Как избавиться от надоевшего беспорядка в детской – попробуйте следовать им и почувствуйте разницу. Порядок в детской комнате: миф или реальность

Самая заселенная мелочами и склонная к беспорядку комната - это, конечно, детская. Надеемся, несколько наших идей помогут сделать так, чтоб наведение чистоты в ней было в радость и вам, и вашим детям.

Организация порядка в детской комнате: с облюдайте правила безопасности!

Хранение в детской обусловлено не только функциональностью, но и безопасностью ребенка. Чтобы не было форс-мажоров с градом книг и вещей, не вешайте никаких полок, рискующих упасть или выронить содержимое, тем более над детской кроватью. Не стоит вешать и расставлять здесь фото в рамках под стеклом. Самые тяжелые вещи должны просто стоять на полу. Двери лучше тоже выбирать наименее тяжелые и те, которые с наименьшей вероятностью могут ударить ребенка или придавить ему палец. Например, .

Оставляйте все необходимое под рукой

Основная зона детских игр - это, как известно, пол. Игрушки должны быть в зоне доступа ребенка. Добротный сундук, ящик для Лего и домик для барби, на ночь превращающийся в общежитие для кукол, пусть стоят снизу, чтобы ваш малыш мог до них добраться, а после игр легко сложить все обратно. Все необходимое должно быть под рукой и у родителей, и у малыша. Для тех вещей, за которыми вы обращаетесь по нескольку раз в день сделайте веселые кармашки и коробочки, которые будут на виду. Коробочки можно подписать названиями предметов, которые в них хранятся, или буквами алфавита, так ребенок будет не только наводить порядок с большей заинтересованностью, но и заодно готовиться к школе.

А также оставляйте все необходимое на виду

Ребенок, может, человек и маленький, зато с самого детства богатый на одежду и игрушки. Чтобы сократить время на поиски вещей, нужно быстро ориентироваться, что где лежит. Используйте прозрачные контейнеры для тех игрушек, в которые малыш играет каждый день. Ему будет приятно видеть, где игрушки «отдыхают» (и что они – рядом, в безопасности), а вам не придётся «перерывать» в поисках нужной туфельки весь гардероб. На видные места можно положить игрушки, к которым вы хотите привлечь внимание ребёнка и для игры с которыми не требуется ваш присмотр. Если ваш ребенок еще маленький, но уже собирает вместе с вами конструкторы и пазлы, такие игровые наборы лучше хранить в комнате взрослых, чтобы они не способствовали беспорядку в детской и не соблазняли малыша глотать их.

Избегайте мебели, которую ребенок захочет использовать как спортивный снаряд

Откажитесь от высоких стеллажей. Дети любят лазить по мебели - мы все это помним из собственного детства, когда, невзирая на запреты, любой ценой пытались дотянуться до вещей на верхних полках. Мебель следует выбирать невысокую. А если нужно уместить очень многое и без стеллажа не обойтись, то убедитесь, что его полки прочные, а сам он надежно стоит на своем месте, и лучше - привинчен к стене.

Порядок в детской: превратите его в игру

Приучать к порядку нужно с детства - это знают все родители. Другой вопрос - как это сделать без бунта и сопротивления со стороны любимого чада? Способ с превращением уборки в игру ещё никогда не подводил. «Кто быстрее соберет все вещи?», «А ты сможешь разложить их по нужным коробкам?», «Кто уберется чище, тот победил и получает суперприз».

Раскладывание игрушек по интересным или подписанным системам хранения тоже способствует восприятию уборки как развлечения, а обузы. Например, в тех самых коробочках, если поделить их на секции и полочки, куклы могут не просто складироваться, а спать в своих кроватках - уборка станет для девочки игрой в дочки-матери. Роботы-трансформеры, бетмены и люди-пауки, любимые мальчиками, обычно занимают много место из-за длинных рук и ног - всех этих супергероев можно распределять, например, по висящей нас стене футбольной сетке. Так они будут украшать интерьер мальчишеской комнаты, а их хозяину будет легко и интересно их туда крепить.

