Как вырастить ребенка счастливее всех. Как православной девушке воспитать в себе кротость? Какие комплексы могут проявиться у ребенка при неправильном воспитании

Родительские функции за последние 10-15 лет изменились. Требования к современным матерям и отцам выше. Да и дети стали другими, ускоренными во всем. Такими они рождаются. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют тоньше. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

1. Будьте для ребенка интересным

Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети - лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним. И тогда даже в сложный период пубертата вы останетесь для сына или дочери авторитетом.

Чем опасен переходный возраст? Подростков привлекают сила и авторитет. И если их нет в семье, они найдут их где-то еще, и чаще всего это будет сомнительный или даже опасный источник. Авторитет нужно завоевывать не через наказания, а посредством коммуникации, благодаря искренности и открытости, формируя безопасное пространство доверия и безусловной любви. Если значимость и авторитет родителя падает, ребенок просто «уходит» из пространства семьи. И тогда уже бесполезно морализировать, рассказывать про хорошо и плохо, угрожать и требовать. Это уже не воспитание, а выход за пределы детско-родительских отношений.

2. Станьте источником информации

Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к планшетам, ноутбукам, смартфонам. Родителям гаджеты упрощают жизнь. Но дети, особенно в возрасте 2-3 лет, легко подсаживаются на них, формируется зависимость. Беда в том, что доступ к информации через этот канал очень простой, а значит, ее ценность номинальная. Мир становится не шире, а уже. А главное - какой это мир? Виртуальный, а значит, далекий от реального.

Доступность убивает интерес. В чем была ценность знаний еще сто лет назад? Получить и добыть их было трудно. Чтобы достичь чего-то на информационном поле, надо было как минимум потрудиться, дойти до библиотеки, перелопатить огромный объем литературы, осмыслить и вычленить суть. А сейчас ребенку достаточно сделать два клика, чтобы получить все на блюдечке, вернее, на планшете.

Именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного

Затрачивая мало усилий и ресурсов, ребенок привыкает к тому, что мир ему должен. Формируется эгоистичная система потребления. Реакция на отказы или невозможность быстро получить желаемое проявляется в непонимании и агрессии, что в подростковом возрасте выливается в конфликт с родителями.

Поэтому именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного. Он должен смотреть на животных не на экране гаджета, а в зоопарке, куда его привели мама с папой. Развивайте кругозор через перемещение, передвижение, любопытство. Это формирует систему коммуникации. Иначе как он научится взаимодействовать с миром, если видит его лишь на экране планшета?

3. Развивайте эмоциональный интеллект

Даже когда ребенок совсем маленький, нужно учить его выражать желания и потребности хотя бы словоподражанием. В старшем дошкольном возрасте обязательно называйте и проговаривайте эмоции, помогайте детям освоить лексику чувствования. Например: «мне грустно», «я голоден», «я устал», «мне неприятно», «я расстроен», «я счастлив». Ребенок упал и ушибся? Не спешите обнимать и жалеть. Дайте ему проявить все, что он чувствует. Это огромное событие в его маленькой жизни. Так вы учите его коммуникации. «Я чувствую - я говорю - это безопасно». Вот важная смысловая цепочка, которая должна сформироваться в раннем возрасте.

Учитесь чувствовать вместе с ребенком. Не просто включите ему телевизор, а сядьте и посмотрите мультфильм вместе. Наблюдайте за ним, участвуйте в процессах проживания сюжета. Спустя некоторое время можно вернуться к обсуждению, исследовав эмоциональный ресурс. Поделитесь опытом: «Мне было страшно, когда я в детстве в первый раз смотрел этот мультфильм». Это отличный повод для изучения вас, принятие иного опыта.

Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах

Научить ребенка выражать эмоции - одна из важнейших функций родителей. Все обиды, которые мы «тащим» во взрослую жизнь, от неумения объяснить, что мы чувствуем и чего хотим. Может случиться неприятное открытие: оказывается, при помощи манипуляций и обид не всего можно достичь, и это вызывает болезненное бессилие, потерю смыслов, формируется сознание жертвы («меня никто не понимает», «весь мир против»).

Мы привыкли считать: сытый - значит, счастливый. Это анахронизм. Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах. Подавление чувственной сферы приводит к тому, что подросток не понимает, кто он и что ему интересно. Родители бегут к психологу: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется».

