Раздел I Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком? Как понять, что малыш мерзнет в доме

Большинству будущих мамочек интересно знать, как располагается ребенок у них в животике. И чем роды ближе, тем важнее становится эта информация для роженицы. . При некоторых таких вариантах противопоказаны роды через женские естественные родовые пути. За роды естественным путем при тазовом предлежании возьмется далеко не каждый врач, да и головное предлежание плода не всегда дает гарантии. Врач, конечно, поможет определить предлежание ребенка, но иногда ждать следующего приема просто невмоготу, особенно если мамочка надеется, чтобы малыш перевернулся и занял более благоприятную позицию. Но как понять, как лежит плод? Как самостоятельно определить положение плода в матке, как понять перевернулся ли ребенок? Вычислить самой положение малыша вовсе не так сложно, как могло бы показаться. Кстати, это отличный способ узнать своего ребеночка получше.

Предпринимать попытки определить самой положение малыша в матке имеет смысл только после 30 недели беременности. Естественно, чем срок больше, тем понятнее, как лежит плод, поэтому если Вы не можете определить предлежание ребенка, нужно попробовать еще разок через неделю - следующая попытка наверняка окажется успешной! Кроме того, до 33-34 недели беременности включительно положение малыша в матке может меняться, ребенок может переворачиваться. После 34 недели беременностионо, как правило, становится стабильным, то есть малыш остается в той позе, в которой и будет появляться на свет.

____________________________

· Как самой определить положение плода: слушаем сердцебиение

Самым простым способом самостоятельно определить положение плода в матке - узнать, где именно лучше всего прослушивается его сердцебиение. Для этого Вам понадобится самый обычный стетоскоп, чуть-чуть терпения и удачи. Ваша цель - поймать похожие на удары звуки сердцебиения с частотой 120-160 в минуту. Начинать слушать лучше с левого нижнего сегмента живота - в этом месте слышно сердцебиение большинства младенцев «вставших на место». Передней поверхностью живота можете не ограничиваться - в некоторых положениях ребенка сердце слышнее, если стетоскоп прикладывать к Вашему боку. Лучше всего сердцебиение прослушивается в месте, где пребывает верхняя часть спинки младенца.

Данный способ очень полезен, когда необходимо понять, перевернулся ли плод к родам в головное предлежание из тазового. Находите место, где его сердце бьется слышнее всего, и ежедневно выполняя упражнения, которые способствуют тому, чтобы ребенок перевернулся, следите, меняется ли положение малыша в матке. При тазовом предлежании плода оно будет несколько выше, нежели при головном.

· Как самостоятельно определить положение плода: составляем карту живота

Этот метод позволяет без помощи УЗИ, самостоятельно определить положение плода в матке, и составить так называемую детальную «карту» живота. Суть его, вкратце, такова.


Для начала понаблюдайте за движениями малыша (каков их характер, направление, в какой части животика Вы их ощущаете). После этого, займите положение лежа или полу-лежа, и аккуратно прощупайте ребенка через живот пока матка в расслабленном состоянии. Так Вы сможете составить «карту» живота, где можно будет отметить такие наблюдения:


- где ощущаются наиболее сильные пинки - это ноги малыша,
- где ощущаются легкие шевеления с небольшой амплитудой - там, скорее всего, находятся ручки,
- где находится, похожий на голову большой выпирающий участок - это попа младенца,
- с какой стороны Ваш животик более ровный и твердый - это спинка,
- где врач или Вы слышали сердцебиение - там расположена верхняя часть спинки малыша.

Для удобства можете даже нарисовать условную «карту» и сверяться с ней, чтобы понять перевернулся ли плод к намеченному сроку, и как именно перевернулся.

· Как отличить головное предлежание плода от тазового?

Так или иначе, выпирающую часть ребенка Вы почувствуете сверху. Чтобы определить самой положение малыша в матке, разобраться попа это или голова, нужно понимать, что от головки отходят только шея и спина, а вот от попы ребенка - еще и ноги. Собственно ноги и можно нащупать, будучи настойчивой, или ощутить их, когда малыш пинается. Кроме того, послушайте самостоятельно или вспомните, где доктор в последний раз находил звук сердцебиения - если он был снизу, то ребенок лежит вниз головой, а если сверху - то вниз ягодичками.

· Вверх ногами - задом наперед, или как понять перевернулся ли плод, и как заставить малыша перевернуться с ног на голову?

