Какие жесты должны показывать годовалые дети. Развитие речи. Опыт мамы особого ребёнка

    Под влиянием указательного жеста у детей старшего возраста предметы обнаруживают тенденцию не только замещать означаемые ими вещи, но и указывать на них.

    Возьмем первый указательный жест ребенка. Жест является не чем иным, как неудавшимся хватательным движением. Ребенок протягивает руку к отдаленному предмету, не может его достать, рука остается протянутой по направлению к предмету. Перед нами указательный жест в объективном значении слова. Движение ребенка не есть хватательное движение, а есть указующее движение. Оно не может повлиять на предмет. Оно может повлиять только на окружающих людей. Оно не является с объективной стороны действием, направленным на внешний мир, а является уже средством социального воздействия на окружающих людей. Но таково положение только с объективной стороны. Сам ребенок стремится к предмету. Его рука, протянутая в воздухе, удерживает свое положение только благодаря гипнотизирующей силе предмета. Эту стадию в развитии указательного жеста можно назвать стадией жеста в себе. Дальше происходит следующее. Мать подает ребенку предмет; для нее раньше, чем для ребенка, неудавшееся хватательное движение превращается в указательный жест. Благодаря тому, что она так понимает его, это движение и объективно все более превращается в указательный жест в настоящем смысле слова. Эту стадию можно назвать указательным жестом для других. Лишь значительно позже действие становится указательным жестом для себя, т. е. действием осознанным и осмысленным самим ребенком.

    Наши исследования убедили нас в том, что первоначальной функцией слова является у ребенка указание на определенный предмет, и поэтому мы понимаем эти множественные понятия как словесный указательный жест ребенка, относимый им каждый раз к конкретному экземпляру той или иной вещи. Подобно тому, как с помощью указательного жеста можно обратить внимание всякий раз только на какой-нибудь определенный, один предмет, с помощью раннего слова ребенок всякий раз имеет в виду конкретный экземпляр какой-нибудь общей группы. Педология подростка Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

    Единственный способ общения без обобщения - это индикативный (указательный) жест, предшествующий речи.

    Если рассмотреть значение детского слова в этом возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, т. е. структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

    Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 143-144

    Неудавшееся хватание, которое у животного отмирает, как не достигшее цели, у человека благодаря социальному окружению начинает выполнять новую функцию и является в сущности истинным источником всех его культурных форм поведения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Факт: у ребенка общение и обобщение не совпадают: поэтому общение здесь непосредственно. Среднее - указательный жест. Жест - это знак, могущий значить все. Закон: какова форма общения, таково и обобщение. "Общение и обобщение внутренне связаны между собой". Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

    Наблюдения над детьми наиболее раннего возраста показали нам, что первичная функция употребляемого ребенком слова действительно сводится к указанию, к вычленению данного предмета из всей воспринимаемой ребенком целостной ситуации. Сопровождение первых детских слов очень выразительными жестами и ряд контрольных наблюдений убеждают нас в этом. Орудие и знак в развитии ребенка /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 40-41

    Штерн отклоняет этот генетический, следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает в процессе развития интенция, осмысленность речи, как "направленность на известный смысл" возникает из направленности указательного знака (жеста, первого слова) на какой-нибудь предмет, в конечном счете, следовательно, из аффективной направленности на объект.

