День машиностроения: значение, история, празднование. Международный день машиностроителя

В последнее воскресенье сентября мы празднуем день, к которому прямо или косвенно относится огромное количество людей. День машиностроителя имеет большое значение для всех нас. Появление и распространение машин самых разных видов дало нам много дополнительных возможностей. Транспорт, электроника, эффективное сельское хозяйство - всего этого могло и не быть, если бы данной сфере уделялось меньше внимания. В современном мире область машиностроения включает огромное количество людей: от инженеров, которые создают проекты, до простых рабочих, закручивающих гайки.

История праздника

Машиностроение - это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности, ее промышленный и интеллектуальный потенциал. Это событие закреплено в официальных государственных источниках. Первое такое упоминание датируется 1988 годом.

С тех пор ничего не поменялось, а после распада Советского Союза это торжество сохранилось еще и в Беларуси. Широкое распространение получила практика, когда в наших странах только собирают определенные машины, а сама же марка основана в другом государстве. Тогда праздник частично приобретает формат международного - это справедливо, если на заводе придают большое значение торжеству и отмечают его масштабно.

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник, который ведет свою историю еще с советских времен, отмечают машиностроители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

В советские времена самой почетной и важной была профессия строителя. В августе 1955 года Правительство приняло «Постановление о снижении стоимости строительства». Этот указ должен был улучшить качество строительных работ, а также увеличить число жилых объектов. 6 сентября 1995 года появился праздник , об этом известил всех жителей страны Указ Президиума СССР. Через год, 12 августа, Правительство вручало отличившимся строителям награды и памятные подарки.

Но не менее важна смежная отрасль - машиностроение. Она является главной частью всей промышленности. Каждая минута человеческой жизни хоть немного, но связана с машинами. Метро, автомобили, самолеты – всеми этими благами цивилизации человек пользуется постоянно. Количество марок автомобилей быстро увеличивается. И это происходит лишь благодаря работникам, связанным с машиностроительной промышленностью. В 1980 году был издан указ Президиумом Верховного Совета СССР, в котором были определены значимые праздничные даты. Именно в этот год был впервые отпразднован День машиностроителя.

Для работников машиностроительной области профессиональный праздник имеет огромное значение. Четко фиксированной даты он не имеет. Однако его всегда отмечают в конце сентября. В честь работников, подаривших стране большое количество техники, организуются праздничные мероприятия, концерты и гулянья, чествование ветеранов. Профессиональный праздник отмечают также инженеры и рабочие, причастные к производству орудий труда для сельскохозяйственного комплекса, созданию моделей транспортных средств, предметов оборонной промышленности.

Многие люди недооценивают важность такой профессии, как инженер машиностроения. Однако, чтобы, к примеру, сделать булку хлеба, понадобится большое количество машин: комбайн, сеялка, автотранспорт и прочее. Станки, бытовая техника, космические корабли и авиатранспорт – все эти приспособления – дело рук инженеров и работников завода.

Когда День машиностроителя в 2016 году будет отмечаться, в каждом городе пройдут праздничные гуляния и митинги, а строители-ветераны могут встретиться со старыми товарищами.

По уровню развития машиностроительной отрасли первое место занимает США, затем Япония и Германия. Россия занимает почетное восьмое место. Однако, это лишь доказывает, что российским инженерам есть куда стремиться, чтобы покорить «вершину» и добиться признания от ведущих лидеров машиностроения.

День машиностроителя в 2016 году пришелся на 25 сентября. В связи с тем, что это выходной день, праздник по указу Президиума не признан официальным выходным. Но не беда. День машиностроителя 2016 в России будет широко отмечаться, а также в Беларуси и Кургызстане. Там также считают своим долгом отблагодарить инженеров за их многолетний труд.

День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса).

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций , а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.

Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности . Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).

Согласно оценке экспертов рейтингового агентства РИА Рейтинг, с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада . Согласно оценке, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году, но тогда он был значительно сильнее — на 31,2%.

