Групп (смг) в школах пока серьезно отстает от требований времени - Документ. Методические рекомендации по организации занятий в специальных медицинских группах в общеобразовательной школе

Беляев Андрей Николаевич,

Ярославль, 2015

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГРУППАХ СМГ

  • Федеральный закон РФ №329 «О физической культуре и спорте», от 4.12.2007»
  • Письмо « Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой ». Министерство образования РФ от 31.10.2003, №13-51/123
  • Письмо «О проведении физкультурных минуток в общеобразовательных учреждениях области. Департамент образования Ярославской области, от 18.04.2007, №037/01-10
  • Письмо « Об освобождении от занятий физической культурой, организации работы и аттестации обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе ». Департамент Образования и Департамент Здравоохранения и фармации Ярославской области от 14.02.2008 №612/01-11 и № 745/02.
  • Письмо «Об аттестации по предмету « физическая культура», обучающихся, отнесенных по сомотоянию здоровья к специальной медицинской группе. Департамент образования Ярославской области, 18.12.2001 №01-10/167
  • Письмо «О методических рекомендациях об организации занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья». Департамент образования Ярославской области, 09.02.2000, №01-10/155

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А.Н. Беляев, учитель физической культуры высшей категории

  • Приказ ДЗиФЯО от 06.06.2011г.№ 701-1 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий в Ярославской области»
  • Письмо МЗ РФ от 1.09.2014 г. «Рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации физического воспитания в образовательных организациях»
  • МР МОиН РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, М – 2012 «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ №329 «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ ОТ 4.12.2007», статья №28

  • Проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах образовательных программ в объеме, образовательных стандартов, а так же дополнительных занятий физическими упражнениями в пределах доп. образовательных программ.
  • Создание условий, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием для проведения уроков.
  • Формирование у учащихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
  • Осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий.
  • Проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания.
  • Формирование ответственного отношения родителей к здоровью детей и их физического воспитания.
  • Проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности.
  • Содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



Группы здоровья

ОСНОВНАЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА «А»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРУППА «Б»

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОСНОВНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ

К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят:

  • обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья , благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
  • с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят:

  • без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
  • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку;
  • часто болеющих (3 и более раз в год);
  • дети, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
  • входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
  • с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3 - 5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений .

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ :

  • Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях разрешается после дополнительного медицинского осмотра/наблюдения на уроке ФК.
  • К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.
  • Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
  • В качестве тестов возможны только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны детям .

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА "А" (III ГРУППА, ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

  • с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития , деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
  • с нарушениями физического развития , требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦ.ГРУППЫ «А» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  • Локальный акт ОУ(принят на педагогическом совете, утвержден приказом директора школы)
  • Справка из учреждения здравоохранения с указанием диагноза и мед. группы (заверена подписью лечащего врача, членов КЭК, председателя КЭК, подписью и печатью глав. врача).
  • Приказ об открытии спец. группы А до 1 сентября с указанием Ф.И.О. учителя физической культуры, списочного состава группы, места проведения занятий, с указанием ответственного за учащихся.
  • Учитель должен иметь специальное физкультурное образование (или пройти спец. курсы, семинары ).

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



В СПЕЦ. ГРУППЕ «А»

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А.Н. Беляев, учитель физической культуры высшей категории

ЖУРНАЛ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СПЕЦ. ГРУППЫ А

Журнал включен приказом директора в номенклатуру дел образовательного учреждения.

На журнале должен быть указан номенклатурный номер

Графы журнала:

  • Полная дата рождения
  • Класс
  • Диагноз
  • Поурочный учет ЧСС
  • Задачи уроки
  • Индивидуальные задания
  • Учет подготовленности учащихся

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦ. ГРУППАХ

  • Родители (Закон об образовании, письмо Департамента образования Яр. области 14.02.2008 №745/02)
  • Учитель физической культуры (письмо Департамента образования Ярославской области о методических рекомендациях 09.09.2000 №01-10/155)
  • Классный руководитель
  • Заместитель директора по УВР, мед. работник
  • Заместитель директора по УВР у кого в контингенте находится обучающийся (письмо МО 31.10.2003 №13-51-263/123)

