Как реагировать на детские слезы? В каждом возрасте свои капризы

Капризы сказываются на неокрепшей детской психике самым негативным образом. Детские психологи даже считают, что чем чаще ребенок капризничает, тем медленнее идет его развитие. Поэтому капризулю следует как можно быстрее призвать к порядку. Вот только, как это сделать? Все будет зависеть от причины капризов, и очень важно правильно определить эту причину.

Возможно, у ребенка что-то болит, но, поскольку он еще очень маленький, то не может понять, что его беспокоит, он просто чувствует себя некомфортно. О начинающемся заболевании обычно свидетельствует резкое изменение поведения, чрезмерная активность или, наоборот, пассивность. Поговорите с ребенком, расспросите, не болит ли у него живот или горло. Разумеется, любые капризы в этом случае безоговорочно прощаются.

Ребенок может использовать капризы и как способ привлечения внимания к себе. Происходит это тогда, когда он перестает ощущать вашу любовь, когда родителям, занятым важными и неотложными делами, некогда даже поговорить с малышом.

Задумайтесь о своем поведении: возможно, крики и плач – единственный путь для ребенка сделать так, чтобы мама с папой его наконец-то заметили.

Не стоит забывать, что иногда дети закатывают истерику для того, чтобы вынудить родителей исполнить какие-либо их желания. Если уже однажды такой способ подействовал, ребенок обязательно будет применять его снова, постепенно превращаясь в маленького деспота. В этом случае следует немедленно пресечь всякие попытки диктата: не обращайте внимания на малыша, занимайтесь своими делами, даже не глядя в его сторону. Когда ребенок почувствует, что капризы не приносят желаемого результата, он угомонится. Дождитесь, чтобы капризуля полностью успокоился, и спокойно объясните, что таким поведением он ничего не добьется.

Но бывают случаи, когда капризы – способ протеста против чрезмерной опеки. Чаще всего к такому методу доказать свое право на собственное мнение прибегают дети, родители которых придерживаются чересчур строгих принципов воспитания, требуют от ребенка безоговорочного подчинения. Подумайте, не злоупотребляете ли вы своей властью, не пытаетесь ли превратить своего ребенка в безвольное существо, способное только выполнять приказы. И если это так – срочно меняйте свое поведение, пока еще все можно исправить.

Видео по теме

Чрезмерное стремление родителей потакать всем детским прихотям, порождает маленького командира, который приучен добиваться желаемого, путем требований и истерик. Как этого избежать?

Инструкция

Важно начать с установленного распорядка дня. Неправильно позволять ребенку есть, только тогда, когда он захочет, или разрешать шумные игры до поздней ночи. Перед сном обязательно чистить зубы и так далее, никаких исключений из правил.

Ребенку необходимо достаточное количество внимания, его отсутствие становится причиной излишней требовательности. Дети могут нарочно, плохими поступками стараться привлечь к себе внимание. Не отворачивайтесь от ребенка. Если он просит о чем-то, постарайтесь сразу же откликнуться.

Даже в случае истерики, главное, не потерять самообладание и объяснит ребенку спокойным, строгим тоном, что пока он не успокоится, вы не будете с ним разговаривать. Дайте ребенку время успокоиться. Держите себя в руках. Не спешите выполнять требования, в обмен на примерное поведение.

Быть непреклонным. Научитесь говорить слово, нет. Если сегодня, было решено не покупать игрушки, не покупайте, даже самую маленькую. Игнорируйте уговоры ребенка, ведь позже они могут перерасти в требования. Старайтесь всегда выполнять свои обещания, данные малышу, тогда он четко будет понимать, что ваши слова соответствуют действиям.

Объясните ребенку, что мнения и интересы других людей, так же важны, как и его. Если он хочет, чтобы его любили и учитывали все желания, то он должен поступать так же Забота и любовь должна быть взаимной, если ребенок не ощущает этого от родителей, бесполезно требовать от него каких-либо поступков.

