Как увеличить свой потенциал позитивного мышления. Позитивное мышление — книги. Техники мышления силы

Метки: Позитивное мышление

Сегодня я начинаю серию статей, посвященных теме позитивного мышления. Лично мне эта тема очень интересна, поскольку я вижу, какое колоссальное влияние оказывают мысли на нашу жизнь, и каких удивительных результатов можно достичь, если менять образ своего мышления в правильном направлении. Поэтому я планирую осветить эту тему достаточно глубоко. Впереди Вас ждет много интересного и полезного. Будут рекомендации, практические упражнения, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы самостоятельно начать формировать у себя позитивное мышление.

Но начать я хочу не с практических упражнений. Начать я хочу с обсуждения того, что же собой представляет позитивное мышление. Это словосочетание вроде бы всем знакомо, и смысл его ясен. Тем не менее, на самом деле не все так просто. Часто понятие «позитивное мышление» очень сильно упрощают, порой делая это настолько сильно, что теряется вся изначальная суть.

В этой статье я хочу дать характеристику основным признакам, которые, на мой взгляд, присущи позитивному мышлению. Если Вы стремитесь научиться мыслить позитивно, надеюсь, это Вам поможет более четко увидеть цель, к которой стоит стремиться.

Итак, переходим к признакам позитивного мышления.

1. Позитивное мышление является источником положительных эмоций и заряда энергии.

С одной стороны, это очень простой и понятный принцип, но мало кто из нас задумывается, какое огромное влияние он оказывает на нашу жизнь. Предлагаю провести небольшой эксперимент. Подумайте о лимоне. Представьте себе, как Вы его режете, и капельки сока стекают по ножу. У Вас пошла слюна? Только вообразите, какое влияние оказывают наши мысли на наше внутреннее состояние! Вы только подумали о лимоне - и у Вас уже выделилась слюна!
Мысли способны влиять не только на слюноотделение. Колоссальное воздействие они оказывают на эмоции.

Приведу пример ситуации, которая наверняка многим знакома. Предположим, Вам на работе предстоит какой-то неприятный разговор, и эта перспектива вызывает у Вас массу переживаний. Вы находитесь дома, в спокойной и душевной обстановке, сейчас вечер пятницы, впереди все выходные. Вы наслаждаетесь общением с близкими, или заняты какими-то приятными хлопотами. На душе у Вас легко и радостно. Как вдруг… что-то напомнило Вам о работе. И мысль о предстоящем разговоре больно Вас пронзает, а внутри поселяется неприятное тягостное чувство. Всего одна мысль - и вот, пожалуйста, эмоциональное состояние меняется мгновенно.

Это была только небольшая наглядная иллюстрация того, как наши мысли влияют на эмоции. А теперь задумайтесь: каждую минуту в нашей голове рождается огромное количество мыслей, большую часть из которых мы даже не успеваем осознать. Что-то произошло, в ответ пришла мысль, оставила еле заметный след в душе и исчезла. И так происходит постоянно.

Например, так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, и с грустью думаете о том, что уже осень, и впереди три унылых месяца зимы. Мимо проплывают лица прохожих, а Ваши мысли уносятся в неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад. Вы прокручиваете ее вновь и вновь, по кругу проживая неприятные мгновения. У Вас появляются мысли о том, что не будь Вы таким растяпой и неудачником по жизни, ситуация бы сложилась совсем по-другому. От этого Вам становится еще грустнее, и Вы никак не можете отключится от размышлений о своих неприятностях.

Или так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, а затем Ваше внимание привлекает симпатичная вывеска кафе-кондитерской, и Вы с удовольствием думаете о том, что, когда в следующий раз будете в этом районе города, стоит заглянуть туда, потому что в кафе с такой вывеской скорее всего очень уютная атмосфера. Мимо проплывают лица прохожих, и Вы вдруг вспоминаете неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад.

Вы допускаете, что в этой ситуации можно было бы повести себя по-другому, и все сложилось бы иначе. Но Вы знаете, что ошибки допускает каждый, поэтому прощаете себе возможные оплошности. Вы также думаете о том, что чуть позже стоит еще раз проанализировать ситуацию, для того чтобы в будущем при подобном стечении обстоятельств выбрать наилучшую линию поведения. Ведь Вы уверены, что у Вас достаточно способностей и качеств для того, чтобы правильно реагировать в подобных ситуациях. Поразмыслив об этом, Вы легко переключаетесь на планирование выходных, с удовольствием продумывая варианты интересного отдыха.

Итак, каждая мимолетная мысль, возникшая в нашей голове, рождает мимолетную эмоцию. Но из таких ничего не значащих мыслей состоит наш мысленный поток, а из мимолетных эмоций рождается наше настроение. Поток позитивных мыслей рождает позитивные эмоции и дарит заряд энергии.

2. Позитивное мышление рождается изнутри, человек себя не понуждает мыслить позитивно.

Часто случается такая история. Человек чувствует, что его мысли отрицательно влияют на его эмоции, настроение, поведение, отношения с другими людьми и т.д. Тогда он решает, что с этим надо что-то делать и пора учиться мыслить позитивно. Он начинает замещать свои «плохие» мысли на «хорошие», стремится во всем видеть светлую сторону. И что же получается в итоге? Очень часто это превращается в постоянную борьбу, когда человек сражается со своими собственными негативными мыслями, пытаясь вырвать их с корнем и насадить вместо них что-то, на его взгляд, более позитивное.