Если урок физической культуры 1 или последний в расписании, то по заявлению родителей, на основании приказа директора ученик может на нем отсутствовать. Во всех остальных случаях ребенок должен быть на уроке. Ответственность за его жизнь несет учитель физ. культуры.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ДОКУМЕНТЫ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СПЕЦ. ГРУППЕ А

1.Программа по физической культуре для обучающихся,

отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А»

2. Календарно тематический план на полугодие для каждой

возрастной группы

3. План – конспект урока

4. Журнал учета занятий с обучающимися

5. Индивидуальная карта обучающегося(оформляется мед. работником вместе с учителем)

6. Администрации школы, необходимо разработать механизм ознакомления учителей физической культуры с нормативными документами, особое внимание следует обратить на ознакомление учителей с листком здоровья.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА "Б" (IV ГРУППА, РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ГРУППА):

  • несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера , без выраженных нарушений самочувствия
  • обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

При комплектовании медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой следует руководствоваться перечнем отклонений в состоянии здоровья

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА «Б». ПОКАЗАНИЯ:

  • Врожденные пороки сердца без признаков недостаточности кровообращения
  • Послеоперационный период после хирургических вмешательств по поводу порока сердца
  • Избыточная масса тела
  • Нарушения менструального цикла в период становления менструальной функции
  • Врожденные пороки развития почек
  • Хронический гастрит, гастродуоденит, энтероколит, колит
  • Функциональные расстройства желудка
  • Миопия, гиперметропия, астигматизм, косоглазие
  • Хронический ринит, назофарингит, хронический фарингит
  • Отит хронический
  • Хронический бронхит, простой, слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный неуточненный и т. д.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ В СПЕЦ. ГРУППЕ «Б»

ПИСЬМО МО 31.10.2003 №13-51-263/123

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ. СПЕЦ.ГРУППА Б

  • Стандарт посещений. Он складывается из расчета посещения занятий 2 раза в неделю / 25 занятий в полугодие.

Лечебно - оздоровительный диспансер выдает справку с указанием количества часов посещенных учеником.

  • Если количество посещений превышает стандарт, то за практическую часть можно выставлять оценку - 5 (отлично)
  • Оценка за теоретическую часть складывается из 2-3 рефератов по заданным учителем темам и комплекса упражнений по своему заболеванию.
  • Если стандарт не выполнен по уважительной причине (болезнь ученика),то он может претендовать только на оценку 4 (хорошо).

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО:

  • Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося.
  • Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой.
  • Посещение занятий учащихся СМГ является обязательным.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО :

  • Для уточнения диагноза обучающегося следует направлять на дополнительное медицинское обследование.
  • Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.
  • Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть завершено к 1 июня.
  • Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.
  • Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала.
  • Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП. ВАЖНО:

  • Группы формируются не более 12 человек с учетом характера заболеваний (письмо Департамента образования Ярославской области 09.02.2000 №01-10/155)
  • Желательно учитывать возраст учащихся, 7-9 лет, 10-12 лет, 13-14 лет,15-16 лет.
  • Можно создавать разновозрастные группы с дифференцированным подходом
  • Обязательно учитывать письмо №13-51-263/123 31.10.2003
  • Учитывать диагноз заболевания
  • Учитывать данные о функциональном состоянии учащегося
  • Учитывать уровень физической подготовленности

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ УЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

  • Результаты последнего медицинского осмотра с комплексной оценкой состояния здоровья и определением медицинской группы занятий физкультурой
  • Перенесенные острые и обострения хронических заболеваний с момента последнего медицинского осмотра
  • Дети с частыми острыми заболеваниями (4 и более раз в году) и длительной ремиссией хронического заболевания (2 года и более) нуждаются в уточнении физкультурной группы
  • Данные о физической подготовленности, предоставляемые учителем физкультуры после заключительного тестирования в конце учебного года
  • Показатели функциональной готовности организма к физическим нагрузкам (уровень физического и полового созревания, функциональные пробы сердечно-сосудистой системы)
  • Результаты углубленного обследования функциональных возможностей организма (экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л.Апанасенко и определение общей физической работоспособности с помощью двухступенчатого степ-теста)

! ФАКТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.

! ЛУЧШАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБА – НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФК!!!

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром (фельдшером) на основании данных углубленного медицинского обследования, динамики показателей состояния здоровья (перенесенные заболевания), а также по представлению преподавателя физической культуры на основании динамики показателей физической подготовленности.

При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную.

При несоответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма обучающегося следует перевести из основной в подготовительную или из подготовительной в специальную медицинскую группу «А».

! Данные об изменении медицинской группы для занятий физической культурой должны быть переданы учителю физической культуры незамедлительно.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



  • В расписании до или после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут (с учётом 2 часовых занятий по ф.к.)
  • Нулевые и сдвоенные уроки не допускаются
  • Большинство на открытом воздухе (с учетом соответствия одежды учеников, температуре воздуха, не допуская переохлаждения.)

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



РАБОТАЮЩИЕ В СМГ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ:

  • знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;
  • знать методики проведения лечебной физкультуры для больных сразличными заболеваниями;
  • знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры ;
  • знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила
  • техники безопасности и охраны труда;
  • проводить систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений
  • вести учет освоения учащимися общеобразовательных программ;
  • вести систематическое наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;
  • определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствияучащихся в процессе занятий;
  • иметь рабочую программу, расписание занятий, журнал учета успеваемости и посещаемости, журнал контроля здоровья обучающихся.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Врач образовательного учреждения трижды в год осуществляет

  • медицинский осмотр обучающихся специальной медицинской группы с занесением результатов в индивидуальную карту обучающегося.
  • Совместно с учителем специальной медицинской группы решает вопрос о переводе обучающихся в подготовительную, основную медицинскую группу, проводит анализ динамики физического развития.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

  • Итоговые отметки из специального журнала (спец.группа А) переносятся на предметную страницу классного журнала, а так же в сводную ведомость учета успеваемости.
  • На предметной странице физ. культуры (левая часть) классного журнала, только у учащихся имеющих спец гр. Б , делается сноска, подтверждающая выставление оценки.

Письмо Департамента образования

Ярославской области 09.02.2000 г. №01-10/155

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ОСВОБОЖДЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

  • Освобождение может быть только временным: от 1 недели до 1 месяца
  • Ученику выдается справка, в которой указан период освобождения
  • Ученик освобожден от практических занятий
  • Ученик обязан присутствовать на уроке физической культуры.
  • По заявлению родителей и приказу директора школы учащийся может не присутствовать на первом или последнем уроке физической культуры.
  • В классном журнале выставляют отметки и указываются пропуски уроков. Другие записи нормативными документами не предусмотрены.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



А. Н.Беляев, учитель высшей категории



ПРОГРАММА ПО Ф.К. С УЧАЩИМИСЯ СМГ.

Министерство образования Российской Федерации

Программы для учащихся специальной медицинской группы

общеобразовательных учреждений

Физическая культура 1-11 классы

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

образовательных программ по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное

Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 -11 кл. / авт. - сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина.

В сборник включены примерные программы для учащих­ся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений (1-11 классы). Эти программы являются первыми, которые разработаны для данной категории школьников на основе Обязательного минимума содержания образования и Минимальных требований к уровню подготовки учащихся в области физической культуры.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории



медицинской группе общеобразовательного учреждения: Практическое пособие/ Под

общ.ред. В.Н. Фурсовой. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

Учителя создающие рабочие программы обязаны дополнить не достающие блоки темами и дидактическими единицами которые отсутствуют в авторской программе согласно ФГОС – 2010 г и ФКГС – 2004 года.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

