8 мес ребенку что должен уметь делать. Эмоциональное и социальное поведение. Психоэмоциональное развитие и общение

В возрасте восьми месяцев начинаются первые проявления характера — малыши злятся, если что-то им не по нраву, и радуются, когда вы играете с ними. Как же правильно себя вести с ними в это нелегкое время?

Физиологические параметры в 8 месяцев

  • Рост. Нормальными показателями для роста являются 70-72 см. Естественно, возможны небольшие отклонения.
  • Вес. Мальчики в этом возрасте весят 8,5-9,5 кг, а девочки 8,0-9,4 кг. За месяц они прибавляют приблизительно 600 гр.
  • Окружность головы — 44,3-45,4 см, груди — 46,0-47,2 см.
  • Зубы. В этом месяце прорезываются верхние средние резцы, так что теперь малыш сможет есть более твердую пищу, чем обычно.

Если вы живете в регионе, в котором в питьевой воде содержится малое количество фтора, то можно принимать его в таблетках. Они прекрасно растворяются, и не влияют на вкус, так что можете добавлять их в любой напиток.

Ведь, если ребенку не будет хватать фтора, то зубы начнут быстро портиться. Но делать это надо строго по назначению педиатра!


Умения малыша в 8 месяцев

  1. Может самостоятельно вставать и садиться, цепляясь за перила кроватки.
  2. Хлопает в ладошки.
  3. Если поддерживать за ручки, то с легкостью встает и пробует ходить.
  4. Мимика становится более разнообразной: может показывать на лице интерес и удивление при взгляде на игрушку или незнакомца.
  5. Находит взглядом тот предмет, который ему необходим, и, проявляя настойчивость, пытается достать.
  6. Умело обращается со своими игрушками: может их подолгу рассматривать, постукивать друг о друга, пытается кидать.

Если ребенок не садится…

Конечно, это прекрасно, когда малыш развивается в соответствии с возрастом. Но бывает так, что в 8 месяцев ребенок не умеет сесть сам, или садится, придерживаясь кроватки.

Это — нормально! Если ваш ребенок научился своевременно поворачиваться на живот и ползать, зачем ему садиться, когда у него намного более интересная и увлекательная возможность знакомиться с окружающим миром, самостоятельно преодолевая пространство.

Конечно, некоторые дети могут начинать самостоятельно садиться даже на месяц раньше, особенно те, которые мало ползают. Но активные «ползуны» быстрее учатся вставать на колени, и даже на ноги.

Если ваш ребенок уверенно встает в кроватке, то нужна повышенная бдительность за ним, так как он может упасть на голову. В коляске пристегивайте его ремнями, но имейте в виду, что малыш может сильно раскачаться и перевернуть ее.

Одежда для ползания

Необходимо время от времени проверять, свободно ли пальчикам в носке и не жмет ли что-нибудь, так как в этом возрасте ступни начинают очень быстро расти.

Подбирайте обувь с широким носком, иначе узкая (на вид очень эластичная) может деформировать пальцы на ногах.

Питание и уход за ребенком восьми месяцев

Питание

  1. К меню прошлого месяца уже можно добавить 20 гр мясного пюре, немного увеличить количество бульона и каши.
  2. Так как у малыша появились еще зубки, то уже можно давать не полностью протертое пюре, а более густое. Так, вареную картошку уже достаточно просто размять вилкой. Но помните, что плотность пюре надо увеличивать постепенно, без скачков, исходя при этом из проверенного факта, что проголодавшийся ребенок легче привыкает к какому-нибудь новшеству в питании. Но никакого принуждения и насилия не должно быть.

В связи с уплотнением пищи, стул становится также более оформленным. Может менять цвет, в зависимости от тех продуктов, которые вы ему даете.

Купание

Продолжайте также купать ребенка, но вы уже можете не держать его так добросовестно, как раньше. Позвольте ему привыкнуть к разнообразным движениям и возможности поддерживать равновесие в воде, которая его приподнимает.

