Нод средняя группа осень. Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" для детей средней группы. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познание»Тема: «Осень золото роняет

Цели:

Образовательные : закрепить представления детей об осени как о времени года. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта и цифрового обозначения в пределах 5. Закрепить умение сравнивать предметы по размеру, составлять сериационный ряд, умение различать правую и левую стороны. Развивать связную речь, умение высказывать свои суждения, отвечать на вопросы. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать воображение, зрительное внимание, моторику рук и пальцев.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, желание помочь им. Воспитывать культуру поведения (умение здороваться, прощаться ).

Материал к НОД:

Карточки-схемы последовательности одевания, ребристая доска, грибы разного размера, карточки с нарисованным контуром листа и написанной рядом цифрой (до 5), карточка-схема для запоминания стихотворения, круги из картона красного и оранжевого цветов.

Воспитатель: Ребята, сегодня я в нашем почтовом ящике нашла письмо. Хотите, чтобы я вам его прочитала? (открываю конверт, читаю ):

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Пишут вам письмо зверушки.

Живём в лесу мы, на опушке.

Сейчас готовимся к зиме,

Но устали мы уже.

Вы, ребята, поспешите,

К нам на помощь приходите!

Ребята, вы хотите помочь лесным жителям? (ответ детей ). А как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные ). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (осен ь)

А что делают осенью дикие животные? (готовят запасы, меняют шубки )

А сейчас ранняя или поздняя осень? (поздняя )

Молодцы. Давайте вспомним, какая погода бывает чаще всего поздней осенью. А поможет нам это вспомнить мячик. Становитесь в кружок, а я буду бросать вам мяч и тот, к кому он попадёт, назовёт, какой бывает осенняя погода (дождливая, ветреная, пасмурная, сырая, хмурая и т.д .)

Правильно. Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, нам надо тепло одеться. Одевайтесь! А чтобы вы не забыли ничего надеть, посмотрите на картинки-подсказки (последовательность одевания ).

(Дети под музыку имитируют процесс одевания )

Всё надели, ничего не забыли? Что вы надевали первым по счёту? Что третьим? Пятым? Надели на ножки тёплые сапожки? На правую ножку надели сапожек? Покажите (дети показывают правую ног у). На левую ножку надели сапожек? Покажите (дети показывают левую ногу ). Молодцы!

В лес осенний на прогулку

С вами мы сейчас пойдём.

И наверно, очень много

Интересного найдём.

Друг за дружкой становитесь

И за плечики держитесь.

(Дети становятся друг за другом )

Воспитатель: У нас получился поезд. На нём мы и поедем в лес. У нас на пути будет много туннелей, поэтому вам надо быть очень внимательными. Туннели могут быть высокими, а могут быть низкими. Если туннель высокий, поезд проедет свободно, а если низкий, а если низкий, то как вы думаете, что нам надо сделать? (наклониться, присесть ).

Итак, отправляемся в путь! (под музыку дети идут змейкой, первая пара делает воротики высокие и низкие, дети проходят через воротики )

Вот мы и подъехали к лесу. Давайте с ним поздороваемся. Для этого надо всем вместе сказать:

Здравствуй, лес, осенний лес,

Полный сказок и чудес!

(Дети здороваются с лесом )

Ребята, в лесу много дорожек и тропинок.

По дорожкам и тропинкам

По лесу гулять пойдём.

Может быть, лесных зверушек

Где-то с вами мы найдём!

А кто знает, чем дорожка отличается от тропинки? (дорожка широкая, а тропинка узкая ).

Сейчас мы пройдём по тропинке. Тропинка узкая, поэтому проходить мы будем, приставляя ножку к ножке.

(Дети проходят по ребристой доске, приставляя пятку к носку, и все вместе произносят слова ):

По тропинке мы шагаем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ножку к ножке приставляем,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ой, ребята, посмотрите:

По тропинке мы прошли,

Домик белочки нашли. (Дерево с дуплом )

Как называется домик белочки? (Дупло )

А вот и сама белочка. Давайте с ней поздороваемся.

(Дети здороваются с белкой ).

