Где цветет папоротник: обычаи, традиции и обряды праздника Иван Купала

Иван Купала является народным праздником восточных славян, отмечаемым 7 июля. Этот день знаменовал собой макушку лета, половину года и весьма широко отмечался с песнями, плясками вокруг костра и импровизированного «Купалы», роль которого играло чучело из сена, веток деревьев и пр. Существует немало примет, связанных с днем Ивана Купалы 7 июля.

Действия на Ивана Купала 7 июля и приметы, связанные с этим днем

В ночь на Ивана Купалу проводились самые разные обряды с привлечением воды, огня и трав. Первой приписывались чудодейственные силы, поэтому приветствовалось купание в реках, банях, умывание росой. Огонь также обладал исцеляющей и очищающей мощью. В него было принято бросать старые ненужные вещи и таким образом открывать свой дом для всего нового, а души – для и везения. Именно в этот день было принято заготавливать лекарственные травы на весь предстоящий год. После обязательного омывания на рассвете все молодые девушки и женщины отправлялись на луга и в леса, где босиком, с хорошим настроением и молитвами, собирали нужные в домашней аптечке растения.

Тем, кто интересуется, к какому церковному празднику приурочен день 7 июля и какие приметы с этим связаны, стоит ответить, что по времени проведения он совпадал с Рождеством Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя. А так как крещение осуществляется путем погружения в купель, то и весь славянский народ погружался в водоемы, реки, озера и др. Никто не раздражался, даже когда на него неожиданно брызгали холодной водой, настолько древние славяне верили, что это приносит удачу, здоровье и счастье.

Народные приметы 7 июля

Конечно, большинство из них связано с погодой, ведь именно от нее зависел урожай, а значит и жизнь на весь предстоящий год. Вот некоторые из них:

  • ясный солнечный день обещал поздний приход осени;
  • обилие утренней росы сулило хороший урожай, особенно огурцов и орехов;
  • звездная и ясная Купальская ночь была предвестником хорошего грибного сезона;
  • дождь в этот праздник не ждали, так как это сулило плохой урожай пшеницы;
  • главной хорошей приметой, связанной с этим праздником, отмечаемым 7 июля, было найти цветок папоротника. Считалось, что после этого человек сможет видеть, где под землей зарыты сокровища, а еще научится понимать язык животных;
  • ночь на Ивана Купала была отличным поводом найти себе пару. И если молодые люди, держась за руки и перепрыгивая через костер, не расцепляли пальцев, то это было верным признаком, что они станут мужем и женой.

В этот день люди молились Святому Иоанну Крестителю, прося его о здоровье и счастье своим детям, а также избавить их от головной боли. Кроме прыжков через костер в этот праздник обменивались вениками, опахивали сельские дороги, приманивая сватов или прокладывая бороздку к дому того парня, которого хотели видеть своим зятем. Восточные славяне верили, что до Иванова дня женщины не должны есть никаких ягод, иначе будет забирать у них маленьких детей. Появляющиеся в эту ночь светлячки – «Ивановские червячки» считались душами умерших предков, которые пришли повеселиться вместе со своими родными.

На Иванов день было принято приносить с собой на гуляние еду и напитки. Как правило, каждый брал с собой то, что есть в доме, но к обрядовой еде относили творожные вареники, сыр, мучную кашу, пресные лепешки, в которые добавляли льняное и конопляное семя, лук, чеснок и др. Запивали все это квасом, в Белоруссии – водкой, а в соседнем Подляшье – вином. Как видно, праздник отмечался со вселенским размахом и пусть сегодня он уже воспринимается как пережиток прошлого, в некоторые приметы продолжают верить и современные люди.

Иван Купала

Иван Купала. Роспись.

Иван Купала (Купало, Иванов день, Иван Травник) - летний народный праздник летнего солнцестояния древнего происхождения.

Иван Купала, также Иванов день - народный языческий праздник, Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана был приурочен ко дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках). В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.

В этот праздник проводится большое количество ритуалов и обрядов на, здоровье, любовь и красоту.