Для начала, хочется обратить Ваше внимание на то, что головное предлежание ребенка не является однозначным показателем для успешных родов естественным путем. Есть и другие, не менее значимые факторы положения плода. В частности важно понять, как лежит плод по отношению к спине, то есть, куда обращена спинка ребенка - по направлению к маминой спине, или к животу? Если малыш в последние месяцы большую часть времени лежит спинкой к маминой спине (так называемый «задний вид предлежания»), то, скорее всего, рождаться он начнет именно из этого положения. Но роды в этом случае могут быть более длительными, более болезненными, и с большой долей вероятности могут закончиться операцией кесарево сечение.


Определить самой положение малыша в матке можно по наблюдениям: если у Вас при ощупывании живота никогда не получается найти спинку малыша - это говорит, что она обращена к вашей спине. В таком случае имеет смысл попробовать «уговорить» ребеночка перевернуться. Спина является более тяжелой частью малыша по сравнению с руками-ногами, поэтому она обычно самостоятельно стремится повернуться вниз - остается только занять нужное положение маме. Женщины в последние десятилетия ведут гораздо менее подвижный, менее активный образ жизни и особенно во время беременности много времени проводят в положении полусидя или полулежа, по большой части из-за этого сила тяжести притягивает детскую спинку вниз - к маминой спине. То есть, чтобы ребенок перевернулся, маме нужно более активно двигаться и чаще принимать позы, в которых сила притяжения будет тянуть спинку плода по направлению к маминому животу - любые прямые положения, а также позы, с наклоном корпуса вперед, стояние на четвереньках, занятия плаванием.

Чтобы плод перевернулся в матке после 31 недели беременности из головного в тазовое предлежание рекомендуются следующие упражнения:

1. Лягте на правый бок, полежите 10 минут, а затем быстро перевернитесь на левый бок и спустя 10 минут опять на правый. Повторите упражнение 3-4 раза подряд несколько раз в течение дня, перед едой.

3. Повороту плода способствуют занятия в бассейне.

4. Если ребенок перевернется на головку, советуют носить бандаж пару недель, чтобы правильное положение плода зафиксировалось.

Выполнение подобных упражнений имеет противопоказания, к которым относятся: осложнения в течении беременности (гестоз беременных, угроза преждевременных родов), предлежание плаценты , рубец на матке в результате кесарева сечения в прошлом, опухоли матки.

Раньше тазовое предлежание плода пытались исправить, что называет вручную, путем наружного поворота плода - через живот врач пытался сместить головку ребенка книзу. На сегодняшний день от этого отказываются, поскольку у метода низкая эффективность и большой процент осложнений, таких как преждевременные роды, преждевременная отслойка плаценты, нарушение состояние ребенка. Если тазовое предлежание плода сохраняется, то беременную женщину за 2 недели до предположительной даты родов направляют в стационар. Там под наблюдением составляют план родоразрешения, наиболее благоприятный в данной ситуации.

· Почему я не могу самостоятельно определить положение ребенка?



В некоторых случаях как определить самой положение и предлежание малыша в матке может быть сложно. Если очень много околоплодных вод, если плацента крепится к передней маточной стенке, руки будут хуже «видеть». Проблематично бывает определить предлежание плода самостоятельно, если мама пухленькая - что-нибудь почувствовать мешает жировая прослойка. Если от попыток самостоятельно определить положение плода в матке живот все время напрягается, таких поисков лучше не предпринимать - достоверной информации в таком случае получить не удастся, а вот оказать неблагоприятное воздействие на кроху запросто. Лучше всего ребенок прощупывается в течение последних двух месяцев беременности.


Безусловно, профессионал может очень быстро и безошибочно определить положение плода в матке. Но у мамочек есть одно преимущество - малыш всегда с ними, и делать это они могут гораздо чаще, и чувствовать, что называется нутром. Как правило, одна-две недели попыток делает практически любую маму ассом в этом вопросе, и, будучи внимательной, определить самой предлежание и положение малыша в матке можно без труда.


Потом, когда ребенок родится, его тельце будет более знакомым, и Вы будете обращаться с ним с большей уверенностью. А во время беременности ощущать шевеления ребенка гораздо более приятно, когда понимаешь, чем он их совершает и что именно делает сейчас - где ручки, где ножка, где попка, и т.п. Тогда одно удовольствие отвечать на вопрос «как он там?» - «С ним все отлично, движется как обычно, с утра активно вытягивал ножки, лежит головой вниз, а здесь у него спинка, хочешь потрогать….»

Яна Лагидна, специально для MyMom . ru

И еще немного о том, как самостоятельно определить и изменить положение плода в матке, видео:

Как в домашних условиях определить, нормально ли развивается ребенок.

