Особенности реанимации у детей. Аппарат искусственной вентиляции легких у детей. Особенности сердечно легочной реанимации у детей

Оснащение: Пелёнки, клеёнка, салфетки. 1 пара стерильных перчаток, почкообразный лоток, резиновый баллончик, кипячёная вода. контейнер для отходов класса «В», стерильные марлевые салфетки.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие.

2. Провести санитарную обработку рук

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок.

2.Закрыть шею и грудь ребёнка клеёнкой и пелёнкой.

3. Подставить ко рту ребёнка почкообразный лоток.

4. После прекращения рвоты с помощью резинового баллончика с кипячёной водой провести орошение полости рта, наклонив голову ребёнка над лотком. Протереть губы ребёнка салфеткой.

5. Дать выпить 1-2 чайные ложки кипячёной воды.

Завершение манипуляции:

3. Вымыть, осушить руки.

19. Техника проведения ивл ребенку различными методами а. Мешком амбу с маской

Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, маска, мешок Амбу,

электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.

Подготовка к манипуляции :

Выполнение манипуляции :

1. Отвести голову ребенка назад, положить в под плечи валик, вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).

2. Присоединить к маске мешок Амбу.

3. Плотно положить маску на нос и рот ребенку.

4. Одной рукой удержать маску на лице ребенка: носовую часть ее прижать 1-ым пальцем, а подбородочную -2-ым пальцем, 3,4 и 5 –ми пальцами подтянуть подбородок ребенка кверху.

5. Свободной рукой сдавить мешок до появления поднятия грудной клетки, после чего отпустить мешок, чтобы произошел выдох, а затем снова произвести вдох.

6. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).

7. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3. 2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».

3. Вымыть, осушить руки.

Б. Методом дыхание изо «рта в рот»

Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.

Подготовка к манипуляции:

1. Провести санитарную обработку рук. Надеть перчатки.

2. Положить ребенка на горизонтальную твердую поверхность и освободить от одежды.

3. Осмотреть верхние дыхательные пути, при необходимости удалить рвотные массы или слизь при помощи электроотсоса, пальцем, салфеткой.

Выполнение манипуляции :

1. Отвести голову ребенка назад, положить под плечи валик,

вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).

2. Положить на область рта и носа ребёнка салфетку.

3.Сделать вдох и плотно прижать свой рот ко рту и носу ребёнка.

4. Энергично выдохнуть содержимое своих лёгких, не форсируя выдох.

5. Сделать два глубоких вдоха с интервалом в 5 секунд и продолжительностью 1,5-2 секунды каждый.

6. Проверить наличие дыхательных движений грудной клетки и движения воздуха изо рта и носа ребёнка при выдохе.

7. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).

8. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630 - 10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».

3. Вымыть, осушить руки.

Техника проведения искусственной вентиляции легких рассматривается в этом обзоре как сочетание физиологии, медицины и инженерных принципов. Их объединение способствовало развитию механической вентиляции, выявило самые насущные потребности в улучшении данной технологии и наиболее перспективные идеи для будущего развития этого направления.

Что такое реанимация

Реанимацией именуется комплекс действий, в состав которого входят мероприятия по восстановлению внезапно утраченных жизненно важных функций организма. Основная их цель - применение способов проведения искусственной вентиляции легких, чтобы восстановить сердечную деятельность, дыхание и жизнедеятельность организма.

Терминальное состояние организма подразумевает наличие патологических изменений. Они затрагивают участки всех органов и систем:

  • мозга и сердца;
  • и системы обмена веществ.

Методы проведения требуют учета той особенности организма, что жизнь органов и тканей немного продолжается и после того, как полностью остановилось сердце и дыхание. Своевременная реанимация позволяет достигать эффективного приведения пострадавшего в чувства.

Искусственная вентиляция, также называемая искусственным дыханием, - это любое средство оказания помощи или стимулирования дыхания, метаболический процесс, связанный с общим обменом газами в организме с помощью вентиляции легких, внешнего и внутреннего дыхания. Он может принимать форму ручной подачи воздуха человеку, который не дышит, или не прилагает достаточных усилий для дыхания. Или это может быть механическая вентиляция с использованием устройства для перемещения воздуха из легких, когда человек не может самостоятельно дышать, например, во время операции с общей анестезией или, когда человек находится в коме.

Задачей реанимации является добиться следующих результатов:

  • дыхательные пути должны быть очищены и свободны;
  • нужно своевременно провести ИВЛ;
  • необходимо восстановить кровообращение.

