Конспект открытого занятия в дошкольной группе логика. Конспект занятия по логике в подготовительной группе

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель : развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель:

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!

Валентина Лунегова
Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Б». Воспитатель: Лунегова В. С.

Программное содержание :

Выявить и уточнить знания умения и навыки детей в установлении родо- видовых отношений между понятиями, умение детей графически отображать классификационные отношения.

Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя метод исключения. Развивать слуховое и зрительное восприятие , логическое мышление , ориентировку на листе, речь, внимание.

Воспитывать сосредоточенность , умение слышать других детей

Ход занятия.

1часть_ Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на плечо сел почтовый голубь и у него в клюве было письмо.

Это письмо пришло от нашей знакомой девочке Алёны Соколовой, которая сейчас живёт в городе Воронеже, куда они переехали всей своей семьёй. Там она ходит в детский сад «Теремок» , а группа называется «Ромашка» .

Алёнка, очень скучает за вами и передаёт вам всем привет. Она, очень много рассказывает своим новым друзьям о вас, какие вы умные, добрые хорошие и ребята хотят с вами подружится, обмениваться фотографиями, делиться своими успехами, а также знаниями и умениями. И вот что они сообщают. Недавно дети из их группы «Ромашка» участвовали в Олимпиаде «Самый умный» и заняли первое место . В письме они прислали задания, которые выполняли на Олимпиаде. И я подумала, а почему бы нам с вами не попробовать их выполнить и провести свою маленькую Олимпиаду.? Вы согласны поучаствовать?

Ваши ответы и решения будет записывать Ирина Дмитриевна, мы их отошлём ребятам.

Я ребята желаю Вам всем успеха.

Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем

в игру «Назови, слова противоположенные по смыслу»

Тёмный- Чёрный- Сладкий-

Последний- Твёрдый- Вперёд-

Сзади- Север- Слева-

2. Следующая игра : «Продолжи ряд и назови общим словом»

Шапка, свитер, …. зимняя одежда

Шорты, сарафан, футболка…летняя одежда

Шофёр, врач…профессии

Огурец, лук…овощи

Брат, бабушка….родственники

Букварь, прописи…. шк принадл.

Слон, тигр….дикие животные

Теремок, колобок….рнс

Собака,корва…дом. Жив.

Посудка, куклы …. игрушки.

3. А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее?» и почему?

Будьте внимательны.

Слон, обезьяна, джунгли, змея?

Роза, ромашка, смородина, нарцисс?

Отец, дочь, девочка, сын, мать?

Повар, воспитатель , аптека, балерина, лётчик?

Одеяло, подушка,сон, простыня, кровать?

Компьютер, радио, телевизор, мультфильм?

Баба Яга, Дюймовочка, крошка Енот, Петя Иванов, Незнайка?

Весна лето, апрель, осень, зима?

Кастрюля, чай, чашка, ложка?

Дом, бабочка, кузнечик, муравей?

3. А сейчас ребята я буду называть вам пару слов,

а вы должны сказать, чем похожи и чем отличаются.

Бабочка - самолёт Корова – лошадь

Берёза - яблоня мама - папа

Воробей – ворона ёж – ёлка

Лётчик - танкист зима - лето

Автобус – поезд

Воспитатель – врач Молодцы !

4. А сейчас мы отдохнём и отгадаем логические загадки – шутки .

С какой посуды ничего нельзя съесть?

Чего в комнате не видно?

Кругом вода, а с водой беда?

Тебе дано, а люди любуются?

Какого камня нет в реке?

Сколько горошин войдёт в пустой стакан?

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что с земли не поднять?

5. Чтобы выполнить следующие задание,нам нужно сесть за столы.

Вот вам билетики они помогут вам найти свои места.

Почему сел за этот стол?

6. Ребята, в письме были вот эти картинки. Рассмотрите, подумайте можно ли всё что нарисовано,

Назвать, одним словом и разделить на разные группы ?

Вы готовы? Возьмите листочки и при помощи кругов нарисуйте свой ответ.

