Ваше поведение иррационально? Это исправимо! Иррациональное мышление: мысли, мешающие жить

Рациональное мышление основано на логике. Оно ставит перед собой цели и последовательно добивается их достижения. Ум основан на рациональном мышлении. Рациональное мышление, по большей части, консервативно. Его движущей силой является ЭГО - животные желания. Нужно ли оно человеку? В определенной степени – «да». Оно делает жизнь предсказуемой, стабильной, а это то, к чему человек постоянно стремится. Рациональное мышление принуждает создавать для себя материальные блага и стремиться их приумножить, чтобы расширить круг получаемых материальных удовольствий и быть более защищенным от стихийных бедствий. Рациональное мышление основано на расчете, на получении выгоды и в этом нет ничего плохого, если амбиции ЭГО не чрезмерны. Что собой представляет иррациональное мышление? Оно основано на эмоциях, на интуиции, на неопределенности и оно не содержит в себе такой конкретики, как рациональное мышление. Но, иррациональные знания намного глубже и шире знаний рациональных, надо только уметь их конкретизировать. Люди могут нормально существовать в обществе как с рациональным, так и с иррациональным мышлением. Рациональным мышлением пользуются математики, физики, военные, то есть им пользуются в тех областях, где нужна конкретика. Иррациональным мышлением пользуются художники, музыканты, люди творческих профессий. Хуже всего, когда рационалисты начинают подстраивать под себя иррационалистов и учить их жить по своему разумению. Есть такая басня про талантливого художника, картинами которого все восхищались…. Решили художники узнать, в чем заключается секрет его гениальности. Для этого, они пригасили его к себе, если можно так выразиться, в офис и начали расспрашивать, как он подбирает краски и пр. Оказалось, что он все делает «не так», не по правилам и начали его учить этим самым «правилам». Стал он следовать их советам и полностью выродился, как художник. Рациональность – это порядок, конкретика, предсказуемость. Мы вынуждены быть рациональными, иначе не сможем выстроить карьеру, построить дом, купить машину, спланировать свой отпуск. Даже на работу надо вставать по будильнику и рассчитывать время в пути, чтобы не опоздать на работу. Людям, не умеющим планировать свою жизнь, сложно жить, так как они везде будут опаздывать и в жизни будут совершать множество ошибок из-за неумения просматривать ход событий. С другой стороны, рациональность делает мышление консервативным и значительно ограничивает возможности разума, в то время как иррациональность делает его возможности безграничными. Но эту безграничность надо увидеть и конкретизировать, чтобы она принесла реальную пользу, а не виртуальные представления о ней. Как совместить несовместимое? Дадим рациональности и иррациональности другое название, которое является более точным, но не меняет сути. Это – «материальное» и «духовное». Действительно, рационализм основан исключительно на материальных ценностях, а иррационализм – на духовных ценностях. Вроде бы, духовность не конкретна, но без нее человек перестает быть человеком. К тому же, именно духовная составляющая определяет ход событий. В норме, духовная и материальная составляющие есть суть единого целого, но из-за несовершенства разума, они часто бывают разделены на крайности, противостоящие друг другу, в то время как они должны дополнять друг друга. Существует ли сила, способная их объединить, для благо целого? Существует и называется она «Равновесное мышление». Равновесное мышление представляет собой устойчиво – неустойчивое равновесие. Равновесие, под воздействием раздражителей и постоянно меняющейся среды, будет нарушаться постоянно, а задача равновесного мышления - все время поддерживать равновесие. Каким образом можно объединить рациональное и иррациональное мышление, чтобы сделать мышление "равновесным»? С помощью устойчивого внимания (видения). Образно, равновесное мышление можно представить, как если бы вы шли с шестом по канату, натянутому над пропастью и с помощью шеста поддерживали равновесие. Еще его можно сравнить с двумя сообщающимися сосудами, в которых жидкость поддерживается на одном уровне автоматически за счет свободного ее перетекания из одного сосуда в другой. На уровне мозга, это огромная разветвленная сеть условных сосудов и сосудиков, по которым перетекают эмоции. Стоит где-то что-то запереть, перекрыть, как сразу же нарушится свободное перетекание мысли, начнут создаваться напряжения и мировосприятие станет искаженным. Равновесное мышление позволяет устранить все запоры и вывести разум на совершенно иной уровень мышления – мышление сутью. Равновесное мышление позволяет выйти на астральный, космический уровень мышления, в мир тонких духовных связей, позволяющих заглядывать в будущее и прошлое, и упреждать негативное развитие событий. Равновесное мышление делает время единым. Оно не позволяет отрываться от реальности и всю просматриваемую информацию конкретизирует, иначе от нее не будет практической пользы. Если заглянуть в интернет и просмотреть информацию о рациональном и иррациональном мышлении, то запутаетесь в словах и смыслах. Равновесное мышление позволяет охватывать «сразу все» и одновременно проникать в суть того, что вас интересует. Без всяких лишних слов, даже вообще без слов. Просто видите и знаете. Когда же вы ведетесь за словами, то задействуете логику, которая является другом ума, но врагом разума, так как с ее помощью невозможно широко и глубоко мыслить. Логика – антипод чувствованию. Но, как же без логики? Линейная логика присуща сдвиговому мышлению, а при равновесном мышлении действует «пространственная логика», которая позволяет воспринимать мир без искажений, фотографически точно, в режиме реального времени, какие бы события вокруг не происходили, как бы быстро они не менялись (смотрите статью «Пространственная логика»). Стремление к равновесию, гармонии, видению, заложено в человеке природой и этот механизм хорошо просматривается в сновидениях. Именно с восстановлением нарушенного во время деятельности равновесия, во время сна, происходит осмысление и упразднение накопленных раздражений (информация переводится в нейтральное состояние), ремонт поломок и наполнение организма энергией. Людям сложно поддерживать равновесие, потому что они поддаются эмоциям и следуют за ними, от чего запутываются и сбиваются с пути разума. Чтобы не сбиться с пути, научитесь смотреть вперед с широко раскрытыми глазами. Вы когда видите, перед вами все раскрывается, когда же начинаете пропускать информацию через страх, то сбиваетесь с главной дороги в разные ответвления, называемые «ложными правильностями». Потом, чтобы вернуться на «главную дорогу», придется проделать весь путь назад, а это - тяжелая работа, в первую очередь, для души. Лучше и правильней, изначально не сворачивать с главного пути и в этом поможет устойчивое внимание. 31.03.2014 г.