Основной причиной спада эксперты называют сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин.

По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.

Из двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства отмечен в четырех, тогда как в 2015 году рост производства был зафиксирован только в двух подотраслях. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.

Также положительная динамика производства в 2016 году зафиксирована в таких подотраслях как "производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки" и "производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов". В обоих случаях главной причиной роста стал фактор импортозамещения.

Положительная динамика по итогам года была отмечена также в российском автомобилестроении. При этом впервые за несколько лет вырос выпуск грузовых автомобилей и автобусов. Производство легковых автомобилей сократилось на 7,6%, однако в четвертом квартале рост выпуска этой продукции составил 22,5%, что предполагает неплохие перспективы на 2017 год. Как и в случае с сельскохозяйственным машиностроением, немалую роль в улучшении динамики в автомобилестроении оказали меры господдержки.

В остальных восьми подотраслях в 2016 году производство снизилось. При этом в двух из них темп спада превысил 10% — в производстве станков и в производстве прочих машин и оборудования специального назначения. Минимальный спад зафиксирован в производстве электрических машин и электрооборудования — всего на 0,7%.

Эксперты РИА Рейтинг полагают, что тенденция улучшения динамики производства в машиностроении в дальнейшем сохранится, и по итогам 2017 года будет зафиксирован рост. Основными факторами роста в отрасли в 2017 году , как и годом ранее, станут меры господдержки, а кроме того ожидается постепенное восстановление инвестиционного и потребительского спроса, а также улучшение динамики экспорта российской машиностроительной продукции.

Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" , которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День машиностроителя отмечается в последнее воскресенье сентября в России, Беларуси и Кыргызстане. Дата праздника в 2019 году - 29 сентября. Событие справляют сотрудники предприятий машиностроения: инженеры, проектировщики, рабочие.

Машиностроение - основа экономики страны. Специалистам отрасли посвящен профессиональный праздник.

Традиции праздника

Лучшим работникам предприятий машиностроения руководство вручает почетные грамоты, дипломы, ценные подарки, за выдающиеся достижения присваивает звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

В учреждениях культуры проводятся выставки фотографий, макетов изделий. На телевидении и радиостанциях транслируются тематические передачи. На площадях городов устраиваются праздничные концерты.

История праздника

Событие закреплено на официальном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции № 9724-XI от 1 ноября 1988 года. День машиностроителя стал данью уважения сотрудникам, которые создают машины, оборудование, предметы потребления.

О профессии машиностроителя

Путь в профессию начинается после выпуска из средне-специального или высшего учебного заведения. Специалисты заняты в металлургической, нефтегазовой, химической, строительной сферах. Благодаря их труду создаются электронные приборы, оборудование для сельского хозяйства, пищевой, автомобильной, легкой промышленности.

Профессия машиностроителя относится к категории вредных для здоровья и жизненно опасных. Работникам полагается социальная защита в виде посещения санаторно-курортных учреждений, повышенная пенсия, пропорционально стажу.

Поздравления

    С Днем машиностроителя вас!
    Пусть заметят ваш труд и оценят.
    Желаю вдохновения запас
    И безупречных творений.

    Пусть в работе и в жизни везет,
    Интересным пусть день каждый будет.
    Пусть вас творчества манит полет,
    И пусть будни ваш пыл не остудят!

    С Днем машиностроителя тебя поздравляю!
    Успехов в карьере от всей души тебе желаю.
    Желаю, чтобы на работе было все спокойно,
    Все механизмы работали всегда бесперебойно.
    Чтоб был во всех делах твоих порядок,
    А дома царили радость, уют и достаток.

День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года


История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

  • автомобилестроение;
  • производство тракторов;
  • производство станков;
  • робототехника;
  • производство оборудования для легкой промышленности;
  • производство инструмента;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство бытовых машин и приборов.

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.