Как помочь первокласснику в учебе. Первоклассник: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Погружение в учебный процесс у первоклашек происходит не сразу: у кого-то адаптация к школе занимает больше времени, у кого-то меньше, на изменения в жизни и в своем распорядке дети тоже реагируют своеобразно. Родителям надо поддерживать в ребенке желание стать школьником. Следует рассказать ему, как мама и папа были маленькими и тоже были первоклассниками, что им нравилось в школе. Если ребенок не занимался в своей будущей школе в подготовительной группе, ему хорошо бы устроить экскурсию. Ничто так не страшит, как неизведанное, поэтому, походив по школе и посмотрев свой класс, столовую, спортивный зал, он поймет, что ему нечего бояться. Один из главных моментов подготовки к школе – это объяснение будущему первокласснику школьных норм и правил, обсуждение с ним его прав и обязанностей. Если ребенок умеет подчиняться правилам, понимает их необходимость и целенаправленность, ему будет легче учиться в классе и общаться с одноклассниками. Облегчит первые учебные дни составленный первоклассником и его родителями распорядок дня. Четкое соблюдение распорядка, необходимость его придерживаться приучат малыша к порядку, научат ценить собственное время. Родителям стоит помогать будущему ученику в его желании добиться успеха, чаще его хвалить, но, если что-то не получится, объяснить, что все имеют право на ошибку.

В течение первого месяца мальчики и девочки перестраиваются на новый для них учебный режим, привыкают к нагрузкам и школьным требованиям. Здесь очень важны понимание родителей, их поддержка. Без них ребенку труднее освоиться в школьной жизни и достичь желаемых результатов и успехов в учебе. В целом период привыкания к школе занимает в среднем от 2 до 6 месяцев, но именно первый месяц, сентябрь – наиболее трудный и ответственный. От ребенка требуется много усилий. Школа, занятия, учитель, одноклассники – ко всему нужно привыкать и приспосабливаться. Самое тяжелое испытание для многих детей – это сидеть за партой определенное время, когда не только нельзя побегать, попрыгать, поговорить, а еще нужно думать над заданиями и отвечать на вопросы. Нельзя отвлекаться, нужно слушать, что говорит учитель. Все это является своеобразной психологической бурей, требует максимального напряжения всего детского организма, длится обычно первые 2–3 недели. Очень тяжело приходится детям, не посещавшим детский сад , мало общавшимся с ровесниками, не имеющим братьев и сестер. Им кажется, что уроки долгие, переменки слишком короткие, требования учителя непомерно большие. Сложно приходится, если в классе подобрали детей с разной степенью подготовки к школе. Иногда в силу сложившихся обстоятельств попадают дети психологически не совсем готовые к школе, они даже обращаются к учителю с вопросом о том, когда же они будут играть. А рядом, за соседней партой находится ребенок с высоким уровнем развития познавательных и интеллектуальных процессов, и, когда одноклассники преодолевают первые трудности в учебном процессе, он сидит и откровенно скучает, что тоже вносит дисбаланс в процесс обучения. Очень трудно адаптироваться застенчивым, боязливым детям, детям с высоким уровнем тревожности, им трудно одним, расставшись с мамой и бабушкой. Нарушается привычный ритм их жизни, что является для них почти стрессовой ситуацией. Детям, привыкшим находиться в центре внимания, кумирам семьи часто очень трудно первое время в школе. Им кажется, что никто ими не интересуется, одноклассники и учитель не обращают на них внимания. Состояние таких детей тоже тревожное, эти ощущения переживаются ими очень болезненно.

Как родители могут помочь первокласснику

В этот сложный период для первоклассника очень многое зависит от родителей. Нужно бережно и внимательно относиться ко всему, что происходит в жизни ребенка, о чем он рассказывает, независимо от того, важное ли это, по вашему мнению, событие или пустяковое. Для ребенка в этот период жизни все события имеют одинаково большое значение. Если у первоклассника возникают проблемы с учебой, стоит разобраться вместе с учителем, по какой причине это происходит, уметь поддержать его, ободрить, посочувствовать, помочь не решением задачи, а объяснением, как сделать так, чтобы она была решена. Нужно не подсказывать, а словами подвести ребенка к нахождению правильного решения задания.