Вы его только вчера впервые увидели? Вы вообще знакомы с этим полувзрослым человеком? Почему он замкнут в себе? Потому что к нему не прислушивались, не давали выражать чувства, не интересовались мнением, не разрешали принимать решения, унижали и подавляли, не прислушивались к желаниям. А теперь вы хотите, чтобы он в одночасье стал взрослым и волшебным образом всему этому научился, за один день после душевного разговора с родителями? Увы, не выйдет.

4. Не подменяйте духовное материальным

Современные родители не могут много времени проводить с детьми и стараются компенсировать дефицит общения материальными вещами: новыми кроссовками, планшетами, игрушками. Отсюда избалованность, капризы, истерики. На самом деле это крик о любви, требование ее получать и выражать. Получив отказ в удовлетворении «хочу и дай», ребенок интерпретирует его как «меня не любят». Не подменяйте и не смешивайте понятия любви и заботы с материальными заменителями. Разделяйте чувства и потребности эго.

Совсем не обязательно проводить все свое время с ребенком. Важно каждый день окружать его вниманием. Пусть это будет всего час в день, зато просто замечательный час. Возьмите за правило минимум 12% времени ежедневно уделять чему-то новому: изучению новой информации о мире, физнагрузкам, эмоциям, знаниям, музыке. Этот алгоритм даст хороший ресурс для взаимодействия с ребенком.

5. Слушайте ребенка

Каждый должен знать, что его услышат и поймут. Даже если в семье семеро детей, у каждого должно быть время на личное общение с мамой, хотя бы час в неделю. Время, когда мама существует только для него, когда он полностью владеет маминым вниманием. Назовите это «мамин день» или «мамин час» (и «папин», конечно). Так ребенок учится планировать жизнь: «Я смогу выговориться, мама/папа выслушает и даст совет». Это должно сохраняться и в подростковом возрасте.

Нельзя разговаривать с ребенком, занимаясь своими делами: готовкой, уборкой, глажкой, просмотром новостей. В этом случае вы поворачиваетесь спиной к сыну или дочери, а значит, отворачиваетесь от его проблем и переживаний. Нужно обязательно смотреть в глаза, находиться на одном уровне. Не нависайте сверху, как тюремщик. Что бы ни происходило, зрительный доверительный контакт гарантирует безопасность.

Оценивайте поступки, а не ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта

Все, что чувствуете по отношению к нему, проговаривайте от первого лица: «Я расстроена, что ты болеешь». Не говорите: «Ты мой бедный, несчастный, больной». Так мы навешиваем ярлыки, а ребенок получает вторичную выгоду от ситуаций. У него быстро формируется простая цепочка получения любви и внимания мамы.

Не говорите «ты плохой», скажите: «Этот поступок огорчил не только меня, но и воспитательницу». «Это глупые слова», а не «ты говоришь гадости». Оценивайте поступки, а не самого ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта.

6. Дайте ребенку насладиться детством

Развивающие курсы, секции, кружки, подготовка к школе, многие зацикливаются на идее вырастить ребенка гением, лидером, новым Ломоносовым. Количество «развивашек» прямо пропорционально комплексам родителей. В XVIII-XIX веках не было бэби-клубов, но и без них появлялись писатели, художники, ученые. Дайте ребенку органично прожить свое детство и найти себя. Если ребенка с лингвистическими задатками водить на гимнастику или карате, это обеспечит ему психосоматические заболевания в будущем. Нужно просто быть внимательным, смотреть, что ребенку нравится, давать возможность пробовать, поддерживать интерес.

Отнимать детство и забивать весь день развивающими занятиями не стоит. У дошкольника должно быть 70% (!) свободного времени. Это то самое время, когда он начинает творить и фантазировать. Без творческого элемента вы вырастите биоробота с установленной программой.

7. Держите слово

Вряд ли кому-то нужно объяснять, что поднимать руку на ребенка нельзя. А что касается наказаний-угроз, если вы их не выполняете, они теряют свою силу. Если устанавливаете рамки, будьте последовательны и идите до конца. Один раз говорите, второй делаете.

Многие родители только обещают: «Будешь плохо себя вести, пойдем домой». Не сделаете этого, и ваши слова обесценятся. Ребенок будет просто «зашумлен» бесконечными угрозами. Слова должны быть подкреплены действием: «Мы уходим, потому что ты кричишь». Но прежде чем угрожать, десять раз подумайте.

8. Позволяйте ему ошибаться

Счастливого ребенка можно узнать по тому, как бесстрашно он совершает ошибки, ищет варианты и пути решения, включается во все с энтузиазмом и любопытством, без страха быть осмеянным или униженным. Как это формируется? Только мудростью и сердечностью взрослых и учителей.

Финские учителя, когда видят, что пример решен неправильно, говорят: «Какая прекрасная ошибка». Без ошибок нельзя найти правильное решение. А когда за них ругают, это просто перекрывает все познавательные мотивы.

9. Просто любите ребенка

Все проще, чем кажется. Главное, что можете сделать, - просто любить и говорить об этом. Не бойтесь перелюбить: любви не может быть слишком много. Не продавайте любовь за то, что он послушный, умный, культурный, а попросту удобный ребенок. Это формирует невротический тип мировосприятия, сниженную самооценку. Ребенок начинает спрашивать себя: «А достоин ли я любви/конфеты/высокой зарплаты?» В конечном счете это выливается в комплекс неполноценности и жизненные неурядицы.

Чем послушный ребёнок отличается от успешного? Как правильно реагировать на ошибки детей и на свои собственные промахи? В чём глобальное отличие в воспитании мальчиков и девочек? И как научить ребёнка быть счастливым и уверенным в себе? На эти и другие вопросы в своей книге «Дети с небес» даёт ответы Джон Грэй - автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Самые интересные и близкие нам цитаты из книги - в этом посте.

Материал подготовила: Надежда Назарян

Воспитание детей, которые уверены в себе

«Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне - она идёт изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями».

«Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идёт впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться».

5 принципов позитивного воспитания

  1. Отличаться от других - нормально.
  2. Совершать ошибки - нормально.
  3. Проявлять негативные эмоции -нормально.
  4. Хотеть большего - нормально.
  5. Выражать своё несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Они уже хорошие

«Как родители, мы прежде всего должны признавать, уважать и поддерживать процесс естественного роста наших детей. От нас не требуется каким-то образом формировать из них таких людей, какими они по нашему мнению должны стать. Однако мы ответственны за то, чтобы оказать им мудрую поддержку, когда речь идет о развитии их врожденных талантов и сильных качеств.
Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, но их рост зависит от нашей поддержки. Мы должны предоставить плодородную почву, на которой смогли бы вырасти плоды их величия. Все остальное они в силах сделать сами. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Подобным образом в растущем разуме, сердце и теле каждого ребенка есть подробный план его развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими, - признайте, что они уже хороши».

Мальчикам - больше доверия, а девочкам - больше заботы

«Родителям нужно научиться по-разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся. Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры».

Не больше, а иначе

«Самая распространенная ошибка родителей состоит в том, что они стараются дать как можно больше. При этом то, что они стремятся предоставить детям в больших количествах, нередко оказывается нецелесообразным: больше денег, больше игрушек, вещей, развлечений, больше образования, внеклассной деятельности, помощи, похвал, больше времени, ответственности, свободы, дисциплины, надзора, наказаний, больше общения и т. д. Однако на самом деле здесь, как и в других областях жизни, «больше» не означает «лучше». Нужно не больше, нужно иначе. Задача родителей не в том, чтобы дать больше, а в том, чтобы подойти к воспитанию иначе, чем наши собственные отцы и матери».

Просьба вместо приказа

«Добиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?»

«Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой. Разве вы не предпочли бы, чтобы ваш начальник (или спутник жизни) просил, а не велел? В этом случае вы исполняли бы его распоряжения намного охотнее. То же самое касается вашего ребенка. Это очень простое изменение, но нужно хорошо попрактиковаться. Вместо того чтобы приказывать: «Почисть зубы», - скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Вместо того чтобы говорить: «Не бей брата», - скажите: «Пожалуйста, не трогай брата».

Давай сделаем это

«Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, - это слово «давай».

До девяти лет у детей обычно еще очень слабо сформировано чувство собственного «я». Постоянно командуя ребенком, вы возводите стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми.

При любой возможности приглашайте детей участвовать в той или иной деятельности вместе с вами. Даже тогда, когда вы просите ребенка выполнить какое-то конкретное задание, например: «Не уберешь ли ты в комнате?» - предваряйте свою просьбу фразой типа: «Давай подготовимся к вечеринке». Если ваша просьба становится частью приглашения к совместной деятельности, дети идут на сотрудничество охотнее».

«Формулу «давай» можно использовать в большинстве ситуаций, пока ребенку не исполнится девять лет. После этого слова «Давай приберем в комнате» прозвучат фальшиво, если вы сами не собираетесь участвовать в процессе».

4 типа темперамента - 4 метода воспитания

«Существует четыре основных типа детского темперамента, - именно поэтому дети требуют различного подхода.

Первый темперамент - сенситивный. Сенситивные дети уязвимы и чувствительны. Они остро осознают собственные реакции на жизненные обстоятельства, касающиеся их потребностей и желаний. Для того чтобы приспособиться к жизни, им необходимо ясно осознавать собственные чувства, - и в этом случае они охот нее осуществляют перемены. Эти дети лучше всего реагируют, когда их слушают и понимают.

Сенситивным детям нужно сочувствие и признание их переживаний и обид.

Второй темперамент - активный. Активных детей меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, их больше интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству в том случае, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему.

Активным детям нужно всегда знать план действий, правила игры и кто главный. Чтобы свести сопротивление активного ребенка к минимуму дайте ему возможность руководить.

Третий темперамент - реактивный. Реактивные дети общительны и дружелюбны. Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить всё, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция.

Реактивные дети познают себя по собственным реакциям на жизненный опыт.

Четвертый темперамент - восприимчивый. Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое».

Воспитать успешного человека

«Успех в жизни приходит не тогда, когда человек следует правилам. Успех приходит, когда человек думает своей головой, следуя собственной воле и зову сердца. Эта естественная способность воспитывается тогда, когда вы укрепляете врожденное стремление ребенка к сотрудничеству. Если родители требуют от ребенка покорности, его воля притупляется. Разум и сердце закрываются, и ребёнок забывает о своем потенциале жить той жизнью, которая ему предназначена. Если же напоминать ребёнку, что сопротивляться нормально, но следует помнить, что мама и папа - главные, его разум и сердце остаются открытыми и он развивает в себе способность осознавать свои желания и стремления в жизни».

Значение границ

«Когда ребёнок слишком настойчиво требует своего, значит, он не получает то, что нужно ему на самом деле. Это же касается и взрослых: если человек несчастен оттого, что не получает чего-то во внешнем мире, истинная причина несчастья состоит в том, что ему недостает любви и поддержки. Но любви вокруг всегда достаточно - мы просто не видим её.

Детям необходимы границы, которые они пытаются пересечь. Если границ нет, ребенок становится беспокойным и неуверенным. Когда ребенку слишком часто удается добиться своего, он не бывает удовлетворен обретённым. Мы можем по достоинству оценить то, что у нас есть, только тогда, когда осознаем свои истинные потребности. Сопротивление внешнего мира помогает человеку понять, что же ему на самом деле надо, и не зацикливаться на том, что он хочет».

Совершать ошибки – нормально

«Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за собственные ошибки.

Извиниться позже очень важно. Можно сказать так: «Прости, что я накричал на тебя. Ты не сделал ничего такого, чтобы на тебя кричать. И вообще крик - не метод общения. Это моя ошибка.

Когда ребенок совершил ошибку, это самое неподходящее время напоминать ему об ошибках, совершенных в прошлом.
Наказывая малыша и сердясь на него, вы используете устаревшие методы общения. Наилучшая реакция на ошибки ребенка - безразличный или усталый взгляд. Не нужно обращать много внимания на саму ошибку. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы перенаправить малыша, попросив его что-то сделать. В данном случае можно попросить ребенка помочь вам собрать осколки».

От невинности к ответственности

«Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время сомоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

«Стыдить ребенка всегда нецелесообразно. Только после девятилетнего возраста нужно понемногу предлагать ребенку брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. В первые девять лет жизни ребенок должен развить в себе ощущение невинности, а в следующие девять лет - научиться ответственности. Когда ребенку исполняется девять лет, он уже готов понемногу принимать на себя ответственность за свои промахи и исправлять их. До девяти лет родители должны смотреть на ошибки ребенка сквозь пальцы и относиться к ним нейтрально.

Дети запрограммированы для автоматической самокоррекции после совершения ошибки. Главная причина, почему дети и взрослые не корректируют свое поведение, состоит в том, что они боятся признать свой промах. Естественная самокоррекция требует ощущения, что совершать ошибки - нормально».

Научиться быть счастливыми

«В первые семь лет жизни чувство собственного «я» у ребенка формируется прежде всего под влиянием родителей или непосредственных опекунов. В следующие семь лет (от семи до четырнадцати) роль родителей остается по-прежнему сильной, но теперь на формирование позитивного чувства «я» все большее влияние оказывают братья и сестры, родственники и друзья. На следующем этапе (от четырнадцати до двадцати одного) подростки и молодые люди все в большей степени определяют и развивают свое «я» под влиянием сверстников и людей, стремящихся к тем же целям, что и они.

