Конспекты сюжетно-ролевых игр с учётом гендерной социализации для детей средней группы детского сада. Презентация и конспект мероприятия «Социализация: совместная деятельность детей и родителей «Моя Семья. Конспект занятия по социализации «Добро в семью

Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими, понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.

Цель: приобретение детьми социального опыта.

Предмет: уровень социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект: дети дошкольного возраста с низким уровнем социального развития.

Задачи:

1. Развитие социально направленных навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечение эмоционального комфорта.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

5. Повышение уровня самооценки ребенка.

6. Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.

8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов.

Этапы осуществления программы:

Проведение индивидуальной психодиагностики детей. Полученные результаты фиксируются в сводной таблице входной диагностики (сентябрь-октябрь).

Коррекционно-развивающая программа «Социализация дошкольников» :

Ознакомление с результатами диагностики педагогических работников ДОУ с целью разработки плана совместных действий по проведению занятий (октябрь).

Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик;

Отбор детей для проведения занятий по программе (сентябрь).

Проведение занятий (октябрь-апрель).

Повторное диагностирование детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий (май). Занятия проводятся с группой детей (5-6 детей) один раз в неделю.

Продолжительность занятия:

Средний дошкольный возраст - 20 минут

Старший дошкольный возраст – 25 минут.

В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социального опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья.

Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов , родителей .

Социальная компетентность дошкольников

Старший дошкольный возраст

Ребенок понимает внутрисемейные отношения, отношение членов семьи друг к другу. Знает свою родословную, осознает, что честь рода зависит от каждого человека. Участвует в чествовании памяти предков, в отношениях семьи с родственниками, которые живут рядом и далеко. Проявляет интерес к семейным реликвиям, участвует в поддержании семейных традиций. Имеет сложившиеся представления о доброте, гуманности, искренности-как важных качествах человека и человеческих отношений; о справедливости-как способности правильно оценивать поступки людей; о честности-как требовании соответствовать собственным поведением определенным критериям, применяет, оценивает поступки других людей. Проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, праве на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей в зависимости от их возраста и пола.

Умеет предотвращать конфликты и решать их. Понимает отношение людей к себе. Чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей. Знает, как реагировать на проявления несправедливого отношения к себе, понимает причину этого и пытается устранить ее. Хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными. Знает понятие «друг» и «дружба», уважительно ведет себя со сверстниками.

Имеет представление о государстве, его символах, о своем народе, о русских национальных особенностях. Знает национальные памятники, героев проявляет уважение к ним, чествует национальные святыни. Понимает понятие «человечество», чтит обычаи других народов.

Конспект занятия по социализации

для детей 6-7 лет

«Добро в семью»

Направление: социализация.

Возраст: 6-7 лет

Цель:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений ;

Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

Как вы считаете? (Дети: «Нет»)

А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)

Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»

Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)

У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)

А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)

А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…

Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).

Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)

Правильно. А точнее, необходима забота.

А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).

Они вам это дают? (дети: «Да!»)

И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)

В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.

Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.

Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).

К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).

Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?

Как вы выразили свою любовь?

Вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).

Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым , не грубить, жалеть)

Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.

Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?

Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.

А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).

Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»

Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.

Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.

Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем - то обидели родителей. Так бывает? (да)

Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).

Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.

Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.

Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)

Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.

Физминутка:

Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».

Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.

- «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. - Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);

Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);

У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);

Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);

Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);

- «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.

Дети меняются ролями. Действия повторяются.

По окончанию дети садятся на ковер.

Воспитатель:

Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).

Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)

1. Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Кто с улыбкой утром рано

Нас разбудит? Это …. (мама)

2. Он не терпит безделья и скуки,

У него умелые, сильные руки.

Как дела? Снимая шляпу

Спросит вечером нас … (папа).

3. Вера ходит в детский сад

Веру в садик водит … (брат).

4. Дружу я с ней давным - давно

Мы с ней в затеях за одно,

Всем нам печет оладушки

Люблю я свою … (бабушку)

5. Он с бабушкой рядышком

Живет уж много лет,

Хочу таким быть умным

Как мой любимый …(дед)

Молодцы, быстро разгадали загадки.

Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.

«Старый друг, лучше новых двух»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.

А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).

Заключение:

А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.

Задание на дом :

Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!

Список использованной литературы

1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002

2. , «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.


"Что такое социализация дошкольника?
Важность игры в социализации дошкольника».
(Выступление на педсовете 2015 - 2016 г.)

Педагог-психолог МБДОУ №31 г. Апатит
Христюк Валентина Павловна

Позитивная социализация дошкольника
путь его успешного развития!

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Позитивная социализация это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации
эмоциональное благополучие ребенка; положительное отношение к окружающим людям; коммуникативная компетентность дошкольника; развитие социальных навыков детей.

Основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности
2. Соответствие принципам развивающего образования.3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.Самое главное, что должен знать педагог, в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая. Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие. Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В раннем возрасте дети получают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач:
развитие игровой деятельности,
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
формирование семейной, гражданской принадлежности.
Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым.
Таким образом, игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества», а значит, он вовлекается в процесс социализации.
Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра – первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал её Л. С. Выготский.
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами(дидактические, подвижные, находить партнёров, ставить цель и выбирать средства реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного воспитания, требует от ребёнка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игры, направляемые взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определённое отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра даёт возможность ребёнку активно включаться в дела взрослых. Игра имеет социальную основу. И детские игры прежних лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связаны с миром взрослых.
Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни у ребёнка преобладает интерес к предметам, вещам, которыеиспользуют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом».
В развёрнутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.). В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны», отрывочны. Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребёнка в общие игры. Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребёнка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путём можно устранить асоциальные проявления в поведении ребёнка. В ДОУ используем следующие детские игры:
народные игры. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Педагоги используют народные игры в сочетании с игровыми ситуациями и дополнительными игровыми методиками. Это позволяет ребенку:
- овладеть опытом правильного поведения в игре и организаторскими умениями;
- справиться с отрицательными переживаниями (беспокойством, страхом, неуверенностью в себе), скованностью и нерешительностью в общении, с неумением постоять за себя;
- ак мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться. Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Хороводные игры.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы ». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации
Сюжетно-ролевые игры («больница», парикмахерская, магазин и т. д., которые в свою очередь развивают потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Театрализованные игры - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. («репка», «КР. Шапочка) Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей.
Подвижные игры выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Дидактические игры способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. (Волшебники, позови ласково).
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»


Автор работы: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск.
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».
Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;
Обогащение словаря: родственники;
Материалы и оборудование: ЭОР: презентация;
ИКТ: ]проектор, экран;
Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.
Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;
1.Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу)
воспитатель:
- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному…
дети:
-привет!
воспитатель:
- небу ясному…
дети:
- привет!
воспитатель:
- люди взрослые и малыши…
дети:
- вам привет от всей души!
- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
дети садятся
воспитатель:
- ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Всей семьей дружно
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
Уцепившись в хвостик крепко
Тащат с грядки... (репку)

ответы детей
воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.

Назовите членов этой семьи.
(дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.

(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
воспитатель: ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?

Беседа о понятие «Семья».


(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.


Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Позвал тогда дед на помощь бабку.


- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»
(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)
- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:

Игра «Добрые дела»

Бабка отправила вам корзинку для добрых дел.


- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.
(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел,
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку


- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку


А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:

«Кто лишний»


Задание такое:
- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку
*Бабушка, лунтик, дедушка.
* бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама.
*мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка.
* сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.

воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»


Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье.
(ответы детей)
- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.
- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей).
- запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
- получите смайлик от жучки.
воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.


Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят:
-где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)
- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:

Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».


- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:
- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
-это папа или мама
(ответы детей)
- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- это сын или дочь?
(ответы детей)
- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)
(ответы детей - родители)
- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)
- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)
- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)
- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)
- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)
- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.
- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей)
- дружная семья
- молодцы, получите смайлик от кошки.
воспитатель: дальше кошка позвала мышку.


А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:

Игра:«Скажи ласково»

Нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково:
Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля»
- мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик
воспитатель: будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.


- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).
воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.
(дети считают)

«Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка»

Воспитатель Немкова Наталья Викторовна МБДОУ «ЦРР-д/с «Мечта» г. Абакан

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции - предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная - направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

Основные компоненты игры

Игра включает в себя:

1. игровое состояние (мотив)

2. игровые позиции

3. игровые ситуации

4. игровые роли и действия

5. результат игры.

Для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам ее процесс, те роли, те отношения, которые меняют статус ребенка в коллективе.

Виды игр

    Дворовые игры (уличные)

    «Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.

    Посиделочные игры

    Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился. », «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др.

    Хороводные игры

    (это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) Игра «Ручеек»

    Игра «Плетень»

    «Заря»

    Танцевальные игры

    (главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов»

    «Три круга»

    Познавательные игры

    «Мудрый ворон»

    Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой

    Лотерея

    (розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул - твоя удача», «Танцевальная».

    Игро - песня

    Необходимо пропеть любую песню

    Игры – пятиминутки

    Любые пальчиковые игры

    Коммуникативные игры

    Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог.

    «Интервью»

    «Комплимент»

    Игры на знакомство

    «Снежный ком»

    «Рассказать о себе в трех словах»

    «Мяч по кругу»

    «Привет! »

    Конкурсные игры

    это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников

    «Узнай песню»

    «Золушка»

    Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55», «Взломщик»

    Игры – шутки

    «Дикая обезьяна»

    «Верблюд»

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Классификация игр

По области деятельности

    интеллектуальные

    трудовые

    социальные

    психологические

    физические

По характеру педагогического процесса обучающие

    тренинговые

    познавательные

    развивающие

    воспитательные

    продуктивные

    репродуктивные

    творческие

    коммуникативные

    диагностические

По игровой методике предметные

    сюжетно – ролевые

    деловые

    По игровой среде без предметов

    с предметами

    настольные

    комнатные

    уличные (дворовые)

    на местности

    технические

По предметной области математические

    биологические

    музыкальные

    литературные

    театральные

    спортивные

    трудовые

    народные

    экономические и другие

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.