Рецензии

Очень понравилось! Разрешите один вопрос.
Я человек иррациональный. Во всём. И со временем понимаю и отвергаю рационализм всё больше. Что толку себя переделывать.
Но вот, что интересно, был у меня учитель(диплом мы с ним писали),очень умный и очень странный. Не такой как все. Так вот, при своей привычке всегда и везде опаздывать, ни одного раза к нему в течении года опоздания не было. Хотя встречи часто были в семь утра и в разных, часто далёких частях города.Почему так?

Глава 16. Иррациональное мышление

Во всех индуктивных процессах мы идем от частного, от факта к правилу. В результате индукции вывод получается гипотетический. Суждение, что индукция есть переход от суждения о факте к суждению гипотетического типа: если А есть, то есть В; нет В, А может быть, а может не быть.

Девятнадцатый век ознаменовался гонением на общее. Бесконечные скопища отдельных фактов внушили логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего сознания.

Нам, в лучшем случае, даются законы абстрактного мышления, а не реальность. Еще Гегель справедливо указывал: «Мышление обладает живым прогрессивным характером, между тем как тезис А = А не двигается с места. И это называется законом мышления! Ни одно сознание не мыслит, ни один человек не говорит, ни одна вещь не существует, подчиняясь этому закону; поэтому закон тождества не есть закон мышления, это не только не закон мышления, а вовсе ничего не говорящее утверждение: А есть А, Бог есть Бог, дух есть дух…»

Законы формальной логики разрывают живую ткань мысли, отрезают воображение и изобретают такие схемы и правила, которые останавливают развитие мысли и самого творчества. Но сама живая мысль не терпит никаких остановок и требует от разума обоснования своих подсознательных или исходных посылок, побуждает разум выходить за пределы жестких рамок закона тождества, чтобы установить самоочевидность реальности, уходы от дурной бесконечности закона достаточного основания, согласно которому А требует для себя основания не в А, а в Б, а Б, в свою очередь, в С и так далее.

Разум изначально противоречив. Ведь его работа определяется двумя законами - законом тождества, требующим остановки мысли, и законом достаточного основания, настаивающим на беспредельном движении мысли. Очень хорошо сказал об этом Флоренский: «Ткань рассудка, сотканная из конечности и бесконечности… раздирается в противоречиях. Рассудок равно нуждается в обеих своих нормах, и ни в одной… работать не может. Он не может работать, однако, и в пользовании обеими ими, ибо они несовместны. Нормы рассудка необходимы, но они и невозможны. Сам разум раздроблен и расколот».

Наша логика полуэмперична, полурациональна. Необходимость логических законов имеет силу только для нашего мышления. Мы не можем знать только наше мышление. Но ведь может быть мышление, которое не подчиняется принципам нашего мышления. Закон противоречия есть закон земной логики, с его помощью мы хорошо разбираемся в наших земных отношениях. Это трагическое положение разума снимается только обращением к сверхрассудочному, или иррациональному, способу мышления. Как указывает Флоренский, «но то, что для рационального есть противоречие… то на высшей ступени духовного познания перестает быть противоречивым… в состоянии духовного просветления… противоречия нет».

Существует особое, сверхрациональное, или иррациональное, мышление, которое способно воспринимать мир и его явления в целостности. Этому есть подтверждения высоких духовных подвижников, которые нельзя отрицать, чтобы не показать своего вопиющего невежества. Обычно переживания таких подвижников духа-мистиков невозможно передать словесно, в лучшем случае - какими-то символами.

