Навык определение. Смотреть что такое "навык" в других словарях. Дайте определение: что такое навыки

действие, доведенное до автоматизма; формируется путем упражнений, тренинга, многократного повторения .

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАВЫК

действие, в составе к-рого отд. операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отд. операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознат. контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении к.-л. затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.,

В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются разл. виды Н. К сенсорным Н. относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) Н.: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные Н. (напр., Н. счета, чтения показаний приборов и т. п.). В более широком смысле можно говорить о Н. решения определенных типов задач, о Н. логич. мышления.

Н. возникают и закрепляются в результате того, что успешные движения, оправдавшие себя способы регуляции постепенно отбираются и повторяются.

Опираясь на эту закономерность, нек-рые заруб. психологи, напр. сторонники бихевиоризма, отождествляют процессы научения, и прежде всего процессы формирования Н. у человека и животных. Однако сходство физиол. механизма не отрицает принципиального отличия этих процессов. Те процессы, к-рые наблюдаются у животных, приобретают у человека качественно иной характер. Практич. пробы протекают у него как сознат. попытки воспроизвести определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка действий тоже являются до нек-рой степени сознательными. Это перестраивает сами источники исследовательских попыток. Возникает опора на сознат. целенаправленное наблюдение и следование образцу осваиваемых действий. Выбор и регуляция приемов начинают зависеть от осмысливания цели и представления содержания действий.

В отеч. психологии и педагогике интенсивно изучаются активные способы обучения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж, спец. инструкционные карты, тренажеры и т. п. Экспериментально показано, что детальное предварит. ознакомление ученика с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряет освоение действия и формирование соответствующих Н. Результаты оказываются лучше, когда само выполнение действия управляется на каждом этапе такими внеш. средствами инструктажа.

Для освоения приемов внутр. регуляции и контроля сенсорных и интеллектуальных действий важен «перевод» соответствующей уч. информации в собственную речь учащихся. Продуктивными оказываются след, способы: «про-говаривание» задания, приемов и планов его исполнения; устный самоинструктаж в ходе выполнения действия; словесный анализ ошибок, их причин и способов исправления; громкий самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т. п. Для этих целей могут быть использованы и внере-чевые средства, напр. схемы структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательностей операций, наглядные таблицы эталонов контроля за приемами действия или его результатами.

В процессе формирования Н. образование условнорефлекторных связей может идти через возникновение сенсорных дифференцировок (классич. условный рефлекс) или моторных дифференцировок (инструментальный условный рефлекс). Различают два гл. пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное - учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Так, при обучении чтению надо выделять элементы, к-рыми каждая буква отличается от других, особенно сходных. Основными должны быть упражнения на различение, напр. называние чередующихся букв и т. п. Если в основе упражнений выработка моторных дифференцировок, то главное - тщательная проработка всех элементов действия, т.е. при этом учат действию и добиваются автоматизирования его исполнения. В этом случае обучение должно быть организовано по-другому: предлагается не вводить и сопоставлять сразу неск. букв (слов, формул, задач, чисел), а вводить за один раз только один-та кой элемент, тщательно связывать его с правильной реакцией (многократно называть) и после полного заучивания переходить к cj, з дующему.

Требования к организации обучения также будут различными. Если образование связи основано на подкреплении, то необходимо создавать интерес к решаемым задачам, показывать и разъяснять их важность и полезность, формировать сознат. установку на овладение Н. Если же гл. условием выступает оценка, то требуется непрерывная информация о достигнутых результатах и поощрение правильных действий.

Само построение упражнений зависит от того, какой тип рефлекторного научения лежит в их основе. Если главное - дифференцировки и подкрепление, то упражнения должны быть комплексного характера на осмысленных содержательных задачах. Так, чтению учатся на целых словах и затем на осмысленных текстах, письму - на буквах, затем на текстах, труду - на изготовлении полезных вещей. Если же главное - моторные дифференцировки и оценки, то полезны упражнения аналитич. характера на формальных объектах. Тогда чтению учат на бессмысленных слогах и звукосочетаниях и только потом переходят к словам; обучение письму начинают с кружочков и черточек, обучение труду - с «чистого» усвоения отд. трудовых приемов.

Дозирование, трудность и объем усваиваемых Н. также связаны с исходной концепцией научения, в частности с решением вопроса о роли повторения. Если суть повторения видят в запечатле-нии, заучивании, то отсюда вытекает, что совершаемые учеником ошибки «за-печатляются». Тогда стремятся предупреждать возможность ошибок, т.е. вводят задачи, заведомо посильные для ученика, максимально дробят сложный материал и т. п. Если же суть повторения видят в опробовании разных действий, то совершаемые учеником ошибки позволяют отыскать и выделить правильные действия. Обучение в этом случае ведется на доступных, но трудных заданиях.

