"воспитание добрых чувств ". Воспитание добрых чувств у детей

Родительское собрание

на тему:


«Воспитание в детях добрых чувств»

2014 г

План

    Предупредить проявления эгоизма у детей.

    Воспитать активную доброту в детях.

    Учить детей бороться с проявлением зла в жизни.

Нередко отец или мать задают вопрос «Почему их дети растут эгоистами?». Они не подозревают, что своей слепотой, неразумной любовью сами сделали детей такими. Если ребенок привык брать и ничего не давать окружающим, он вырастет невнимательным к близким, грубым, а подчас и жестоким человеком.

Врач-педиатр Н. Андреева предостерегает матерей от этой опасности в воспитании. «Вот у нас есть одно яблоко, - говорит она,- только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам. И все же - не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком. Не создавайте ему привилегии. Нельзя! Помните, что у вашего ребенка, кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер. И в подобном случае вы вместе с витамином для здоровья ребенка вносите в его душу страшный вирус. Вирус безнравственности!»

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда дарят им сладости, то приучать их угощать всех членов семьи, друзей.

Девочке на день рождения подарили коробку конфет и плитку шоколада. Взрослые приговаривают «… Это тебе, Леночка, кушай, кушай».

И Леночка отходит в сторону и начинает есть, не обращая внимания на присутствующих взрослых

Родители в силу своей любви воспитывают в ребенке жадность.

Одним из путей воспитания в детях добрых чувств -служит воспитание у детей бережного отношения к природе, животным.

Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают,

он привыкает к таким жестким забавам, становиться жестоким и к людям.

Дети обычно любят животных, эту любовь надо поощрять. К сожалению, в городах сейчас мало семей, где держат животных. Дети не проявляют интереса к животным, просто потому что, редко соприкасаются с ними. Иногда родители запрещают ребенку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи к кошке, — говорят они ему, — заразишься глистами», «Отойди от собаки, она тебя укусит».

Когда ребенок ухаживает за животными, это доставляет ему большое удовольствие, положительно влияет на поведение его. Дети стараются выполнять все свои обязанности, вовремя чтоб иметь возможность погулять и поиграть с животными, ухаживать за ними.

Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. А что такое доброта? (словарь С.И.Ожегова):

Добрый – 1. Делающий добро другим.

2. Несущий благо, добро,

3. Хороший, нравственный,

4. Дружеский, близкий, милый.

5. Безукоризненно честный.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Преставления о доброте человека у детей часто бывает совсем неточными. Так, учащиеся на вопрос кого из ребят считают добрым, отвечают: тот, кто не дерется, кто хорошо учится, кто хорошо ведет себя.

Эти представления учитель и родители должны уточнять и расширять.

Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя пройти мимо, когда, например, старшие ребята, обижают младших, когда мальчики обижают девочек.

Иногда родители считают, что их ребенок добр, ведь он не мучает животных, не дерзит старшим. А протестует ли он в тех случаях, когда кто-то другой на его глазах делает это, готов ли он прийти на помощь людям, которые в этом нуждаются?

С раннего возраста нужно учить детей- делать приятное людям. В семье должна быть создан атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге. Вот вернулись с работы отец и мать. Дети знают, что они устали. Дети стараются, ещё до прихода родителей, убрать в квартире, накрыть на стол.

Родителям следует интересоваться, как складываются отношения ребенка с его сверстниками, какие поручения коллектива или учителя он выполняет.

Литература:

1. Королева В. Не шутите с детским эгоизмом.- «Семья и школа», 1966, № 12, с. 9)

2. Толковый словарь русского языка — С.И.Ожегов.

Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств ». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна.
Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты…
Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств
».

Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
  • «Докажи, что Аленка лучше всех»;
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;
  • «Как бы ты поступил на месте…»;
  • «Как движениями похвалить петушка».

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

План беседы

  1. Воспитание доброты — это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь.