Контейнеры для игрушек лучше покупать функциональные: например, машинки, на которых ребенок сможет кататься, или зверушки , которых можно оседлать. Наводите порядок с ребенком играя, и, возможно, скоро не вы будете просить его прибраться в детской, а он вас - разрешить ему это сделать. И, главное, не забывайте хвалить своего маленького чистюлю.

Представьте себе, что вы заходите в комнату к своему ребенку, а там - будто Мамай прошелся. Вещи раскиданы, постель небрежно заправлена, письменный стол покрыт слоем бумаги, фломастеров, клея, картона и все это «сдобрено» учебниками и тетрадями. Занавески скромно висят в углу и, судя по виду, они уже долго в таком положении. И ладно бы это было случайностью, но такое наблюдается постоянно.

Вам знакома такая обстановка? Вот и Васина мама наблюдает эту "живописную" картину каждый день.

Комната, где все под рукой

Беспорядок на Васином столе сводит ее с ума. Он любит мастерить, конструировать, клеить макеты. Но когда Вася приступает к урокам, то все ненужное сдвигает в сторону и в таком завале учится. У него просто нет времени все это убрать, да и зачем? Ему же не терпится сделать домашнее задание, чтобы как можно скорее приступить к своей «важной» работе.

Игрушки и вещи могут валяться на полу целыми днями. Васина мама уже бьет тревогу: «Опять ты здесь бардак устроил, живо все собери! Чтобы книги стояли на полке, а ручки лежали в пенале. Как можно так заниматься? Ты ведь уроки нормально сделать не сможешь! Во всем должен быть порядок. А у тебя что?»

Вася не понимает ее, вроде бы прибрался, в чем проблема тогда? А проблема в том, что для его мамы это не уборка, это - всего лишь наспех распиханные по разным углам вещи. Она считает, что порядок в комнате должен быть всегда.

«Надо к порядку приучаться, – декламирует она ему. – Разве это плохо?» Прочитав нотации, она пытается объяснить сыну, как важно соблюдать аккуратность по отношению к вещам, что у каждой вещи есть свое место, и она непременно должна вернуться туда после использования по своему прямому назначению. Вася же в ответ только кивает головой, но заново прибираться и не думает.

Ему не хочется терять время на одну и ту же работу дважды. И, чтобы не прибираться заново, он начинает хитрить и увиливать от уборки, притворяясь, что сильно устал, что у него болит голова или спина. Обычно активный, подвижный, любящий играть в футбол, он готов прикинуться больным, лишь бы не выполнять заново одну и ту же работу, лишь бы сэкономить свои силы.

Но Васина мама не унимается: «Переделывай до чистоты». Для нее идеальная, правильная, прибранная комната, как и вся квартира, является как бы ее лицом, и она не собирается ударять им в грязь. Поэтому конфликт неминуем. Сетуя на то, что воспитала лентяя с вредными привычками, она вздыхает, что сын пошел не в нее. Но так ли на самом деле?


Для кого уборка в тягость?

Комната, в которой разбросаны игрушки, наспех заправлена постель, беспорядок на столе - это комната ребенка с определенным складом характера. Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь типов психики, которые называются векторами. Вектор – это набор врождённых свойств и желаний, который определяет стремления, наклонности и поступки его обладателя. Вася - обладатель .

Носители кожного вектора - это активные, энергичные, любознательные дети. Любят изменения и новизну. Именно они делают перестановку в своей комнате и вносят новые штрихи, долго не могут заниматься одной и той же работой, быстро теряя к ней интерес.

Обладатели кожного вектора любят соревноваться и побеждать, во всем стремятся быть первыми. Скорость - их конек. Могут делать сразу несколько дел одновременно, в итоге упор делают не на качество, а на количество.

Кожные дети экономят на всем, такова их природа. Экономят на информации – слова лишнего не скажут, скрытные. Экономят на энергии – берегут свои силы, палец о палец не ударят просто так. Любят экономить пространство – кожнику приятнее находиться в маленьком помещении, так он ощущает границы, рамки. Любят экономить время, поэтому все делают быстро, не заботясь о качестве, главное - успеть. Они пунктуальны, у них врожденное чувство времени. От кожных детей часто можно услышать в ответ: «Мне некогда», «Нет времени».

