Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде детей. Гигиенические требования к одежде ребенка

Санитарные правила и нормы 2.4.7.16-4-2006 «Гигиенические требования безопасности К детской одеждЕ и обуви»

Настоящие санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к одежде и обуви для детей в возрасте до 18 лет, направленные на обеспечение детского населения одеждой и обувью, безопасной для здоровья.

Основные термины и их определения

Дети – физические лица от рождения до достижения 18 лет.

Одежда, обувь – изделия или совокупность изделий, надеваемое(ых) человеком, несущие утилитарные и эстетические функции.

Химические волокна – искусственные и синтетические:

Изделия, контактирующие с кожей – изделия, контактирующие с кожей ребенка на большой поверхности тела (белье, блузки, сорочки, платья, брюки, чулочно-носочные изделия и т.п.).

Изделия, не контактирующие с кожей – изделия, которые имеют минимальный контакт с кожей ребенка (пальто, плащи и т.п.).

Допустимые количества миграции (далее - ДКМ), предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) – гигиенические нормативы, определяющие предельные уровни выделения химических веществ, элементов из изделий в модельные среды, не оказывающие неблагоприятного влияния на организм человека.

Местно-раздражающие свойства изделий – способность вытяжек из изделий в условиях однократного или повторного воздействия оказывать раздражающее действие на кожные покровы или слизистые.

Кожно-резорбтивные свойства изделий – способность вытяжек из изделий при однократном или повторном воздействии проникать через неповрежденные кожные покровы и вызывать интоксикацию организма.

Изделия эпизодического использования (кратковременной носки)изделия, используемые в особых случаях, не предназначенные для ежедневной длительной носки:нарядные одежда (платья, костюмы, колготки и т.п.) и обувь,карнавальные костюмы и т.п.

Одежда для новорожденных изделия или совокупность изделий, предназначенные для детей в возрасте до 28 дней.

Одежда для детей до 1 года – изделия или совокупность изделий следующих размерных групп: обхват груди 44-48 см, рост – 62-80 см.

Одежда для учащихся общеобразовательных учреждений– изделия или совокупность изделий, выполненные в деловом стиле и рекомендованные Министерством образования в качестве повседневной специальной одежды для учащихся общеобразовательных учреждений.

гигиеническая классификация

детской одежды и обуви

Гигиенические требования к детской одежде и обуви предусматривают возрастную принадлежность изделий:

Одежда: для новорожденных, для детей в возрасте до 3 лет (ясельная группа), для детей от 3 до 7 лет (дошкольная группа), от 7 до 15 лет (школьная группа), от15 до 18 лет (подростковая группа).

Обувь: пинетки (для детей до 1 года); ясельная, малодетская, дошкольная, для школьников-девочек, девичья, для школьников-мальчиков, мальчиковая.

Гигиеническая безопасность детской одежды определяется ее предназначением, составом сырья изделия, возрастом ребенка, площадью контакта с кожей ребенка (слоем одежды). Детская одежда распределена на классы по степени риска для здоровья:

одежда, контактирующая с кожей ребенка :

1 класс -

одежда для новорожденных, пеленки, постельное белье, белье для детей ясельного возраста;

2 класс -

белье для детей дошкольного, школьного возраста, спортивное белье;

3 класс -

чулочно-носочные изделия для ясельной, дошкольной, школьной групп;

4 класс -

изделия бельевые и чулочно-носочные для подростковой группы; изделия купальные;

5 класс -

изделия платьево-блузочного и сорочечного ассортимента швейные;

6 класс -

изделия верхние трикотажные (жакеты, свитеры, джемперы, платья, юбки, брюки, рейтузы и легинсы и т.п.) и изделия спортивные;

7 класс -

головные уборы, шарфы, перчаточные изделия;

одежда, не контактирующая с кожей ребенка :

8 класс -

изделия костюмного ассортимента швейные (костюмы, пиджаки, брюки, сарафаны, юбки, жилеты); конверты и одеяла детские

9 класс -

изделия пальтового ассортимента (пальто, плащи, куртки, комбинезоны).

Гигиеническая безопасность детской обуви определяется ее предназначением, возрастом ребенка и используемыми материалами (обувь из натуральной кожи, искусственной и синтетической кожи, текстиля, резинотекстиля, комбинированная и валенная).

Гигиенические требования безопасности

Детская одежда, обувь и материалы для их изготовления, в том числе отделочные и вспомогательные (далее – материалы), должны быть безопасны для здоровья ребенка.