Ритуал для избавления от ненужного и очищения.

Ну, какая же купальская ночь без купальского огня! Ритуальный огонь – это непременный компонент этой волшебной ночи. Наши предки для такого костра приносили и свозили из домов всякий старый хлам, также существовал обычай бросать в костер сорочку больного ребенка, вместе с которой сгорала и болезнь.

Купальский огонь не разводится на земле, поэтому весь ненужный хлам можно побросать в старую бочку (на каждой даче и в своем доме обычно такие бочки есть). Бросайте в костер все то, от чего хотите избавиться (справки с диагнозами, неоплаченные счета, сигареты и пивные банки). Вы можете просто придумать какую-то ритуальную вещь, дать ей имя вашей проблемы и кинуть в костер. Например, это может быть платье большого размера, если вы желаете похудеть или старый пустой кошелек, если хотите избавиться от проблем с деньгами.

Если же дачи и бочки у вас нет, то проявите фантазию (например, можно купить одноразовый мангал).

Не относитесь ко всему слишком серьезно, проведите эти простые ритуалы с юмором и с верой в свою счастливую звезду! Все, что пришло к нам от наших предков заслуживает внимания, так почему бы не воспользоваться их знаниями, умениями и опытом.



Некогда в эту ночь по всей Европе холмы и речные долины покрывались многочисленными огнями. В Славии, Германии, Скандинавии, Британии и Руси люди зажигали костры - «очи Света».


Купальские игрища и праздники

И, пока длится это святое и странное время, нужно многое успеть: перепрыгнуть через костер, омыться в живительных водах, собрать травы, которые только на Купалу и набираются особой целебной силы. А еще нужно прогнать через угли стадо, чтобы избавить скот от всех хворей. Самые отважные купальщики ходили в чащу на поиски цветка папоротника. Кто его добудет, тот без труда любой клад отыщет.

Имя «Купала» означает «ярко-белый». Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет.

Православная церковь в этот день чествует память Иоанна Предтечи, который крестил самого Иисуса Христа. Может, потому и сошлись вместе эти два праздника, что очищение происходило в обоих случаях водой.

Купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников - «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый».

Обряды и поверья

Танец в Иванову ночь. Андерс Цорн. 1897.

Любовные обряды

Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».

*В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Очистительные обряды

Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».

*В Пензенской губернии точно так же черпали росу, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились насекомые.

*В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

*В Орловской губернии с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня, наносят вред здоровью (на теле будет «чёс»). В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее.



Купала-травник

Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.


Ночь на Ивана Купала. Генрих Семирадский

Чудеса на Купалу

С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки...

*В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.

*Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Кто такой Купала

Но кто же такой Купала и почему его имя тесно связано с именем Кострома? Отмечали Купалу, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 23 на 24 июня.

*Предположительно в этот день славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был также связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.

*Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке на русалии - любовные игры:

Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,

В небесах мне на страже нужно стоять,

Чтобы Черный Змей не приполз из тьмы,

Жито в поле широком бы не потоптал,

Молоко у коров бы не отобрал,

А у матушек - малых детушек.

Праздник начинают отмечать в ночь на 7 июля, которую в народе считают особенной - только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

После принятия христианства на Руси Иван Купала, который приурочили к одному из величайших православных праздников — Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать христианский обряд крещения.

Будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан, родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы именно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Прошли столетия — праздник Ивана Купалы, который претерпел изменения и потерял свое истинное астрономическое время, люди продолжает отмечать широко и ярко.

По древней традиции, праздник по сей день празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, России, Беларуси, Украине и так далее. Во многих странах праздник Ивана Купалы на сегодняшний день является как церковным праздником, так и народным, хотя называют его по-разному.

Традиции и обряды

Праздник, который в народе называли Иванова ночь или Иванов день, по традиции начинают отмечать с наступлением ночи — люди проводили многочисленные ритуалы и обряды, связанные с водой, огнем и травами, и конечно же, гадали. Кстати, многие из этих обрядов сохранились по сей день.