Теперь можете наливать больше воды в ванну, можете даже не поддерживать его постоянно, но ни на мгновение не спускайте его из виду, чтобы он не нахлебался воды!

Это прекрасно, если у вас есть дача и вы можете искупать его в ванне на открытом воздухе. В солнечные теплые дни можете купать ребенка в воде с температурой не ниже 20 градусов.

Но не прибегайте ни к какому, даже малейшему, насилию. Позвольте ребенку самому насладиться водными процедурами. Если после первого испуга от холодной воды он все равно захочет купаться, это прекрасно.

Сделайте купание как можно более веселым и интересным, чтобы малыш полюбил воду. Но не заиграйтесь, время процедуры — 5 минут . Затем хорошенько оботрите его махровым полотенцем и не оставляйте влажным на сквозняке.

В озере, речке или море лучше не купать малыша, так как в последнее время все большее количество людей заражаются опасными болезнями. А малыш — тем более может заразиться, ведь он еще не умеет вовремя закрывать ротик, чтобы не нахлебаться воды. И в этом возрасте дети еще очень чувствительны, мало выносливы, и имеют большой риск заражения в открытом водном источнике.

Общение с восьмимесячным ребёнком

Первые проявления характера

У него что-то не получается, или вы не даете ему то, что он требует, и он тут же начинает злиться и стучать ножками . Не пытайтесь придерживать его, наоборот — дайте попинать ногами, пусть он их ушибет. Это пойдет на пользу, так как малыш впредь будет делать то же самое намного осторожнее. А если ушибет ножки несколько раз, то потом от этого отучится вовсе.

Практически все дети рано начинают проявлять негативные эмоции . Их можно заметить даже у совсем маленького ребенка: если он, заплакав, не смог привлечь внимание мамы, то может начать кричать даже до приступов ярости. Более взрослый младенец сердится, когда у него что-то не получается сделать, или еще чаще — когда ему не удалось чего-то добиться от вас.

Если ребенок полностью увлечен игрой, а ее вдруг насильно прекращают, то ему это, конечно, не понравится, и в этом возрасте он выразит свое неудовольствие . Поэтому с этого времени взрослым уже придется считаться с желаниями малыша, и не желательно его провоцировать лишний раз.

Не стоит относиться трагически к яростным проявлениям характера своего малыша, так как они являются обычными почти для всех детей . Но для дальнейшего развития и закладки хорошей нервной системы ребенка очень важна ваша реакция.

Будет ошибкой, если проказничающему ребенку вы начнете приносить подарки, будете его успокаивать или придумаете дать то, что он обычно получает как вознаграждение за хорошее поведение. Его по прошествии времени придется успокаивать все большими усилиями, получая в ответ меньший эффект. Так что, в итоге, у вас будет нервный малыш, чьи негативные эмоции возрастут настолько, что иной раз могут перейти в судороги.

С самого первого случая проявления малышом злости и ярости ни в коем случае нельзя смеяться . Малыш может подсознательно понять, что ему удалось привлечь внимание родителей, а это для него уже — крупный успех.

Правильно будет вести себя так, будто вы не замечаете плохого поведения малыша или его злости. Позже дайте ему понять ваше недовольство, не сердясь и не крича, серьезно ему скажите: «Нет, это плохое поведение, такое мне не нравится!». Главное, чтобы эта фраза была решительной и спокойной.

Как только он успокоится, обращайтесь с ним ласково, и всемерно идите к нему навстречу. Но до этого сохраняйте спокойствие и будьте неумолимы.

Что делать, если вы его отшлепали?


Если это произошло, то дайте себе слово, что этого больше не повторится . Если ребенок долго плачет или ведет себя испуганно, то в этом случае лучше занять его какой-нибудь игрушкой. Не оправдывайте себя, обвиняя при этом его, малыш уже все понимает. И самое лучшее для него сейчас — отвлечься.

Помните, что ошибки родителей и близких могут повлечь за собой несоответствующие реакции, если ребенку часто показывать плохой пример. Вам следует научиться предупреждать конфликтные ситуации, не мешать малышу, который занят игрой, не прибегать к слишком насильственным методам.

