Что вы не знали про Новый Год? Новый год в Великобритании (Англии)

Новый год – праздник, который мы, езиды, всегда отмечали вместе с народами бывшего СССР.

У представителей разных религий есть свой календарь, по которому они ведут своё летоисчисление и отмечают свои праздники, в том числе и Новый год. Есть еврейский Новый год (Рош ХаШана, отмечается не раньше сентября и не позже 5 октября); есть китайский Новый год (конец февраля); иранский Новый год (Ноу-руз, 21 или 22 марта); казахский Новый год (22 марта) и др.

Новый год – самый древний праздник человечества. На земном шаре его отмечают по разному и в разное время. Однако празднику присуща общая черта – в Новый год уходит старый мир и уходит со всем плохим, что в нём было, а на смену ему рождается новый мир. Традиция встречи Нового года возникла в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира. Празднование Нового года берёт своё начало в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Здесь его встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле): по древним легендам считалось, что именно в это время добрый, светлый бог неба Мардук побеждает дракона Тиамат – воплощение мирового хаоса, разрубает его тело на две части и из нижней части создаёт землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека (поэма “Энума элиш”).

В III в. христианские историки приняли за начало года 1 марта. В Англии, например, Новый год долгое время встречали 25 марта и только в 50-ых годах XVIII в. перенесли его на 1 января. На территории Франции в 420-752 гг. началом года считалось первое марта и только при Карле IX (1563) Новый год начинается с 1 января. Вообще-то начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем (46 г.до н.э). Этот день в Древнем Риме посвящался Янусу – богу выбора и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое – назад. В день Нового года было принято делать друг другу подарки: одаривали друг друга плодами, финика-ми, винными ягодами, мед-ными монетами.

В Древней Руси Новый год начинался в марте – в день новолуния в период весеннего равноденствия (по юлианскому календарю). И только с 1700 года после указа императора Петра I (20 декабря 1699 года) Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января. С 1919 года в России новогодний праздник стали отмечать по григорианскому календарю. С 1936 г. празднованию Нового года придали статус государственного и этот праздник был светским. Поэтому он отмечался всеми народами – будь-то христиане, мусульмане, иудеи, езиды, буддисты и др.

Езиды, исторической колыбелью которых является Верхняя Месопотамия, и сегодня следуют своей древней религиозной традиции, идущей из Месопотамии, и отмечают Новый год весной, в марте-апреле, и связывают его с пробуждением природы. Вместе с этим сегодня мы, как и все другие народы постсоветского пространства, также отмечаем всемирный новогодний праздник и принимаем его как светский праздник.

четвер, 3 листопада, 2016

Без каких-либо сомнений, город – столицу Лондон можно назвать самым увлекательным местом во всей Европе в период новогодних праздников.

Лондон - столица и крупнейший город Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Население составляет 8,5 млн. человек, это второй по величине город Европы и крупнейший в Евросоюзе.

Как и во многих странах, Рождество в Великобритании отмечают 25 декабря . Для англичан этот праздник намного важнее Нового года. Жители города очень долго к нему готовятся, тщательно выбирают подарки, уделяя особое внимание упаковке – для них это действительно ритуал.

Рождество в Великобритании - это всегда теплый и уютный семейный праздник, когда вся родня собирается за столом у пушистой елки рядом с камином, наслаждаясь праздничными блюдами.

26 числа здесь тут наступает Boxing Day - это официальный праздник в Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран, который отмечается на следующий день после Christmas Day. Boxing Day – настоящий рай для шопинга , Лондон предлагает множество скидок во всевозможных бутиках, устоять перед которыми просто невозможно.

Традиция дарить подарки 25 декабря появилась не сразу, а во времена правления королевы Виктории. Ранее отсчитывалось двенадцать дней (возможно, вы слышали песню «12 дней Рождества») и именно 6 января дарили друг другу подарки – так, как отмечает Рождество православная церковь по юлианскому календарю. Жители Шотландии продолжают отмечать Рождество с 6 на 7 января, особое внимание уделяю празднику Нового года. Поэтому, как можно заметить, в одной стране – Великобритании, традиции Англии и Шотландии довольно таки отличимы.

К традиционным излюбленным новогодним лакомствам британцев относится яблочный пирог. Горожане также пекут овсяные лепёшки, готовят пудинг, а из горячих блюд предпочитают жареного гуся и бифштексы. Английским новогодним напитком по традиции считается пунш.

Встреча Нового года в Лондоне и гигантский фейерверк

Лондон празднует Новый год 1 января , то есть в первый день первого месяца юлианского календаря. Лондонский Новый год – масштабное событие, когда весь город одевается в сказочную иллюминацию.

Весь мир с нетерпением ожидает, когда в полночь на ночном небе Лондона начнется удивительное пиротехническое шоу. На самом деле, Лондонский новогодний салют (London"s NYE Fireworks) является одним из самых больших в мире.

Запускают фейерверки над знаменитой рекой Темзой, в районе Саут-Бэнк. Каждый год Лондон собирает миллионы туристов, которые съезжаются сюда в канун Нового года, чтобы насладится этим зрелищем. Как только часы пробьют 12, зрители услышат знаменитые куранты Биг-Бена, а огни праздничного фейерверка сопровождаются специально написанными для мероприятия саундтреками известными диджеями. Шоу длится 10 минут с момента прихода Нового года, но оставляет незабываемые эмоции в памяти каждого, кто стал его свидетелем. Канал BBC транслирует пиротехническое чудо для своих зрителей по всему миру.

После такого замечательного зрелища, лондонцы и гости столицы неизменно поют знаме нитую песню – «Auld Lang Syne» . Во многих англоязычных странах «Старое доброе время» поют при встрече Нового года, сразу после полуночи.

Новогодний парад

1-го января празднование продолжается ежегодным Новогодним парадом - New Year"s Day Parade , который станет замечательным времяпрепровождением для всей семьи. Это поистине самое большое новогоднее шествие в Европе, на котором царит настроение всеобщей любви и веселья. Парад стартует на Пикадилли (Piccadilly) напротив отеля Ритц и заканчивается у здания Парламента (Parliament Street).

