Собрание в доу нетрадиционной форме. Нетрадиционное родительское собрание «Семейное воспитание

МАДОУ д/с «Берёзка»

Родительское собрание

в нетрадиционной форме

в средней группе №7 «Дельфин»

«Путешествие в страну игр»

Подготовила и провела:

Воспитатель д/с «Берёзка»

Климина А.А.

Февраль 2015г.

г.Когалым.

Родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну игр»

Цель: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 4-5 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это-игра» А.С.Макаренко
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь игра.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка, перед родителями появляется « ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация - узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет (кастрюлька, змейка, кукла и т.д.). (Выслушиваются и принимаются все предложения)

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну игр!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмахну - (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

1.- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра «Разноцветные флажки»

Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок - дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый - хлопнуть в ладоши; синий - шагать на месте, желтый - взяться за руки и т.п.

Игра «Цветные автомобили»

Описание игры:

В руках у детей цветные автомобили. Ведущий дает сигнал - поднимает флажок определенного цвета, дети начинают движение соответствующего цвета.

Игра «Разложи предметы по цвету»

Описание игры:

В большой корзине находятся овощи разного цвета. По сигналу ведущего, нужно разложить предметы в корзинку соответствующего цвета.

Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Наследующую станцию

Он детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня - одни блины. (круг)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура -
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата -
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал -
Отпечатались они.(квадраты)

Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.(овал)

Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами -кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек»

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Найди свой домик»

Все участники игры получают по одной геометрической фигуре, по сигналу ведущего каждый играющий должен найти свой домик (стульчик на котором лежит та или иная фигура).

Веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать. (Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.

Родители рисуют в нетрадиционной технике рисование пальчиками

5. - Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

(звучит мелодия «Куда уходит детство»)

6.-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмахну- (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

(воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)

Обратная связь :

Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?

Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические игры, задача которых - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Ольга Кириллова
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ «Что я знаю о своём ребёнке?»

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ .

Основной формой работы с родителями является родительское собрание , которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи. На родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей , способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Тема : «Что я знаю о своём ребёнке

Форма проведения : встреча в кафе.

Участники : родители , воспитатели.

Цель : развитие интереса к познанию своего ребёнка , эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке .

Предварительная работа :

Разработка сценария;

Выпуск буклетов для родителей ;

Анкетирование родителей по теме собрания .

Оформление . Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная классическая музыка.

Оборудование : карточки, ручки, листы бумаги.

Ход мероприятия.

Ведущая : Добрый вечер, уважаемые родители . Тема нашей сегодняшней встречи «Что я знаю о своём ребёнке и пройдёт она в кафе. Предлагаю ознакомиться с меню.

1. Первое блюдо : «Острая тема» (мини-лекция «Что надо знать о своём ребёнке );

2. Гарнир : «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка );

3. Салат : «Конфликт» ;

4. Напиток : «Тест» («Какой вы родитель );

5. Десерт : «Признание»

1. Первое блюдо «Острая тема» (мини-лекция «Что надо знать о своём ребёнке ).

Ведущая : Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима . Важно знать своего ребёнка , чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности .

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребёнок . Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему с ним никто не дружит. Чтобы избежать этого, а так же, чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребёнка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель , педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребёнка с раннего детства , сохраняется в нём, как в копилке, долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки . Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами.

Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребёнку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители , хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

2. Гарнир : «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка ).

Ведущая : Ваш ребёнок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни. И вы наверняка знаете всех детей группы. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете.

Кто самый старший в группе?

Кто самый младший в группе?

Кто не любит сидеть на месте?

У кого самые длинные волосы?

Кто самый молчаливый?

Кто самый дружелюбный?

Кто самый вежливый?

3. Салат : «Конфликт» (решение педагогических ситуаций) .

Ведущая : Конфликт является частью повседневной жизни. Важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать. Как справляются с конфликтами наши семьи, мы сейчас увидим. Разбор двух конфликтных ситуаций.

1. Мама спрашивает у сына (4 года) : «Почему у тебя одежда мокрая?» . Дима отвечает : «Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался».

Мама, не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею» .

Дима : «Я ещё дома попробую такую птичку сделать» .

Мама : «Пойдёшь в мокром» .

Дима замолчал и стал неохотно одеваться. Почему не состоялся диалог мамы и ребёнка ? Что можно посоветовать маме в такой момент?

2. Лена (4 года) : «Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?»

Бабушка, увидев это : «Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

Как вы оцениваете высказывание бабушки? Что можно предложить бабушке?

4. Напиток : «Тест» («Какой вы родитель ).

Ведущая : Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? – 2б.

2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0б.

3. Не знаю , что бы я без тебя делал (а) – 1б.

4. И в кого ты только уродился ? – 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1б.

6. Ну на кого ты похож (а? – 2б.

7. Я в твоё время… - 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) – 1б.

9. Ну что за друзья у тебя! – 2б.

10. О чём ты только думаешь! – 2б.

11. Какая ты у меня умница! – 1б.

12. А как ты считаешь, сынок (доченька? – 1б.

13. У всех дети как дети, а ты? – 0б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая! – 1б.

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.

7 – 8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу . Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком . Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11 – 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку . Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13 – 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.

5. Десерт : «Признание» (знакомство с результатами анкетирования, решение различных вопросов, подведение итогов).

Ведущая : Я расскажу о результатах анкетирования (знакомит родителей с результатами анкетирования, оригинальными памятками с советами на тему собрания ). Чаепитие. Обсуждение с родителями насколько тема и содержание родительского собрания отвечает требованиям семьи; определяется тема следующего собрания , сроки его проведения и планируется участие в его подготовке.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Росинка»

Тюменская область, Советский район,

п.г.т. Пионерский

Конспект родительского собрания

в первой младшей группе на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».

Воспитатель: Гулиева З.А.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко.

Нетрадиционное родительское собрание в

1младшей группе

Время проведения: март 2015г.

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

* введение в проблему;

* создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

* игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

* обратная связь;

* решение родительского собрания;

* рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Подготовительный этап:

* Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному

развитию.

* Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие

младших дошкольников».

* Изготовление «ящика ощущений».

* Музыкальное оформление.

2.Организационный этап:

* Оформление выставки, посвященной сенсорному

развитию (литература, игрушки, дидактические игры,

пособия).

* Подготовка места проведения собрания и необходимого

оборудования.

3.Вступительный этап:

Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных

разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе « от рождения до школы».

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.

Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется « ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

(Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика).

Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет.

(Выслушиваются и принимаются все предложения).

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Мы научим вас

изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику»!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку).

Вот я палочкой взмаху

(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,

(воспитатель раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз д вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.

(желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

(зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.

(красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.

(синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальцевая игра:

«Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

(Посту

чать мизинцем по столу.)

Игра 1.

«Построим башню»

Цель : учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите родителям построить башню, например, красного цвета. Покажите родителям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: « Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».

(демонстрация игры с 1 родителем).

Или можно предложить родителям самостоятельно построить башни. Дать им по одному кубику и попросить их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

(играют все родители).

Игра 2.

«Разноцветные флажки»

Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры :

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда воспитатель поднимает красный флажок – родители должны, например - подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 3.

«Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры:

Поставьте перед родителем несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте родителям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.

Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Наследующую станцию

Он детей привез!

Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.

(круг)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)

Как станция называется? Догадались?

(станция Фигурная).

Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 4.

«Волшебный мешочек».

Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра5.

«Прятки».

Те фигуры, которые родители достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит родителей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого родители должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра6 .

«Определи форму». Каждому родителю раздается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, родители должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза .

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны по шире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.

(звучит музыка)

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит»

- Ну, вот и приехали, кто нас встречает?

(Веселый человечек-художник Карандаш).

Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать.

(Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка, наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

(В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой).

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны

Могут все детишки смело рисовать. И не только кистью, можно вытворять. Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –

Маленькою ножкой. Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,

Удивительный и радостный, этот свет.

(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети).

Это наши юные художники старались для своих родителей в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.

Вы узнали, в какой технике выполнена работа

(рисование ладошкой и пальчиками)

Какие цвета использовались?

(основные: зеленый, синий, красный)

А какого цвета не хватает?

(желтого).

Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине?

(солнышка)

Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Физ. Минутка :

Нарисуем желтый круг,

(вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг –

(руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,

(сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее

(трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.

(руки в «замок»)

(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

Время ручки отмывать:

(родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Кто опрятным хочет стать,
Воду должен уважать.

Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят. -

- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим

удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.

А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Волшебные клубочки» Она изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём!

(звучит мелодия «Куда уходит детство»)

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

(Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта.

(показываю карточки).

Как вы думаете, что это?

(Родители предлагают варианты ответов).

Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает.

(миниола).

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

(воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)

Обратная связь : -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума

Воспитатель:

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо». До свидания. Совместное с родителями чаепитие.

Нетрадиционные формы проведения

родительских собраний

Воспитатель УДО ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Применяются следующие формы проведения родительских собраний:

психологический тренинг;

мастер-класс;

совместное занятие детей с родителями;

день открытых дверей;

показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.

6. Мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей, подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два - три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов УДО, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Также существуют и нетрадиционные методы проведения родительских собраний.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар - практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок - левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток - шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Традиционно родительские собрания в ДОУ проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ. В нетрадиционной форме встречи проводятся сегодня уже во многих дошкольных образовательных учреждениях.

Собрания в ДОУ в нетрадиционной форме

Влияние семьи на становление личности и развитие (физическое, нравственное, художественное, моральное и так далее) ребенка несомненно, но только к сегодняшнему времени формула «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель)» начала преображаться в формулу «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель) - родители». Современные педагоги уверены, что полноценную личность, которая будет в состоянии определять значимость своих поступков, иметь свою позицию по важным вопросам, уметь выбирать приоритеты и находить собственный смысл в жизни, невозможно воспитать без совместной работы родителей и ДОУ, а затем и школы.

Принцип взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников реализуется через родительские собрания. Такие встречи проводятся в разных форматах (индивидуальные встречи, совместное собрание с родителями и детьми, официальные встречи в форме круглого стола или тренинга, ограниченное собрание с родительским комитетом и так далее), как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в начале сентября, следующее - под Новый год, далее - в апреле-мае. Необходимость проведения четвертой встречи определяется воспитателем группы.

В последнее время чаще проводятся родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме. Такой формат предполагает активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Виды и темы родительских собраний в детском саду, которые имеется возможность проводить в нетрадиционной форме, могут быть, например, следующими:

  1. Конференции (круглый стол). Примерные темы: «Вопросы воспитания в семье», «Наш выбор - здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Что такое авторитет? Родительский авторитет - основа воспитания», «Физиология и психология дошкольника», «Готовность к школе», «Кризис трех лет», «Физическое воспитание в условиях семьи и детского сада» и так далее. В ходе конференции родители обмениваются опытом. На эти встречи могут приглашаться специалисты: психолог, медик (медицинский работник ДОУ или специалист из местной поликлиники), дефектолог, социальный педагоги и другие педагогические работники.
  2. Встречи семейного клуба на базе ДОУ. Семейные клубы - неформальные объединения, которые организуются группой педагогов и родителей на добровольных началах. В рамках таких встреч можно развивать следующие темы родительских собраний в детском саду: «Рецепты здоровья», «Традиции физического воспитания в семье», «Дорожная азбука», «Правила обучения иностранному языку в домашних условиях», «Детское упрямство», «Воспитать ребенка полноценным» (для неполных семей) и так далее.
  3. Игры по темам конфликтных ситуаций. Родительское собрание в игровой форме - это встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определенные умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.
  4. Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
  5. Родительские собрания на природе. В теплый период года можно провести на природе «День семьи» или «День здоровья», любое экологическое мероприятие. Совместить такое собрание можно и с пикником, и с субботником, и с образовательной беседой.
  6. Тренинги. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Так, в собрании-тренинге неким образом совмещается форма «вопросы и ответы», конференции и игры по темам конфликтных ситуаций. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.

Родительские конференции по обмену опытом

Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя детского сада, позволяют тактично и ненавязчиво познакомить взрослых с требованиями ДОУ к воспитанникам (организационная функция). Тему для собрания в форме конференции, особенно первого, организационного, лучше выбрать какую-нибудь нейтральную. Например, можно провести родительское собрание в форме круглого стола на тему «Азы воспитания».

Задачи встречи «Азы воспитания» в форме круглого стола

Тема «Азы воспитания» нейтральная, актуальная для всех родителей, так что каждый специалист, раскрывая ее, может ненавязчиво рассказать о своих требованиях к воспитанникам, представить себя как специалиста. Задачами такого собрания является:

  1. Знакомство родителей друг с другом, с воспитателями, специалистами, которые работают с детьми в ДОУ, группой, администрацией дошкольного учреждения, детским садом.
  2. Помощь в подготовке к изменению статуса малыша в семье, понимание значимости перехода ребенка в новое психическое и физическое состояние.

На встречу можно пригласить логопеда, дефектолога, психолога, медицинского работника ДОУ, заведующего детским садом. Конечно, также должны присутствовать воспитатели группы.

Анкетирование родителей перед собранием

Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы. Кроме того, анализ ответов родителей позволит выявить, на какую информацию необходимо обратить большее внимание взрослых. В анкету можно ввести следующие вопросы:

  1. Знает ли Ваш ребенок правила культурного поведения? Какие? Пожалуйста, приведите примеры.
  2. Знает ли Ваш ребенок правила безопасности в быту и на улице, на дороге? Какие?
  3. Что такое ЗОЖ? Какие методы укрепления здоровья ребенка вы используете?
  4. Как Вы проводите семейный досуг с ребенком?
  5. Что, по Вашему мнению, является главным в воспитании хороших манер и навыков культурного поведения?
  6. На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы на собрании?

Результаты позволят понять, на какие вопросы обратить внимание специалистам (дефектологу, психологу, медицинскому работнику) при подготовке докладов.

Теоретическая часть родительского собрания в ДОУ

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Азы воспитания» включает две части: теоретическую и организационную. В рамках теоретической части встречи с докладами выступают:

  1. Воспитатели группы. Нужно поприветствовать собравшихся, поблагодарить за то, что нашли время прийти. На первой встрече можно начать с разговора о тех простых вещах, которые и создают основу культурного поведения, здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности ребенка. Нужно донести до родителей перечень основных умений, которые должны быть сформированы у дошкольника (например, умение считаться с мнением других, соблюдение правил культурного поведения, поддержание в порядке собственной комнаты, регулярное участие в посильном труде), также стоит отметить, что главным в воспитании является личный пример.
  2. Логопед. Специалист может рассказать о речевом этикете. Стоит сделать акцент на том, что ребенка необходимо избавить от грубых обращений, а также исключить из семейного обихода нецензурные слова.
  3. Педагог-психолог. Этот специалист может дать родителям несколько профессиональных советов по воспитанию («Чтобы ребенок слушался…») гармоничной личности, выявлению индивидуальных способностей и особенностей дошкольника. Стоит дать понять родителям, что они всегда могут рассчитывать на помощь психолога в решении различных вопросов. Полезным также будет подготовить и раздать короткие памятки с советами по семейному воспитанию от выдающихся педагогов.
  4. Дефектолог. Тему воспитания хорошо бы продолжить разговором о похвале. Донести до родителей следует тот факт, что ребенка нужно обоснованно хвалить. Тут можно провести короткую игру. Нужно раздать родителям фишки, подготовить тезисы о правильном поведении (аккуратно складывает одежду; при встрече приветливо здоровается, говорит «до свидания» при расставании; не говорит нецензурных слов), предложить распределить фишки по тезисам по цветам: например, зеленый - ребенок выполняет правило; синий - выполняет не всегда или не совсем верно; красный - не выполняет совсем. Такое упражнение позволит определиться, над чем стоит поработать с детьми.
  5. Медицинский работник. Стоит провести беседу о закаливании, ознакомить родителей с теми методами, которые применяются в ДОУ (температурный режим, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, активные игры, хождение по ребристым дорожкам).
  6. Второй воспитатель. Второй педагогический работник, который работает с группой, может поднять тему безопасности в детском саду и в быту. Родителям стоит обозначить важность знакомства ребенка с правилами безопасности в быту, ПДД, правилами противопожарной безопасности, подсказать методы обучения навыкам безопасного поведения.

