Если ребенок не умеет жевать. Жевательный рефлекс ребенка — что это такое. Почему процесс жевания пищи так важен

Каждый ребенок проходит свой особенный путь развития, поэтому с точностью до одного месяца сказать, когда он будет готов полноценно пережевывать еду, нельзя. Согласно мнениям авторитетных педиатров, примерно в возрасте 12 месяцев малыш уже способен есть твердые продукты. У некоторых деток этот навык вырабатывается на несколько месяцев раньше, у других – на несколько месяцев позже. Но если к двум годам у ребенка уже развита мелкая моторика рук, а он не приучен к полноценной пище, необходимо срочно принимать меры.

Первые шаги в освоении жевательного инстинкта ребенок делает уже на пятом месяце жизни, еще до того момента, еще до момента прорезывания первых зубов. По утверждениям педиатров, «пробуя на зуб» прорезыватель, сушку или другой мелкий предмет, малыш не только пытается массажировать набухшие и зудящие десны, но и тренирует челюстные мышцы. После того, когда прорежутся первые зубы, ребенок уже будет в состоянии жевать измельченные куски твердой пищи.

Ребенок не хочет жевать – в чем причина

Существует целый ряд причин, по которым кроха отказывается жевать, и потребляет только жидкую еду. Родителем не стоит сразу злиться и нервничать, есть вероятность, что это не каприз, а физиологические проблемы. Для выяснения причин проблем с жеванием стоит понаблюдать за поведением ребенка, проанализировать ситуацию. Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой еде, потребуется некоторое время.

Существуют такие причины отсутствия навыка пережевывания:

Неправильное кормление

Эта основная причина того, что кроха никак не хочет расстаться со своим любимым пюре и перейти на «взрослый» рацион. Чересчур заботливые родители предлагают малышу столь широкий выбор жидких блюд, что крохе уже просто не хочется чего-то другого. Иногда мама кормит свое чадо кашками и пюре из-за опасений, что он поперхнется: бояться не стоит, не пережеванный кусочек он будет выплёвывать.

Несформированность навыков

Замечено, что младенцы, которые сразу после рождения находились на искусственном вскармливании, неохотно отказываются от жидкой еды. Причина этого – неразвитые челюстные мышцы: для того, чтобы насытиться, нужно хорошо потрудиться, а для получения питательной смеси из соски много труда не надо. Иногда бывает, что малышу запрещают «пробовать на зуб» баранки, разные безопасные предметы, не предлагают прорезыватель: это тоже не способствует развитию.

Физиологические проблемы

Изредка причиной нежелания прожевывать продукты бывают физиологические проблемы. Маленький лакомка пытается проглотить еду, но неожиданно начинает кашлять, и ему приходится выплевывать не пережеванные кусочки. Затруднения с глотанием вызывают распространенные заболевания гортани и ротовой полости – стоматит, фарингит, тонзиллит. Любая попытка прожевать продукты вызывает у малыша боль, он вынужден кушать перемолотую пищу. Для выявления подобных заболеваний нужно посетить стоматолога, хирурга и невролога.

Есть несколько способов приучить кроху питаться «взрослой» едой. Если применить сразу несколько методов, успех обеспечен. Первое время рекомендуется кормить вперемешку – жидкой пищей с вкраплениями твердых продуктов, чтобы он привык к новому рациону. Главный принцип перехода на новый режим питания – не идти на поводу у крохи. Если что-то не выходит, нельзя показывать это, лучше попробовать в следующий раз.

Подавайте личный пример

Нет ничего лучше для обучения маленького гурмана чему-то новому, как обучение на примере родителей и других взрослых Спокойно расскажите, что отныне вы будете есть вместе, а он уже подрос для того, чтобы питаться обыкновенной едой, а не только пюре. Для того чтобы развить желание крохи съесть твердую пищу, покажите ему лакомство, идеально подойдет кусочек цветного мармелада. Не спеша откусите лакомство, заинтересуйте ребенка, пусть он попросит себе кусочек.

Перестаньте измельчать пищу

Если малыш видел процесс приготовления блюд, он должен был заметить толкушку, блендер или иной предмет для превращения любого блюда в пюре. Однажды скажите крохе, что блендер сломался или пропал, и придется есть пищу без перемалывания, целиком. Если маленькому гурману это не понравится, поясните, что это только один раз, в следующий раз все будет по-прежнему, но сейчас нужно все съесть.

Устраивайте перекус на улице

Если родители не являются авторитетом для ребенка, нужно попробовать использовать авторитет других детей. Старайтесь чаще бывать на улице, в движении, в заведениях общественного питания, на пикниках. Когда кроха увидит, как другие дети беззаботно едят любую пищу, ему тоже захочется попробовать «за компанию», там на его кулинарные запросы и капризы будут всем безразличны.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

Педиатры уверяют, что за последние годы участились случаи, когда подросшие малыши отказываются есть твердую пищу, предпочитая тщательно измельченные пюре и смеси. То есть, все большее количество семей сталкивается с вопросом, как научить ребенка жевать?

Причина подобного отказа малыша вполне понятно. Сегодня мамы используют для кормления готовые смеси и пюре фабричного производства. Эти продукты измельчены очень тщательно, поэтому ребенку не приходится прикладывать усилий, для пережевывания. Разумеется, ребенку легче идти по пути наименьшего сопротивления, и ему не хочется жевать твердую пищу, ведь все равно мама потом дать привычное протертое питания.

Обязательно ли нужно научить ребенка жевать и глотать или пусть все идет своим чередом? Ведь со временем ребенок все равно будет вынужден освоить этот навык?