Особенности техники проведения ИВЛ

Легочная вентиляция достигается путем ручного устройства вдувания воздуха в легкие либо с помощью спасателя, подающего его в орган пациента путем реанимации от рта ко рту, либо с помощью механического аппарата, предназначенного для этой процедуры. Последний метод оказался более эффективным, чем те, которые включают ручные манипуляции с грудью или руками пациента, такие, как метод Сильвестра.

Реанимация «рот в рот» также является частью что делает ее важным навыком оказания первой помощи. В некоторых ситуациях этот способ применяется, как наиболее эффективный, если под рукой нет специального оборудования, например, при опиатных передозировках. Производительность метода в настоящее время ограничена в большинстве протоколов для специалистов в области здравоохранения. Младшим медицинским работникам рекомендуется проводить механическую ИВЛ в каждом случае, когда пациент неполноценно дышит.

Последовательность выполнения действий

Техника проведения искусственной вентиляции легких заключается в проведении следующих мер:

  1. Пострадавший укладывается на спину, расстегивается его одежда.
  2. Запрокидывается голова пострадавшего. Для этого одна рука подводится под шею, другая осторожно приподнимает подбородок. Важно максимально запрокинуть голову и раскрыть рот потерпевшего.
  3. Если такая ситуация, когда не получается открыть рот, надо постараться надавить на участок подбородка и добиться, чтобы рот машинально открылся.
  4. Если человек без сознания, выдвиньте нижнюю челюсть вперед путем введения в рот пальца.
  5. Если подозреваете, что есть травма в шейном отделе позвоночника, важно аккуратно запрокинуть голову и проверить, не забиты ли дыхательные пути.

Разновидности техник проведения ИВЛ

Для приведения человека в чувства разработаны следующие способы выполнения искусственной вентиляции:

  • «рот в рот»;
  • «рот в нос»;
  • «рот-устройство-рот» - с введением S-образной трубки.

Техники проведения искусственной вентиляции легких требует знания некоторых особенностей.

Важно при выполнении таких операций следить, не остановилось ли сердце.

Признаками такого состояния могут быть:

  • Появление резкой синюшности или бледности на коже.
  • Отсутствие пульса на участках сонной артерии.
  • Отсутствие сознания.

Если остановилось сердце

В случае остановки сердца необходимо выполнить закрытый массаж сердца:

  • Человек быстро укладывается на спину, важно выбрать для этого жесткую поверхность.
  • Реанимирующий становится на колени с боку.
  • Надо положить ладонь основанием на область грудины пострадавшего. При этом не забыть, что нельзя дотрагиваться до мечевидного отростка. Сверху одной руки ложится другая рука ладонью.
  • Массаж выполняется с помощью энергичных толчкообразных движений, глубина которых должна быть четыре-пять сантиметров.
  • Каждое надавливание должно чередоваться с выпрямлением.

Выполнение подразумевает следующие процедуры при проведении искусственной вентиляции легких:

  • Максимального запрокидывания головы, чтобы выпрямились дыхательные пути.
  • Выдвигания вперед нижней челюсти, чтобы не западал язык.
  • Легкое открывание рта.

Особенности метода «рот к носу»

Техника проведения искусственной вентиляции легких способом «рот в нос» подразумевает необходимость закрытия рта пострадавшего и выдвигания вперед нижней челюсти. Также надо охватить с помощью губ область носа и вдувать туда воздух.

Вдувать одновременно и в ротовую, и в носовую полость необходимо с осторожностью, чтобы уберечь ткань легких от возможного разрыва. Это касается, прежде всего, особенности проведения ИВЛ (искусственной вентиляции легких) детям.

Правила выполнения непрямого массажа сердца

Процедуры по запуску сердца должны выполняться вместе с вентиляцией легких искусственным способом. Важно обеспечить положение больного на твердом полу или досках.

Понадобится выполнение толчкообразных движений с применением тяжести собственного тела спасателя. Частота толчков должна составлять 60 надавливаний за 60 секунд. После этого надо выполнить от десяти до двенадцати надавливаний на область грудной клетки.

Техника проведения искусственной вентиляции легких покажет большую эффективность, если будет проводиться двумя спасателями. Проведение реанимации должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится дыхание и сердцебиение. Прекратить действия понадобится и в том случае, если произошла биологическая смерть пациента, что можно определить по характерным признакам.