Но на протяжении длительного времени наука относилась и относится к такому типу мышления как к психопатологии, шарлатанству. В связи с этим можно привести хрестоматийный пример, связанный с астрономом прошлого Лапласом, который в ответ на замечание, что в его космогонической теории нет Бога, ответил, что он в такой гипотезе не нуждается.

Подавляющее большинство людей живут так называемым обыденным сознанием, бытовым мышлением. В результате они воспринимают не многомерную действительность, а мнимую очевидность, бессистемно, отрывочно и противоречиво. Вся мешанина миропонимания обывателя держится на противоречивом рассудке или разуме. Очень хорошо охарактеризовал такой тип мышления Флоренский: «Бытовое жизнепонимание бессвязно и непоследовательно: аметодично; у него нет ни определенного предмета, ни определенной точки зрения. Смешивая все предметы и все возможные точки зрения, по произволу меняя один на другой, переходя с одной на другую, не отдавая себе отчета в своей подвижности и неопределенности, житейская мысль владеет полнотой всесторонности, но в этой полноте нет порядка, нет формы, а потому нет самоотчетности. В нем все есть, все возможное богатство мысли. Житейскою мыслью все объяснено, уже объяснено, и она ни в чем не нуждается. Однако объяснено где-нибудь и как-нибудь, где же и как именно - найдешь лишь случайно. Такое жизнепонимание подобно огромной библиотеке, не только не имеющей каталога, но и не расставленной по плану».

Борясь с такой обыденностью сознания, углубляя полученные знания, наука незаметно, но неизбежно теряет ту поверхностную полноту целостного восприятия мира, присущую обыденному сознанию. В результате мы имеем не НАУКУ, а науки, не целый мир, а точечные знания, объясняющие отдельные механические части мира.

Самое печальное в том, что возведенная в абсолют формальная логика, формальное мышление, по сути своей воюет с Его Величеством Человеком, которому призваны служить, так как человек изначально целостен, в нем изначально сидит стремление к целостному восприятию и пониманию мира. Современная наука пытается понять это и пристроиться к этой природной цельности человека, изобретает то кибернетику, то семиотику, то синергетику. Но чего в результате добивается? Ничего, ибо она лишь сдвигает угол зрения, но все эти «углы зрения» сами нуждаются в синтезе, которые, будучи сваленными в кучу, дать не могут.

Как некогда народная медицина была единственной, но вытесненной более «нахрапистой» современной, химической, считалась традиционной, точно так же иррациональное мышление было вытеснено на обочину столбовой дороги исторического развития рациональным мышлением, олицетворенным научно-техническим прогрессом. В результате, например, человек оказался принадлежащим одному только физическому, материальному миру, в то время как он есть воплощенное триединство трех миров - физического, психического и духовного, в частности - тела, души и духа. Древний человек мог не знать «научных» законов природы, но зато он знал Природу в ее цельности. И достичь этой Истины одной головой невозможно, нужно и сердце. Но наука берет истину силой, однако становящиеся все более дорогими эксперименты в науке приносят все меньшие результаты. Наука, научное мышление подошли к своему пределу, причем всего более испытывают кризис в плодотворных идеях, ключ к которым опять же находится в пределах иного типа мышления - иррационального. Но заформализованное логикой мышление боится переступить через запретную черту. Рациональные объяснения все менее объясняют раскрывающуюся картину мира. Квантовые физики все чаще начинают использовать иррациональную «гипотезу» Бога, так запальчиво отвергнутую некогда Лапласом. Ученые еще могут признать из форм иррационального мышления две первичные его стадии - интуицию и озарение, но «просветление» и «откровение» будут встречаться «штыками и картечью». Самое ругательное для таких ученых слово - «мистик». Они боятся его как огня, хотя в действительности именно они со своей запутавшейся в дебрях очевидности, а не реальности наукой и есть мистики, ибо они блуждают в тумане одряхлевших, ослепших и оглохших псевдонаучных парадигм. И от широкой публики будут скрывать, что якобы «сугубый материалист» Ньютон искал Бога, а открыл закон всемирного тяготения. Пусть историки науки посчитают, сколько научных открытий стало следствием именно иррациональных поисков, а не вытекло из логических сухомудрых рассуждений.

Русский ученый Н. Васильев отрицал Аристотелеву логику и признавал необходимость иной логики - воображаемой, или логики иного мира. Он признал, что логика Аристотелова истинная только для нашего физического мира очевидности, но реальность многообразнее и полнее очевидности. И он выдвигает понятие воображаемой логики, или логики реальности, в том смысле, что она является орудием для познания этой реальности и благодаря этому находится в самом тесном отношении к реальности. Новая логика лишена этого отношения к нашей реальности, она является чисто идеальным построением. Только в ином мире, чем наш, в воображаемом мире воображаемая логика могла бы стать орудием познания.

В свое время великий Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой, позже ее назвали неевклидовой.

Никто еще не доказал, что возможна только единственная логика - Аристотелева. Мы просто привыкли верить во многие вещи, которые сами не видели в глаза. «То, что очевидно для нас в нашем мире, с нашей структурой ума и ощущающей способности, то может быть не только очевидно, но и прямо неверно в другом мире, для существ с другой психической организацией».