Проблема заключается в том, что происхождение негативных мыслей обычно имеет свою продолжительную историю, и их корни, соответственно, очень часто оказываются длинными, пронизывают глубокие слои психики, и просто так взять и выдрать их по факту оказывается не просто невозможно, но даже и вредно. Поэтому описанные попытки взрастить у себя позитивное мышление, как правило, ни к чему не приводят.

О том, как же все-таки формировать позитивное мышление, мы поговорим в следующих статьях. Здесь же мне хочется подчеркнуть, что позитивное мышление никогда не исходит из попыток заставить себя мыслить определенным образом. Сила воли здесь не поможет никак. Если бы все было так просто, подавляющее большинство людей уже давно бы научилось мыслить позитивно.

3. Позитивное мышление реалистично.

В человеческой жизни происходят самые разные, и далеко не всегда радостные, события. В ней бывают ссоры и конфликты, неудачи и падения, болезни, потери. Так вот позитивное мышление - это ни в коем случае не мышление человека, глядящего на мир через розовые очки.

Человек, по-настоящему умеющий позитивно мыслить, способен посмотреть прямо не только на хорошее. Видеть хорошее, по сути, умеют многие люди. Но совсем немногие умеют смотреть прямо в глаза неприглядной стороне жизни, оставаться наедине с собственной болью и не пытаться от нее убежать, при этом сохраняя веру в себя, продолжая доверять миру и искать позитивные пути для движения вперед.

Позитивное мышление - это способность увидеть ситуацию такой, какая она есть, и найти в ней ресурсы, какой бы эта ситуация ни была.

4. Позитивное мышление вдохновляет к действиям.

Это утверждение является продолжением идеи о тесной связи позитивного мышления с реальностью. Если мысли человека никак не связаны с его действиями и поведением, то они не имеют никакого смысла, какими бы позитивными на первый взгляд они ни казались. Наш ум - это инструмент, который позволяет нам ориентироваться в реальности и строить свое поведение наилучшим для нас образом. Если большее число мыслей так и остается мыслями, происходит отрыв от реальности, и человек уходит в мир фантазий. Поэтому, работая над формированием позитивного мышления, почаще стоит задавать себе вопрос: «Каким образом мои позитивные мысли влияют на то, как я действую?»

5. Позитивное мышление творит реальность.

Еще одно утверждение о связи позитивного мышления с реальностью. Через внутренний настрой и действия наше мышление создает нашу реальность. В эзотерике есть такой принцип: реальность - это зеркало того, что происходит в нашем сознании. В обиходе мы нередко используем выражение: «Наши мысли материальны». Поэтому если в Вашей реальности Вас что-то не устраивает, стоит обратиться к себе и попытаться понять: что внутри Вас формирует именно такую реальность?
Интересен вот какой вопрос: а почему наши мысли оказывают такое огромное влияние на реальность? И на этот вопрос есть как минимум два ответа.

Ответ №1. Он попроще и понагляднее. Мы ведь говорили, что наше мышление связано с нашим внутренним состоянием и нашими действиями. Человек действует исходя из своих представлений о мире, своей веры в возможность тех или иных событий, своих надежд или своих страхов. Как правило, сам того не осознавая, он формирует свою жизненную ситуацию в полном соответствии со своими убеждениями. В классической психологии есть даже такой термин: «самоисполняющееся пророчество». Он как раз об этом.

В повседневной жизни можно найти немало иллюстраций к этой закономерности.

«Все мужики - сволочи!» - думает женщина, проявляя подозрительность и скрытую агрессию к каждому встретившемуся на ее пути представителю противоположного пола и, по сути, отталкивая своим поведением любого мужчину, готового к нормальным здоровым отношениям.

«Я не обладаю достаточным количеством талантов и способностей для того, чтобы достичь эту цель», - думает некто и действительно, встретившись с трудностями на своем пути, он видит в этом подтверждение своих убеждений и отказывается от дальнейшего движения вперед, ни разу не задумавшись о том, что препятствия практически всегда и у всех встречаются при достижении сколько-нибудь значимой цели.

Самое сложное в таком пророчестве то, что для человека ситуация выглядит таким образом. У него есть некое убеждение, затем его убеждение подтверждается в реальности, и он укрепляется во мнении, что это убеждение верное. Получается замкнутый круг. Убеждение формирует реальность, а получившаяся реальность, в свою очередь, подтверждает верность убеждения.

Ответ №2. Этот ответ не настолько нагляден, как первый, но лично я не раз убеждалась и в собственной жизни, и на примерах других людей, что закономерность, о которой я сейчас расскажу, работает. Эта закономерность описывается эзотерическими знаниями, и смысл ее в следующем.

В нашу жизнь притягиваются те события, обстоятельства, люди, которые являются отражением того, что происходит в нашем сознании. Это довольно сложно полностью объяснить с точки зрения современной науки. Поэтому проще в это либо верить, либо не верить. Мой опыт говорит мне о том, что эта закономерность работает и действительно существует. Неважно, как ее можно объяснить. Гораздо важнее то, что знания о ней можно продуктивно использовать.

Если меня что-то не устраивает в моей жизни, я всегда задаю себе вопрос: что внутри меня может создавать то, что мне не нравится? Стоит сказать, что ответ на этот вопрос далеко не всегда очевиден, и порой на его поиски может уходить довольно много времени. Тем не менее, найденный ответ - это первый шаг к позитивным изменениям, которые, как Вы уже, наверное, поняли, касаются внутренней реальности (сознания). А через изменения во внутренней реальности неминуемо меняется и реальность внешняя.

6. Позитивное мышление - это образ жизни.