У детей, вырастающих в спокойной и уравновешенной обстановке, воспитываемых последовательно, мило и приветливо, без крика и лишних споров, будут наблюдаться приступы ярости лишь изредка.

Первые слова


Произношение в этом возрасте более четкое, малыш уже удваивает слоги и говорит «мама», «папа», «баба». Но все это может носить пока еще характер своеобразной игры с органами речи и подражания услышанному, не связанных с каким-нибудь представлением или впечатлением.

Если малыш говорит эти слова в связи с соответствующими лицами , то он уже опередил норму развития. А это прямой показатель того, что вы хорошо за ним ухаживаете и часто с ним общаетесь.

Конечно, просто так разговаривать с ребенком недостаточно. В этом деле нужно знать золотую середину: суматошная хаотичная речь, пустая болтовня будет путать малыша и тормозить пополнение его словарного запаса, потому как он просто перестанет воспринимать вашу речь.

Обязательно нужно стараться делать так, чтобы малыш ассоциировал слова с понятиями и вещами . Чтобы это происходило для него проще, вам будет нужно постоянно называть вещи, на которые смотрит ребенок, или называть действия, которые он выполняет. Используйте при этом обычные несложные фразы и выражения . Повторяйте их при похожей ситуации, не забывайте о четком и разборчивом произношении. Не стройте слишком длинных предложений, фраз.

Самое правильное — это назвать ребенку слово непосредственно до того, как он увидит лицо или вещь, к которым оно относится. Например, если вы слышите, что сейчас в комнату зайдет папа, то скажите малышу «папа», непосредственно до его появления. Если, как вам кажется, ребенок вас понимает, то можете спросить его: «Где папа?». При этом можно поиграть в прятки — папа прячется и снова появляется, а вы повторяете малышу слово. В такой игре можно использовать и игрушку.

Беседуйте с ребенком


Несмотря на то, что малыш не понимает, что вы говорите, он однако привыкает к естественной мелодии речи, к ее ритму и изменениям произношения. Ребенок в этом возрасте уже начинает понимать рифму, так что можете читать ему стихотворения, независимо от их содержания и смысла. Самыми популярными у детей являются стихотворения с движениями, как, например, «аты-баты, шли солдаты…» и другие.

Дефект слуха


Чтобы проверить, нет ли у малыша дефекта слуха, научите его показывать движения руками во время стихотворения.

Просто читайте стих и двигайте его ручками, он быстро это запомнит. Затем повторите стих без своих подсказок, и, если малыш начал двигаться, то все в порядке.

Если у вас появилось хоть малейшее сомнение насчет его слуха, то отведите ребенка к специалисту. Очень важно выявить возможный дефект как можно раньше.

Правильные игрушки


И такую же процедуру надо проделывать время от времени со всеми игрушками, так как они часто валяются на полу, а ребенок может их засунуть в рот.

  • Во-вторых, это — те игрушки, которые нравятся малышу . Не стоит расстраиваться, если дорогая кукла, подражающая во всех деталях действительности, останется не востребована. Лучше понаблюдайте за ребенком. Возможно, его любимой забавой станет обычная тряпочка или деревянная ложка.

Новые функции игрушек

Обычный мяч, который просто катится по полу, и качающаяся из стороны в сторону неваляшка уже могут не завлекать, так как раньше.

Обучите ребенка новым действиям!

Покажите, как здорово закидывать мяч в ведерко, миску или коробку, а затем доставать его оттуда. Показывайте, проявляя терпение, а еще лучше — проделайте это действие, держа руку малыша. И потом ребенка уже будет не остановить складывать все в какую-нибудь емкость. В этом процессе он начнет различать размеры игрушек и постепенно понимать их форму и величину.

Если ваш бюджет ограничен, а ребенок перестал играть с чем-то, не беспокойтесь: эти игрушки ему, может, и надоели, но через недельку-другую он снова будет с ними возиться.

Так что совсем не обязательно накупать целую гору разнообразных игр . Как говорится, новое — это хорошо забытое старое.