Вопрос к детям : На какие группы ты разделил ?

Скажите, какое понятие больше одежда или зимняя одежда….

7. Ребята в письме было ещё вот такое задание, вам нужно внимательно посмотреть на рисунок и дорисовать недостающую фигуру.

Молодцы, вы все были очень внимательны.

8. Посмотрите ребята, что у меня в руках? – геометрические фигуры?.

Вам нужно помочь своим фигурам найти свои домики, потому что когда они вернулись с прогулки, то увидели запрещающий знак перед домиком. Поможете? Молодцы!

9. Вот пришло время нам решить сложные логические задачи .

1.5 яблок висело на дубе, одно яблоко упало, сколько яблок осталось?

2. Ниф- ниф выше Нуф- нуфа, Наф – Наф выше Ниф – Нифа. Кто самый высокий?

3. Ниф – Нифу 5 лет, Наф – Наф на год старше его, А Нуф _ Нуф на 1 год младше.

Сколько лет Наф Нафу? (6) Нуф – нуфу(4)

4. Рыбки плавали в разных аквариумах :

Красная плавала не в круглом и не в овальном.

жёлтая не в квадратном и не в круглом.

в каком плавала голубая?

10 Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас ребята предлагаю нарисовать для наших друзей небольшую картину.

Вы ребята молодцы

Признаюсь я от души

Лучше кто из вас не знаю

На следующую Олимпиаду всех вас я приглашаю.

Татьяна Ваганова
Конспект занятия в старшей группе «Логика и математика»

Конспект НОД в старшей группе : «Логика и математика »

Примерное содержание : закрепление знания числового ряда, геометрических фигур, развивать речь, внимание, пространственные представления, мыслительные операции, интерес к предмету.

Материалы к занятию :

1. Демонстрационный : Конверты с цифрами, игрушка – медведь, картинки для нахождения отличий, картинки для поиска «лишнего» предмета

2. Раздаточный : геометрические фигуры разных цветов, цифры, палочки.

Ход занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть :

а) -Ребята, у нас в группе кто- то прячется . Как вы думаете, кто это?

- Послушайте загадку : «Летом ходит без дороги

Мимо сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос»

Кто это? (медведь)

Ребята, нашего гостя зовут Топтыжка. Посмотрите, что это рядом с ним? (конверты)

Правильно. Это Топтыжка приготовил для вас интересные задания.

Скажите, что значит «пара» ?

Чего у вас по 2?

Чего не может быть по одному?

Найдите конверт с цифрой 2

Что же у нас в конверте?

Сколько предметов, сосчитайте?

Чего больше?

Как догадались?

Как можно проверить?

4 и 3 3 и 4 (приложением)

б) Логическое мышление

Вспомните сказку, в которой Маша убегала от медведей. Сколько их было?

Кто найдёт конверт с цифрой 3 у нашего гостя? Саша, найди конверт.

В конверте игра «Найди лишний предмет» (5-6 карточек)

Наташа, посчитай, сколько предметов на картинке?

Подумайте, какой предмет «лишний» ?

Почему ты так думаешь?

Каким одним словом можно назвать остальные предметы?

в)-Назовите предметы, у которых есть 4 одинаковые части (столы, стулья, 4 угла,4 лапы у животных и т. д.)

Кто найдёт цифру 4 на конверте? Катя, пожалуйста.

Умничка.

Задание : составьте из палочек квадрат, треугольник, прямоугольник.

Из 5 палочек составьте 2 треугольника.

Из 7 палочек составьте 2 квадрата. Правильно

Какую фигуру нельзя составить из палочек? (круг)

А из чего можно сделать круг? (из ниток, шпагата)

Молодец, Лиза.

г) Загадка :

А потом пошла плясать, не могу цифру назвать

Руку вправо протянула, ножку круто изогнула

Какая это цифра? (Это цифра 5)

Найдите её на конверте.

А что тут у нас за задание?

Посмотрите на эти картинки и найдите 5 отличий.

Какие отличия нашёл Миша? Назови их.