Наблюдая за атмосферой, царящей в семье, ребенок может научиться требовать в повелительной форме просто подражая своим родным. Родителям необходимо следить за собой и своей речью, ребенок, это зеркальное отражение своей семьи.

Не стоит забывать о похвале и поощрении. Если малыш справился с чем-то самостоятельно, обязательно похвалите его, порадуйтесь его успехам. Наблюдая за вашим искренним восторгом, ребенок будет стремиться вновь, доставить вам радость.

Видео по теме

С детьми порой бывает очень сложно. Они много ноют, балуются, плачут и, кажется, откровенно издеваются над нами. Вдвойне сложней, если ты в это время находишься в общественном месте, где помимо истерящего ребенка на тебя обрушиваются многочисленные взгляды и комментарии окружающих.

Любой каприз ребенка – это неудовлетворенная потребность. Такие же неудовлетворенные и такие же потребности, которые присущи и нам взрослым. И разница между взрослыми и детьми заключается лишь в том, что маленькие дети еще не знают, что делать с этой фрустрированной (неудовлетворенной) потребностью.

· Они еще не умеют осознавать ее

· Они не умеют рассказать о ней

· Они не могут попросить о помощи

· Они не умеют и даже не знают еще, что свои эмоции и желания можно сдерживать и скрывать

Для этого у них и есть родители, которые должны помочь им с этим. Выяснить, что происходит, и максимально уменьшить дискомфорт. Именно это и есть главная роль родителя и вообще взрослого человека. А совсем не в том, чтобы наказать и «воспитать».

Давайте разберемся на примерах.

Всегда такой спокойный и послушный двухлетний Ванечка сегодня просто исчадие ада какое-то. Он кричит, ноет, пинается. А причина в перфораторе соседа. Ванечка спал сегодня днем, но неспокойно и тревожно, он не смог полноценно отдохнуть. Мама не учла это, а люди в зоне видимости и не обязаны это знать. Но обязаны при этом понимать, что мальчик ведет себя так некрасиво не потому, что он плохой мальчик, а потому что ему по какой-то причине сейчас некомфортно.

Пятилетняя Маша часто обижает свою младшую сестру, а сама постоянно плачет, ноет, капризничает. Сил никаких не хватает. Уж чего только не делали родители: и ругали, и разговаривали, и наказывали – ничего не помогает. А Маша просто не чувствует любовь родителей после рождения сестры. Все их внимание отдано младшей, с ней сюсюкаются, с ней нежничают. А Маша ведь уже взрослая, уже сама со многим должна справляться.

Олега в его семь лет родители просто заваливают подарками, благо доходы семьи позволяют. Но каждый раз в магазине у Олега истерика: он ноет, потом кричит, ругается, выпрашивает все новые и новые игрушки. Почему? Если копнуть поглубже, то мы узнаем, что родители покупают Олегу только то, что они считают нужным. Они никогда не спрашивают, а что хочет сам Олег? Ведь он всегда хочет совсем не то, что «правильно» и красиво.

Даже пресловутая избалованность (такое бывает реже, чем думают взрослые, но все же встречается) – это потребность ребенка в границах. Да, не удивляйтесь, у ребенка есть потребность в границах. Именно с ее помощью он учится адекватно воспринимать этот мир и находить свое место в нем.

Таким образом, мы видим, что за любым капризом ребенка стоит какая-то неудовлетворенная потребность. Надо лишь быть внимательными к своим детям, разглядеть ее, выяснить и по возможности устранить. И тогда всем будет хорошо: и детям, и родителям.

Родители, которые разводятся, как правило испытывают чувство вины перед своими детьми. Они в тайне надеются, что ребенок не будет сильно переживать и все пройдет гладко. Таким образом, запускаются психологические защиты: отрицание и вытеснение. Отрицание возможных проблем дает надежду родителям, что дети легко перенесут развод, оно же становится причиной, почему родители иногда просто не замечают, что дети страдают, не замечают знаков, которыми дети пытаются привлечь внимание к своим горестям и страхам. Дети также могут отрицать свои страдания и проблемы, потому что переживать эти чувства в одиночестве мучительно, и тогда выход находится в соматических проблемах (депрессивное настроение, ночные энурезы, частые простудные заболевание и др.) или нарушениях в поведении (агрессивность, трудности обучения, конфликтность и тп.).
Дети страдают, когда разводятся родители. Это факт.
Возникает страх навсегда потерять человека (маму, чаще папу), которого очень любишь.
Родители, которые разводятся, теряют любовь к друг к другу. Ребенок начинает бояться, что эта любовь однажды пропадет по отношению к нему, что он будет нелюбимым и «брошенным».
Когда родители разводятся, ребенок как будто теряет части себя, потому что все развитие ребенка пронизано идентификацией с чертами личности мамы и папы, хорошие они или плохие, но ребенок учится у обоих родителей, соединяя их качества, чтобы быть собой. Поэтому, например, когда уходит папа, мальчик может почувствовать себя слабым, а девочка незащищенной.
Дети могут отчаянно злиться на того родителя, который по их мнению спровоцировал развод, но надо помнить, что за этой агрессий стоит страх быть оставленным, одиноким, ненужным.
Но, к сожалению, чаще всего в разводе дети винят себя… Видят причину в себе, недостаточно были хороши, не так себя вели. Они ставят себя в центр проблемы, детский эгоцентризм страдает. Возможно, ребенок пытался помирить родителей, но у него не вышло, он чувствует вину, разочарование и причину всех бед в себе.
Развод — это кризис. И если развод случился, последствия кризиса придется преодолевать. Неправильно будет обнадеживаться, что все пройдет легко. И, если ребенок молчит, внешне не реагирует, это вовсе не означает, что у него нет горестных чувств. Скорее это будет тревожным знаком, что ребенок «не реагирует», вытесняет негативные чувства, страхи, обиды, которые обязательно проявятся в другом месте.
Как родителям помочь своему ребенку или своим детям?
Внимание и терпение. Не игнорируйте страхи или другие симптомы, плохое настроение, изменившееся поведение.
У ребенка может возникнуть некоторая регрессия к более ранним стадиям развития, например, склонность к слезам и капризам, “цепляние” за мать, желание везде быть с ней, не отпускать ее от себя. Контролируйте свое раздражение, вы должны понимать, что ребенку трудно.
Нужно терпеливо вновь и вновь разговаривать с ребенком о том, что произошло. Каждый раз заверяя его в том, что он любим обоими родителями. Если ребенок не говорит о разводе, выбирайте место и время, заводите эти разговоры самому.
Конечно, человеку переживающему развод, самому нелегко. Трудно заботиться о детях, когда сам испытываешь боль. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к специалисту. Помогите себе, чтобы быть в состоянии помочь детям.

Елена Попова
Семейный, индивидуальный и детский психолог
+79154066249

Психика в действии Берн Эрик

8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?

Предпочтение, которое сын оказывает матери, а дочь - отцу, было предметом множества исследований. Вопрос этот осложняется наблюдением, что мать обычно ласкова, а отец суров, мать снисходительна - отец тверд, и, кроме того, именно мать кормит и сыновей, и дочерей в ранний период их жизни, а нередко и в последующие годы. Чтобы лучше понять истинные чувства ребенка по отношению к родителям, необходимо проникнуть очень глубоко в его психику или разворошить воспоминания взрослого человека о его раннем эмоциональном развитии. К счастью, жизнь брши-сян утроена так, что позволяет нам с гораздо меньшими усилиями исследовать эту проблему.

Как мы помним, в Бршисе живут великаны и карлики, которые создают очень странные семьи. Каждая семья состоит из великана, карлика и женщины (причем все бршисские женщины нормального роста). Каждый карлик живет с женщиной, которую он любит и которая отвечает ему взаимностью, хотя между ними нет прямых сексуальных половых отношений. Он проводит почти все свое время в ее обществе: собственно, больше ему делать нечего, так как все семейные заботы и обязанности берет на себя великан.

