Оик "шанс" г.саянск - техника езды на инвалидной коляске. Все об инвалидных колясках


1. Как правильно выбрать инвалидную коляску
2. Разновидности инвалидных колясок
3. Как подготовить жилье
4. Управление инвалидной коляской
5. Преодоление препятствий
6. Как пересесть из коляски на стул
7. Как пересесть из коляски на пол
8. Как пересесть из коляски в автомобиль

По теме:

Для начала необходимо определиться, что бы вы хотели купить: кресло-каталку или инвалидную коляску.

Первая предназначена для пациентов, которые не способны из-за заболевания самостоятельно передвигаться даже в инвалидном кресле (или в этом просто нет необходимости).

Поэтому у каталок нет больших приводных колес, а для передвижения пациента необходима помощь другого человека. Инвалидные кресла-каталки используются, в основном, в помещении для транспортировки больного человека. в них находится, как правило, ограниченное количество времени.

Инвалидные кресла-коляски служат техническим средством в том числе и для самостоятельного передвижения. Это становится возможным за счет больших задних колес (ручной или рычажной привод) или электропривода (электрические кресла-коляски), которыми управляют с помощью пульта (джойстика): эти коляски работают от аккумулятора. А есть модели колясок, которые работают как с механическим приводом, так и с электрическим (2 в 1).

Инвалидные кресла-коляски, в основном, рассчитаны на длительное пребывание в них пациента (для активного передвижения в ней в помещении или на улице и т.д.). Для занятий спортом существуют инвалидные коляски активного типа, которые имеют специальную конструкцию. Есть отдельный вид инвалидных колясок - детские инвалидные коляски (для детей с ДЦП и т.д.). Они сконструированы именно с учетом детской анатомии и физиологии, имеют ряд дополнительных приспособлений (ремни, абдукторы и т.д.).

Мы со Светланой много лет уже живём на инвалидных колясках, и другого нам не дано, потому что не вылечиться уже, а жить хотим, несмотря ни на что. Постоянно нам приходится общаться со здоровыми людьми. Мы живём в 9-этажном доме, когда выезжаем на улицу, то, конечно, стараемся обойтись без посторонней помощи, есть моменты, когда мы и сами просим помочь.

Часто бывает так, что люди хотят помочь, но, увы, нам помощь неправильная может обернуться лишними травмами, к примеру, заезжаешь в дом, а сзади сосед неожиданно решил подтолкнуть, не предупредив, и рука, которой я крутил за обод колеса, срывается и попадает под боковинку или в спицы, естественно, рука ободрана и соседа хочется поругать, а с другой стороны он хотел помочь и как его ругать? Точно так же было, когда по лестнице помогали спускаться и перевернули, т.е. немного наискось коляска пошла и мы на земле, и хорошо, если без лишних травм, падать тоже надо уметь, за эти годы было много падений, как без этого.

И вот парадокс нашего общения, когда здоровому помощнику говоришь, как надо помогать, как правило, тебя почему-то не слышат, и в ответ отвечают примерно так: » Да знаю я, чего ты учишь.»

Когда мы увидели эту статью на сайте disability.ru — то решили вставить у себя, потому как мы считаем что то, что здесь написано должно нашему обществу объясняться чуть ли не со школьной скамьи, иначе отношение к тем, кто живёт на инвалидной коляске, не изменится. В настоящее время люди начинают понимать, что помогать, тоже надо умеючи. И сходу уже не бросаются хвататься за коляску, а спрашивают нужна ли помощь и как правильно сделать, чтобы не навредить. Это уже радует!!!

Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

Вот эти правила:

  • Помните что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
  • Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
  • Если ваше предложение о помощи принято, спросит что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их могут устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существует архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости, и т.п. коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Лет десять назад такой проблемы, как проблема выбора коляски, в таком масштабе в России не было: потому что не было сегодняшнего разнообразия инвалидных средств передвижения.