На самом деле, отказ от приема твердой пищи и жевания в раннем возрасте будет иметь негативные последствия. Умение жевать необходимо:

  • Для укрепления зубов. Если малыша долго кормят исключительно протертой пищей, то это может стать причиной формировать неправильно прикуса и других стоматологических проблем.
  • Для обеспечения нормального пищеварения. По мере роста ребенка развивается и его ЖКТ. Если ребенок не получает твердой пищи, то желудок начинает «лениться». Ведь если пища не пережевывается, то она не пропитывается слюной, и соответственно, при попадании в желудок не способствует выработке пищеварительных ферментов. В итоге, ребенка ожидают в будущем нешуточные проблемы с пищеварением.
  • Для развития речи. При жевании тренируются мышцы, которые принимают участие в произношении звуков. Если у ребенка вовремя не формирован навык жевания, то нет ничего удивительного, что и с развитием речи у него будут проблемы.

Кроме того, если не сформировать навык жевания вовремя, то ребенок может элементарно привыкнуть и не хотеть прилагать усилий, для того чтобы справиться с твердой пищей. В 2-3 года ребенок уже вполне может манипулировать родителями, понимая, что если он плотно сожмет губки, отказываясь есть или начнет проливать потоки слез то от него отстанут и накормят привычной протертой едой.

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

Читайте также: Как научить ребенка сморкаться? Проводим обучение в игровой форме

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Как учить?

Переход на твердую пищу должен происходить постепенно. Если ребенка кормят готовыми продуктами фабричного производства, то нужно подбирать пюре и каши в соответствии с возрастом. Большинство известных производителей, делят свою продукцию на возрастные группы. То есть, ребенка 10-11 месяцев не стоит кормить кашей, предназначенной для полугодовалых младенцев.

Отличаются продукты для старших возрастных категорий консистенцией, они более густые, в них попадаются крупинки и комочки. Это хорошо подготовит малыша для перехода на общий стол.

Если мама предпочитает готовить питание ребенку сама, то нужно постепенно снижать степень помола, меньше работая блендером. После года блендером нужно будет пользоваться реже. Например, вареные овощи не перетирать в пюре, а измельчить вилкой, а яблочко – потереть на терке.

А вот с мясом спешить не стоит, кусочками этот продукт можно давать только после трех лет. Мясо требует более тщательного пережевывания, поэтому маленький ребенок не справится с задачей. Для детей этого возраста следует готовить блюда из фарша – фрикадельки, тефтельки и пр.

Что делать, если момент упущен?

Прежде всего, нужно убедиться в том, что нет никаких физиологических причин, мешающих есть твердые продукты. Нарушения могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или заболеваниями горла или полости рта. Поэтому мамам не стоит пренебрегать диспансерными осмотрами, на которых, как правило, и выявляются причины, мешающие освоению навыка жевания.

Читайте также: Простые правила посещения детского сада

Если ребенок здоров, то причиной отказа, скорее всего, является нежелание преодолевать трудности. В этом случае, родителям, чтобы научить ребенка жевать твердую пищу придется проявить максимум терпения и выдержки. Не стоит давить на ребенка, так как строгость родителей в этом вопросе приведет к тому, что у ребенка сформируется страх и неприятие процесса кормления.

Ни в коем случае, нельзя резко переходить на кусковую пищу. Если вчера ребенка кормили тщательно измельченным пюре, а сегодня предложили борщ или овощное рагу кусочками, то, вполне естественно, что есть он откажется. Он просто не поймет, почему вместо «нормальной» еды мама пытается впихнуть в него что-то, по его мнению, несъедобное.

Некоторые сторонники строгих мер предпочитают придерживаться принципа: «Раз не ест, значит, не голоден». Но этот принцип, отнюдь, не самый хороший, так как ребенок еще слишком мал и регулярное питание для него очень важно.

Тем более не нужно пихать малышу в рот ложку за ложкой, если он давится и плюется пищей. Ничего, кроме испорченных нервов такое кормление не принесет.

Родителям нужно настроиться на длительный процесс обучения, в котором любые переходы будут совершаться постепенно.

Нужно кормить ребенка привычным пюре и кашами, постепенно изменяя консистенцию пищи, делая ее более густой, но пока не содержащей комочков. Если сделали еду слишком густой и ребенок не ест, то нужно совсем чуть-чуть разбавить порцию пищи жидкостью (водой, молоком, бульоном), и попытаться накормить малыша. Если действовать постепенно, то ребенок вскоре приучится есть густую, хоть и протертую пищу.

Далее нужно вместе с привычным пюре класть на тарелку несколько кусочков овощей или фруктов. При этом нужно подчеркивать, что именно такую еду (кусочками) едят все большие детки и взрослые. Ребенок часто стремится подражать родителям, поэтому его легко будет мотивировать на обретение нового умения – жевать пищу кусочками.

В это время стоит усаживать малыша за общий стол со всей семьей (разумеется, в высоком стульчике для кормления), путь он видит, что все остальные едят пищу кусочками, а не протертую.

Следующим этапом будет добавление в пищу кусочков. Например, в кашу можно добавить мелкие кусочки мягких фруктов (персика, груши) или овощей (отварной морковки, свеклы). Постепенно нужно размер и количество кусочков увеличивать, со временем полностью перейдя на не протертую, но мягкую еду. Затем можно вводить в питание, кусочки твердой пищи – яблока, огурца и пр.

Чтобы стимулировать интерес ребенка старше 2 лет, можно «привлекать» его к приготовлению пищи. Например, при варке каши, дать ему потрогать рис или гречку. Если варится суп, то показать, что представляют собой овощи.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали - ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать - интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу - не нужно спешить сажать его за стол - наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял - что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось - поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса - и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает - все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва