Учимся определять последовательность событий. Логические последовательности

Последовательность событий. Н.А.Бернштейн.

Цель: Определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.

Материал: Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.

Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту ("Волки", "Колодец", "Лодки" и др.), а также серии для взрослых ("Колесо", "Пьяница", "Охотник" и т. д.).

Есть несколько вариантов:

Вариант 1: Серия из 3-4 картинок, отражающих быт детей.

Вариант 2: Серия картинок с эмоционально – смысловым подтекстом. (Векслер, либо Бидструпа).

Инструкция: Начиная с 5ти лет применяя серии картинок 1ого варианта. Для детей начальных классов и старше – 2 ого варианта.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие, акцентируй внимание. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: "Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой на рисовано начало, сюда - вторую, третью..., а сюда последнюю",

После того как больной разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит больного рассказать по порядку о том, что получилось. Если больной разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Умение ставить эти вопросы зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Эти вопросы и ответы больного записываются в протокол, так же как и действия больного по исправлению раскладки картин. Если вопросами не удается довести больного до правильного понимания последовательности изображенных событий, экспериментатор просто показывает ему первую картинку и предлагает снова разложить. Это вторая попытка выполнить задание. Если она тоже безуспешна, тогда экспериментатор сам рассказывает и показывает больному последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз.

В случае, если больной лишь на третьей попытке правильно установил. Последовательность, полезно предложить ему другую серию той же методики, чтобы выяснить, возможен ли "перенос" с трудом усвоенного способа рассуждений.

Обработка результатов:

Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.

В случаях, когда при неправильном составлении последовательности рисунка, испытуемый сочинил логическую версию рассказа, считается что задание выполнено, верно.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать наводящие вопросы. Если не хватает ребенку словарного запаса для объяснения, а заданий для описания, то задаются вопросы, которые фиксируются в протоколе. В этом случае задание выполнено на среднем уровне.

Если не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение задания неудовлетворительно.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

    Не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа

    По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ.

    Составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (но за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет последовательность и соответствующий рассказ).

    Каждая картинка описывается отдельно, сама по себе.

    На каждом рисунке просто перечислены отдельные предметы.

Если 4-5 вариант, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей.

В последнее время для установления последовательности и смысла событий используются серии, составленные из карикатур ("Дома и на работе", "Прошел год", "Кто работал и кто устал", "Обман зрения" и т. д.). Преимущество этих серий в том, что они труднее для понимания и пригодны для исследования более интеллектуально развитых и сохранных больных. В то же время центр тяжести задания при использовании этих серий как бы переносится с установления строгой последовательности этапов события (иногда эту последовательность точно устанавливать и не нужно) на понимание юмора, т. е. смысла карикатур в целом.

Серии последовательности событий по карикатурам используются с некоторой модификацией порядка проведения опытов. Больному раньше предлагают самому установить последовательность событий, а за тем, если он не может этого выполнить, предлагают карточку с названием серии. Название составляется обычно так, что оно как бы "проливает свет" на смысл всей серии.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии логики у детей. Чем раньше мы научим ребенка думать просто так, ради удовольствия, тем раньше у него сформируются интеллект. Лучше всего обучать ребенка в форме игры, чтобы ему было интересно и увлекательно и он даже не понимал бы, что его сейчас чему-то учат. Играя, ребенок будет с удовльствием выполнять все предложенные ему задания.

Начинать можно с простого рассказа ребенку о том, что происходит вокруг него. Вот вы гуляете с малышом, он сидит в коляске, а вы рассказывате ему об окружающих его предметах и явлениях. «Смотри, малыш, вокруг столько снега было, а сейчас он начинает таять. А знаешь почему? Весна пришла. На деревьях скоро появятся почки и листики, все вокруг станет зеленым и красивым! А вон и птичка прилетела, она тоже чувствует весну» или «Доброе утро, малыш! Ты проснулся. Давай мы с тобой умоем наше личико, оденемся и пойдем кушать вкусную кашку. Смотри, вот она уже сварилась. Сейчас она мягкая и вкусная, а была только что жесткая и кушать ее было сложно».

И не важно, говорит ваш ребенок уже или нет. Главное, что вы рассказываете и обращаете его внимание на все, что происходит вокруг. Вы объясняете ему последовательность своих действий и зачем вы это делаете.

Казалось бы, что это настолько элементарно, но все что вы говорите мозг ребенка должен еще усвоить и понять и прежде, чем он уловит суть происходящего вы можете повторить все по 100 раз. И чем больше вы будете рассказывать ему, тем больше пищи для размышлений у него будет.

А вот когда он дорастет до возраста «почемучки», вопросы он уже будет задавать сам. И чем больше основы для размышлений вы заложили в него своими рассказами, тем больше и интересней он задаст вам вопросов.

Но можно ли ограничиться одними разговорами? Теоретически можно (до определенного возраста). Но так как наши малыши великие эксперементаторы и исследователи, то им интересно все изучать на практике.

Давайте обеспечим им эту самую практику. Например, вы можете взять яблоко и посмотреть, какое оно большое и красивое, поговорить о его цвете и форме, потрогать его, понюхать.

А потом откусите кусочек (сами или это может сделать малыш, если он уже готов кушать самостоятельно) и посмотрите, что произошло. Форма изменилась, яблока стало меньше. Потом вы снова кусаете и яблоко уменьшается на глазах и так происходит, пока от него не остается один огрызок. Только что вы показали малышу некую логическую последовательность действий. Такие последовательности встречают нас на кажом шагу. Сначала ребенок их запоминает, а потом уже может объяснить и рассказать сам.

Чтобы не кушать яблоко каждый раз, чтобы это закрепить, можно сделать вспомогательный материал. Карточки, на которых вы эти последовательности и отразите и вашему ребенку во время игры останется только вспомнить или догадаться о том, что и зачем должно происходить.
С каждым разом вы можете усложнять задания. Но не давайте такие вещи просто ради задания, вплетайте их в игру. Предложите малышу найти клад, стать главным героем любимой сказки и т.д.

Кстати сказки — это универсальный пример неких логических последовательностей. Вы уже давно читаете сказку с вашим малышом, он помнит ее практически наизусть. Предложите ему выложить последовательность событий, описанных в ней, с помощью иллюстраций. Начинайте с простейших.

Колобок. Пусть он найдет картинку с чего все начиналось, кто встретился колобку сначала, кто потом, чем все закончилось. А если он еще и рассказывать будет при этом, то вы и развитием речи активно позанимаетесь. А чтобы вам было с чего начинать, я предлагаю вам скачать примеры логических последовательностей и сюжетных линий разных сказок. Их нужно только распечатать и начать играть!

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.


Перед вами материал для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста «Что сначала, что потом?». Выполняя задания, малыши научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь.
Материал состоит из 12 карт, которые нужно разрезать на маленькие карточки по пунктирным линиям. Для того, чтобы карточки не перепутались между собой, сюжеты объединены контурами одного цвета.


Занимательная игра в виде ярких картинок-лабиринтов, путешествуя по которым сначала пальчиком, а потом взглядом малыш разовьет зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое и пространственное мышление.