    Самый распространенный способ в таких случаях состоит в том, что шимпанзе начинает то движение или действие, которое он хочет произвести или к которому хочет побудить другое животное (подталкивание другого животного и начальные движения ходьбы, когда шимпанзе зовет его идти с собой; хватательные движения, когда обезьяна хочет у другого получить бананы, и т. д.). Все это жесты, непосредственно связанные с самим действием. В общем эти наблюдения вполне подтверждают мысль В. Вундта, что указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречаются еще у животных, у обезьян же этот жест находится на переходной ступени между хватательным и указательным движениями. Во всяком случае мы склонны видеть в этом переходном жесте весьма важный в генетическом отношении шаг от чисто эмоциональной речи к объективной. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    В подобной ситуации "аффективно-волютивная" направленность на предмет (если говорить языком Меймана) еще абсолютно неотделима от "интенциональной направленности" речи на известный смысл: то и другое еще слито в нерасчлененном единстве, и единственно правильный перевод детского мама и вообще первых детских слов - это указательный жест, эквивалентом, условным заместителем которого они вначале являются. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Равным образом смех, лепет, показывание, жесты в первые же месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Скажем прямо, что в экспериментальном моменте в роли жеста, обращающего внимание ребенка на что-нибудь, мы видим - первое и самое основное - естественные условия для возникновения произвольного внимания. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и игра

    Вся символическая изобразительная деятельность полна таких указывающих жестов. Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь. Таким, образом, детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    …детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. Только на основе указывающих жестов игрушка сама постепенно приобретает свое значение, точно так же, как и рисование, поддержанное сначала жестом, становится самостоятельным знаком. Только с этой точки зрения возможно научно объяснить два факта, которые до сих пор еще не имеют должного теоретическо го объяснения. Первый факт: в игре для ребенка все может быть всем. Это можно объяснить тем, что сам по себе объект приобретает функцию и значение знака только благодаря жесту, который наделяет его этим значением. Отсюда понятно, что значение заключается в жесте, а не в объекте. Вот почему относительно безразлично, с каким именно предметом ребенок будет иметь дело в данном случае. Предмет обязательно должен быть точкой приложения соответствующего символического жеста. Второй факт: уже очень рано в играх 4-5-летних детей наступает словесное условное обозначение. Дети договариваются между собой: "Это будет дом, это - тарелка" и т. д. В этом же примерно возрасте, возникает чрезвычайно богатая речевая связь, толкующая, объясняющая и сообщающая смысл каждому отдельному движению, предмету и поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и разговаривает, объясняет сам себе игру, организует одно целое и как бы наглядно подтверждает ту мысль, что первоначальные формы игры на самом деле представляют собой не что иное, как первоначальный жест, как речь при помощи знаков. Уже в игре мы находим момент, приводящий к эмансипации предмета в качестве знака и жеста. Благодаря долгому употреблению значение жеста переходит на предметы, которые на время игры даже без соответствующих жестов начинают изображать известные условные предметы и отношения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и пиктографическое письмо, рисование

    Именно жест есть первоначальный зрительный знак, в котором заключается уже, как в семени, будущий дуб, будущее письмо ребенка. Жест является письмом в воздухе, а письменный знак - очень часто просто закрепленным жестом. Очень часто, полагает Вундт, изобразительный жест обозначает просто воспроизведение какого-нибудь графического знака. В других случаях, наоборот, знак является фиксированием и закреплением жеста. Так, картинное письмо индейцев всякий раз заменяет линию, соединяющую точки, на которую указывает движение руки или указательного пальца. Указательная линия, превращающаяся в пиктографическое письмо, означает как бы закрепленное движение указательного пальца. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Сейчас мы хотели бы наметить два момента, генетически связывающих жест с письменным знаком. Первый момент - каракули, производимые ребенком. Ребенок, как мы многократно наблюдали во время опытов, рисуя, очень часто переходит к драматизации, показывая жестом то, что он должен изобразить, а след, оставляемый карандашом, только дополняет изображаемое посредством жеста. … Так, ребенок, которому надо изобразить бег, начинает показывать пальцами это движение, а получившиеся на бумаге отдельные черточки и точки он рассматривает как изображение бега. Когда он хочет нарисовать прыгание, его рука начинает делать движение, изображающее прыжки, и на бумаге остаются следы этого движения. Мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова. К этому же феномену мы склонны свести и проверенный нами экспериментально факт, что ребенок при рисовании сложных предметов передает не их части, но общие качества (впечатление круглости и т. п.). Когда ребенок показывает рукой цилиндрическую банку в виде замкнутой кривой, то тем самым он жестом как бы изображает нечто круглое…. Второй момент, который образует генетическую связь между жестом и письменной речью, приводит нас к игре ребенка. Как известно, в игре одни предметы очень легко означают другие, заменяют их, становятся их знаками. Известно также, что при этом не важно сходство, существующее между игрушкой и предметом, который она обозначает. Наиболее важно ее функциональное употребление, возможность выполнить с ее помощью изображающий жест. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Штерн сделал замечательное наблюдение, указывающее на отдаленное родство рисования и жеста. Мальчик 4 лет иногда движениям руки придавал значение изображения. Это было через несколько месяцев после того как каракули сменились обыкновенным беспомощным рисованием. Например, один раз жало комара символизировалось как бы колющим движением руки, острием карандаша. В другой раз ребенок хотел показать на рисунке, как делается темно при закрывании занавесей, и провел энергичную черту сверху вниз на доске, как будто он опускает оконную штору. Причем нарисованное движение не означало шнура, но выражало именно движение при задергивают занавесей. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Жесты, жесты и жесты».