Неужели божество обязательно должно мыслить по аристотелевской логике, по канонам силлогизма и миллевским правилам индукции? Очень рано религиозность создала представление о божестве, разум которого бесконечно превышает человеческий. Почему нет ничего невероятного или абсурдного в том, что логика божества иная, чем логика человека.

Значит, вполне мыслимо, что могут существовать системы логического мышления и логические операции, совершенно отличные от наших.

В современной логике существуют три главных взгляда на основные логические законы: закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Кто-то видит в законах логики законы мышления. И Васильев справедливо замечает: «Мы должны мыслить иные логиче-ские законы, если мы только представим себе мир с другими естественными законами мышления, представим себе существо с другой интеллектуальной организацией».

Сама математика дает нам примеры воображаемых дисциплин. Например, математики ввели отрицательные числа, которых нет в природе. Мы должны понять, что может быть иная логика, чем наша.

Воображаемая логика есть логика, свободная от закона противоречия. И, прежде чем приступить к построению воображаемой логики, мы должны точно сформулировать отбрасываемую нами аксиому, чтобы избежать всяких недоразумений. Закон противоречия утверждает несовместимость утверждений и отрицаний. Отрицание - это то, что несовместимо с утверждением.

Я могу не видеть вещи в комнате, но она может быть. Вещь может быть, а может отсутствовать в зрительном восприятии. Доказательством существования или наличия стакана, а не воды, может служить только то, что мы должны попробовать его содержание. И сам вкус будет служить основанием для утверждения, что в стакане. То есть единственным логическим основанием отрицания является несовместимость.

Надо построить логику, где не было бы нашего отрицания, сводящегося на несовместимость.

В нашем мире непосредственное восприятие дает только один вид суждения - утвердительный, но можно предположить такой мир, такую логику, где наше восприятие даст два вида суждения: утвердительный и отрицательный. Потому могут составить основания для одновременного утверждения и отрицания.

Помимо логического (рационального) мышления есть нелогичное (иррациональное) мышление, которому в большинстве случаев отказывается в существовании, в праве иметь свою логику. Но, как показывает история, большая часть человеческого развития проходила и будет проходить под знаком иррациональной логики. Человек погрузился в мир физической реальности, которой наиболее соответствует логика так называемого научного мышления. Однако большая часть научных открытий происходила и происходит, как признают многие ученые, внезапно, спонтанно, в результате некоего «озарения», «вдохновения свыше» или в сновидениях, как это было в хрестоматийном случае с Менделеевым. Однако все это почему-то игнорируется, и нам упрямо навязывается логика линейного мышления. Первобытный человек с его мышлением воспринимается и подается как нечто убогое, достойное снисходительного похлопывания по плечу. Только нашим высоким ученым - философам и психологам - невдомек, что так называемые «первобытные» люди имели за своими плечами многомиллионную историю с блестящим развитием цивилизации, что они представляют собой осколки посткатаклизменного состояния. Лишь отдельные ученые-исследователи понимают, что так называемое нелогическое мышление, «доисторическое», вовсе не есть хаотическое, неупорядоченное. Оно имеет свою логику, свой порядок. Только на месте формально-логических связей стоят связи «мистические», сверхчувственные, сверхсознательные, вместо закона исключенного третьего здесь стоит закон «мистического сопричастия», или чувство всеединства. Этот закон в древнем мышлении, так основательно потесненный научным, логическим, является главным. Это мышление выразилось в гениальной формуле «Человек подобен Космосу» . Целостное мышление древних установило связи и отношения между явлениями социального, космического и культурного порядка: структурой Вселенной и человеческого тела, между жизнью и смертью, между былинкой и Космосом; все это великое Единство человек древности назвал Жизнью, Богом.

Ничуть не умаляя логического мышления, надо отметить, что познавательные возможности иррационального типа мышления также не менее богаты и имеют свои достоинства. Этот тип мышления разрешает все создаваемые разумом противоречия и антимонии между субъектом и объектом, реальным и очевидным, целым и частью, вещью и смыслом. Иррациональное мышление реализует основные принципы диалектики - всеединства, причинной обусловленности, развития, универсальные методы познания - анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, обобщение, сравнение и др.

Детское мышление отличается конкретностью, живостью, эмоциональностью, богатым воображением, отсутствием рассудочности. Именно оно наиболее близко иррациональному мышлению. Не случайно Христос советовал людям быть «как дети», то есть свое сознание сделать по-детски непо-средственным, радостным, творческим. И уже сейчас появляются в среде психологов концепции, что иррациональное мышление первичнее в сравнении с логическим. Иррациональное мышление основывается на сердечном постижении мира, а рассудочное - на логической абстракции. Мышление стало точнее, но зато утерялись цельность и живость, связь с миром. Между человеком и миром встал его рассудок. Зато оно изготовило мощный логико-методологический аппарат, против которого трудно что-либо возражать.