Организационные моменты на нетрадиционном родительском собрании

Первое родительское собрание, пусть и в нетрадиционной форме, в обязательном порядке предполагает наличие организационной части. Нужно ознакомить родителей с основными задачами на предстоящий учебный год, программой обучения, нормативно-правовым регулированием деятельности ДОУ, списком канцелярских товаров, необходимых для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса в детском саду. Необходимо обсудить правила детского сада (по договору между родителями и ДОУ), провести выборы родительского комитета.

Протокол родительского собрания

Обязательно нужно сделать протокол родительского собрания в ДОУ. Этот документ должен включать такие вопросы, как:

  1. Общее число родителей, количество присутствующих и отсутствующих, причины отсутствия.
  2. Повестка дня.
  3. Выступления участников встречи, вопросы, комментарии, обсуждение.
  4. Результаты голосования, анкетирования, любых других активностей.
  5. Решения родительского собрания.

Под протоколом родительского собрания в ДОУ подписывается секретарь. Это может быть второй воспитатель или председатель родительского комитета.

Собрание «Игра как средство воспитания»

На родительское собрание в ДОУ в нетрадиционной форме можно пригласить психолога. Специалист расскажет родителям, какие игрушки нужны ребенку того или иного возраста, как организовать детский уголок для игр дома, даст краткую характеристику игровой деятельности, ее роли в воспитании. Можно привести примеры сюжетно-ролевых игр и рекомендации по руководству игрой в семье.

До беседы можно предложить родителям провести родительское собрание в форме тренинга. Вот несколько идей, которые можно использовать для проведения такой встречи:

  1. Проведение игры «Магазин игрушек». Нужно подготовить различные игрушки (кукла, пирамидка, кубики, пазлы, матрешка), предложить родителям выяснить полезность, бесполезность или вред, плюсы и минусы любой игрушки по выбору.
  2. Проведения игр на развитие внимания, творческие навыки (совместно с детьми). Можно предложить игру «Угадай, что исчезло», упражнение «Дорисуй картинку» (например, нужно дорисовать вторую половину елочки и ответить на тематические вопросы про Новый год), игру «Что лишнее?» и другие. Цель - познакомить родителей с развивающими играми, которыми можно заниматься дома с детьми.
  3. Можно подготовить для собрания и распечатать памятки по развитию мелкой моторики, наборы развивающих игр.

Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»

Развитию интереса к познанию дошкольника и эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует, например, родительское собрание в форме кафе. Нужно подготовить чай и кофе, сладости, включить спокойную музыку в качестве фона. Можно предложить родителям ознакомиться с меню:

  1. Первое блюда: мини-лекция «Что нужно знать о своем ребенке?» (роль родителей в воспитании, что нужно ребенку для полноценного развития).
  2. Гарнир: блиц-опрос «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?» (быстрые вопросы и ответы).
  3. Салат: конфликт, решение сложных педагогических ситуаций.
  4. Напиток: тест «Какой вы родитель?». Можно, например, привести список фраз, которые родители могут употреблять в общении с детьми (как положительных, например, «Посоветуй мне, пожалуйста…» или «Какой ты у меня сообразительный!», так и отрицательных: «О чем ты только думаешь!», «Сколько раз тебе повторять?»). Далее нужно предложить родителям присвоить каждой фразе число: 0 - вообще не употребляю эту фразу в общении; 1 - иногда употребляю; 2 - часто употребляю (для отрицательных высказываний; наоборот - для положительных). По ответам можно определить, насколько гармоничны отношения родителей и ребенка.
  5. Десерт: ознакомление с результатами тестирования, решение интересующих родителей вопросов, подведение итогов.

В ходе обсуждения воспитатель детского сада также отвечает на отдельные вопросы родителей. Кроме того, нужно определить тему следующего собрания, запланировать следующую встречу.