Жесты – невербальное средство общения. Они сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы влево-вправо – несогласие, махание кистью руки – прощание.

По своему характеру и по тому, что они обозначают, какую функцию выполняют, жесты делятся на указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические и механические.

Указательные жесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул», «открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Какой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?». Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?»

Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтообразно». Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его.

Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Символические жесты – условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.


Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях: ударить (хлопнуть) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указать на дверь (обида).

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи-то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.

Среди жестов есть такие, которые производят неблагоприятное впечатление на слушателей. Так, некоторые имеют привычку время от времени потирать кончик носа, дергать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу. Эти жесты называются механическими. Они отвлекают слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию, надоедают и даже вызывают раздражение.


УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ


ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

А теперь поговорим о жестах как средстве общения маленьких детей. Любой родитель не раз наблюдал, как маленький ребенок, не зная слов, мимикой, жестами, взглядами и звуками сообщает о своих желаниях и потребностях. Ребенок в общении использует так называемый протоязык - первичный язык. Компоненты этого языка имеют врожденный характер и очень редко изобретаются самим ребенком.

Среди первых жестов у детей в возрасте пяти-семи месяцев отмечаются жесты-просьбы: протягивание руки ладонью вверх в смысле “дай”. Примерно в десять месяцев это движение у большинства детей сопровождается сгибанием-разгибанием пальцев, протягиванием взрослому обеих рук - “возьми”. В возрасте около семи месяцев у всех детей появляется указательный жест кистью руки вперед в значении “дай”, а через месяц-два и указательным пальцем, как правило, в ответ на просьбу взрослого показать тот или иной объект.

Чтобы привлечь внимание, малыши в возрасте шести-восьми месяцев могут поднимать руку, размахивать рукой, размахивать только кистью. При неодобрительной оценке малыши отворачиваются.

К девяти месяцам появляются жесты приветствия и прощания, первоначально они выполняются малышами по просьбе взрослых: “Маленький мой, помаши бабушке на прощанье ручкой”; “Солнышко мое, поздоровайся с мамой”. Используют малыши также запрещающие жесты (энергичное размахивание одной или двумя руками от локтя слева направо или вверх-вниз), игровые (“ладушки”), неодобрительные жесты в смысле “не хочу” (отталкивание и отмахивание рукой), жест просьбы (“хочу на руки”), жесты привлечения внимания (например, малыш выкидывает из кровати игрушки и ждет, когда подойдет взрослый, чтобы поднять их и заговорить с ним).

У годовалых детей сначала появляются отрицательные кивки головой и только позднее - утвердительные. Увеличивается количество других жестов: испуга, радости, сожаления, недоверия, удивления (“исчезло”), приветствия (“пожми ручку”), недоверия, неодобрения, игровых (например, “коза-коза”).

К четырнадцати месяцам по просьбе взрослого малыш показывает пальчиком свой возраст, руками - размеры предмета. Появляются жесты неуверенности, раздумья, жалости (гладит, обнимает игрушку или человека), вопросительный кивок головой. Дети начинают жестами изображать свое состояние (животик болит, голова болит) или отсутствующие предметы (пропавшего медвежонка, убежавшего котенка). К семнадцати месяцам отмечаются первые жесты угрозы, припоминания, дразнящие жесты (там, где в семье есть старшие дети), имитации действия. Жесты уже могут превращаться в простые жестовые предложения: ребенок, например, может протянуть руки вверх (“возьми”), а затем указать в сторону соседней комнаты (“неси туда”).

Конечно, в развитии каждого ребенка сроки появления того или иного жеста, общее количество жестов и частота их употребления могут варьироваться. Однако у всех детей наблюдается одинаковая последовательность появления жестов, а именно сначала жесты самовыражения, затем жесты воздействия и только после этого жесты передачи информации.

Чем старше ребенок, те большим количеством жестов он владеет. Постепенно жесты детей оттачиваются и приближаются к социально-фиксированному эталону. Однако техника выполнения жеста ребенком во многом зависит от того, с кем он общается в данный момент. При общении с близкими и родственниками жесты свободнее, с большей амплитудой движения, с малознакомыми и незнакомыми людьми - скованнее, с меньшей амплитудой движения.

Иногда у детей наблюдается такое явление, как исчезновение отдельных жестов. Появляется новый жест, а потом исчезает на несколько дней, а то и месяцев. Например, в четырнадцать месяцев может появиться жест “дай” (сгибание-разгибание ладони), затем исчезнуть на два месяца и проявиться в эмоционально значимой для ребенка ситуации. Но чаще всего отдельные жесты просто заменяются словом (например, ребенок говорит маме: “Посоли!” вместо потирания пальчиками над тарелкой с супом) или другим жестом (вместо указания всей кистью ребенок дифференцированно показывает указательным пальцем; это позднее родители убедят ребенка в том, что так делать некультурно).

В большинстве случаев жесты помогают ребенку быстрее и точнее выразить свои желания и воздействовать на взрослого, чем слова. Малыш трет кулачками глаза или отмахивается от нелюбимого блюда - что может быть красноречивее!

Давно замечено, что ребенок начинает понимать жесты раньше слов. Взрослый покачивает головой в знак неодобрения - малыш быстро и правильно реагирует: перестает мучить кошку, разматывать клубок шерсти, пытаться вылезти из манежа и т. п. Трудность понимания ребенком жестов может быть связана с фактом неоднозначного применения знакомого жеста различными взрослыми. Бабушка может шутливо погрозить внуку пальцем, а потом дать конфету, папа сначала погрозить, а потом и отшлепать за разбитую вазу например. Малыш в растерянности, он не понимает смысла жеста. А бывает и наоборот, особенно в случае запретов. Ребенок прекрасно понимает смысл жеста, но делает вид, что не понимает. Как здорово шлепать по лужам, чтобы брызги разлетались во все стороны, а папа грозит кулаком. Ребенок делает вид, что не заметил этого или не понял.

Общаясь с маленькими детьми, желательно не пользоваться только одними жестами, а сочетать их с речью. Речь, подкрепленная выразительностью жеста, понимается лучше слов. Сказать ребенку: “Иди ко мне” - это одно, а подкрепить зов манящим жестом или широко раскрыть объятия - это уже эмоциональный призыв, который не оставит ребенка равнодушным.

Понимание ребенком функций и значения жеста происходит не только под влиянием объективной ситуации, но и под влиянием окружающих ребенка взрослых. Ребенок сначала будет просто копировать их и только по мере развития сознания и мышления полностью овладеет их смыслом. Вот почему так важны правильные примеры применения тех или иных жестов.