Но, к сожалению, в сознании человечества с помощью науки и техники утвердилось мнение, что реально лишь то сознание, которое опирается на пять внешних органов чувств, а вся остальная реальность, воспринимаемая «сверхчувственно», есть галлюцинация, шизофрения. Но иррациональное состояние сознания имеет право на существование, так как мы, например, треть жизни проводим в необычном состоянии сна, в котором наше привычное состояние отключается, и мы видим некую новую реальность, многое из которой может сбываться в этом мире. Ученые обнаружили в мозгу некие вещества, которые возникают при мышлении и вводят его в так называемые измененные состояния сознания. То есть организм от природы как бы подогревает и стимулирует мышление, либо, наоборот, само мышление стимулирует появление таких веществ.

Рационалистическое мышление, упоенное успехами науки и технократии, все более ограничивает для нас доступ к иррациональной действительности, отказывая в праве на существование нелогическому мышлению. Рационализм увел нас целиком во внешний мир (особенно чудовищна последняя придумка технократов - компьютер с его неисчислимыми возможностями). Человек все более превращается в биологический обрубок с технократическими придатками, - бесчувственный, бессердечный, подслеповатый, полуоглохший и неизлечимо больной. Но от самой природы человеку необходима связь с миром Реальности, а не технократической очевидности, потому уже в древности человек стал искусственно приводить свое сознание в измененное состояние, чтобы выйти в иную реальность. Это делалось при помощи табака, еще более сильных наркотиков, в том числе и алкоголя, музыки. Даже ошалевшие уже от технократического давления крысы предпочитают утолять жажду не обыкновенной водой, а алкоголем, если случится такая возможность выбора. Отсекая себя от ноосферы, человек тем самым резко сокращает свои творческие способности и возможности, ведь все свои идеи и образы он черпает из этого, мифического пока еще для науки, тонкого энергоинформационного мира. Для научного мышления, очень довольного своими технократическими победами, принципиально невозможен брак с мышлением иррациональным с его подозрительными мирами, снами и видениями. ««Не может быть, потому что не может быть» - такова убедительная логика логического мышления, ведь ему давно известно, что «камни с неба падать не могут». А они вдруг стали падать и не раз по вине этих камней-астероидов на Земле случались катаклизмы, сметающие с поверхности всех этих умников-профессоров с их более чем убогой очевидностью. Что ж, остается еще подождать падения с неба очередного астероида. Может, убедит Фом неверующих и, паче того, не желающих знать ничего нового «нелогичного». А пока нацепим на длинные крючковатые носы систему «логических линз» и через них будем выискивать кусочки того, что нам подбрасывают от щедрот своих наши чувства и рассудок.

Существует очевидность, постигаемая нашими органами чувств, и существует Реальность, постигаемая сердцем и другими тонко энергетическими центрами души. Очевидность - от времени, а Реальность - от вечности и включает в себя эту временную очевидность.

Так что для кого-то камень падает потому, что существует закон всемирного тяготения, а для кого-то камень падает потому, что он хочет упасть. А захотел бы - так стал бы и летать.

В даосизме и буддизме существуют оригинальные упражнения, имеющие целью для ученика познание всей ограничености логического мышления. Например, предлагается подумать над тем, что хлопок есть производное действие двух ладоней, а каким будет хлопок одной? В суффизме этому служат притчи.

Человеческое мышление призвано от природы совмещать две реальности - чувственную и иррациональную. Эти две реальности пересекаются в его сознании.

Связь между двумя видами реальности - грубо материальной очевидности и тонко энергетической Действительностью может осуществляться разными способами, вплоть до недопустимых - магии и наркотиков. Но самый верный и самый лучший - это чистота мышления - самый чистый канал и единственно правильный, ибо мысль есть психическая энергия, а психическая энергия есть все. Чистое высоконравственное мышление обеспечит съем информации из сверхчувственной Реальности.

Если мы сравним образцы мышления древних мыслителей и современных философов, то убедимся в преимуществе первых: древние общее и конкретнее ограничивали друг от друга, единство конкретного и общего было живо и цельно. Уступая научному мышлению в анализе, мышление древних превосходило его в синтезе, в цельности.

Мировоззренческие истины открываются обычно в мышлении иррациональном или мистическом, когда человек как бы отключает свой интеллект и земные чувства и отдается шестому чувству, называемому интуицией. Высшая сущность вещей и явлений лежит за пределами современного интеллектуального постижения мира. Это знание целостно, оно не может быть передано в категориях рассудочного мышления. Так как его невозможно анализировать, сравнивать, измерять. Это высшее знание открывается человеку в виде смыслообразов или символов.

В свое время известный мыслитель О. Шпенглер заявил о завершении цикла «западного природопознания». Чтобы спасти себя, наука, а значит, и научное мышление, должны интегрировать свои отдельные подразделения. Пути спасения впавшей в кризис науки лежат во внимании к человеку, в очеловечивании науки, в переходе на новые формы мышления, как способа познания всеобъемлющей Действительности. Это мышление должно стать подлинно творческим, то есть соединить ранее несоединимое - рациональное и иррациональное. Творчество же основывается на сердце, на чувствознании. Наступает эпоха умного сердечного мышления.