Коляска удивительным образом делает человека более свободным. Человек с повреждением спинного мозга может передвигаться в коляске так же быстро, как другие люди - пешком. Для пожилых людей с артритом коляска даёт возможность выбраться в мир вне дома. Для активных спортсменов коляска – средство для участия в марафонах, для игры в баскетбол и теннис.


В каком-то плане коляска схожа с автомобилем или обувью. Она помогает телу взаимодействовать с окружающим миром. Подобно обуви, правильная "подгонка" коляски очень важна для того, чтобы человек смог максимально раскрыть свой потенциал и чувствовал себя комфортно, передвигаясь в пространстве; так же, как и в машине, в дизайне коляски должны быть отражены личные нужды и интересы человека.

Соблюдая при покупке все правила и рекомендации, Вы сможете облегчить жизнь близкому Вам человеку и сделать его передвижение более комфортным и легким, свести к минимуму проблему передвижения в дверных проемах, ванной комнате и многих других помещениях с ограниченным пространством.

Виды инвалидных колясок

Подлокотники: фиксированные либо съемные

Съемные или откидывающиеся назад подлокотники удобны для быстрого пересаживания. Кроме того, в некоторых современных колясках регулируется и высота подлокотника. Коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, конструкция их прочна и устойчива. Нет риска, что подвижный механизм сломается, так что передвигаться в них безопасно. Однако фиксированные подлокотники несколько затрудняют процесс пересаживания.

Шины: цельнолитые либо пневматические
Цельнолитые шины надежны и долговечны, но предназначены для передвижения коляски исключительно по ровной, твердой поверхности, так как любая неровность будет отдаваться во всем теле человека. Обычно коляски с такими шинами применяют в помещении.

Инвалидные кресла-коляски на пневматических шинах сделаны как раз для передвижения по улице: за счет амортизации они "сглаживают" небольшие неровности на дороге, делая их незаметными. Но у этой модели есть свой недостаток: она требует периодической подкачки и замены шин. Современные модели кресел-колясок на пневматических шинах разработаны с новыми компонентами, которые делают их еще комфортнее.

Кресла-коляски электрические
Такая коляска "заводится" с помощью батарей. У коляски с электроприводом совсем другая ходовая часть, чем у механической коляски (на которой человек сам крутит колеса), и электроколяски могут быть использованы как на улице, так и в помещении.

Пульт управления находится на подлокотнике и максимально удобен в использовании. Многие инвалидные коляски с электроприводом позволяют переставлять пульт управления: с правой стороны на левую, установить его посередине или сделать управление ногами. Это очень быстрые и удобные коляски, на управление ими почти не нужно тратить силы. Но у них есть небольшой минус – стоимость. Купить инвалидную коляску с электроприводом может позволить себе не каждый.

Кресла-коляски активные
Кресло-коляска для тех, кто привык к активному образу жизни. Они позволяют быстро и легко передвигаться, маневрировать и даже заниматься определенными видами спорта. Такие коляски делаются из очень прочных материалов, рассчитанных на экстремальные спортивные нагрузки. Облегченная конструкция больших и маленьких колес позволяет долго использовать их в режиме больших нагрузок. Это легкие коляски, они быстро разбираются и популярны у молодежи.

Особенности при выборе инвалидных колясок

Для правильного подбора инвалидного кресла-коляски необходимо провести замеры пациента в шести основных позициях:

  • ширина сиденья;
  • глубина сиденья;
  • длина ног;
  • высота сиденья;
  • высота предплечий;
  • высота спинки.

Определение ширины сиденья реабилитационной техники

Измеряют сантиметровой лентой через самые широкие участки бедер или подвздошных костей. К полученной величине добавляется 5 см. Следует учитывать также толстую одежду.

Если сиденье слишком узкое, у человека могут образоваться пролежни. Слишком широкое сиденье опасно неправильным положением тела.