А. Н.Беляев, учитель высшей категории

Организация работы в СМГ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА Организация работы в СМГ Практика показывает, что организация работы специальных медицинских групп (СМГ) в школах пока серьезно отстает от требований времени. Это связано с тем, что процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Если физические упражнения здоровых детей, подростков и юношества основаны на единой, общей для всех учащихся методике, то занятия в СМГ должны строиться по совершенно иным методикам. Глубокие отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного подхода к проводимым занятиям. Принципы методики занятий СМГ Прежде всего, это – оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм. Дифференцированным должен быть подход и к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом. В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях. В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке. На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспобности, укрепление защитных сил организма. Комплектование групп Основной критерий для включения учащегося в СМГ – установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания). К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями. В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Деление на подгруппы позволяет определить режим занятий. При этом наиболее доступным критерием в отборе соответствующих нагрузок является пульсовой режим. В случаях особенно выраженных нарушений функций опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушений здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования. Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин. Обычно в группе до 12 человек. Для повышения эффективности занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах, которые комплектуются по характеру заболевания: сердечно-сосудистой системы; эндокринной системы; пищеварительной, эндокринной систем и нарушения обменных процессов; позвоночника и опорно-двигательного аппарата; органов зрения и слуха; мочевыделительной системы; ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.). Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесообразно объединять учеников трех или четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся. Организация учебного процесса На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей. Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом. Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть. Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении мышечной структуры организма. Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия. Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода. Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся: – гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами; – легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину; – лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя); – плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов. О противопоказаниях к занятиям При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные для каждой группы заболеваний. Заболевания сердечно-сосудистой системы предполагают групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере). Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя, стоя. В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и общим состоянием ребенка. При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным с бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.). Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и], [о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество упражнений – 3–4. После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны занятия плаванием. При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика ит.д. В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговариваетсядополнительно. Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр и т.п. При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках. При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей – элементы танцев. В занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах. Задача заключается в том, чтобы через физические упражнения приостановить прогрессирование болезни, а при функциональных нарушениях осанки – нормализовать ее. Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин. Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшение показателей силы, гибкости, выносливости. Домашнее задание Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения: 1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала). 2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением. 3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги. 4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе. 5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс. 6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя. 7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами. 8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе. 9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя. 10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей. 11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину). 12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»). 13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки. 14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п. 15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя. 16. Освоение координации движений в определенном способе плавания. Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений. Проведение спортивных и подвижных игр Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления. На каждом уроке рекомендуется проведение не более одной игры, причем начинать надо всегда с более простых. 1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в видеэстафет: а) передача мяча над головой (2 раза); б) передача мяча между ногами (2 раза); в) передача мяча справа, слева (по 2 раза); г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза). 2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности: а) подбрасывание мяча над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз); б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза); в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин. 3. Передал – садись: а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав его капитану, садится на пол (1–2 раза); б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза). 4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги лицом друг к другу: а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз); б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз); в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза); г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз); д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза); е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза). 5. Игра «Мяч капитану»: а) смена играющих через 3 мин; б) смена играющих через 5 мин. 6. Эстафета с элементами баскетбола: а) продолжительность эстафеты до 3 мин; б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков. 7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам: а) смена игроков через 3 мин; б) смена игроков через 5–6 мин. Игры 1–4 рекомендуются для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин. Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может служить восстановительный период частоты сердечных сокращений, который должен быть не более 5–7 мин. Тщательного продумывания и внимания требуют уроки лыжной подготовки. Перед началом занятий лыжной подготовкой школьники должны пройти дополнительный медицинский осмотр. На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание должно обращаться на овладение техникой передвижения, поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго следить за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся. Поскольку скорость движения невелика, учителям необходимо контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей. Работа с родителями С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся СМГ большое значение должно придаваться систематической работе с родителями. Хотя все родители и желают видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными, выносливыми, хорошо успевающими в учебе, но лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, систематически используют средства физической культуры для его улучшения. Одной из основных причин недооценки роли физических упражнений является недостаточная осведомленность родителей об их пользе для улучшения здоровья и правильного физического развития ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без сомнения, позволят добиться положительных сдвигов в решении этой проблемы. Врачебные наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями При врачебных наблюдениях изучаются естественные условия, в которых проводятся занятия, учитываются показатели интенсивности и объема проделанной физической работы. Большое значение при этом, как уже говорилось, имеет наблюдение за внешними признаками утомления в процессе выполнения физических нагрузок. Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия, обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию их здоровья, степени тренированности, необходимо снизить физические нагрузки, дать детям отдых, а в ряде случаев провести углубленное клиническое исследование. Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна проявляться умеренными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления. Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима. Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, и позволяет проследить ее в динамике. На занятиях с учащимися СМГ рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой. Марина БЕЛОЗЕРОВА, д. п. н. Новый Уренгой