Слишком нагружать детей в первые четырнадцать лет - ошибка. В эти годы им нужно научиться быть счастливыми. Умение быть счастливым - важнейшее жизненное искусство. Счастье приходит не из внешнего мира, но изнутри. Это - искусство. Счастливые счастливы независимо от внешних обстоятельств».

Как воспитать счастливого ребёнка?

Несколько несложных правил, которые следует соблюдать в общении со своим ребёнком. Они создадут тёплые отношения в семье и благоприятно скажутся на дальнейшей жизни любимого чада.

Не забывайте говорить своему ребёнку о любви. Он должен постоянно получать подтверждения ваших нежных чувств к нему.

Хвалите своего ребёнка по малейшему поводу. Таким образом, вы будете стимулировать его трудолюбие и чувство собственного достоинства. Благодаря этому нехитрому приёму ваш ребёнок вырастет уверенным в себе человеком.

Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Он должен знать, что вы счастливы видеть его. Всегда.

Вашему ребёнку важно чувствовать, что вы им гордитесь. Не отказывайте в этом удовольствии ни себе, ни ему.

Уважайте своего ребёнка, общайтесь с ним как с равным. Поверьте, ваш ребёнок намного умнее, чем вам кажется. При общении важно поддерживать визуальный контакт «глаза в глаза». Такой приём продемонстрирует ему ваше внимание и поспособствует укреплению доверия.

Благодарите своего ребёнка за помощь или услугу. Он должен знать, как важны его действия. Именно такой простой шаг поможет выработать привычку и желание выполнять домашнюю работу.

Не стоит ругать и высмеивать ошибки вашего ребёнка. Следует спокойно обсудить проблему, сделать выводы и забыть о случившемся.

Если ребёнок не оправдал ваши ожидания, не следует его упрекать. Он не должен чувствовать себя виноватым. Ведь ребёнок должен реализовать свой потенциал, а не воплощать в жизнь ваши мечты. Задача родителей оказать своему чаду максимальную поддержку.

Обязательно внимательно слушайте всё, что хочет рассказать вам ребёнок. Освободите себя от дел и сосредоточьтесь на нём. Такое поведение сформирует у него чувство собственной значимости.

Радуйтесь достижениям вашего ребёнка, не важно, сколь они велики. Ваша положительная реакция повысит у него чувство собственного достоинства.

Ждите от ребёнка только лучшего, верьте в него, и он справится с любой проблемой.

Не принуждайте ребёнка к каким-либо действиям силой. Убедите его, пусть он сам захочет предпринять какое-либо действие. Поговорите с ним на равных. Доведите до его сведения, как важно сделать тот или иной шаг.

При общении с ребёнком будьте честны и открыты. Ведь именно вы являетесь образцом для подражания.

Принимать самостоятельные решения ребёнок научится, если вы будете интересоваться его мнением. Спрашивайте, что бы он хотел получить на ужин или где бы хотелось ему отдохнуть.

Обязательно рассказывайте ребёнку о своей работе. Послушайте его советы. Ведь именно он может предложить вам свежую идею, до которой вы не сможете самостоятельно додуматься.

Возьмите в привычку готовить для ребёнка сюрпризы. Если вы не можете увидеться с ним – позвоните или оставьте записку. Пусть знает, что вы помните о нём всегда и везде.

Не стесняйтесь проявлять нежные чувства к своему супругу или супруге. Ваше поведение поможет ребёнку сформировать взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Доброжелательная домашняя атмосфера способствует формированию крепкой нервной системы ребёнка и станет залогом того, что он вырастет гармонично развитой личностью.

Это для нас, взрослых, каждый день состоит из набора обязанностей, превращающихся с годами в рутину. У детей все иначе! Каждый день их жизни наполнен удивительными открытиями и новыми впечатлениями. И пусть, став взрослым, человек не вспомнит детально, что с ним происходило в первые годы жизни, атмосферу собственного детства, радостные моменты своего взросления он пронесет через всю жизнь.

Доказано, из счастливого ребенка вырастает счастливый взрослый человек. Но как делать так, чтобы ребенок был счастливым? Не талантливым, не умным, не прилежным, а именно счастливым? Кажется, ответ очевиден: «Нужно просто любить свое чадо!». Вот только каждый из нас и так любит своего ребенка, а вот дарить свою любовь умеют далеко не все. Об этом и расскажем в данной статье.