Хорошим спасением будут многочисленные мультфильмы для самых маленьких, которые можно без ограничений скачивать из Интернета или смотреть онлайн.

Положите своего малыша на живот. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что его попытки двигаться вперед в этом положении интенсивно развиваются. Такие попытки могут быть очень индивидуальны и не всегда еще похожи на ползанье по-пластунски или на четвереньках. Например, малыш может просто активно двигаться на месте, вытягивая все тело. При этом руки и ноги (коленки) ребенка в 8 месяцев способны удерживать вес тела несколько секунд. Кроме того, малыш в этом возрасте отлично поворачивается на животе вокруг собственной оси.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Реакции и навыки

Положите ребенка на спину и протяните ему свои, направленные друг на друга, большие или указательные пальцы (как бы образуя ими «перекладину» или «турник»). Если он сам спонтанно их не схватит, вы можете вложить пальцы в ручки, но при этом не поддерживайте его за предплечья и не тяните вверх. Развитие ребенка в 8 месяцев позволяет ему самостоятельно подтянуть свое тело на руках и сесть вертикально. При этом малыш уверенно удерживает голову, ножки его слегка вытянуты и не скрещиваются.

Кроме того, развитие ребенка в 8 месяцев выражается в без вашей помощи минимум 5 секунд, удерживая равновесие. Он может опираться на одну или обе ручки.

Еще одна яркая особенность развития ребенка в 8 месяцев – типичное положение его тела – так называемое «лежачее положение фигуры садового гнома».

Малыш, уже уверенно поворачивающийся как угодно, часто остается лежать на одной стороне тела, опираясь на находящуюся внизу руку. Другая его ручка остается свободной для манипуляций, а расположенную вверху ножку он использует для гибкого балансирования. Такие «упражнения» помогают ребенку постепенно осваивать навыки равновесия и являются хорошей предварительной тренировкой для прямого перехода к сидению из положения лежа на животе.

Возьмите малыша подмышки и поставьте ножками на твердую поверхность. Развитие ребенка в 8 месяцев помогает ему стоять на обеих стопах, однако, тазобедренные суставы при этом еще слегка согнуты.

Следующие три навыка были характерны для развития ребенка в 7 месяцев и сохраняются на протяжении 8 месяца жизни младенца.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ему одновременно два красных кубика (длина ребра 30 мм), держа их либо большим и указательным пальцами, либо просто положив на свои открытые ладони. в состоянии схватить каждой рукой по одному кубику и держать их непродолжительное время. Если второй кубик он берет не сразу, можно побудить его к этому, поднеся игрушку к ручке.

Большим и указательным пальцами возьмите пластиковый кружок диаметром 25 мм и предложите его малышу, внимательно следя, чтобы он этот кружок не проглотил. Малыш берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим пальцем, не прижимая кружок к ладони (мелкий предмет расположен в руке ближе к кончикам пальцев). Этот навык должен выполняться обеими ручками.

Убедитесь, что все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, удалены из его поля зрения.
Попросите кого-нибудь из родных сесть с малышом на коленях за пустой стол. Предложите ребенку машинку или куклу, удерживая игрушку на высоте его глаз. Дождавшись момента, когда он заметит предмет и захочет схватить, отодвиньте машинку или куклу и положите на стол вне досягаемости детской руки, но хорошо обозреваемую с его места. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что он пробует достать игрушку, изменив положение тела: малыш наклоняется вперед, выпрямляет ручки и старается дотянуться до заветной цели.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Ребенок в 8 месяцев умеет отличать своих от чужих: он поворачивается к близким и знакомым, улыбается им, а от посторонних испуганно отворачивается.

Развитие ребенка в 8 месяцев прослеживается в умении произносить что-либо шепотом. Малыш открывает для себя различную силу звука высказываний и играет с ней. Что касается освоения новых звуков, как правило, в этом возрасте он тренирует уже известные ему звуковые сочетания и их комбинации.