В ночь на Ивана Купала главной традицией было обязательное купание в воде, так как старину люди считали, что, начиная с этого дня до Ильина дня (2 августа по новому стилю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов.

Поэтому вода в эту ночь считалась целебной и обладала магической силой. Соответственно она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

© photo: Sputnik / Konstantin Chalabov

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди затапливали бани, в которых парились и отмывались от нечисти, а банными вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего дня Ивана Купалы. Люди верили, что растения в этот день имеют особую силу и благотворно влияют на здоровье людей.

В народе считали, что именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, которые разжигали по берегам озер, рек и водоемов и в наши дни.

По народным поверьям, огонь, как и вода, в ночь на Ивана Купала обладал большой магической и очищающей силой. Поэтому на берегах рек, озер и водоемов разводились большие костры, которые могли уберечь людей от всякой нечисти.

В народе считали, что в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть — лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д., выходила наружу и могла причинить вред людям, поэтому они пытались защититься огнем от костров.

Молодежь водила хороводы, плясала вокруг костров и конечно же перепрыгивала через огонь костра. По традиции — кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Мужчины также преследовали цель стать удачливее и смелее, а девушки и женщины - укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.

Старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между Купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь. А матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, снятую с больных детей, чтобы никакая хворь их не брала.

Популярным также было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

Значение цветов и трав

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купала обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов, связанных с их собиранием. Но, собрать траву нужно было до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

© photo: Sputnik / Egor Eremov

В частности, цветы и травы, собранные в Иванову ночь, клали под Купальскую росу, затем высушивали и использовали по необходимости. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток.

Согласно поверьям, некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь. Такими травами боролись с нечистой силой и использовали в различных магических обрядах.

По преданию, главным цветком в эту ночь был и остается папоротник, который цветет совсем недолго. По народным поверьям, цветущий папоротник, который считался одним из самых загадочных, колдовских растений, не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав — лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

© photo: Sputnik / Evgeny Koktysh

Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет - чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти - для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома - люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу — к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно —грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Ивана Купала. Чей праздник, традиции и обычаи этого дня - об этом и пойдет речь далее.

Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и травы.

Ивана Купала и христианство

История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.

История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Священники крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому.

Когда отмечают Ивана Купала

История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что в се основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.

Как отмечают Ивана Купала

Что делать на Ивана Купала? Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготовливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.

Купальский костер

Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы - «видьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.

Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней.

Целебная вода

История праздника Ивана Купала рассказывает, что в ода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши.

А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу.

Магические травы

В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать "старые и малые", то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души.

Славяне верили, что на Ивана Купала (число - 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи - мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами.

Символы солнца в купальских обрядах

Поскольку праздник Ивана Купала (число - 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок - это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.

Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков

Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и ей придется коротать век одинокой.

Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.

Цвет папороти

Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее.

Поверья и приметы на Ивана Купала

Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. А в темном лесу между деревьев можно увидеть множество порхающих светлячков. Это души предков, вернувшиеся на землю лишь на одну ночь.

Также в ночь на Купала активизируется всяческая нечисть: русалки, мавки, лешие, домовые и прочие духи. Они устраивают свои гульбища, развлекаясь всяческими каверзами.

Но больше всего вреда могли нанести ведьмы, чинящие в эту ночь разные пакости и собирающиеся на шабаши. Именно поэтому женщину, которая в купальскую ночь не пришла к кострищу, могли посчитать ведьмой.

Чтобы обезопасить себя от потусторонних сил, использовали самые разнообразные обереги: веточки свяченой вербы, осиновые колышки, конопляный цвет, крапиву и полынь. И даже рваные мужские штаны, которые вешали на притолке хлева, чтобы ведьма не могла войти и забрать молоко у коровы или увести лошадь для поездки на Лысую гору к месту ведьминского шабаша.

Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.

7 июля по всему миру отмечается день Ивана Купалы или Рождество пророка Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Несмотря на то, что этот праздник имеет уже тысячелетнюю историю, в последнее время в светском обществе он всё более и более отдаляется от изначальной традиции и обрастает разными новыми нелепыми мифами. И это не удивительно. Мы очень многого не знаем о происхождении этого праздника.