Именно таким детям некогда наводить порядок. Для них время - деньги, ведь надо успеть сделать еще более важные дела. Они будут выдумывать подходящие отмазки или найдут способ убрать побыстрее, например, сгрести все в кучу и - под кровать. Или сконструируют большой ящик, в котором будет всё «под рукой». Они наделены логическим мышлением и изобретательскими способностями. В будущем из кожного ребенка может вырасти отличный инженер или управленец.

Кожные дети во всем ищут пользу-выгоду. Лучшая мотивация для них – это поощрение. А адекватное наказание – это ограничение во времени и пространстве: временное лишение мультиков и компьютерных игр, прогулки или развлечений.

Для кого уборка в радость?

В отличие от Васи, его мама - обладательница анального вектора. Именно для таких людей важен порядок в доме.

Аккуратные и чистоплотные от природы, они щепетильно относятся ко всем вещам. Разбросанные игрушки, лежащие не на своих местах, вызывают у обладателей сильный дискомфорт. «Взял – положи на место», – будут они повторять изо дня в день. «Каждая вещь должна знать свое место», - анальные люди консервативны и очень не любят, когда что-то изменяется в их привычном жизненном укладе.

Они следят за порядком в доме и требуют этого от других, для них важно качество сделанной работы. Люди с анальным вектором – истинные перфекционисты. Им необходимо все довести до идеала. Некачественная уборка, пусть и быстрая, не устроит их, им необходимо качество.

Анальные люди бессознательно предпочитают ровные линии, и все пространство оценивают исходя из этого свойства. Получают удовольствие от ровных линий, и глубокий дискомфорт от любой кривизны. В доме у них все стоит словно под «линеечку», только ровные прямые углы.

Ищем решение

Когда анальная мама заставляет сына переделывать, убираться заново, ставить все идеально ровно, то говорит с ним через свои свойства. Ведь для нее важны чистота, порядок и аккуратность во всем. Она взывает к его стыду и совести, но кожного ребенка пристыдить не получится, его можно «взять» только пользой-выгодой.

Например, в качестве поощрения, можно придумать систему бонусов. Если что-то не устраивает, можно снизить бонусы или даже ввести штрафы за разбросанные вещи.

Необходимо также ограничить пространство, чтоб он не «захватил» всю квартиру и не превратил ее в захламленное царство. С этой целью можно установить правила. Например, в гостиной, кухне и других комнатах - никаких забытых игрушек, книжек, вещей, а в детской - делай, что хочешь. Но один день в неделю, например, в субботу, ты будешь делать уборку в своей комнате, за это будешь получать награду. Такие правила будут только на пользу кожному ребенку. Они разовьют в нем навык ограничивать себя.


Вариантов подхода к уборке можно придумать множество, опираясь на свойства кожного ребенка.

Вася с мамой совсем не похожи друг на друга. Они разные по своим психическим свойствам и желаниям. Непонимание этого приводит к конфликтам. Однако, восприятие своего ребенка таким, какой он есть, воспитание с учетом врожденных свойств, которыми его наделила природа, позволит выстроить с ним гармоничные отношения.

Поможет в этом Системно-векторная психология Юрия Бурлана. На бесплатных онлайн- лекциях по СВП проводится глубокий разбор особенностей психики обладателей как кожного, так и анального векторов. Регистрируйтесь по ссылке:

Знание психики ребенка убережет родителей от трагических ошибок в воспитании, которые могут нанести ему непоправимые травмы. А целенаправленное развитие его врожденных талантов поможет ему в будущем легко адаптироваться и найти свой путь во взрослой жизни.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Шкафы, комоды и полки всегда будут актуальным решением хранения вещей, но когда дело доходит до детских спален, почему бы не позволить себе мыслить нестандартно? Например, короб? Или контейнер, прикреплённый к стене?

Эти оригинальные, яркие и практичные идеи для детской помогут вам, дорогие читатели портала Интерьеров Комнат, организовать комнату ребёнка так, чтобы ему было просто держать свои вещи в порядке.

А с некоторыми предусмотренными заранее моментами, дети обнаружат, что во время уборки может быть тоже очень весело!