Конечно, многое зависит от взрослых, родителей, преподавателя. У первоклассника могут возникнуть трудности в отношениях с одноклассниками. Объяснения, что другие ребята так же сейчас тревожатся и беспокоятся, и дальше вам идти вместе по школьной дороге, и даже ни один год, могут помочь. Лучше научить ребенка улаживать конфликты сейчас, не оставляя их на завтра. Иногда малыш не видит выхода, а вместе с родителями эту проблему можно легко и просто решить.

Трудностью является то, что ребенку сложно вставать по утрам, особенно после летних месяцев. Сложно бывает сконцентрироваться на уроке, на выполнении домашнего задания, думать о школьных делах. В начале сентября в школе детей привлекает друг с другом, уроки им кажутся длинными. Детскому организму требуется время для перестройки на новый режим дня, ему нужно привыкнуть к другому распорядку. Задача родителей – помочь ребенку настроиться на учебный режим, помочь выбрать оптимальный путь для решения этого вопроса. Нужно следить, чтобы малыш не нарушал режим дня, включая выходные дни. Будить ребенка стоит с улыбкой на лице. Если он не просыпается, не нервничайте, будьте спокойны. Если не встает сразу, на следующий день лучше начать будить на несколько минут раньше, чем начинать утро с замечаний. Когда он проснулся, не подгоняйте его и не дергайте по пустякам.

Переход от отдыха к занятиям желателен все-таки постепенный и плавный, иначе у ребенка быстро появится усталость, что скажется на успеваемости и здоровье.

Адаптация к школе не может быть быстрой, но и плохо, когда она затягивается . Несобранность, неправильное распределение сил влияют на процесс обучения и могут стать не временным явлением, а постоянным.

Первоклассника в первый месяц учебы лучше провожать в школу и забирать после уроков. Если есть такая возможность, то не стоит отдавать ребенка в продленку в первое время. По дороге в школу стоит беседовать на отвлеченные темы или обсуждать вместе окружающий мир. Не нужно в это грузить малыша нравоучениями и советами. Хорошо бы внимательно выслушать ребенка. Показатель адаптации школьника – это его настроение. Если он идет в школу радостный, с желанием, то адаптация скорее всего проходит нормально. При появлении нежелания идти в класс малыш грустный и задумчивый, посещает школу с неохотой. Тогда надо выяснить причину. Это тревожный сигнал для родителей и учителя, надо менять ситуацию.

Нужно стараться рассчитать время, необходимое первокласснику для сборов в школу. Если он не успевает, лучше в следующий раз дать ему больше времени на сборы, только не нужно упрекать и ругать малыша. Завтрак ребенку, конечно, нужен, но если он категорически отказывается от него, то не надо его принуждать. Отсутствие аппетита может быть следствием эмоциональной перегрузки. Лучше постараться провести эти несколько минут с малышом, обнять его и успокоить. Можно постараться готовить его любимые блюда. Если и это ничего не изменит в ситуации, ребенок продолжает отказываться от завтрака, просто давайте ему его с собой. Вместе с другими ребятами он вполне сможет его съесть за компанию.

Подходя к школе, стоит пожелать ему удачи. Скажите, что любите его, подбодрите. Впереди у первоклассника трудный день. Не нужно никаких наставлений, никаких указаний, только пожелания удачного дня.

Встречая ребенка после уроков, не стоит дергать его и засыпать вопросами.

Если первоклассник молчит, нужно дать ему расслабиться, потом он все расскажет. Если школьник огорчен, не стоит сразу допытываться о причинах, скорее всего он расскажет позже, а если настаивать на откровенности, то может вообще замкнуться. Бывает, наоборот, ребенок эмоционально возбужден, стремится что-то рассказать родителям, а маме с папой некогда слушать. Всегда надо найти минутку и все спокойно выслушать. Малыш выговорится и успокоится. Все то, что он рассказывает, очень важно, к каждому пустяк нужно относиться серьезно.

