Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка. Проблема отцов и детей тургенев

Как ни странно, на политическом уровне это информационное расточительство еще можно было бы если не оправдать, то объяснить политическими же мотивами. Новый лидер не заинтересован в пиаре своих еще вполне бодрых и не сошедших со сцены предшественников. Поэтому он концентрирует внимание на их недостатках и ошибках, а лучшее склонен подорвать и предать забвению. Но нам интересен уровень семьи. Почему, проще говоря, сын отвергает опыт отца?

Даже в самой бесконфликтной, идиллической песенной расстановке поколения оказываются фатально разведены. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Вроде бы складно и ладно, всем сестрам по серьгам, но ритуальный почет не имеет никакого отношения к дороге. Старикам вроде бы вручают ордена, медали, грамоты и ценные подарки в светлом и просторном ДК: они отпахали свое, могут и отдохнуть. А молодые шагают по дороге. Их учителя – трудности как таковые.

Может показаться, что это советский (+ постсоветский) эффект – эпохи стали ощутимо короче человеческой жизни, а чему можно учиться у человека из другой эпохи? Но базовые «Отцы и дети», которые, я думаю, уже всплыли в голове читателя, конечно, о том же.

Заметим, что натуралист Базаров стареющему авантюристу Павлу Кирсанову далеко не сын. Они друг другу «перпендикулярны»; для отрицания надо по меньшей мере говорить на одном языке. В системе координат Павла Петровича имели смысл (и могли быть противопоставлены), например, честь и свобода. В базаровских осях с точки зрения пользы это лишь сотрясение воздуха. Даже одно слово тут может значить разные вещи – например, свобода естествоиспытателя не тождественна либеральной свободе. Любопытно также, что молодой Аркадий вполне усваивает опыт своего отца на пластически-бессознательном уровне, вырастает «в него», как медвежонок в медведя, но и это удручает автора и читателя. Такое усвоение парадоксальным образом равно отрицанию, потому что вновь не получилось витка спирали, а лишь соскакивание к началу, пресловутое обнуление.

Возможно, передача опыта начинается с его присвоения самим носителем, легализации, что ли. То есть пожилой человек произносит какую-то довольно банальную и понятную формулу наподобие: «Можно было бы, конечно, пройти дистанцию и чище, избежав некоторых ошибок, но в целом, оглядываясь назад, я доволен своей жизнью. Я видел это и то, я узнал то и это, я горевал и был счастлив, мне есть чем гордиться и на что надеяться после ухода. И вот что я вам скажу…» Не знаю, как вы, но я вижу тут фигуру пожилого швейцарца, или кавказца, или японца – но не вижу русского человека. Лучшие и гениально выразившие себя – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Достоевский, Чехов – оглядывались назад «с отвращением» и видели лишь руины. Ощущение длящейся неудачи, постоянное беспокойство привело их к подлинному величию. Люди, ощущавшие себя неудачниками, величаво смотрят на нас с постаментов. Поэтому в России не просто не стыдно быть неудачником, это как бы почти не обсуждается. Но с чего бы неудачнику вставать в позицию транслятора опыта? «И вот что я вам скажу…» звучит тут пародийно.

Это, конечно, не относится к опыту профессиональному; здесь всё на месте. Знатный стеклодув (ветеринар, литератор, сантехник) сообщает тонкости ремесла молодому коллеге – смысл явления, его позитивный характер, зримые результаты не гарантированы автоматически (все можно делать плохо), но вполне возможны. В том числе в Москве и в России, свидетельствую лично: сам учился и учил; роль передаточного звена исполнил в меру трудолюбия и способностей. Никаких национально-ментальных помех не обнаружил.

Но что лично я усвоил из опыта родителей и что могу передать детям? Ну, допустим, отца я знал мало и плохо. Тут речь идет о памяти человека; искать в этой памяти еще и личную пользу было бы почти кощунственно. Семья моей матери пострадала при Сталине; основной жизненный опыт моей матери заключался, мягко говоря, в осторожности, а прямо говоря – в тотальном незаживающем страхе. Мне он не пригодился ни разу. Мои дети с разной степенью интереса могут послушать истории времен моей молодости под сенью брежневских бровей. Времена, когда зарплата не зависела от реальной выработки; навыки, как достать гречку… Понятно, что буквально это использовать нельзя. Это что-то вроде мусора в эфире.

А если переходить к «снятому» опыту, вынесенной из него морали, она удручающе неизменна. Не лги другим, не обманывай себя, не бери чужого… Можно лишь подписаться под этим, как под открытым коллективным письмом, на странице с 12-значным номером. Мы добавляем к мировой культуре лишь аромат времени, милые, но несущественные подробности – их так же просто вычесть из итога.