Маленький ребенок вначале адресует запомнившийся жест одному взрослому, чаще - маме, а затем и другим людям. Хорошей иллюстрацией данной мысли является применение жеста “до свидания”. Сначала маленький ребенок машет рукой маме при расставании, потом членам семьи и любимой игрушке, а позднее и всем уходящим людям.

Без общения со взрослыми ребенок не может освоить жестикуляции, поскольку он сначала копирует жесты взрослых, потом многократно повторяет их сам и наблюдает, как их повторяют взрослые, и только после этого в сознании малыша проясняется значение жестов. Первое употребление жеста ребенком происходит вслед за прямым показом и словесным указанием о его выполнении или как имитация увиденного. Хотя встречаются и типично детские жесты, которым никто детей не обучал: жест неодобрения (горизонтальное покачивание кистями обеих рук), просьбы (сгибание-разгибание ладони в смысле “дай”), радости и возбуждения (легкое, частое постукивание кулачками по бедрам), поддразнивания (развернутая ладонь большим пальцем приставлена к носу, пальцы колеблются вверх-вниз) и др.

До полутора лет жесты и мимика - главное средство общения ребенка, после - начинает интенсивно расти словарный запас, а частота употребления жестов снижается.

(ранние признаки аутизма, подборка с форума)

Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Конечно, все родители думают, что это довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Таков защитный механизм психики, называемый реакцией неприятия или ухода от реальности. На самом же деле особый ребенок может появиться в любой семье.

Вот что говорит статистика

Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту заболеваемости сохранится и в будущем. Сегодня ассоциация Autism Speaks уведомляет о преобладании аутизма у 1 из 88 детей (1 из 54 мальчиков, и 1 из 252 девочек).

Аутизм считается неизлечимым, но его можно компенсировать настолько, что «инакость» не будет мешать ребенку жить в нашем не очень толерантном обществе, и чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 года... И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте).

Сенсорные навыки/познавательные процессы:

  • Отсутствие интереса к игрушкам (игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т. п.).

- С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.

  • Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).

- Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.

  • Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).

- В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали... У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали... В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал...)

- Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы - такой интерес к свету-тени - может, фотографом будет?

- Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех...А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.

  • Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).

- У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы. Если уж что я и набирала в поисковике, так это "ребенок не ест". Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно "избирательность в еде". Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители - и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда - конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.

- Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое... Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом .

- И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…

Социализация

  • Отсутствие визуального контакта (очень трудно поймать взгляд, не смотрит долго в глаза).

- Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться "заглядывать в глазки". О том, что "страдает визуальный контакт", мысли не возникло.

- Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза - это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется - контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю - никогда на людей не пялилась, взгляд "в пространство", такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.

- Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать "не смотрит в глаза". Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят - долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. "Имеет право интересоваться тем, что ему нравится"- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит - не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!

  • Временами отсутствие реакции на звуки и голос.

- У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала - реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука - тугоухость исключена.

- Также и с именем - другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: "Катя" - девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде - ни на улице, ни дома, никогда....

- Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.

  • Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).

- Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И... Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так - сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.

- О ни учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.

- Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

  • Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).

- Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший - всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда-либо.

- На улицу - с истерикой, с улицы - с истерикой. В ванну - с криком, из ванны - также. Далее составляющие можно менять.

  • Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

- Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные - кричал на разные голоса очень пронзительно - ему нравилось ; визуальные - часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки ; тактильные, вестибулярные - кружился, висел вниз головой .

- Н ачал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. В от они - ранние признаки....

- Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

- Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

  • Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

- Плакал часто и много, не спал много и часто.

- Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

Речь/Коммуникация

  • Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы).

- Я так долго не могла понять, что у нас нет УКАЗАТЕЛЬНОГО ЖЕСТА ! Ребенок не показывает пальцем! Когда-то меня учили, что показывать пальцем неприлично, и я даже радовалась, что у ребенка нет этой плохой привычки. В лучшем случае, он показывал всей кистью или брал мою руку в свою и вел к тому предмету, который хотел.

  • Отсутствие речи или развитие речи (иногда даже с опережением сверстников) и постепенный регресс.