Замедленное развитие ребенка может проявляться по-разному. Является ли развитие ребенка отклонением от нормы – это определяет визит к психологу. Однако грамотные врачи не вынесут подобного заключения, пока ребенку не исполнится 7–8 лет. Поспешные выводы врачей выделяют ребенка из социальной школьной группы, и ребенок начинает ощущать на себе все прелести насмешек и отчуждения. Неполное развитие высших психических функций носит временной характер и может лечиться. Задержку психического развития ребенка можно искоренить полностью, главное для этого начать вовремя заниматься с ребенком.

У кого может быть
Самое опасное и трудно поддающееся лечению неправильное развитие ребенка связано с органическими поражениями мозга. Такое поражение может быть результатом какого-либо заболевания, которым ребенок переболел еще в утробе матери. Инфекционная болезнь приводит к тому, что некоторые клетки как бы засыпают. Часть из этих клеток еще может работать, а другая никогда не сможет включиться в обычный ритм работы головного мозга. При органических задержках развития ребенка не обойтись без помощи медикаментов. Усилить задержку развития ребенка можно, если постоянно не находить время на ребенка и только бояться за него.

Симптомы задержки развития
Можно ли самостоятельно в домашних условия без помощи специалистов определить, нормально или ненормально развитие ребенка? Наиболее заметно любое отклонение от нормального развития становится в более взрослом возрасте. Подозрения могут закрасться где-то в 3 года. К 4 годам дети, как правило, проходят консультации у логопеда или невролога. К 5–6 годам ребенок уже должен не только хорошо говорить, но и логически мыслить и проявлять свои эмоции. Наблюдение за развитием ребенка поможет понять, если ли у крохи задержка психического развития. Для этого нужно просто играть с малышом.

Для ребенка 10 месяцев
Лучше не ждать, когда ребенку исполнится 4 года, а наблюдать за его развитием и вычислять, все ли в норме. Игра в прятки поможет показать своевременное ли развитие ребенка, или нет. Как играть в прятки, знают все. Для этого нужно просто спрятать от ребенка какую-то вещь, игрушку, причем делается это при ребенке, чтобы малыш видел, куда мама положила предмет. Ребенок в 9–10 месяцев должен показать себя уверенным добытчиком, первооткрывателем, показав маме, где лежит Нофилет, поскольку ребенок в этом возрасте понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так. В этом возрасте происходит формирование мыслительных навыков, хотя и простейших.

Тест для детей 1–3 лет
В возрасте 1–1,5 лет нужно произвести оценку речевой и двигательной активности ребенка, что поможет выявить проблему своевременно. Детское развитие можно проверить при помощи новой игрушки. Ребенок развивается нормально, если проявляет повышенный интерес к новой игрушке, следит за ней, пытается ухватиться за нее, что-то бубнит под нос. Если ребенок не проявляет в этом возрасте интереса ко всему, что его окружает, то время бить тревогу. В 2–3 года можно провести следующее испытание. Предложить ребенку собрать кубики, чтобы они подходили друг к другу по отверстиям. Если ребенок не сможет решить это задание, нужно обратиться к врачу.

Ребенок 3–5 лет и 5–6 лет
Проверить уровень интеллектуального развития ребенка в этом возрасте можно при помощи речи ребенка. Полную диагностику его речевых способностей может произвести только логопед, но можно предпринять кое-что и самому. Это можно сделать легко, просто попросив ребенка рассказать, что такое компьютер, пылесос, гроза, закат, транспорт? Конечно, незнание этих вещей – еще не повод диагностировать у ребенка задержку психологического развития, может это просто маленький кругозор ребенка. В 5–6 лет признаки отклоненного развития становятся более явными, к ним относят проблемы со счетом, не понимание, где один, а где два, незнание цветов, отсутствие интереса к деятельности, которая способствует самовыражению ребенка.

Родители маленьких детей всегда хотят накормить их чем-нибудь вкусным и полезным. Именно по этой причине вопрос введения прикорма возникает у них уже на 3-4 месяце жизни ребенка. Но стоит ли так спешить? Может, лучше немного подождать и позволить себе насладиться временем, когда не нужно постоянно стерилизовать бутылочки, варить смеси и кашки, опасаясь возможной некачественности продуктов? Настанет такой день, когда вы сможете сами убедиться в том, что ваш маленький кроха нуждается в дополнительной пище и готов к ней. Определить это вам помогут 10 признаков.

