от художественно-промышленного колледжа им.Васнецова (Абрамцевского филиала Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова).
Колледж предлагает различные профильные курсы, например, по перегородчатой эмали (описание).
Адрес: п.Хотьково Московской области

Обучение для взрослых (курсы) при колледже декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Колледж предлагает обширную программу разнообразных творческих курсов, в том числе ювелирной направленности («Ювелир-монтировщик/закрепщик» , «Художественное эмалирование ювелирных изделий» и прочие). По окончании обучения выдается Свидетельство (удостоверение) соответствующего образца или сертификат.
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Мастер-классы от колледжа декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Предлагается в том числе мастер-класс «Изготовление ювелирного изделия»
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Авторские курсы при Московском государственном текстильном университете имени А. Н. Косыгина
Краткосрочные курсы могут включать обучение различным техникам создания украшений, например изготовления украшений из кожи.
Адрес: Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1
Сайт: ipk-design.com/avtor_kursi/

Геммологический центр при геологическом факультете МГУ проводит краткосрочные курсы в рамках доп.образования. Программы: экспертиза драгоценных камней , экспертиза бриллиантов , оценка алмазного сырья , оценка ювелирных украшений . Обучение на курсах не требует предварительной подготовки. Разработанные программы актуальны и для практикующих специалистов и для тех, кто только планирует профессиональную деятельность в области геммологии.
Адрес: занятия проводятся в Главном Здании МГУ на Воробьевых горах - Москва, ГСП-1, Ленинские Горы

«Геммологическая академия» (ГемАкадемия, или «Международный центр геммологии и бизнеса») - предлагает набор краткосрочных курсов коммерческой направленности для специалистов ювелирного рынка (маркетинг в ювелирном бизнесе , инвестиции в драгоценные камни , практики ведения бизнеса , оценка бриллиантов , ювелирные бренды ). Опыт и знания Центра подкреплены тесными взаимосвязями с ГемЦентром МГУ им. Ломоносова.

Геммологические курсы, семинары и тренинги от аналитической лаборатории геммологического музея им.А.И.Вернадского (Москва)
Лаборатория при музее регулярно проводит мастер-классы «Как покупать драгоценности?», а также семинары о драгоценных камнях и ювелирному искусствоведению.

Получить неплохой объем знаний и эстетическое удовольствие от посещения музеев Кремля можно, поучаствовав в программе «Мир драгоценного камня». Программа анонсирована на сайте Московского Кремля. Она состоит из 8 посещений музея – занятий включающих лекционную часть по заданной теме и знакомство с коллекциями Оружейной палаты. На занятиях дается возможность не только познакомиться с профессиональным оборудованием (рефрактометром, микроскопом), но и самостоятельно попробовать произвести оценку того или иного минерала.

«Мастерская вольных ювелиров Артефакториум», Москва
Ювелирные курсы, мастер-классы и коворкинг - рабочие места для ювелиров.
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, д. 34, стр. 1

«Академия стекла» (Москва)
- творческая мастерская для тех, кто увлечен техникой лэмпворк и имеет амбиции стать профессионалом работы по стеклу. Проводит курсы, мастер-классы со знаменитыми специалистами по стеклу со всего мира, и выставки.
Адрес: г. Москва, ул. Балтийская д.11, м.Сокол

Школа современного ювелирного дизайна j-design.pro (Дмитрий Медведев, Москва)
- обучает трем направлениям: ювелирная композиция, 3D-моделирование, мастерство.
Адрес: Москва, Малый Строченовский переулок 40/11

Обучение 3D-моделированию (Захар Емельянчук, Москва)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного мастерства (ШЮМ)
Школа осуществляет обучение специальностям: ювелир-монтировщик (мастерство ручного изготовления изделий), ювелир-закрепщик, эмальер, гравер, дизайн ювелирных украшений, геммология, 3D-моделирование, цепевязание, техника филиграни, моделирование из воска, а также проводит курсы повышения квалификации.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного искусства «Образ и форма»
В 2000 г. на базе Фонда «ФОРМА» была создана школа ювелирного искусства «ОБРАЗ и ФОРМА». Целью фонда является воспитание нового поколения дизайнеров и стимулирование их творческого роста. Школа Ювелирного Искусства учит основам профессиональной творческой деятельности, большое внимание уделяет достижению высокого уровня владения навыками композиции, рисунка, живописи, графики и других художественных предметов.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Б.Пушкаревская, д. 46, ап. 18

Ювелирная студия «Росток» (Москва) проводит обучение навыкам ювелирного дела и разнообразные мастер-классы.