Поиграйте с малышом в прятки. Спрячьтесь за каким-нибудь предметом мебели, выгляньте с одной стороны и позовите его. Потом снова спрячьтесь и появитесь уже с другой стороны. Ребенок поддерживает игру: он ждет вашего появления в определенном напряжении и смеется, когда вы выглядываете из-за своего укрытия. Если вы снова исчезаете, малыш ищет вас взглядом в нужном направлении.

На девятом месяце жизни ребенка набирает обороты интенсивное психическое развитие малыша. Он уже умеет концентрировать внимание на предметах: если что-то попадает в ручки ребенка, он внимательно это изучает, трясет, машет, стучит, ощупывает и осматривает, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус.

Затем то же самое проделывает и с другими игрушками. Если подойти в этот момент к малышу, он отвлечется, но затем продолжит свое занятие. Совершенствуются возможности рук ребенка, он уже может выполнять все более и более кропотливые действия.

Темпы роста малыша обычно замедляются в этот период, уступая место развитию цепочки «психика-моторика».

Вес ребенка в восемь месяцев - 8,5-10 кг, а рост - 71-76 см.

Питание ребенка на девятом месяце жизни

К восьми месяцам малыш уже переходит на пятиразовое питание, нередко отказывается от ночного кормления и спокойно спит всю ночь, если, конечно, не режутся зубки. Грудное кормление рекомендуется оставлять только на утро и вечер перед сном.

В остальное время малыш может кушать творожок, овощное, фруктовое bkbмясное пюре, соки. Некоторые родители уже ввели в рацион ребенка каши, можно также добавить яйцо. Только помните, новый продукт вводится по чуть-чуть.

В восемь месяцев ребенку достаточно съедать половину яйца за раз и желательно в один день не давать одновременно и яйцо, и мясо. Учите малыша кушать при помощи ложки, питание можно делать немного гуще. Чем раньше ребенок начнет учиться жевать, тем лучше: это укрепляет десны и зубы малыша.


Что умеет ребенок на девятом месяце жизни?

  • Малыш уже умеет сидеть без поддержки.
  • Может самостоятельно подняться у опоры.
  • На девятом месяце жизни ребенок может недолго ходить либо вдоль стенки, либо у кроватки.
  • Малыш умеет пританцовывать у опоры или если взрослые держат его за руки.
  • Ребенок умеет держать в ручках мелкие предметы, вроде пуговицы.
  • Если накрыть малыша пеленкой, когда он сидит, ребенок сможет сбросить с себя «мешающий» ему предмет, при этом останется сидеть.
  • На девятом месяце жизни ребенок понимает простые фразы и выполняет простые просьбы , такие как «дай мне», «нельзя», «дай ручку», «помаши рукой»…
  • Умеет играть в «ладушки» и другие потешки.
  • Ребенок боится расставаться с мамой. Может бояться оставаться один в комнате. Это нормальный процесс развития психики на девятом месяце жизни ребенка.
  • На появление незнакомого человека малыш реагирует настороженно , как минимум, возможно даже с испугом и плачем.
  • На девятом месяце жизни ребенок пугается резких звуков и осознанно ищет защиты у взрослого.
  • Ребенок уже умеет показывать предметы, которые называет взрослый. При этом вертит головой, ищет предмет.
  • Лапочет и с интересом слушает разговор взрослых, реагирует на музыку.
  • Повторяет простые слоги за взрослыми «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
  • На девятом месяце жизни малыш уже умеет пить из чашки, если его, конечно, этому учили.
  • Может кушать не только измельченные продукты, но уже с удовольствием пробует пищу в кусочках, кладет в рот и учится жевать.
  • Если малыш не хочет кушать, он может оттолкнуть своей ручкой вашу руку с ложкой.