Каждая из этих концепций находит широкое выражение в пед. теории и практике. Первая концепция в практике шк. обучения представлена синтетич. содержательной методикой (метод целых слов при обучении чтению, контекстный метод в обучении иностр. языкам и т. п.); в производств. обучении - предметной системой. Вторая концепция представлена поэлементной формальной аналитич. методикой (буквослагательный метод при обучении чтению, словарный метод при изучении иностр. языков и т. д.); в производств. обучении - операционной системой.

Вопрос. о преимуществе той или иной концепции и методики остается дискуссионным. При аналитич. подходе сначала обучение идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отд. элементов в целостные действия, ход научения замедляется, а сформированные навыки иногда оказываются шаблонными и негибкими. При синтетич. методике, наоборот, сначала обучение идет медленно и с трудом, допускается много ошибок. Однако затем ход научения ускоряется, а сформированные навыки отличаются гибкостью и легко приспосабливаются к разным условиям.

Итоги мн. исследований не дают достаточных оснований предпочесть к.-л. одну из методик. Сильнее, чем различия методик, оказывается влияние др. факторов - содержания действия, индивидуальные особенности учащихся и т. д.

Каждый Н. функционирует и складывается в системе навыков, к-рыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому Н. складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют и т. д. Это явление наз. взаимодействием Н.

Общий закон выработки Н. заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приемы деятельности, к-рыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс ее выполнения приемы, к-рые в его опыте применялись для решения аналогичных задач. Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Проблема переноса является одной из центральных в пед. психологии. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий и навыков на новые задачи - значит. быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к к-рым человек может правильно применить освоенные навыки, тем шире круг задач, к-рые он в состоянии решить на основе сформированных и автоматизиров. действий. Т. е, чем шире перенос освоенных навыков у человека, тем плодотворнее результаты его учения.

Лит.: Ходжава 3. И., Проблема навыка в психологии, Тб., I960; Гальперин П. Я., Запорожец A. B., Эль-конин Д. Б., Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе, в кн.: Возрастная и пед. психология, М., 1992; см. также лит. при ст. Деятельность, Действие. 3. А. Решетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна .

Классификация

Различаются навыки двигательные, интеллектуальные и перцептивные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Формирование навыков

Выработка навыка - это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

  1. мотивация , обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения , подкрепление , формирование в целом или по частям.
  2. для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний , умений , способ объяснения содержания операции, обратная связь .
  3. для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения .

См. также

действия (как животных, так и человека), которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле благодаря возникшему динамическому стереотипу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАВЫК

сложившаяся в индивидуальном опыте субъекта система регуляторных процессов, обеспечивающая устойчивое и стандартное выполнение действия. Это определение включает традиц. в сов. психологии понимание Н., к-рый определяется как "...упрочившиеся благодаря упражнению способы действий..." ("Психология", М., 1956, с. 415). Под "стандартным выполнением" понимается реализация действия (направленного на решение двигательной, перцептивной или мыслит. задачи) одним и тем же способом, выбор к-рого определяется: а) содержанием задачи, б) внешними условиями ее решения, в) средствами решения, г) возможностями субъекта. Существует известный интервал варьирования параметров реализуемого действия, содержания и условий решения задачи, при к-ром способ действия может оставаться неизменным. Под "устойчивым выполнением" понимается стабильность действия и всех составляющих его компонент при реализации его в условиях влияния внешних и внутр. возмущающих факторов. Т.о., стандартность и устойчивость Н. предполагают подвижность лежащих в его основе регуляторных процессов. Чем прочнее освоен Н., тем шире круг вариантов и осложнений задачи, к-рые не приводят к его дезорганизации. Под "системой регуляторных процессов" понимается вся совокупность влияний психологич. и физиологич. механизмов, координирующих реализуемое действие на микроинтервалах времени. Психологич. содержанию процесса координации соответствует ориентировочная деятельность субъекта. Процесс ориентировки протекает на базе ориентировочной основы действия, в к-рую входят: система объективных условий реализации действия, способ его выполнения и корректировки и используемые средства (орудия и материал). Будучи отраженной в сознании субъекта, ориентировочная основа составляет содержание психич. образа, в соответствии с к-рым осуществляется ориентировочная деятельность. При формировании Н. (двигательного, перцептивного или умственного) ориентировочная основа действия, как явление объективное, остается относительно постоянной, в то время как содержание психич. образа и, соответственно, ориентировочной деятельности изменяется по мере упражнений. Поэтому следует различать предварит. психич. образ, складывающийся в начале формирования Н., и образ, к-рый является продуктом, результатом процесса формирования. В предварит. образе отражаются внешние признаки действия (в случае, напр., двигат. акта к этим признакам относятся: элементы траектории, амплитуда движения); в сформированном же образе количество внешних признаков сокращается до минимума, уступая место внутр. признакам. Последние в своей совокупности образуют "внутренний опыт" субъекта, существование к-рого было бы невозможно без активной практич. деятельности, направленной на решение поставленной задачи (в том же примере к внутр. признакам относятся кинестетич. сигналы, возникающие при работе мышц движущегося органа). Изменение в содержании ориентировочной деятельности выражается в том, что в начале формирования H. она значительно развернута во времени и направлена на всю совокупность внешних признаков, а в конце она превращается в симультанный процесс, направленный только на нек-рые внешние и внутр. признаки действия (в том же примере зрительное восприятие смежных микроучастков траектории сменяется дискретным "вырыванием" отд. ее точек или "узловых" участков на пути движения). Описанные психич. процессы, связанные с формированием Н., тесно переплетаются с работой разных уровней центр. нервной системы. Эта работа направлена на освоение всей совокупности рецепций, характерных для задач данного вида, с выявлением адекватных и оптимальных сензорных коррекций для всех деталей и компонент действия, с переключением фоновых коррекций в низовые уровни. Частичная передача регуляторных функций с высших уровней центр, нервной системы на нижележащие уровни, являющиеся наиболее адекватными для тех или иных сензорных коррекций, образует стадию автоматизации Н. Для этой стадии чрезвычайно характерным является то, что в какой-то момент происходит внезапное, скачкообразное овладение действием. После автоматизации Н. наступает стадия его стабилизации, при к-рой происходит срабатывание отдельных нижележащих уровней с ведущими и между собой, укрепление устойчивости Н. против "сбивающего" влияния возмущающих факторов. Т.о., Н. является многоуровневой структурой: высшие (ведущие) уровни центр, нервной системы, являющиеся материальным субстратом различных форм сознат. отражения действительности, обеспечивают работу психич. механизмов регуляции; под их контролем функционируют нижележащие (фоновые) уровни, обеспечивающие весь комплекс необходимых для реализации данного действия биологич. функций. Лит.: Уотсон Д. Б., Психология как наука о поведении, пер. с англ., М.–Л., 1926; Коффка К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.–Л., 1934; ?орндайк Э., Процесс учения у человека, пер. с англ., М., 1935; Бернштейн?. ?., О построении движений, М., 1947; его же, Нек-рые назревающие проблемы регуляции двигат. актов, "Вопр. психологии", 1957, No 6; Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследоват. деятельность, М., 1958 (см. ст. Гальперина П. Я. и Пантиной Н. С., Запорожца А. В., Зинченко В. П.); Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию умственных действий, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960. А. Назаров. Москва.

Автоматизмы – это действия, которые человек осуществляет бессознательно, находясь при этом в состоянии сознания. Если постараться, можно довести любое действие до автоматизма, и простое, и очень сложное: от застегивания пуговиц до игры на фортепиано и вождения автомобиля. Но как довести действие до автоматизма и при этом не превратиться в “робота”?

Действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений, называются навыками . Навыки – вид автоматизмов.

Но кроме навыков, умений, привычек есть и другие автоматизмы, те, которые даны от рождения или возникают непреднамеренно, как бы сами собой в результате того, что человек постоянно, изо дня в день делает что-то, без чего не может обойтись. Это безусловные и условные рефлексы, умения, сформированные в первый год жизни и очень простые действия.

Навык же это действие, которое из разряда сознательных (требующих участия сознания), переведено в разряд бессознательных (тех, которые выполняются без участия воли, внимания, мышления, памяти).

Действие, первоначально требовавшее усилий и воспринимавшееся как сложное, в результате тренировок и повторений превращается в настолько простое, что его можно делать «на автопилоте», параллельно занимаясь чем-то другим. Сложное, требующее значительных затрат времени и умственных усилий действие, превращается в простое и быстрое . Поэтому люди и стремятся обучиться чему-то настолько хорошо, чтобы выработать навык.

Доведенные до автоматизма действия, первоначально требовавшие сознательных усилий, не только облегчают жизнь человека и экономят его время, но и освобождают сознание для другой полезной или развивающей сознание мыслительной деятельности. Но, к сожалению, возможность наполнять образовывающуюся «пустоту», люди часто не используют.