- В рачи меня спрашивали - во сколько начался лепет. Лепет? Что это такое? "Ну, - говорят, когда ребенок повторяет слоги, лопочет". Мне стало страшно… У нас никогда не было лепета. Он появился только недавно. А так, сразу было слово "мама". Через какое-то время появилось "па", потом "баба", потом "дядя", "кар" - кораблик - все к месту, по большой нужде (когда уж сильно что-то было надо), и куча звуков, которые я научилась различать - тс-поезд, с-автобус, ааа-вода, а-собака... А потом и звуки пропали, и как-то «мама» употреблял все реже и реже. А я все читала советы: "У меня ребенок не говорил до двух лет, а потом как прорвало". "Мы отдали ребенка в садик, и тут он как заговорил - отдайте и вы своего!". "Не волнуйся, мальчики говорят позже". "Сейчас многие детки начинают говорить позже". Хуже этих советов нет. Кстати, я как-то поинтересовалась у мамы, которая говорила, что как только дочку в садик отдала, она заговорила, а до этого молчала. Ради интереса, я спросила: «А как это - молчала? Не было вообще слов, звуков, жестов?» "Не, - отвечала мама, - она говорила слов 30, простые фразы, просто связанного диалога не получалось". Вот что скрывается зачастую за словами "До садика, до двух лет и т. п. ребенок молчал, а потом заговорил".

Цитата из дневника:

1,5 месяца

У тебя уже очень богатый лексикон. Любимые слова "Ку" и "Гу". Именно их ты произносишь как-то с особой нежностью. В периоды радостного возбуждения звучат "Ау" и "Огу". Еще проскальзывали "Го" и "Гы". А когда выталкиваешь изо рта бутылочку, получается "Га".

2,5 месяца

Наша речь стала более разнообразной и выразительной. Меняется интонация. "Слова" уже становятся двусложными, типа "кигу".

3 месяца

У нас были гости, всем, конечно, очень хотелось послушать, как ты говоришь, но ты весь день молчал, как партизан.

3,5 месяца

Ты так и продолжаешь молчать. Может быть, горлышко болит, но ты не произносишь ни "слова"... Конечно, плачешь и мычишь, но это все.

4,5 месяца

Наконец-то ты опять начал разговаривать. Правда, пока только "Огу", но мы уже и этому рады.

(Это был наш первый регресс в речевом развитии. Замолчал в тот день, когда в доме появились незнакомые. Возможно, совпадение, но факт остается фактом. В 4,5 месяца ребенок опять стал быстро набирать сперва слоги, затем слова. Последняя запись о новых словах - в 14 месяцев. К тому моменту в нашем словаре насчитывалось 15-16 слов. А далее речь опять стала пропадать. Остались только 4 слова, которые он произносил крайне редко, только когда это было надо ЕМУ. А позже начал формировать "свой" язык).

Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы...

- С годов 1,5 начались стереотипные действия и маршруты . Сначала маршруты - ходили по одному и тому же пути. Потом нужно было сделать определенные ритуалы. На мостике остановиться, и еще раз пройти. У колодца сказать - "вода". У одного из окошечек (если там не было кошки), сказать "нет кошечки!". При выходе из ванны - обязательно посмотреть в зеркало, вытащить цветочек, поставить в вазу, поцеловать себя в зеркале... и т.д. Также были действия - открывать-закрывать двери. Т.е. я могла полчаса стоять у раздвижных дверей, а Тима бегал туда-обратно, и так каждый раз при входе в магазин. Или включали-выключали микроволновку час. Или наливали чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет, и... снова, около часа. Как то меня муж спросил: " А почему ему нужно у одного из подъездов обязательно подойти и притронуться рукой?". Я бодро ответила: "Это навязчивые действия. Он компенсирует свою тревожность. Он ведь уже понимает, что не говорит, и переживает от этого". Нет, я чувствовала, что это все не так.