Итак, что мы НЕ знаем о дне Ивана Купалы?

7 забытых фактов:

1. Название.

Некоторые культработники, сочиняя сценарии праздника, выискивают легенды про языческого бога Купалу. Однако, увы, его никогда не существовало. Присовокупил его к пантеону славянских богов в XVII веке некий излишне ретивый книжник. Летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего появилось новое божество.

Итак, древние славяне не знали никакого Купалы. Пророка Иоанна Крестителем стали называть у нас довольно поздно. В основном в христианском мире он известен как Йоханан га-Матбиль (ивр.), Иоаннис о Баптистис (греч.) и т.д., что примерно означает «очищающий водой, погружающий, купающий». Отсюда же, кстати, произошло название «баптисты» – «погружающие», так как они крестили посредством погружения человека в воду, как православные, а не обливая его, как католики. Таким образом, «Купало» - это славянский перевод общехристианского прозвания Иоанна. Потом постепенно за церковным обрядом погружения в воду закрепилось название «Крещение», и Иоанн стал «Крестителем».

2. Солнцеворот.

Во многих книжках можно прочитать, что день Ивана Купалы был праздником летнего солнцестояния. На самом деле летнее солнцестояние приходится на 21 июня, то есть более чем на 2 недели раньше! При этом в действительности оно почти никак не отмечается в народном календаре. Как и когда отмечался день перелома лета в дохристианскую эпоху, как называли этот праздник, уже никто не знает.

3. Цветок папоротника.

Многие знают, что папоротник не относится к цветковым растениям и вообще никогда не цветёт. И предки наши были не глупее нас. Папоротник как главное растение праздника, да еще цветущий в ночь на Ивана Купалу, раскрутили уже в XX веке. Раньше же в Купальскую ночь искали разные растения: руту, шалфей, подорожник, фиалку, Иван-да-Марью, полынь, крапиву, а иногда и папоротник

4. Огонь.

Традиционные костры, зажигаемые в ночь на Ивана Купалу, вовсе не являются символами лета или солнца. Они имеют отношение к погребальным кострам, в огне которых сгорали жертвы: солнышко идёт на убыль, умирает, и надо бы его «подкормить». Увы, в дохристианской древности солнечным богам приносились совсем не солнечные жертвы. Прыгая через огонь, люди, с одной стороны, очищались от скверны, а с другой, выбирали жертву. Кто не мог перепрыгнуть, того и приносили в жертву - дескать, на него упал выбор богов. Кстати, и в наше время в России ежегодно в этот день наблюдается множество случаев, когда люди получают увечья и даже умирают от ожогов при таких вот «попрыгушках».

В соответствии с такой символикой огня регламентировались и все обряды, связанные с этими кострами. Про то, что прыгать через огонь нужно попарно и взявшись за руки, ещё помнят. Но про то, что не каждый имел право прыгать, уже многие забыли! Согласно поверьям, не разрешалось совершать этот обряд людям, состоящим в браке, а также тем, кто не помнил своих прародителей – их считали неполноценными членами общины. В некоторых областях не допускали к кострам людей, потерявших девственность до свадьбы (в том числе и парней), так как они «оскверняли» огонь.

5. Вода.

Несмотря на то, что название праздника наводит на мысль о купании, купаться в эту ночь считалось вредным и даже опасным, потому что в этот день отмечались «именины водяного». А вот в северных губерниях в этот день мылись хоть и речной водой, но непременно в банях.

6. И медные трубы.

СМИ часто преподносит этот праздник как чуть ли не самый главный праздник в деревне. Однако этнографы указывают на обратное. С точки зрения русского крестьянина, Иванов день был далеко не самым главным праздником лета. Гораздо важнее для жизни общины были Духов день – праздник земли, «скотий праздник» – Флора и Лавра, день апостолов Петра и Павла, с которого начинались урожайная пора и сенокос, и ряд других праздников.