Не стоит обещать первокласснику какое-либо (особенно материальное) вознаграждение за хорошую учебу . Стимул будет временный и внешний, и у ребенка не выработается стойкой внутренней мотивации к учебе. Он будет думать не о том, что результаты его учебы важны в первую очередь ему самому, у него может сложиться неправильное представление о цели учебы. Он может подумать, что учится за вознаграждение. Метод «кнута и пряника» самый древнейший вид мотивации деятельности, иногда в каких-то отдельных случаях имеет место быть. Сейчас все больше считается лучшим воспитанием воспитание без наказания, но у нас в современном обществе скорее до сих пор применяют именно метод «кнута и пряника», т. е. поощрение, или похвала, и наказание, или критика. Если родители все-таки применяют к первокласснику этот метод, стоит помнить о том, что, прежде чем поругать, покритиковать маленького школьника, сначала похвалите его, вспомните обо всех его дошкольных и, может быть, уже школьных заслугах, сколько труда ему пришлось вложить в свои знания. Услышав похвалу, малыш захочет исправить свои ошибки как можно быстрее, а еще и будет благодарен родителям.

Первоклассник, хотя и уже школьник, на самом деле еще все тот же малыш, поэтому не стоит ему запрещать играть, а можно даже самим родителям играть с ребенком. Полчаса, проведенные вместе, способны творить чудеса. Ребенок знает, что он любим и дорог.

Всем родителям хочется, чтобы их сын или дочь учились хорошо, имели глубокие знания, но не каждый ребенок способен на это. Завышенные требования, предъявляемые родителями с амбициями, приводят к тому, что у маленького школьника повышается чувство тревожности, теряется уверенность в себе, страдает самочувствие и даже могут возникать чувство страха перед школой, перед учителем, перед родителями, боязнь не справиться с учебной ситуацией. Такому ребенку дальше учиться будет все тяжелее.

Сложно определить, но тем ни менее придется узнать «границы» возможностей ребенка, узнать его способности. Не стоит огорчаться, если они не соответствуют родительским ожиданиям, их представлениям о собственном ребенке. Конечно, нужно настраивать первоклассника на успех, достижений необходима. Но если у него что-то не получается, необходимо суметь объяснить, что в жизни бывает всякое и жизнь не всегда состоит из одних побед, удач, успехов и счастливых случаев, бывают и поражения. Главное – не расстраиваться, не теряться и верить, что даже невозможное возможно, и даже если ты совершил ошибку, может быть, и серьезную, всегда есть возможность все исправить, пусть и не сразу.

Не надо пугать маленького школьника страшными последствиями , которые случатся, если, он не захочет учиться, если ему не все удается. Всегда надо соизмерять свои родительские желания с возможностями ребенка. Нужно любить его таким, какой, он есть, верить в него.

В Америке проводились исследования среди самых гениальных и знаменитых людей. Выявлялись закономерности воспитания, искалось что-то общее в их детстве, то, что бы объединяло этих успешных людей в различных областях. Среди них были актеры, физики, музыканты и политики. Было выявлено одно обстоятельство, один общий фактор: это вера матерей в своих детей, в их способности, возможности, в человеческие качества. Вера этих матерей была настолько сильна, что не изменялась ни от каких воздействий и ни при каких обстоятельствах. Поэтому мамам первоклассников необходимо верить в своих детей, они будут более уверены в себе, смогут достичь больших успехов.

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Мелочей нет.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.


(2 голоса : 5 из 5 )

Прошло два месяца с того торжественного дня, когда эйфория сопричастия к «взрослой» жизни захлёстывала первоклассников на первой школьной линейке. Букеты, подаренные первой учительнице, завяли, улыбки заметно потускнели под влиянием реальности школьной жизни. Мы-то с вами знали, что будет всё непросто. Знали, и поэтому основательно готовились к школе, нанимали репетиторов, делая попытку «подстелить соломку» своему чаду.