Игры и занятия с ребенком на девятом месяце жизни

  • Для малышей в этот период большое удовольствие доставляет выбрасывать предметы из коляски или кроватки. При этом если вы не подадите ему этот предмет, малыш начнет капризничать. Он уже отлично знает, как заставить взрослого сделать то, что ему нужно. Но такая забава вовсе не каприз, ребенок так играет и хочет привлечь вас к своей игре.
  • Говорите с малышом, повторяйте слоги . Учите звуки, которые издают животные, по красочным картинкам в книжках.
  • Если внимание ребенка привлек какой-то звук, рассказывайте ему о том, что это .
  • Игры с зеркалом очень нравятся деткам на девятом месяце жизни. Ребенок с удовольствием улыбается своему отражению в зеркале, машет ручкой, разговаривает.
  • Научите малыша бросать мячики или небольшие игрушки в детское ведерко или кастрюльку.
  • Заверните в салфетку или платок игрушку так, чтобы малыш не видел, что там. Пусть он самостоятельно развернет сверток и найдет игрушку.
  • Можно сделать из полотенца подобие канатика и играть в перетягивание каната.
  • Купите малышу пальчиковые краски и покажите, как надо рисовать на бумаге.
  • Малыш с удовольствием будет играть с теми вещами, которыми пользуетесь вы. Подражая взрослому он будет тыкать в телефон и прикладывать его к уху. Кастрюльки с крышками могут оказаться более желанной вещью, чем любые игрушки. Ребенок с усердием будет подбирать крышки по размеру, хотя необязательно, что в этом возрасте он справится с задачей без вашей помощи. А если научить малыша стучать крышкой о крышку, не будет предела радости ребенка.
  • Игрушки, которые реагируют на действия малыша (пищат, вытягиваются, выскакивают и т.д.), пойдут на ура на девятом месяце жизни ребенка.
  • Настало время знакомиться с горшком. Только не слишком настаивайте, не кричите на ребенка, если он не желает садиться. Пусть горшок постоит какое-то время в комнате, чтобы малыш привык к нему.

Прививки ребенку в восемь месяцев не назначаются.

Когда ваш малыш сказал первое слово? Во сколько вы приучали кроху к горшку?

Все родители внимательно следят за развитием и здоровьем своих детей, но, к сожалению, далеко не все из них знают, что должен уметь ребенок в 8 месяцев . Другой вариант: родители знают о навыках ребенка, которые он должен приобрести к возрасту в 8 месяцев, но при этом зациклены на чем-то одном, например, на интеллектуальном воспитании. Они пытаются играть с крохой в игры для дошкольников, предлагают ей сложные игрушки, но при этом забывают узнать вес ребенка и его рост.

Односторонний подход к развитию малыша не даст хорошего результата. Произойдет перекос в развитии молодого организма.

Чтобы этого не произошло, родители должны не только знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, но и грамотно оценивать достижения малыша.

Это позволит вовремя выявить возможное отставание от стандартов развития.

Двигательные навыки ребенка

Итак, что умеет ребенок в 8 месяцев в плане двигательной активности?

В возрасте 8 месяцев ребенка нужно переводить с кровати на пол. Он больше времени должен проводить, играя на нижнем ярусе. Это важно как для его безопасности, так и дальнейшего развития: ребенок не упадет с высоты и будет осваивать большее пространство.

Прежде, чем переводить ребенка на пол, это пространство нужно дополнительно обезопасить . Нужно заглушить все розетки, до которых малыш может дотянуться во время игры, убрать все крючки и закрыть острые углы. Нужно убедиться в том, что ребенок не сможет опрокинуть на себя тяжелые предметы и добраться до бытовой химии. Чтобы должным образом оценить безопасность пола, нужно опуститься на уровень малыша и взглянуть на окружающее пространство его глазами.

Развитие базового чувства безопасности

Ребенок в 8 месяцев должен научиться не бояться окружающих . То есть к этому времени при нормальном развитии у малыша вырабатывается базовый механизм безопасности. Без него ребенок не сможет доверять миру. Как развивается этот механизм? Благодаря действиям мамы. Ребенок отслеживает эмоции мамы и учится. Если маме хорошо, то она непременно улыбнется чаду или успокоит его. Чем искреннее эмоции мамы, тем безопаснее становится окружающее пространство для малыша.

Эмоции делают его более живым . Он больше присутствует в этой жизни. Чем лучше сформирован базовый механизм безопасности, тем быстрее он осваивает новые навыки: ведь малыш не боится этого делать. Если ребенок всего боится, то он не будет должным образом познавать окружающий мир.