Тысячи выдающихся художников из разных уголков мира приезжают в Лондон, чтобы стать частью этого знаменитого парада. В параде также принимают участие артисты из музыкальных и танцевальных коллективов, музыканты, театральные труппы, знаменитые оркестры, наряду с болельщиками, клоунами, фокусниками, акробатами, демонстрирующих исключительно профессиональную работу своего соответствующего искусства. Около 10 тысяч исполнителей из 20 различных стран мира ежегодно принимают участие в лондонском параде. Более полумиллиона туристов наполняют улицы Лондона, чтобы увидеть, как эта впечатляющая процессия проследует свой маршрут.

Вообще же традиция встречи Нового года повсеместно распространена в цивилизованных и примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира. Отправным моментом, видимо, послужили наблюдения за биокосмическими ритмами: все в этом мире имеет свое начало и свой конец; луна растет, становится полной, а затем уменьшается и исчезает, природа расцветает весной и умирает зимой, все живое проходит стадии развития, старения и смерти. Но за каждой смертью следует новое рождение, поэтому весь мир, время и сам человек нуждаются в периодическом обновлении, которое свершается в Новый год. У различных племен и народов наступление Нового года приходилось, да и ныне приходится, на различное время года, но каждому празднику присуща общая черта – в Новый год гибнет старый мир, гибнет со всем плохим, что в нем было, а на смену ему рождается новый мир.

Новый год – не момент, а промежуток между смертью и новым рождением. Чтобы начать новую жизнь, человек должен посредством специальных ритуалов очиститься от грехов, от старения и разложения мира. В наше время у православных христиан это осуществляется во время постов, в том числе рождественского, после которого они исповедуются и причащаются. У древних славян существовал ритуал омовения в бане, соответствующий по своему значению крещению, то есть очищению и приобщению к Богу. У евреев и мусульман до сих пор существует обряд омовения перед трапезой или молитвой, у христиан – чин водосвятия и крещение водой.


В архаических обществах сотворение нового мира происходило ежегодно, иногда несколько раз в год. В Месопотамии в третьем тысячелетии до новой эры Новый год встречали в период весеннего равноденствия (марте – апреле). Считалось, что в это время светлый бог неба Мардук, описываемый в поэме «Энума элиш» как «ребенок-солнце», побеждает дракона Тиамат – воплощение мирового хаоса. Мардук разрубает тело Тиамат на две части, из нижней части создает землю, из верхней – небо, а из крови демона Кингу – человека. Во время праздника, продолжавшегося двенадцать дней, две группы людей разыгрывали все перипетии этого мифологического сюжета.

У древних египтян Новый год также символизировал сотворение нового мира. Его отмечали в период разлива Нила, воды которого смывали все старое, а принесенный ими ил служил основой для будущего урожая и процветания страны. В Израиле в Новый год бог Яхве побеждал силы хаоса (исторических врагов Израиля) и становился королем мира, в результате чего происходило обновление мироздания.

В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе на островах Венецианской лагуны и во Франкском государстве. Вместе с тем папская канцелярия использовала благовещенский стиль – от «воплощения Господа» – с началом года 25 марта. Он был весьма популярен также во Флоренции, Пизе, Кельне и Мюнстере.

В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря – рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным. В Англии Новый год долгое время встречали 25 марта и только в 1752 году парламент принял решение перенести его на 1 января. На территории Франции с 420 по 752 год началом года считалось 1 марта, с 753 по 987-й – рождество, с 988 по 1563-й – первый день Пасхи. В 1563 году Карл IX повелел начинать год с 1 января, парламент противился этому до 1567 года, а затем все же подчинился нововведению. В Дании и Швеции в прошлом тысячелетии год начинался 12 января (в день окончания праздника «зимней ночи»), в 940 году король Гакон перешел в христианство и совместил начало года с рождеством Христовым, с 1559 года его перенесли на 1 января. В Испании на эту систему перешли с 1556 года, в Нидерландах – с 1575-го, в Шотландии – с 1600-го, в папской канцелярии – с 1691-го.

1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями «сотворения мира» в соответствии с константинопольской (и древнерусской), александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами в жизни Спасителя и соотносятся либо с днем его рождения в человеческом образе – рождеством, либо с днем его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

В Древней Руси год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчет начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии. Связано это с особым почитанием православными римского императора Константина I Великого, который в этот день в 312 году разбил своего главного соперника Максенция. Через год миланским эдиктом император Константин I допустил свободное вероисповедание христианства, а с 325 года сделал его государственной религией Римской империи. Поворот Константина I к христианству произошел в день его битвы с Максенцием. В 312 году сам Константин I ввел счисление, согласно которому год начинался 23 сентября – датой рождения первого римского императора Октавиана Августа. Такое счисление было принято во многих странах Востока и просуществовало до 462 года, когда из практических соображений (удобства расчета 15-летнего индиктового цикла сбора податей с провинций) начало года перенесли на 1 сентября. Видимо, тогда же родилось и обоснование этой даты – «в честь императора Константина».

В Литве и Польше с 1362 года новый год начинался 1 января, а летосчисление велось «от рождества Христова». Такая же система была распространена и на территориях, находившихся под влиянием этих государств, в частности встречается в украинских летописях того времени. На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год. Возможно, инициатором этого решения был сам Иван III, поскольку вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора.

Интересно, что 1492 год от рождества Христова ожидали как «роковой» год – год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения – эквивалентно числу дней творения или полной седмицы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет:
«Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим Хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. Сия несчастная мысль, владычествуя в умах, вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества… думая, что все ненадолго».

Уверенность в конце мира была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и Руси ограничились 1492 годом. Однако год истек, все «успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется», а Московский церковный собор сразу же в сентябре утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был "весело и в пиршестве". Воевода Шеин устроил все с царской пышностью, собрав на праздник множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число гвардейцев и матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя "братом". Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из двадцати пяти орудий. Затем Царь, явившись в Успенский собор в сопровождении своего сына Алексея и жены царицы Евдокии, сам поздравлял народ с Новым годом.

Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому . Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" устанавливает отсчет времени по рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.

Петр понимает, что его шаги могут встретить непонимание и уже в самом указе оправдывается: "Не только во многих христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы [малороссы] и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января первого числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

И все же по России прокатился глухой ропот. Возмущались не только простецы. От многих "благородных", занятых "подобно черни предубеждениями", слышались даже и "хульные слова". "Как мог Государь переменить солнечное течение?" - спрашивали друг друга они, свято веруя, что Бог "сотворил свет в сентябре месяце".

И тут на помощь Царю и вовремя подоспел Феофан Прокопович, знаменитый церковный деятель. В своих "обличительных опусах" он обрушился на "пономарей и апостатей", недовольных "погублением лет Божиих". И крепко побил их своим словом. "Что приличнее и честнее? Праздновать ли новолетие в память даней и податей или тогда, когда празднуем пришествие в мир Сына Божия. Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свобождаемся?"

Произведя риторическим вопросом необходимый эффект, Феофан уже снисходительнее поясняет: "От начала Христовой церкви не писали христиане числа лет ни от сотворения мира, ни от рождества Христова. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от рождества, а в греческой за полторы тысячи лет не означивали и недавно означать стали, и то еще не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи?"

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от рождества Христова. Далее в указе говорилось:
«В знак того доброго начинания и нового столетняго века после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить, а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 года.

Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи жгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушек, буде у кого есть, и из нескольких мушкатов или инаго мелкого ружья, учинить трожды стрельбу, и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров и хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной или по 2 или по 3 смоляные и худыя бочки, и наполня соломой или хворостом, зажигать».

1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год». Указания царя были выполнены со всей тщательностью, асам Петр, по сообщению австрийского резидента О.-А. Плейера, «в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более 209 везено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всем домам, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или Иорданью, в день св. Богоявления».

Традицию веселой встречи Нового года Петр I поддерживал в течение всего царствования. Сохранилась она при дворе последующих правителей, но прежнего размаха праздники уже не достигали. Для большинства населения России Новый год остался всего лишь одним из дней веселых зимних святок. В XIX веке, к примеру, по случаю наступления Нового года в православных храмах служили Божественные литургии, но одновременно молились во славу Бога, даровавшего победу русскому оружию в войне 1812 года, и поминали павших защитников отечества. В столицах и провинции устраивались карнавалы и балы, но они производились и по другим, менее значительным поводам. Газета «Санктпетербургские ведомости» 1 января 1853 года сообщала:

«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Только на окраинах города и в провинции отношение к Васильеву вечеру было особенным, да и то потому, что вечер этот посвящался святочным гаданиям.

Рождество Христово

В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или «новый стиль». Реформа эта сопровождалась протестами и ожесточенной полемикой среди ученых и священников, но католические страны перешли на новый стиль практически сразу – ослушников ждало отлучение от церкви. Постепенно к ним стали присоединяться страны с протестантским вероисповеданием, и к 1782 году почти все государства Европы перешли на новое летосчисление. Православная церковь на Константинопольском соборе 1583 года признала неточность юлианского календаря, но на григорианский переходить отказалась, поскольку по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейской или наступает раньше нее, что запрещено «Апостольскими правилами». Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств. В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1. Первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м».
Декрет подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), помощник Народного Комиссара по Иностранным Делам Г. Чичерин, Народные Комиссары: А. Шляпников, Г. Петровский, А. Амосов, В. Оболенский, Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов. Он был опубликован на следующий день в «Правде».

Обращает на себя внимание сходство формулировки причин перехода на новый календарь Петром I и большевиками. У Петра I – «…по примеру всех христианских народов…», у большевиков – «…в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени…».

Видимо, изменение календаря для новой власти в немалой степени диктовалось стремлением разделить светскую и духовную жизнь, повернуть сознание людей к новым идеям и ценностям, которые усиленно внедрялись. Церковь переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его «старым Новым годом».

Истоки рождества

рождество Христово в католическом и протестантском мире празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, тогда же, 25 декабря, оно празднуется и в православном мире, но до сих пор по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января. Для католиков и протестантов – это самый главный праздник в году. Для православных – большой, но не самый великий праздник. Его затмевает Пасха, ибо духовное возрождение важнее земного рождения. Древние христиане вообще называли днем рождения человека день его смерти, поэтому и праздник рождества Христова появился не сразу, а, можно сказать, под давлением внешних обстоятельств.

Древней церкви был неизвестен не только день, но и месяц рождения Иисуса Христа . Одной из причин появления праздника явилась борьба с еретиками – гностиками, которые придавали самое большое значение в жизни Спасителя его крещению, считая, что Дух Святой сошел на Иисуса в Иордане, а до того он был простым человеком, доступным греху.

Чтобы противопоставить гностическому празднику свой такой же, древняя церковь установила праздник Крещения и назвала его Богоявлением, тем самым внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя в этой ипостаси. По своему смыслу слово «богоявление» означало не только Крещение, но и рождество Христово, поэтому в этот день праздновалось то и другое.

В начале нашей эры в греческо-римском мире одновременно с распространением христианства происходило распространение языческой религии: культа солнца. Более того, в 70-х годах III века римский император Аврелиан сделал эту религию официальной для империи. Главным праздником религии солнца были дни зимнего солнцестояния – время, когда происходит переход от зимнего умирания к весеннему воскресению природы. В центре этого божественного чуда, победы света над тьмой, было солнце – источник света и жизни. Новый праздник назначили на конец сатурналий - древнеримского праздника который до тех самых пор еще не потерял своего значения и массово праздновался римлянами.

