Методическая разработка на тему: "Умелые руки не знают скуки". Цель и задачи программы. курса «Умелые ручки»

Классный час "Умелые руки не знают скуки"

Автор: Куява Антонина Тимофеевна, воспитатель, ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Бодайбо.Предлагаю Вам конспект классного часа для обучающихся 3 классов (10-11 лет) по теме «Умелые руки не знают скуки». Данный материал будет полезен учителям и воспитателям коррекционных школ. Данный материал направлен на привитие у обучающихся и воспитанников интереса к творческому труду.

Конспект классного часа «Умелые руки не знают скуки»

Цель: совершенствовать умения работать самостоятельно и в коллективе.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление детей о труде, в том числе о творческом труде, о его значении в жизни людей.
Воспитательные: Воспитание трудолюбия, желание приносить людям радость и счастье своим трудом. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Коррекционные: Коррекция зрительного внимания, развитие мелкой моторики.
Оформление: Мультимедиа, компьютер, картины, цветы.
Оборудование: Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, засушенные листья и цветы, кисточки.
Ход классного часа.
Звучит музыка, все заходят в класс.
- Здравствуйте дорогие наши гости: учителя, родители и вы, ребята. Мы собрались сегодня в этом классе на очень интересное занятие. Как же оно называется? Давайте угадаем.
Коррекционное упражнение: На слайде зашифровано название классного часа, дети разгадывают. Ответ: «Умелые руки не знают скуки».
- Вся жизнь человека наполнена трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. О труде сложено очень много пословиц. Давайте некоторые из них угадаем.
Коррекционное упражнение: Найди вторую часть пословицы.


Славен человек не словами, потехе час.
Делу время - а человека труд.
Делано наспех - не знают скуки.
Землю красит солнце, - гуляй смело.
Умелые руки - сделано на смех.
Кончил дело- а славен делами.
- Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудятся птицы, звери, муравьи, пчелы и т.д. Ваши родители каждое утро уходят на работу, вы спешите в школу т.к. учеба - ваш основной труд в данное время.
Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши легкие дышат, они получают чистый воздух богатый кислородом, затем он поступает в кровь и разносится по всему организму и мы с вами получаем здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.
- На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о труде, которым занимаются для души.(Труд –хобби –увлечение). О своих увлечениях немного расскажу я, ваши родители, а затем Даниил Лебедев покажет мастер-класс и вы тоже поучаствуете в интересной работе.

Ошибана – пресованная флористика. Флора – растения. Значит для своего творчества я использую необычный материал – это цветы, листья, травы, ветки, кора деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму.

Когда начинаешь работать с природным материалом, то каждый раз испытываешь чувство творческой радости, ведь у цветов, даже засушенных, прекрасная аура. Цветы приучают видеть прекрасное в обыденном. Помните у Пушкина (достаю из книги засохший цветок).
«Цветок, засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…».
Каждый из вас не раз засушивал цветы или листочки в книге и я думаю каждому понятны слова поэта.

А картинке показаны, некоторые работы, сделанные ранее. Готовясь к уроку, я немного потрудилась и вот такие у меня получились работы: «Хоровод фиалок», «Прощай лето», «Осенний поцелуй». Материал для работы готовится летом и осенью, а зимой, когда за окном мороз 30 градусов, работая с цветами, душа наша оттаивает, согревается и хочется творить, делать добрые дела.

Своем увлечении нам расскажет мама Артема Манжуева – Надежда Сергеевна. У нее тоже умелые руки.

Полина Клеофастова гордится своей мамой. Она всегда с увлечением рассказывает о том, как вкусно готовит ее мама. Сейчас мы послушаем - Елену Геннадьевну (выступление родителя).
У мамы Данила Максимова – Аксиньи Федоровны, увлечения связаны с народными традициями, это выделка шкур, шитье унтов и их украшение бисером, кожей. Это довольно трудный и кропотливый труд.

У нас в классе тоже есть творческие ребята. Еще во 2 классе Данил Лебедев получил звание: Мастер «Золотые руки». И вот сегодня, ребята, Данил проведет для нас Мастер класс. Он научит вас, как сделать цветок из бумаги.
Но прежде проведем физминутку.
Физминутка: Разогреть ладони энергичным потиранием. Приложить к щекам (3 раза). Растереть ушные раковины, мочки тянуть вниз (3 раза), гимнастика для глаз: вращение – вправо –влево(3 раза), вверх –вниз (3 раза), круговые движения, посмотреть вдаль – на кончик носа (3раза). Глубокий вдох через нос, выдох через рот (3 раза).
Данил проводит Мастер класс.
- Ваша задача, используя цветок, который вы сделаете и засушенные растения, создать свою композицию, которую подарите маме на 8 Марта.