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов — здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Специалисты придают значение только двум факторам, свидетельствующим о готовности ребенка принимать новую для него пищу это:

  1. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка.
  2. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша . После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес . С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка . Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке - ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть . Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или отвернуться, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания . Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу , чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком вверх-вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус . Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Памятка родителям:

  1. Вводить прикорм можно, только когда ребенок абсолютно здоров.
  2. Прикорм рекомендуется вводить во время второго кормления.
  3. Любая пища для ребенка должна быть теплой и давать ее следует до основного кормления грудью или детской смесью.
  4. Кормить малыша нужно только с ложечки. Если вы впервые даете ребенку пюре из овощей, его можно смешать с молочком и покормить малыша из бутылочки. Это облегчит привыкание ребенка к новым для него продуктам и вкусовым ощущениям (читаем также: ).
  5. Любую новую кашку или пюре сначала следует давать малышу по четверти ложки, увеличивая количество прикорма до соответствующей порции в течение двух недель.
  6. Первый прикорм желательно делать из типичных для вашего региона овощей и фруктов в виде пюре. Для африканского малыша первый прикорм из бананового пюре будет наиболее предпочтительным, в то время как для грудничка из России абсолютно идентичное пюре может стать причиной плохого самочувствия и расстройства пищеварения.
  7. Не стоит давать крохе новый продукт, до тех пор, пока он не привыкнет к старому. После того, как малыш попробовал какое-то новое блюдо, следующее рекомендуется вводить через 2 недели.
  8. Первый прикорм – только в виде пюре и только из одного вида фруктов или овощей. Так вы сможете узнать, в случае необходимости, на какой продукт у вашего ребенка есть аллергия.
  9. Пюре вначале введения прикорма должно быть жидковатым и напоминать по своей консистенции густое молоко. С каждым разом количество жидкости нужно уменьшать, приближая вид пюре к его естественной плотности.
  10. Если вы решили давать малышу уже готовое детское питание, обращайте внимание на два момента. Первый - дата изготовления. Все должно быть максимально свежим, иначе ребенок может отравиться. Второй момент - состав. Чтобы исключить возможность аллергической реакции и несварения желудка, в выбранном средстве не должны присутствовать соли, сахарозы, сахара, декстрозы.

Когда первый прикорм следует отложить на одну-две недели?

  • Ребенок болен;
  • Активно режутся зубы, малыш капризничает, плачет, температурит;
  • Семья с младенцем путешествует, часто переезжает с места на место, недавно сменилось место жительства;
  • Кроха привыкает к изменениям в жизни семьи: мама вышла на работу, в доме появилась няня;
  • Первые пробы продуктов прикорма дали негативную реакцию (появился понос, высыпания на коже и т.п.);
  • Была сделана прививка.

Основные причины заражения червями у детей – несовершенство иммунной и пищеварительной системы, несоблюдение гигиенических правил.

Признаки глистов у ребенка

Глистные инвазии могут долгое время протекать без ярко выраженных клинических симптомов. Поэтому родители долгое время могут не распознать глисты, не понимают, почему у малыша изменилось поведение, пропал аппетит, он стал часто болеть.

Как определить глисты у детей:

  • повышенное слюноотделение;
  • частые жалобы на тошноту, боли возле пупка или под правыми ребрами;
  • изменение аппетита в сторону увеличения или уменьшения;
  • затяжной кашель, появление в мокроте примеси крови;
  • сбои в работе кишечника – диарея с водянистым поносом, длительные запоры, метеоризм.

Зараженный глистами ребенок может стать излишне плаксивым и капризным, или апатичным. Такие дети быстро устают, часто просыпаются по ночам, кожа становится бледной, под глазами залегают темные круги.

Методы диагностики

У детей, в анамнезе которых есть перенесенная глистная инвазия, часто бывает ложноположительная реакция Манту.

Какие методы диагностики помогут распознать, что у ребенка могут быть глисты:

Традиционные способы лечения

Важно! Использовать только методы нетрадиционной медицины, заниматься самолечением при глистных инвазиях у детей запрещено.

Эффективные лекарства:

  • при нематодах – Пирантел в виде суспензии используют для лечения детей с 6 месяцев, Пиперазин;
  • для борьбы с цестодами – Никлозамид;
  • от трематодов – Хлоксил.

Профилактика

ВОЗ рекомендует проводить лекарственную терапию всем детям, которые посещают дошкольные учреждения, каждые 6 месяцев. Придерживаться этих рекомендаций или нет – решает каждый родитель сам. Но если у ребенка проявляются все признаки заражения, но результаты анализов отрицательны – прием медикаментов для профилактики необходим.

Глисты у ребенка могут появиться по разным причинам. Задача родителей – максимально оградить детей от источников заражения, своевременно проводить профилактические мероприятия и диагностику. Если у ребенка завелись глисты, необходимо четко соблюдать все предписания лечащего врача. Игнорирование проблемы или самолечение может стать виновником осложнений и возникновения сопутствующих заболеваний.