В 325 году, когда император Константин I делает христианство государственной религией, христиане составляли примерно десять процентов всего населения империи. Главным методом обращения в христианство остального населения стало использование самих языческих верований, очищенных и наполненных новым смыслом. По этой причине праздник рождества Христова отделили от праздника Крещения и перенесли на день рождения солнца (25 декабря) , «как рождение подлинного духовного солнца, вхождение в мир подлинного духовного света».

С тех пор в главном песнопении праздника сохранились слова: «рождество Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом познания. Ибо в нем служащие звездам были научены поклоняться Тебе, солнцу правды…». Таким образом, праздник рождества Христа был произвольно назначен на 25 декабря .

Символика рождества

В силу своего происхождения праздник рождества Христова несет в себе некоторые элементы символики праздника солнцестояния - символики циклического возрождения мира. Это же значение придают Пасхе, - другому важнейшему христианскому празднику, - пасхальное яйцо и кролик. Вспомним хотя бы сказку о Кащее Бессмертном, сюжет которой восходит к языческим верованиям индоевропейцев. Смерть Кащея (воплощение сил зла и хаоса) заключена в яйце, яйцо находится в утке, утка - в зайце (кролике), заяц - в сундуке, сундук - на дереве. Если разбить яйцо, то Кащей (старый мир) гибнет и рождается новый мир, новая вселенная.

История рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа напоминает ритуалы, связанные с символизмом ежегодного возрождения мира, где другие «спасители» -боги или полубоги - преуспели в своем назначении, были убиты и возрождены, а вместе с ними возродился и мир. Однако, при всей схожести христианства с циклическими религиями, где смерть и возрождение бога, будь то Озирис, Таммуз или Орфей, были вечно повторяющимся мифом, Христос родился, был распят, воскрес и вознесся по правую руку Бога Отца один раз и навсегда. Завершенность воскресения приводит к тому, что в христианских ритуалах, в том числе и праздника рождества Христова, празднуется уже совершенное, но одновременно и как духовное событие, происходящее именно сегодня и с самими верующими.

Люди и весь мир возродятся только один раз, когда во второй раз явится Спаситель и у каждого спросит по делам его.

Казалось бы, христианство дает человеку наивысшую свободу, которую он только может себе вообразить, - человек может все, даже влиять на вселенную. Только верь, и все сбудется по вере твоей, только не сомневайся в сердце своем. Однако достигнуть этого могут только избранные: святые, мученики и праведники, только их ждет восхождение на Небеса, в рай и общение с Богом, только они обретут вечное спасение. Путь этот не закрыт никому, но, по наблюдению М. Элиаде, у большинства современных людей, в том числе и у христиан, где-то глубоко внутри сидит мысль, «что жизнь нельзя исправить, а можно только создать заново». Поэтому многие из нас считают возможным начать новую, незапятнанную жизнь, новое, добродетельное существование с Нового года, рождества, дня рождения или, к примеру, с понедельника. В этом, несомненно, прослеживаются архетипические воззрения наших предков на возможность уничтожения времени, многократного периодического возрождения не только природы, но и человека.

Традиционный атрибут празднования рождества во многих странах мира - рождественская ёлка представляет собой хвойное дерево (ель, пихта, сосна) или искусственную его имитацию, украшенное гирляндами, специальными ёлочными игрушками и свечами или лампочками.

Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Каких-либо указаний на дерево как символ празднования рождества Христова в Новом Завете нет. Однако, согласно британской энциклопедии, "Использование вечнозеленых деревьев (венков и гирлянд из них) символизирующих вечную жизнь был в обычае древних египтян, китайцев и евреев. Также поклонение деревьям было распространено среди дохристианских языческих европейцев и этот обычая выжил и после обращения их в христианство.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени. До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге и Ревеле. Дерево было установлено на Ратушной площади, где члены гильдий танцевали вокруг него. Бременская хроника 1570 года сообщает, что небольшая елка была поставлена в благотворительных целях для сбора лакомств для детей и была украшена "яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами". Нередко в качестве первой рождественской ёлки предлагается та, которую Лютер установил у себя в доме на рождество.

Немецкая рождественская ель восходит к райскому дереву предрождественской мистерии — 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. Рождественское дерево по аналогии с Древом познания украшалось сначала яблоками, а потом просто красными шарами.

К началу 18-го века, обычай стал общим в городах верхнего Рейна, но еще не распространился на сельские районы. По нижнему Рейну, в связи с наличием римско-католического большинства, до 18 века елка считалась чуждым протестантским обычаем. В начале 19-го века, обычай стал популярным среди европейской знати и распространился на несколько королевских дворов, в том числе и российский императорский двор.

В России наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев впервые было приказано царским указом к 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века. Ель на Руси традиционно связывалась со смертью, погребальным обрядом, и о том, чтобы вносить её в дом, речи не шло. Единственными, кем был выслушан царский указ, стали владельцы кабаков, на протяжении XVIII века обозначавшие вход в заведения еловыми ветвями, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».


Сцены из семейной жизни императора Николая I.
Рождественская елка в Аничковом дворце.
Чернышев А.Ф.

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны, которая сама была немка, была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением. До начала 1840-х годов о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается, но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами».

В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками. Подарок всегда имел своего определённого дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале ХХ века.

В середине 1840-х годов ёлки переживают необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное.

Борьба с рождеством

В наши дни многих западных школах ученикам запрещают упоминать рождество и Санта-Клауса. И, конечно, никакой елки. Похожего принципа придерживаются многие муниципалитеты, не ставя на главных площадях ёлки по причинам "политкорректности". Оставив в стороне верность подобного отказа от своей национальной традиции, посмотрим в историю. Первый ли это подобный запрет в истории?


В 1902 году
незадолго до рождества газета The Sun сообщила, что президент Теодор Рузвельт и его семья встретят рождество в Белом доме, обменяются подарками, но не будут ставить рождественскую елку. Одни говорили, что это решение жены Рузвельта, которая стремилась к простоте и минимализму. Рождественские елки и раньше появлялись в Белом доме далеко не каждый год — например, президент Линкольн всегда обходился без елки, и никто не обращал на это особенного внимания.