А может быть, я преувеличиваю значение местного колорита и явление глобально и тотально? И образ незабвенного Вито Корлеоне (Марлон Брандо), вводящего в детали семейного бизнеса Майка (Аль Пачино), не столь уголовен, сколь архаичен? Хотелось бы верить, что это не совсем так.

Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка»

Старое и новое поколение постоянно находятся в конфликте, иногда он проходит спокойно и без ощутимых «жертв», а бывает и так, что непонимание может привести к печальным последствиям. Наверное не существует единого эффективного решения борьбы с данными конфликтами, отцы и дети часто не понимают друг друга, обвиняют, а порой унижают. Эта проблема существует на протяжении всей человеческой жизни, и чем быстрее и сильнее меняется мир, тем острее становиться данная проблема.

К данной теме очень часто обращались русские писатели в своих произведениях. Вспомним роман «Отцы и дети», который строится на данной проблеме. Как нам известно, конфликт так и не был решен, а произведение закончилось смертью главного героя. Эта тема очень интересна и вызывает много споров, к ней обращаются и современные писатели, одним из которых стал В.П. Астафьев. Писатель 20 века запомнился в истории литературы, как повествователь обычной русской жизни. Его рассказы эта всегда история, часто она мрачна, а еще чаще реалистичная. Все, что он описывает настолько реально и обыденно, что кажется он списывает истории из реальной жизни. Его произведение «Людочка» относится к подобным рассказам.

Главная героиня Люда обычная деревенская девушка, которая отправилась в город по настоянию своей матери. Она не могла ей отказать, так как понимала, что мать хочет начать новую жизнь, с новым человеком, а старое лишь мешает ей. Людочке удалось устроиться в городе, из-за своего трудолюбия и скромности она жила у старушки Гавриловой, которая по совместительству была ее учителем в парикмахерском искусстве. Жизнь девушки протекала спокойно и мирно, пока на ее пути не появился преступник и хулиган Стрекач. Он обесчестил девушку, а еще позвал друзей, что бы те проделали то же самое. Казалось бы верный друг — Артемка, оказался предателем, который не посмел выйти против авторитета местного преступника. Но все это лишь предыстория перед главной проблемой произведения.

Разбитая и убитая реальностью Людочка, отправилась назад в деревню где когда-то жила со своей мамой. Женщина сразу поняла, что случилось с девушкой, и подумала тогда, что жалко ей дочь свою, но каждая через это проходит, такова женская судьба. Она не обняла и не утешила свою дочь, а лишь рассказывала о приближении своей новой счастливой жизни, о муже-работяге и скором пополнении в семействе.

Удивляет то, с какой холодностью и безразличием мать отнеслась к проблемам собственной дочери. Она не давала себе возможности принять эту новость, намеренно ее приуменьшала, от чего в последствии убедилась в ее неважности. Тут мы видим, как разворачивается конфликт между взрослым и молодым поколением.

Главной его причиной является то, что люди не понимают другу друга, собственные мысли и проблемы кажутся для них куда важнее проблем близкого. Обычно это исходит со стороны взрослых, ведь им кажется, что у молодых не может быть серьезных проблем, им пока не нужно воспитывать семью и заботиться о финансовом благополучие своих родных. Но несмотря на это, жизнь для молодых людей может оказаться очень сложной, а проблемы нерешаемы. Что и случилось с бедной Людочкой, которая готова была пойти на преступлении в отмщение, но место этого, не справившись со своей болью в одиночестве, она убивает себя. Только после смерти дочери, мать понимает, какую ошибку она совершила, но изменить уже было нечего.

Подобные истории должны стать для нас учителями. Непонимание и безразличие между родными людьми, может сделать очень больно обеим сторонам. Нужно постараться понять, а при необходимости подставить плечо, ведь только так человек будет чувствовать свою нужность и одиночество будет ему не страшно.

Конспект урока по литературе:

Подготовка к домашнему сочинению

по роману М. Горького «Фома Гордеев» (в рамках подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению 4 «Опыт и ошибки»).

    Методический комментарий

Данный урок - продолжение подготовки выпускников к итоговому сочинению, которая строится на материале, изученном на уроках литературы, Урок проводится в системе уроков по творчеству М. Горького, работы по пьесе «На дне».

Проанализировав повесть М. Горького «Фома Гордеев» и поработав над одной из тем, предложенных учителем, ученики смогут успешно справиться с домашним заданием, написав сочинение.

