Виды и типы мужских юбок. Мужская юбка: да или нет

Здравствуйте.
Девочки не парьтесь насчет одежды (платье, юбочка) для мальчиков… (особенно летом на природе, на даче)
Расскажу вам как я решила проблему с воспитанием сына. Ну и заодно решила проблему с этой домашней одеждой для мальчиков. Когда моему сыну было 11 лет, он был как и все его сверстники довольно шаловливым, не послушным и своенравным. Как то я обсуждала с подругой (наши дети почти ровесники), что делать с ним летом на даче, непослушный а рядом ж/дорога, шоссе, пруд деревенский. Мне и мужу работать же надо, а бабушка за детьми не уследит. Она и так, и приготовить поесть и стирка. Да и огород хоть какой но за ним же тоже надо ухаживать, дочка помогает но ведь девочкам нельзя тяжелое таскать, а лейка какая ни какая а все равно натаскаешься. Вот подруга и говорит: — Я к тебе в субботу приеду в гости на дачу, с сынами. Ты посмотришь как я это все решила, и может тоже так сделаешь. Ничего особо не готовь, я захвачу к столу что ни будь.
И вот в субботу они приезжают. К нам на участок заходит моя подруга с мужем и ДВЕ ДЕВОЧКИ (а у ней ведь сыновья). Она и говорит – ДЕТИ ПОЗНАКОМТЕСЬ — Это Наталья Петровна, её надо слушаться и назвала детей. – Это мой старший САША, ну и младший СЕРЕЖА. Я была очень удивлена, мальчишки были в белых КОРОТЕНЬКИХ ПЛАТЬЯХ, а им 13 и 11 лет. Прошли в дом. Там моя подруга сказала им – разденьтесь, (чтоб не пачкаться) и идите на улицу играть с Мариной и Костей. Две ДЕВОЧКИ — Саша и Сережа сняли платья, и…………………. превратились в ГОЛЫХ МАЛЬЧИКОВ. Константин смотрел на них раскрыв рот от удивления. На каждом из них были только носки и спортивная обувь, ТРУСОВ ПОД ПЛАТЬЕМ НЕ БЫЛО. Волосики у старшего мальчика там отсутствовали Ну вот. Ты увидела моих сорванцов, сказала подруга. С тех пор как Я их раздела, (по совету одной моей знакомой), они стали послушные как никогда. Готовы делать все что скажу, без всяких возражений и напоминаний, только что бы им дали хотя бы топик, не говоря уже о платье. Лишь бы не быть в гостях совсем голыми. Я сказала, что мол это у ней такие вот послушные а мой на это не пойдет. Подруга предложила. Вот сейчас есть повод Константина раздеть на всегда. Надо сказать Косте, что раз гости Саша и Сережа голые, то и он (как хозяин) тоже должен быть раздет. Я подозвала Костю и приказала ему раздеться, он конечно заартачился, но я настояла. Мальчиков он не должен стесняется, а Марина его старшая сестра. Костя нехотя снял футболку, трусики и все дети пошли на улицу, гулять на участке.
Мы обсуждали как и что надо дальше. Как заставить Костю самому согласиться ходить совсем голышом или хотя бы в топике, если платье одевать не захочет. Подруга предложила, а что мол давай всю его одежду я увезу, а Константин провожая нас вынужден будет или идти голышом до стоянки где наша машина, или попросить у сестры её платье. Ну и сразу будет видно, как он себя поведет и на что согласится. Ну а на будущее предложить ему или ходить так голым всегда, везде и при всех, или поехать в город (одетым только в платье сестры и без трусиков) и там в магазине купить такие платья, какие ему понравятся. Простое чтоб ходить на станцию, в магазин или в город и наряднее но строгое для походов в гости. На том и решили. Я собрала ВСЕ, даже самые старые вещи Константина в мешок и отдала их подруге, и её муж отнес его на стоянку в их машину. Дети наигрались и пришли перекусить. Мы им предложили пойти всем на пруд, ну и заодно там пожарить шашлык. Покупаться… провести время на природе. Костя бросился искать трусы и футболку, но я сказала, что теперь он будет ВСЕГДА и ВЕЗДЕ (КРОМЕ ШКОЛЫ) только в той одежде что я ему дам, если он её заслужит. Как он не канючил, но я стояла на своем, муж меня поддержал. И я предложила Косте взять старое платье сестры (оно ей уже стало мало) и идти в нем если не хочет голышом. Марина предложила ему одеть свой старый топик или платье, они ей уже малы. Костя решил идти, как Саша и Сережа, чтоб одинаково. Мы все пошли через лесок к пруду. Саша и Сережа бегали как ни в чем не бывало, ребята Марину не стеснялись, привыкли. Через какое то время и Костя забылся, и тоже бегал с ними играя в салочки. Так прошел день. Мы стали прощаться, и я предложила Косте проводить новых друзей. Он подумал… подумал и попросил у сестры платье, а то мол комары заедят, ну и Саша и Сережа были уже одеты в свои платья. На утро в выходной мы всей семьёй решили поехать в город, (одна остановка на электричке). Костя уже без поисков своей старой одежды попросил у Марины её платье. Мы поехали в город и там в магазине детской одежды прошли сразу в отдел для девочек. Марина стала перебирать из того что там было и выбрала для Кости коротенькие (мини) бежевую туничку и белое полупрозрачное платье. Когда мы стали примерять эти покупки, то продавщицы сначала удивились. Мало того что платья примерял мальчик, так он был и большой. Но спустя какое то время наоборот стали помогать, нашли строгое черное платье, красивое, не расклешенное, без всяких там выточек и украшений. Мы купили выбранные Мариной тунику и белое платье, и это черное нарядное и понравившееся Костику платье. Так как было жарко, Костя в примерочной сразу одел белое платье, оно ему очень шло, хотя и было достаточно короткое (мини). Перед нами предстала красивая длинноногая девочка в очень коротком облегающем тело полупрозрачном платье. Мы попросили продавцов, чтоб ему не переодеваться, а сразу идти в кассу в этом понравившемся ему белом новом платье. Нам разрешили С тех пор, мой сын ходит по участку и дома только коротенькой туничке. А чтоб ему разрешили пойти в гости в платье, а не в туничке, он слушается даже сестру, не спорит и выполняет всё что ему скажут быстро и хорошо. Ну и учеба тоже стала если и не на отлично то на хорошо. А поведение в школе на отлично. В дом ни он ни Марина никого не приглашают (Костя же в платье). Ходить друг к другу в гости могут только те их друзья (с разрешения родителей), кто последовал нашему примеру. Я в Костином и Маринином классах поделилась с мамами шебутных ребят этим достижением и даже показала клипы и СЭЛФИ. Какие то родители меня поняли и у себя этот мой опыт применили.
С уважением НАТАЛИ. (пожалуйста напишите коментарий. Моему сыну да и другим будет полезно).