На протяжении дня карлик безмятежно счастлив, следуя за женщиной по пятам, пока она занимается домашней работой, время от времени ласкаясь к ней и получая ответные ласки и нежности. Неприятности для карлика начинаются вечером. Каждый день в 5.17 пополудни с работы возвращается, громко топая обутыми в ботинки 24-го размера ножищами, великан девяти футов роста. Очаровательная хозяйка дома (в Бршисе все женщины красавицы) сразу же «бросает» карлика и на его глазах спешит в объятия великана. С этого момента почти все внимание женщины приковано к великану. Сразу после ужина карлика укладывают спать; лежа в кровати, он слышит, как они пару часов воркуют в соседней комнате, после чего ложатся спать и еще какое-то время разговаривают и хихикают, а затем раздаются совсем другие звуки. (Иногда это происходит в той же комнате, где лежит карлик, если они бедны или глупы.)

Случается, что это приводит карлика в горестное замешательство. Он любит женщину и любит великана, поскольку тот заботится обо всех его материальных потребностях и обращается с ним ласково и любовно, тем не менее такое положение вещей порой вызывает у карлика чувство обиды. Вопреки ощущению, что так думать нехорошо, он постепенно проникается растущей ревностью к великану, и ему уже начинает хотеться, чтобы тот позабыл дорогу домой. Но карлик ничего с этим поделать не может, потому что, согласно записям Сен-Сира, так уж устроена в Бршисе жизнь. Карлик даже рассказать о своих чувствах никому не может. Его просто поднимут на смех. Ему так стыдно за эту обиду на семью, которую все окружающие почитают образцовой и счастливой, что он не решается обсудить это даже с карликом, живущим по соседству. Он даже не знает, как заговорить о таких вещах. Ему иногда кажется, что великан за такие постыдные мысли и чувства имеет полное право отрезать ему нос, сделав похожим на девчонку.

Хоть карлик и знает, что чувства его «неправильны», легче ему от этого не становится. Терзаясь, он делается все более угрюмым и теряет аппетит. Двое Других членов семьи его не понимают. Они, разумеется, считают свой образ жизни совершенно естественным, и им даже не приходит в голову, что карлик может ревновать. Они просто не поверили бы, что он способен испытывать по отношению к ним такие чувства, даже если бы Сен-Сир лично объяснил им сложившуюся ситуацию. И женщина говорит великану: «Не могу понять, что такое происходит с нашим мальчиком последнее время». Они пытаются уговорить его есть, но он упорно отказывается. Через какое-то время они сдаются и перестают обращать на него внимание, дескать, хочешь - ешь, не хочешь - не ешь. Но от этого карлику делается только хуже. Он все больше уходит в себя. Каждый вечер, когда стрелки часов подходят к 5.17, сердце его начинает бешено колотиться. Некоторое время ему удается сдерживать свои чувства, но в одну из суббот они вырываются наружу. Он начинает визжать, падает на пол и лежит, колотя по полу руками и ногами, злится на женщину, на великана и на собственные беспомощность и позор. Потом он горько плачет, раскаиваясь в своем недостойном поведении, и в ту ночь не может уснуть до рассвета, прислушиваясь к звукам, доносящимся из другой комнаты. С этого дня у него начинаются трудности со сном. Его часто посещают кошмары, он начинает ходить во сне, обычно завершая свои прогулки в соседней спальне.

Этот карлик, очевидно, не умеет сдерживать свои чувства. У соседского карлика те же проблемы, но он справляется с ними куда более чинно. Вместо того чтобы устраивать истерики, он «приспосабливается» к ситуации. Хотя мы не знаем точно, что значит «приспособиться», что-то это все-таки значит, потому что те, кто приспосабливается, выглядят более счастливыми, более здоровыми и более приятными для окружающих людьми, нежели те, кто приспосабливаться не умеет.