«С моим ребенком что-то не так», - именно так формулируют свои первые жалобы мамы, чьим детям впоследствии диагностируют аутизм. Первое время очень сложно сформулировать, что именно беспокоит в поведении ребенка. Мама очень устает и физически, и психологически, пытается найти ответ у педиатра, но, как правило, уходит ни с чем - ребенок здоров. Знакомые с детьми тоже уверяют, что беспокоится не о чем.

- Вообще, первый звоночек, который звенел - мне очень тяжело ! Я не могла поверить, но мне было очень тяжело. У всех подруг вроде как - тяжело в худшем случае первые полгода, а потом жизнь налаживается. А я думала, что я такая слабая, неумеха, что ничего у меня не получается. И мне тя-же-ло. У других как-то первые 3 месяца тяжело, потом прямо умиротворенные мамы с детьми. А у меня сплошной стресс, сплошные нервы. И внешне-то вроде, как у всех, ибо очень быстро я научилась ловить состояние, и облегчать его. Но вот это напряжение... Когда мужу объясняла про наше заболевание, говорила: "Ну, нам ведь всегда с ним было тяжело". А он: "Да все у нас как и у других - ну покапризничает, да перестанет". А это достигалось тем, что я до "капризов" не доводила. Но это и выматывало.

- Как понять норма или нет? Понимаете, здесь главное мысль донести, что беспокоиться надо, когда не один- два пункта подошли, а хотя бы по 2 в каждой группе. Да, конечно, все дети любят бросать камушки, НО не по 2 часа подряд! И их не забирают от камушков с жуткой истерикой, правильно? Да, многие дети убегают от родителей, но не каждый ребенок уйдет за километр, даже ни разу не оглянувшись, один он или нет, чувствуете разницу? Я помню, как начинала рассказывать знакомым о нашем поведении, мне тоже часто говорили, что их дети ведут себя также... "Ну и что, что все время бегает, это же хорошо для мальчика?" А то что, когда он бегает, он может сделать ВСЕ что угодно, например, "выбежать" с балкона 7 этажа, это уже никого не интересовало... Некоторые из тех знакомых, поняли, о чем шла речь, только когда побыли с ребенком хотя бы несколько часов подряд...

- Мамы, которые прочитают эту тему. Если вдруг вы узнали своих деток, вдруг вас насторожил только один момент - читайте, узнавайте, консультируйтесь с врачами! Если вы знаете только одного аутенка - вы знаете только одного аутенка. Аутизм очень разнообразен. Ваш участковый врач вам не поставит никакой диагноз. Ходите к разным специалистам. Если чувствуете "с ребенком что-то не так!" - обойдите всех! Время - вот что может помочь! Мы стали работать, когда ребенку уже было три года. Начинайте раньше. Шансов больше. Не бойтесь увидеть проблему. Лучше перебдеть.

- Аутизм в таком раннем возрасте действительно очень сложно уловить. Мне до сих пор многие не верят, что с моим сыном что-то не так. Ну, само собой, они его видят по часу в день во дворе, а я с ним круглые сутки и то, что для них порой выглядит, как забавная шалость (ну, подумаешь, не отзывается, когда мама зовет - просто балуется, подумаешь, не говорит «МАМА» - просто нет необходимости, наверное, вы его балуете сильно; подумаешь, укусил - все детки кусаются) для меня уже открывается как нарушение развития определенное.

- А ещё, мне кажется, взгляд у аутят особенный. Раньше я, кроме своего, не знала других ребятишек с таким диагнозом. Теперь ходим на занятия, и вижу эту общую черту. Очень редко так смотрят - очень внимательный, глубокий взгляд, непростой какой-то, вглубь тебя как будто заглядывают

Не стоит пугаться, если пара особенностей характерна Вашему ребенку. Чтобы заподозрить аутизм, нарушения должны присутствовать во ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ группах, а чтобы подтвердить или исключить диагноз обязательно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.