Школа ювелирного мастерства в Москве - авторская школа ювелира Владимира Успешина, проводит индивидуальное обучение и курсы. «Меня зовут Владимир. Более 20-ти лет я профессионально занимаюсь ювелирным делом и передаю свой опыт молодым мастерам.»

Список частных ювелирных курсов гораздо более обширен, чем указанные здесь компании.

Обучение ювелирному искусству за рубежом

В числе наиболее известных иностранных ювелирных школ обычно называют следующие:

Le Arti Orafe Jewellery School & Academy (Италия, Флоренция)
В школе вы можете пройти одно-, двух- или трехгодичные курсы.

L’Ecole Van Cleef & Arpels (Франция, Париж)

Fashion Institute of Technology (США, Нью-Йорк)
Знаменитый ВУЗ основан в 1944 году. В FIT вам предложат десятки самых разнообразных программ.

Instituto Europeo di Design - Университет дизайна (Испания, Милан).
Его оканчивали многие известные модельеры и дизайнеры. Отделение дизайна ювелирных изделий в Миланском университете ценится.

Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins, Лондон). Один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный ВУЗ в Великобритании. Основан в 1854 году, расположен в городе Лондон.

Королевский колледж искусств (Royal College of Art, Лондон) - предлагает второе высшее образование для взрослых в области дизайна и искусств.

Подборка иностранных учебных заведений (ювелирный дизайн, мастерство)

Другие полезные ссылки на ювелирные курсы и школы

Школа ювелирного мастерства (ШЮМ), Санкт-Петербург

Ковалева Ольга Владимировна

Евсюкова Евгения Викторовна

Соколовская Анна Алексеевна

Заместители декана

Кандидаты технических наук, доценты,
лауреаты премии Правительства в области науки

Диспетчер


Об институте

Институт искусств - комплексное учебное заведение, в котором в нескольких учебных корпусах в лекционных аудиториях, творческих и производственных мастерских, собственных и музейных выставочных залах учатся профессиональному мастерству студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры нескольких художественных образовательных направлений и профилей. Будущие законодатели мод в костюме и орнаменте, ювелиры, искусствоведы, реставраторы, фотохудожники слушают лекции и творят в едином дружном коллективе, закладывая товарищеские и деловые контакты, которые будут поддерживать всю свою жизнь.

Важной особенностью института мы считаем совместную учебу как создателей, так и исследователей искусства и арт-критиков, что позволяет нам давать отечественной культуре молодых людей, осознающих свое место в современной художественной жизни и активно влияющих на ее формирование. Статьи и рекламные ролики студентов-искусствоведов о своих талантливых товарищах-художниках и дизайнерах появляются в средствах массовой информации и специальной литературе еще до окончания ВУЗа.

В институте есть свои традиции индивидуального подхода к развитию творческого потенциала студентов. Сочетание теоретической подготовки с серьёзной практической деятельностью даёт хорошие результаты: студенты университета получают награды крупнейших отечественных и международных конкурсов моды и дизайна: «Русский силуэт», «Заводной апельсин», «Шаг в будущее», «Строгановский фестиваль модных дизайнеров», «Перспектива». «Новый век», «Вышитая картина», конкурс ювелирной фирмы «Де Бирс», конкурс «Миттель-мода» (Италия), конкурсы студентов школ моделирование мира (Япония, Китай, Германия) и др. Участие в выставках не только позволяет студентам увидеть себя со стороны, но и завязать полезные для карьеры связи.

Структура института искусств

Кафедры

01. Искусство костюма и моды
02. Искусство текстиля и орнамента
03. Искусствоведения
04. Рисунка и живописи
05. Реставрации и химической обработки материалов

Мастерские и лаборатории

01. Мастерская рисунка и пластической анатомии.
02. Мастерские рисунка.
03. Мастерские живописи.
04. Лаборатория инновационных технологий.
05. Швейные мастерские.
06. Лаборатория художественного проектирования обуви и аксессуаров.
07. Ювелирная мастерская.
08. Лаборатория проектирования трикотажных изделий.
09. Мастерская ручного ткачества.
10. Мастерская художественной росписи.
11. Мастерская художественной вышивки.
12. Лаборатория искусства кружева.
13. Мастерская художественной керамики.
14. Лаборатория мягкой игрушки.
15. Лаборатория Арт-фотографии.
16. Мастерская фотографики и уникальной печати.
17. Лаборатория архитектоники и сувенирной продукции.
18. Лаборатория Арт-проектирования и ткачества.
19. Исследовательские лаборатории реставрации.
20. Физико-химическая лаборатория.
21. Учебно-лабораторные залы.
22. Колористический центр-лаборатория.
23. Музей художественных тканей - научно-творческая лаборатория института искусств.