Но такая «соломка» помогает всего в 10%. Есть такая категория детей — с научным складом ума, мы их называем «ботаниками». Только такие дети переносят адаптационный период в школе почти без проблем. Но сколько таких ребят в одном классе? Один? Два? Остальные дружно демонстрируют полный набор адаптационных проблем. Каков он, этот набор?

повышенная утомляемость;
— ухудшение аппетита;
— раздражительность;
— слезливость;
резкие перепады настроения;
серьёзные проблемы с концентрацией;
— проблемы с осанкой (ребенок «вдруг» начинает сутулиться).

Конечно, перечень далеко не весь, и кто-то из родителей может вполне его дополнить. Но всю совокупность проблем можно выразить всего одним словом: НЕЖЕЛАНИЕ. В ребенке постепенно накапливается нежелание ходить в школу, он сопротивляется столь сильно изменившимся условиям жизни, и он борется с этим, как может. Что делать?

А причём здесь удовольствие?

Педагоги и психологи в один голос советуют организовать четкий режим жизни и правильное питание одноклассника. Якобы, это действенное средство помощи в адаптации. Но скажите мне, дорогие коллеги-родители, кому этот совет помог? Мне с моей первоклашкой не помог, и не встречала я никого, кому бы он помог. Далее: психологи настоятельно рекомендуют заменить просмотр телевизора и игру на компьютере после школы дневным сном. Вроде бы логично.

Но что мы имеем на самом деле? Мало того, что ребенка нагрузили наитруднейшими школьными заданиями, так еще и привычного, любимого дела лишили. Под предлогом блага для здоровья. Скажите честно, если бы с вами, взрослыми, так обошлись, что бы вы сделали?

Когда я это поняла, то нашла ключ к решению проблемы адаптации своей первоклассницы. Оно заключается в слове «удовольствие». Именно так! Все дело в том, что мы охотно делаем только то, от чего получаем удовольствие, и особенно это относится к детям. Когда ребенок идет в первый класс, то все родители сознательно или подсознательно начинают паниковать. Они боятся, что малыш не справится, и лишают его всех привычных удовольствий. Надо соответствовать, надо добиваться хороших отметок, надо усваивать все предметы. Надо-надо-надо! А кому надо? Родителям и учителям. Детям – не надо. Они не понимают еще, зачем это надо.

Но они отлично понимают, что такое удовольствие. И я сделала все, чтобы научить свою дочь получать удовольствие от учебного процесса, вообще выбросив из головы это отвратительное слово «надо».

Как это работает, и чего делать не надо?

Начнем с того, чего делать не надо: не нанимайте репетиторов. Это не решает проблему, а увеличивает психологическую нагрузку – такой своеобразный пресс под названием «В жизни нет ничего, кроме школы». Вы сами должны стать репетитором, который никогда не говорит слова «надо», но учит ребенка получать удовольствие от умственной деятельности, от того, что он умеет ставить цель, и достигать её. От того, что он по-настоящему умен.

Вы скажете, что это возможно только для одарённого ребенка? Это не так. У моей дочери была дисграфия, с которой не смогли справиться логопеды, после чего я отказалась от их услуг, и сама стала репетитором для своей дочери. Я поняла: если буду учить свою дочь ради того, чтобы ее учитель похвалил, «ради школы», то у меня ничего не получится. И тогда я стала учить ее ради нее самой. У нас получилось, потому что мы работали с ней вместе, и потому, что я научила ее получать удовольствие от учёбы. Теперь она учиться полностью самостоятельно.

Не лишайте своего ребенка привычных удовольствий – это второе важное условие. Потому что со стороны все выглядит так, как будто его наказали за то, что он пошёл в школу. Пускай будет не всё так мрачно. Как бы ни хотели психологи уложить ребёнка спать днем, он не заснет. Хочет смотреть телевизор – пускай смотрит, но конечно, не долго. Главная задача – создавать для него хорошее настроение, и поддерживать его в процессе выполнения домашнего задания.