1. С глаз долой, из сердца вон. Если у вас больше одного ребёнка, рассмотрите вопрос о том, чтобы они жили вместе в одной комнате, а другая может стать игровой зоной. Это именно то, что сделала семья с тремя мальчиками, которые живут в этом доме.

elaine richardson architect

Мама, архитектор Elaine Richardson, разработала эту комнату для игр с множеством мест для хранения, чтобы можно было не волноваться о беспорядке.

Самыми важными деталями здесь являются панели кровати-чердака, за которыми можно скрыть то, что не всегда может быть убрано (кто, например, захочет разбирать конструктор Lego, если на создание фигуры потрачено столько времени).

Если вы не видите беспорядка, это так хорошо! При необходимости кровать-чердак также может использоваться в качестве спального места для гостей. Посмотрите подробнее об этом доме

2. Волшебный шкаф. Дизайн типичного шкафа с достаточным пространством для маленького ребёнка, так что коллекция настенных ящиков является одновременно и привлекательной и функциональной.

Самое необходимое – любимые игрушки, книги и обувь – рядом, до них легко добраться, в то время как другие предметы могут быть доступны с помощью родителей.

И если что-то получится немного неряшливо, дверь скроет эту проблему.

Wolveridge Architects

3. Спрятать всё в одно место. Банкета – любимый элемент, который нравится всем, от малышей до подростков. Она также служит удобным местом для хранения.

На снимке банкета, выдвижной ящик и стол прекрасно сочетаются в интерьере детской и сводят к минимуму любой беспорядок.

Denai Kulcsar Interiors

4. Побросать всё и бежать. Дети склонны к постоянной смене деятельности, и эти большие ящики для хранения, облицованные деревянным шпоном, дают возможность быстрого и лёгкого доступа к различным игрушкам. И когда игра закончена, уборка занимает лишь считаные минуты.

Положите все предметы обратно в коробки, и комната станет аккуратной и опрятной. Идея была хорошо продумана дизайнерами Watershed Design. По мере роста ребёнка блоки могут быть удалены и заменены письменным столом в деревянной облицовке.

Watershed Design

5. Встроенный в изголовье модуль. При проектировании спальни общая идея заключается в расположении кровати у дальней стены. Но, возможно, пришло время для переосмысления этого.

Система хранения за изголовьем даёт лёгкий доступ к книгам и другим предметам, может быть отличным местом для расположения фотографий и аксессуаров.

Kim Pearson Pty Ltd

6. Цветная стена – система хранения. Зачем прятать игрушки далеко, когда всё – от книги и настольных игр и заканчивая мягкими мишками и научно-фантастической атрибутикой – может создать один огромный красочный дисплей?

Добавьте пластиковые коробки для хранения мелких деталей, таких как Lego и пазлы. А если полки выглядят неряшливо, можно установить двери на некоторые стеллажи.

Eisner Design LLC

7. Скрытый ящик на колёсах. Чтобы сделать вид детской спальни законченным, хорошей уловкой является наличие встроенных, а не отдельно стоящих единиц хранения.

В этом проекте – открытые полки для книг, игрушек и безделушек, а колёсный блок идеально подходит для скрытия больших предметов. Посмотрите подробнее об этой крошечной парижской квартире

Manuel Sequeira Architecte D.P.L.G

8. Боксы с маркировкой. Такая система хранения подходит для гардеробной или открытых полок. Коллекция контейнеров – однотонных, цветных, с нарисованными животными – добавляют нотку фантазии в эту спальню для девочки.

Подписанные этикетки на каждом боксе помогают легко распознать их содержимое.

9. Комбинированная кровать-стол. Популярный вариант, но обратите внимание – этот блок может также быть преобразован в двухъярусную кровать. Столик на колёсиках легко отодвигается, и даёт возможность друзьям ребёнка оставаться на ночь.

Кровать в два этажа, как правило, включает лестницу для лёгкого доступа, но здесь встроенные ступеньки являются одновременно функциональными системами хранения, в которых удобно содержать обувь.