Если женщины уже давно завоевали право носить брюки, некогда считавшиеся традиционно мужской одеждой, наравне с мужчинами, то почему бы последним не примерить юбки? Мужская юбка - явление, в принципе, отнюдь не новое: стоит вспомнить хотя бы всем известные шотландские килты. В юго-восточной Азии мужчины до сих пор носят саронг, в Индии - дхоти, отдавая должное несомненным преимуществам юбки: в отличие от брюк, юбка куда более комфортна, не стесняет движений и изготавливается очень просто из одного куска ткани.

Но вот в Европе и США мужские юбки до недавних пор не приживались, хотя еще в восьмидесятых некоторые дизайнеры пытались приучить мужчин к столь непривычному предмету гардероба. Однако все эти попытки оказались безуспешными: за исключением нескольких мужчин-знаменитостей, например, Мэла Гибсона в «Храбром сердце» и Рассела Кроу в «Гладиаторе», и мужчин, подчеркивавших свою этническую принадлежность килтами, надеть юбку мужчины в большинстве своем не решались.

Comme des Garcons | Жан-Поль Готье | Number (N)ine

Первые мужские юбки появились в коллекциях модных дизайнеров еще несколько сезонов назад. Так, еще в 2006 году несколько моделей продемонстрировал Жан-Поль Готье , а в рамках Недели моды сезона весна-лето 2009 мужские юбки продемонстрировали сразу несколько брендов - Etro, Comme des Garcons, Джон Галльяно .

Etro | Comme des Garcons | Джон Галльяно

В начале этого года тренд, наконец, стал почти официальным: то, что мужчины вполне могут носить юбки, не выглядя при этом нелепо, в открытую продекларировали самые авторитетные французские бренды. Мужчин в юбках на свои подиумы выпустили Жан-Поль Готье, Йоджи Ямамото, Comme des Garcons, Рик Оуэнс, Джон Галльяно, Number (N)ine, Александр Маккуин и Yves Saint Laurent .