1. Научитесь радоваться жизни
Это звучит немного эгоистично, но факт остается фактом – у несчастных родителей никогда не вырастут счастливые дети. Согласитесь, невозможно радоваться жизни живя бок о бок с человеком, который недоволен своей работой, постоянно ворчит на жизнь, проклинает государство и раздражается по каждому пустяку. Жизнь показывает, что такие дети таких родителей хуже учатся в школе и труднее идут на контакт со сверстниками.

Совсем по-другому чувствуют себя малыши тех родителей, которые кроме работы имеют увлечения, которые доброжелательно общаются между собой и умеют радоваться даже мелочам. Глядя на родителей, ребенок начинает повторять за ними. Именно поэтому настраивайте себя оставлять весь негатив за порогом дома, а в кругу семьи позволять себе отдыхать душой и телом. Чаще встречайтесь с друзьями, выбирайтесь на природу, найдите себе занятие, которое будет радовать вас. Это в одинаковой степени нужно и вам, и вашим деткам.

2. Проводите время с детьми
Современная жизнь оставляет нам не так много времени для общения со своей семьей. Родителям гораздо проще предложить ребенку телевизор, компьютер, планшет, только чтобы занять его время и заниматься собственными делами. Вот только детишки очень быстро забывают о подарках и покупках, а о совместно проведенном времени, они не забудут никогда!

Важность того времени, которое вы проводите со своими малышами, невозможно переоценить. Живое общение родителя и ребенка – именно то, что позволяет поддерживать незримую связь между близкими людьми и делает счастливыми и детей, и взрослых. Причем, чтобы это время проходило в гармонии, важно учитывать интересы обеих сторон. Нужно чаще играть с ребенком, причем в самые разные игры, хоть в куклы или машинки, в театр или футбол, ведь в детском возрасте кроха все усваивает через игру. В то же время вы можете привлечь малыша к собственным занятиям, развивая в нем трудолюбие и обучая его, к примеру, кулинарии или уборке в доме. Главное, все делать в игровой манере, чтобы у малютки не пропадал интерес.

Как же стать ребенку другом, спросите вы? На самом деле это не так сложно. Просто научитесь жить не только своими заботами, но и заботами малыша. Не спешите ругать его за проделки и промашки, ведь детство создано для экспериментов. Расскажите, а еще лучше, покажите, как сделать правильно. Разговаривайте с малышом обо всем, что волнует и его, и вас, делитесь своими эмоциями и впечатлениями, и спрашивайте его мнение. Такое живое общение позволит вам лучше узнать друг друга, а если ребенок без стеснения будет делиться с вами своими проблемами, вы сможете избавить его от множества ошибок в жизни.


4. Воспитывайте в крохе оптимиста

Не секрет, что людям, которые с оптимизмом смотрят на окружающий мир, живется гораздо легче. Оптимистам легче найти друзей, построить карьеру, создать семью, в общем, таким людям гораздо легче стать счастливыми. Но учитывая, что ребенок все перенимает от родителей, нам самим необходимо пересмотреть свое отношение к жизни и стать оптимистами.

Старайтесь во всем находить позитив, искать решение возникающих проблем, а не складывать руки от бессилия. Учите своих детей не унывать в сложных ситуациях, постоянно подбадривайте их, и обещайте, что вместе вы найдете выход. Такая поддержка очень важна для формирования оптимистичного характера. А еще, возьмите за правило каждый вечер вместе с малышом вспоминать десять приятных моментов, которые произошли с вами сегодня, а также строить радужные планы на следующий день и на выходные. Обмен позитивной энергией, который будет происходить между вами, станет залогом того, что ваш ребенок вырастет счастливым человеком, с оптимизмом глядящим в будущее.

5. Не ругайте ребенка за ошибки
Психологи в один голос утверждают, что детство как раз и дано для того, чтобы ребенок методом проб и ошибок научился жить в этом мире. То, что кроха будет на этом пути ошибаться, это вполне нормально, а значит ругать его за ошибки совершенно неправильно. Родители в такой ситуации должны в благожелательной обстановке и игровой форме показать малышу, как нужно поступать, чтобы все получилось правильно. И если потребуется, нужно показывать это и 3, и 5, и 10 раз, без криков и нравоучений.

Существует интересное исследование. Оказывается, если предложить детишкам задания различной сложности, то те малыши, чьи родители чересчур требовательны, чтобы оправдать ожидания своих пап и мам, берутся за самые легкие задания. В то же время ребята, которых родители постоянно подбадривают, берутся за сложные задания. Однозначно можно сказать, что такие дети вырастут более счастливыми, ведь они не пугаются сложностей, которые встречаются им на пути.

И еще. Если человека все время ругать и указывать на его недостатки, наивно предполагать, что он захочет стать лучше, чтобы сделать вам приятное. При таком чересчур жестком воспитании можно потерять доверие ребенка, утратить с ним эмоциональную связь, он перестанет слышать и слушать вас, и донести до него даже самые лучшие ваши пожелания станет очень сложно. Это не значит, что воспитание состоит только из поддержки и ласковых слов, вы живете на общей территории, где существуют определенные правила и ответственность всех членов семьи, важно уметь договариваться. Главное не перепутать устойчивость и внятность с занудством, жестокостью и унижением.

6. Демонстрируйте ребенку его значимость
Это чрезвычайно важный момент в воспитании малыша, от которого во многом зависит отношение крохи к себе и к окружающему миру. С детских лет малышу важно ощущать себя значимым, кому-то нужным. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с высокой самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности.

Как показать крохе его значимость? Очень просто: пусть с детства у малыша будут некие мелкие обязанности по дому, за которые он будет отвечать, к примеру, выгуливать щенка, раскладывать ложки к обеду или поливать цветы. С возрастом эти обязанности нужно расширять и увеличивать. С таким подходом к воспитанию вы не только вырастите трудолюбивого и ответственного ребенка, но и ежедневно будете убеждать малыша, что без его помощи вам пришлось бы гораздо тяжелее в жизни.

7. Учите ребенка выстраивать отношения
Начав посещать детский сад или школу, ребенок обязательно будет сталкиваться с проблемами коммуникации. Обидел соседский мальчишка, девчонки не берут в свои игры – подобные ситуации случаются практически постоянно. А ведь ребенок только начал жить, ему еще неведомо искусство дипломатии, он не знает как стать своим в коллективе или дружить со всеми, чтобы никого не обидеть. И здесь на помощь ребенку должны прийти родители.

Мудрые папы и мамы должны подсказать малютке, как хранить дружбу, но при этом не позволять собой минипулировать, как не давать себя в обиду, и в то же время не драться и не оскорблять других. Родители могут научить защищаться, договариваться, уходить от конфликтов, в общем, помогут стать полноценными членами общества. В будущем это обязательно поможет вашим деткам легче сходиться с людьми и иметь много друзей, избегать конфликтов и беречь свои нервы. А разве не этими качествами отличается счастливый человек?


8. Предоставляйте ребенку право выбора

С ранних лет малыш должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что родители никогда не позволят пойти зимой на улицу без куртки, но выбирать зеленую или синюю куртку надевать должен сам малыш. И с возрастом таких моментов должно становиться все больше. К примеру, родители могут посоветовать дочери, записаться в кружок по интересам, но выбирать между танцами, изобразительным искусством и спортивной гимнастикой должна она сама.

Зачем это нужно, спросите вы? По словам психологов, такое право выбора чрезвычайно важно для формирования у ребенка понимания того, что он управляет жизнью, что он принимает решения и несет за них ответственность. Принимая решение за свое чадо, и не интересуясь его мнением, вы рискуете вырастить ребенка, полностью зависимого от мнения окружающих. Более того, если родители не спрашивают малыша, нравится ли ему плавание и хочет ли он развивать в себе это навык, где гарантия, что он не вырастет глубоко несчастным человеком, так как все детство потратил на совершенно нелюбимое занятие?

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Главный смысл жизни - это воспитание детей, а основу этого воспитания составляют взаимоотношения отца и матери".

К сожалению, современные родители уделяют мало времени , предпочитая большую часть суток проводить на работе. Они ошибочно считают, чтобы стать счастливым человеком надо иметь много денег, а для этого нужно работать и работать.

Годы пролетают незаметно, дети обеспеченных родителей имеют все: от обучения в престижном ВУЗе до роскошной квартиры и крутого авто, но счастливым человеком они себя не считают. Им также как и в детстве не хватает дружеского и теплого общения. Большинство из них глубоко одиноки, так как они не умеют реализовать свой потенциал и приносить пользу другим людям.

Статистика показывает, современные дети за день слышат от родителей в 10 раз больше негативных фраз, чем позитивных. Им не хватает общения с близкими людьми, зато каждый день они становятся свидетелями ссор между родителями, их криков и упреков. Между тем, чтобы вырастить ребенка счастливым человеком, прежде всего, нужно создать в семье искреннюю, доверительную и дружескую атмосферу.

Цените каждое мгновение , проведенное с вашим ребенком, научитесь сдерживать эмоции, будьте терпеливы и жизнерадостны. Ежедневно делитесь с ребенком собственным счастьем, радостью и оптимизмом, тогда он тоже вырастит счастливым человеком. Если же вы стали замечать, что ваш ребенок перестал вас "слышать" и больше не реагирует на ваши слова, то это первые сигналы того, что вы потеряли его уважение.

2. Уважайте мнение ребенка . Не нужно смеяться над словами, высказанными ребенком. Конечно, он еще маленький и его мнение зачастую не совпадает с тем, как родители считают правильным. Ребенок многого еще не понимает, но это не значит, что родители не должны уважать его мнение, выслушать его и без насмешек объяснить ему, как лучше действовать. Ребенок должен не бояться высказывать свое мнение, тогда он и во взрослой жизни сам сумеет принимать решения, не позволяя другим управлять собой.

3. Самостоятельность . В три года дети начинают стремиться к самостоятельности, выводя родителей из себя своим "Я сам!". Конечно, позволять ребенку самому застегивать пуговицы, надевать шапку и сапоги, когда опаздываешь на работу очень сложно, но только так можно научить его быть самостоятельным. Чем больше ребенок проявляет свою независимость от родителей в детстве, тем ответственнее и самостоятельнее он становится в процессе взросления.

4. Хвалите . Родительское одобрение повышает самооценку ребенка, придает ему уверенность в собственных силах и является стимулом для дальнейших достижений. Хвалите ребенка за то, что он сам оделся, убрал игрушки, нарисовал красиво, кушал и так далее. Если вам не нравится, как малыш убирает игрушки, не говорите ему: "Разве так наводят порядок?", а скажите, что он молодец и убрал игрушки, тогда в следующий раз он сам постарается сделать все лучше, чтобы опять услышать вашу похвалу.

5. Избегайте запретов . Даже если возникает ситуация, когда хочет получить свое с помощью криков и плача, старайтесь не ругать его и не требовать, чтобы он немедленно прекратил истерику. Лучше придумайте способ, который поможет отвлечь его на что-нибудь другое. Маленькие дети быстро забывают, что еще совсем недавно хотели получить. У родителей, которые предпочитают запрещать и указывать, вместо спокойных действий и ответов, дети не прислушиваются к их советам и делают все наоборот.

6. Не вешайте ярлыки . Ругая ребенка, можно выражать свое недовольство его поведением, но не обзывать его самого. Фразы: "Ты плохой", "Ты глупый", "Ты плакса" и т.д. снижают самооценку ребенка, и он вырастает неуверенным в себе человеком. Осуждать можно только действия ребенка, но не его чувства. Например, сказать "Ты сегодня вел себя плохо", но не "Ты нехороший".

7. Поощряйте талант . Ребенок сможет стать счастливым, только если сумеет реализовать во взрослой жизни свой талант. Поощряйте ребенка во всех начинаниях, если ему нравится рисовать, запишите его в кружок, и тогда он может стать известным художником. Если он с детства хорошо поет или играет в футбол, помогите ему проявить себя в области музыки и спорта.

8. На ошибках учатся . Не ругайте ребенка за ошибки, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если он что-то сделал не так, поговорите с ним и вместе обсудите, как ему следовало вести себя, чтобы этого не случилось. В этом случае ребенок не будет в дальнейшем бояться отступиться и принимать самостоятельно решения.

9. Не сравнивайте . Каждый ребенок индивидуален. Существует большая разница между тем, что может сделать пятилетний и шестилетний ребенок. Погоня за достижениями других детей, которые уже читают и пишут, может нанести серьезный вред развитию вашего ребенка. Никогда не говорите своему ребенку: "Ваня такой молодец, так хорошо рассказал стихотворение на утреннике" или "Катя уже умеет читать, а ты еще не знаешь даже буквы".

В дошкольном возрасте дети быстро развиваются и у каждого из них есть свои, только ему присущие особенности.

10. Любите . Можно обнимать и целовать ребенка по десять раз в день, но чувствовать, что вы его любите он будет только тогда, когда вы будете его любить без всяких "если". Фразы: "Если будешь так плакать, я тебя не буду любить", "Если не съешь кашу, ты не будешь хорошим мальчиком" и т.д. дают ребенку понять, что родительскую любовь надо заслужить.

Дети должны знать, что их любят такими, какие они есть. Если вы сначала наказываете ребенка и угрожаете ему, а затем целуете и обнимаете, он поймет, что родители любят его только тогда, когда он своими плохими действиями добьется их внимания.