10. Настенные книжные полки. В маленькой спальне, где нет места для тумбочки, попробуйте установить оригинальную полку, например, как на снимке Ron Arad Bookworm, в виде книжного червя, весёлую и функциональную.

Cath Tonkin Interiors

Всё, начиная от книг до iPad, может быть легкодоступно. Одновременно, встроенная кровать представляет собой дополнительное место для хранения – это реальная экономия места.

Kerryn Ramsey поделилась с нами творческими идеями, где хранить игрушки и как устранить беспорядок в детской.

Безусловно, это не означает, что комната ребенка должна напоминать подобие стерильной операционной, в ней периодически может возникать творческий хаос, в особенности тогда, когда малыш занимается рисованием, лепкой, собирает пазлы, конструктор и пр. Но чтобы был порядок в детских вещах, каждый предмет должен "знать" свое персональное место.

Систематизация детских вещей - важнейший шаг на пути к полному порядку в детской комнате и необходимое (но не достаточное!) условие для того, чтобы ребенок мог по собственной инициативе и самостоятельно убираться в своей комнате, и следить за порядком в своих вещах.

Зачастую кажется, что навести порядок в детской комнате как в гостиной или родительской спальне невозможно из-за слишком маленькой площади помещения. Многие считают, что причина беспорядка кроется в неудобстве и малом количестве мест для хранения. Но основной проблемой является излишнее количество вещей и отсутствие системы в их хранении.

Вы сможете создать свою систему хранения для всех категорий детских вещей, чем окажете неоценимую помощь своему ребенку и себе, если вы пока, в силу возраста крохи, являетесь активной участницей процесса наведения порядка в детской.

Как навести полный порядок в детских игрушках

Самое главное правило, которое стоит запомнить и использовать в детской (да и в других комнатах), - у каждой вещи, у каждой игрушки, книжки, которая есть у вашего ребенка, должно быть свое место. Это очень важное правило, но еще важнее вот что: это место должно быть удобным для всех, кто пользуется данной вещью. Например, если вы определили для игрушек высокую полку, вы до нее достаете, а ребенок нет, то этот вариант не подходит. Если вы расставили игрушки ровными рядами, но на полке этих рядов два, а то и три, то не стоит ожидать, что ребенок будет интересоваться игрушками со «второй линии». Если же он увидит у стены свои любимые игры, то, конечно, достанет их, а вот убирать на место «первый ряд» придется уже вам.

Располагая игрушки на полках, в ящиках и на стеллажах, прежде всего думайте о том, чтобы место, которое вы определили для конкретной игрушки, было доступно ребенку, тогда вам будет проще договориться с крохой, чтобы игрушка всегда возвращалась на свое место.

Посмотрите на фото – порядок в детской вполне можно наводить вместе с ребенком:

Ваш малыш старше 2-х лет? В этом случае постарайтесь привлечь его к раскладыванию игрушек на полках, а если это не удается сделать, просто понаблюдайте за ребенком и его играми - возможно, вам удастся проследить, откуда ему удобнее брать те или иные игрушки и где он их оставляет после игры. Иногда вместо выматывающих и безрезультативных попыток приучить ребенка класть какую-то игрушку на место бывает проще перенести это «место» туда, где это будет удобно для малыша.

Полезно научить ребенка убирать игрушки на место сразу после игры, а для игры брать 1-2 игрушки. В этом случае ребенку проще сосредоточиться на процессе игры и в полной мере проявить свою фантазию.

Как навести порядок в детских игрушках, книгах и систематизировать те, которые должны остаться в детской? Первым делом распределите все игрушки и книги по возрастному принципу: то, что ваши дети в ближайшие полгода-год не будут использовать по назначению, играть и читать, убираем на антресоли, на балконы, отдаем знакомым временно, то есть любым способом убираем эти вещи из комнаты или хотя бы из поля зрения.

Оставшиеся игрушки попробуйте рассортировать по типам игр, в которых они используются. Например, игрушки для строительства и конструирования, игрушки для ролевых игр и инсценировок, игрушки и материалы для творчества и т.д. В процессе того как упорядочить игрушки в детской, оставьте два-три варианта каждого типа, которые вы выделите среди всех имеющихся в наличии игрушек в зависимости от возраста ребенка и от того, во что он любит играть. Все остальное уберите и используйте для организации «круговорота игрушек» (меняем получившиеся комплекты игрушек один раз в 1-2 недели по мере угасания интереса ребенка).