Так, девушка в совершенстве овладевшая навыком мытья посуды, беседует с сестрой, которая мастерски нарезает овощи, при этом от многозадачности не ухудшится качество ни одного действия, так как на уровне сознания оно только одно – общение, а нарезка овощей и мытье посуды осуществляется автоматически.

Как формируется навык

Навык никогда не бывает врожденным! Он формируется, вырабатывается, отрабатывается в процессе научения, прежде чем превратится в автоматизм.

Человек старательно и зная, зачем ему это нужно, на протяжении длительного времени выполняет одно и то же действие, доводя его до автоматизма – только так формируется навык .


Навыки бывают разными
:

  • двигательными,
  • речевыми,
  • мнемическими,
  • перцептивными (подробнее о навыках восприятия читайте в статье ),
  • мыслительными и так далее.

Также навыки различаются по критерию сложности:

  • простые, состоящие из одного действия,
  • сложные, состоящие из нескольких простых.

Чтобы научиться делать что-то на автомате, очень важно понять, что навык – это одно из звеньев цепочки формирования потребности :

интерес –> вера –> знание –> умение –> навык –> привычка –> потребность

Итак, чтобы сформировался навык , нужно:

  1. Заинтересоваться новым действием . Интерес и желание научиться самому у человека чаще всего рождается, когда он видит, что кто-то другой уже обладает неким навыком.
  2. Поверить в себя . Без внутреннего ощущения и понимания того, что получится достичь цели и чему-либо научиться, что это реально и достижимо, не бывает успешного обучения.
  3. Узнать в подробностях как выполняется то или иное действие, сохранить в памяти эту информацию и суметь ее воспроизвести , то есть суметь пересказать как следует выполнять действие.

После того, как человек уверенно сможет сказать: «Я знаю, как это делается, но пока что не умею делать», хорошо бы еще и некоторое время пофантазировать, представляя себя выполняющим действие, прежде чем приступить к практическим упражнениям.

  1. Научиться выполнять действие сознательно . Это наиболее продолжительный этап, собственно обучение , состоящее в основном из продолжительных тренировок .

На этом этапе поначалу действие совершается медленно, с большим трудом, неоднократно случаются различные ошибки, человеку нужно постоянно и внимательно следить за всеми своими действиями и контролировать их. Если формируемый навык сложный, без помощи учителя или наставника не обойтись.

Постоянные тренировки, повторения и исправления ошибок со временем приводят к тому, что действие начинает выполняться все увереннее, быстрее и правильнее, а память, внимание и мышление задействуются все реже. Позже начинает получаться не только в заданной изначально и уже привычной ситуации, но и в нестандартной, новой. И наконец, однажды человек понимает, что научился и перевел сознательное действие в разряд автоматизмов.

Итак, чтобы сформировать навык, нужно прилежно тренироваться в выполнении действия или действий, его составляющих. Главное проявить настойчивость, выдержку, силу воли , чтобы не остановиться на полпути и не оставить обучение.

Как правило, простые навыки формируются в течение двух-трех недель ежедневных тренировок.

Главными критериями успешно сформированного навыка являются:

  • высокая скорость выполнения действия/действий,
  • отсутствие постоянного и интенсивного контроля со стороны сознания.

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

Навыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать – ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние , такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

Когда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным .

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует , превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Когда появился Интернет, многие люди думали: «Теперь я смогу узнать все обо всем! Найду ответы на все вопросы! Не выходя из дома, изучу все, что захочу и увижу мир!». По факту же большинство людей теперь «зависают» в Интернете не ради получения знаний, а потому, что играют в игры, изучают странички своих знакомых в социальных сетях и еще чего похуже.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

На сколько процентов из 100 автоматизированной/однообразной/скучной представляется Вам ваша жизнь?

О навыках мы слышим часто. Но значит ли это, что мы понимаем, о чем идет речь? Что такое навыки? Как определить, есть ли они у нас? Насколько распространено это понятие? В каких видах деятельности появляются навыки? Насколько длительным может быть этот процесс? Можно ли развивать свои навыки? Что для этого необходимо? Начнем вырабатывать навыки вместе.

Что такое навыки?

Навыки - это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека. То есть, у каждой профессии есть свои необходимые навыки, которые вырабатываются у человека спустя месяцы тренировок. У строителей – одни, у военных – другие, у спортсменов – третьи.

Они помогают увеличить скорость и качество работы, тем самым повышая ее продуктивность. Например, неопытный сенокосец за один день очистит территорию поля в несколько раз меньше, чем бывалый. Когда же его навыки возрастут, он за то же самое время проделает больше работы, быстрее справиться с поставленной задачей. Зачем это ему? Если у него «счет в рублях, а не сутках», то, чем больше сделает, тем больше заработает.