Важные замечания при проведении искусственного дыхания

Правила проведения механическим способом:

  • вентиляция может выполняться путем применения аппарата, называемого вентилятором;
  • вставить прибор в рот пациента и рукой привести его в действие, соблюдая необходимый интервал при введении воздуха в легкие;
  • с дыханием может помочь медсестра, врач, помощник врача, респираторный терапевт, фельдшер или другой подходящий человек, сжимающий маску мешочного клапана или набор сильфонов.

Механическая вентиляция называется инвазивной, если она включает любой инструмент, проникающий через рот (например, эндотрахеальную трубку) или кожу (например, трахеостомическую трубку).

Существует два основных режима механической вентиляции в двух отделах:

  • вентиляция с принудительным давлением, где воздух (или другая газовая смесь) попадает в трахею;
  • вентиляция с отрицательным давлением, где воздух, по существу, всасывается в легкие.

Интубация трахеи часто используется для краткосрочной механической вентиляции. Трубка вводится через нос (назотрахеальная интубация) или рот (ортотрахеальная интубация) и продвигается в трахею. В большинстве случаев изделия с надувными манжетами используются для защиты от утечки и аспирации. Считается, что интубация с помощью манжетной трубки обеспечивает лучшую защиту от аспирации. Трахеальные трубки неизбежно вызывают боль и кашель. Поэтому, если пациент не находится в бессознательном состоянии или не подвергается анестезии по другим причинам, седативные препараты обычно назначают для обеспечения толерантности к трубке. Другими недостатками являются повреждение слизистой оболочки носоглотки.

История метода

Общим методом внешних механических манипуляций, введенным в 1858 году, был «Метод Сильвестра», изобретенный доктором Генри Робертом Сильвестром. Пациент лежит на спине, а его руки подняты над головой, чтобы помочь вдыханию и затем прижимаются к груди.

Недостатки механической манипуляции привели к тому, что врачи в 1880-х годах разработали усовершенствованные методы механической вентиляции, в том числе метод доктора Джорджа Эдварда Фелла и второй, состоящий из сильфона и дыхательного клапана для прохождения воздуха через трахеотомию. Сотрудничество с доктором Джозефом О"Двайером позволило изобрести аппарат Фелл-О"Двайера: мехи и инструменты для введения и извлечения трубки, которую продвигали вниз по трахее пациентов.

Подведем итоги

Особенностью проведения искусственной вентиляции легких в экстренной ситуации является то, что ее могут использовать не только специалисты здравоохранения (метод "рот в рот"). Хотя для большей эффективности в дыхательные пути нужно ввести трубку через отверстие, сделанное хирургическим путем, что под силу только медработникам или спасателям. Это похоже на трахеостомию, но крикотиреотомия зарезервирована для экстренного доступа к легким. Обычно она используется только при полной блокировке глотки или, если имеется массивная челюстно-лицевая травма, предотвращающая использование других вспомогательных средств.

Особенности проведения искусственной вентиляции легких детям заключаются в аккуратном проведении процедур одновременно в ротовой и носовой полостях. Использование респиратора и кислородного мешка поможет облегчить проведение процедуры.

При проведении искусственной вентиляции легких необходимо контролировать работу сердца. Реанимационные процедуры прекращаются, когда пациент начинает дышать самостоятельно, или же у него появились признаки биологической смерти.

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2. Положите малыша на спину;

3. Позовите кого-нибудь на помощь;

4. Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6. Проверьте наличие пульса в течение 5 - 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

Частота не менее 100 в 1 мин.;

Глубина 2 - 3 см;

Соотношение толчков на грудину и вдуваний - 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5. Выполняйте 1 - 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7. Осмотрите рот пострадавшего:

Если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

Если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
- после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года - способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев - 40

У детей 4-6 месяцев - 35-40

У детей 7 месяцев - 35-30

У детей 2-4 лет - 30-25

У детей 4-6 лет - около25

У детей 6-12 лет - 22-20

У детей 12-15 лет - 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям - обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных - 140