Обычно работа над позитивным мышлением начинается так. Человек осознает, что образ его мыслей негативно влияет на какую-то одну или несколько сфер его жизни. Желая изменить такое положение вещей, человек принимается за работу над собой. Если все происходит правильно, то постепенно образ мыслей действительно меняется, а в тех жизненных сферах, где были проблемы, появляются положительные перемены. Но такие перемены - это не конец внутренней работы, а только начало.

Дело в том, что, работая над собой, человеку необходимо чаще и внимательнее прислушиваться к самому себе, заглядывать вглубь себя. И в процессе такого прислушивания к себе обязательно открываются все новые и новые горизонты. Все больше начинают осознаваться те негативные мысли, которые до этого не осознавались вообще, или которым не придавалось никакого значения. Появляется все больше понимания того, как эти мысли влияют на внутреннее состояние, поведение и жизненные обстоятельства. И конечно же появляется желание сделать свое внутреннее пространство чище, избавившись от негативных мыслей.

Негативная мысль стоит за любым необоснованным раздражением, за любой обидой, чувством вины и многими другими эмоциональными реакциями. Трансформируя свое мышление, обучаясь искусству мыслить позитивно, человек обязательно учится позитивно принимать себя, других людей, окружающий мир и жизненные обстоятельства. Он учится относится с любовью к себе и окружающим. Он учится доверять себе и миру. Он учится быть мудрым. Согласитесь, что такие трансформации - это уже не изменения в какой-то одной жизненной сфере. Это уже что-то намного более глубокое, затрагивающее глубинные человеческие ценности и влияющее на весь образ жизни.

Таковы, на мой взгляд, признаки позитивного мышления. Надеюсь, что знакомство с ними поможет Вам в работе над собой. А в следующей статье мы рассмотрим, какие ловушки подстерегают человека, который начинает учиться мыслить позитивно. Рекомендую ознакомиться. Ведь если предупрежден - значит вооружен!

Юлия Каюмова
Тренинг «Искусство позитивного мышления»

Тренинг

«Искусство позитивного мышления »

Актуальность

В современное время стресс, тревога, боязнь неудачи и часто - заниженная самооценка, крепко вошли в нашу жизнь. Людям кажется, что замкнутый круг проблем, и нескончаемая депрессия будут преследовать их до конца.

Мы смотрим вокруг и видим усталых, невеселых, порой и озлобленных людей. Они ведут неинтересную жизнь : ссорятся между собой, имеют массу семейных проблем, а так же проблемы на работе. Основной причиной является – жизненный настрой. Если он не положительный, то и жизнь в таких же красках – отражение нашего отношения к ней.

Также негативно влияют установки родителей на ребенка «ты должен быть отличником» , «Ты ничего не умеешь» , «ты ничего не добьешься в жизни» , и даже часто ставят в пример другого, более успешного ребенка. Все это влияет на будущее. Эти отрицательные установки обычно проявляются в более старшем возрасте. Но можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого и существует позитивное мышление .

Позитивное мышление влечет за собой позитивную жизнь . Это предполагает, в свою очередь, умение совершенствоваться.

Цель : сохранение и укрепление психологического и социального здоровья учащихся, формирование основ толерантной коммуникативной культуры, овладение навыками позитивного мышления и умением применять полученные знания в жизни.

Задачи :

Раскрыть учащимся психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление » , «коммуникативная толерантность» ;

Показать значение позитивного мышления для жизни и здоровья человека;

Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления ;

Способствовать развитию креативности;

Способствовать овладению навыками позитивного мышления , используя созданный группой алгоритм.

Продолжительность : тренинг рассчитан на 1 ,5 часа.

Материалы и оборудование :

Клубок толстых мягких шерстяных ниток пастельных тонов;

Бумага формата А 4 на каждого учащегося, карандаши, ручки.

Ход занятия

Упражнение № 1 «Комплименты в круге»

Цель : развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

Педагог-психолог : Добрый день! Сегодня мы начнем наше занятие с приятных слов другому человеку о его умениях и достоинствах. Вы, конечно, помните, как называются такие слова? Совершенно верно, комплимент. (Педагог-психолог начинает, дети подхватывают игру : протягивая нить и передавая друг другу клубок, говорят друг другу комплименты.) Все комплименты сказаны? Никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? (Чувство своих партнеров, все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее.) Да. А чем мы с вами связаны, что сейчас нас так объединило? (Хорошие, добрые слова) . Верно. А пока слова не сказаны вслух, как они называются (Наши мысли.) Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге!

Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась, пускай и выраженная другими словами. Как вы думаете, улучшилось у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы? А у вас? А теперь, представьте, что я послала бы кому-то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение и др.) и у вас в руках сейчас черная нить. Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно? Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть, ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим). Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.

Вопросы для обсуждения :

1. Почему важен положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе, положительные мысли об окружающих, принятие чужого мнения, даже если оно расходится с вашим и. т. ?

2. Почему важно уметь общаться друг с другом (обладать толерантной коммуникативной культурой?

Лекция : Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня . Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Какой он позитивно-мыслящий человек ?

Наверняка Вы хотя бы раз в жизни встречали человека, удивительно спокойного и уверенного в себе. В его движениях нет спешки, в словах нет грубости. На его лице обитает легкая ненавязчивая улыбка. Такого человека любят дети и животные, они будто чувствуют какую-то исходящую от него неведомую силу, глубокую и бесконечную, теплую и добрую. Глядя на такого человека, Вы можете ощутить его необычайную уравновешенность. Будто бы он знает об этом мире что-то, чего не знаете Вы. Какой-то секрет, дающий ему абсолютное спокойствие и свободу от волнений и тревог. Причем, его социальный статус и материальное положение абсолютно никакой роли не играют.

Если с таким человеком и случается неприятность (понятие, кстати, тоже весьма субъективное, он в первую очередь спрашивает себя - что хорошего мне несет случившееся? Ведь любая проблема имеет две стороны. Обычно мы почему-то видим только темную. А человек с позитивным мышлением знает , что есть и светлая, и ее он и ищет в жизни. Ищет и находит!

Позитивное и негативное мышление – это проявление характера человека. И этот характер надо формировать. Быть позитивным , как и любое другое искусство , требует постоянного развития. Никто не может говорить на другом языке, до обучения или практики в течение некоторого времени. Нетренированные люди не могут поднимать большой вес, бегать или плавать как спортсмен.

Сказать, что всё будет хорошо, улыбаться без причины или игнорировать проблемы и трудности, без попыток их решить, не значит быть позитивным . В настоящее время это называется непрактичность. «Все хорошо» - это безответственное мышление , потому что человек находится в иллюзиях, но при этом идет тенденция к ухудшению, а человек не хочет этого видеть.

Позитивные люди действуют , а не просто мечтают. Они ищут возможности и решения и не ищут того, кто повинен в их неприятностях. Они не живут своими проблемами, не испытывают к себе жалости и не являются жертвами.

Позитивное мышление в трудные времена

Когда наступают нелёгкие времена, приносящие бедствия, несчастья и лишения, что хорошего может произойти, если вы испытываете уныние, становитесь негативным и считаете себя несчастным? Почему обстоятельства и ситуации должны влиять на ваше настроение и душевное состояние? Позитивное мышление не растворит сложившиеся обстоятельства и условия, как по мановению волшебной палочки, но с позитивным отношением можно улучшить ситуацию, и в большей степени контролировать состояние вашего ума, ваши реакции и поведение.

Вы можете продолжать думать о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь, и даже страдать, но вы так же можете отказаться от того, чтобы обстоятельства влияли на ваш разум слишком сильно. Вы не всегда можете контролировать внешние обстоятельства, но вы можете изменить своё отношение и мышление .

Позитивное мышление достигнуть не так просто, особенно людям, находящимся в трудных ситуациях. Эта идея не может возникнуть в их разуме с парочкой позитивных мыслей . Некоторые люди не позволяют событиям влиять на их разум, поэтому, они меньше страдают и испытывают больше счастья. Даже людям, живущим на уровне выживания необходимо позитивное мышление , с тем, чтобы они могли улучшить своё положение, пусть и незначительно.

Даже в разгар войны человек может думать о мире. Даже в условиях катастроф, люди могут видеть свет и искать утешение. Вы можете жить в страхе и негативных ожиданиях, но можно попытаться сделать всё лучше, несмотря на обстоятельства. Это вопрос выбора.

Влияние мыслей

Влияние мыслей проявляется незаметно. Надо только помнить, что позитивными или негативными мыслями каждый уже сейчас вносит вклад в формирование своего качества жизни. Игнорировать свои переживания - дело неблагодарное. Когда мы честны с собой, мы получаем возможность работать с этими качествами. И достигать каких-то сдвигов, получать реальные результаты, меняться. Позитивное мышление не в том Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки чего у меня нет, надо быстро сориентироваться, чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Позитивное мышление соединяет в себе элементы и позитива , и конструктива.

Позитивное мышление помогает спокойному , конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Позитивное мышление - один из важнейших инструментов и важный этап в развитии личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии .

При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным. Если вам нездоровиться, у вас высокая температура и тяжелый кашель, вы можете свое состояние интерпретировать по разному, от "Ужас, я умираю" до "Все в порядке, начинаю лечиться". Второе, позитивное отношение - полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке - это другое. Это не позитивное мышление , а глупость и безответственность.

И у каждого из нас есть возможность выбора каждый день, каждую минуту. Мы сами принимаем решение, в какой цвет раскрасить свой сегодняшний день и всю свою жизнь. Мы сами решаем : стакан, наполненный наполовину, - он наполовину пустой или наполовину полный? Как отреагировать на каракули в гостиной -приступом ярости или хохота? Как воспринимать увольнение с работы - как крах всех надежд или как внезапно открывшиеся новые горизонты?

И так во всем, без исключения. Просто сделайте свой выбор. Найдите у себя в душе точку опоры, раскрасьте свою жизнь в яркие светлые тона, ведь это Ваша жизнь. И тогда, скорее всего, Вы перестанете задумываться над темой позитивного мышления , - это просто станет Вашим образом жизни.

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции : счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном , негативные эмоции : страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

Положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

Оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей , что приблизит вас к достижению целей;

позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы

Оптимистическое (позитивное ) мышление - тип мышления , где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности.

Позитивное мышление не в том , чтобы не замечать негатива. Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки, чего у меня нет, надо быстро сориентироваться чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Упражнение № 3 Таблица

Цель : формирование положительного отношения к себе, принятие себя.

Педагог-психолог : «Сейчас каждый из вас начертит таблицу. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.» Далее подростки работают индивидуально с таблицами : в квадрате

1 квадрат – вписать пять ваших положительных качеств;

3 квадрат – пять ваших качеств, которые вам не нравятся;

2 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 3 и переформулировать их так, чтобы они стали выглядеть как положительные (с точки зрения ваших друзей) ;

4 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 1 и переформулировать их в негативные (с точки зрения ваших врагов) .