Гигиеническая безопасность детской одежды и обуви оценивается комплексом гигиенических показателей (органолептические показатели – интенсивность запаха, физико-химические и физико-гигиенические показатели – воздухопроницаемость, гигроскопичность, напряженность электростатического поля. Исследования по показателям гигиенической безопасности детской одежды и обуви проводятся лабораториями учреждений государственного санитарного надзора и другими, аккредитованными в установленном порядке.

Детская одежда (материалы) не должны вызывать нарушений терморегуляторных функций и связанных с ними изменений теплового состояния организма, что обеспечивается показателями воздухопроницаемости и гигроскопичности.

Вложение различных видов химических волокон в материалы детской одежды должно обеспечивать выполнение физико-гигиенических показателей (воздухопроницаемость, гигроскопичность, уровень напряженности электростатического поля), установленных данными санитарными правилами.

Для всех классов детской одежды не ограничивается использование натуральных волокон, вискозы или их сочетаний .

При использовании в материале сочетания различных видов волокон – натуральное, искусственное (ацетат), синтетическое, вложение (массовая доля) каждого вида химического волокна должно быть в пределах указанного для него значения согласно гигиенических требований.

В изделиях для детей дошкольного, школьного возраста бельевого ассортимента (2 класс), чулочно-носочных (3 класс) вложение полиуретановых волокон (эластана, спандекса и др.) должно быть не более 3% .

В изделиях для детей подросткового возраста бельевого ассортимента (4 класс), в верхних трикотажных изделиях (6 класс) допускается вложение полиуретановых волокон не более 5%, в чулочно-носочных (4 класс) для детей подросткового возраста – не более 12% .

В подкладочные материалы для изделий пальтового ассортимента (9 класс) допускается вложение 100% синтетических волокон.

Для изделий, предназначенных для эпизодического использования, допускается вложение синтетических волокон до 100% (нарядная одежда, корнавальные костюмы и т.д.).

Детская одежда, обувь и материалы, используемые для их изготовления, не должны оказывать на организм местно-раздражающего и кожно-резорбтивного действия.

Материалы, используемые для изготовления одежды для новорожденных, не должны обладать ирритативным действием (вызывать раздражение слизистой оболочки).

Отдельные гигиенические требования к детской одежде.

Изделия для новорожденных должны изготавливаться из натуральных материалов.

Для детей до 3 лет бельевые изделия должны изготавливаться из натуральных материалов .

Текстильные материалы и изделия бельевой группы, предназначенные для детей до 1 года, не должны быть обработаны аппретами, содержащими ионы хлора, соединения азотсодержащих и фенолформальдегидных смол. Использование аппретов и пропиток в материалах бельевого ассортимента должно согласовываться с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

На маркировочных ярлыках готовых изделий бельевой группы, чулочно-носочных изделиях, предназначенных для детей до 1 года, следует предусматривать надпись: «Предварительная стирка обязательна».

Гигиенические требования к верхней одежде: з имняя одежда должна выполнять теплозащитные функции.

Гигиенические требования к повседневной специальной одежде для учащихся общеобразовательных учреждений (далее – школьная форма):

Школьная форма и текстильные материалы для ее изготовления по показателям гигроскопичности и воздухопроницаемости должны соответствовать оптимальным гигиеническим нормативам.

Допустимые вложения синтетических волокон и нитей в текстильные материалы школьной формы всех возрастных групп не должны превышать 30-35% в изделиях блузочного и сорочечного ассортимента и 55% – в костюмного, платьевого ассортимента. Подкладка должна быть выполнена из натуральных и (или) искусственных волокон (вискоза).

Школьная форма должна иметь удобный крой, исключающий сдавливание поверхности тела и обеспечивающий свободу движений, обеспечивать тепловой комфорт организма с учетом сезона года.

Отдельные гигиенические требования к обуви:

Вкладная стелька и подкладка обуви ясельной и малодетской групп должны быть из натуральных материалов (подкладочная кожа, натуральные ткани и трикотаж и др.); допускается использование подкладочных тканей и трикотажа с вложением химических волокон не более 20%.

В обуви для детей ясельного возраста допускается использование для верха обуви летнего и осеннее-весеннего ассортимента искусственных и синтетических материалов при условии применения внутренней подкладки из натуральной кожи.

Обувь всех видов должна соответствовать размеру по длине стопы.

Носочная часть обуви ясельной, малодетской групп должна быть шире пучковой и соответствовать уровню плюснефалангового сустава.

Детская обувь должна иметь низкийкаблук.Высота каблука обуви для ясельной, малодетской и дошкольной групп для повседневной носки должна быть 5-10 мм, школьной группы – до 20-25 мм, для девичьей допускается средний каблук высотой до 40-45 мм.