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»


Справка

об организации работы с детьми СМГ в МОУ СОШ №5

Количество детей, обучающихся в ОУ - 507

Из них относятся:

К основной группе (количество учащихся, % от общего количества) - 474 уч-ся (93%)

В подготовительной группе (количество учащихся, % от общего количества) – 15 уч-ся (2,9%)

В специально-медицинской группе: 20 уч-ся (3,9%)

Подгруппа «А» (количество учащихся, % от общего количества) - 17 уч-ся (3,3%)

Подгруппа «Б» (количество учащихся, % от общего количества) - 3 уч-ся (0,6%)


В последнее время наша школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ослабленным здоровьем, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий. Необходима дифференциация ученического состава в зависимости от состояния здоровья школьников.

Специальная медицинская группа (СМГ) формируется из учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям, но имеющие противопоказания к усиленной физической нагрузке. Обязательным видом занятий по физкультуре для них являются занятия по специальным программам с дифференцированным подходом и индивидуальной оценкой их влияния на организм. Основным критерием для отнесения ребенка к СМГ является установление диагноза заболевания, однако, и в этом случае медицинская группа должна назначаться с учетом тяжести патологического процесса и адаптационных возможностей организма.

Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:

Укрепление здоровья, стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеваниями, а иногда и их ликвидация.

Содействие правильному физ. развитию, закаливанию, повышение сопротивляемости организма.

Улучшение показателей физического развития, освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью.

Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

Овладение комплексами специальных упражнений, благотворно воздействующих на организм, с учетом имеющегося заболевания.

Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки.

Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

Принципы методики занятий СМГ

Оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. При проведении занятия учитывается влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, выбираются необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, оценивается эффективность их влияния на организм.

Дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.

В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.

В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке.

На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспобности, укрепление защитных сил организма.

Комплектование групп осуществляется на основании установленного диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма.

Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ подразделяют на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания).

К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями.

В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.).

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин.

В группе 9-12 человек. Группы комплектуются по характеру заболевания:

сердечно-сосудистой системы;

эндокринной системы;

пищеварительной;

позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

органов зрения и слуха;

мочевыделительной системы;

ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

Малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции.

Группы формируются по классам (например, из учащихся 1–2-х, 3–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то их объединяют из учеников трех или четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Нагрузка, строго дифференцированная с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:

построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;

перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;

при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;

при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;

Важнейшие требования к уроку:

обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;

достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;

формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.


Регистрация данных осуществляется в дневнике самоконтроля, (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, характер сна, аппетит), а также частота пульса в начале и конце занятия. Дневники проверяются не реже одного раза в месяц, их данные используются при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.

Основными документами планирования учебной работы являются:

годовой план прохождения программного материала;

четвертной план;

конспекты и планы отдельных уроков;

журнал учёта занятий со школьниками.
Дополнительными документами :

планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;

паспорт здоровья школьника;

правила проведения коррекционных подвижных игр;

тематический план проведения бесед со школьниками;

тематический план проведения бесед с родителями;


Организация учебного процесса

Занятия СМГ придерживаются общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.

Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть.

Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину;

лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя);

Домашнее задание

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:

1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.

3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.

6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.

7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами.

8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе.

9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.

10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей.

11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).

12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).

13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.

15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя.

16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.

Проведение спортивных и подвижных игр

Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления.

На каждом уроке проводится не более одной игры, причем начинать надо всегда с более простых.

1. Гонка мячей проводится в виде эстафет:

а)передача мяча над головой (2 раза);
б)передача мяча между ногами (2 раза);
в)передача мяча справа, слева (по 2 раза);
г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).

2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности:

а) подбрасывание мяча над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз);
б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);
в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин.

3. Передал – садись:

а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав его капитану, садится на пол (1–2 раза);
б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза).

4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги лицом друг к другу:

а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);
б)передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);
в)ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);
г)имитация броска мяча в кольцо (5 раз);
д)ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);
е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).

5. Игра «Мяч капитану»:

а) смена играющих через 3 мин;
б) смена играющих через 5 мин.

6. Эстафета с элементами баскетбола:

а) продолжительность эстафеты до 3 мин;
б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков.

7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам:

а) смена игроков через 3 мин;
б) смена игроков через 5–6 мин.

Игры 1–4 проводятся для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.

Перед началом занятий лыжной подготовкой школьники проходят дополнительный медицинский осмотр. На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание обращается на овладение техникой передвижения, поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий строго следят за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся, контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей.

При организации работы по физическому воспитанию учащихся в ОУ соблюдаются следующие рекомендации, которые представлены в таблице:


Принципы физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья

Медицинские группы

Обязательные виды занятий

Рекомендуемые дополнительные виды занятий

Основная (дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность)

Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме. Сдача контрольных нормативов с дифференцированной оценкой

Занятия спортом

Подготовительная (дети и подростки, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья без достаточной физической подготовленности)

То же, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Некоторое ограничение нагрузок и более постепенное освоение двигательных навыков и умений.

Дополнительная тренировка для повышения уровня физической подготовленности.

СМГ (дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях учебного заведения)

Занятия по специальным программам с дифференцированной оценкой

Использование доступных видов физических упражнений в режиме дня школы (ОУ) и в быту.

Медицинские группы для занятий ФК

Характеристика контингента

Цели

Технологии

Основная группа

Благополучные дети (1 и 2 группы здоровья)

Укрепление здоровья, тренировки

здоровьеформирующие технологии

Подготовительная группа

Дети «группы риска» – нарушения адаптации в коллективе, сниженная работоспособность, нарушения функционального состояния (2 и частично 3 группы здоровья)

Сохранение здоровья, комфортные условия, индивидуальные темпы обучения.

здоровьесберегающие технологии

Специальная медицинская группа «А»,

Корригирующие упражнения



Дети с хроническими заболеваниями в стадии стабилизации и выздоровления, после перенесенных заболеваний (3 группа здоровья)

Реабилитация средствами ФК и медицины

здоровьевосстанавливающие технологии

Специальная медицинская группа «Б»,

Дети, имеющие проявления заболевания (3 группа здоровья при неполной ремиссии, IV группа здоровья).

Лечение

лечебные технологии

Занятия с СМГ проводятся обязательно отдельно от здоровых детей. Однако освободить ребенка, занимающегося в СМГ от посещений уроков физкультуры по расписанию класса, может только учитель физкультуры при обязательном согласовании этого с родителями ребенка и администрацией ОУ. Обычно для освобождения от посещения урока родители пишут заявление, на котором директор школы ставит свою визу. В противном случае ребенок должен находиться на уроке, хотя и не участвует в процессе физического воспитания, исполняет роль статиста.

Время проведения занятий жестко не регламентируется. Есть рекомендации проводить уроки физкультуры для детей СМГ нулевым уроком или планируются уроки на вторую половину дня.

Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состояние здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Доля здоровых детей неуклонно уменьшается . Особо это касается детей школьного возраста. Анализ отчетов школьного врача МОУ “Средняя общеобразовательная школа №7” отразил следующую ситуацию. Так, например, по результатам медосмотра, проведенного в сентябре 2000 г. видно, что 32% детей пятого класса имеет отклонения в развитии опорно-двигательной системы, а в 11 классе таких детей насчитывается 61%. Неутешительные результаты были получены и при исследовании остроты зрения учащихся. В 5 кл наблюдается снижение остроты зрения у 23% учащихся, а в 11 классе 37% детей нуждаются в коррекции зрения. Что касается других заболеваний, то тут ничуть не лучше картина: детей с диагнозом ВСД в 5 кл. - 28%, в 11 кл. 34%, количество тубинфецированных детей увеличивается с каждым годом в среднем на 40%. При обследовании детей в 2001 г. было установлено, что процент роста заболеваемости детей увеличился в среднем на 37%. Таким образом, наблюдается несоответствие между современными требованиями, необходимыми для процесса становления и самоопределения школьников в условиях постоянно развивающейся социально-культурной среды и уровнем физического и психического здоровья детей.