Посмотрите какие композиции создал Данил.

Техника безопасности: Как правильно работать с ножницами?
Вам нравятся творческие идеи нашего занятия? Тогда поспешите начать и пусть ваши мечты никому не покажутся странными. Удачи всем.
На фоне музыки практическая часть: Дети из бумаги делают цветок, а затем, используя засушенные листья и цветы, создают свою композицию. Родители помогают детям.
Индивидуальная работа: Для отдельных детей приготовлены трафареты, дана картинка, задание – склеить цветок по образцу.
Итог: Выставка работ учащихся и гостей.
- Дорогие ребята, сегодня вы убедили всех в том, что умеете трудиться. И это прекрасно. Ведь без труда не проживешь, а для умелых рук всегда найдется дело по душе. На кружке «Мир цветов» мы продолжим эту интересную работу и, надеюсь, научимся творить чудеса своими руками.
-Дети читают стихотворение.
Умелые руки, умелые руки
Они никогда не страдают от скуки.
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, мозолях руки эти –
Самые лучшие руки на свете!
Рефлексия: Вам понравилось творить своими руками?
Чему научились?
Как вы сегодня трудились? (Дружно!).
У меня настроение после классного часа, как у солнышка – яркое, лучистое. А какое у вас настроение? Если плохое – ставите тучку, если не очень хорошее – ставите солнышко с тучкой, а если как у меня яркое и лучистое – то ставите солнышко, гости тоже могут участвовать.
Звучит песня «Всегда найдется дело для умелых рук».
Заключение: В заключении мне хочется пожелать вам следующее: Чтобы вы и ваши родители были счастливы, нужно соблюдать правила безопасного поведения! Приближается весна, скоро на крышах появятся сосульки. Какую они представляют опасность? Как избежать этой опасности?
Вывод: «Если хочешь быть счастливым,
Честным будь и терпеливым,
Полюби добро и труд,
Глянешь, счастье тут как тут».
Г. Дробиз.

Разумов Сергей Дмитриевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 ЗАТО Озерный
Населённый пункт: Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умелые руки не знают скуки"
Дата публикации: 11.05.2018
Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие по технологии для 7-х классов

«Умелые руки не знают скуки»

Задачи:

Обобщение и закрепление знаний, полученных на уроках технологии.

Развитие у учащихся трудовых навыков и умений, сообразительности,

логического мышления.

Содействие сплочения коллектива учащихся, создание благоприятного

психологического микроклимата

Воспитание интереса к предмету.

Ход мероприятия.

Организационный момент .

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались для проведения конкурса-

соревнования «Умелые руки не знают скуки». Сегодня в нашем конкурсе

участвуют две команды: девочки и мальчики 7 классов. Каждому из вас будет

представлена возможность продемонстрировать то, чему вы научились на

уроках технологии. На конкурсе мы выявим самых умелых и внимательных,

любознательных и сообразительных из двух команд.

Помогайте друг другу, радуйтесь успехам другой команды так же, как и

своим. Желаю удачи!

Представляю участников команды 7-А класса:

Участники команды 7-Б класса:

Оценивать наших конкурсантов будет компетентное жюри, в состав которого

Ведущий: Первый конкурс «Приветствие»

Слово предоставляется команде 7-А класса

(Выступление)

Слово предоставляется команде 7-Б класса.

(Выступление)

Ведущий: Переходим ко второму конкурсу «Разминка»

Каждой команде нужно ответить на максимальное количество вопросов.

Учитывается правильность ответов и время.

1 команда

Приспособление, применяемое для снятия мерок (сантиметровая лента)

1.Инструмент, в котором крепят тонкую пилку для вырезания узоров и

рисунков. (лобзик)

2.Инструмент для работы по дереву (стамеска)

3.Инструмент для вязания (крючок)

4.Из каких элементов состоит рубанок (колодка, нож, клин, ручка)

5.Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда(вырезом горловины)

6. Для чего нужен рубанок, фуганок, шерхебель (для строгания)

7.Как записывают мерки длины? (полностью)

8.Повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и

жучками (червоточина)

9.Узкая полоса по краю ткани (кромка)

10.Какие инструменты применяются при разметке (линейка, рейсмус,

угольник)

2 команда

1.Катушка с нитками, вставляемая в челнок (шпулька)