В детской обуви пяточная часть должна обхватывать пятку и быть устойчивой. В летней обуви допускается открытая пяточная часть при условии ее фиксации, обеспечении устойчивости стопы при ходьбе и удобном закреплении обуви на ноге.

В целях безопасности в детской верхней одежде и обуви целесообразно использование сигнальных и (или) световозвращающих элементов в виде отделки, эмблем и т.п., позволяющих повысить видимость и определить местонахождение ребенка.

Организация производства и РеАЛИЗАЦИИ

детской одежды и обуви

Гигиеническая экспертиза ввозимой и производимой детской одежды и обуви на соответствие гигиеническим требованиям безопасности проводится при проведении государственной гигиенической регистрации в установленном порядке.

Работники, связанные с изготовлением детской одежды и обуви, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в объеме, предусмотренном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» от 08 августа 2000 г. №33.

Работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

Продавцы детской одежды и обуви должны иметь данные о состоянии здоровья в объеме, предусмотренном действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение детской одежды и обуви должны соответствовать требованиям нормативной документации.

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла и не препятствовать теплоотдаче в соответствующее время года. Лучше сохраняют тепло ткани, состоящие из большого числа волокон и пор, между которыми находится воздух. Для обеспечения теплоотдачи нужна воздухопроницаемая ткань. Ткани для нижнего белья должны хорошо впитывать пот и газы.

Этим гигиеническим требованиям лучше всего соответствуют шерстяные и хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель), а также вискоза.

Гигиенические требования к покрою одежды: не слишком длинная или короткая, не слишком широкая или узкая. Повседневная одежда не должна иметь излишних складок и оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

В жаркое время года необходима максимально открытая одежда для увеличения возможности теплоотдачи. Голова должна быть закрыта легким головным убором для защиты от прямых солнечных лучей. В холодное время года в помещении рекомендуется двухслойная (белье и платье) одежда, а на улице – трехслойная одежда (белье, платье и пальто). Такая одежда защищает ребенка от перегрева и возникновения простудных заболеваний, а также и от переохлаждения.

2. Гигиенические требования к обуви

Обувь не должна препятствовать развитию стопы, затруднять походку, не должна провоцировать избыточное потоотделение и переохлаждение ног, что способствует простудным заболеваниям и кожным болезням, например, дерматомикозам (грибковым поражениям кожи). Поэтому к обуви детей предъявляются следующие гигиенические требования:

    Обувь необходимо подбирать по размеру;

    Обувь должна иметь достаточно гибкую подошву;

    Обувь должна иметь жесткий высокий задник. Маленьким детям лучше всего носить ботинки, охватывающие голеностопный сустав;

    Обувь должна иметь невысокий каблук (2 см) для профилактики плоскостопия;

В помещении дети не должны находиться в резиновой обуви (сапоги, кеды, резиновые тапочки), валенках и обуви, утепленной мехом.

    Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

    Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

    Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.


Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к детской одежде.

Назначение одежды

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует теплоотдаче.

Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев, качества ткани.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся проводником тепла.

Высокой теплозащитной способностью, хорошей воздухопроницаемостью обладают шерсть, мех, ватин, трикотаж, фланель, поролон, байка, из них шьют одежду для холодного времени года.

Для летней одежды используют гигроскопичные, хорошо и быстро впитывающие и постепенно испаряющие влагу ткани, т.к. они способствуют охлаждению тела; это – батист, бязь, ситец, сатин.

Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, т.к. она задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Таким образом, одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, тесные воротнички и горловины.

Одежда и обувь дошкольника

Детское белье , в том числе и постельное, шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижнее белье должно быть на проймах, бретели плохо держатся на плечах у ребенка. Покрой повседневной одежды простой, без излишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. В верхней одежде желательно иметь карман для носового платка.

Одежда для прогулок должна защищать детей от холода и атмосферной влаги, исключать поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Поэтому лучше приобретать одежду не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.

В прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапки или шапки-ушанки.

Любая обувь, предназначенная для детей , должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. Открытые туфли сжимают тыльную часть стопы, вызывая быстрое утомление мышц и нарушая кровообращение.

Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5-10 мм. Каблук необходим: он несколько повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь затрудняет движения, вызывает потертости ног.

Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40% от ее длины, что отвечает анатомическому строению стопы ребенка (не вызывает искривления большого пальца). Носок приподнят кверху на 15 мм., между кончиками пальцев и передней частью обуви остается пространство в 0,5 – 1 см. удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем. Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников 10-11 мм., поэтому раз в 2-3 месяца проверяйте, не стала ли обувь ребенку тесной. При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно варьирует.