Ещё одна практичная идея по наведению порядка в детской - распределение типов игрушек по направлениям развития. Например, вы можете выделить следующие направления: творчество, музыкальное развитие, развитие речи, логики и математических способностей, мелкой моторики, физическое развитие и т.д. Попробовав распределить игрушки по этим направлениям развития, вы сразу увидите, каких типов игрушек у вас слишком много, а каких, возможно, недостаточно.

Если вы начнете наводить порядок в детских игрушках, систематизируя их по направлениям развития или по типам, вы можете распределить их так же и на полках, в ящиках и других местах для хранения, выделив каждому типу или направлению свою , контейнер, корзину. Однако это необязательно.

Как навести порядок в детских вещах: систематизация в комоде и шкафу

Как правило, детская одежда и обувь также хранятся в детской комнате и для многих являются не меньшим источником головной боли, чем все прибывающие игрушки и детские книги. Как навести порядок в детских вещах (одежде, обуви, аксессуарах и т. д.)?

Для начала необходимо систематизировать одежду и обувь по возрастному принципу. Избавьтесь от вещей, которые малы или велики ребенку. Относительно одежды и обуви также справедливы и другие критерии «расхламления», так что вы смело, можете избавляться от вещей, которые неудобны, не нравятся вам или ребенку, а, например, были подарены вам родными или знакомыми.

Как видно на фото, порядок в детской комнате поможет поддерживать хранение одежды по принципу комплектов:

Посмотрите, что с чем сочетается, что с чем можно носить. Например, кофта теплая и то, что под нее надевается, сочетание верха и низа и т.д. Подбор таких комплектов существенно упростит сборы на прогулку или в гости. Такие комплекты можно подготовить для разных ситуаций: например, для похода в бассейн или в поликлинику лучше, чтобы одежда легко снималась и одевалась; для прогулок в холодное время года стоит подобрать многослойные комплекты одежды и т.д.

Если такой принцип вам не подходит, можно раскладывать одежду по типам: футболки с футболками, брюки с брюками и т.д. Чтобы ребенку было легче одеваться, можно сделать карточки с последовательностью одевания: плавки-майка-носочки-брюки-кофточка. Через некоторое время ребенок запомнит, что за чем надевается, и такие подсказки будут уже не нужны. Если ваш ребенок ходит в детский сад, можно разделить шкаф или комод на две части - «для дома» и «для садика». Для большей наглядности можно приклеить наклейки или рисунки, тогда ребенок сам сможет выбрать тот комплект одежды, в котором захочет пойти в сад, и вам не придется уговаривать его не надевать домашний костюм или халат. Он просто не увидит эти вещи, ведь порядок в детском комоде будет организован таким образом, что домашние вещи спокойно хранятся в другой половине или отдельном ящике.

Как поступить с все прибывающим количеством одежды у ребенка? Здесь поможет сила воли: установите количество одежды, которое необходимо ребенку, и не выходите за эти рамки. Можно составить список типов одежды, которую носит ваш ребенок, и напротив поставить оптимальное количество, например: футболки - 5 штук, спортивные брюки - 3 пары, джинсы - 3 пары, кофточки с длинным рукавом - 5 штук, и т.д. Здесь, конечно, нужно отталкиваться от ваших индивидуальных предпочтений, от опрятности вашего ребенка и от того, насколько часто вы готовы и имеете возможность стирать.

Как быть, когда вам все же хочется чего-то новенького? Все просто, вы сами - кузнецы порядка в детской! Купите понравившуюся вам вещь, а одну вещь из детского гардероба уберите до лучших времен - для следующего ребенка - или кому-нибудь отдайте.

В процессе того, как навести порядок в детской, важно научиться рационально использовать пространство шкафов, места хранения одежды и обуви и убирать высоко то, чем ребенок не пользуется в данный момент. Прежде всего, это касается сезонной одежды и обуви. Здесь все зависит от того, в каком климате вы живете, то есть, как часто у вас происходит смена сезонного гардероба. Исходя из своего климата установите определенные дни, когда вы занимаетесь сменой сезонного детского гардероба.