Классификация навыков

Принято выделять четыре основные группы навыков:

  • Мыслительные;
  • Двигательные;
  • Перцептивные;
  • Поведенческие.

Мыслительные помогают в умственной работе человека. Они связаны с восприятием и воспроизведением информации, ее анализом, распределением и систематизацией. К примеру, более опытные юристы или следователи значительно быстрее находят нужную информацию.

Двигательные пригодятся в любом труде, связанном с взаимодействием с внешним миром. Это не только тяжелая физическая деятельность. Например, медицинские лабораторные исследования часто требуют от исполнителей умения работать с микропипеткой, которое позволяет дозировано разносить капельки жидкости в пробирки. Следует понимать сколько усилий приложить для нажатия пипетки, иначе можно добавить больше раствора, чем это необходимо, нарушив чистоту эксперимента. Еще более утонченная работа присуща ювелирам, стоматологам и т.п.

Перцептивные (сенсорные) навыки заключаются в восприятии человеком окружающего мира, в умении пользоваться своими рецепторами. Например, угадывать знакомые звуки, запахи или прикосновения. Без перцептивных навыков не обойдутся дегустаторы, сомелье, музыканты и др.

Поведенческие навыки – это дань социуму. Поскольку человек живет среди других людей, ему необходимо научиться правильно себя вести. Этот навык помогает уверенней себя чувствовать в компании, быстрее находить пару, а также работать в сфере услуг.

С классификацией навыков разобрались, теперь перейдем к возможности их определения и выявления.

Как определить навыки?

Поскольку навыки – это не врожденные таланты, а умения, которые вырабатываются только в процессе практики, то искать их следует там, где больше всего опыта. Если кто-то занимается плаваньем, значит у него развит навык передвижения в воде. Другой танцует, соответственно его навыки заключены в координации движений и чувстве ритма. Третий работает официантом, значит его навыки связаны с общением.

Сложнее определить присутствие навыков у другого человека . Не менее сложно скрыть свои, особенно, если речь идет о двигательных навыках, поскольку они доведены до автоматизма. Например, боксер, в случае конфликтной ситуации, автоматически будет принимать позицию, выгодную для нанесения удара или блокировки встречного.

По древним японским легендам известен пример, когда из-за своих навыков попалась группа диверсантов-ниндзя. Они переоделись крестьянами, легко обманув городскую стражу, но когда двигались по рыночной площади, волей судьбы, разоблачили себя. Отвязалась повозка с лошадьми, помчавшись в их сторону. Хорошо натренированные ниндзя, перепрыгнули через это препятствие, выдав себя.

Формирование навыков

Развитие навыков – процесс длительный. Условно можно выделить четыре этапа на пути их формирования:

  • Предварительный – связан с первыми попытками и соответственно переизбытком информации;
  • Аналитический – во время него человек анализирует и пытается понять, как лучше выполнить то, что от него требуется;
  • Синтетический – характеризуется объединением теории и практики;
  • Автоматический – человек доводит свой навык до совершенства, не акцентируя на его выполнении большого внимания.

Эти этапы подсказывают, каким образом следует выстраивать развитие навыков. В первую очередь, необходимо попробовать, настраивая себя на предстоящую работу. Например, кто-то хочет научиться сильно бить. Сразу начинает молотить грушу как получится. Происходит его ознакомление с этим спортивным инвентарем. Далее, смотрит тематические видео, читает книги, возможно берет пару тренировок у опытного боксера. В процессе этого он анализирует свои действия и сопоставляет их с полученной информацией.

В голове этого человека происходит синтез теории и практических умений. Пробует бить грушу правильно, начиная движение от ноги, вкручивая таз, правильно направляя кулак в цель. Постепенно вырабатывается необходимый навык. Ему уже не составляет труда выполнять технически правильный удар, даже не задумываясь об этом. Это и есть доведенное до автоматизма умение.

Чтобы человек задумался о развитии навыка, необходима мотивация . Очень часто мотивирующим фактором становится внешний раздражитель, например старшеклассник, из-за которого наш герой решил научиться сильно бить.

Навыки – это плоды практики и многочисленных повторений одних и тех же действий. Они появляются в ответ на внешний стимул, либо внутреннее стремление человека. Не правильно думать, что развиваются навыки быстро. От начала практики до появления автоматизма может пройти не один месяц или даже год. Но оно того стоит, ведь любой навык в выбранном виде деятельности позволяет добиться лучших результатов за меньший промежуток времени. А это высокая продуктивность работы, в совокупности с существенной экономией сил и энергии.