Педагог-психолог : «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой вы замечательный человек! И наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! Посмотрите в целом на таблицу. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения : друга и врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я» .Затем закрыть ладонью кв. 1 и 2. Какой вы замечательный человек! Закрыть кв. 3 и 4. Теперь посмотреть на весь лист в целом. На самом деле одни и те же качества. Только с разных точек зрения. А теперь нарисуйте на пересечении кв. круг и впишите в нем букву «Я»

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Ведущий : «На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых тоже качество мешает, а есть ситуации, в которых тоже качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. Тогда мы сможем сказать : «Я использую свое качество, а не качество использует меня» . А теперь подумайте : как относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь как к квадратам 3, 4?»

Упражнение № 5. Методики развития позитивного мышления

Педагог-психолог : Мы с вами рассуждали о том, что есть мысли положительные, добрые, хорошие о себе и окружающих, которые несут улучшение настроения, заряд бодрости, здоровья, увеличение сил не только психических, но и физических. Такое мышление называется положительным или «позитивным » . А если мы «переносим» позитивное мышление на взаимоотношения с другими людьми, то мы говорим о толерантной коммуникативной культуре, что же это такое (это терпимость человека к другим людям, способность принимать их такими, какие они есть, без возникновения агрессивных защитных действий, умение принятии их точку зрения, даже если она расходиться с вашей? Есть мысли отрицательные, плохие, недобрые, приносящие себе и другим людям не только плохое настроение, неуверенность в себе, недоверие к окружающим, но и ухудшение физического здоровья, если эти мысли надолго «застрянут» у нас в голове. Такое мышление назовем отрицательным или «негативным» . Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал на себе действие и тех, и других мыслей? Тогда вам, наверное, знакомо состояние, когда трудно прогнать от себя дурные мысли и настроиться на хорошее, «позитивное » мышление ?. (Да) . Может быть, у кого-то из вас есть свой способ изгнания «негативных» мыслей из головы?

Упражнение «Дневник» .

Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Если дневник будет красиво оформлен и вызывать приятные ощущения от внешнего вида, то это только добавит вам удовольствие от выполнения следующей ежедневной тренировке позитивного мышления .

1. Радостные события. Записывайте сюда фрагменты жизни, которые вас приятно удивили, рассмешили, доставили массу удовольствия. Описывайте свои чувства, переживания, передайте краски! Пусть это будет экстремальный полет на тарзанке в борьбе со страхом высоты или удивительный подарок, врученный вам на день рождения, который вы никогда не забудете. А может. какой-нибудь до умопомрачения нелепый и курьезный поступок вашего лучшего друга, над которым вы хохотали еще не одну неделю. Помните, в тяжелые для вас дни эта книжечка станет настоящим спасательным кругом. Просто откройте ее и улыбнитесь.

2. Успехи/Удача. Здесь вы записываете ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и успехи (то, чего вы добились, что у вас получилось) . Многие люди запоминают в первую очередь свои ошибки и промахи, постоянно к ним возвращаются, игнорируя и не замечая свои удачи и успехи. В результате у них складывается искаженное представление о себе, как о неудачнике.

Полезно записывать все хорошее, все что вас радует : ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и ваши успехи - то, чего вы добились, что у вас получилось. Не обязательно вести записи успеха много лет. Но хотя бы месяц - хорошо. Наладили уверенность в себе - и занялись другими, более практичными делами!

Упражнение «+5» .

Суть этого упражнения очень проста : необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы.

Это поможет вам переключить ваше внимание с проблемы на другие стороны ситуации и поможет быстрее найти ее решение.

Упражнение «Будьте Благодарны» .

Благодарность обладает колоссальной силой.

Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт.

Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает

Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

Визуализация «Заряд мотивации» .

Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает : на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов : сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

Нарисуйте себя сегодня, через какое-то время. Что вас окружает, какое у вас настроение, кто с вами рядом, чего вы достигли.

Цель : научиться вдохновляться на достижение задуманного. Эта практика позитивного мышления поможет вам не свернуть с намеченного курса.

Закройте глаза, постарайтесь полностью расслабиться, а затем представьте себя будущего. Например, себя через пять лет. Если у вас есть цель, то наверняка перед вами будет человек, который ее уже достиг. Представьте, насколько он счастлив, что достиг задуманного, как изменилась его жизнь, внешний облик. Обратите внимание, как вы в будущем одеваетесь, какие эмоции преобладают на вашем лице. Вообразите, что ваша личность из будущего стоит напротив вас настоящего.

А теперь вообразите, что вы настоящий входите в себя будущего, словно призрак вселяетесь в его тело. Ощутите ту гамму эмоций, которую испытывает ваша будущая личность. Почувствуйте, что не он, а вы обладаете желаемым, достигли своей цели, исполнили мечту.

Выйдите из него. Сконцентрируйтесь на том, что ваша личность будущего стоит напротив вас. Попросите несколько советов, которые помогут вам стать таким же.

После этого выйдите из визуализации, запишите эти советы на бумаге и следуйте им. Это действительно очень ценные рекомендации, поскольку их дало ваше подсознание, а ему всегда известно, как будет лучше для вас.

Упражнение 6. «Портрет»

Педагог-психолог просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем , присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» свой «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Обсуждение итогов

Педагог-психолог : Итак, на этом занятии мы узнали о том, каким может быть наше мышление . Кто назовет новые понятия, с помощью которых мы можем повлиять на наше здоровье? Почему для человека важно позитивное мышление и почему вредны негативные мысли? Какая сила помогает человеку избавляться от негативных мыслей? Что питает мысль и делает ее сильнее? (Воображение, фантазия.) Верно. Как (при каких обстоятельствах) вы можете использовать полученные знания?