В теплое время года наряду с кожаной рекомендуется носить обувь из различных текстильных материалов, используемых целиком или в комбинации с кожей.

Зимой в холодную погоду используют валенки, но время пребывания в них не должно быть длительным, т.к. симметричная форма носочной части может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в помещении нельзя, это способствует потливости ног, возникновению плоскостопия, расслабляет связочный аппарат, мешает закаливанию ребенку.

Спортивная обувь предназначается только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, туристических походов. Носят ее с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу.

Загрязнившуюся одежду надо своевременно чистить, стирать, кипятить и гладить (например, за 10 дней носки вес одежды увеличивается на 11%, снижаются ее гигроскопичные и тепловые свойства, ткань пропитывается потом, салом и в ней увеличивается количество микробов).

Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Носки, колготы, гольфы – не реже чем через каждые 2-3 дня. Смена белья для детей старше 2 лет производится раз в 5-7 дней. Постельные принадлежности проветривают, сушат раз в месяц; а одеяла 1-2 раза в год стирают.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду мы прививаем ему навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном малыш должен аккуратно сложить одежду на стульчик, а дома повесить на специальные плечики. Проснувшись, раньше, чем приступить к одеванию, он откидывает одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одевается и застилает свою постель.


Очень важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.

Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.

Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение.

По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.

Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани.

Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.

Обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли.

Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.

Не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.

Интеллектуальный капитал лекарственного препарата
Лекарственные средства являются, пожалуй, единственным видом товара, потребителем которого можно стать независимо от собственного желания или выбора. Поэтому создание новых высокоэффективных...

Инструментальная диагностика заболеваний щитовидной железы
УЗИ - один из базовых методов диагностики заболеваний щитовидной железы, поскольку он позволяет не только точно оценить объем щитовидной железы, но и получить информацию об изменениях паренхимы щит...

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви .

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Обувь предназначена для защиты ног от неблагоприятных условий внешней среды: холода, загрязнений, различных повреждений. Главное требование к ней — полное соответствие размерам и форме стопы. Обувь для ребенка должна быть мягкой, легкой, иметь эластичную подошву с невысоким каблуком.

Основное требование к одежде детей - ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к детской одежде хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется детская одежда, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, иначе наступит деформация стопы. Задник ее плотно удерживает пятку, чтобы она не двигалась кзади и кнаружи и не скользила к носку. Если обувь подобрана правильно - это позволяет ребенку свободно двигать пальцами. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу ребенка. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей.

В настоящее время наметилась тенденция к использованию учениками школьной одежды. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро- и липофильностью, гидрофобностью, а также теплопроводностью. Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка . Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме 5-6 часов, с учетом продленного дня до 8-9 часов. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.

Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе.

Немало важно для родителей знать, что современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, но при этом быть - стильной, разнообразной, модной . Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

В последнее время широкое распространение получила спортивная обувь. Некоторые ее виды (кеды, кроссовки) используются не только для занятий спортом, но и для повседневной носки на улице и дома. Это неправильно и вредно. Каждый вид спортивной обуви должен соответствовать своей цели и использоваться не постоянно, а временно, строго по своему назначению. Все виды детской обуви должны хорошо крепиться. Хлопчатобумажные колготки, гольфы, носки для детей имеют высокую гигроскопичность. Подобные изделия из синтетических волокон совершенно не способны впитывать влагу, вследствие чего ноги в них потеют, летом перегреваются, а зимой, наоборот, сильнее охлаждаются.

При выборе одежды (школьной формы) и обуви:

1. Внимательно изучите маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).

2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка - лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.

3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.

4. Цвет детской одежды (школьной формы) следует выбирать спокойный, приглушенный. Яркие цвета повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение.

5. Лучше избегать сочетание цветов типа черное-белое, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.

6. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.

7. Определите необходимый размер обуви для ребенка, измерив сантиметром длину подошвы ребенка. Правильно подобранной обувью считается обувь, когда расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель должно составлять 0,5 - 1 см.

8. Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела.

9. При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки.

10. Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви. Это же относится и к резиновым сапожкам. Их можно использовать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Внутрь резиновых сапожек нужно положить суконную стельку и надевать их поверх шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу.

11. В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки, изготавливаемые из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.

12. Приобретая детскую одежду (школьную форму) и обувь необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) - свидетельство о государственной регистрации.

3980