Рождество в Белом Доме. Рузвельт смирился с ёлкой

Но крестовый поход Рузвельта против рождественской традиции оброс легендами благодаря сыновьям президента. Восьмилетний Арчи и пятилетний Квентин никак не могли смириться с тем, что елки не будет, и поэтому протащили ее в Белый дом тайком. После праздника, 26 декабря, удивленный Рузвельт написал своему приятелю такое письмо:
Вчера утром в четверть седьмого дети, уже одетые, начали стучаться в нашу дверь — у нас над камином висели рождественские чулки, набитые подарками. Мы с женой встали, разожгли камин, закрыли окно и открыли дверь — приготовились поздравлять детей. Но сначала нас самих ждал сюрприз — оказывается, Арчи подговорил плотника, который работает в Белом доме, и они протащили в здание крохотную елку, поставили ее в уборной и нарядили. Арчи повесил на ее ветки подарки для каждого из нас, даже для собаки, кота и пони, на котором Арчи катается.

Рузвельт, хоть и был тронут такой заботой, пригласил в Белый дом своего знакомого специалиста по природным ресурсам Гиффорда Пинчота, чтобы он, как эксперт, рассказал мальчикам, почему не стоит рубить деревья. Но тот неожиданно встал на сторону детей: он сказал, что периодически ели все-таки нужно срубать, чтобы другим доставалось больше света и они лучше росли. Правда, президента это не убедило. Через год The Sun сообщила, что на рождество дети Рузвельта поедут в гости к родственникам, которые наряжают у себя дома елку. А вот уже в 1906 году елку все-таки поставили. Кто переубедил президента — неизвестно, но 25 декабря, наутро после рождества, газета The Washington Herald вышла с заголовком «Дети наполнили Белый дом весельем», а в тексте пояснялось, что на этот раз в здании стоит большая елка.

В дореволюционной России рождество было одним из самых любимых праздников. Но во время Первой Мировой войны в стране началась массовая германофобия. Переименовали Петербург в Петроград, толпы сжигали заведения на вывесках которых стояли немецкие фамилии... В народной памяти еще осталось что елка это привозной, германский обычай и новогоднюю елку объявили «вражеской немецкой затеей» и стали запрещать в некоторых учреждениях.

«Петроградский училищный совет воспретил во всех церковных школах устраивать елки, т.к. обычай елок перенесен к нам от немцев », — писала в 1914 году газета «Московская копейка». Когда в 1915 году немецкие военнопленные в саратовском госпитале устроили новогодний праздник с традиционной елкой, в прессе это назвали «вопиющим фактом нарушения морали ».

В 1916 году против ёлки выступила и церковь: Священный синод вовсе запретил установку елок по всей стране. Правда, на этот запрет мало кто обратил внимание: даже солдаты, которые воевали против Германии, ставили елки на позициях. «Прием, который мы встретили у наших героев, не поддается передаче, — писала одна из артисток Мариинского театра после посещения фронта. — Нам пришлось также присутствовать и принимать участие на позиционной рождественской елке ».

После революции 1917 года , большевики вознамерились создать новый мир:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим – кто был ничем, тот станет всем».

Однако в первые годы Советской власти никакой войны с рождеством и ёлками не было и в помине. 31 декабря 1917 года во всех районах Петрограда были организованы «пролетарские ёлки» для детей рабочих. В 1919 году Ленин посетил ёлку в школе-интернате для детей в московском районе Сокольники. Заранее зная о готовящемся вечере, Владимир Ильич распорядился «отписать для школы яблок и конфет». 7 января 1924 года уже смертельно больной Ленин, безвыездно живущий в Горках, организовал ёлку для детей совхоза и санатория.

После смерти Ленина многое изменилось в руководстве страной. Ни Богу, ни старым праздникам места в новой России не было, поэтому началась активная кампания борьбы с ними. Руководили большевики, а непосредственными исполнителями стали комсомольцы. Обстановку борьбы с религией и праздником рождества Христова наглядно передают газеты и журналы того времени. Вот, к примеру, заголовки статей «Комсомольской правды» конца 20-х годов накануне «нового» и «старого» рождества: «Научной плеткой по религиозному дурману», «В поход на религию и пьяный, обжорный праздник», «Провести комсомольское рождество разумно, не в пьянке и обжорстве, а на гуляньях, вечерах и на спорте».

На тропу войны с религией и старыми праздниками встали пролетарские поэты. Демьян Бедный в апреле – мае 1924 года опубликовал в «Правде» «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где Иисус Христос представлен неполноценным от рождения человеком, к тому же наделенным многими пороками. Владимир Маяковский клеймил некоего Лебита за то, что «он, приведя резоны разные, по-христиански елку празднует» («Комсомольская правда», 1928, 22 дек.). Александр Введенский написал строки, ставшие популярными: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» («Чиж», 1931, № 12). Семен Кирсанов в стихотворении «рождество» («Комсомольская правда», 1928, 25 дек.) обратился к комсомольцам с призывом: «Праздновать рождество – значит праздновать рабство с невежеством!.. Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела – по зубам!»

Комсомольцы в Москве (сорок тысяч человек) и других городах «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в рождество – Макдональдов, священников, пьяниц, монахов, гадальщиц. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, ксендзов, пасторов, раввинов и читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, макеты церквей, ризы священников.

Особых нападок на Новый год не было, его терпели, но видели в нем что-то чуждое советскому режиму – «обывательское» и старались приспособить к своим нуждам. Пропагандировался опыт клубов по организации детских новогодних инсценировок, маскарадов и живых газет. «Комсомольская правда» приводила в пример, как культурно, «…необычно, на удивление всем, не танцуя, не хмелея, скромно шагнула в новый год замоскворецкая молодежь – смотрела в театре революции премьеру спектакля „Купите револьвер"» (1927, 4 янв.).

Ёлка — приманка для простачков. Карикатура 1930 года.