В коллекцию сезона осень-зима 2009 бренда Comme des Garcons вошли короткие и длинные юбки черного и металлически-серого оттенков, а Жан-Поль Готье предпочел включить в свою коллекцию бежевые и черные клетчатые юбки поверх обычных брюк соответствующего оттенка. Йоджи Ямамото одел своих моделей в длинные, достигающие лодыжек юбки с запахом - позднее в одной из юбок от Ямамото на публике появлялся известный британский художник-авангардист Стив Маккуин , режиссер лауреата премии Каннского кинофестиваля, фильма «Голод».

Йоджи Ямамото | Йоджи Ямамото | Рик Оуэн

Безусловный трендсеттер в случае с мужскими юбками - небезызвестный Марк Джейкобс , вот уже несколько сезонов подряд закрывающий свои модные показы в юбке. Свои юбки Джейкобс носит с таким изяществом, что любая женщина позавидовала бы: проявляя, как и женщины, фантазию в подборе гардероба, Марк Джейкобс демонстрирует то сочетание строгой темной юбки с леггинсами с ярко-розовым граффити-принтом, то комбинацию черной рубашки с юбкой пурпурного оттенка. В любом случае, креативного директора Louis Vuitton никак нельзя посчитать смешным - юбка в гардеробе Джейкобса смотрится вполне естественно.

Марк Джейкобс | просто американец | Марк Джейкобс

Конечно, для того, чтобы носить юбку, от мужчины требуется недюжинная смелость и уверенность в себе. Известные своим эпатажем Йоджи Ямамото и Comme des Garcons в этом случае не могут считаться достаточным авторитетом - одно дело эпатировать представителей мира моды, выпуская на подиум мужчин в юбках, и совсем другое - решиться спуститься в юбке, к примеру, в нью-йоркское метро. Однако с подиума тренд действительно перекочевал в реальную жизнь: в юбках начали появляться самые разные мужчины - от знаменитостей на красной дорожке до обычных американцев и европейцев. Большинство из них, правда, пока осмеливается лишь на самый простой вариант - скромную черную юбку безо всяких излишеств типа ярких принтов. Такие юбки, например, выбрали для появления на красной дорожке Стинг и Вин Дизель . Самый стандартный и привычный для большинства вариант - традиционный килт со всеми его вариациями: свою любовь к классической шотландской одежде не раз демонстрировал сэр Шон Коннери , периодически вспоминает о шотландских корнях комик Майк Майерс , появляясь на публике в килте.

Вин Дизель | Стинг | Робби Вильямс

Бесспорно, юбки подходят далеко не каждому мужчине. Однако существуют и те, для которых понятие уникального стиля, возможность заявить о собственной индивидуальности и отличаться от других - самое важное. Для таких мужчин юбка вполне может стать определенным средством самовыражения.

Впрочем, несмотря на очевидную поддержку тренда со стороны самых известных дизайнеров, модные ритейлеры копировать тренд не спешат: столь неоднозначный предмет гардероба, как мужская юбка, в условиях глобальной рецессии вряд ли будет пользоваться особым спросом, утверждают они.



ФОТО Getty Images

Туники древних римлян и шаровары восточных женщин, универсальные индийские саронги и африканская джеллаба, которые носят мужчины и женщины одновременно, – эти и другие виды одежды показывают, что в мировой истории моды нет четкой связи юбок и брюк с определенным гендером. Все зависит от конкретного места и времени действия. Согласно стандартам нашей, европейской культуры последних столетий, появление мужчины в юбке на публике – это откровенный эпатаж или признак нетрадиционной ориентации. А между тем таких мужчин становится все больше. Почему?

«Эта тенденция не совсем новая, – рассказывает культуролог Ольга Вайнштейн. – Вспомните коллекцию с мужскими юбками французского дизайнера Жан-Поля Готье «Une garde-robe pour deux» («Гардероб для двоих») – это было в 1985 году. В 2003–2004 году в Музее искусств Метрополитен состоялась знаменитая выставка «Bravehearts. Men in skirts» («Смельчаки: мужчины в юбках»). Но, безусловно, в последние два года число мужских коллекций с деталями женской одежды заметно увеличилось, более того, эта мода стала активно переходить в жизнь».

Знаменитости все чаще появляются в платьях и юбках на красной дорожке или социально значимых мероприятиях. Среди них – 18-летний Джейден Смит, сын Уилла Смита, актеры Джаред Лето, Ван Дизель, рэпер Канье Уэст. И конечно, самый известный поклонник килта, юбок, сарафанов и других женских предметов гардероба – американский модельер, создатель собственной марки Marc Jacobs Марк Джейкобс.