Ребята, белочка много трудилась и собрала много грибов. Грибы она развесила по веткам, а те, которые у неё остались, она хочет сложить в кладовку. Но разложить их надо по-порядку — от самого большого до самого маленького. Давайте поможем белочке это сделать.

(Дети составляют сериационный ряд, один из детей рассказывает, как разложили грибы: сначала положили самый большой гриб, потом гриб поменьше, потом ещё меньше и т.д. )

Белка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете считать. Посмотрите внимательно на дерево, на котором висят грибы. Сосчитайте глазками, сколько грибов висит справа. А теперь прохлопайте столько же раз в ладоши. Сколько раз вы прохлопали в ладоши? Почему?

Сосчитайте, сколько грибов висит слева. Подпрыгните столько же раз. Сколько раз подпрыгнули? Почему?

Где грибов больше? Где меньше? Что надо сделать, чтобы грибов стало поровну? (Ответы детей )

Белка: Молодцы, ребята, а теперь мне пора дальше заниматься своими делами. До свидания, приходите ещё.

Воспитатель: Убежала белочка по своим делам, а мы с вами дальше пойдём.

Раз, два, три, раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Ой, ребята, а кто это там шуршит? Давайте посмотрим. (Под кустом сидит ёжик ).

Ёжик: Здравствуйте, ребята!

(Дети здороваются с ёжиком ).

Воспиатель: Ребята, посмотрите, какой красивый ёжик. Давайте его похвалим. А для этого все вместе скажем:

Очень, ёж, ты хорош,

Только в руки не возьмёшь!

(Дети хором произносят слова )

Ёжик: Не надо брать меня в руки. Вы мне лучше помогите. Решил я к зиме утеплить свою норку, носил в неё листики, но очень устал. А листочков мне надо ещё много.

Воспитатель: Ребята, поможем ёжику набрать листиков? Давайте покажем с помощью наших ручек, как мы умеем это делать.

Пальчиковая игра «Ветер по лесу гулял»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики срывал:

Листик с берёзы,

Листик с рябины.

Листик с клёна,

Листик с осины.

Листики с дуба мы соберём,

Маме красивый букет принесём.

Воспитатель: Молодцы! Но сегодня мы будем листики собирать не для мамы, а для ёжика. Он приготовил карточки, на которых указано, сколько и каких листочков вы ему принесёте. (Раздаю детям карточки, на которых написана цифра и рядом нарисован контур дубового, кленового или берёзового листика. Дети находят нужное количество листиков и приносят их ёжику ).

Ёжик: Спасибо вам, ребята, теперь я зимой не пропаду. До свидания!

(Дети прощаются с ёжиком )

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите!

Чьи-то ушки, чей-то хвостик,

Чьи-то лапки там торчат.

Кто-то смотрит из-за ёлки

На меня и на ребят.

Кто это? (Заяц )

А чьи ушки выглядывали из-за ёлки? (заячьи ушки )

Чей хвостик выглядывал? (заячий хвостик )

Чьи лапки выглядывали? (заячьи лапки )

Мы с вами видели, как готовятся к зиме белка и ёжик. А скажите, зайцы к зиме готовятся? (зайцы меняют шубки )

А зачем они их меняют? (чтобы было теплее, чтобы прятаться от враго в)

Воспитатель: Конечно, зайку в белой шубке на снегу не так заметно, но у лисы очень хороший нюх. Выходит лиса на охоту, понюхает своим носом воздух и учует, где притаился заяц. Давайте покажем, как лиса нюхает воздух.

(Дети делают глубокий вдох ) .

Побежит лиса по запаху, и что же тогда делать бедному зайчику? (Надо убегать от лисы )

Бегает заяц быстро, а чтобы перехитрить лису, он запутывает свои следы. Давайте вспомним стихотворение, как заяц умеет запутывать следы. А поможет нам его вспомнить картинка-подсказка (закрокированное стихотворение В.Берестова «Заячий след» )

В лесу недолго до беды,

Но заяц - не простак.

Умей запутывать следы -

Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперёд, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг-скок!
Зайка тебе понравилось наше стихотворение?

Заяц: Очень понравилось! А теперь мне пора убегать. До свидания, ребята.

(Заяц прячется под куст ).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, нас кто-то зовёт. Вы постойте, а я пойду посмотрю (выношу игрушечного мишку, дети здороваются с медведем ). Мишка видел, как вы помогали зверушкам, и решил, что вы сможете помочь и ему. Медведь тоже готовится к зиме. Он нашёл себе место для берлоги и проложил к нему тропинку из разноцветных камешков, но кто-то эти камешки разбросал, осталось только несколько камешков. (Показываю рисунок, предлагаю детям продолжить ряд ).

(Дети выкладывают тропинку из кругов ).

Медведь: Спасибо вам, ребята! Вы нам очень помогли, и мы с друзьями приготовили для вас угощение — лесные орешки. Кушайте на здоровье!

Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора прощаться с лесными жителями и возвращаться в детский сад. Становитесь друг за другом, наш поезд готов к отправлению. (Под музыку дети выходят из группы ).

воспитатель ГБДОУ д/с№16,

Калининского района г. Санкт-Петербурга, Россия.

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Конспект НОД в средней группе по теме «Осень»

Описание материала : Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень в родном краю».

Цель : формирование знаний о признаках осени

Задачи:

· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.

· развивать речь, познавательную активность

· воспитывать любовь к окружающему миру

Демонстрационный материал : Картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки грибов, зверей, птиц.

Раздаточный материал : тетропакеты, ножницы.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа - диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физминутка «Листочки», анализ работ.

Ход занятия

Круг приветствия

Доброе утро солнце

Доброе утро небо

Доброе утро земля

Доброе утро всем нам.

Основная часть

Сейчас вы услышите рассказ - загадку Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. (Рассказ читается под музыку П.П. Чайковского из сборника “Времена года”).

“В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнаешь родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям”.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко “Спокойной ночи”)

Посмотрите внимательно на картинки и скажите о каком времени года мы будем говорить?

Правильно об осени.

После какого времени года наступает осень?

Расскажите мне о приметах осени.

(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края)

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в садах и огородах?

(собирают урожай)

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)

Молодцы с этим заданием справились.

Физминутка «Листочки»

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

Беседа о названиях месяцев.

Первый месяц осени - сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”.

За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

Почему хмурень? Объясните.

Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли - насекомоядные).

Второй месяц осени - октябрь в народе называют “мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой”.

Как вы думаете, почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре. Согласны ли вы с таким определением?

Последний месяц осени - ноябрь, который в народе называют “по- лузимник, ледовый кузнец”.

Почему? Объясните.

В ноябре замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не наступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не очень крепкий и может проломиться.

В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).

Почему они улетают?

Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, клесты).

В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

(Правильно грибов)

Раскладываю картинки грибов.

(Называют съедобные и несъедобные грибы)

Молодцы и это вы знаете.

Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

(Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)

А сейчас возьмите по игрушке и расскажите, как звери готовятся к зиме.

Скоро придёт зима, суровая, снежная. Придёт и спросит: “Все ли вы готовы к встрече со мной?” Спросит медведя, зайца, ежа, лисицу, белку, волка.

Расскажите, чем питаются птицы зимой?

(семенами деревьев, личинками под корой деревьев)

А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.

Давайте и мы изготовим кормушки.

(вместе с детьми изготовить кормушку из тетропакетов)

Смотрите, какие интересные кормушки у нас получились. Давайте прикрепим их к деревьям.


Нелли Лигонькова
Конспект НОД в средней группе по теме «Осень»

Конспект НОД в средней группе по теме «Осень » .

Выполнила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка» г. Выкса, Нижегородской области – Лигонькова Нелли Борисовна.

Цель : Закрепить знания об осенних явлениях природы .

Упражнять понимать художественные образы в музыке, стихотворении, живописи.

Задачи :

образовательные :

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Закреплять употребление слов : листопад, золотая осень ;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.

развивающие :

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать художественное восприятие;

Развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

здоровьесберегаюшие :

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей : познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая.

Предварительная работа с детьми :

Наблюдение за осенними изменениями в природе во время прогулки;

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень » ;

Знакомство с деревом «берёза» ;

Повторение приемов расположения рисунка по всему альбомному листу;

Оборудование :

Макет березы в осеннем убранстве ;

Магнитная доска;

Иллюстрация осенней природы ;

Берёзовые листочки из бумаги;

Музыкальный центр, аудиозапись «Осенней песни » муз. П. И. Чайковского; фоновое музыкальное сопровождение при изобразительной работе детей.