Учитывая данные медицинских осмотров и тот факт, что в течении учебного года 63% учащихся систематически пропускают занятия по болезни, в нашей школе весь учебно-воспитательный процесс был сориентирован на использование здоровьесберегающих технологий.

В настоящее время существует большое количество программ здоровьесберегающего направления, используемых в образовательных учреждениях. Рассмотрим программу “Здоровье”, используемую в МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 7”.

Программа разработана на 2002-2007 год. В ходе разработке концептуальных подходов были сформулированы проблема, цель и задачи программы. В рамках программы была создана специальная медицинская группа, в которой занимаются дети с ослабленным здоровьем по щадящему режиму.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10- 15% от общей численности учащихся) относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа “А” (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа “Б” (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

При комплектовании групп по сходным методикам объединяются учащиеся по следующему принципу: 1 группа - заболевания ССС, органов дыхания, миопии; 2 - желудочно-кишечные заболевания, гинекологические, пиелонефрит. Заболевания ОДА можно подключать в любую из групп. При занятиях строго соблюдать ограничения в выполнении упражнений.

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Следующим критерием является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Важным критерием отбора детей в СМГ - это оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат.

В спецмедгруппах дети должны сознательно относится к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни.

На занятиях в СМГ придерживаются общепринятой структуры урока. Но имеется одна особенность: занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3-4 мин) - это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. Подготовительная часть (10-15 мин) начинается с ОРУ, выполняемых сначала в медленном темпе, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, а в дальнейшим 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.


Основная часть занятия составляет 15-18 минут и отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Важно подбирать комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний.






Заключительная часть (5 мин) включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части - расслабление и правильное дыхание.


Учащиеся должны уметь измерять частоту пульса по сигналу преподавателя в течение 10 сек. Такой подсчет производится 4 раза в течение каждого занятия: до занятия, в середине его - после наиболее утомительного упражнения основной части,- непосредственно (в первые 10 с) после занятия и через 5 мин восстановительного периода.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы освоение зачетных требований по теоретическому разделу, который является общим и для учащихся основной медицинской группы. Результатом освоения программы учащихся спецмедгруппы является их перевод в подготовительную группу.

Для детей страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата была организована специальная медицинская группа.

С первых дней занятий в СМГ у учащихся были сняты антропометрические данные, были проведены контрольные тесты, которые были оформлены в виде таблиц.

Таблица 1.

Антропометрические данные

Ф.И.О.

Возраст

Рост

Голова

Грудь

Таблица 2.

Тесты

Приседание 1 этап

Приседание 3 этап

Броски ловля теннис. мяча

Броски ловля теннис. мяча

Тест Ромберга (1) 1 этап

Тест Ром берга (1) 3 этап

Тест Ром-берга (2) 1 этап

Тест Ромберга(2) 3 этап

Тест Ромберга 1 этап

Тест Ромберга 3 этап

Прыжки на скакалке 1 этап

Прыжки на скакалке 3 этап

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость;

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе - это свидетельствует о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции;

Тест Ромберга;

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают дать оценку координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног.

Диагностика отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата младших школьников по медицинским картам показала следующий результат.


Тесты, проведенные в начале учебного года и в конце, показали, что наблюдается значительный прирост в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

Таблица 3.

Эффективность использования занятий в группе “Здоровье” младших школьников

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегодовой прирост в %

Приседания (до утомления)

Броски и ловля мяча

Тест Ромберга

Прыжки через скакалку

Создание валеологической образовательной среды, способствующей не только сохранению, коррекции, но и развитию физического здоровья способствует формированию способностей к творчеству и обеспечивает высокий потенциал творческих способностей каждого обучающегося.

Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.

Принято Утверждено

на педагогическом Совете школы Директор МАОУ Любохонской СОШ

Протокол №____ ______________ Кононов К.В.

от «___» ___________ 20___г. Приказ № от «__»__________20___г.

Положение

о специальных медицинских группах

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Любохонской средней общеобразовательной школы

имени А.А. Головачёва

Дятьковского района Брянской области

1.Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствие с приказом № 337 от 20 августа 2001 г. Министерства здравоохранения РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.10.2003 года № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», инструктивным письмом Министерства образования СССР от 27 мая 1982 г. №34-М «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах для занятий по физической культуре»

1.2 Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3 Данное положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учителя и учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе (далее СМГ).