Валентина Галич

Первый год в школе – самое волнительное и сложное время для всей семьи первоклассника. Перед ребенком ставится целый ряд задач, требующих приложения с его стороны интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. В то же время для родителей этот период становится не менее трудным испытательным сроком. Чтобы дети благополучно прошли адаптацию к обучению, задача школы ‒ правильно распределить нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.

Помимо общеобязательных требований СанПиН к организации начальной школы, Министерство образования ежегодно издаёт приказ с указанием общей продолжительности учебного года и времени отдыха. К тому же для минимизации перегрузки и стрессов для первоклассников предусматриваются дополнительные каникулы. Когда же будут каникулы у первоклассников в 2018-2019 году?

Каникулы у младших классов

По законодательству при классическом четырехсеместровом обучении предусматривается, что в период с 1 сентября по 28 мая школьникам на каникулы выделяется не менее 30 дней. Окончательное решение с началом и окончанием каникулярных недель принадлежит школьной администрации. Все даты и продолжительность в неделях прописываются в годовом графике.

Для российских школ всех типов также действительны некоторые учебные положения, согласно которым:

  • дату нельзя смещать более чем на 2 недели;
  • отдых учеников должен начинаться в понедельник;
  • между четвертями ‒ не меньше 7 дней выходных;
  • перерыв летом должен быть не менее 2 месяцев;
  • учебный год нельзя начинать и заканчивать в воскресенье.

Нужно также учитывать, что Минобразования РФ вносит корректировки за несколько месяцев до начала учебного года, поэтому узнать точные даты каникул для первоклассников в 2018-2019 можно будет не раньше весны наступающего года. Хотя на основе опыта предыдущих лет уже сегодня можно сложить ориентировочный график.

Каникулы в обычной школе

Учебные заведения, которые делят год на 4 четверти, после каждой устанавливают перерыв. При этом в зимний период он обычно продолжается 2 недели, а в летний – 3 месяца.

Осенние каникулы

Первые каникулы у первоклассников в 2018-2019 году должны пройди на последней неделе октября и первой ноября. У всех будет один дополнительный выходной, связанный с важным государственным праздником – Днем народного единства, который отмечается в воскресенье 4 ноября. Согласно проекту о переносе праздничных дней, он будет перенес на понедельник. В результате начальная школа сможет отдыхать с 29 октября по 6 ноября.

Планы на новогодние выходные еще не известны, но сроки могут отличаться от привычных 10 дней отдыха.

Зимние каникулы

Новогодние каникулы у первоклассников в 2018-2019 году пройдут почти одновременно со взрослыми, поэтому можно съездить всем вместе в путешествие или провести время дома в кругу семьи. Обычно они длятся 2 недели, то есть они должны бы начаться в среду 26.12.18 и продлиться до 08.01.19 включительно. Но уже сейчас рассматривается предложение начать выходные для младших классов с 24, поэтому последним учебным днем может стать уже 21 декабря. В связи с тем, что на зимние выходные приходятся праздники Новый год и в особенности Рождество Христово, которые должны переноситься, то, надо полагать, все школьники вернуться к учебе только в среду 9 января.

Дополнительный отдых для первоклассников

Для первоклашек, которые только начинают адаптироваться к школьной жизни, законодательством предусматривается дополнительная передышка. Скорей всего, это будет последняя неделя февраля – начало марта. И хотя даты 25.02.19-03.03.19 – ориентировочные, 22.02.19 вполне может стать последний учебным днем для 1 классов. Эта неделя должна помочь маленьким школьникам восстановить силы.

Весенние каникулы

После самой сложной и длиной III четверти предусмотрен долгожданный весенний перерыв. Старшеклассникам нужно будет сосредоточиться на подготовке к экзаменам, а для первоклассников и их родителей – это прекрасная возможность научиться чему-то интересному и новому. Руководствуясь опытом прошлых лет, весенний перерыв, вероятней всего, пройдёт с 25 по 31 марта 2019 г.