Определить, правильно ли вы выбрали коляску, просто: ладонь должна проходить между коляской и бедром, при этом не протискиваясь.

Определение глубины сиденья инвалидной коляски
Измерение проводят сантиметровой лентой, отмечая расстояние от края ягодицы вдоль бедра до внутреннего сгиба колена. Чтобы получить правильный размер глубины сиденья, от полученной величины отнимают 5—7,5 см. На недостаточно глубокой коляске есть риск выпасть вперед при движении. Излишняя глубина кресла может нарушать циркуляцию крови и вызывать раздражение кожи на верхней части икроножной мышцы и подколенной области.

Чтобы проверить, правильно ли вы подобрали глубину кресла, надо измерить расстояние между передним краем обивки сиденья или подушки кресла и подколенной областью. Оно должно быть не более ширины 3-4 пальцев, т. е. приблизительно 7,5 см.

Определение длины ног
Это измерение и следующее, связанное с высотой сиденья, должны оцениваться вместе. Площадка для ног должна быть на уровне 5 см от поверхности пола. Это дает возможность безопасно поворачиваться туловищем и плечами.

Длину ног меряют от пятки или края каблука, если пациент носит туфли, до уровня бедра. При проведении измерений целесообразно использовать подушечку для сиденья.

Измерение высоты сиденья: надо прибавить 5 см к длине согнутой ноги.
Если для сиденья используется полиуретановая подушечка, то под давлением нормального веса тела ее объем будет уменьшаться наполовину. Следовательно, если высота подушки 10 см, то под давлением веса она уменьшится до 5 см. Определение высоты подлокотников

Замеры: от поверхности сиденья до основания локтя. К полученной величине прибавить 2,5 см. На этой высоте устанавливают подлокотники.

Определение высоты спинки кресла
Определяется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины, при этом руки пациента должны быть вытянуты вперед и расположены параллельно поверхности пола. Чтобы точно установить высоту спинки кресла с учетом толщины обивки, отнимите от полученной высоты 10 см. Эта высота обеспечивает минимальную поддержку туловища.

При необходимости полной поддержки туловища измеряют высоту от поверхности сиденья до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать кресло со спинкой, позволяющее откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла с секционной регуляцией высоты.

Стойка в упоре, стойка без упора, движение, повороты, как правильно падать, как подняться с пола на коляску, преодолевание препятствий, техника вращения колес.

УПРАЖНЕНИЕ 1 - стойка в упоре.

Станьте спинкой к кровати (тахте, дивану и т.п. высотой 0,5-0,8 м) на расстоянии 30 сантиметров. Выровняйте малые колеса и направьте их для движения назад. Захватите обручи (лучше вместе с колесами) вытянутыми руками спереди. При этом сядьте прямо как можно глубже, с чуть откинутой головой. Энергично потяните коляску назад, не отпуская обручи. Как только колеса соприкоснутся со стенкой тахты, резким противоходом кистей затормозите коляску или придайте ей обратное движение. Вы почувствуете, что малые колеса отрываются от пола и коляска запрокидывается. Одновременно с этим согнитесь немного в поясе, голову наклоните вперед. Повторите это упражнение многократно, пока не уловите усилие, требуемое для полного зависания малых колес. Оттолкнувшись в очередной раз от тахты, не опускайтесь на четыре колеса, а снова прижмитесь к ней, оставаясь только на задних колесах. Вы сможете стоять так сколько угодно, пробуя наклоняться вперед и назад, привыкая и находя точку равновесия. Не бойтесь опрокинуться навзничь - рискните это сделать в присутствии помощника и убедитесь, что вы плавно опустились на тахту (кстати, так можно вообще перебираться в постель).

УПРАЖНЕНИЕ 2 - стойка без упора.