Возможно, это как-то связано с гибкостью психических образов. Приспособление относится к тем явлениям природы, с которыми, как с электричеством, мы больше знакомы по их внешним проявлениям, чем знаем об их глубинной сущности.

Ввиду того что карлик слишком зависит от женщины, которая укутывает его заботой и любовью, реакция на ежевечернее возвращение великана домой оказывается важнейшим событием его эмоциональной жизни и определенно больше влияет на представление о счастье, чем деньги, другие карлики, друзья, успехи в школе, и в конечном счете в куда большей мере отразится на его будущем поведении и реакциях на события, чем любой из перечисленных факторов.

Средний американский мальчик из средней американской семьи реагирует на происходящее в его доме во многом так же, как бршисские карлики. Тот факт, что американские великаны несколько меньше бршисских (их рост обычно не превышает шести футов), а карлики несколько моложе (обычно им по три-четыре года), сколько-нибудь принципиально положение не меняет. Карлик точно так же либо приспосабливается, либо теряет аппетит и жизнерадостность, устраивает истерики, страдает сердцебиениями, тревожностью, бессонницей, ночными кошмарами и сомнамбулизмом.

Если он реагирует невротически на эту проблему, то можно предположить, что иногда он может примерно так же - потерей аппетита, раздражительностью, желудочными болями и ночными кошмарами - реагировать и на другие проблемы, которые будут возникать в его жизни в дальнейшем; его реакции на отца-великана и «бросающую» его мать могут закрепиться и наложить отпечаток на его поведение на всю оставшуюся жизнь. Если впоследствии ребенку удается изменить образы родителей так, чтобы отец перестал представляться ему в образе соперника-великана, а мать - в образе бросающей его женщины, он сможет перерасти эти проблемы и заинтересоваться другими вещами. Но если он не сумеет изменить детские образы и всю жизнь будет вести себя в соответствии с ними, пытаясь разрешить ситуацию, ими олицетворяемую, это будет и далее поглощать почти всю его энергию. Он может потерять целую вечность на поиски женщины, которая никогда и ни за что не взглянет на другого мужчину, или истратит жизнь на покорение женщин, уподобившись Дон-Жуану, пытаясь доказать себе и образу своей матери, какого желанного мужчину она оставляла каждый вечер ради великана. А если образ отца значительнее образа не оценившей его матери, возможно, он будет вечно устраивать драки в барах, чтобы доказать самому себе и образу отца, что легко мог бы стереть этого великана в порошок, если бы не был в детстве таким трусом.

Мы видим, что в этих случаях происходит смещение либидо и мортидо по объекту, потому что, покоряя женщин и избивая незнакомцев, на самом деле он хочет завоевать свою мать и победить своего отца. В любом случае все эти (неосознаваемые) попытки что-то себе доказать приводят к тому, что остается все меньше времени и сил на то, чтобы совершить в жизни что-то важное.

Хотя у девочек ситуация сложнее, схожий период эмоционального приспособления (или неспособности приспособиться) им тоже приходится пережить, и результаты того, как им удается решить все эти проблемы, проявляются в зрелые годы. Девочка проводит с отцом меньше времени, чем мальчик с матерью, и потому проблема развития ее интереса к лицам противоположного пола отличается от той, что свойственна мальчикам. Мальчики с младенческого возраста тесно связаны с другим полом (матерью), в то время как о девочках обычно такого не скажешь (опять же, оставим в стороне вопрос о сестрах и братьях, который вносит лишь дополнительные сложности). Кроме того, если рассматривать типичные случаи, мальчик получает питание от лица другого пола (матери), а строгие выговоры - от лица того же пола (отца), так что и здесь у девочек положение несколько иное. В долгосрочной перспективе, однако, плоды плохого воспитания проявляются у обоих плов достаточно похоже, так что есть девушки, порхающие от одного мужчины к другому, и девушки, презирающие всех женщин. Другая причина затруднения анализа уже упоминалась выше: мальчик с раннего детства получает сексуальное наслаждение от пениса, в то время как девочке приходится в какой-то момент не только перенести свою любовную привязанность на другой пол, но также сменить клитор на влагалище как главный источник сексуального наслаждения, если она хочет добиться полного снятия напряжений либидо.