Каким же образом, минуя сложные логические формулы, иррациональное в целостном мышлении развертывалось в единую осмысленную картину? Этим средством служило воображение . Благодаря логике воображения целостное мышление преодолевает препоны рационального мышления, так называемого «здравого рассудка», и выводит человека на новые творческие горизонты. Во все времена творчество обязано своим существованием воображению, которому в логическом мышлении уделяется чрезвычайно малое внимание. Именно воображение позволяет воспринимать мир в целостности, в синтетическом единстве: живым, исполненным смысла, в то время как здравый смысл режет весь этот целостный мир на части при помощи скальпеля в виде формальной логики и получает мертвые абстракции, не связанные между собой и даже вступающие в противоречия. Рациональное мышление, имеющее свою формальную логику, по самой своей природе противоречиво, в то время как целостное, творческое мышление таких противоречий не знает. Доходит до курьезов. Так, в математике критерием истинности новой формулы порой становится красота ее, а не длинные, непонятные самому ученому, логические доказательства. А критерий красоты - основа целостного творческого мышления. Научное мышление затрачивает уйму усилий, чтобы решить проблему синтеза естественнонаучного знания, но ищет опять же с помощью только формальной логики, хотя невозможность такого противоестественного синтеза уже научно доказана (Гейзенберг - соотношение неопределенности, Бор - принцип дополнительности).

Здесь нужна уже иная логика - интуитивная. Об этом в свое время говорили наши отечественные выдающиеся мыслители Н.А. Васильев и П.А. Флоренский.

Интуиция (чувствознание) есть высшая форма ума на этом и следующем эволюционном этапе развития человече-ского мышления. Это вид сердечного мышления. Чувствознание возникает вместе с пробуждением и ростом Психической энергии, переработанной огнем сердца. Перед человечеством стоит задача думать и решать сердцем . Пока же идет перекос в сторону мозгового интеллекта.

Высшей формой мышления является дух разумения , когда мир воспринимается непосредственно самим духом, или монадой. Об этом накале огненного мышления мы можем косвенно судить по выдающимся подвигам духовных подвижников человечества, не давшим во все времена затухнуть человеческим сознаниям. Духовное мышление - это безоглядное служение Общему Благу, это вечное самопожертвование, это мгновенное действие на всех планах бытия, это цельное единство мысли и действия, в которых нет ничего личного. Здесь мысль представляет собой огненное чувство и одновременно огненное же действие. Это нерасторжимое три-единство, которое дает возможность воспринимать и понимать все космические явления, жить жизнью вселенского всеединства и действовать по законам этого вселенского всеединства.

Наличие иррациональных мыслей типичное явление для социофоба. Иррациональные мысли мешают адекватному восприятию происходящего и служат причиной для появления тревоги. Выделяют 3 основных типа иррационального мышления — чтение мыслей, сверхобобщение и преувеличение. Ниже приведены 3 мысли, которые соответствуют каждому типу:

  1. я уверен, что этот человек считает меня скучным и неинтересным (чтение мыслей ).
  2. я запаниковал в прошлый раз, когда отвечал на паре перед аудиторией, думаю это произойдет и сейчас (сверхобобщение ).
  3. я уверен, продавщица заметила как мои руки тряслись, и мне кажется, она подумала, что со мной что-то не так (преувеличение ).

Существует и множество других негативных установок, которые характерны для людей страдающих от социофобии. Иррациональные мысли способствуют появлению в различных социальных ситуациях, так как они запускают цикл катастрофического мышления. Для того, чтобы преодолеть тревогу, было бы полезно узнать, как бороться со своими негативными мыслями. В этом нам поможет методика когнитивной реструктуризации, которая используется в когнитивно-поведенческой терапии.

Выделяют 3 основных этапа когнитивной реструктуризации:

  1. выявление и осознание иррациональных мыслей
  2. определение объективности ваших мыслей
  3. замена иррациональных мыслей на более рациональные

Ниже я приведу более подробное описание этих этапов.

Выявление иррациональных мыслей

Сначала это может показаться достаточно трудным. Иногда возникают в голове настолько быстро и машинально, что вы едва сможете уловить их на сознательном уровне. Поэтому, чтобы упростить задачу, необходимо завести блокнот, где вы сможете в течении дня записывать мысли, которые, предположительно, могут вызвать у вас тревогу. Со временем вы научитесь определять такие мысли более быстро и четко.

Определение объективности ваших мыслей

В то время, когда ваш разум свободен от тревоги и вы полностью расслаблены, спросите у себя: «Насколько объективны мои мысли?» Например, возможно ли, что человек, который не проявлял должного интереса в общении с вами просто устал? Если продавщица заметит, что ваши руки трясутся, действительно ли она подумает плохо о вас?

Для того, чтобы лучше понять то, что ваши мысли далеко не всегда достаточно объективны, попробуйте поменяться ролями. Если вы увидите, что кто-то занервничал выступая на публике, ваше отношение к этому человеку сразу же изменится в отрицательную сторону? Не думаю. Скорее всего, вы просто посочувствуете ему, а через пару минут и вовсе забудете о произошедшем.