Попросите помощника подстраховать коляску сзади. Так же, как в первом упражнении, потяните обручи с колесами назад. Как только кисти рук перейдут через верхнюю точку, смените направление движения рук. Не забудьте согнуться в поясе и опустить голову. Старайтесь удерживаться как можно дольше с поднятыми малыми колесами. В дальнейшем вы сможете выполнять этот трюк с неподвижного положения рывком обруча вперед и группировкой тела с помощью даже одной руки. Очень легко удерживать равновесие на песке. Используйте это для тренировок на пляже.

УПРАЖНЕНИЕ 3 - движение.

После того, как вы научились уверенно и бесстрашно стоять на двух колесах, начните понемногу двигаться вперед и назад, скользя ладонями по обручам и подпружинивая телом.
* Отрыв от земли в точно заданном месте: Наберите скорость и попытайтесь не просто приподнимать в воздухе переднюю часть коляски, "где придется", а как бы переезжать воображаемую линию. Линии можно и начертить (или еще как-нибудь обозначить), тогда будете лучше видеть, что получается. Выполняя это упражнение, старайтесь, как можно дольше катиться по инерции на задних колесах.

УПРАЖНЕНИЕ 4 - повороты.

Одна рука для рука для баланса неподвижно держит обруч (с колесом) чуть спереди от верхней точки. Другая, находясь сзади, короткими движениями вращает обруч вперед-назад или, перехватывая его, - только вперед. Вы стали поворачиваться вокруг своей оси. Смените руку - теперь вы крутитесь в обратную сторону. Вот и все основные "па". Пора на дискотеку. Не смейтесь - в Германии, да и в других странах, очень популярны конкурсы спортивных танцев на колясках, в которых участвуют сотни мужчин и женщин в парах со здоровыми партнерами.

КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ

Если вы "ныряете" вперед "рыбкой", напоровшись внезапно малыми колесами на препятствие, выбросите вперед обе руки, чуть согнутые в локтях. Падая назад, резко развернитесь боком, вберите голову в плечи и выставьте назад руку.

КАК ПОДНЯТЬСЯ С ПОЛА НА КОЛЯСКУ

Поставьте ее на тормоза, отведите или снимите подножки и, сидя к ней, ухватитесь одной рукой за подлокотник или край сидения, а другой упритесь в пол. Сгибаясь в поясе, подтягивайте таз с вытянутыми ногами. Чтобы облегчить задачу, можно сначала сесть на подножки или подушку, а с них перебраться на сидение. Еще легче отжаться второй рукой от стула или батареи. Второй способ для тех, кто не отличается большой физической силой. Придется встать на колени лицом к застопоренной коляске и, опершись руками на подлокотники, поднять тело на выпрямленные руки, а затем резко развернуться. Если вы опрокинулись вместе с коляской на спину, повернитесь на бок. Левой рукой упритесь сзади в пол, а правой резко вращайте левое колесо вместе с обручем назад, возвращая коляску в вертикальное положение. Тело согнуто в поясе. Конечно, такой трюк не всем по зубам. Тогда, чтобы долго не барахтаться, прихватите одной рукой ноги под коленями и сделайте переворот через голову. Так вы освободитесь от коляски. Как подняться с земли с посторонней помощью, если вас угораздило, например, упасть на улице? Прежде всего - без паники! Сначала успокойте публику, которая кинется на помощь и начнет суетливо хватать вас за все части тела, пытаясь поставить на ноги или затащить на ускользающую коляску. Поэтому затормозите ее, попросите двух высоких и нехилых мужчин встать с боков и наклониться, чтобы ухватить их за шеи. Если помощник только один, пусть он подставит согнутую в колене ногу под вашу правую руку. Левой возьмитесь за подлокотник и отожмитесь от его колена. С женским коленом просьба обходиться поделикатнее.

ПРЕОДОЛЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Чтобы скатиться с наклонной поверхности, достаточно привычно встать на дыбы и, притормаживая обручами, отпустить коляску, не сбавляя скорость до самого низа. Начните с пологих скатов, и вы поймете, что это просто и не страшно. * Хорошее упражнение - подъем по наклонной плоскости спиной вперед в положении на задних колесах. Это упражнение имеет и практическое значение. Если нужно без посторонней помощи въехать, например, на высокую ступеньку, на которую положен короткие доски, или на плотный земляной вал высотой сантиметров 30, это выполняется именно спиной вперед, стоя на задних колесах. Бордюрные камни: Становитесь на дыбы у самой кромки, и решительным толчком спрыгивайте, чуть наклонясь вперед, чтобы приземлиться на четыре колеса. Прекрасно, если при прыжке вы остались на задних колесах - попробуйте без остановки продолжать двигаться на них или, наоборот, прижмитесь к стенке бордюра. Если это получится, значит, вы готовы для следующего прыжка. Таким "Макаром" можно преодолеть две-три широкие ступени подряд, а потом осмелиться и на штурм целой лестницы. Чтобы вскочить на бордюр, надо придать коляске некоторую скорость, откинуться назад и резким, уверенным посылом вскинуть передние колесики на тротуар, а затем без остановки, по инерции, наклонившись, затащить за обручи всю коляску. Начните с невысоким препятствий (5-8 см), и постепенно вам покорятся бордюры высотой 25 сантиметров. Лестницы: Если лестница не снабжена перилами, подняться на нее можно, только перепачкав брюки на собственном заду, а спуститься тем же способом или спрыгивая поочередно со ступеней на задних колесах. В варианте с перилами повернитесь к ней спиной так, чтобы зазор между обручем колеса (допустим, левого) и стойками перил был 15-20 сантиметров. Встаньте на дыбы, упершись колесами в вертикальную стенку самой нижней ступени. Развернитесь как можно сильнее на бок, лицом и грудью к перилам. Ухватитесь левой рукой за перила или верхнюю часть стойки, а правой через живот вцепитесь в левое колесо вместе с обручем (как при подъеме с пола) и резко вращайте его назад одновременно с подтягиванием. Вот вы и перевалили одну ступеньку. Упритесь колесами в стенку второй ступени, отдышитесь и повторите прием. Помощнику лучше всего страховать снизу. Самое сложное - вскарабкаться на две последние ступени в пролете. Надо цепляться за заканчивающиеся перила не пальцами, а согнутым локтем, или отталкиваться от перил встречного второго марша. При навыке весь подъем отнимет не более 1-2 минут. Уверяю, что здесь нужна не столько сила, сколько сноровка и слаженность работы рук. Важный момент: не ложитесь на спинку коляски, держите тело вертикально, грудью к перилам. Перед подъемом разогрейте руки, чтобы не потянуть связки. Приступаем к спуску. Разверните коляску спиной к лестнице, лягте животом на колени, правой рукой возьмитесь за перила, а левой удерживайте левое колесо. Правая рука после прыжка с первых двух ступеней вытянута. Малые колеса будут прыгать и не дадут коляске разогнаться. Этот вполне безобидный способ может легко освоить любой человек отнюдь не атлетического сложения. * Спуск со ступенек без перил. Если ступеньки достаточно широкие, чтобы можно было зафиксировать положение на двух колесах, не скользкие и не очень высокие, спуск, не держась за перила, вполне доступен и безопасен, когда выработан навык. Развернулись лицом к ступенькам, встали на задние колеса и, удерживая равновесие, съехали с первой ступеньки. Вы как бы проваливаетесь в положение "глубокий баланс", колени почти доходят до грудной клетки. Здесь нужно погасить скорость до нуля и четко зафиксировать положение равновесия. Главное, не дать коляске "распрыгаться", тогда можно спуститься с лестницы любой высоты. Если вы все-таки потеряли контроль над скоростью спуска и коляска "пошла в резонанс", нужно упасть назад и этим погасить скорость. В таком падении опасности нет, гораздо страшнее продолжать неуправляемое движение до конца лестницы. * Эскалатор. При подъеме по эскалатору заезжайте на него лицом вперед. Одной рукой держитесь за ленту эскалатора, другой - за обод коляски, и сразу же низко наклонитесь вперед. Передние колеса при этом находятся на ступеньку выше задних. При спуске на эскалатор следует заезжать спиной, наклоняясь вперед и держась за его ленту.

* ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ КОЛЕС

Легкий и быстрый захват обручей - это когда большой палец направлен по верхней (наружной) поверхности обруча, а указательный прижимает обруч с нижней (внутренней) стороны. В исходном положении обруч лучше захватывать приблизительно на уровне спинки коляски и проворачивать как можно дальше. Возвращать в исходное положение руки нужно выпрямленными в локтевом суставе, как бы под действием собственного веса, тогда плечи будут расслаблены. Не следует возвращать руки в исходное положение по траектории, соответствующей обручам, так как в этом случае плечи каждый раз будут подниматься, и опускаться - излишнее напряжение мышц. Рекомендуемая техника избавит ваши руки и плечи от чрезмерной нагрузки и позволит ездить быстрее.

Сегодня рынок реабилитационного оборудования предлагает довольно широкий выбор реабилитационного оборудования, в том числе и средств передвижения для пациентов с ограниченными возможностями. Именно поэтому выбрать инвалидную коляску зачастую бывает не так уж просто. И в то же время это очень важно, так как покупка удобной и функциональной инвалидной коляски минимизирует проблемы при передвижении.

Инвалидные кресла-коляски в отличие от каталок предназначены для самостоятельного передвижения человека. Достичь этого помогают круглые колеса. Такие коляски могут иметь разное назначение:

Коляски активного типа. Они предназначены для тех, кому необходим активный образ жизни. Такие приспособления даю возможность легкого и быстрого передвижения и маневрирования и даже занятий некоторыми видами спорта. Для таких инвалидных колясок материалы применяются высокой прочности, которое в состоянии справиться с экстремальными нагрузками.

Кресла-коляски электрического типа. Дают возможность передвигаться самостоятельно и в помещении, и на улицах. По конструкции сильно отличаются от механических колясок. Есть пульт управления, располагающийся на подлокотнике и обеспечивающий максимальное удобство в применении. Единственный минус таких колясок – их достаточно высокая стоимость.

Коляски с рычажным приводом. Помогает преодолевать крупные расстояния вне помещений. Обычно имеют пневматические шины, которые помогают справляться с неровностями на дорогах. Обеспечивают безопасное движение, сцепление с дорогой высокого уровня и максимальную подвижность.

Детские инвалидные коляски. Тут выбор куда более серьезен, чем в случае взрослых конструкций. Коляска должна соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать максимальное удобство. Обычно такие коляски производятся на заказ с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Прежде чем делать окончательный выбор, лучше проконсультироваться со специалистом данной сферы и сделать необходимые измерения. Функциональность и тип колясок определяет много факторов: наличие подножек, возможность складываться, подлокотники и многое другое, что так или иначе может определять уровень комфорта пациентов.

Важный показатель – это размеры. Для правильного выбора стоит измерить пациента в шести ключевых позициях: глубина и ширина сиденья, высота спинки, подножки, подлокотников и самого сиденья. Важно понимать, что неправильный выбор может лишь усугубить состояние здоровья человека, а не поправить его.

Другая важная характеристика – это шины коляски. Более надежными и долговечными признаются литые шины, но они могут провоцировать проблемы при движении по неровному покрытию. Это хороший вариант для передвижения только в помещениях. Пневматические шины, напротив, обеспечат хорошее передвижение на улицах. Единственный момент: их нужно периодически подкачивать и заменять новыми.

Что касается подножек, то лучше, если они будут регулироваться по высоте и поворачиваться. Это обеспечит больному максимальный уровень комфорта при передвижении.