Список врачей и центров в Новосибирске, которых Сибмамы рекомендуют для подтверждения или исключения аутизма:

Обратите внимание на собеседника во время разговора. Как часто он жестикулирует, сопровождая тем самым свою речь? Насколько эмоционально он это делает? Какие действия пальцами проскальзывают?

Многие люди прибегают к помощи рук во время беседы, чтобы придать своей речи более яркий эмоциональный окрас. Иногда при помощи жестов пальцами можно понять, в каком настроении пребывает человек или что на самом деле он хочет донести до собеседника.

Поднятая вверх ладонь

В большинстве стран поднятая вверх ладонь обозначает сигнал "стоп". Такое ее применение используется в процессе разговора, чтобы остановить собеседника.

Вторым обозначением является "приветствие" или "прощание", когда на короткое время ладонь поднимают вверх. А вот у народов Греции это оскорбительный жест, после которого незамедлительно последует конфликт.

Соединение кончиков пальцев обеих рук

Когда собеседник складывает кончики пальцев вместе, можно сразу понять, что он преисполнен спокойствием и уверенностью в себе и своих знаниях. Такие люди скупы на эмоции и весьма уравновешены.

Также жест обозначает момент раздумия и принятия решения. В такой интерпретации он использовался несколько сотен лет назад на судейских заседаниях.

Скрещенные указательный и средний пальцы

Во многих странах Запада на удачу. В России этому жесту соответствуют два обозначения: на удачу и как отмена своих слов. Когда человек дает какое-либо обещание, которое не собирается сдерживать или же его речь недостоверна, то он за спиной держит скрещенные пальцы, чтобы "снять с себя всю ответственность" за сказанное.

А вот в Ватикане, показывая этот жест собеседнику, человек наносит ему оскорбление, поскольку в этой стране такое сплетение пальцев означает женские половые органы.

Зовущий жест указательным пальцем

На территории России, а также во многих европейских и западных странах вытянутым вперед и загибающимся указательным пальцем подзывают кого-либо, однако он считается "жаргонным" символом и не используется при культурном общении. В странах Азии эта жестикуляция является запрещенной. На Филиппинах таким способом зазывают собак, поэтому его использование в отношении к человеку унизительно и оскорбительно.

Кукиш

Такой знак в разных странах интерпретируется по-своему. Так, у жителей России это выражение отказа, причем в грубой форме. А для бразильцев - наоборот, символ доброжелательности, которым желают крепкого здоровья и удачи. Поэтому в этой стране его используют довольно часто.

Средний палец

Этот жест в большинстве цивилизованных стран является непристойным, оскорбительным. Он символизирует мужские половые органы, причем в таком обозначении средний палец применялся еще во времена древних римлян.

Кулак

Когда все пальцы на одной или обеих руках прижаты к ладони, то есть сжаты в обозначает враждебную настроенность человека.

Возникновение жестов пальцами

Использование пальцев рук во время разговорной речи или отдельно от нее начало свое существование многие столетия назад, еще во времена становления цивилизации. Особенно часто жесты были задействованы в религиях.

У христиан движения пальцами, складывание их в различные сплетения применялись во время прочтения молитв, богослужения.

У мусульман каждая фаланга пальцев, а также ладонь наделены буквой алфавита.

Во Франции, когда были организованы различные тайные сообщества, при помощи жестов пальцев и рук общались члены этих обществ. Причем жесты были известны только им и были тайными.

В китайской медицине при помощи пальцев проводили лечение всего организма, нажимая на особые точки. Поэтому в азиатских странах руки - это также символ здоровья, и жестикуляции при их помощи оскорбительных знаков запрещены.

Со временем использование пальцев как способ общения укоренилось в общественной жизни и стало дополняться новыми символами, менять свое значение. Сейчас большинство людей пользуются таким способом общения, порой бессознательно, выражая свой эмоциональный всплеск.

Для людей с ограниченными возможностями это единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, жестикуляцию пальцами нельзя игнорировать при общении.