Если все заботы, радости, тревоги родителей «вращаются» только вокруг детских интересов, потребностей, переходящих нередко в капризы, то у ребят постепенно формируется представление о себе, как о центре всей жизни взрослых, и со временем будет развиваться требовательность к родителям, развиваться черствость души. Ребенку надо разрешить быть добрым, щедрым — делиться с товарищами игрушками, книжками, сладостями. В его жизни должны быть ситуации, когда он может проявить способность пожертвовать чем-то для другого, для родителей или других членов семьи. Важно побуждать детей к совершению добрых поступков. Доброта должна быть действенной, и с этой целью ребенка следует включать в домашний и общественно полезный труд в школе, по месту жительства.

Воспитание у детей бережливости

План беседы

  1. Воспитание бережного отношения к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище.
  2. Бережное отношение к времени.
  3. Ребенок — друг и защитник природы.

Рост благосостояния народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и вырабатывается она от материального недостатка, от бедности. В свое время М.И.Калинин говорил, что бережливость — это коммунистическая черта.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребенка не только необходимая и удобная одежда, но еще и много лишней, которая, в основном, тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребенок не будет ее беречь, а главное — ему всегда будет хотеться чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и этим не огорчаются, часто просто не зная своих вещей. И когда мать спрашивает у сына или дочери: «А где твоя куртка?», «Где новые сандалии?», «Где свитер?», ребенок равнодушно говорит:»Почем я знаю где … Не знаю».

И этот же ребенок, увидев что-то понравившееся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать,обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же не удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один — лишь бы ребенок был не хуже других. Так постепенно воспитывается расточительство… А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым, не будет с уважением относиться и к общественным ценностям.

Необходимо воспитывать бережное отношение к школьным вещам: к бумаге, тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Все это доступно и стоит дешево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают недописанные тетради, карандаши, теряют пеналы, линейки… И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к школьным вещам. В беседах с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают излишнее количество калорий, отчего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением.

В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к пище — пример для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр … Конечно, шестилетнему ребенку трудно самостоятельно контролировать расход времени, но родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей — игры, прогулки, просмотр телепередач, рассматривание и чтение книг и детских журналов -необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребенок привыкает любоваться природой, уже малыщу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребенок должен стать защитником и другом природы. Такой ребенок не ломает зеленые насаждения, не разрушает птичьих гнезд, не рвет бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьев, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых.

Значит, первое, чему надо научить ребенка — не разрушать природу. Второе — научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

Воспитание бережливости — длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детское «хочу» с родительским «нельзя», и родители должны проявлять твердость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Красота человеческого общения как основа эстетического воспитания детей

План беседы

  1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития школьников.
  2. Разделять интересы в устремлении детей …
  3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты. Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.

Учитель в беседе с родителями на конкретных примерах может показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту,и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам. Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора — с человеческого общения. «Разнообразное и многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждений». Родителям целесообразно прочитать эту книгу.

Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность. Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нем.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.

Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, щутка, т.е„ интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.

Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне — в духовности. Форш семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое. Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному. Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: «Поиграй сам, займись чем-нибудь».

Существует принципиальное различие между понятиями «прожить день рядом с ребенком» и «прожить день вместе с ним». Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи,смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь «рядом с ним». Вместе с ребенком — это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться… Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по парку сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: мать вяжет или читает, отец беседует с кем-нибудь. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач — а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?…

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник — это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное). Шестилетний ребенок не думает о полезности подарка, для него подарок — возможность

выразить свои саше лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким, выпивает платочки, выучивает стихи и песни … Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок товарищу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? …

В конце беседы с родителями следует еще раз подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно — источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.

Итак, содружество учителя, воспитателя и родителей -одни из важнейших условий правильной постановки учебно-воспитательного процесса. А для шестилетних детей, впервые вступающих в школьную жизнь — залог их успешного нравственного развития. Необходимо помнить, что личность ребенка формируется не только в школе, но и в семье, а у семьи и школы общие цели и единые задачи.

И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие - это высочайшие нравственные ценности . В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. . То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø пословицы и поговорки

Ласковое слово не трудно, а споро.

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя;

Ø игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Сте­па», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

ВОСПИТАНИЕ

ДОБРЫХ ЧУВСТВ

В мире доброты

(старшая группа)

Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом каче­стве человека; совершенствовать коммуни­кативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мне­ние, проявлять доброжелатель-ность к суж­дениям других детей), побуждать к осмыс­лению общечелове-ческих ценностей и осо­знанию собственной внутренней позиции.

Материал. Подвижная игра «Поменяй­тесь местами»; зернышки (семечки), жи­вой цветок, сломанная игрушка, порван­ная книга, грязная чашка, листок бумаги, фломастер, детское платье.

Ход

Ведущий (воспитатель). Сегодня на за­нятии пойдет разговор о доброте. Удиви­тельное, волшебное слово! А как вы пони­маете, что такое доброта? (Ответы.) Да­вайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - доброта. В дав­ние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Доб­ро тебе, добро от тебя. Как это верно!

Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети. О человеке, поступке, дне, вечере, пути.

Ведущий. Добрый человек... А если до­брый, значит, он еще какой?

Дети. Внимательный, заботливый, щед­рый, добродушный, отзывчивый, нежад­ный...

Ведущий. А если человек недобрый, он какой?

Дети. Злой, жадный, грубый, равнодуш­ный, нетерпимый...

Ведущий. Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус?(Ответы.) Быть может, ее нетрудно уви­деть? А в чем ее можно увидеть?

Дети. В поступках, действиях, чувствах человека...

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (От­веты.) Легко ли быть добрым? (Ответы.) Сережа прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта», и с помощью стихов мы узнаем его мнение.

Ребенок.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. Прекрасное стихотворение! Са­ ша нам расскажет, как проявляется это уди­вительное качество в другом стихотворении.

Ребенок.

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда -

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Ведущий. Теперь немного поиграем. По­меняйтесь местами те, кто всегда приходит на помощь; заботится о близких и родных; равнодушен и безразличен к окружающим; всегда со всеми делится; обижает ребят, грубит маме, бабушке; всегда веселый и ра­достный; считает себя самым добрым.

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети. Незлое, приятное, мягкое, с доб­рыми глазами, с улыбкой, с теплым взгля­дом...

Ведущий. Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети. Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении...

Ведущий. Подойдите, пожалуйста, к столу. Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы. С их по­мощью можно совершить добрый посту­ пок. Скажите, какой?

Дети. Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтиро­ вать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому че­ловеку, платье подарить малышке или се­ стренке.

Дети исполняют песню с музыкальным руководителем.

Надо ли уметь извиняться?

Цель. Углубить представления о важно­ сти и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потреб­ность; создать условия для деятельности, побуждающей к активному речевому об­ щению; совершенствовать навыки куль­ турного общения со сверстниками, следуя речевому этикету; добиваться доброжела­ тельной интонационной выразительности речи.

Материал. Игры (по одной на каждом столе).

Ход

Ведущий (воспитатель). Дети, разде­литесь на группы по пять человек. Каждая группа выберет любой стол, один из тех, на которых лежат игры. У них нет правил. Как играть? Вы должны вместе это друж­ но определить.

Дети самостоятельно придумывают правила игр.

Ведущий. Как вы думаете, надо ли про­ сить прощения? Зачем? Дети. Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, чтобы весе­ лее было играть...

Ведущий. Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах не­ обходимо извиняться? За что надо изви­ няться?

Дети. За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

Ведущий. Верно! Вы назвали немало слу­ чаев, когда необходимо извиняться. А вы оказывались в таких ситуациях? Расска­ жите о них, пожалуйста. (Рассказы детей.)

Вы правильно сказали, что надо изви­няться за ложь и обман. Почему? (Отве­ ты.) Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что...».

1-й ребенок. Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят.

2-й ребенок. С обманщиком никто не дружит, не играет.

3-й ребенок. Лживых людей не уважа­ ют, их называют «врун», «лжец», «обман­ щик». Если ты солгал, необходимо изви­ниться как можно скорее! Но лучше ни­ когда не лгать и всегда говорить правду.