Направления и профили подготовки

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Институт искусств осуществляет прием и подготовку бакалавров и магистров по следующим направлениям и профилям:

Направление 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» с профилями подготовки:

. «Художественное проектирование костюма» (подпрофили: художественное проектирование костюма», «художественное проектирование трикотажных изделий»)
. «Художественное проектирование текстильных изделий» (подпрофили: «художественное проектирование текстильных изделий для костюма», «художественное проектирование текстильных изделий для интерьера»)
. «Художественное проектирование изделий из кожи»
. «Художественное проектирование ювелирных изделий»
. «Рекламная и художественная фотография»

Направление 50.03.02 «Изящные искусства»

Направление 54.03.04 «Реставрация»

Профиль - «Реставрация художественного текстиля»

Профиль - «Художественный текстиль»

Для выпускников профиля «Художественное проектирование костюма» областью профессиональной деятельности являются: проектирование авторских коллекций моделей «Высокой моды» и «Pret-a-Porter»; костюма всех типов для торжеств, делового общения и повседневной жизни, спортивного костюма из тканей и других материалов для одежды и трикотажных изделий, создание зрелищного костюма.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование текстильных изделий» областью профессиональной деятельности являются: разработка коллекций уникального и промышленного художественного текстиля для всех видов одежды, для жилых и общественных интерьеров. Уникальный текстиль выполняется в техниках разной росписи (батик), ручного ткачества (гобелен), ручной печати (шелкография). Коллекции промышленного художественного текстиля проектируются для массового производства платков, шарфов, зонтов, галстуков и др. аксессуаров костюма; производство ковров, постельного белья, обоев, напольных покрытий и др. интерьерного текстиля.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование изделий из кожи» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и промышленных коллекций обуви и кожаной галантереи и др. аксессуаров костюма в Домах моды и на предприятиях кожевенно-обувной промышленности из натуральной и искусственной кожи (модельная, спортивная, туристическая, ортопедическая обувь всех типов, сумки, рюкзаки, чемоданы, кожаные интерьерные изделий, походная и скаковая амуниция, украшения из кожи и т.п. изделия).

Для выпускников профиля «Художественное проектирование ювелирных изделий» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и массовых коллекций ювелирных изделий и бижутерии в ювелирных фирмах, мастерских и на предприятиях ювелирной промышленности. Разработка форм и декора эксклюзивной и драгоценной фурнитуры, корпусов часовых механизмов, сувенирной продукции с применением драгоценных металлов, эмали, натуральных, искусственных, драгоценных и полудрагоценных камней, пластических масс, стекла и других материалов.

Для выпускников профиля «Рекламная и художественная фотография» областью профессиональной деятельности является создание произведений фотоискусства для целевого использования их в средствах массовых коммуникаций (журналах, модных каталогах и др. печатных и интернет-изданиях, слайд-шоу, TV-показах), дизайнерской практике в отделениях PR-акциях коммерческой или политической направленности. Творческая работа в таких жанрах как fashion-фотография, фотография ювелирных изделий и модных аксессуаров, парфюмерии и других уникальных и промышленных товаров, фотореклама спорта, туризма и отдыха, создание произведений искусства в сфере художественной фотографии и экспериментальном фототворчестве с использованием традиционных техник и новейших компьютерных технологий.

Для выпускников направления «Реставрация» (профиль «Реставрация художественного текстиля» ) областью профессиональной деятельности является выявление и атрибутация объектов материально-художественной культуры, определение их художественной и исторической ценности и реставрацию (консервацию, реконструкцию)

Обучение бакалавров, в целом, направлено на освоение знаний для работы с памятниками всей сферы материально-художественной культуры (живопись, графика, скульптура и т.д.). Особое внимание уделено исследованию, атрибутации и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественного текстиля и предметов, составляющих костюм (включая разнообразные аксессуары, вплоть до ювелирных изделий).

Бакалавры-реставраторы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
консервативно-реставрационная; научно-исследовательская и научно-методическая; исследовательско-проектная; организационно-управленческая; экспертная; производственно-технологическая

Значительное время в учебном процессе уделено занятиям по рисунку, живописи и композиции, т.к. реставратор должен знать основы создания произведений искусства и уметь говорить с художниками и дизайнерами на одном языке.