Психоэмоциональное развитие и навыки общения

Ребенок в 8 месяцев должен уметь правильно воспринимать окружающий мир, осмысливать собственные действиям и окружающие его явления. Он должен уметь определять взаимосвязи между разными предметами. Это выражается следующим образом:

  • Развитие способности быстро переключать внимани е. Многие родители замечают, что в этом возрасте малыши неспособны долго играть в одни и те же игры. Дело в том, что кроха достигла в своем развитии такого этапа, когда его внимание очень быстро переключается на новые предметы и явления, оказывающиеся в поле его зрения. Некоторые родители думают, что нужно пользоваться этой возможностью и предлагают малышу все новые игры. Якобы это ускорит его интеллектуальное развитие. Конечно, некоторое улучшение интеллектуальных способностей у малыша будет, но оно произойдет в ущерб эмоциональному развитию. По мнению психологов, ребенка нельзя перегружать новой информацией.
  • Отношение к чужим людям. Дети в возрасте 8 месяцев начинают относится к чужакам более настороженно . Это - не отклонение, а норма. Благодаря такому навыку дети учатся удерживать безопасную дистанцию между людьми. Причем с одними людьми они быстрее идут на контакт, а других не любят.
  • Ребенок в 8 месяцев умеет воспринимать связь между предметами и действиями . То есть, у него уже четко сформирование понимание того, что если какой-либо предмет пропал из поля зрения, то он не исчез навсегда. Его просто переместили в другое место. По этой причине малышей начинают интересовать движущиеся предметы. В этом возрасте дети уже умеют находить спрятанные предметы. Причем поиск представляется им одной из самых интересных игр.
  • Ребенок начинает проявлять характер . Он может протестовать против каких-либо не устраивающих его действий. Протест может проявляться по-разному. Например, малыш может громко закричать или вовсе заплакать. Некоторые молча начинают вырываться из рук родителей. К этому времени у крохи также появляются любимые занятия и игрушки. Не стоит пугаться негативных эмоций со стороны ребенка. Это совершенно нормальное явление.
  • Младенцы очень любят играть в прятки . Причем эту игру они поддерживают на осознанном уровне. Стоит взрослому спрятаться, как ребенок начинает ждать его появления и очень радуется, когда это происходит.

Очень важно помогать малышу в возрасте 8 месяцев помогать усваивать новые навыки, чтобы они закреплялись должным образом. Родители должны поддерживать и подбадривать ребенка.

Речевые навыки

Ребенок в 8 месяцев не только громко лопочет и вскрикивает, но и умеет переходить на шепот. Малыш начинает понимать, что можно издавать звуки разной интенсивности и тональности. Навыки речи, полученные ранее получают свое дальнейшее развитие.

  • Малыш умеет складывать простые слоги в цепочки. Из их простых комбинаций складываются, казалось бы, вполне осмысленные слова: да-да, ма-ма, дай-дай, ба-ба. На самом деле смысла в них немного. Это все та же лепетная речь, которая к тому же к концу первого года жизни может стать беднее. Но пугаться этого не стоит. Объясняется это попытками малыша сделать свою речь осмысленной. Он сознательно отказывается от использования некоторых слогов.
  • Мелодический лепет. Малыш учится правильно озвучивать интонации. Он не просто произносит слоги, но и старается правильно ставить в них ударения. То есть, он стремится полностью подражать речи взрослых. Собственно, с мелодического лепета начинается формирование осмысленной речи.

Родители могут несколько ускорить этот процесс. Для этого нужно делать все, чтобы чадо находилось в хорошем настроении и было чем-то увлечено. Именно в таком состоянии малыши чаще всего общаются с близкими людьми.

Наиболее частые проблемы

В этом возрасте родители могут столкнуться с некоторыми проблемами в уходе за дочерью или сыном:

Если малыш отстает в развитии по какому-либо из вышеописанных навыков на срок более 1,5 месяца, то это повод для обращения к врачам.

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.