Альбомные листы тонированные бледно – голубым цветом, гуашь, кисти, ёмкость с водой, подставки для кистей, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть : Звучит «Осенняя песня » П. И. Чайковского.

Воспитатель подходит к окну и под музыку читает стихотворение.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень : не жалейте лета.

Посмотрите - осень в золото одета !

Воспитатель : Ребята, подойдите тихонько к окну и молча, понаблюдайте. Какое настроение у вас возникло?

Дети : Хорошее. Приятное.

Воспитатель : Почему возникло такое настроение?

Дети : Музыка приятная. Солнышко светит. Деревья красивые.

Воспитатель : Ребята, это осень к нам в гости пришла.

Воспитатель : Давайте посмотрим в наше окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода : солнечная или дождливая?

Дети : Солнечная.

Воспитатель : Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут белые облака, светит солнышко. Когда вы шли в детский садик, вам было прохладно? Как вы были одеты?

Дети : (ответы) .

Воспитатель : Воздух ещё довольно теплый. На улице ещё тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. Какое время года за окном?

Дети : Осень

Воспитатель : Молодцы!

Основная часть : - А теперь давайте, все вместе посмотрим на вот это дерево в нашей группе . (Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева в осеннем убранстве ). Вы знаете, как оно называется?

Дети : Береза.

Воспитатель : А по каким признакам мы можем узнать березу? Чем она отличается от других деревьев?

Дети : Она белая, у нее зеленые и жёлтые листочки.

Воспитатель : Молодцы! Про нее говорят : «белоствольная» . Береза стройная, у нее длинные тонкие ветви. А какие листочки мы видим на берёзе?

Дети : Желтые и зелёные.

Воспитатель : - Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами : красным, желтым, оранжевым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети : Они готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель : - А куда весной деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?

Дети : Их убирают и сжигают.

Воспитатель : - А в лесу, где листья никто не убирает. Представьте, из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь.

Дети : Листья перегнивают.

Упражнение на дыхание «Березовые листочки» . - Воспитатель приглашает детей к столу, на котором приготовлены осенние листья березы из цветной бумаги. Каждый ребёнок берёт по листочку.

Воспитатель : - Можно ли ветер увидеть? (Воспитатель дует на листочек с силой) .

Как называется слабый ветер?

Дети : Ветерок.

Воспитатель : - Давайте с вами представим, что мы ветер и поиграем с листочками.

По команде воспитателя дети дуют на листочки с разной силой. Упражнение выполняется 4 раза.

Физкультминутка.

Мы - листочки,

Мы - листочки. (Дети стоят с поднятыми вверх руками) .

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели. (Покачиваются из стороны в сторону) .

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются по группе ) .

Мы летали, мы летали, (Бегают, кружатся) .

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись мы в кружок. (Приседают на корточки) .

Воспитатель : Осень пришла в гости в нашу группу . Посмотрите внимательно, где же она?

Дети выполняют поисковые действия, показывают на атрибуты «осеннего убранства » в групповой комнате . Воспитатель заостряет внимание на иллюстрацию осенней природы , прикрепленную к магнитной доске.

Воспитатель организует рассматривание иллюстрации, проводит беседу по ней, привлекает внимание детей, используя кисть руки к той её части, о которой идёт речь. Воспитатель ещё раз уточняет время года, изображенное на иллюстрации, внешний вид деревьев, побуждает использовать в ответах слова : листопад, золотая осень . Напоминает, как дети рисовали разноцветные листья, и предлагает нарисовать картинку про золотую осень . Уточняет части дерева, с чего нужно начинать рисовать дерево (ствол, толстые и тонкие ветки, листья) . Обращает внимание на композицию : землю устилает ковёр осенней листвы , на деревьях разноцветные листья - жёлтые, оранжевые, зелёные, убирает иллюстрацию и предлагает начать рисовать. Дети проходят за приготовленные для рисования столы. Воспитатель включает негромкое, лёгкое, фоновое музыкальное сопровождение.