2.Приспособление для зажима заготовки (тиски)

3.Инструмент для ручного шитья (иголка)

4.Чем забивают гвозди (молоток)

5.Куда вставляется шпулька (челнок)

6.Режущий инструмент (ножницы)

7.Инструмент для строгания (рубанок)

8.Переплетение нитей в ткани (стежок)

9.Машина для обработки древесины (станок)

10.Что тянется с катушки (нитка)

11.Заготовка из древесины (брусок)

Слово предоставляется жюри (результаты 1,2 конкурса)

Ведущий: Переходим к 3 конкурсу «Анаграммы»

Участники команд получают карточки, на которых зашифрованы слова, ваша

задача составить слова и записать их рядом. Учитывается верность ответов и

ИЕЕЛДЗИ (изделие)

ПЕРСНАТОК (наперсток)

ЦЫНИНОЖ (ножницы)

НОЛОКВО (волокно)

ИПЛА (пила)

ПТЛОИКН (плотник)

АЗОГОТКВА (заготовка)

ОНБЛША (шаблон)

ИЕЕЛДЗИ (изделие)

УРАБОНК (рубанок)

ОМОЛОТК (молоток)

АЛМЯР (маляр)

УФНРТИРУА (фурнитура)

ЫВАТКЧА (вытачка)

КСАЛКДА (складка)

ДЬМЛОЕ (модель)

За каждый правильный ответ по 1 балу

Ведущий: Следующий конкурс №4 «Завяжи правильно галстук»

Вызываются по два представителя от каждой команды.

Ведущий: Галстук есть у многих, но завязывать его умеют далеко не все.

И, как правило, завязав его единожды, его оставляют завязанным лишь

ослабляя петлю при очередном надевании. Задача участников – быстрее и

правильнее завязать галстук. Побеждает та команда, у которой правильно

завязан галстук.

Слово предоставляется жюри (результаты 3,4 конкурса)

Ведущий: Конкурс №5 «Народные промыслы»

Это важная часть традиционной народной культуры. При изготовлении

любой вещи народный мастер думал не только о практическом назначении,

но и красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины

создавались истинные произведения искусств.

Задание Правильно распределить предметы ремёсел.

Гончар - одежда, украшение для одежды

Кузнец - корзины, плетни, лукошки

Ткачество - кувшин

Мастер домашней утвари - подковы, оружие, брички

(За каждый правильный ответ по 1 баллу).

Ведущий: Конкурс №6 «Забей гвоздь»

Конкурс капитанов

В этом этапе участвуют по одному участнику от каждой команды (капитаны).

Участники получают заготовки, молотки и гвозди. За одну минуту капитаны

максимальное

заготовку.

Оценивается

быстрота

точность

количество

За каждый гвоздь 1 балл, за соблюдение ТБ 1 балл, за быстроту и точность

работы 1 балл.

Слово предоставляется жюри (результаты 5,6 конкурса)

Ведущий: Конкурс №7 « Отрежь доску».

В этом этапе участвуют по одному участнику от каждой команды. Участники получают

чертежи, на которых указано место отрезания доски. Учащиеся должны разметить и

отрезать

согласно

(ножовки).

Оценивается

быстрота и точность разметки, и соответствие длины доски заданному значению, а так же

соблюдение техники безопасности.

Максимальный балл – 3.

Ведущий: Конкурс

«Пословицы»

пословицами)

Существует

огромное

количество

пословиц,

связанных

мастерством,

трудом, работой. Каждый из присутствующих, знает, по крайней мере, две-

пословицы

убедимся. Каждая команда

получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти -

начало пословиц, на остальных - конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто

сделает это быстро и правильно.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Не бойся работы - пусть она тебя боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

За каждый правильный ответ 1 балл.

(Жюри подводит итоги за 7,8 конкурс)

Конкурс №9 «Ниточка» /шерстяные нитки длиной 10 или 20 см./

Вступление: из Мифов Древней Греции о нити Ариадны: “Мифы

рассказывают,

древности

существовало

могущественное государство, которым правил царь Минос. Ему была

подвластна вся Греция. Город Афины вынужден был выплачивать Миносу

страшную дань: посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их

пожирал Минотавр, чудовище с туловищем человека и головой быка.