Замена иррациональных мыслей на более рациональные

Последним шагом станет постепенная замена ваших негативных мыслей на более объективные. Сразу скажу, что результат будет приходить постепенно и достаточно медленно (сужу по своему опыту). И в первое время постоянный анализ своих мыслей может вызвать некоторый дискомфорт. Однако, чтобы достичь необходимого эффекта нужно заниматься этим ежедневно, дабы этот процесс по-быстрее вошел в привычку.

Вот некоторые примеры более реальных и объективных мыслей, чем те, которые были приведены выше: «Не факт, что продавщица могла заметить мои дрожащие руки. Даже если это произошло, уверен, что она не обратила на это внимание. Ее мысли заняты сейчас соверешенно другим», «Если я покраснел в прошлый раз отвечая перед аудиторией, то это вовсе не значит, что сейчас все может повториться».

Обобщаем

Собрав все воедино получаем такую картину:

Вы идете в магазин и становитесь в очередь. По мере продвижения очереди ваша тревога усиливается. Именно в этот момент вы должны спросить у себя: «а почему мне страшно?». А страшно вам потому, что продавщица может заметить какие-либо особенности в вашем поведении (дрожь, спутанность речи) и отнестись к ним негативно. А вот тут-то вам стоит задуматься, почему же она может отнестись к ним негативно? Ведь:

  • ее мысли в данный момент могут быть заняты чем-то более важным
  • она и вовсе может не обратить внимание на странности в вашем поведении
  • даже если это произойдет, очень велика вероятность того, что она забудет об этом через пару минут

Как видите, боятся нечего. Стоит лишь повторять эту процедуру как можно чаще и тревога постепенно начнет отступать.

Иррациональное и рациональное мышление представляют собой противоположные способы познания. Ум человека базируется на рациональном познании. Иррациональность дает ему безграничные возможности. Надо их только заметить и поймать.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Методы рационального мышления

Данные методы основаны на использовании логических приемов обработки информации:

  • Анализ - мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры.
  • Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии.
  • Сравнение - установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные свойства предметов и объектов, как качественные, так и количественные характеристики.
  • Обобщение - мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам.
  • Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных деталей.

Важно! Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, один без другого не имеет смысла.

На базе логических приемов мышления осуществляются самые разнообразные процессы. Они успешно применяются как в академических исследованиях и экспериментах, так и в сфере простых житейских дел.

Иррациональное мышление: что это такое

Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

  • чувства;
  • впечатления;
  • мистические переживания;
  • душевное состояние.

Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция:
    • представляет собой форму непосредственного знания,
    • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:
    • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
    • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:
    • является специфической формой психологической активности человека,
    • создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

Важно! Истоки иррационального кроются в глубинных слоях мышления, в неизведанной области бессознательного. Отсюда основные опасности на этом пути: подмена действительного желаемым и запуск неконтролируемых панических состояний.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

Гармония противоположностей

Психологи уверены, что люди могут без проблем существовать в социуме, пользуясь любым типом мышления.

Рациональная и иррациональная составляющие есть две стороны одной медали. Наше однобокое мировоззрение часто разводит их по противоположным полюсам, в то время как они должны дополнять и обогащать друг друга.

Благодаря взаимодействию этих противоположных начал развивается способность человека находить верный путь в сфере разнообразного опыта постижения неизвестного.

НАТА КАРЛИН

Рациональное мышление отличается от иррационального тем, что в ее основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений. Иррациональное мышление – бессвязный ход мыслей, не имеющий строго выстроенной логической цепочки и основанный на предположениях и чувствах. Иррациональное мышление возникает из желания человека верить в свои фантазии.

Рациональное мышление – процесс, а не результат

Такой способ мышления – это способность строить логические цепочки, делать соответствующие выводы и . Стремление мыслить рационально является положительным фактором для работы над собственными недостатками. Руководствуясь логическими размышлениями, человек не действует спонтанно, тем самым, исключая неприятные неожиданности. Рациональное мышление позволяет человеку видеть вещи в истинном свете, объясняет необъяснимое, успокаивает и показывает кратчайший путь к достижению необходимого результата. Этот способ помогает , которая в данный момент считается первостепенной.

Чтобы научиться мыслить рационально, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Каждое размышление начинайте с поиска проверенных фактов. Иногда это сложно сделать, но без них невозможно выстроить логическую цепочку, которая приведет к верным выводам и правильным поступкам;
В размышлениях руководствуйтесь тем, что ваша точка зрения (равно как и окружающих) может быть неверна. Поинтересуйтесь у знакомых их видением данного факта.

Не судите о поступках и поведении людей только по внешним проявлениям. Вы думаете, что знакомый избегает общения с вами? На чем основаны ваши выводы? На логике или предположениях? Выясняйте правду, не стройте догадки. Найдите подтверждение тому, что избегают именно вас. Может быть, у человека неприятности, и он стремится ограничить общение со всеми. Ему не до вас;
Не додумывайте фразы за оппонента, не воображайте себе то, о чем он думает. Слушайте внимательно собеседников, и воспринимайте только то, что вам говорят;
Сомневаетесь в искренности слов и поступков человека? Поговорите напрямую, высказав претензии и задав вопросы.