Начиная с декабря 1931 года активная антирелигиозная пропаганда почти прекратилась. Дело в том, что, в соответствии с декретом Совнаркома СССР от 24 сентября 1929 года, страна перешла на пятидневную рабочую неделю (четыре дня рабочих, пятый – выходной, причем не совпадающий для большинства рабочих и служащих), при которой праздникам, за исключением революционных, места не было. Считалось, что переход на пятидневку вызван необходимостью рациональной организации труда, однако (судя по тексту декрета, это тоже планировалось) такой режим работы способствовал еще большему отдалению верующих от церкви. Неясно, насколько была эффективна пятидневка в экономическом плане, но просуществовала она только несколько лет, а затем Советский Союз постепенно перешел на шестидневную рабочую неделю. Возможно, что пятидневка была по-своему хороша и задачи по преобразованию экономики страны выполнила, но оставалась задача воспитания нового советского человека. Добиться этого при разобщенности людей вне производственного процесса было трудно. Вместе с тем известно, что праздники являются очень эффективным способом сплочения коллектива, средством воздействия на человека и управления им. Поэтому реабилитация новогодней елки скорее всего явилась продуманной акцией.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.
Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Обратим внимание, что елка из рождественской превратилась в новогоднюю, а сама статья воспринимается как руководство к действию. Судя по развернувшейся кампании, все было согласовано заранее. В той же газете помещена заметка «Продажа елок на рынках Москвы», в которой буднично сообщается, что на некоторых рынках появились елки и их охотно раскупают жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии, дети и подростки. Далее сообщалось, что достать елки и игрушки к ним очень трудно, поскольку директора крупнейших рынков не разрешают их продавать, считая это нарушением каких-то никому не ведомых правил и «баловством».

В тот же день ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового 1936 года», фабрикам и заводам дается поручение подготовить детям подарки, а райлесхозам – заготовить елки. В следующем выпуске «Комсомольская правда» заранее осудила возможных противников новой кампании:
«Нет сомнения, что и сейчас найдется немало таких блюстителей „современности», которые сочтут детскую елку за буржуазный предрассудок и лишат детвору прекрасного удовольствия. Комсомольцы первые должны осудить этих „сухарей», уже немало навредивших делу воспитания здорового, веселого и жизнерадостного поколения».

Одновременно с устройством елок для детей власти стали поощрять коллективную встречу Нового года взрослыми. 31 декабря того же 1935 года «Комсомольская правда» опубликовала статью «Студенческий бал-маскарад«:
«Яркие ленты, плакаты, панно, карикатуры, маски, рисунки, вырезанные фигуры украшали коридоры, стены зала, колонны и каждый уголок институтского здания. Даже громкоговорители, непрерывно разносившие по институту звуки танцевальных мелодий, прятались под большими открытыми поющими масками…
В зале шум. Это на огромном коне въехал Дон-Кихот Ламанчский со своим верным слугой Санчо Пансой. Но вдруг конь упал, и из него стали вылезать Коломбины, Арлекины, и опять все закружилось, затанцевало и запело.
Уже 2 часа ночи. Но это мало кого волнует – „Счастливыe часов не наблюдают», эту надпись на всех часах держит Амур, или она написана на огненно-красном сердце, подвешенном к часам»…

Новый год мгновенно перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем. А что же с рождеством? Не то чтобы бороться с ним перестали – боролись, но не так шумно и крикливо, как раньше. И агитацию вели, и церкви закрывали… Так продолжалось вплоть до конца 80-х годов, а 7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отметила православное рождество Христово. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем этот праздник займет свое особое место в нашей жизни, и, видимо, он будет во многом отличаться от дореволюционного рождества: нарушилась преемственность традиции, изменились мы, к тому же привычная нам встреча Нового года разрушает нормальное течение рождественского поста, обязательного для верующих.

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают одним из "местных" гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что местечковый святой Николай стал широко известен и объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы (-;

Несмотря на сложившийся в мире образ чопорных леди и джентельменов, англичане тоже любят отдыхать и отмечать свои национальные праздники. Знакомство с культурой и историей страны Елизаветы II, а также понимание менталитета королевской нации невозможно без британских торжеств. Давайте рассмотрим основные из них. We are ready. Are you?

Изначально следует разделить официальные выходные дни Велкобритании и праздники. Не каждое празднество будет выходным днём, и не каждый выходной — праздником. В прочем, в России тоже есть ряд торжеств, которые мы с удовольствием отмечаем, хотя государство и не позволяет отдыхать от работы.

Государственные выходные дни в Британии называются Bank holidays , потому что ни банки, ни другие официальные органы в эти дни не работают:

Северная Ирландия имеет два дополнительных выходных в году: St. Patrick’s Day (17 марта) - День Святого Патрика и «Battle of the Boyne » Celebration (12 июля) - Годовщина знаменательной битвы при Бойне. Шотландцы отдыхают 2 дня в честь Нового Года (1-2 января) и имеют дополнительный выходной в честь Дня Святого Андрея (St. Andrew’s Day ) 30 ноября, который является их святым-покровителем.

Не менее знаменательными являются и другие праздники в Великобритании, которые, однако, требуют присутствия на рабочем месте:

ТАБЛИЦА ПРАЗДНИКОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
КОГДА НАЗВАНИЕ СТРАНА
КОРОЛЕВСТВА
25 января Ночь Бёрнса
Burns Night
Шотландия
14 февраля День Святого Валентина
St. Valentine’s Day
Всё государство
1 марта День Святого Давида
St. David’s Day
Уэльс
4е воскресенье
Великого поста
День Матери
Mother’s Day/Mothering Sunday
Всё государство
1 апреля День дурака
Fool’s Day/April Fools Day
Всё государство
1 апреля День дурака
Fool’s Day/April Fools Day
Всё государство
23 апреля День Святого Георгия
St. George’s Day
Англия
1 мая Белтан
Beltane/Beltain
Шотландия, Ирландия
1я, 2я или 3я
суббота Июня
День рождения Королевы
Queen"s Official Birthday
Всё государство
3е воскресенье июня День отца
Father’s Day
Всё государство
1-8 августа Айстедвод
Eisteddfod
Уэльс
1-25 августа Фестиваль «Фриндж» в Эдинбурге
Edinburgh Festival Fringe
Всё государство
Последние выходные августа Карнавал в Ноттинг Хилле
Notting Hill Carnival
Всё государство
31 октября Хэллоуин
Halloween
Всё государство
5 ноября Ночь костров
Bonfire’s Night
Всё государство
11 ноября День памяти
Remembrance Day
Всё государство
30 ноября День Святого Андрея
St. Andrew’s Day
Шотландия
25 декабря Рождество
Christmas or Xmas
Всё государство
26 декабря День подарков
Boxing Day
Всё государство