Еще один принцип, который стоит использовать при систематизации вещей, - хранить вещи там, где вы их используете. Например, зимой мы надеваем много одежды на ребенка. Так, брюки может быть удобно, надевать в комнате, поэтому там их и стоит хранить. А куртку ребенок надевает в последнюю очередь, уже в коридоре, поэтому и храниться она должна в коридоре. На первый взгляд это кажется мелочью, но на самом деле это очень удобно и экономит ваше драгоценное время. Только опытным путем устанавливаются подобные правила систематизации детских вещей. Если у вас таких правил пока нет, просто понаблюдайте за собой и определите, какие лишние действия вам приходится совершать в течение дня. После этого вы сможете найти подходящее решение.

БЕСПОРЯДОК В ДЕТСКОЙ «Это не срач и не бедлам, а творческий беспорядок!!!» – кричит моя старшая дочь, рассерженно хлопая дверью у меня за спиной. Я, в свою очередь, рассерженно хочу вернуться, и покричать еще немного по поводу бардака, неряшливости и возможного нашествия тараканов, которые потом заполонят весь дом. Но я просто ухожу убираться в «остальной квартире», уговаривая себя, что крики мне так ни разу и не помогли, а как-то раз чуть даже не довели дочь до демонстративного ухода из дома. Знакомая ситуация? Думаю, знакомая до боли всем мамам подростков и «почти подростков», а мне знакомая и подавно – я узнаю себя с восьми до пятнадцати…. Я ловлю себя на этом сравнении и мне становится не по себе, я успокаиваюсь и начинаю думать о том, как же быть дальше и так сосуществовать с этим стихийным бедствием детского беспорядка, чтобы все были целы и хотя бы более или менее довольны. Первое и самое главное: я – жуткая перфекционистка во всем, что касается нахождения всех предметов в доме «на своих местах» – такой не родилась. Я как-то сама по себе стала любительницей порядка. Поэтому, возможно, и ребенок ваш тоже рано или поздно организует свой хаотический бардак в бардак удобоваримый. Так что придумайте себе мантру на этот счет и сохраняйте спокойствие. В крайнем случае, когда мантра не помогает не замечать беспорядок, устроенный детьми, и я «дохожу до ручки», то думаю о том, что вот этот срач всего-то еще лет на 10 – 15, а потом дите съедет… и еще лет 50 будет свинячить в другом месте. А вы будете сидеть в своем идеальном порядке и вспоминать, как же было с дитем хорошо, и как сейчас скучно. Так что радуйтесь ребенку сейчас и старайтесь не биться в конвульсиях по поводу беспорядка. Второе: бедлам не вечен и по другой причине – я вспоминаю себя после пятнадцати лет, когда ко мне пришло какое-то более взрослое понимание чистоты – просто будьте примером рациональной уборки и верьте, что ребенок рано или поздно его переймет, а если не верится, то все равно будьте примером, потому что если еще и вы убирать не будете, то тараканов точно долго ждать не придется. Для «не нагнетания» и сохранения мира в семье: не лезьте часто и навязчиво. Если у ребенка есть отдельная комната – не лезьте, вы же зачем-то выделили человеку личное пространство? Так пусть живет так, чтобы ему в этом пространстве было комфортно и безопасно. Если у детей одно пространство, одна комната на двоих – разграничьте зоны. При помощи мебели можно просто поделить комнату, а если площадь и возможности не позволяют, то просто каждый убирает свое, а «общий пол» – по очереди. Разграничение тем более необходимо, если один – адепт чистоты и порядка, другой же склонен к «творческой разбросанности». С местами общего пользования сложнее: хотите помощи- требуйте уборки в общих местах, но не немедленно – “убрать прямо сейчас” – это обычно бесит. Пусть назовет срок, а назвал – будь добр убери, тебя за язык никто не тянул. Для поддержания хоть какого-то порядка в доме назначьте правила, и пусть они станут ритуалом. Например, “день чистоты” в своем пространстве и