О каких социальных изменениях говорит эта тенденция?

Екатерина Орел, психолог:

Отчасти о желании современных мужчин лучше понимать женщин. Ведь споры о социальной роли, правах и возможностях женщины в обществе не прекращаются, наоборот. С одной стороны, активизировались тренинги «носи юбки и служи своему мужчине», а с другой – мощная волна обсуждений семейного и сексуального насилия, интерес женщин к традиционно мужским профессиям... И мне кажется, что мода на мужские юбки – своеобразное продолжение этого разговора. В английском языке есть хорошее выражение – standing in my shoes (буквально «стоять в моих туфлях»), обозначающее принятие мнения, ситуации, идей другого человека. Модельеры в буквальном смысле заставляют мужчин примерить роль женщины со всеми ее особенностями, преимуществами и ограничениями.

Ольга Вайнштейн, культуролог:

Я воспринимаю этот тренд прежде всего как часть общей тенденции по разрушению условностей и культурных стереотипов в моде. В этом ряду – кампании протеста против фотошопа, появление на подиуме полных женщин, людей с ограниченными возможностями, пожилых моделей. А в более узком смысле этот тренд описывается понятием «gender-bending», что означает расширение, смягчение жестких границ гендера. Сегодня взаимное сближение ролей, феминизация мужчин и эмансипация женщин происходит на самых разных уровнях. Женщины становятся более влиятельными, успешными. В англоязычном мире есть концепция «empowerment of women», означающая усиление позиций и возможностей женщин, повышение их уверенности в себе. А мужчины, напротив, все чаще демонстрируют мягкость и женственность – вспомните тип метросексуала, который появился в начале 2000-х годов, и тогда же вошли в моду новые принципы мужского ухода за собой, заботы о себе.

Юбка – признак мужественности?

С одной стороны, процесс феминизации мужчин становится сегодня серьезной проблемой. Потере мужчинами своей идентичности посвятил отдельную книгу классик социальной психологии Филипп Зимбардо 1 . «C овременные юноши терпят поражение в учебе, на социальном поприще и в сексуальных отношениях, а женщины в возрасте до 30 лет обгоняют мужчин и в плане образования, и по заработкам? – подчеркивает Филипп Зимбардо. – Гармония между мужчиной и женщиной все больше нарушается. Для того чтобы восстановить гендерный баланс, нужно, чтобы и мужчине было предоставлено право поднимать вопросы равенства».

В этой связи освоение мужчинами юбок и платьев – хороший знак, попытка восстановить равновесие. В самом деле, женщины облачились в брюки еще в начале прошлого века, так почему же мужчины по-прежнему должны делить одежду на мужскую и женскую?

Дизайнер Марк Джейкобс

Но у модного тренда есть и другой ракурс. «Как любое явление в мире постмодерна, мужские юбки несут двойное послание: во многом они подчеркивают маскулинность их носителя, – замечает психолог Екатерина Орел. – Ведь первая ассоциация с мужской юбкой – это килт, одежда горцев, имеющих в западной культуре ореол мужества и агрессивности. Поэтому, надевая юбку, мужчина, с одной стороны, примеряет на себя женский образ, а с другой – заявляет о своей силе и превосходстве, акцентируя связь с образом воинственного горца».

«Мужчины в юбках выглядят достаточно мужественно, – подтверждает Ольга Вайнштейн. – Вспомним хотя бы древнеримских воинов в коротких туниках. Или, к примеру, черная кожаная юбка, грубые мужские ботинки, щетина на лице и мускулистые мужские руки, – такое сочетание создает довольно брутальный образ».

Так или иначе, расшатывание культурных стереотипов и гендерных границ, их относительность налицо. Этому способствует и процесс глобализации. «Шаровары, традиционно восточная одежда, становятся модными по всему миру, саронги носят не только выходцы из Юго-Восточной Азии, но и европейцы, вот Дэвид Бэкхем, например, их любит, – напоминает Ольга Вайнштейн. – То есть, безусловно, можно говорить о сближении Востока с Западом и расширении культурных заимствований. О расшатывании стереотипов свидетельствует и появление трансгендерных моделей – мужчин и женщин, которые меняют свой пол хирургическим способом».

1 Ф. Зимбардо, Н. Коломбе «Мужчина в отрыве: Игры, порно и потеря идентичности» (книга выходит в августе 2016 года в издательстве «Альпина Паблишер»).

Мужские юбки по всему миру: кошмар Валяевой">

Мужские юбки по всему миру: кошмар Валяевой

Для тех, кто уверен, что женственность или мужественность формируют юбка или штаны, будет, пожалуй, кошмарным открытием тот факт, что традиционно мужчины многих народов носили именно одежду, которую по современным меркам невозможно классифицировать иначе, как юбку или платье. И были при этом суровыми воинами.

А у многих современных народов ничего в этом отношении, в общем-то, не изменилось.

Греция

В форму греческих гвардейцев-эвзонов входит плиссированная юбка-фустанелла. На ней ровно 400 складок в память о четырёх веках турецкого ига, и своё утро гвардеец начинает с того, что разглаживает их утюгом. В комплект к фустанелле прилагаются башмаки с помпонами, белая рубашка, белые шерстяные чулки, гетры, подвязки для гетр, жилет и шапочка-фареон с длиннющей кисточкой. Башмаки весят по 3 кг каждый, и пышные помпоны на них некогда служили для того, чтобы прятать от турков ножи.

Вплоть до начала Второй мировой войны фустанеллу носили и простые греки на юге страны. Сейчас её надевают только по праздникам и чаще на мальчиков, чем на взрослых.

Индия

На родине Вед знать не знают, что ведическая мудрость крайне строго определяет, кому носить юбку, а кому – шаровары, так что сальвар-камиз (брюки с туникой) здесь – популярный женский костюм, а многие мужчины, не испытывая ни малейшего сомнения, наворачивают себе на бёдра запашную юбку – лунги или мунду. Аксессуары к ней необязательны, хочешь – с шарфом носишь, хочешь – с рубашкой, хочешь – просто так.

Кения

Здесь очень популярна традиционная мужская юбка – кикой, но… больше у белого населения. А вот воины масаев на юге страны любят щеголять в подпоясанной шуке – одежде, которую, в зависимости от погоды и ситуации, надевают как сарафан или как юбку (опуская верх шуки поверх подола). Любимые цвета для шуки – разные оттенки красного, особенно алый, и синий. Юноши, танцующие в шуках, выглядят необычайно эффектно!

Индонезия

В Индонезии, а также Малайзии, Шри-Ланке и Сингапуре юбка, которую носят повсеместно и мужчины, и женщины, называется саронг. Популярность саронга легко объяснима: здесь очень жарко, и возможность обеспечить телу вентиляцию и легко сменить пропотевшую одежду крайне важна. В наше время под официальный саронг часто поддевают брюки, но в casual стиле они не предусмотрены.

Бирма

Местная разновидность юбки называется лончжи. Женщины запахивают её на бедре, мужчины – на… нам по пояс будет, короче. Кроме способа ношения, мужские лончжи отличаются от женских узорами. Мужчины предпочитают горизонтальные полосы и клетку. Называются мужские лончжи – пасхоу. Они входят в форму в некоторых школах.

Фиджи

На Фиджи мужские юбки, сулу вакатага, правят бал. Они входят в обязательный дресс-код чиновников, военную форму, в них ходят бизнесмены, офисные работники, школьники и полицейские. В церковь надеть сулу – просто обязательно. Часто подол нарезан треугольничками. Современные сулу бывают как завязывающиеся на талии, так и на застёжках. Кстати, вместо суровых мужских ботинок на Фиджи практикуются суровые мужские сандали.

Йемен

Йеменский джигит без юбки-футы и кинжала-джамбии – не джигит! Разве что на севере вместо футы – платье-тоба. А вот штаны на этом празднике жизни лишние.

Гавайи

Красавчик Джейсон Момоа удивительно хорош в юбках и как Конан-Варвар, и как кхал Дрого. А всё потому, что привык носить этот предмет одежды с детства: на его родных Гавайях до сих пор мужское население охотно носит кикепы. Носит, носило и будет носить, потому что иначе откуда возьмутся новые Момоа.

Самоа

Не могли не поставить Самоа после Гавайев, потому что грех упускать такую рифму. Самоанцы очень бережно хранят свои традиции, включая самые иррациональные, но ношение юбки к ним не причислишь. В таком климате хорошую лава-лава никаким штанами не заменишь – только зря преть будешь и швами натирать по-нежному. Поэтому лава-лава входит во всяческую форменную одежду, например, у полиции.