Для выпускников направления 50.03.02. «Изящные искусства» предусматривается получение всех навыков, необходимых для деятельности искусствоведа в современных условиях: научно-исследовательские, экспертно-аналитические, педагогические, культурно-просветительские, организационно-управленческие, включая основы арт-бизнеса, музейного дела, работы в средствах массовой информации.

Для выпускников направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «художественный текстиль» ) областью профессиональной деятельности является вся сфера декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (предметы и изделия культурно-бытового назначение, декоративная пластика, декоративное оформление интерьеров) и обучение направлено на создание таких произведений. Особенностью обучения является углубленное освоение процессов создания уникального художественного текстиля (ручное ткачество, ручная роспись-«батик» и печать-«набойка», вышивка, гобелены, ковры, шпалеры, изделий из войлока и других нетканых материалов, «лоскутное» шитье, искусство куклы и т.д.

В профессиональную деятельность бакалавров входят следующие знания и умения:
Владение методами создания произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; обладание реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий, заявленных в названии направления и умением их практического создания; знание управленческих процессов в сфере прикладного искусства; знание основ педагогической работы в общеобразовательных и средне-профессиональных учебных заведениях, ориентированных на декоративно-прикладное искусство и народны промыслы, умение самостоятельно читать лекции и проводить практические занятия.

Фотогалерея

Фотогалерея - Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина




























Краткая история института

Институт искусств организован на основе структур факультета прикладного искусства (прославленного во второй половине двадцатого века - ФПИ) Московского государственного текстильного университета, присоединенного к МГУДТ в 2013 году. Институт - результат развития научно-педагогической школы создания художественного текстиля, зародившейся в Москве в первой четверти девятнадцатого века, и школы художественного проектирования текстильных изделий и костюма, сформировавшийся в 1920-е годы двадцатого века в стенах первого отечественного художественно-технического вуза - ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Многие современные методики обучения института прямо опираются на авангардные поиски таких педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как В. Степанова, Л. Попова, А. Родченко, Л. Маяковская, В. Удальцова, А. Куприн.

Совершенствование образовательного процесса идет непрерывно уже на протяжении 200 лет, так как знания, несмотря на трудности в жизни России, смену поколений и педагогов и названий учебных заведений, передавались и передаются из рук в руки. Опыт подготовки специалистов с высшим художественным образованием аккамулируется с 1920 года, т.е. без малого 100 лет.

После вхождения текстильного университета в состав МГУДТ в институте в 2014-2016 годы открылись новые направления обучения: «Изящные искусства», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а институт получил свое современное имя - Институт искусств.

Программы магистратуры:

1. «Арт-проектирование костюма из современных материалов (рук. проф. Лобанов Н.А., доц. Ковалева О.В.).
2. «Рекламная фотография и фото-АРТ» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Бесчастнов П.Н.).
3. «Авторская роспись и АРТ-квилтинг в современном художественном текстиле» (рук. канд.иск., доц. Морозова Е.В., к.т.н. Аксенова А.Н.).
4. «Концептуальное проектирование объемно-пространственных форм и аксессуаров костюма» (рук. докт.техн.наук, профессор Бастов Г.А.).
5. «Искусство и АРТ-критика» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Калашников Е.В.).
6. «Балет и синтез пластических искусств» (рук. д.иск., проф Портнова Т.В.).
7. «Музейное дело и практика современных art-галерей» (рук. канд.иск., доц. Малова Т.В.).

Количество обучающихся на сегодняшний день.

504 студента бакалавриата, магистранта и аспиранта.

Профессорско-преподавательский состав

48 педагогов (12 профессоров, 28 доцентов, 8 ассистентов и старших преподавателей)

Техническое оснащение аудиторного фонда

Аудитории, творческие мастерские и лаборатории оснащены необходимым для занятий оборудованием в соответствии с направлениями и профилями обучения бакалавров, магистров и аспирантов института.

Достижения преподавателей и студентов

В институте работают: 1 Лауреат государственной премии в области литературы и искусства, 5 Лауреатов премии правительства Российской федерации в области образования, 1 заслуженный деятель науки, 1 заслуженный художник России, 1 заслуженный деятель искусств республики Татарстан, 6 почетных работников высшего профессионального образования, 1 заслуженный работник культуры Монголии.

Ежегодно Лауреатами и дипломантами различных международных и всероссийских конкурсов и выставок становятся около 20 преподавателей и 50 студентов института.

Выпускники, которые добились успеха

К выпускникам, которые добились успеха, следует отнести почти весь профессорский состав института, Вячеслава и Егора Зайцевых, В Андриянову, В. Зубца, Д. Симачева, О. Овсиева, С. Ефремова, Н. Неретину, П. Дониса и многих других.