Ведущий. Теперь рассмотрим такую си­ туацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы неча­ янно кого-то задели, толкнули или насту­пили кому-то на ногу... Что необходимо сделать?

Дети. Извиниться!

Ведущий. Докажите это, продолжив фра­ зу: «Извиняться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что...».

1-й ребенок. Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жале­ ешь об этом.

2-й ребенок. Нужно снять обиду, на­ пряжение...

3-й ребенок. Чтобы стало легче нахо­ диться вместе.

Ведущий. Что чувствует человек, перед которым извинились?

Дети. Ему приятно, что перед ним изви­ нились.

Ведущий. И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!».

Задел я девочку плечом

И закричал: «А я при чем?!».

Но, сосчитав до десяти, сказал:

«Ну, девочка, прости!».

Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо во­время. Может случиться так, как произош­ло в одной истории.

«Дети направились на занятие в музы­кальный зал. Игорь помчался вперед быс­трее всех. И налетел впопыхах на воспита­теля, чуть не сбил ее с ног. Валентина Ми­хайловна остановила его и спросила:

- Что нужно сказать, Игорь?

- Здрасьте! - ответил он. И все засмея­лись».

Почему ребята засмеялись?

Дети. Он перепутал слова, надо было извиниться.

Ведущий. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Поменяйтесь».

Поменяйтесь местами те, кто утром и ве­чером чистит зубы; всегда благодарит за по­дарок или услугу; съев конфету, фантик бросает на землю; никогда не обманывает и говорит только правду; приходит на помощь в трудную минуту; всегда извинится, даже если сделает что-то нечаянно, ненароком.

Сейчас предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

Зеленеет старый пень, когда услы­шит... добрый день.

Растает даже снежная глыба от слова теплого... спасибо.

Если тебя бранят за шалости, надо сказать... прости, пожалуйста.

Где бы ни были, на прощание мы гово­рим... до свидания.

В конце нашей встречи Миша расска­жет историю, которую описал в своем сти­хотворении Николай Юсупов.

Пошел я гулять,

И в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать...

- Простите меня! - я шепнул виновато...

- Ступай! - улыбнулась. -

Прощаю тебя! «Простите»... Ура! Убедился я снова, Какое оно интересное слово.

Ведущий. Не забывайте эти удивитель­ные и волшебные слова - извините, про­стите!

В мире книг

(подготовительная к школе группа)

Цель. Продолжать приобщать детей к книжной культуре (расширять представле­ния о разных видах книг, закреплять навы­ки бережного обращения с ними); приви­вать навыки культурного поведения (про­пускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, об­ мениваться мнениями в доброжелательной форме); совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения).

Материал. Словари, энциклопедии, ат­ласы, сказки, рассказы с этическим содер­жанием, книги необычной формы и т. д.

Ход

Воспитатель. Предлагаю вам загадку. Отгадаете ее - определите тему разговора.

Что за добрые друзья

Живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу, на полках

В переплетах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на земле!

Дети. Это книги.

Воспитатель. Верно, это книги. Их очень много. Здесь на столе лежат знако­мые вам книги. Присядьте и рассмотрите их. (Звучит музыка.)

Кто знает, о чем эта книга В. Осеевой? (О волшебном слове.)

А какое это слово? (Пожалуйста.) Ка­кую силу оно имело? (Всегда помогало.)

Кто подарил Павлику это удивительное волшебное слово? (Добрый старик.)

А эта книга вам знакома? (Показывает книгу В. Драгунского «Тайное становится явным».) Поясните, что значит «тайное становится явным»? А может быть, надо было кашу вылить в ведро? Как поступае­те вы, когда вам не хочется что-то делать? Что Дениска запомнил на всю жизнь? (Нельзя обманывать.)

А в каких ситуациях вам Дениска боль­ше нравится? (Ответы.)

Стали бы вы дружить с Вовкой? Поче­му? (Ответы.)

Какие добрые слова вы сказали бы ему? (Ты добрый мальчик; чуткий; вниматель­ный; заботливый; трудолюбивый, я хотел бы с тобой дружить...)

