Ii ая группа здоровья характеризуется. Распределение детей по группам здоровья

Вопрос о группах здоровья остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с , теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.

Что такое «группы здоровья»

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.


Кто и как определяет группу здоровья

В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.


Возможные сценарии развития событий

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.


Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже . 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Если вам нужна помощь медика, чтобы разобраться с диагнозами ребенка, которого вы хотите взять в семью, то вам будет полезен сервис .

  • Добавить в избранное 0

1 комментарий

  • WomensNews

    Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Для начала определимся с тем, что такое группа здоровья. Группа здоровья - это совокупность характеристик общего состояния физиологического здоровья ребенка.

Группа здоровья 1 у ребенка

class="h-1" >

К первой группе здоровья относятся дети с абсолютно нормальным здоровьем, у которых нет никаких отклонений от психических и физиологических норм, свойственным детям их возраста. При благоприятной окружающей обстановке и должном внимании со стороны родителей эти дети не будут испытывать проблем с частым заболеванием, хроническими недугами или какими-либо отклонениями психологического или физиологического свойства. Главное постоянно поддерживать в окружении ребенка нормальную среду, это касается не только физиологии, гигиены, но и материального и социального благополучия.

Группа здоровья 2 у ребенка

class="h-2" >

Если вы узнали, что группа здоровья 2 у ребенка, то ничего страшного в этом нет. Это с нормальным общефизическим и психологическом здоровьем. Важно знать, что эти дети все же имеют скрытые патологии и склонности к некоторым заболеваниям, которые могут быть спровоцированы агрессивным окружением, плохой экологией или стрессовыми ситуациями. Такие дети могут испытывать незначительные отклонения в психологическом плане, которые никак не скажутся на их образе жизни, но могут казаться немного странными окружающим. Также возможно наличие некоторых видов аллергий. Никаких ограничений в функциональности организма, возможностям занятиями спортом, физическим трудом, другими видами деятельности, нет.

Группа здоровья 3 у ребенка

class="h-3" >

Ответственные родители должны с насторожённостью отнестись к новости, что группа здоровья 3 у ребенка, и врач вам сообщил это без каких-либо комментариев. Обратите внимание, что 3 группа здоровья - это группа риска. К ней относят детей, которые имеют явные патологии и визуально определяемые отклонения от физиологической и психологической норм. Здоровье ребенка и здравый смысл родителей тесно взаимосвязаны, не игнорируйте подобное решение врача и запишитесь на повторный более длительный прием, сдайте ряд общих анализов, узнайте все о том, какие именно отклонения зафиксированы, о каких патологиях они могут свидетельствовать. Стоит также знать, что для детей в 3 группе здоровья существует ряд ограничений по занятиям некоторыми силовыми видами спорта, травматичными видами спорта, нахождению в неблагоприятных местах (гористой местности, болотистой местности, в местности с повышенной или пониженной влажностью). Такие дети могут иметь хронические болезни или сильные аллергии. Поэтому постарайтесь узнать у врача как можно больше обо всех потенциальных рисках для здоровья ребенка.


Напоследок. Ни один врач не отпустит вас без подробной консультации, если ребенок отнесен к 4 или 5 группе здоровья. В эти группы определены дети с явными физиологическими и психологическими отклонениями, здоровье которых находится под постоянной угрозой из-за наличия серьезных патологий, хронических заболеваний или других отклонений, которые могут даже оказывать серьезное влияние на функциональность организма.

Качественную характеристику состояния здоровья детского населения дают путем распределения детской популяции по группам здоровья, составляемым с учетом определяющих признаков здоровья, к которым относят:

· отсутствие в момент обследования любого заболевания;

· гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

· нормальный уровень физиологических функций;

· отсутствие предрасположенности к заболеваниям.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для одномоментной оценки состояния здоровья детского коллекти­ва, эффективности лечебно-профилактической работы детских учреждений и отдельных врачей, для нахождения и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, а также для определения потребности в соответствующих медицинских кадрах.

На основании результатов медицинских осмотров, выявляю­щих признаки здоровья, дети распределяются на 5 групп:

1- я - здоровые, нормально развивающиеся дети, не имею­щие функциональных отклонений, У детей этой группы отсутс­твуют хронические заболевания, они не болеют или за период наблюдения болеют редко острыми заболеваниями и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие;

2- я - здоровые дети со сниженной сопротивляемостью ор­ганизма, имеющие функциональные или незначительные мор­фологические отклонения. Они не страдают хроническими за­болеваниями, но часто (4 раза и более в год) длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеют;

3- я - больные дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического забо­левания, не дающими выраженного нарушения общего состо­яния и самочувствия;

4- я - больные дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в состоянии субкомпенса­ции, нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после ос­трых интеркуррентных заболеваний;

5- я - больные дети с тяжелыми хроническими заболевани­ями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями организма (больные в со­стоянии декомпенсации).

Распределение детей по группам здоровья определяется от­ношением числа лиц, входящих в данную группу здоровья, к общему числу осмотренных детей, выраженным в процентах.

Дети и подростки разных групп здоровья нуждаются в диф­ференцированном подходе при разработке комплекса оздоро­вительных мероприятий.

Для детей 1-й группы учебная, трудовая и спортивная де­ятельность не требует каких-либо ограничений. Педиатр в пла­новые сроки проводит медицинский осмотр, назначая трени­рующие общеоздоровительные мероприятия.