1.4 Обучение в СМГ организуется для учащихся, которым по состоянию здоровья противопоказано посещать традиционные уроки физической культуры. Таким учащимся лечебно - профилактическое учреждение здравоохранения рекомендует занятия в группах с наименьшими физическими нагрузками.

1.5 В настоящем Положении использованы следующие определения:

    К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания.

    В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

    Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

    Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжёлые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.)

2. Основными задачами

физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

    укрепление здоровья, восстановление функциональной готовности к выполнению физических нагрузок, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

    повышение физической и умственной работоспособности;

    повышение защитных сил организма и сопротивляемости;

    обучение рациональному дыханию, восстановление правильной осанки, а в необходимых случаях ее коррекция;

    освоение основных двигательных умений и навыков;

    воспитание морально-волевых качеств;

    воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;

    создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

3. Организация проведения занятий специальной медицинской группы

3.1 Группы учащихся, отнесённых к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача-педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года.

3.2 При формировании СМГ следует выделять возрастные группы: 7-9, 10-12, 13-14 и 15-16 лет. Если число обучающихся недостаточно для комплектования специальной медицинской группы по возрастному признаку, то создаются разновозрастные группы. Наполняемость групп до 12 человек.

3.3 При отсутствии условий формирование групп обучающихся с одинаковыми заболеваниями можно объединить обучающихся, имеющих разный характер и тяжесть заболевания, осуществляя внутригрупповое деление на подгруппы А и Б;

3.4 Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники. На основании этого документа директор школы издаёт приказ о переводе школьника в другую группу здоровья. Классный руководитель совместно с учителем физической культуры в классном журнале на странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делают отметку: «на основании приказа от … переведен в ….. группу».

3.5 Время проведения вынесено из общего расписания в другую смену. Нулевые уроки (в 1 смене) и сдвоенные уроки в таких группах не допускаются.

3.6 Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на родителей, учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

3.7 Проведённые занятия фиксируются в отдельном журнале учёта занятий с обучающимися, отражающем общие сведения: (Ф.И.О., год рождения, класс, диагноз заболевания, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями). Итоговые отметки из отдельного журнала переносятся в итоговую ведомость классного журнала.

3.8 Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам.

3.9 При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность.

3.10 Рекомендуется большинство занятий проводить на свежем воздухе. Проводя занятия на открытом воздухе, особое внимание следует уделять сочетанию движений с дыханием, не допускать длительных остановок. Подготовительную и заключительную часть урока в прохладную погоду можно проводить в помещении

4. О ценивание и аттестация учащихся

4.1 Текущая оценка успеваемости учащихся спецмедгруппы выставляется по пятибалльной системе.

4.2 Итоговая отметка выставляется с учётом теоретических и практических занятий, а также с учётом динамики физической подготовленности и прилежания.

4.3 Основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкой мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;

4.4 В случае присутствия обучающегося на всех уроках, выполнения всех указанных выше требований, учитель физической культуры вправе аттестовать обучающегося на отметки «хорошо» и «отлично» .

4.5 Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.

4.6 В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

4.7 Возможные формы контроля знаний обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группы:

    собеседование по теоретическим вопросам;

    устное сообщение по теоретическим вопросам;

    реферат как правило на тему по профилю заболевания;

    практическое выполнение лечебных упражнений по профилю заболевания.

5. Документация

    Списки учащихся направленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу

    Приказ по школе «Об организации СМГ»

    Расписание занятий СМГ

    Журнал посещаемости, успеваемости и прохождения программного материала.

    Настоящее положение.

Основными документами планирования учебной работы являются:

    годовой план прохождения программного материала в учебном году;

    четвертной план;

    конспекты и планы отдельных уроков;

    журнал учёта занятий со школьниками.

Дополнительными документами для организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре для детей СМГ являются:

    планы проведения врачебно-педагогических мероприятий;

    паспорт здоровья школьника;

    правила проведения коррекционных подвижных игр;

    тематический план проведения бесед со школьниками;

    тематический план проведения бесед с родителями;

    программы спецкурсов для детей и родителей по адаптивной физической культуре.