Педагог-психолог : Давайте в конце нашего занятия придумаем свой способ избавления от негативных мыслей и контроля над своим мышлением .

Педагог-психолог с помощью наводящих вопросов помогает выстроить алгоритм контроля над своим мышлением . Например, такой :

Отметить, если мысль нехорошая;

Подключить силу воли, чтобы не подпитывать негативную мысль воображением и размышлением над ней ;

Призвать на ее место противоположную по значению позитивную мысль ;

Усилить позитивную мысль с помощью воображения и размышления над ней ;

Обратиться за помощью к взрослому (родителям, психологам, педагогам, если сам не можешь справиться;

Изменить свое отношение к ситуации, если не можешь изменить её;

Дети могут создать и свой алгоритм. Педагог-психолог поддерживает и помогает оформить его в слова.

Мне бы хотелось поблагодарить вас за занятие, за ваши мнения. Я уверена, в том, что в дальнейшем этот алгоритм и рекомендации, которые мы совместно разработали в течение нашей работы, помогут вам стабилизировать эмоциональное состояние, и позволят сохранить и укрепить здоровье.

Упражнение №7 «Дружеский привет»

Цель : позитивное утверждение личности, интеграция эмоционально положительного опыта, полученного на занятиях.

Инструкция : Каждый участник обрисовывает свою ладошку на листе бумаги, лист подписывается. Далее участники передают листы по кругу и пишут в каждой «ладошке» свое искреннее пожелание ее хозяину. Форма выполнения произвольная. Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.

Очень часто то, что происходит на консультации у психолога, человек может проделать и самостоятельно: освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. Другое дело — ввести полезные психологические упражнения в привычку. Здесь психолог чаще всего выступает лишь стимулом — как спортзал для тех, у кого дома до фитнеса «не доходят руки».

Психологические упражнения на каждый день

Не зря среди вступительных экзаменов на факультет психологии числится математика. У наших наук много общего! В психологии, в том числе семейной, существует много различных упражнений. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них. Каждый сможет пользоваться ими в своей семье.

  1. Мой самый любимый метод, который я ставлю на первое место, — «Как здорово!» . Заключается он в том, чтобы каждая ваша реакция на неожиданное событие (плохое или хорошее) начиналась с фразы «Как здорово!». И не важно, что дела «не фонтан» и окружающие сначала вас не поймут. Такая реакция окружения даже сыграет вам на руку — мозг в панике начнет придумывать, почему же это здорово. Можно еще усилить действие метода — сразу говорить: «Это же так здорово, потому что...» И тут ваш мозг вас спасет!
  2. Вводим обязательную процедуру «5 радостей дня» . Участвуете в ней вы, ваш партнер, дети, родители — все, кто угодно. Вечером вы рассказываете друг другу пять приятных событий этого дня. Их значимость не важна, важно, чтобы они принесли вам радость. Это научит замечать хорошие события и не фокусироваться на плохих, а также делиться с близкими прежде всего хорошими новостями.
  3. Вводите поощрения для самого себя . Хотя бы раз в месяц дарите себе приятную мелочь или значимый подарок. Важно заранее его себе пообещать и ждать его приобретения.
  4. Еще одно упражнение — доска визуализации . Она представляет собой плакат или стенд, на который помещаются изображения того, что человек хочет получить от жизни. Она — мощное оружие в борьбе за мечту. Главный принцип ее действия заключается в правильном формировании образов собственных мечтаний и визуализации желаемого.

В центре доски поместите свое фото, на котором вы искренне счастливы, испытываете радость. А затем начинайте размещать вокруг себя фотографии или рисунки того, что вы хотите получить от жизни или чего хотите в ней добиться. Для создания доски визуализации подберите жизнеутверждающие, красивые, яркие и выразительные картинки с изображением желаемого.

Для каждого сектора выберите отдельные фото: для сектора брака — картинку с изображением счастливой семьи; для сектора карьеры — изображение успешного бизнесмена; для сектора материального достатка — автомобиль, дом, дачу; для сектора духовной жизни — фото, к примеру, стран, где хотелось бы побывать...

На доску визуализации нужно помещать изображения, отражающие окончательный результат ваших усилий, уже сбывшиеся мечты, реализованные возможности. При желании изображения можно сопроводить краткими комментариями (написанными в настоящем времени).

  1. При всем нашем желании думать позитивно мы сами подсознательно блокируем достижение цели! Вот вроде твердим «я здорова и счастлива», а при этом пробегает мысль «ну как я могу быть здорова, когда вокруг эпидемия». Или «откуда взяться счастью с таким курсом евро».

Расскажу вам об одном замечательном упражнении. Проснитесь утром и говорите себе мысленно, а лучше вслух: «Как здорово, что это день настал. Я позволяю (разрешаю, повелеваю — можно выбрать любое слово, которое вам нравится) себе прожить этот день так, как я хочу! Я достигну всех поставленных целей». И если возникает в голове та самая негативная мыслишка, вы говорите: «А подобным мыслям и всем препятствиям я запрещаю быть в этом дне!». После чего считаете вслух «раз, два, три» и хлопаете в ладоши! Это упражнение хорошо делать и с детьми! С него стоит начать день, а заканчивать — «пятью радостями».

Важно иметь план на день, причем лучше принять его накануне. Но не ставьте себе рамок и границ! Ведь часто что-то не складывается именно потому, что мы сами боимся, тормозим, не осознаем своих возможностей. Попробуйте делать это упражнение хотя бы 21 день, а лучше введите его в привычку.