Минотавр жил во дворце, называвшемся Лабиринтом. В нем было так

много переплетающихся коридоров и переходов, что каждый вошедший в

него уже не мог выбраться обратно. Отважный афинский юноша Тесей

отправился на Крит, чтобы убить Минотавра. Тесея полюбила Ариадна,

дочь Миноса. Она дала Тесею волшебный меч и клубок ниток, чтобы он

победил чудовище и вышел из Лабиринта”

– Поэтому словосочетание “Нить Ариадны”, или “Ариаднина нить”

обозначает “то, что помогает найти выход из затруднительного

положения”.

Каждой команде выдаются нитки длиной 10 см (20 шт.), которые за 3

минуты нужно связать в одну длинную нитку.

Выигрывает та команда, чья нитка длиннее и прочнее.

Максимальный балл -10 баллов

Конкурс №10 «Песня о профессии».

В этом этапе участвуют все участники каждой команды. Им предлагается поочередно

вспомнить песню о какой – либо профессии. Возможна помощь болельщиков. Песни не

должны повторяться.

Приглашаем команду 7 «А» класса ………………………………

Приглашаем команду 7 «Б» класса ……………………………….

Слово предоставляется жюри

Итоги конкурса

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Конкурс «Умелые руки не знают скуки»

(лист оценки)

Название этапа

Кол-во

баллов

Распределение

баллов

7 «а»

класс

7 «б»

класс

1. «Приветствие»

2. «Разминка»

3. «Анаграммы»

4 «Завяжи

правильно

галстук»

5.«Народные

промыслы»

6. «Забей гвоздь»

7. «Отрежь доску»

8. «Пословицы»

9. «Ниточка»

10. «Песня о

профессии»

Итого баллов

Вопросы для болельщиков: Знаю ли я технологию?

1.Родина этой культуры – Эфиопия (Африка), а еще точнее Каффа. Сейчас

же это популярнейшее растение культивируется в большей мере в Южной

Америке. О чем идет речь? /Кофе/

2.Название этого озера состоит из теплой ткани и буквы. О каком озере идет

речь? /Озеро Байкал/

3.«Я – родом из Китая. Меня делал человек и не человек. Из меня делают

тонкую ткань и ценят всегда и везде» /Шелк/

4.Это очень душистый родственник сирени родом из Китая, где его цветки

добавляют в чай для аромата, а его масло содержится в семи процентах

всех выпускаемых в мире духов. О чем идет речь? /жасмин/

поставлявшей

пасхальные

императорскому двору. /Фаберже/

6.В 1843 году француз Альфонс Ралле основал в Москве фабрику «Ралле и

К», которая начала выпускать мыло, помаду и пудру. Эта фабрика –

«прабабушка»

современной

парфюмерной

называется эта фабрика? /Свобода/

7.Египетская Царица, написавшая первой справочник по косметике, где были

приведены рецепты приготовления пудры, белил, румян, губной помады.

Назовите имя этой царицы. /Клеопатра/

8.Придворный

придумал

яблочной начинкой, популярный у нас в стране и сейчас, и назвал его в

честь своей возлюбленной.

Задание: Как звали возлюбленную кулинара, именем которого был назван

пирог. /Шарлотта/

9.Внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. /Интерьер/

столовой

рассчитанной

определенное

количество человек. /Сервиз/

11.Мягкий плоский головной убор различной величины, круглой формы,

деталь женской и мужской одежды. В XV веке изготавливался из бархата,

позже становится популярным среди представителей искусства, актуален

и в наше время. (Берет)

12.Высокая шляпа, XV в. составляющая часть мужской одежды. В качестве

повседневного предмета одежды был введен англичанами незадолго до

Французской революции, когда фрак стал повседневной одеждой, а он его

дополнением (Цилиндр)

13.Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

14.Одно яйцо варится 4 минуты, сколько минут надо варить 6 яиц? (4

15.Какой иглой не сошьешь рубашку? /ежа/

16.Какая стрелка не показывает время? /стрелки на колготках/

17.Какой рукав нельзя пришить? /для запекания/

18.Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь./

19.Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

20.Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

21.Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Сверло.)

22.Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

23.Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

24.Металлическая нить, имитирующая серебро или золото. (Канитель)

25.С одной стороны лес, с другой поле. /Шуба/

26.Одежду не шьет, а ткань всегда ткет. Кто это?/Паук/

27.Про какие щи говорят «щи, хоть кнутом хлещи»? /пустые т. е. без

Что легче? 1 кг ваты или 1 кг меда? / одинаково/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 15

Т.Ю.Мальгинова _______________

Приказ № _____________

«_____»_________________ 2017 г.