К четвертому году жизни главные реакции ребенка складываются в общих чертах: уже видно, как он будет себя вести в стрессовой ситуации. Нормального ребенка семейная жизнь может на какое-то время выбить из колеи, но он приспособится. У невротичных детей пробудившееся мортидо может быть обращено вовне или внутрь, так что ребенок, когда он несчастен, либо доставляет неприятности другим, либо терзает самого себя. У одних признаки неблагополучия проявляются преимущественно днем, у других - главным образом ночью. Поэтому мы видим «скверных» детей, безмятежно спящих по ночам, и тихих детей, страдающих кошмарами, недержанием мочи и лунатизмом.

Чем раньше закрепился стиль поведения, тем труднее его изменить впоследствии. Хотя дальнейшие события могут несколько повлиять на личность ребенка, будущее его счастье во многом зависит от того, насколько хорошо родители справились со щекотливой «эдиповой проблемой», возникающей между любимым ребенком и любимым великаном. Если ребенку удается внушить чувство, что он равноправный член троицы, а не что-то вроде третьего колеса на двухколесном велосипеде, он, как правило, счастливо приспосабливается к семейной жизни. Проявлять любовь к супругу в присутствии ребенка, не простирая ее и на дитя тоже, так же недопустимо, как есть в присутствии голодного сына.

Следующим после детства периодом напряженности является отрочество. Когда юноша начинает интересоваться обществом девушек, возникают новые проблемы. Если он не обладает личностными или физическими качествами, способными привлечь внимание легкомысленных девушек, они отворачиваются от него и обращают свой взор на видных парней. Если он глубоко переживал по поводу ежевечернего «бегства» матери в младенческом возрасте, то эти новые «предательства» делают его еще более несчастным и еще более его ожесточают. Подросток может легко впасть в отчаяние. Но если в раннем детстве родителям удалось уберечь его от эмоциональных страданий, проблемы с девушками не ожесточат его. Он так легко не сдастся, потому что сознание того, что мать любит его, придаст уверенности в отношениях с девушками, и юноша может постараться отличиться, ярче проявить свои достоинства, чтобы недостатки отошли в тень. Если девушка достаточно здравомыслящая, она оценит это. То же самое применимо в отношении не слишком красивой девушки и юношей, которые будут встречаться на ее пути.

С другой стороны, есть юноши от природы привлекательные. В этих обстоятельствах детская обида по поводу «предательства» матери может быть смягчена (хотя, возможно, и не устранена полностью) успехами в отношениях с женским полом. Но если мужчине легко давались победы и над матерью в раннем детстве, и над сердцами девушек в юности, то совершить что-либо, требующее усилий, может оказаться слишком трудно. К этому же типу относятся многие красивые женщины. Они «отбивают» своих отцов у матерей в раннем детстве, а когда подрастают, легко завоевывают юношей. В итоге они почивают на лаврах, довольствуясь тем, что все дается им без труда за счет одной лишь физической красоты, ничем искренне не интересуясь, кроме своего тела. Когда же красавицы стареют и тускнеют, они удивляются и обижаются, видя, что мужчины начинают сторониться их, так что зрелые годы, призванные быть временем наслаждения достигнутыми успехами, становятся для них годами горьких переживаний.

Следующий стрессовый период возникает, когда индивиду приходится жить самостоятельно и зарабатывать себе на хлеб, приспосабливаясь к экономическим реалиям. И в этой ситуации ранние детские переживания и установки могут быть усилены или ослаблены, хотя сомнительно, что они могут быть изменены коренным образом. Легкие деньги не делают ожесточенного человека по-настоящему добрым, а тяжкий труд не всегда озлобляет человека, исполненного любви. Но человек, озлобившийся в детстве на родителей, может ожесточиться еще больше, если в финансовом плане он преуспевает меньше, чем те, кому он завидует, в то время как человек, родители которого постарались сделать его детство счастливым и безмятежным, будет и дальше чувствовать умиротворение, если его дальнейшие усилия будут вознаграждаться по справедливости.

Обиженный ребенок, которому в дальнейшем благодаря случаю или таланту удается добиться успеха в жизни, может сорить деньгами, стараясь вызвать у других зависть, и обращать свою власть во зло, испытывая радость мщения, в то время как счастливый ребенок, который, став взрослым, вследствие злого рока или отсутствия способностей едва сводит концы с концами, может расценить эти трудности как пример несправедливости мирового порядка и постараться улучшить условия жизни не только для себя, но и для всего человечества.

Когда человек вступает в брак и заводит собственных детей, это становится для него серьезным испытанием на прочность и проверкой эффективности воспитания, которое он получил в раннем детстве. Скрытые недостатки эмоционального развития, остающиеся незамеченными в обыденной жизни, также ярко проявляются в условиях военного времени. Поздние годы жизни, когда происходят функциональные изменения в организме женщин и наблюдается спад физических сил у мужчин, становятся очередным стрессовым периодом, уверенно преодолеть который помогает здоровая эмоциональная основа, заложенная в раннем детстве.

Итак, и чувство уверенности, и чувство неуверенности в себе, возникающие у младенцев, могут колебаться на протяжении всей жизни, у кого-то укрепляясь, у кого-то ослабевая.

Умным и красивым не стоит так уж гордиться собой, поскольку эти преимущества они ничем не заслужили. Не очень интеллектуальным и не очень привлекательным не стоит стыдиться своих недостатков, потому что они тоже их ничем не заслужили. Злых людей не надо винить, потому что они не по своей воле стали злыми. По той же причине не стоит нахваливать людей добрых и любящих. Но злых можно осуждать за то, что они не сдерживают свою злобу, а любящих - за то, что не проявляют свою любовь.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

8. Как ребенок реагирует на поведение родителей? Предпочтение, которое сын оказывает матери, а дочь – отцу, было предметом ряда исследований. Вопрос этот сложен, поскольку мать обычно ласкова, а отец более суров, мать снисходительна, а отец тверд; кроме того, мать кормит и

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

Глава третья. Ребенок и его поведение § 1. На подступах к психике взрослого человека Желая изучить психику взрослого культурного человека, мы должны иметь в виду, что она сложилась в результате сложной эволюции и что в ней сливаются по крайней мере три русла: русло

Из книги Что делать, если ребенок не хочет в детский сад автора Василькина Юлия Константиновна

Пусть реагирует! Именно вы можете научить ребенка реагировать на обзывания эффективно, т. е. так, чтобы дразнилки не закрепились:? игнорирование. Ребенка обзывают, а он делает вид, что не слышит. Однако надо иметь крепкие нервы, чтобы потом не «взорваться»;? реагирование

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Из книги Мальчики и девочки - два разных мира автора Еремеева Валентина Дмитриевна

Как реагирует мозг ребенка на наши слова Мы исследовали электрические процессы в разных зонах мозга: лобных, моторных, нижнетеменных, височных и затылочных, которые имеют разное строение, разную функциональную специализацию.Исследования показали, что у мальчиков и

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Врожденные аттракторы Биолог-эволюционист Дэвид Хэйг предложил интересное Дополнение к объяснению конфликта родителей и детей, сделанного Триверсом. Конфликт начинается прежде, чем ребенок способен с соблазнительной улыбкой смотреть на мать и таким способом

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Делайте паузу, когда один персонаж реагирует на слова или действия другого персонажа Помните, когда один персонаж слышит слова другого персонажа, сначала реакция возникает на уровне эмоции, затем эта эмоция нарастает, герой отвечает, а эмоция сохраняется на протяжении

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Если аудитория не реагирует Бывают случаи, когда слушатели просто не реагируют. У вас блестящая презентация и великолепная подача, но реакция аудитории, мягко говоря, не соответствует вашим ожиданиям. Вы начинаете спрашивать у самого себя: «Что мне делать? Продолжать

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Глава 3. Детектор ошибок, или Как наш мозг реагирует на ложь Удивительно, но человек начинает обманывать или проявлять свою склонность к обману фактически с самого момента рождения. Младенцы активно пользуются чем-то вроде обмана: Иэн Лесли называет это явление

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Как клиент реагирует на психотерапевта В этой главе мы рассматривали различные аспекты знакомства с клиентом. Никогда не надо забывать, что одновременно и клиент знакомится с психотерапевтом. Имея в виду цели этой книги, мы не будем интерпретировать мысли клиента о

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно) «Почему, когда приходят гости, Костик наш краснее помидора?» (Алена, 5 лет)Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый

Анализируя конкретную конфликтную ситуацию, иногда полезно узнать, как, какими словами реагирует ребенок на донимающие его слова родителя. Иногда родитель признается, что ребенок говорит: «Я больше ни слова не скажу о себе, потому что все это ты используешь против меня». Или даже такое: «Еще раз ты мне скажешь об этом, я повешусь, мне надоело слышать эти упреки», или: «Если ты еще раз упрекнешь меня куском хлеба, я просто уйду из дома». На основании этих высказываний, характеризующих поведение родителей, можно спросить:

Вы что, действительно говорите ей (или ему) это каждый день?

Чаще всего такого замечания бывает достаточно для того, чтобы родитель осознал тот факт, что его собственное поведение запускает соответствующие реакции сына или дочери.

Конечно, звучат и такие оправдания: «А что мне остается делать?», «До каких пор я могу терпеть?», «Я ведь говорю ему справедливые и правильные вещи». Но факт остается фактом: оценка своих действий как проявление чрезмерной опеки - один из поворотных моментов осознания родителем собственной неправоты . Но для того, чтобы решить проблемы с ребенком, этого недостаточно. Пастырь может помочь родителю пересмотреть три важных составляющих его отношения к ребенку, о которых мы уже говорили:

1) позиция по отношению к ребенку ,

2) тактика повседневного поведения,

3) представление о собственном ребенке.

Прежде всего, родителю следует поставить под сомнение правомочность и целесообразность позиции всезнающего учителя жизни, которую он занимает по отношению к ребенку. Родитель должен понять, что, ежедневно втолковывая взрослому сыну или дочери банальные жизненные установки, нельзя добиться какого-то позитивного результата.

Иногда родителю достаточно просто задать вопрос: «А вы уверены, что вашему ребенку именно это необходимо?», или: «Как вы думаете, если все, что вы говорите, абсолютно правильно, почему он вас не слушает?».

Подобные проблемы во взаимоотношениях часто возникают по причине разницы представлений о жизни, о ее нормах и ценностях у родителей и у ребенка, уверенности родителей в своей правоте и нежелании с этой правотой расстаться, даже в обмен на любовь и согласие в доме. Конечно же, это может относиться к вопросам разных взглядов, к примеру, на музыку и прически. Сложнее - если речь идет, скажем, об отношении к труду (ребенок хочет лишь лежать на диване и смотреть ТВ, больше его ничего не интересует) или к ранней половой жизни (14-летняя девочка хочет жить «как все», чтобы «не выглядеть старомодно»).

Часто ответственность за воспитание перекладывается на образовательные учреждения, на нищих и уставших от собственного энтузиазма учителей. Еще хуже, когда дети брошены на произвол ставшего чуть ли не главой семьи телеящика. Он встречает их после школы, заполняет их досуг, скрашивает одиночество... Часто мир взрослых в глазах подростков выглядит фальшивым, лицемерным и, главное, приторно скучным. Отсюда и недоверие, и самостоятельное «богоискательство», и экстравагантно-экзотические формы протеста... Это и есть так называемая проблема «отцов и детей», которая во все времена волновала умы писателей, педагогов, воспитателей, всех думающих людей.

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам». Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.