  1. Занимаясь визуализациями, активизируя силу мысли, мечтая, люди часто превращают это занятие в навязчивую идею . Думают, крутят в голове. Если мы вообразим в этот момент мозг, как отдельное существо, то он сидит и думает: «Караул! Сколько можно об этом думать? Это еще не произошло, а уже столько проблем!». И он делает все, чтобы эта навязчивая «неприятность» не произошла. Из благих побуждений, конечно.

Я предлагаю вам следующий метод борьбы . Откройте заметки в телефоне и выберите дату ровно через год. Впишите туда все свои мечты в свершившемся виде. И закройте, с напоминалкой, которая сработает через год. Все! Забудьте, в записи не заходите. Сработает — оцените результат. Вы наверняка удивитесь!

Сегодня идет много споров о том, хорошо ли жить в позитивном мире, или, точнее, пытаться себе его искусственно создавать. Я уверена, что усилия, потраченные на то, чтобы в семье был мир, спокойствие и позитивный настрой, вернутся к вам бумерангом, проявившись в ваших детях. Они будут расти в доброжелательной атмосфере и станут уверенными в себе людьми. А это очень здорово!

Метод активного слушания

Этот метод звучит следующим образом — сядьте и поговорите. Зачем? Этот вопрос я слышу часто. Так уж устроен человек, что без обратной связи со стороны окружающих жить нам сложно. Если женщина стоит целый день у плиты, она ожидает доброго слова о себе, оценки своих трудов. Когда супруг ходит на работу, проводя там дни напролет, он тоже ждет обратной связи — в виде заработной платы.

Позитивная, увлекательная книга о беременности? Недавно задурилась искать увлекательную, позитивную, какую-нибудь психологическую или Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. Вместо консультации психолога - позитивное мышление.

Обсуждение

Это мышление давно стало государственным. О таких квартирах с первых трех месяцев знают и следят все: полиция, службы ЖКХ, муниципалитет, поликлиника, управа... Они дружно помогают друг другу оформлять эти квартиры тому, кому надo.
Наша уже третий срок, как главная муниципальная депутатка, занимает именно такую квартиру. [ссылка-1] .
Не знают об этом только очередники района.

В окружении каждого из нас есть люди, которые дарят беспричинную радость и оптимизм одним своим присутствием. А есть и такие, кто вечно чем-то недоволен. Общение с таким человеком чаще всего приводит к усталости и опустошению. Может показаться, что у этих брюзжащих людей просто более тяжелая жизнь, чем у тех, кто полон бодрости и надежд. На самом деле восприятие любой ситуации и мира в целом зависит исключительно от типа мышления самого человека.

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой - листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое.

© Омар Хайям

Типы мышления

В современной психологии выделено два разных типа мышления: позитивное и негативное . Именно они задают вектор восприятия окружающей действительности. Каждому типу свойственны определенные черты, которые и определяют отношение личности к разным событиям.

Негативное мышление

Негативное мышление формируется у тех людей, которые с детства привыкли держать переживания при себе . Такой человек не станет открыто высказывать недовольство или делиться разочарованием. Он копит весь негатив внутри, и каждая новая отрицательная эмоция будет добавлять черных красок в общую картину. Такая особенность мыслительного процесса свойственна интровертам.

Важнее всего для человека с негативным типом мышления, которого также называют пессимистом, избежать повторения прошлых ошибок и разочарований. Проще говоря, такая личность предпочитает отказаться от черешни из страха снова подавиться косточкой . Характерно, что при этом человек постепенно забывает вкус ягод и вместо сочной мякоти видит лишь опасность. Но если отказ от черешни не так уж страшен, то при переносе подобного восприятия на весь окружающий мир картина становится весьма удручающей.

Когда негативный тип мышления уже сформирован, человек практически самоустраняется от активной жизни. Приоритетом его действий является только избежание возможной опасности. Такие люди боятся внести в свою жизнь какие-то изменения , руководствуясь поговоркой «Лучшее - враг хорошего». Они не приветствуют смену деятельности, какие-либо развлечения, поскольку во всем прежде всего видят риск. Жизнь человека, мыслящего подобным образом, постепенно утрачивает все краски .

Выделено несколько признаков, по которым можно определить негативный тип мышления:

Также негативно мыслящим людям свойственно желание получить всё и сразу просто так, без вложения каких-либо усилий . Но как ни парадоксально, даже при исполнении этой мечты человек станет ещё более несчастным. Например, выигрыш в лотерею воспримется прежде всего как возможность обмана организаторами, риск быть ограбленным и неудобства с уплатой налога на выигрыш.

Психология позитивного мышления довольно проста - это оптимизм, восприятие любого события как выгодного, вера в лучшее. Любое препятствие, любая ошибка становится не шагом назад, а поводом для дальнейшего развития. Если привести тот же пример с черешней, то там, где пессимист откажется от ягод вовсе, оптимист либо просто будет есть внимательнее, либо изобретет специальное устройство для удаления косточек. Такой человек не копит в себе негатив , поскольку любая отрицательная эмоция воспринимается им просто как материал для работы над собой и улучшения качества жизни. Соответственно, и вся картина мира оптимиста остается яркой и жизнерадостной.

Позитивному мышлению, как и негативному, свойственны определенные признаки:

Изменение типа мышления

Конечно, чтобы переключить своё восприятие мира на более положительное, недостаточно просто щелкнуть пальцами. Особенности мыслительного процесса формируются с раннего детства , они зависят от примера родителей, от воспитания, от личного опыта. Поэтому потребуется много времени и усилий для развития позитивного мышления. Что это даст в итоге? Умение быть счастливым каждый день, независимо от обстоятельств и окружающих людей.