Рабочая программа

кружка «Умелые руки»

2 «В» класс

Составитель:

Кондратьева Светлана Витальевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке «Умелые руки» позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи :

Образовательные:

    Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

    Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

    Научить применять инструменты и приспособления.

    Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

    Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

    Обучить выполнению швов «через край», «петельный»

    Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани.

    Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.

Развивающие:

    Расширять художественный кругозор.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Развивать внимание, память

Воспитательные:

    Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Адаптировать детей к школе.

    Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

    патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

    ценностного отношения к природе, окружающей среде;

    ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет, на 3 года обучения: 68 часа в год, 2 раза в неделю. Рекомендуемое количество учащихся в группе 8-10 человек.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

курса «Умелые ручки».

1 год обучения

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

    внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

    выраженной познавательной мотивации;

    устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

    планировать свои действия;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

    адекватно воспринимать оценку учителя;

    различать способ и результат действия.

    проявлять познавательную инициативу;

    самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные

Учащиеся смогут:

    допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

    учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться, приходить к общему решению;

    соблюдать корректность в высказываниях;

    задавать вопросы по существу;

    контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

    учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

    владеть монологической и диалогической формой речи;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

    высказываться в устной и письменной форме;

    анализировать объекты, выделять главное;

    осуществлять синтез (целое из частей);

    проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

    осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

    использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия ученики под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

1.Введение

Теория. Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. «Из истории происхождения ножниц». Беседа.

Практика. Экскурсия в Дом творчества.

2.Работа с бумагой и картоном

Теория. Рассказ «Из истории бумаги». «Оригами».Беседа «История создания ножниц».

Практика . Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы». Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка». Изготовление поздравительных открыток.

3.Работа с тканью

Теория. Прием выполнения швов « через край», «петельный». Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка».

Практика. Тренировочные упражнения по выполнению швов. Изготовление салфетки с бахромой. Лоскутная техника.

4.Работа с природным и бросовым материалом

Теория . Беседа «Будь природе другом». Экскурсия в музей.

Практика. Конструирование дома для сказочных героев. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот»). Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель»).

5.Работа с пластилином

Теория . Рассказ о глине и пластилине.

Практика . Лепка простых по форме овощей, фруктов. Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк». Лепка по замыслу детей.

6.Итоговое занятие

Теория . Рефлексия, анкетирование.

Практика . Выставка творческих работ.

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего часов

Введение

Работа с бумагой и картоном

Работа с тканью

Работа с природным и бросовым материалом.

Работа с пластилином.

Итоговое занятие

Итого:

Календарно – тематическое планирование кружка «Умелые руки».

1 год обучения.

п/п

Название темы

Теория

Практика

Дата проведения

Введение

Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Экскурсия в Дом творчества.

Работа с бумагой и картоном

Рассказ «Из истории бумаги». Рассказ «Оригами».

Беседа «История создания ножниц». Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Знакомство с аппликацией. Панно - оригами «Лесные мотивы».

Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера»

Изготовление аппликаций по образцу «Веселые лягушата»

Изготовление аппликаций по образцу «Полянка».

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток.

Работа с тканью

Прием выполнения швов «через край», «петельный». Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка».

Тренировочные упражнения по выполнению швов. Изготовление салфетки с бахромой.

Изготовление салфетки с бахромой.

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка».

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка».

Лоскутная техника.

Лоскутная техника.

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с природным и бросовым материалом

Беседа «Будь природе другом». Экскурсия в музей.

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Робот»

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Автомобиль»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Ракета»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Фонарик»

Игрушки из пластмассовых бутылок «Карусель»

Работа с пластилином

Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов.

Лепка простых по форме овощей, фруктов.

Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк».

Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие

Рефлексия, анкетирование.

Выставка творческих работ.

Итого:

Предполагаемые результаты

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь :

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда.
Развивать желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. - формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с предметами, необходимыми для трудовой деятельности.
2. Прививать любовь к труду в коллективе.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: полив, подкормка.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить называть профессию и вид деятельности.
8. Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.
9. Воспитывать интерес детей к миру взрослых.
10. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.
11. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
12. Закреплять умение дежурить по столовой, правильно накрывать на стол и убирать со стола. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол.
13. Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек);
14. Показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Достигнутые результаты:

Дети:
1.Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.
2.Охотно выполняют трудовые поручения.
3.Участвуют в совместной трудовой деятельности.
4.Развивают познавательный интерес по теме проекта.
Педагоги:
Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:
1.Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами.
2.Подготавливают материал для обучения своих детей.
3.За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.

Социальная значимость проекта:

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.