Люди называют книги друзьями. Поче­му? Чему они нас учат? (Они о многом нам рассказывают, учат, воспитывают нас, чтобы мы стали внимательными, вежли­выми, культурными...)

На этой полке книги, которые называют «кулинарные». Есть ли у вас дома такие книги? Кто ими пользуется? (Ответы.)

О чем книги на этой полке? (О живот­ных, насекомых, рыбах, растениях; в них много картинок, иллюстраций, фотогра­фий.) Вам интересно эти книги рассматри­вать? (Да.) Кто сделал их яркими, красоч­ными? (Художники.)

Об этих книгах можно сразу сказать, что в них живут... сказки. Посмотрите, ка­кие они нарядные! Со многими сказками вы уже знакомы. Здесь и народные, и ав­торские.

Есть у нас и необычные книги! Убеди­тесь в этом сами. (Дети рассматривают необычные книги - объемные книжки-малышки замысловатой формы, глазками, музыкальные, говорящие книги...}

Здесь энциклопедии, атласы, словари. Зачем нужны такие книги? (Они познава­тельные.)

Найдешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах.

С. Маршак

Возьмите каждый по словарю. Прися­дем, чтобы было у добнее их рассматривать. (Звучит музыка.) Отличаются они от тех, о которых мы только что говорили? (Да, в них нет картинок, рисунков...)

Словари - это собрание слов с поясне­нием и толкованием. Их составляют кол­лективы ученых, авторов. Вот, например, словарь Сергея Ивановича Ожегова. Он называется «толковый», потому что пояс­няет, толкует, дает точное, полное объяс­нение значений слов. В нем семьдесят ты­сяч слов. Например, мы хотим понять, что означает слово «атлас». Открываем стра­ницу на букву А, находим слово и читаем...

Дети, о каком слове вам бы хотелось уз­нать? (Предложения детей.)

Тридцать лет составлением словарей за­нимался Владимир Иванович Даль. Пере­писывал четырнадцать раз, чтобы они по­лучились полными и содержательными. Они необходимы людям.

Словари, как и другие книги, разные по величине, объему. Одни в хорошем состоя­нии, а другие нуждаются в ремонте.

Вы знаете, как им помочь? Этому будет посвящена наша следующая встреча. Да, чуть не забыла. Вам пришло письмо с сове­тами Мудрой Совы о том, как лучше выле­чить, отремонтировать книгу.

Помятую страницу можно разгладить теплым утюгом.

Следы от пальцев и карандашей нуж­но стереть мягким ластиком.

Если у страницы оторван уголок, не­обходимо аккуратно подклеить треуголь­ник белой бумаги.

Разорванный книжный лист подклеи­вают полоской бумаги.

Выпавший из книги лист нужно на­крыть чистой бумагой, намазать аккуратно его край клеем, затем снять лист бумаги, а страницу вклеить на место.

После подклейки обязательно поло­жить книгу на несколько часов под груз, иначе листа покоробятся.

В конце дети читают стихотворение А. Маро «Друг».

Я не мог бы прожить

Без книги и дня.

Как вода, как еда,

Как источник тепла и света

Для меня удивительна книга эта.

Мы не дадим обиде проснуться

(старшая группа)

Цель. Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид (что является для детей самым обидным, почему больше всего они обижаются на тех, кто несправедлив); вос­ питывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. Материал. Сюжетные картинки с изоб­ ражением «обидных» ситуаций.

Ход

Ведущий (педагог). Сейчас вы прослу­ шаете небольшую историю и песню, ко­ торые помогут нам определить тему на­шего разговора. (Звучит песня из мульт­ фильма «Голубой щенок», муз. Г. Гладкова, ел. Ю. Энтина.) Какая эта песня по харак­ теру? (Унылая, печальная, грустная.) По­ чему? (Никто не дружит со щенком.) Ка­ кое состояние у щенка? Что он чувствует? (Он обижен, расстроен, печален.) Кто оби­дел щенка? (Он одинок оттого, что не та­ кой, как все, не такого цвета его шерсть.) А что может обидеть человека? (Несправед­ ливость, ложь, неуважительное обращение, грубое слово.) Можно обиду потрогать? (Нет.) Есть ли у нее запах, вкус? (Нет.) Что может обидеть вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей.) Как вы думаете, кто наносит обиду? (Чело­век, его действия и поступки, его слова.)