У детей 6 месяцев - 130-135

У детей 1 года - 120-125

У детей 2 лет - 110-115

У детей 3 лет - 105-110

У детей 4 лет - 100-105

У детей 5 лет - 100

У детей 6 лет - 90-95

У детей 7 лет - 85-90

У детей 8-9 лет - 80-85

У детей 10-12 лет - 80

У детей 13-15лет - 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

У детей 4-6 месяцев – 35-40

У детей 7 месяцев – 35-30

У детей 2-4 лет – 30-25

У детей 4-6 лет – около25

У детей 6-12 лет – 22-20

У детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных – 140

У детей 6 месяцев – 130-135

У детей 1 года – 120-125

У детей 2 лет – 110-115

У детей 3 лет – 105-110

У детей 4 лет – 100-105

У детей 5 лет – 100

У детей 6 лет – 90-95

У детей 7 лет – 85-90

У детей 8-9 лет – 80-85

У детей 10-12 лет – 80

У детей 13-15лет – 75

Под реанимацией понимают восстановление жизнедеятельности при полной остановке сердца и дыхания. Возобновление сердечной деятельности и дыхания еще не означает окончательного оживления. Более сложно дальнейшее лечение, направленное на полное восстановление всех функций организма, главным образом центральной нервной системы.

Простыми методами восстановления сердечной деятельности и дыхания должны владеть все врачи, средний медицинский персонал и даже некоторые организованные группы населения. Объясняется это тем, что клетки коры головного мозга без кислорода погибают в обычных условиях через 3-5 мин. Практически в настоящее время поддерживать жизнедеятельность клеток мозга при остановке сердца и дыхания возможно только с помощью искусственного поддержания вентиляции легких и сердечной деятельности. Поэтому простейшие методы восстановления сердечной деятельности и дыхания должен начинать тот, кто первый окажется около пострадавшего ребенка. Если в ближайшие минуты после остановки сердца и дыхания не будет обеспечено искусственное поддержание вентиляции и сердечной деятельности, то в дальнейшем любые мероприятия окажутся бесполезными. Ниже будут приведены основные методы искусственного поддержания вентиляции и газообмена, которые проводят в любых условиях при остановке дыхания и кровообращения. Врач-педиатр не только должен овладеть этими методами, но и обучить весь персонал учреждения основам реанимации и создать систему проведения реанимационных мероприятий.

Искусственная вентиляция легких

Наиболее эффективны методы искусственной вентиляции , основанные на вдувании воздуха, кислорода в дыхательные пути и легкие больного. Вдувание можно проводить ртом ко рту, рот к носу, с помощью специального дыхательного мешка, через маску наркозного аппарата и эндотрахеальную трубку, введенную в трахею.

Перед началом искусственной вентиляции необходимо освободить дыхательные пути ребенка от инородных тел, жидкости, слизи. Для этого новорожденного или грудного ребенка можно приподнять за ножки и удалить рукой содержимое из полости рта. Маленького ребенка укладывают на бедро человека, оказывающего помощь, головой вниз. Полость рта у более старших детей освобождается таким же путем или пальцами. Дальнейшие действия проводящего искусственную вентиляцию происходят в определенном порядке:

1) ребенка укладывают на спину, под плечи его подкла-дывают небольшой валик и голову резко разгибают, а нижнюю челюсть придерживают; оживляющий делает глубокий вдох, а затем быстро вдувает в рот ребенка выдыхаемый воздух, при этом ноздри ребенка зажимают;

2) при выдохе голову ребенка удерживают в резко разогнутом положении, нижнюю челюсть выводят так, чтобы верхние и нижние зубы соприкасались; выдох продолжается вдвое дольше вдоха (рис. 5).

Рис. 5. Искусственное дыхание рот в рот. а - вдувание воздуха в легкие через рот; б - выдох пассивный.

За один вдох ребенку необходимо вдуть в легкие объем, примерно в 11/2 раза превышающий его дыхательный объем. Производится 20-28 вдуваний в минуту.

При использовании дыхательного мешка или наркозного аппарата принципы остаются те же.

Ритмичные движения грудной клетки и диафрагмы свидетельствуют о том, что вдуваемый воздух попадает в легкие.

Искусственное восстановление и поддержание сердечной деятельности. При полном прекращении сердечной деятельности никакие мероприятия (внутриартериальное нагнетание крови, медикаментозные средства), помимо непосредственного воздействия на сердце, эффекта не дадут.

Остановка сердца диагностируется по отсутствию артериального давления, пульса и сердечных тонов, бледности кожи и резкому расширению зрачков. Во время операции из сосудов прекращается кровотечение.

В большинстве случаев восстановление сердечной деятельности начинается с непрямого массажа сердца (рис. 6).