Летние каникулы

Это самая долгожданная передышка, которая, как правило, длится не менее 3 месяцев. Но по закону минимальный перерыв между учебными годами может быть и 2 месяца. В связи с возможностью возникновения форс-мажорных обстоятельств длительность летнего отдыха остается на усмотрение администрации школы. Если по ряду уважительных причин школа была закрыта, то школьники учатся дольше. Хотя на практике это случается не так часто. В 2019 г. первоклассники, как обычно, уйдут на отдых первыми и, скорей всего, уже в 20 числах мая смогут закончить свой первый год познания неизвестного и нового.

Согласно закону «Об образовании РФ», каждое школьное заведение самостоятельно выбирает четвертную или триместровую систему обучения.

Триместровые каникулы

Для школ с относительно новой для России методикой обучения, где триместр длится 11 недель, при этом семидневные перерывы повторяются циклично через каждые 5 недель учебы. Каникулярный график хоть и отличается от школ с традиционной образовательной системой, новогодний и летний отдых имеет такую же продолжительность.

В 2018-2019 годах каникулы первоклашек учебных заведений, выбравших модульное обучение, будут проходить между триместрами следующим образом:

  • I – 8-14 октября;
  • II – 19-25 ноября;
  • III ‒ с 29 декабря – по 9 января (новогодние праздники)

  • IV ‒ 18-24 февраля;
  • V ‒ 8-14 апреля;
  • VI – летний перерыв начнется в период с конца мая-1 июня по 31 августа.

Такая образовательная методика привлекает многих родителей, так как она дает возможность заблаговременно строить планы. В то же время для детей создаются все условия, чтобы отдохнуть от интенсивного графика и с новым порывом вернуться к учебе.

Конечно, все даты каникул для первоклассников в 2018-2019 гг. предположительны и базируются непосредственно на подсчете общей продолжительности учебного года и запланированных выходных дат, поэтому ко Дню знаний они могут подвергнуться небольшим корректировкам.

Отклонения от запланированных сроков

Каникулярный график может быть изменен по целому ряду причин. Так, в зимний период при уличной температуре ниже 25°С занятия для 1 классов не проводятся. Хотя если температура будет выше, но скорость ветра сильнее, что усиливает мороз, администрация школы вправе объявить выходные. Аналогичная ситуация, если температура воздуха в классах станет ниже 18°С.

В период пика заболеваемости также могут быть объявлены незапланированные выходные. Обычно это бывает при эпидемии гриппа и острых вирусных инфекций. Если больше 30% школьников болеют, то школа в обязательном порядке закрывается на карантин.

Если не все, то явное большинство родителей, мечтает о послушном ребёнке-вундеркинде, который в дневнике имеет только 5+, и во всех секциях и кружках занимает если не первое, то уж как минимум второе место. Не всем быть гениями, увы, но это так. Да и вспомните, какие оценки сами-то приносили домой, и как часто ваших родителей вызывала расстроенная учительница, рассказывающая в проделках неугомонного школьника. «От осинки не родятся апельсинки». Если школьник не хватает «звёзд с неба», то может спокойный, гармонично воспитанный троечник будет лучше нервного, неуверенного в себе троечника? Ведь он всё равно останется троечником.

Итак, для благоприятного роста и развития юного школяра просто необходим режим и строгая дисциплина. Давайте рассмотрим, как приучить первоклассника к дисциплине.

Как приучить первоклассника к дисциплине

В том случае, если режима не было в дошкольной жизни ребёнка, с наступлением новой школьной эпопеи режим должен обязательно появиться и следовать ему надо всегда.

Уютным семейным вечером возьмите ватман и краски (либо тетрадный лист и ручку) и вдвоём (именно вдвоём!) с ребёнком составьте свой режим дня.

Режим

Подъём должен быть не позднее 30 минут до момента выхода из дома. Если ребёнку надо поваляться в постельке, понежиться и потянуться в своё удовольствие 10 минут — не лишайте его этих, так ему нужных, минут. Ведь от того, в каком настроение просыпается человек, зависит, как пройдёт весь день. Просто будите первоклашку чуть раньше.