Дети и подростки 2-й группы здоровья представляют собой группу риска, вследствие чего требуют более пристального вни­мания врачей. Им нужен комплекс оздоровительных меропри­ятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, включающими оптимальную двигательную активность, закаливание естественными силами природы (солнцем, водой, воздухом), рациональный режим дня и дополнительную витаминизацию рациона.

Сроки повторных медицинских осмотров индивидуальны с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки остальных групп здоровья (3, 4, 5-я) на­ходятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специ­альностей, получая необходимую лечебно-профилактическую помощь в зависимости от вида патологии и степени компенси­рованное™ процесса.

В детских учреждениях для таких детей должен быть обес­печен щадящий режим дня, удлиненная продолжительность от­дыха и ночного сна, ограничение объема и интенсивности фи­зических нагрузок.

При оценке здоровья детей в детских и подростковых учреж­дениях врачи должны использовать следующие показатели:

· уровень общей и инфекционной заболеваемости;

· индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих);

· распространенность и структуру хронических заболева­ний;

· процент детей с нормальным физическим развитием;

· распределение по группам здоровья.

При оценке физического развития детей по имеющимся стандартам необходимо учитывать такие факторы, как аксе­лерация (от лат. - ускорение) и ретардация (от лат. - заме­дление).

В течение последних 150-170 лет во многих странах мира от­мечается ускорение роста и развития детей по сравнению с предшествующими им поколениями. Явление стало замет­ным после введения в практику обследования детей антропо­метрических измерений.

Научные данные показывают, что акселерация в той или иной степени проявляется во все периоды роста, начиная с внутриутробного. Приводим некоторые признаки акселера­ции:

Длина тела новорожденных увеличилась на 1 см и не­сколько повысилась масса тела;

Показатель нормального развития грудных детей - удво­ение веса ребенка к 5-6-му месяцу - в настоящее время наблюдается на месяц раньше;

В среднем на год раньше происходит смена молочных зу­бов на постоянные;

За 80 лет пятнадцатилетние подростки стали выше своих сверстников, живших 100 лет назад, на 20 см и прибавили в массе тела на 15 кг;

На 1-2 года раньше наступают процессы окостенения, вследствие чего прирост тела в длину прекращается в бо­лее раннем возрасте: у девушек в 16-17 лет, у юношей - в 18-19 против 18-20 лет и более, как было раньше.

В научной литературе говорится почти о 50 признаках аксе­лерации, Интересно, что процессы акселерации удетей всех на­циональностей и в разных странах протекают примерно одина­ково.

Существует много гипотез, стремящихся объяснить причины акселерации. К ним относятся:

· алиментарная (хорошее питание, усиленная витаминиза­ция);

· гелиогенная (влияние солнечно-космических излуче­ний);

· электромагнитная (влияние электромагнитных колеба­ний);

Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1‑й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек – гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие "группа здоровья " является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных. Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города. В одном районе города имеется пять дошкольных образовательных учреждений. В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями. Соответственно, такому детскому учреждению требуются дополнительные медицинские кадры, а возможно, и изменение статуса.

Дети с 1-й и 2-й группами при поступлении в детское учреждение посещают его на общих основаниях и не имеют ограничений. Воспитанникам с 3-й группой здоровья зачастую требуется назначение специального питания и ограничение физической нагрузки. Таким образом, по мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учета (а не как к окончательному диагнозу). Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребенка.

Понятие «группа здоровья» - довольно распространенный термин, но не все родители, тем не менее, точно понимают значение этих слов. Группу здоровья зачастую определяют практически сразу после рождения ребенка. Всего существует пять таких групп. Зачастую группы здоровья начинают играть роль в жизни ребенка, когда он достигает 3 лет, ведь это имеет значение при поступлении в детский сад и школу. Что же такое эти группы здоровья, как они характеризуются? Давайте перечислим их все.

1 группа здоровья

Абсолютное отсутствие проблем со здоровьем. То есть ребенок физически и психически развит ровно так, как должен быть развит в своем возрасте. Никаких хронических заболеваний, нарушений развития у таких детей не наблюдается.

2 группа здоровья

Незначительные проблемы со здоровьем. Такими заболеваниями считается аллергия или излишний вес у ребенка, а также высокая подверженность инфекционным заболеваниям типа ОРЗ. Также ко второй группе относят детей, у которых есть хроническое заболевание, но оно пребывает в состоянии ремиссии больше трех лет. В группе могут находиться дети с нарушением развития при условии, если это нарушение протекает без осложнений. Отнесенные ко второй группе дети требуют повышенного внимания к себе в детских садах либо школах.

3 группа здоровья

Хронические заболевания с периодами обострений и ремиссий. При условии, что основная болезнь протекает без каких либо осложнений ребенка относят к третьей группе здоровья. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками.

4 группа здоровья

Хронические заболевания с учащенными периодами обострений. Также у ребенка, находящегося в четвертой группе могут быть физические недостатки, ограничение возможностей. Основное заболевание может быть осложненной формы. Самочувствие детей сохранено, несмотря на нарушения здоровья.

5 группа здоровья

Тяжелые физические недостатки. Группа детей с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья. Хронические заболевания у таких детей протекают с частыми обострениями и всевозможными осложнениями. В эту группу зачисляются дети-инвалиды .

Разумеется, описания этих групп здоровья является непрофессиональным, ведь решающим при установлении группы ребенка является его самочувствие и индивидуальные особенности. Для того чтобы определить группу здоровья ребенка необходим специалист-педиатр . Он должен учесть все особенности ребенка, как физические, так и психологические.