Польза рационального мышления

Пользу от рационального мышления видно на простом примере. Вы выслушали от собеседника упреки и недовольство, выраженные в неприятии ваших взглядов и поведения. Первым порывом в этом случае будет ответить человеку тем же. Но, что вы получите в случае скандала? Взаимную неприязнь, душевный дискомфорт, и продолжительный . Лучше сохранить собственное достоинство и душевное равновесие. Человек, обладающий рациональным мышлением, поступит проще – он проанализирует собственные поступки, которые вызвали критику и недовольство, и примет мнение того, кто его критиковал. Постарается найти консенсус – достигнуть согласия в том вопросе, на который у обоих существует собственное мнение. В то же время, даст понять оппоненту, что можно решать вопросы мирным соглашением, не обижая, и не унижая взглядов собеседника.

Рациональное мышление способствует тому, что человек возвращает себе спокойствие. Можно привести пример того, как мыслят люди, летящие в самолете, попавшем в зону турбулентности:

Иррационально мыслящий человек в ту же минуту представляет себе собственную гибель во всех подробностях.
Рационально мыслящий человек думает о том, что в была похожая ситуация, и все закончилось благополучно. К тому же, процент авиакатастроф от общего числа полетов в мире ничтожно мал.

В любом случае, лучше быть спокойным и хладнокровным до самого конца, чем «накручивать» себя, ухудшая ситуацию и паникуя.

Рациональное мышление характерно для людей следующих профессий:

Математики;
Военные;
Физики;
Химики и т.д.

В каждой области, где требуется знание точных наук, люди пользуются рациональным мышлением.

Иррациональное мышление – чувства и эмоции

Люди, не умеющие отделить факты от вымысла, и выстраивать логические цепочки размышлений пользуются иррациональным мышлением. Им сложно предусмотреть события и результат тех или иных действий, что приводит к спонтанным поступкам и лишним переживаниям. Однако рациональное мышление невозможно без присутствия иррациональной (духовной) составляющей. Например, художник не может объяснить принцип, которым он пользуется в подборе красок. Выясняется, что он противоречит законам логики, при этом создавая шедевры изобразительного искусства.

Однако обывателю нужно учить бороться с проявлениями иррационального мышления. Необходимо анализировать события и факты, чтобы исключить возможность мыслить иррационально.

Крайности.

При оценке той или иной ситуации, не впадайте в крайности типа «все или ничего» или «это однозначно черное, а это белое, и полутонов не существует». Чтобы бороться с такими проявлениями, есть несколько правил:

Нет плохих и хороших людей, все они со своими достоинствами и недостатками. В каждом человеке можно найти положительные качества и «закрыть глаза» на отрицательные;
Исключите из лексикона слова, выражающие крайнюю степень чего-либо. Например, «всегда» или «никогда». Не употребляйте их по отношению к окружающим и к себе самому;
Оставьте в стороне категоричное мышление. Лучше признавайтесь людям в том, что страдаете вспышками раздражительности, а не утверждайте, что вы вспыльчивая натура. Этим вы оправдываете свой недостаток.

«Кошмар».

Измените отношение к подобным мыслям:

Подумайте о том, что возникшая ситуация – это проблема, но не та, которая гарантирует неминуемую гибель или конец существования Вселенной;
Сравните создавшуюся ситуацию с поистине страшным событием – смертью близкого человека или состоянием людей в концентрационных фашистских лагерях.

Успокаивайте себя следующими размышлениями:

«Это пустяк, который не стоит того, чтобы заострять на нем внимание»;
«Неприятно, но не смертельно»;
«Все будет хорошо»;
«Земля не сойдет с орбиты, и человечество продолжит свое существование».

«Конец света».

Если вы привыкли преувеличивать разрушительную силу той или иной проблемы, представляя себе страшные последствия возникшей ситуации, успокаивайтесь следующими мыслями:

Учитесь ожидать от жизни не только ударов, но и хороших моментов;
Постоянно повторяйте себе, что исход ситуации может быть плохим, но вероятность этого ничтожна
Не беспокойтесь о том, что может произойти. Ведь ключевое слово здесь «может». Скорее всего, этого вовсе не случится, а вы только зря тратите нервы;
Попробуйте спроектировать несколько вариантов развития событий, и высчитайте в процентном соотношении вероятность того, что результат будет самым плохим.

«Я больше не могу».

Это убеждение не только людей, которые используют иррациональное мышление, но и тех, кто . Переформулируйте выражение и убедите себя в том, что вам сейчас жить сложно, но постепенно вы преодолеете и эту преграду.

Главное – ответьте себе на вопрос о том, ваша ли это проблема на самом деле? Или вы просто переживаете чужую боль, выдавая за собственную.

22 марта 2014, 11:21