При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание:

    Работа с таблицей «Опыт, переданный отцами»

Деятельность учащихся: коллективная

    Планируемые результаты:

    Личностные: владение речевой культурой, обогащение свой словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения, знание исторической эпохи,отраженной в художественном произведении.

    Метапредметные: умеют понимать проблемы тематического направления, подбирают аргументы, формулируют выводы, умеют рассуждать с опорой на текст романа М. Горького »Фома Гордеев», анализируют понятия «опыт» и «ошибки», демонстрируют свой читательский опыт.

    Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанный текст;

осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении;

соблюдать логику написания сочинения.

    Виды УУД:

    Рецептивная: учащиеся читают текст, адекватно понимают и оценивают прочитанное

    Продуктивная: составляют опорный конспект, выборочно читают и отбирают фрагменты текста, решают задачу на соответствие;

    Поисковая: осуществляют самостоятельный поиск проблемного вопроса, оценивают поступки героев, анализируют выбор путей решения вопросов героями.

    Исследовательская: обобщают, систематизируют и структурируют материал в таблицу.

Оборудование:

Тексты повести «Фома Гордеев», рисунок «Жизненный путь человека», презентация, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа(5 мин.)

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

(Коллективная работа по составлению схемы учащимися).

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького, который заявил: » Нет уж, я сам себе место выберу».

Рисунок. Жизненный путь человека

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, ишущего свое «я» в жизни, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта. Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

4. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

5. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

6. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

7. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

8. Роль родительского наставления в жизни человека

9. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

10. В дружбе приобретается жизненный опыт...

11. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

12. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы). Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

    Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

II . Подготовка к домашнему сочинению

    Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М. Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М. Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

    Отбор материала для использования других аргументов.

Беседа с учащимися.

    В каких произведениях русской литературы, изучаемой в 9 и 10 классе, мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

5. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему:

« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Используемые электронные ресурсы:

    Горький, М. Собрание сочинений [Текст] : в 8-ми т. / М. Горький. - М. : Советская Россия, 1987.

    Горький, М. Фома Гордеев [Текст] : роман / М. Горький. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 264 с. : ил., портр. - (Б-ка советского романа).

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

Цели урока :

Обучающая :

    закрепить умение работать над сочинением-допуском,

    научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные :

    воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

    воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

    воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина

Развивающая:

    развивать познавательные навыки учащихся,

    развивать критическое и творческое мышления,

    развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача:

    научиться писать сочинение на одну из предложенных тем

Ход урока

I . Введение в тему...

1.Лексическая работа

    Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

    Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.

    Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

    Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

Жизненные наблюдения

Советы сверстников

Наставления родителей

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ


Осмысление собственных ошибок

Школа, книги, кино

    Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

    Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького?

    Почему? Свой ответ аргументируйте.

    Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

    В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта.

2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

    Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»?

4. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга « Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

5. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки » (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

6. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

7. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

8. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

9. Роль родительского наставления в жизни человека .

10. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

11. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших? (первая часть темы)

12. В дружбе приобретается жизненный опыт...

13. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

14. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: « Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?

    Выберите ту тему сочинения, по которой будете писать домашнее сочинение (например, «Роль родительского наставления в жизни человека» или «Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»? )

    Я предлагаю вам работу по теме « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы)

    Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

    Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?

II . Подготовка к домашнему сочинению

1. Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится »

    Прочитайте фрагменты повести М.Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Наука жизни – наставления окружающих

Персонаж повести

1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую... Я жила, людей знаю... много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь... Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все... Хвать - и пристали к тебе болячки его.

А) Яков Маякин

2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи».

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

Б

А

Д

Е

В

Г

Ё

    Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.

2. Беседа по повести М.Горького «Фома Гордеев»

    Давайте еще раз обратимся к таблице.

    Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

    Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

    Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

    Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

    Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

    К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?

1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»

1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

Власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».

НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА

СМЕРТЬ ОТЦА

ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА

« Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН

СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ

Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?

1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду - это фальшивое, другое спрятанное - оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок

3. Отбор материала для написания других аргументов.

    В каких произведениях русской литературы мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

    Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

Название произведения с указанием автора

Герой, которому адресовано напутствие

Переданный отцовский наказ

1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв

«Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. М.А.Горький, рассказ «Заветы отца»

Рассказчик

Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова:

«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»,

«Помни – всё хорошее от человека»

5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

6. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Окол о хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...

    Всегда ли опыт старших положителен?

    Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили.(« Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам )

    Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.

4. Составление тезисного плана сочинения на тему « Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.

III . Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.

Республика Саха (Якутия), Чурапчинский район