В процессе работы воспитатель побуждает рисовать несколько деревьев, разноцветные листья на деревьях, опадающие с деревьев листья, лежащие на земле.

Заключительная часть. (Рефлексия) . При анализе детских работ воспитатель отмечает выразительность рисунков. Рисунки детей прикрепляются к магнитной доске.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп , посмотреть на ваши работы.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: 1. Расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. 2. Закрепить в речи существительное.

Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Осень». Цель: создание условий для закрепления детьми представлений о.

Цель: Закрепить и обобщить имеющиеся знания детей о приметах осени, об изменениях в природе. Задачи: Развивать умение называть приметы осени,.

Программное содержание: учить детей рисовать листья нетрадиционным способом; познакомить детей с оранжевым цветом; развивать умение.

Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу» КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ Итоговый марафон к теме «Грибы» и «Осень» по математике и рисованию в средней группе «Маша в лесу». ЦЕЛЬ: Формирование.

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область «познание») Цель: обобщить знания детей

Организация: МБДОУ Детский сад №43

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для физминутки, дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

Ход занятия.

Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

Листья падают с деревьев

Снова птицы улетают

Дождь опять в окно стучится

Когда это бывает?

Дети отвечают – Осень.

Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)

Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

А теперь посмотрим на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут? А где растут фрукты?

Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Собираем листочки в корзину)

Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

Ребята, наступила поздняя осень и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

Дети отвечают – зайчик.

(Показываю два слайда – заяц серый и заяц белый)

Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

Чем заяц питается зимой? (Ответы)

Зайцы не готовят жилище к зиме, они не копают норки, а просто зарываются в снег поглубже и спят.

Ребята, а как мы называем детеныша зайца?

А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

Послушайте, ребята, кто-то рычит. Кто же это? Да, это медведь.

Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна. (Показываю слайд про медведя)

Как вы думаете, ребята, медведь готовится к зиме? (Дети отвечают)

Да, правильно. Все лето и осень медведь ест много ягод, ловит в реке рыбу, ест мед и накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежат листья, ветки и ложится спать до весны. Снег зимой закрывает берлогу медведя и ему там тепло.

Еще одну загадку послушаем: В дупле живет, да орешки грызет. (Дети отвечают)

(Показываю слайд про белку)

Да, конечно, это белочка. А вы знаете, как называется дом белочки? (Ответы детей)

Что любит есть белочка? (Ответы)

Знаете, ребята, оказывается, белка всегда делает запасы на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. Такая у нее хорошая память. А еще интересно узнать про белку то, что своим большим пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло, и ей и деткам в дупле тепло и уютно.

Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

Игра « Найди норку»

Молодцы, ребята, нашли домик лесным зверям.

А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

(Работа детей)

Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили? (Ответы детей)

Конечно же, белочку. Поможем белочке? Что любит белочка, ребята?

(Ответы детей)

Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это еловые ветки.

Одна веточка длинная, другая – короткая. Давайте большие грибочки повесим на большую ветку, а маленькие – на маленькую.

Дети работают.

Какие вы все молодцы, ребята! Помогли белке и бельчатам.

Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь.

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познавательное развитие» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыки.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев « автобус», «письмо от зверей» на листике клёна.

Раздаточный : корзина с муляжами овощей и фруктов – 1 штука, маленькие корзинки – 2 штуки, карточки «Съедобное -Несъедобное» .

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном?(Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

«Здравствуйте ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

Заяц:

«Я любитель погрызть морковку,

Ем капусту очень ловко,

Прыгаю то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, я такой?»

«Здравствуйте! Ребята, я совсем запутался никак не могу рассортировать овощи и фрукты, помогите мне, пожалуйста».

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

«Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу».

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

Игра: « Съедобное- Несъедобное »

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Гимнастика для глаз: «Дождик»

Дождик, дождик,

Пуще лей (смотрят вверх.)

Капель, капель

Не жалей (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

Дидактические карточки: «Помоги найти нам дом» (ИКТ)

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 155»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 12 по познавательно-речевому развитию с использованием образовательных областей

(речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие)

«Путешествие в осенний лес»

Провела воспитатель

Белгородцева О.Ю.