Как развить позитивное мышление

Про изменение типа мышления написано немало книг. Некоторые из них предназначены только для профессиональных психологов, но есть и такие, которые будут понятны любому человеку. Например, книга «Сила позитивного мышления» , которую написал священнослужитель Пил Норман Винсент . Она содержит глубокую, но в то же время простую философию. Главный принцип, описываемый в книге - вера в себя, нахождение источника силы непосредственно в собственной личности. Труд «Сила позитивного мышления» представляет собой грамотное смешение религии и психологии, которое в итоге приводит к успешному результату.

Ещё одной очень популярной книгой стало произведение психолога Луизы Хей «Ты можешь исцелить свою жизнь» . Оно содержит набор правил и принципов, призванных изменить взгляд на жизнь в лучшую, позитивную сторону.

Если видеть в проблеме возможность меняться, а в кризисе — потенциал для роста, то вы никогда не будете застигнуты обстоятельствами врасплох.

© Луиза Хей

Практически любая из книг на тему изменения мышления предлагает читателю ряд упражнений или тренингов. Позитивное мышление требует постоянной вдумчивой работы над собой, поэтому выполнение рекомендованных практик - это первый и самый важный шаг на пути к успеху.

Упражнения для развития позитивного мышления

Существует несколько психологических упражнений, выполнение которых под силу любому человеку.

Помимо этих общих упражнений существуют более глубокие практики, выполнение которых требует особой сосредоточенности и воображения. Например, большую популярность обрели эффективные методы из книги Кристофера Хансарда «Тибетское искусство позитивного мышления» .

Тибетская практика

Основной принцип, изложенный в книге «Тибетское искусство позитивного мышления», гласит, что весь мир - это одна огромная мысль. Поэтому каждый человек своим восприятием действительности вкладывает в неё позитив или негатив. Соответственно, каких эмоций будет вложено больше, таким и будет окружающий мир .

Тибетская практика развития позитивного мышления создана как раз для того, чтобы сделать жизнь яркой и прекрасной. Комплекс упражнений рассчитан на 28 дней. Начинать практику лучше всего в четверг. Такая рекомендация связана с учением Бон, по которому этот день недели считается благополучным.

Первое упражнение «Ликвидация преград»

  1. сядьте поудобнее. Можно выбрать любое место: стул, пол или другое, где вам будет наиболее комфортно;
  2. явственно представьте себе проблему, сосредоточьтесь на ней;
  3. представьте, что на эту проблему рухнул огромный молот, или что её объяло пламя. Посмотрите, как она рассыпалась на мелкие кусочки или превратилась в пепел. В то же время позвольте негативным мыслям, которые прятались под этой проблемой, выйти наружу;
  4. подумайте, как весь этот негатив смывается потоком положительной энергии;
  5. затем просто посидите, мысленно благодаря высшие силы.

Это упражнение нужно делать утром в течение 25 минут и более.

Второе упражнение «Превращение негативной ситуации в позитивную»

Любой человек периодически попадает в неприятную ситуацию. Чтобы спокойно пережить её и обратить себе во благо, нужно ответить на несколько вопросов и выполнить упражнение. Прежде всего нужно понять, какая причина привела к возникновению проблемы и как долго длится эта ситуация. Далее нужно честно и объективно принять во внимание реакцию других людей, связанных с проблемой. Ответьте себе, верят ли те участники в возможность выхода из неприятной ситуации, каковы могут быть последствия её превращения в позитивную. Подумайте, как долго продлится эффект в случае успеха. И затем приступайте к выполнению упражнения:

При регулярном выполнении этого упражнения вы вскоре успешно разберетесь с той неприятной ситуацией, которая вас беспокоила.

Третье упражнение «Удача для всей моей семьи»

Это довольно простое упражнение не требует пошагового описания. Прежде всего убедитесь в своем искреннем желании помочь близкому человеку. Затем представьте, как сила вашей мысли сметает вокруг него все барьеры и препятствия. После их исчезновения направьте свою мысленную энергию белым лучом в сердце того человека. И в завершение упражнения громко хлопните в ладоши семь раз.

Первое упражнение нужно сделать в воскресенье, а затем трижды повторить в течение недели. Эта нехитрая практика придаст вашим близким жизненную силу и направит вектор их развития на правильный путь.

Тренинг развития позитивного мышления

«Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить её, прежде чем взойдёт росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни под-ростков.

Задача тренинга – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

1 этап – знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристи-ку, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обраща-ться друг к другу именно так.

2 этап – упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттен-ки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоци-ации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очарова-тельный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

«Неоконченные предложения».

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4-5) на листочках разда-ются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий соби-рает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я …

Мне хочется доставить радость …

Всякая погода – благодать, даже вот и сегодня на улице …

Больше всего удовольствия я получаю от …

У меня теплеет на душе, когда я думаю о …

Мне очень помогает в жизни …

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы …

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царём, Бирбал сказал, что никак не мог успоко-ить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успоко-ить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

«Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека к которому испы-тываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать кино-героя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

«Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

«Неприятность эту мы переживём …» . Выбирается какая-то неприятная ситуа-ция, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутст-вии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сде-лать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

«Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаём своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринуждён-ную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фото-графу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо не-приятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку».Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

«Необитаемый остров». Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распо-ряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

Заключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение. Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.