А вещи, игрушки могут обидеть челове­ ка? (Нет.) Послушайте и ответьте, что обидело мальчика из стихотворения Вик­ тора Лунина «Кукла».

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!

Меня обидеть не могли сильней!

Всегда дарили мне машины, книжки,

А тут вдруг - кукла... Что мне делать

с ней?

Возить в коляске? Нянчить?

Шить ей платья?

Я ж не девчонка, чтобы с ней играть.

Есть интересней у меня занятия:

Ну, например, конструктор собирать,

Или водить по дому поезда.

А ты бы, кукла, так играть могла бы?

Скажи!

Она глаза прикрыла: - Да!

Мы вместе с ней огромный шар надули,

На воробьев глазели за окном.

Я с ней летал на самолете-стуле

И возводил многоэтажный дом.

Она казалась мне живою.

Я злился, получив ее? Вранье!

Мне кукла стала младшею сестрою.

Я сразу, сразу полюбил ее!

Кукла обидела мальчика? (Нет.) Что же обидело? (То, что ему подарили куклу, ведь он мальчик.) Значит, его обидела не игруш­ ка, не вещь, а поступок человека, его дейст­ вие. Как вы думаете, прошла обида у маль­ чика или нет? (Прошла, как только маль­ чик начал играть с куклой, он полюбил ее, и она стала для него как младшая сестра.) Можно ли увидеть обиду? (Да, на лице че­ловека.) Изобразите обиду на своих лицах. Теперь посмотрите друг на друга. Вот вы и улыбнулись. Правильно, потому что обида - состояние кратковременное. Ее можно нарисовать? Например, так! (Педагог по­ казывает эмоцию обиды.)

А эта девочка обижена? (Показывает фотографию обиженной девочки.)

Как вы думаете, почему она обиделась? (Не дали игрушку, сказали грубое слово, толкнули, что-то пообещали, но не выполнили обещание, не взяли в театр.)

Теперь посмотрите на эту картину. (По­ казывает сюжетную картинку, где два мальчика обижены друг на друга, у одного игрушка в руках, другой, отвернувшись, чуть не плачет.) Что здесь случилось? По­ чему мальчики в ссоре? Могут ли они по­ мириться, забыть обиду? Как? (Попросить прощения, играть вместе.) Есть игра, кото­ рая поможет и вам примириться, - «Кто кого обидел первым?».

Педагог. Кто кого обидел первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Кто кого ударил первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Вы ведь раньше так дружили?

1-й ребенок. Я дружил!

2-й ребенок. И я дружил!

Педагог. Что же вы не поделили?

1-й ребенок. Я забыл!

2-й ребенок. И я забыл!

(Дети обнимаются.)

Педагог. Обида появляется от неспра­ ведливости. С ней трудно, плохо, неприят­ но жить. Надо постараться забыть о при­ чинах обиды, не таить ее на других, не ду­мать о ней, не давать ей надолго поселить­ся в душе. Как, например, в стихотворении Э. Мошковской «Обида».

1-й ребенок.

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

2-й ребенок.

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста...

И в обиде я обидел

И щеночка, и кота...

3-й ребенок.

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег

И проспал в ней два часа.

Открываю я глаза...

А она куда-то делась!

Мне искать не захотелось!

Педагог. Что надо сделать, чтобы обида

не проснулась в вас? (Забыть о ней, изви­ ниться за свои поступки, сделать что-то приятное, пожать руку, улыбнуться, по­ смотреть в глаза.) И конечно, улыбаться, радоваться, дарить друг другу добро и хо­ рошее настроение...

Дети под веселую музыку исполняют танец.