После всех ванных дел обязательно приготовьте завтрак. В идеале, это молочная каша, батон с сыром и стакан какао; но и сладкого чая с бутербродом будет вполне достаточно. В каждой школе есть столовая, куда непременно должен ходить ребёнок на протяжении всей школьной жизни, дабы избежать гастритов и прочих заболеваний ЖКТ. Никакой бутерброд и яблочко, принесённые из дома, не заменят тарелку горячего супа.

Первоклашек, обычно, провожают и встречают родители. Используйте дорогу в школу для постановки целей на учебный день, а дорогу домой посвятите разбору того, как эти цели были выполнены.

После уроков прогуляйтесь с ребёнком, идите домой длинно дорогой или обойдите свой дом пару раз. Дома накормите обедом и уложите на дневной сон. Да, ни один первоклашка не ляжет спать днём, но пусть хоть 10 минут лежит на диване без телевизора и гаджетов. Через несколько минут спокойного лежания 9 из 10 детей засыпают. 30 минут дневного сна для первоклашек творят чудеса.

После отдыха приступайте к выполнению домашнего задания. , если у него пять секций и три кружка? Очень просто: отказаться от всего лишнего, оставив только одно, на взгляд родителя самое важное, занятие. Лучше, если предпочтение отдастся спорту. Но если даже этот один кружок будет мешать спокойному обучению в школе, следует отказаться и от него.

  • Сейчас для первоклашки главное получать удовлетворение от процесса обучения в школе. Смазав эти восторженные впечатления в самом начале обучения, можно затереть навсегда интерес к познанию чего-то нового и интересного.

После выполнения домашнего задания посмотрите семейный фильм или вместе приготовьте ужин. За час до отбоя следует прекратить все активные мероприятия, приглушить свет, принять ванну, и, поболтав с любимым чадом несколько минут о прошедшем дне, пожелать ему «спокойной ночи!».

Как только ребёнок начнёт «канючить» и просить не делать того, что вами вместе было отражено в распорядке дня, родитель должен спокойным и твёрдым голосом сказать: «правила нарушать нельзя, ведь мы вместе с тобой их составили и вместе будем их придерживаться».

  • Как заниматься с первоклассником, если условия диктует он, а не родитель? Никак. Отступив от своих слов лишь однажды, шантаж от хитреца в будущем вам обеспечен. Спокойно и твёрдо гните свою линию. Знайте — вы правы и действуете в интересах своего ребёнка.

Мотивация школьника

Чем замотивировать юного школяра, чтобы при упоминании школы не вводить его в уныние? Например, можно предложить культурную программу: «закончишь четверть без троек — пойдём праздновать в кафе, а потом в кинотеатре посмотрим новый фильм».

Можно внести дух соревнований. Любой взрослый хотел бы научиться чему-то очень давно, но всё не находил на это время. Договоритесь: «в эту четверть я учу 100 новых слов по-английски/ вышиваю эту картину крестиком/рисую натюрморт/пишу первую главу своей книги о космических путешествиях…, а ты получаешь на одну пятёрку в четверти больше/читаешь на 1 страницу в день больше/начинаешь по 3 строчки в день своим самым красивым почерком…

За всё, даже за абсолютные пустяки, написал строчку без исправлений — молодец! Решил пример сам или не капризничал перед выполнением домашнего задания — умничка! Будьте рядом, подбадривайте, даже в самых провальных ситуациях, всегда есть хоть какой-то повод для похвалы.

  • Екатерина, которая уже много-много лет как перестала быть ребёнком, вспоминает: «мне в детстве почти никогда не говорили «молодец», однажды мы с мамой ехали на эскалаторе, и я в конце вовремя перепрыгнула, мама сказала: «молодец». Я потом десятки раз правильно вела себя на эскалаторе, но никогда больше не услышала этого слова. Я перепрыгивала, оглядывалась на маму, а она молчала…»