Развивающие задания предназначены для детей с пяти лет. Они помогут вам развить логическое мышление ребенка, что очень важно при поступлении в школу.
На карточках даны 16 групп предметов: домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, растения, продукты питания, игрушки, посуда, инструменты, мебель, письменные принадлежности, транспортные средства. Выполняя задания по карточкам, ваш ребенок лучше подготовится к школе.
Перед работой разрежьте карточки по пунктирным линиям.
Задания:
1. Назови одним словом.
Выкладываем перед ребенком карточки по одной теме (например, «Посуда»). Просим назвать все предметы одним словом. Если сразу не получается, подскажите (корова это животное, коза - ?)
2. Объединяем разные предметы (свободная классификация).
Перемешиваем карточки разной тематики (5-10 штук). Предлагаем ребенку отобрать несколько карточек и назвать предметы, изображенные на них, одним словом. Например, выложены такие карточки: морковь, груша, мороженое, молоток, линейка, вертолет. Можно составить следующие группы: молоток, линейка инструмент; морковь, груша, мороженое продукты.
3. Сходства и различия.
Берем 2 карточки (сначала из 1 группы, потом можно из разных). Например: конь и корова, собака и заяц, лиса и петух. Задача: найти, что объединяет этих животных. Найти, чем они отличаются.
4. Найди и назови.
Перемешиваем карточки. Просим ребенка:
1. Найти карточки по какой-либо теме.
2. Подобрать 3-6 карточек и назвать то, что изображено на них, одним словом.
5. Распредели по группам.
Карточки перемешиваем (сначала карточки 2-3 групп, потом больше). Предлагаем ребенку распределить их по группам.


Наши развивающие задания предназначены для детей с пяти лет. Они помогут вам развить логическое мышление ребенка, что очень важно при поступлении в школу.
Занимайтесь с ребенком регулярно, по 15-20 минут в день, не допуская переутомления. Обязательно хвалите будущего школьника за усердие и старание.
На карточках даны 16 групп предметов: домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, растения, продукты питания, игрушки, посуда, инструменты, мебель, письменные принадлежности, транспортные средства. Выполняя задания по карточкам, ваш ребенок лучше подготовится к школе. Перед работой разрежьте карточки по пунктирным линиям.


Учиться определять время для маленьких детей обычно интересно.
Однако, соотносить время на циферблате и электронных часах может оказаться для многих детей непростой задачей.
Научиться решать ее помогут эти пособия - просто распечатайте листы,
вырежьте нижние показатели времени и помогите ребенку соотнести их с циферблатами.


Эти карточки помогут выучить с ребенком буквы в процессе игры. Посмотрите на картинки внизу.
Перед началом игры их нужно распечатать на плотной бумаге. Верхнюю часть с буквами отрезать и разрезать по полоскам сами буквы. Получится большой набор букв из которых нужно будет составлять слова и еще один набор с картинками.
Для начала даете ребенку одну большую карточку. Например, с буквами А и Б. Показываете букву А. Ребенок раскрашивает эту букву в большом квадратике. Затем вписывает ее в маленькие квадратики возле картинок. При этом проговаривайте с ним слова, выделяя голосом букву А: "АААА-ист".
Соберите это слово из карточек с буквами. Это должно выглядеть так: Первая карточка с буквой А и еще 3 карточки, повернутые чистой стороной вверх.
Объясните ребенку, что слово АИСТ состоит из 4 звуков, и первый звук А обозначается буквой А.
Выучив букву А, переходите к следующей.


Автор: Пономаренко А.С.
Скачайте и распечатайте бланк задания. Разрежьте его ножницами по пунктирным линиям. Попросите ребенка разложить картинки в несколько наборов, так, как ему подсказывает логика. После этого ребенок для каждого набора должен определить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Но не спешите поправлять малыша, если, по-вашему мнению, он разложил картинки не так, как надо. Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется вам вполне убедительной. Вас должно насторожить, если: 1. ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; 2. ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял "главных" событий, или в рассказе было много повторов; 3. ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения; 4. значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера.


Набор состоит из 48 карточек, которые составляют 24 картинки. Правильно выбрав по 2 карточки, можно составить картинки со словами, разделенными на 2 слога. Дайте ребенку сначала 3-5 картинок (6-10 карточек), постепенно добавляя другие. Собрав картинку, ребенок увидит, как выглядит соответствующее слово. Пусть ребенок произнесет его, а потом расскажет, что еще нарисовано на картинке.

Речь пойдет о последовательности.

Знакомство с этим математическим навыком, который развивает логическое мышление, произойдет увлекательно, если подойти к развивающим занятиям с игрой и творчеством. Расскажем несколько способов, которые помогут ребенку понять последовательности (закономерности).