Текст: Ира Дубина

Пару недель назад интернет облетела новость : мальчишки-школьники одной из академий Эксетера в Девоншире на занятия в юбках. Акция оказалась протестной: погода стояла жаркая, ходить в брюках было решительно невозможно, но директор школы не разрешила ребятам приходить на уроки в шортах - мол, не соответствует регламенту униформы.

За несколько дней до этого британец Джоуи Бардж на работе в платье: сперва он пришёл в шортах, но его тоже пожурили за несоответствие внешнего вида офисному дресс-коду - и в ответ он выбрал довольно радикальный жест. Примерно в то же время по другую сторону Ла-Манша, во французском Нанте, водители автобусов устроили забастовку, выйдя на работу в юбках. Примечательно, что все эти события произошли в течение одной недели - словно кто-то решил запустить своеобразный флешмоб.

Со временем образ «настоящего» мужчины стал прочно ассоциироваться с тем, что сегодня можно проиллюстрировать мемом «я на коне», и важным элементом этого образа стали брюки

Ровно в то же время в Париже вовсю шли показы мужской Недели моды, манифестом которой, по стечению обстоятельств, стали попытки легитимизировать мужчин в юбках. Рэй Кавакубо в коллекции Comme des Garçons Homme Plus стирает границы гендера, представляя свою историю мужского костюма на протяжении нескольких эпох и иронизируя над закрепившимися в современном обществе стереотипами. Французский бренд A.P.C. выпускает удлинённое худи , которое предполагается носить с короткими шортами - или вовсе без них. Dries Van Noten и Loewe в своих мужских коллекциях показывают рубашки, больше напоминающие платья, а Balmain - туники и майки длиной по колено. У Dior - мужская версия платья-пальто и баски , у Alexander McQueen и Thom Browne - натурально платья. А дебютная коллекция долгожданного собственного бренда Стефано Пилати и вовсе практически полностью состоит из вариаций на тему «волка в овечьей шкуре» - то есть мужчины в женской одежде.

Сама идея гендерно дифференцированной одежды появилась не так давно. Если углубиться в историю, можно легко вспомнить множество примеров, когда мужчины носили женскую в современном понимании одежду - от римских тог и древнеегипетских набедренных повязок схенти до элементов национального костюма (в частности, шотландского килта). В те времена одежда служила маркером скорее социальной, а не гендерной принадлежности, а аналоги современных юбок и платьев прижились в обиходе по двум причинам: во-первых, их было просто кроить и шить, а во-вторых, в них было удобно заниматься делами, достойными бравых мужей - воевать, строить, возделывать землю и участвовать в религиозных практиках.

Но уже на следующем этапе общественного развития, когда мужчины одомашнивали скот, в частности лошадей, им понадобился новый предмет гардероба - тот, в котором комфортно скакать верхом. Со временем образ «настоящего» мужчины стал прочно ассоциироваться с тем, что сегодня можно проиллюстрировать мемом «я на коне», и важным элементом этого образа стали брюки - вернее, их тогдашний прототип.

Любопытно, что окончательная дифференциация «подобающей» мужской и женской одеждой оформилась не так давно - примерно к середине XIX века. Тогда в Европе не существовало практики делить детскую одежду на предназначенную «для девочек» и «для мальчиков»: новорождённых обоих полов одевали в похожие платья-туники, и только к 6-7 годам мальчикам дарили их первые брюки (точнее, бриджи) - традиция под названием «breeching» служила своеобразным актом превращения во взрослого мужчину. К слову, чуть раньше, в начале столетия, окончательно оформился и традиционный мужской костюм, став таким, каким, за незначительными модификациями, мы привыкли видеть его и сегодня: пиджак, жилет и непременно брюки.

Если обобщать всё сказанное выше, получается, что брюки как атрибут мужского гардероба - не более чем условность, закреплённая в сознании социума сперва на основании необходимости (женщины не участвовали в конных боях, на лошадях ездили мало, а значит, брюки им были ни к чему), а затем превратившаяся в стереотип. В брошюре к выставке нью-йоркского Метрополитен-музея «Bravehearts: Men in Skirts» , которая проходила в 2003–2004 годах, говорилось: «Одна из целей этой экспозиции - показать, что никакой естественной связи между предметом гардероба и феминностью или маскулинностью нет, всё это не более чем навязанные культурные ассоциации». Неудивительно, что впервые сама суть гендерного разделения одежды была поставлена под вопрос в 1960-е, когда молодое поколение начало искать себя через субкультуры и отрицание традиционных общественных норм.