Физминутка :

У Меланьи, у старушки , жили в маленькой избушке

7 сыновей, 7 дочерей, все без бровей

Вот с такими вот глазами, вот с такими вот ушами,

Вот с такой головой, вот с такой бородой.

НЕ пили, не ели, на неё глядели, делали вот так :

(движения по усмотрению; для пальчиков «Колечки» , «Ушки» , «Коза» и т. д.)

д) Пространственные представления :

Цифра 6 дверной замочек

Сверху крюк, внизу кружочек.

Какие звери катаются на колесе?

Кто выше всех? (Белочка)

Кто ниже? (медведь)

Кто справа? (лиса)

С какой стороны катится поросёнок?

Кто находится на колесе слева?

Вы все ответили правильно, погладьте себя по головке.

е)-Найдите такую цифру, сколько здесь гномов.

Слава нашёл правильно. Молодец

В этом конверте такое задание :

Вы знаете сказку «Репка» .

Сколько в ней персонажей?

Разложите полоски по высоте, начиная от самой высокой до самой низкой.

ж)-Посмотрите на фотографию Топтыжки. Из каких геометрических фигур она состоит? Сколько их?

Ребята, давайте подарим Топтыжке фотографию.

Топтыжка, приходи к нам в гости и приноси для детей интересные задания.

Все ребята молодцы, работали очень хорошо. Топтыжка оставил вам угощение из леса, варенье из малины. Будем вместе пить чай.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Логика и математика» для детей 5–7 лет Актуальность темы Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Конспект интегрированного занятия по математике «Математика в сказке» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по математике «Математика в сказке» в подготовительной группе Цель: 1. Закрепить знания числового ряда,.

Конспект комплексного занятия в старшей группе (логика-рисование) «Поможем морской царице» Программное содержание. 1. Учить рисовать морской пейзаж, используя технику рисования по сырому и высыхающему фону. 2. Закреплять знание.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная математика» (повторение изученного) Цели: 1. Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в обратном счете; 2. Совершенствовать умение видеть в окружающих.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну «Математика» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. (образовательная область «Познавательное развитие»).

Конспект НОД с детьми старшей группы «Занимательная логика» Цель:составление кругов Эйлера,сравнение чисел 8 и 9. Задачи. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ развитие (приоритетная область):1. Овладение моделированием понятийных.

Тема: Последовательность

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, определять последовательность, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал : планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок снова отправился в путешествие. В этот раз - на Северный полюс. Что вы знаете о Северном полюсе, о Севере? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель показывает планшеты, на которых нарушена последовательность фигур. Например: круг, квадрат, круг, треугольник (а должен быть снова квадрат).

Как построились фигуры? Правильно? Нет. Где ошибка? Исправьте ее: уберите ненужную фигуру, найдите нужную и поставьте ее. (Дети отвечают и выполняют задание.)

3. Работа в тетради

Задание 1. На Севере очень много снега. Посмотрите, все ли снежинки одинаковые. Найдите ту, которая отличается от других (нет пары). Подчеркните ее.

4. Физкультминутка

Мишка вышел на дорогу.

Ищет он свою берлогу.

Он подпрыгнул,

Он нагнулся,

Вправо, влево повернулся.

И нагнулся, и присел,

И две бочки меда съел.

5. Работа в тетради

Задание 2. На Севере живут животные, которые приспособились к холоду. У них густой мех. Вот белый медведь (еще его называют полярным медведем). А вот белая сова (или полярная сова). А это песец (или полярная лисица). Объясните, почему они все белого цвета.

Задание 3. Была вьюга, и животные зарылись в снег. Угадайте, под каким сугробом сидит сова, под каким - медведь, а под каким - песец.

Задание 4. Медвежата играли с кусочками льда. Мышонок увидел, что льдинки - правильной формы, как геометрические фигуры. Соедините линиями одинаковые фигуры. Скажите, каких фигур больше.

Задание 5. Умная полярная сова задала Мышонку хитрый вопрос. Подумайте и ответьте.

Можно ли воду в решете нести? (Можно, если ее заморозить.)