Знакомство с закономерностями. Для развивающего игрового занятия потребуется:

  • Вариант-1. Игрушки. Игрушки в этом развивающем задании должны иметь разные признаки. Например, твердые игрушки и мягкие, маленькие и большие, животные и машинки.

Соберите последовательность (закономерность): животное — машинка — животное — машинка — …; твердая игрушка (пластиковая) — мягкая — твердая — мягкая и так далее. Лучше всего это делать перед ребенком таким образом, чтобы он видел.

В развивающих занятиях с малышами обязательно должен быть игровой подход. Придумайте историю о том, как животные, например, выстроились в очередь за хвостами. Помните русскую народную сказку «Хвосты» . Вот и в нашем занятии животные выстроились в особом порядке, объясняем и показываем, что это за «особый» такой порядок.

  • Вариант-2. Ритмика. Отстукиваем ритм, используем ладоши, ложки, палки, долото, погремушки и так далее.

Например, сначала хлопаем в ладоши, а потом шлепаем ими по полу или постукиваем ритмично палочками: ТУК — тук-тук — ТУК. Один хлопок в ладоши, один хлопок по коленочкам или чередуем один хлопок в ладоши, затем два быстрых хлопка.

  • Вариант-3. Счетный материал. Для развивающего занятия используем счетный материал двух видов. Например, пуговицы и бобы, если брать геометрические фигуры, то пусть будет круг и треугольник, шпажки и камушки и так далее.

Теперь перед ребенком собираем последовательность (закономерность): пуговица — монетка — пуговица — монетка — …; круг — треугольник — круг — треугольник и так далее.

  • Вариант-4. Творческий. Для этого развивающего занятия возьмем: краски и ватную палочку, можно взять штампики двух видов. Еще потребуется чистый лист бумаги

Воспроизводим перед ребенком последовательность. Ставим на лист бумаги красочные отпечатки с помощью ватных палочек. Например, один отпечаток будет красным, а другой зеленый, выглядеть будет так: красный — зеленый — красный зеленый — … .

  • Вариант-5. Рисуем последовательности в виде простых рисунков. Берем лист бумаги, фломастеры и создаем последовательность из простых рисунков.

Рисовать можно заранее, а можно сразу перед ребенком. На фото варианты простейших примеров, которые Влад осваивал в 2,4 года.

  • Вариант-6. Фонематический. Произносим слоги, буквы, различные звуки с определённым тактом и последовательностью

Например, озвучиваем слоги «БА-БУ-БА», «СЕ-СЕ-СУ» или «ням-ням-бум». В этом случае ребенок должен продолжить слоговую цепочку, соблюдая последовательность «БА-БУ-БА-БА-БУ-БА-БА-БУ-БА»

Закрепление понятия «последовательность»

Закрепляем с помощью повторений, то есть раз от разу возвращаемся к таким развивающим игровым занятиям. Выстраиваем последовательности в ролевых играх, на улице с помощью природных материалов, на кухне из столовых приборов. Словом, руководствуемся пословицей: «Повторение — мать учения». Посмотрите последовательности, которые мы создавали на улице .

Следующий этап в закреплении последовательностей, это усложнение задания. Добавьте в последовательность ещё элементы. Например, цепочка может выглядеть так: два домашних животных, одно дикое.

В 3,5 года Влад самостоятельно собирал последовательность два к одному, два к трем. На фото последовательная цепочка из животных: два домашних животных — одно дикое.

Пример, последовательной цепочки с помощью ватных палочек: два красных отпечатков — один зеленый — два красных — … .

Усложненные варианты последовательности для малышей:

  • два к одному,
  • три — два,
  • один — два — три,
  • два-три-два

Развитие детей с помощью задач на поиск последовательностей (закономерностей):

  • Формируется творческая деятельность, которая позволяет влиять на развитие умственных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования

Влад: 2,4 — 3,5 года

Развивающие задания на изучение и закрепление последовательности