Рис. 6. Непрямой массаж сердца (схема). а - сердце не сдавлено и заполняется кровью (диастола); б - сердце сдавлено между грудиной и позвоночником, кровь проталкивается в сосуды (систола).

Принцип непрямого массажа заключается в периодическом сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. В момент сжатия кровь проталкивается в сосуды, а в тот момент, когда сердце не сжато, оно заполняется кровью.

Техника непрямого массажа сердца

Ребенка укладывают обязательно на твердое основание (стол, кровать с деревянными щитами, пол). Ноги лучше приподнять. Затем производят энергичные периодические нажатия на нижнюю треть грудины со скоростью 90-100 раз в минуту. При надавливании амплитуда движения грудины должна быть 3-4 см. У новорожденных надавливание на грудину производят одним пальцем, у грудных детей - ладонью с приподнятыми пальцами, а у детей старше 8-9 лет - двумя ладонями с приподнятыми пальцами (рис. 7, 8).

Рис. 7. Непрямой массаж сердца у ребенка старшего возраста

Рис. 8. Непрямой массаж сердца у новорожденного или грудного ребенка

Во время проведения непрямого массажа полезно до появления самостоятельных сердечных сокращений пережать брюшную аорту, надавливая кулаком на область пупка. Это уменьшает объем циркулирующей крови и улучшает кровоснабжение мозга.

Если в течение 11/2-2 мин непрямого массажа не появляется пульсация на сонной артерии, следует переходить к прямому массажу сердца. Грудную клетку вскрывают по четвертому или пятому левому межреберью от среднеподмышечной линии до грудины. Чаще вскрывается и перикард. Желудочки сердца сдавливают одной или двумя руками также со скоростью до 100 раз в минуту и продолжительностью сжатия 0,3 с. Если остановка сердца наступила во время операции на брюшной полости, то массаж сердца можно производить через диафрагму, прижимая сердце к грудине.

Медикаментозная терапия и дефибрилляция

Медикаментозная терапия проводится только после начала массажа сердца и искусственной вентиляции.

1. Во всех случаях клинической смерти следует внутривенно ввести 10-60 мл 4% гидрокарбоната натрия
2. В тех случаях, когда остановка сердца была вызвана кровотечением, необходимо вводить кровь внутривенно под давлением.
3. Если сердечная деятельность через 1-2 мин после начала массажа не восстанавливается, ввести внутрисердечно (в левый желудочек) или внутривенно 0,1-0,2 мг (лучше развести до 1 - 2 мл) 0,1% раствора адреналина.
4. Внутривенно ввести 1-4 мл 2% раствора хлорида кальция.

При фибрилляции сердца проводится дефибрилляция. Последняя является одним из опаснейших осложнений массажа либо наступает самостоятельно от тех же причин, что и остановка сердца. Фибрилляция диагностируется по тем же признакам, что и остановка сердца, но на ЭКГ видна специфическая кривая. При вскрытой плевральной полости отмечаются хаотические подергивания отдельных мышечных групп сердца. Наиболее эффективным методом лечения фибрилляции является электрическая дефибрилляция с помощью специальных дефибрилляторов, которая может повторяться несколько раз. После прекращения фибрилляции сердца следует продолжать массаж сердца.

Эффективность реанимации

Определяется по появлению пульса на периферических сосудах, уменьшению бледности и цианоза, сужению зрачков и появлению роговичного рефлекса, восстановлению самостоятельного дыхания и сознания.

Проведение сердечно-легочной реанимации.

Выше были приведены отдельно методы восстановления дыхания и сердечной деятельности. При остановке сердца и дыхания искусственная вентиляция и массаж сердца проводятся одновременно в следующем порядке:

1) быстрое освобождение дыхательных путей;
2) 2- 3 вдувания воздуха или кислорода в легкие больного;
3) 4-5 надавливаний на грудину;
4) в последующем - чередование 1 вдоха и 4-5 надавливаний.

В момент вдоха нельзя надавливать на грудину. Если реанимацию проводит один человек, то на каждые 2 вдоха производится 15-18 надавливаний на грудину. Каждые 2 мин на несколько секунд прекращают реанимационные мероприятия, чтобы проверить их эффективность. Во время проведения реанимации вызывают специалистов либо ребенка переводят в специальное учреждение, а во время транспортировки проводят реанимацию.

Залогом успеха реанимационных мероприятий является организация систематического обучения всего медицинского персонала. Только это может обеспечить своевременное в течение нескольких минут эффективное проведение реанимации.

Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.