регулирование чистоты в общих местах. Вот это должно соблюдаться. И тут у нас действует правило: «сделал дело – гуляй смело». Назначьте определенный “день чистоты”, когда ребенок убирает свое пространство. Выберите день посвободнее, когда кружков и секций поменьше. Мы выбрали среду. Пару недель все ворчали, не успевали, пытались перенести на другой день. А потом привыкли. Быстренько пыль-пол и готово. И еще целых полсреды остается на всякие интересные дела. В обязанности “дня чистоты” у Саши (8 лет): пыль и мытье пола, у Марка (6 лет) – такие же с маминой помощью в части пола. Чтобы как-то мотивировать, нужны бонусы. В качестве бонусов и приятностей: Марку – календарь чистоты с наклейками за каждую уборку, Саше – уборка под музыку и маленький бонусик. Ну и главное, конечно, хвалить. Много и громко. И еще при ребенке папе рассказать, погордиться помощником. И бабушке невзначай в телефонном разговоре хвастануть. Даже угрюмые подростки, услышав краем уха, оценят себя, молодца такого, и уже в следующий раз не в такую уж тягость уборка будет. Когда дети были поменьше (3-5 лет), мы играли в «Фею чистоты». Мама говорила о том, что вот надо бы убрать игрушки и просила детей их убрать. Если не хотят – не надо. А если убирали, я выходила из комнаты, потом возвращалась и ахала – охала, вовсю изумляясь чистоте и порядку, и не верила, что это дети убрали. “Наверное, прилетала волшебная Фея чистоты?”. Довольные дети вопили, что это они сами. А в следующий раз уже сами выталкивали меня из комнаты на время уборки, а потом звали. Очень уж им нравилось мое изумление и очень им хотелось побыть Феей чистоты. Но тут надо играть натурально, а то весь эффект и удовольствие пропадут. Каждый, зная своего ребенка, может придумать что-то свое. Главное, фантазию проявить, а малыши любую игру подхватят. Пусть даже и игру в чистоту. Теперь о нужном и необходимом расхламлении. У детей в принципе такого термина не существует, потому что у них ВСЕ НАДО. Все вещи прекрасны и нужны. Моих можно уговорить только отдать кому-то, у кого нет. И то, честно говоря, с трудом. А про игрушки тем более, они в 6 и 8 лет готовы расстаться только с погремушками и резиновыми прорезывателями, и то Саша иногда говорит, что это ее кукле нужно, и вот эту пустышку не надо отдавать племяннице, кукле нужнее. Поэтому расхламляю я их очень аккуратно, осторожно, и только в их отсутствие. Выкидываю поломанное (но не самое ценное) и отправляю “в отстойник” то, что уже прямо совсем не нужно. “Отстойник” – это дальний невидимый угол, где вещи лежат недели две – три. И если про них не вспомнили, то их можно отдать или выкинуть, в зависимости от их состояния. Иногда бывают казусы, конечно, но редко. С подростками такое, конечно, не пройдет. Но у них хотя бы мусорку освежить – и то уже хорошо. Кстати, мусорка в детской комнате – чуть ли не самая нужная вещь. Я теперь засохшие огрызки яблок уже не нахожу в столе или укромном уголке. Теперь они, как и рваные бумажки, какие-то поломанные линейки и засохший пластилин, красуются в мусорке! В деле детского расхламления и беспорядка есть еще один важный пункт: бабушки – дедушки и ненужные подарки. Раньше – просто отдавала кому-то или передаривала, не показывая ребенку, а сейчас прямо в законодательном порядке прошу огромные мягкие игрушки и всякую дребедень не дарить. Вот тут-то с подростками проще – им бабушки обычно дарят деньги, которые, естественно, не валяются потом где попало. Конечно же, принципы и критерии чистоты и порядка у всех разные: кто-то педантично кладет пульт от телевизора всегда на одно и то же место, а кто-то считает, что “лежачая” пыль никому не мешает и не вредит. В любом случае, главное, это постараться все-таки уяснить, что самое важное – это не стерильная чистота, а “погода в доме”, ради которой можно иногда пожертвовать и порядком.