Подробнее о праздниках Англии

Такие праздники как Рождество, День Дурака или Хэллоуин в Великобритании получили распространение и в странах СНГ. Но давайте более подробно рассмотрим те английские праздники, которые не имеют аналогов на территории постсоветского пространства.

  • Ночь Бёрнса — годовщина шотландского поэта Роберта Бёрнса. Шотландская культура в этот день расцветает во всех красках: мужчины облачаются в традиционные клетчатые килты, слышны звуки волынки, а за праздничным столом можно попробовать национальное блюдо из бараньих потрохов с салом, луком и приправами, приготовленное в бараньем желудке - haggies .
  • День Рождения Королевы (монарха) — по документам королева Елизавета II родилась 21 апреля 1926 года, но с середины 18 века принято праздновать именины правителя отдельно от настоящей даты рождения. С начала 20 века этот день отмечают в июне, чтобы теплые летние часы, которые являются редкостью для Туманного Альбиона, не пропадали зря. Традиционно подобные праздники в Лондоне сопровождаются военным парадом, на котором обязательно присутствует королевская семья.

  • Белтэйн — праздник огня, света и начала лета. Второе название Белтэйна - Вальпургиева ночь. Принято разжигать костры и прыгать через них, проходя очищение. Те, у кого есть домашний скот, проводят его между разожжённых костров и животных.
  • Айстетвод и Фриндж — самые масштабные фестивали песен, танцев и других видов искусств в Европе. В эти дни в Эдинбург съезжаются представители самых разнообразных народностей, чтобы выступить на одной из многочисленных сцен под открытым небом.
  • Ночь Костров отмечают в честь не самого радужного события в истории Великобритании. В 1605 году в ночь на пятое ноября Гай Фокс (лидер Порохового заговора) пытался взорвать Лондонский Дом Парламента с целью уничтожения короля Якова I. Причиной разногласий стала религия, так как Яков I был протестантом, а члены Порохового заговора — католиками, которые желали видеть у власти только монарха-католика. К счастью, взрыв пороховых бочек в подвале удалось предотвратить, Гай Фокс был схвачен и казнён, а народ Великобритании после этого каждое 5 ноября устраивает масштабный запуск фейерверков и сжигает чучело, символизирующее Гая Фокса.

  • В День памяти в Великобритании чтят память солдат, погибших в Первой мировой войне. Символом праздника является красный мак, который продевают в петлицу пиджака. Лепестки мака распускаются на груди, символизируя собой ранения, полученные в бою. Джон Маккрей, канадский врач и поэт, воспел красоту этого цветка и его связь с военными действиями в стихотворении «На полях Фландрии». В этот день принято возлагать цветы к военным памятникам, а в 11 часов 11 ноября во многих странах Содружества принято выдерживать минуту молчания.

Рождество для британцев является более важным праздником, чем Новый Год. Празднуют его 25 ноября по католическим традициям, связанными с различием между грегорианским и церковным календарями. К этому дню тщательно готовятся: украшают дома, наряжают ёлку, подбирают подарки родным и близким. В костёлах принято проводить ночные службы, а также театральные постановки на религиозные темы.

День всех влюблённых или День святого Валентина уже прочно укоренился и в нашем сообществе. Традиционно в День Любви, 14 февраля, принято присылать открытки в форме сердец — валентинки, а также тайно признаваться в своих чувствах. Согласно легенде, св. Валентин был обычным священником и полевым врачом, который тайно венчал влюблённых в жестокие военные времена. Дело в том, что правительство считало, что одинокий мужчина будет лучше сражаться на поле боя, так как его сердце не будет тянуть домой к семье, любимой жене и детям. Поэтому военным было запрещено жениться. А святой Валентин, сочувствуя молодым людям, связывал их узами брака, за что был схвачен и заточён в темницу. Там он познакомился с дочерью надзирателя и влюбился в неё, но признаться в своих чувствах не мог. Когда подошло время казни, Валентин решился на признание и написал возлюбленной любовное письмо, которое она прочла уже после казни 14 февраля 269 года.

Хеллоуин изначально отмечали не ради сбора конфет и страшных костюмов. Исторически праздник основан на кельтском обряде Самайн и христианском Дне всех святых. Именно 31 октября, согласно поверьям, грань между нашим и потусторонним мирами становится особенно тонкой. Это позволяет существам из загробного мира проникать к нам и утаскивать за собой живых. Чтобы духи не тронули их, кельты надевали страшные маски и тушили свет в жилищах, привлекавший призраков. В наши дни, костюмированные вечеринки носят больше развлекательный характер, а дети «колядуют» по соседям, выпрашивая сладости со словами «trick or treat» (напасти или сласти). Если не угостить неугомонных карапузов сладким, они вполне могут напроказничать — закидать дом туалетной бумагой, спрятать садовых гномов или испачкать перила патокой.

Заключение

Некоторые из английских праздников очень похожи на наши. Например, Новый Год, Рождество или Пасха. Другие отдалённо напоминают наши торжества, но при этом основаны совершенно на других исторических событиях (сравните английскую Ночь Костров и нашу Масленицу). Есть у британцев и свои собственные традиции, не имеющие аналогов в нашей культуре.

Изучайте обряды и традиции Великобритании с помощью нашего сайта, а ещё лучше отправляйтесь в Англию и увидите всё своими глазами!

Happy upcoming holidays and celebrations!

Большая и дружная семья EnglishDom

Новый год – праздник, хорошо знакомый нам с самого раннего детства. Казалось бы, что нового можно узнать про него? Однако существует множество интересных фактов про Новый год, которые, возможно, смогут вас удивить.

  1. Первые документальные свидетельства о традиции наряжать елку относятся к началу XVII века. Как утверждают историки, первые наряженные в честь Рождества деревья появились в Эльзасе (тогда это была часть Германии, в настоящее время – Франция). Для срубленных елей, сосен и буков праздничными украшениями служили розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишура.
  1. Первый стеклянный елочный шар был сделан в Тюрингии (Саксония) в XVI веке. Промышленное массовое производство елочных игрушек началось только в середине XIX века также в Саксонии. Мастера-стеклодувы выдували игрушки из стекла, а их помощники вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.
  1. Светящейся электрической гирляндой из разноцветных лампочек впервые была украшена ель у американского Белого дома в 1895-м году.
  1. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси указом Петра I с 1700 года. До этого церковный Новый год отмечали 1 марта, а светский – 1 сентября.
  1. В 1903 году в рождественском выпуске детского журнала «Малютка» было опубликовано стихотворение Раисы Адамовны Кудашёвой «Ёлочка», а через 2 года композитор-любитель Леонид Карлович Бекман положил текст на музыку – так увидела свет всеми любимая песня «В лесу родилась ёлочка».
  1. С 1918 по 1935 годы елка, как символ Рождества, в России находилась под запретом: советская власть назвала Рождество Христово и все ритуалы, связанные с ним, буржуазными предрассудками и мракобесием. С 1935 года вместо Рождества по указу Сталина Рождество превратилось в Новый год, а Вифлеемская звезда – в красную пятиконечную звезду. Тогда же впервые появились Дед Мороз и Снегурочка.
  2. С 1949 года 1 января считается в нашей стране нерабочим днем.
  3. Российский Дед Мороз отмечает свой день рождения 18 ноября – именно в этот день на его вотчине, в Великом Устюге, наступает самая настоящая зима и ударяют морозы.
  1. В России у Деда Мороза существует сразу три официальные резиденции: в Великом Устюге (начиная с 1998 года), в Чунозерской усадьбе (с 1995-го) и в Архангельске (с конца 80-х годов). Кроме того, постоянным местом обитания Деда Мороза, по крайней мере, с середины ХХ века, считается Северный Полюс.
  1. Снегурочка празднует свой день рождения в ночь с 4 на 5 апреля, а ее родиной считается село Щелыково Костромской области: именно там в 1873 году Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». Наибольшую известность Снегурочка, как внучка Деда Мороза, получила в 50-е годы ХХ века, благодаря Кремлевским елкам, сценарии для которых писали Лев Кассиль и Сергей Михалков.
  1. В Древнем Риме Новый год встречали в марте: именно в это время начинались полевые работы. В 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
  1. Во Франции до 755 года началом года считали 25 декабря, потом его перенесли на 1-е марта. В XII веке начало года приурочили к Пасхе, а с 1564 года по указу короля Карла IX начало года было назначено на 1 января.
  2. В Англии Новый год долго отмечался 25 марта, в День Благовещенья, и только в 1752 году первым днем Нового Года признали 1 января. К тому времени в Шотландии Новый Год начинался 1 января уже более 150 лет.
  1. Эскимосы отмечают Новый год с приходом первого снега.
  1. На Кубе в Новый год всю посуду в доме наполняют водой, которую затем выплескивают на улицу в новогоднюю ночь, чтобы смыть все грехи. Новый год на Кубе называется Днем Королей.
  1. В Греции глава семьи в новогоднюю ночь на улице о стену дома разбивает плод граната. Удачу обещают разлетевшиеся в разные стороны зерна.
  1. Мусульманский Новый год – Навруз – отмечают в день весеннего равноденствия, 21 марта. Обычно на его празднование отводится 1-2 дня, а в Иране – не менее 5 дней.
  1. В Италии существует необычная традиция: выбрасывать из окон в новогоднюю ночь старые вещи. Это может быть как одежда и посуда, так и мебель. Считается, что чем больше старых вещей будет выброшено в новогоднюю ночь, тем больше богатства и удачи принесет Новый год.
  2. В Израиле Новый год отмечают дважды – 1 января, по-европейски, и еще раз – в сентябре.
  1. В Индии Новый год празднуют 1 января, а в Непале – 17-18 апреля.
  1. В Таиланде 1 января Новый год отмечается неофициально. «Официальное» празднование Нового Года проходит в апреле и сопровождается водными сражениями.
  1. В Эфиопии Новый год отмечают 11 сентября. Кроме того, в этой стране до сих пор принят старый Юлианский календарь.
  1. Под Новый год в Тибете все пекут пирожки и раздают их прохожим. Считается, что богатство в новом году напрямую зависит от количества розданных пирожков.
  1. В 1843 году в Лондоне была напечатана первая новогодняя открытка – так появилась традиция обмениваться поздравительными открытками на Новый год.
  2. Хотите поздравить своих друзей и близких с Новым годом по-японски? Скажите им «Akimashite Omedetto Gozaimasu».
  1. Традиция оставлять подарки под новогодней елкой в России появилась еще в 18 веке и сохранилась по сей день.
  1. 2019 год Свиньи в соответствии с китайским астрологическим календарём начнётся 5 февраля 2019 года в день второго новолуния после даты зимнего солнцестояния. Каждый год данное космическое событие выпадает на разные дни общепринятого летоисчисления, но всегда в неизменных границах между 21 января и 20 февраля, привычного нам и принятого в большинстве стран Григорианского календаря.
  1. В русских народных сказках Деда Мороза называют разными именами: Мороз Иванович, Мороз Красный Нос, Зимник, Дед Трескун.
  1. Один из древнейших русских обычаев – украшать елку сладостями: оригинальные игрушки-лакомства можно сделать своими руками.
  1. Пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу звание «Ветерана сказочного труда».